В Горицком же монастыре жил другой святой подвижник Преподобный Даниил Переславский Чудотворец тридцать лет, с 1495 по 1525 год. В 1508 году он устроил в Переславле монастырь во имя Всех Святых и церковь во имя святой Троицы. В житии Преподобного Даниила повествуется, что Великий Князь Василий Иоаннович в 1529 году был в новоустроенном преподобным монастыре и повелел отдать в его монастырь сараи Горицкого и Никитского монастырей; при чём замечено, что церкви в тех монастырях были уже каменные 3 . Всё это было до царствования Грозного, и, следовательно, построение Горицкого монастыря царю Иоанну Грозному не принадлежит. Другое мнение, утвердившееся в истории монастырей, есть то, что основание Горицкого монастыря приписывается супруге Великого Князя Димитрия Донского Евдокии в 1392 году. Архиепископ Филарет в описании жития святого Димитрия Прилуцкого 4 5 опровергая мнение, будто святой Димитрий постригся в инока в Горицком монастыре, говорит: «этого не могло быть: Горицкий монастырь устроен святой княгиней Евдокиею в 1392 году». Граф С. Шереметев в изданной им брошюре «Два упразднённых монастыря над Переславским озером» тоже несомненно приписывает основание монастыря жене Донского Евдокии; следовательно, не ранее 1367-го года её супружества с Донским и не позднее года смерти её – 1407-го. И так как основание Великими Князьями монастырей совершалось в память каких-либо важных событий в их жизни, то и устроению ею Горицкого монастыря полагается следующее событие: спустя два года после Куликовской битвы, в 1382-м году Тохтамыш, усилившийся поражением Мамая, быстро подошёл к Москве с огромным войском. Великий Князь Димитрий Донской уехал в Кострому собирать войско. За ним выехала с детьми и Евдокия и остановилась в Переславле, вероятно, по случаю своей беременности, потому что в этом же году августа 14-го родился у неё сын Андрей. Узнав, что Тохтамыш приближается к Переславлю, жители переславские, сев на лодки, отплыли на средину озера, и тем спаслись. А Великая княгиня с детьми поехала к мужу в Кострому. Татары погнались за нею и едва не захватили её в плен; город же Переславль татары разграбили и сожгли до основания. Очень могло быть, что благочестивая княгиня Евдокия в благодарность за своё спасение восстановила разграбленный и сожжённый Горицкий монастырь в 1392 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Светлана 22 июня 2020, 13:59 Блаженных много на Руси.батюшка сказал,что не всех святых знает церковь.Есть святые,которые жили в пещерах,гробах ,в лесу.Многие юродивые для других сумасшедшие,их гнали,глумились над ними.А им много было открыто от Бога,даже смерть знали свою и готовились.Их не интересуют блага земные,а небесные. Наталья 21 июня 2020, 16:43 Слава Богу!Слава Пресвятой Богородице! Павел К. 21 июня 2020, 16:35 А это и есть Святая Русь с каликами перехожими ! Спасибо за рассказ! таёжный 20 июня 2020, 02:25 ХОРОШО И ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНО Алла 19 июня 2020, 20:34 Да сподобимся и мы своих " квартир " в Царствии Небесном. Аминь! 19 июня 2020, 18:38 Спасибо! Александр 19 июня 2020, 18:02 Для Николая 19 июня 2020 года, 15:13. Книга пророка Малахии глава 2 стих 7 (Синодальный перевод) «...Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Святой Исидор Пелусиот в своем учении говорит: «Бог по человеколюбию благоволил употреблять на служение Ему иерея, ибо иерей есть Ангел Господа Вседержителя, как по таиноводству Божественного священнодействия, так и по тому, что служит спасению многих». «Священство есть Божественное достояние», служение «светоносное, небесное, приличное ангелам». Александр 19 июня 2020, 17:17 Николай 19 июня 2020, 15:13. О какой овце у вас речь в вашем комментарии? Проясните. Екатерина 19 июня 2020, 17:14 Прекрасный рассказ! Дмитрий 19 июня 2020, 16:09 Большое спасибо! Очень добрый рассказ! Николай 19 июня 2020, 15:13 Александр 19 июня 2020, 12:30 Аще убо одна овца погибнет нерадения твоего ради, от уст твоих взыщтся! Ирина 19 июня 2020, 12:38 Очень светлый рассказ. Спасибо. Александр 19 июня 2020, 12:30 Понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко Ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2:7). Многоуважаемый батюшка, отец Олег! Помощи Божией и Ангела Хранителя за труды ваши, здравия вам и спасения. Светлана 19 июня 2020, 01:13 Спасибо Вам за всё, дорогой отец Олег!! Храни Вас Бог и Пресвятая Богородица!

http://pravoslavie.ru/131916.html

В Акт. отн. Зап. России т. 1, 12 помещена грамота владыки Ивана из Луцка Польскому Королю Владиславу, с обязательством дать ему 200 гривен русских и 30 коней, если тот поможет ему поставиться в сан Митрополита Галицкого. «Знаемо чиню всем, аже дал ми Государь мой, великий Король, Митрополию Галицкую, хочет ми помочи на поставленье Митрополитом». Datum этой грамоты 1 Февраля 1398 г. Но мы относим ее к 1392 г. на основании грамот, указания на которые находятся в Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 158–159. Здесь есть указание на грамоту Патриарха Антония к Митрополиту Киевскому, которой он извещал последнего, что Епископ Луцкий ложно называет себя Митрополитом Галицким. Значит Епископ Луцкий думал объявить себя Митрополитом при Патриархе Антонии и след. раньше 1398 г. потому, что Патриарх Антоний правил Церковью Константинопольской только до 1396 г. (Oriens. Christ. 1, 304). С другой стороны между теми же протоколами Константинопольского Патриарха находится приказ, данный отправлявшемуся в Россию 1392 г. Митрополиту Вифлеемскому о Митрополите Галицком и Мавровалахском (Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6 отд. II, стр. 159, 54). Но Митрополит Галицкий, поставленный по просьбе Казимира Великого, умер (ibid. стр. 158, 46) и Галич подчинен был уже Митрополиту Киевскому и всея России Киприану (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 233); след. этот приказ отдан был касательно какого-то нового Митрополита Галицкого, который после 1390 г. отнял от Киприана Галич. Грамота Патриарха к Киприану, помещенная выше под 48 и указывающая на Иоанна Епископа Луцкого, дает нам право думать, что касательно его дан приказ Митрополиту Вифлеемскому, и следовательно его происки и грамота Королю Польскому относятся к тому же 1392 г., к которому относится и приказ Патриарха. Что же касается до datum подлинника, хранящегося в Румянцевском Музеуме, которое указывает на 1398 г., то издатели этого акта не приняли-ли цифры 2 за 8, что очень могло случиться, потому что славянские начертания чисел 8 и 2 при слитном письме делаются очень схожи между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

м. было столь прочным, что в его подчинение перешли несколько малых мон-рей Афона: Факину, Фалакру, Сотира, св. Димитрия (Килоподари), св. Авксентия и Равдуху. В это время П. м. получил ряд владений на о-ве Лемнос. В апр. 1388 г. родственники Иоанна V Палеолога, Фока Севастопулос и Иоанн Дука Принкепс Хила, передали мон-рю 750 модиев земли близ участка, подаренного императором, причем оба участка были освобождены от налогообложения. Кроме того, на острове П. м. принадлежали участок в 300 модиев земли и пастбище, облагавшиеся налогом (Actes du Pantocrator. 1991. P. 109-112. N 12). В 1393 г. делегация мон-ря просила имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) подтвердить дарение П. м. земель на о-ве Лемнос. В результате Мануил издал хрисовул, закреплявший эти владения за мон-рем, причем от налогового бремени освобождались все монастырские земли на Лемносе (RegImp, N 3239; Actes du Pantocrator. 1991. P. 120-124. N 15). Т. о., большая часть собственности, принадлежавшей мон-рю в византийский период, была приобретена им к 90-м гг. XIV в. Вскоре в обители произошел пожар, уничтоживший часть монастырского архива. Впервые о пожаре упоминается в документе от нояб. 1392 г. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 116-119. N 14). В акте афонского прота Иеремии (сент. 1392) сообщается о конфликте насельников П. м. с братией обители Каракал (Ibid. P. 112-116. N 13). Предметом спора стала принадлежность земельного участка в долине р. Стримон (Струма), причем братия П. м. не смогла предоставить документ, подтверждающий владельческие права обители, хотя наличие этих прав впосл. было установлено имп. хрисовулом. Как считает Кравари, описанный эпизод свидетельствует о том, что пожар произошел не позднее сент. 1392 г. Точные размеры ущерба, нанесенного им мон-рю, неясны ( Kravari. 1991. P. 16). Известно, в частности, что был утрачен хрисовул Иоанна V, закреплявший за мон-рем 9 владений на территории Македонии, а также на о-ве Тасос; в 1394 г. владельческие права П. м. были подтверждены имп. Мануилом II (RegImp, N 3242; Actes du Pantocrator.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

V, прим. 246). В Воскресенской летописи под 6900 годом записаны события, и в числе их кончина преподобного Сергия, по мартовскому счету, который продолжается в ней, по крайней мере, до 6929 года (Полн. собр. русск. лет., т. VIII, с. 62). В этой последней летописи под 6900 годом находим следующие записи с указанием месяцев прямым и непрямым: в пяток 6-й недели по Пасхе преставился находившийся в России митрополит Андрианопольский; 16 июля пошел в Орду великий князь Василий Дмитриевич; 25 сентября скончался преподобный Сергий; 24 октября возвратился из Орды великий князь. Пяток 6-й недели по Пасхе и 16 июля 6900 года от сотворения мира по обоим счетам, и по мартовскому и по сентябрьскому, были в 1392 году от Рождества Христова. Но сентябрь, следующий за помянутым пятком и за июлем 1392 года, конечно, был сентябрем того же 1392 года, а не предшествующего 1391 года. В летописи Типографской (напечатанной в Синодальной типографии в 1784 году), в которой кончина преподобного Сергия записана под 6900 годом, из самых записей, читаемых под сим годом, не видно, по какому счету– мартовскому или сентябрьскому– они (записи) сделаны. Но что по мартовскому, а не сентябрьскому счету– это следует из того, что мартовский счет продолжается в летописи довольно долго и после 6900 года (насколько позволяют решить записи с месяцами, по крайней мере, до того же 6929 года, что выше). Если в некоторых летописях, какова, например, Никоновская, сентябрьский счет начинается ранее 6900 года (так что кончина преподобного Сергия относится в них к 6900 году не мартовскому, а уже сентябрьскому), то очевидно, что это по позднейшей переправе, так как в указанных выше летописях невозможно допустить обратной переправы (с сентябрьского счета на мартовский), потому что это было бы переправой принятого счета (каков сентябрьский) на оставленный счет (каков мартовский). Говоря то же иначе, в летописях кончина преподобного Сергия записана под 6900 годом по двоякому счету: в одних летописях– по мартовскому, в других– по сентябрьскому, и, следовательно, который-нибудь из двух счетов должен быть принимаем за позднее переправленный; так как по сейчас указанному невозможно принимать за таковой мартовского счета, то очевидно, что нужно принимать сентябрьский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские. Фрагмент «Спас Вседержитель с предстоящими святыми». Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские. Фрагмент «Спас Вседержитель с предстоящими святыми». Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) По версии игум. Иоасафа, Г. и К. были убиты в 1392 г., во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край. Однако в 1392 г. Вологодская земля не подвергалась разорению; не существовало тогда и казанских татар, ханство к-рых образовалось в сер. XV в. Указанный год смерти святых сомнителен еще и потому, что, как и в случае с нек-рыми учениками прп. Сергия Радонежского, он, возможно, приурочен к кончине преподобного; или дата - 6900 (1392) г.- может быть недописана (в отношении десятков и единиц). Более близким к действительности представляется рассказ о кончине преподобных во 2-й редакции Сказания, согласно к-рому Г. и К. были убиты разбойниками Василием Тяжеловым и Иваном Чурчиным, хотевшими завладеть монастырским имуществом. Расправившись с Г. и К., разбойники подожгли обитель (огонь не тронул останки священномучеников) и захватили ее. Обосновавшись в монастырских зданиях, Тяжелов и Чурчин создали шайку (в к-рую вошли неск. бывш. насельников мон-ря) и совершали набеги на окрестные села и мон-ри (о разбойниках говорится также в Житии прп. Дионисия Глушицкого), «многия злыя дела и пакости деяху, грабяху насильно, убиваху и баб уводяху любодействовати». Крестьяне соседних земель собрались, чтобы расправиться с насильниками, к-рые, после того как окончательно сожгли все монастырские постройки, бежали к своему прежнему пристанищу - сельцу Росцину, где они были пойманы и казнены. Сожженный мон-рь долгое время не возобновлялся, место, где он стоял, поросло лесом, Г. и К. были забыты. В 1524 г. авнежский крестьянин Гавриил решил сделать здесь подсеку для пашни. Когда он стал жечь на месте вырубки хворост, то увидел, что небольшая поляна остается не тронутой огнем. Все его попытки выжечь подсеку на следующий день также были безуспешны.

http://pravenc.ru/text/166842.html

—776— мому, понесли одинаковую заботу об образовании того юношества, из которого вышли потом святые подвижники: Феодосий Печерский († 1074 г.) был сыном служилого великокняжеского человека 1264 Евфросиния Полоцкая († 1173) – княжна 1265 Кирилл Туровский – сын богатых граждан города Турова 1266 Варлаам Новгородский (1193) – новгородский горожанин 1267 , Моисей († 1162) архиеп. Новгородский – сын богатого Новгородца 1268 . Алексий, митрополит Московский († 1378) – боярского рода 1269 . Сергий Радонежский (†1392) – от «родителей доброродну и благоверну», причем отец его был в Ростове «един от славных бояр» 1270 . Стефан Пермский († 1392) – сын причетникаУстюжского 1271 . Григорий Вологодский († 1392) «от славну родителю боярского рода» 1272 . Дмитрий Прилуцкий († 1392) – купеческого звания 1273 . Арсений еп. Тверской (†1409) – от благородных родителей тверичан 1274 . Кирилл Белозерский († 1427) 1275 и Павел Обнорский (†1429) – от благородных родителей 1276 . Иоасаф Каменский (†1453) – княжеского рода 1277 . —777— Евфимий, архиеп. Новгородский (†1458) – сын священника 1278 . Иона, архиеп. Новгородский († 1471) – круглый сирота, воспитывавшийся в доме богатой вдовы 1279 . Пафнутий Боровский († 1477) – внук татарского баскака 1280 . Александр Ошевенский († 1479 г.) 1281 , Зосима Соловецкий († 1479) 1282 , Евфросин Псковский († 1481) 1283 и Мартиниан Белоозерский († 1483) – дети крестьян 1284 . Макарий Колязинский († 1483) – из рода дворян Кожиных 1285 . Пахомий Нерехтский († 1484) – сын Владимирского священника 1286 . Паисий Углицкий (†1504) – от служащего человека княжеского двора 1287 . Иоасаф Волоцкий († 1515) – от видных великокняжеских служилых людей 1288 . Серапион Новгородский († 1516) – из крестьян 1289 . Игнатий Углицкий († 1523) – княжеского происхождения 1290 . Александр Свирский († 1538) – из крестьян 1291 . Корнилий Комельский († 1537) – от знатных служилых людей великого князя 1292 . У Стефана Комельского († 1542) – отец живяше у некия княгини во дворе 1293 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010