Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. В начале XV в. в окрестностях Вологды активно шел процесс монастырской колонизации одним из деятелей которой был прп. Дионисий Глушицкий С именем этого святого связано появление трех монастырей, одну обитель он возродил Монастыри, основанные преподобным, располагались на реке Глушице: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанно-Предтеченский Сосновецкий и женский во имя св. Леонтия Ростовского, а также возобновленный Никольский Свято-Луцкий на реке Сухоне недалеко от Кубенского озера О времени возникновения Глушицкой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы высказано несколько мнений. Митрополит Евгений (Болховитинов), Н. И. Суворов и В. К. Лебедев временем основания обители считали 1400 г. Эта дата была принята и глушицкой братией, поскольку именно в 1900 г. праздновалось 500-летие монастыря П. И. Савваитов считал, что Покровский монастырь прп. Дионисий основал в 1402 г., его поддержала А. П. Анишина В. В. Зверинский полагал, что начало монастыря было положено в 1403 г. Его мнение получило признание в трудах М. К. Любавского и В. А. Кучкина Предлагались и иные датировки. Самую раннюю дату основания монастыря — 1395 г.— указал А. Ратшин Несогласованные сведения приводит И. К. Степановский о том, что монастырь был основан в 1492 г., тогда как 1412-й г. он называет «годом преставления Дионисия Глушицкого» (в Житии — 1 июня 1437 г.). Две даты предложил А. А. Амосов — около 1392 г. и около 1403 г. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, сначала преподобный поставил «келейцу малу», на месте, которое он «усмотрел» Вскоре Дионисий «разчинил» место по «лаврскому строению», и через некоторое время к преподобному стали «приходити овогда един, иногда и два, и трие» инока Будущей братии Дионисий говорил: «Братие… хощу на сем месте монастырь съставити». Далее в Житии названа точная дата: «В лето 6908 (1400 г.)» и следует сообщение о том, что братия «сътвориста себе келийци мали» Полагаю, что именно с этого момента можно вести отсчет истории существования Глушицкого Покровского монастыря. В 1402 г. Дионисий ходил в Ростов Великий за благословением епископа Григория а на следующий год была создана церковь малая во имя Покрова Богородицы, появилась трапеза, кельи по чину и остальное, «потребное братии»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

того же года преемником М. стал Смоленский еп. Насон. В 1396 г. М. сопровождал свт. Киприана в Киев. 7 окт. 1397 г. М. вернулся в Москву. Дальнейшее его местопребывание точно неизвестно. Указывая под 6 мая 1402 г. смерть М., Троицкая летопись подчеркивает, что «владыка Смоленскии, быв в епископстве лет 19 и положен бысть у Троицы в Сергиеве монастыре близ гроба старцева», т. е. рядом с прп. Сергием Радонежским ( Присёлков. 1950. С. 455). Не исключено, что в 1397-1402 гг., в период настоятельства в Троице-Сергиевом мон-ре прп. Никона Радонежского , М. пребывал на покое в этой обители. По предположению Л. Л. Муравьёвой, «возможна причастность» М. «к привлечению в московскую летопись смоленских летописных материалов» ( Муравьёва. 1983. С. 271). До 7 окт. 1397 г. в Киеве митрополичий протодиакон Спиридоний, уже переписывавший с благословения свт. Киприана и по поручению Боровского и Серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго богослужебные книги, «повеленьемь смиренаго владыкы Михаила» окончил по заказу М. переписку Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 227). Согласно гипотезе С. Г. Жемайтиса, заказчиком этой рукописи был патриарший Экзарх на Руси Вифлеемский архиеп. Михаил ( Жемайтис С. Г. К вопросу о происхождении и бытовании Киевской Псалтири (1397-1518 гг.)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 126-138; Он же. Спиридоний - диакон, протодиакон, писец Киевской Псалтири и Евангелия 1393 г.: Опыт реконструкции биографии//Остромирово Евангелие и совр. исследования рукоп. традиции новозаветных текстов: Сб. науч. ст. СПб., 2010. С. 128-147). Большинство исследователей, однако, не разделяют эту т. зр. (см.: Вздорнов. 1978, 1980; Столярова. 1998, 2000; Кузьмин. 2007. С. 52-53). Почитание Митр. Пимен вместе с Михаилом, еп. Смоленскиим, и др. епископами поклоняется святыням в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 286) Митр. Пимен вместе с Михаилом, еп. Смоленскиим, и др. епископами поклоняется святыням в ц. св. Апостолов в К-поле.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

1097 Перу Кидониса также принадлежит ряд преамбул к хрисовулам Иоанна V 1098 . Интересная переписка сохранилась от сторонника унии и противника исихастов Мануила Калеки , ученика Кидониса, окончившего свою жизнь в монастыре доминиканцев на Лесбосе 1099 . О движении исихастов и споре вокруг исихазма наряду с историческими сочинениями Никифора Григоры и Иоанна Кантакузина повествуют прежде всего сочинения родоначальника движения исихастов Григория Синаита , великого предводителя исихастов Григория Паламы , патриарха Филофея , противников исихастов Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина , знаменитого мистика Николая Кавасилы , а также акты созываемых для улаживания этого спора Соборов 1100 . Наряду с богословскими сочинениями и письмами 1101 перу Николая Кавасилы принадлежат два интересных трактата о ростовщическом проценте против ростовщиков 1102 , а также весьма важное сочинение против отчуждения церковных имений 1103 . Огромным значением с социально-экономической точки зрения является недавно опубликованный «Диалог богатых и бедных» Алексея Макремволита , представляющий собой резкий протест против социального неравенства и обнищания византийского населения 1104 . Среди византийских правителей, подвизавшихся на литературном поприще, Мануилу II Палеологу (1391–1425) принадлежит одно из первых мест. Наряду с богословскими трактатами образованный и литературно одаренный император составил несколько риторических сочинений и сочинений на разные темы, а также оставил большое количество писем, которые имеют большую историческую ценность и представляют интерес в плане суждения о его личности 1105 . Неопубликованное до сих пор сочинение Иоанна Хортасмена , прославляющее поражение Баязида при Анкаре (1402) как чудо Божие, содержит важные сведения о беспомощном положении Империи перед переменой, наступившей в 1402 г. 1106 О последних десятилетиях истории Византийской империи у нас имеется особенно большое количество риторических сочинений, которые освещают положение умирающей Империи и прежде всего отношения на отвоеванном греками Пелопоннесе, а также богословских и полемических трудов по вопросу унии, ставшему жгучим в результате Флорентийского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Однако Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии. Тогда султан завоевал Болгарию, приступил к столице империи и держал самую продолжительную в истории Константинополя осаду с 1394 по 1402 год. За помощью против турков Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Откликнулся венгерский король Сигизмунд: он отправился в поход против турок, который закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 года в сражении у Никополя. В 1399 году французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл к осажденным с 1200 воинами. С 1400 по 1403 год Мануил объезжал европейские столицы, пытаясь убедить королей составить союз против турок. Однако помощь пришла совсем с неожиданной стороны – от Тамерлана, чей опустошительный набег на Русь за несколько лет до этого был остановлен чудом Владимирской иконы Богородицы. В 1402 году, потерпев сокрушительное поражение от монголов, турки вынуждены были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. В 1413 году Мануил помог следующему султану Мехмету I (1413–1421) в войне с его братом Мусой, благодаря чему Мехмет поддерживал мир с Византией во все время своего правления. В 1421 году Мануил посадил на трон своего сына Иоанна VIII, а сам ушел в монастырь Перивлептос, где принял постриг с именем Матфей. Из-за недальновидных политических шагов Иоанна VIII султан Мурад II (1421–1451) в 1422 году предпринял осаду Константинополя, к счастью, неудачную. 21 июля 1425 года после продолжительной болезни Мануил-Матфей умер и был похоронен в монастырской церкви Вседержителя. Стойкость, смелость, честность и верность истине не погубили Мануила II Палеолога, но, напротив, помогли стать последним ярким императором Византии.

http://religare.ru/2_33125.html

1400–1402 гг. Свт. Григорий Палама. Роспись ц. святых Гурия, Симона и Авива (Трех святых) в Кастории, Греция. 1400–1402 гг. Набеги турок, в т. ч. пиратские нападения на визант. острова и побережье, в XIII-XV вв. привели к тому, что множество монахов покинуло подвергавшиеся непрестанной опасности места в поисках более спокойных и безмолвных прибежищ. Подобное положение дел характерно для XIV в., когда излюбленным объектом нападений морских разбойников становятся берега Афонского п-ова. Большие мон-ри были неприступны для пиратов, однако кельи и скиты, расположенные в окрестностях этих хорошо укрепленных киновий, становились легкой добычей. Пустынножители имели возможность укрыться за стенами общежительных мон-рей, таких как Великая Лавра, однако это означало утрату благоприятных для безмолвнической жизни условий, что было неприемлемо для мн. подвижников. По этой причине в XIV в. мн. исихасты покинули Св. Гору и перешли в окрестности Фессалоники (напр., свт. Григорий Палама) или еще дальше, на территорию Болгарского царства (напр., прп. Григорий Синаит). Для мн. подвижников XIII-XV вв. свойственно почти постоянное перемещение с места на место (преподобные Мелетий Галисиот , Максим Кавсокаливит , Савва Новый , Григорий Синаит и др.). Это перемещение всегда предполагало, с одной стороны, бегство от неблагоприятных для духовной жизни условий разного рода, а с другой - поиск места, удобного для безмолвия, или в отдельных случаях поиск духовного наставника. Принцип stabilitas loci, т. е. проживания строго на одном месте, как он понимался на Западе, в ту эпоху совершенно не воспринимался визант. монахами как нечто обязательное. В целом визант. М. в IX-XV вв., оставаясь неразрывно связанным с жизнью визант. общества, оказывало непрестанное воздействие на него, выражавшееся как в духовном руководстве, так и в формировании богослужебного строя, постепенно вытеснявшего альтернативные формы, и той духовности, в к-рой литургический и мистический аспекты были тесно переплетены. Греческое М.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Житие Никодима младшего (Нового) (BHG 2307) Hypomnema ad Nicodemum iuniorem monachum Thessalonicae. Ed. princeps: 1413 . Gedeon M.// ρχεον κκλησιαστικς στορας. 1911. 1. 175–185. Крит. изд.: 1414 . Tsamis D. G. T πμνημα το Φιλοθου Κοκκνου στν σιο Νικδημο τ Νο//EEThSTh 1981. 26. 87–100. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 83–93 [=TLG 3251/7]. Слово в честь Онуфрия (BHG 1380) и энкомий свщмуч. Фоке (BHG 1537d) 1415 . Oikonomides Ν. Φιλοθου Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως γκμιον ες τν γιον ερομρτυρα Φωκ ν// Νον θναιον. 1963. 4. 83–101. 1416 . Tsamis D., Katsanis Κ. Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου Λγος ες σιον νοφριον κα γκμιον ες γιον Φωκ ν//EEThSTh 1982. 27. 373–445. Житие Саввы младшего святогорца (BHG 1606) Vita Sabae iunioris, BHG 1606. Ed. princeps: 1417 . Papadopoulo-Kerameus Α.// νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Petropoli 1898. 5. 190–359. Крит. изд.: 1418 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κκκινου Βος γου Σβα το Νου. Θεσσαλονκη 1982. 208. 1985. 43. 279. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 161–325 [=TLG 3251/9]. 1419 . Филофей Коккин, патриарх Константинопольский. Житие и деяния преп. и богон. о. н. Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося/Пер. с греч. [по изд. А Пападопуло-Керамевса] с введ. и прим. свящ. Полиена Радченко. М. 1915. XXXII, 200. Патриарх Константинопольский кир Филофей. Светило иноческих добродетелей: Житие преп. отца нашего Саввы Нового Святогорца. СПб. 2002. Житие свщмуч. Февронии (BHG 659) 1420 . Tsamis D. Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου βος κα Μαρτριον τς γας σιομρτυρος Φευρωνας// Κληρονομι. 1987.19. 225–270. Житие Феодора Тирона 1421 . AASS 1925. 4. 76–86. Энкомий трем иерархам (BHG 748) В честь свв. Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Ed. princeps: 1422 . Pontanus l. Philippi Solitarii Dioptra. Ingolstadt 1604. 359–405. 1423 . Ducaens F. Bibliothecae veterum patrum seu scriptorum ecclesiasticorum 2. Parisiis 1624. 313–342 [с лат. пер.]=Magna bibl. veterum patrum 12. Parisiis 1644. 557–586=PG 154, 768–825.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

(кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 5.07.1402, Переяславль-Рязанский (ныне Рязань)), вел. кн. Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402). Из рязанских Рюриковичей; сын вел. кн. Рязанского Иоанна Александровича, отец вел. кн. Рязанского Феодора Ольговича . По мнению А. В. Кузьмина, имянаречение О. И. было связано с почитанием в Рязанском вел. княжестве Олега Игоревича Красного. Впервые упомянут в источниках 22 июня 1353 г., когда его войска захватили входивший в Московское княжество г. Лопасню на р. Оке (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 63). В 1365 г. совместно с вел. кн. Пронским Владимиром Димитриевичем (Ярославичем) и козельским кн. Титом Семеновичем разбил на Воине у Шишовского леса под Ст. Рязанью правителя Бездежского улуса, мурзу Тагая, который до этого сжег Переяславль-Рязанский (Там же. Стб. 80). Победители отняли у ордынцев всю добычу и полон. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIV в., во время «замятни» в Орде, О. И. захватил часть пограничных владений, ранее принадлежавших русским князьям. Проводил политику, направленную на укрепление княжеской власти, но не сумел полностью подчинить Пронское княжество. В дек. 1370 г. направил в Перемышль на р. Моче рать под командованием вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича на помощь вел. кн. Владимирскому св. Димитрию Иоанновичу для отражения 2-го похода Литовского вел. кн. Ольгерда на Москву. Рязанцы не участвовали в военных действиях, т. к. вел. кн. Литовский Ольгерд, боясь попасть в окружение, запросил мира. 14 дек. 1371 г., в период кратковременного обострения отношений с Московским великим княжеством, проиграл сражение у с. Скорнищева (ныне микрорайон Канищево в черте Рязани) войскам под командованием кн. Д. М. Волынского Боброка (Там же. Стб. 98-99). О. И. бежал из столицы, где москвичи посадили на вел. княжение вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича. Свергнув его в апр. 1372 г., О. И. вернулся в Переяславль-Рязанский, но был вынужден примириться с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем. В 70-х гг. XIV в. сохранял нейтралитет, когда тот боролся за ярлык на Владимирское великое княжество против блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича. Обеими сторонами признавался третейским судьей по спорным вопросам (напр., в московско-тверском договоре от 1 сент. 1375; см.: ДДГ. 9. С. 28). Летом 1373 г. владения О. И. были разорены изгонной ратью ордынского темника Мамая. В 1378 г. разрешил московским войскам вел. кн. Димитрия Иоанновича и его союзников войти в свои владения навстречу движению ордынских войск эмира Бегича. Помимо москвичей против захватчиков действовала рязанская рать под командованием пронского кн. Даниила Владимировича. Помощь О. И. способствовала победе войск рус. князей над ордынцами в битве на р. Воже в 1378 г. Местью за это стал последовавший осенью того же года новый разгром владений О. И. изгонной ратью из Мамаевой Орды. Были захвачены и сожжены располагавшийся на Куликовом поле Дубок и Переяславль-Рязанский, откуда раненый О. И. был вынужден бежать.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

Икономидис относит пожар ко 2-й пол. 20-х гг. XV в. Он считает, что автор легендарной истории К. по ошибке совместил поездку императора на посвященный обсуждению унии Собор и его путешествие в Италию и Венгрию 15 нояб. 1423 - 1 нояб. 1424 г., когда Иоанн еще был соправителем своего больного отца. В 1426 г. патриарх Иосиф II ничего не знал о пожаре в мон-ре, права на владения которого он подтверждал, а в 1430 г. К. уже описывается как разрушенный и почти заброшенный ( Oikonomid è s. 1978. P. 5). Возрождение мон-ря стало заслугой игум. Неофита, управлявшего К. с 1423 г. Он обратился к великому чельнику Радичу Поступовичу, военачальнику сербских правителей Стефана Лазаревича (князь в 1389-1402, деспот в 1402-1427) и Георгия Бранковича (деспот в 1427-1456), предложив ему стать ктитором К. и дать сумму, необходимую для восстановления монастыря (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 2. P. 101). Игумену удалось убедить Радича, и серб. вельможа, владевший серебряными рудниками, установил для К. ежегодную ренту в 20 литр серебра и сделал ряд др. важных дарений ( Novakovic St. Zakonski spomenici Srpskih drava srednjega veka. Beograd, 1912. P. 548-549), что, с точки зрения К. Павликианова, объясняется сербским или болгарским происхождением игум. Неофита (сохранилась слав. подпись Неофита под актом монастыря прп. Павла 1423 г.- Pavlikianov. 2001. P. 80; Idem. 2002. Σ. 52). Присутствие в К. слав. монахов прослеживается еще с сер. XIV в.: в 1344 г. в К. была переписана на серб. языке рукопись, содержащая сочинения свт. Иоанна Златоуста (Ath. Chil. 358), а в 1360-1366 гг. в келлии св. Саввы в Карее - Триодь с протографа из монастыря К. «оть изводь кастомонитскыхь» ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 50). Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. После смерти Радича К. лишился ренты, но получил во владение 7 деревень в Сербии, переданных вел. чельнику по хрисовулам серб. деспотов. Кроме того, К. предназначалась половина принадлежавшей Радичу шахты в Руднике и некоего устройства (очевидно, плавильной печи) в Каменице; 2-я половина должна была отойти мон-рю вмч.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

… старци же се не похвалиша .., се бо здумаша бояре юнии. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что общий материал (начала XV в.) был в какой-то мере распределен между Тверским сборником и Рогожским летописцем. Общим источником Тверского сборника и Рогожского летописца в таком случае являлся тверской свод 1412 г. Выясним, на каком этапе произошло «разъединение» текстов свода 1412 г. Обратим внимание на то, что изъятие статей 1402–1408 гг. из Рогожского летописца можно сопоставить с фактом составления (в рамках Тверского сборника) похвального слова тверскому князю Михаилу Александровичу, которое указанным статьям непосредственно предшествует и фрагменты из которых включены в самый текст похвалы 300 . Рука составителя прошлась по статье 1408 г. 301 и переработала предшествующий текст 302 . Если связать с указанной редакторской работой включение в текст свода известий из московского источника (так, сходно с Софийской I летописью дано описание нашествия Тохтамыша в 1382 г., разгрома смоленских войск под Мстиславлем в 1386 г.) и учесть, что изъятие статей 1402–1408 гг. произошло не позже 40-х годов XV в., то можно остановиться на дате 1446 г. составления свода, положенного в основание Тверского сборника: действительно, под 1445 и 1446 г. очевидно использование московского источника, вставки из которого были выявлены в текстах XIV в. (бой с татарами под Суздалем, пленение Василия Васильевича, его ослепление, война между Шемякой и Василием Темным). Житие Михаила Ярославича вошло в состав тверского свода 1412 г. уже в сокращенном, а также дополненном из других источников виде: именно, добавлен некролог Михаила Ярославича, списанный, как установил В. А. Кучкин 303 , с более позднего некролога тверского князя Михаила Александровича. «Слово» о Михаиле Александровиче атрибутируется Епифанию Премудрому и датируется серединой второго десятилетия XV века (произведение адресовано тому же архимандриту Кириллу, с которым Епифаний переписывался в 1415 г., стилистические характеристики «Слова» сближают его с Троицкой летописью и «Словом о житии и преставлении» великого князя Дмитрия Ивановича) 304 . Свод 1412 г., таким образом, также датируется серединой второго десятилетия XV в. и представляет тверскую реакцию на московскую Троицкую летопись (автором тверской переработки признается архимандрит Спасо-Афанасиева монастыря Кирилл) 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В отечественной научной лит-ре (см., напр.: История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 175; Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 371-373) можно встретить мнения о сходстве житийного цикла архиеп. Даниила и его преемников с позднейшей рус. Степенной книгой, однако эта аналогия представляется достаточно отдаленной, не выходящей за пределы самой общей типологии (достаточно сказать, что в серб. цикле в отличие от рус. свода XVI в. жития правителей и церковных иерархов образуют 2 параллельных ряда, а не систему «степеней»). В серб. средневековом изобразительном искусстве аналогом агиографического цикла архиеп. Даниила выступает созданная под его несомненным влиянием композиция «Лоза Неманичей», построенная по аналогии с «Древом Иессеевым» и получившая распространение во фресковых ансамблях соборных храмов с 30-х гг. XIV в. (Дечаны, Печ и более поздние стенописные циклы). Новый период активизации творчества серб. агиографов приходится на кон. XIV - 1-ю треть XV в. и был вызван сочетанием разнородных причин: тур. завоевания Балканских стран и распространения учения исихазма среди серб. монашества. Трагическая гибель кн. Лазаря в битве на Косовом поле (1389) и установление в скором времени его церковного почитания сопровождались созданием значительного числа посвященных ему житийных текстов, Похвальных слов и плачей, несмотря на то что пространное житие не было написано. Подобная «избыточность» текстов, связанных с культом кн. Лазаря и написанных современниками событий, служит ярким свидетельством того, сколь глубокое впечатление произвела гибель правителя на тогдашнее серб. общество. Автором 3 из них - Похвального слова, проложного Жития и «исторического» слова - был Сербский патриарх Даниил III . Созданный им разножанровый цикл (в к-рый также входит и служба кн. Лазарю) объединяет трактовка косовского подвига князя как мученической победы, триумфа Царства Небесного над царством земным; при этом «историческое» слово стилистически и типологически обнаруживает близость к жанру русских воинских повестей. Отдельные памятники цикла Даниила как бы дублируют сочинения др. авторов, известных по имени и безымянных: наряду с «историческим» словом патриарха существует и «Слово о кн. Лазаре», а также летописное Житие (после 1402); аналог проложному Житию составляет краткое Житие, написанное до 1398 г. и снабженное пространными стихами в начале и конце текста; наконец, Похвальному слову соответствует даже 2 текста - поэтичная Похвала мон. Евфимии , вышитая в 1402 г. на покрове для гробницы кн. Лазаря, и написанное в пышном стиле «плетения словес» сочинение Антония Рафаила Эпактита . Кроме сочинений, посвященных князю-мученику, Даниилом были составлены проложные Жития святых Саввы и Симеона Сербских и кор. Милутина.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010