Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси: и плотская играния увядив постом и жаждею, и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси: душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преподобне богоносне Михаиле, и ныне на небесех предстоиши престолу пресвятыя Троицы: но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Духа святаго силою уподобился еси богоглаголивым древним пророком, сказав безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие: и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющыя: слава Богу прославляющему святыя своя. 479 Время основания сего монастыря точно неизвестно; он находится к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильменя. 481 Младший сын великого князя Димитрия Иоанновича Донского родился в 1389 г., за четыре дня до кончины отца своего. Брат его, великий князь Василий Димитриевич, дал ему в удел Тошию и Устюжну, но в 1419 г., когда Константин Димитриевич ослушался брата, тот отнял этот удел, и Константин бежал в Новгород, где ранее, в 1408 г., был наместником великого князя. В изгнании он пробыл два года; им построен в Клопском монастыре каменный храм во имя Живоначальной Троицы. 483 Доселе в Клопской обители показывают колодезь, устроенный, по преданию, из того источника, который низведен молитвою блаженного Михаила во время засухи. 23 июня, в день прихода преп. Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход из окружных сел. 484 Однажды блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. Вдруг он неожиданно очутился на колокольне и стал звонить во все колокола. На вопросы народа, что это значит, блаженный, юродствуя, отвечал: Ныне в Москве радость, и прибавил, что у великого князя родился сын Иван, который будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберет у них золото и совсем покорит своей власти. Действительно, 22 января 1440 г. родился князь Иван Васильевич, покоривший Новгород в 1471 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству в 1480 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Даниил, епископ Звенигородский Около 1375 года (по Булгакову – в 1370 году) хиротонисан во епископа Смоленского святителем Алексием. В 1382 году уехал из Смоленска в Москву и там остался. В 1383 году великий князь Дмитрий Донской († 1389, память 19 мая/1 июня) дал епископу Даниилу во владение г. Звенигород, и он стал именоваться «Владыкою Звенигородским». В 1389 году участвовал в Царьграде на Соборе вместе с митрополитом Киприаном. Скончался в марте 1397 года в Чудовом монастыре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 78. Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 5, прим. 254. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 589. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 16. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 359. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 92. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий, епископ Рязанский и Муромский (Азаков) Биографические сведения о нем очень скудны. В апреле 1389 года упоминается в числе архимандритов Новоспасского монастыря в Москве. После 1406 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. В 1423 году (по другим сведениям, в 1410 году) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. Скончался до 1433 года. Епископ Сергий, будучи архимандритом Новоспасского монастыря, в 1389 году сопровождал митрополита Киевского и всея Руси Пимена в Константинополь и вел записки о его путешествии. Его называют человеком не очень строгих правил по сравнению с игуменом Кириллом Белозерским († 1427; память 9/22 июня), с которым он подвизался в Симоновом монастыре. Литература: Диев М. Я„ протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 142, 149, 413. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1410. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 35. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 360. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви; в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 3. – С. 56, 646 (приложение). Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского//Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил I, святитель, епископ Смоленский († 1402; память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Пострижен в монашество в Московском Симоновом монастыре, где вел строго подвижническую жизнь. В 1383 году хиротонисан во епископа Смоленского. В начале 1389 года сопровождал в Царьград митрополита Киевского и всея Руси Пимена, а в октябре того же года – митрополита Киевского и всея Руси Киприана. 7 октября 1397 года вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Москву. Скончался 6 мая 1402 года. Погребен в Свято-Троицком Сергиевом монастыре. В Симоновом монастыре был сподвижником Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского († 1394; память 28 ноября/11 декабря) и учителем преподобного Кирилла Белозерского († 1427; память 9/22 июня). Литература: Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890. – Ч. 2. – С. 120. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 78. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 589. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 32. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 4. – С. 31. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 274. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарх Сербский Павел: Косово останется религиозно-национальным центром сербского народа Белград, 30 июня 2007 г. Предстоятель Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Павел подчеркнул неразрывную культурно-историческую связь Косово и Сербии. В своем обращении по случаю дня Видовдан, ежегодно отмечаемого в Сербии в память об исторической битве сербов с турками на Косовом поле в 1389 году, Святейший Патриарх сказал, что, несмотря на " черные тучи " , сегодня сгустившиеся над Косово, край останется " центральным местом национальной и религиозной жизни " сербского народа. Косово, напомнил ПредстоятельСербской Церкви, было Родиной сербской нации, а территория Рашко-Призренской епархии " веками была сердцем сербского народа и Церкви " . Косовские сербы, по словам Патриарха Павла, в настоящее время защищают не только самих себя, но также и " святыни просвещенного человечества " , сообщает ИНТЕРФАКС . В свою очередь премьер-министр Сербии Воислав Коштуница в интервью газете " Politika daily " заявил, что сегодня в провинции разворачивается новая, сербско-американская, " битва " . Спор о независимости Косово, по его мнению, является борьбой между американской политикой силы и сербской политикой справедливости. 30 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22938.html

Патриарх Сербский Павел подчеркивает неразрывную культурно-историческую связь Косово и Сербии 30 июня 2007 г. 10:02 В своем обращении по случаю дня Видовдан , ежегодно отмечаемого в Сербии в память об исторической битве сербов с турками на Косовом поле в 1389 году, Святейший Патриарх Сербский Павел сказал, что, несмотря на «черные тучи», сегодня сгустившиеся над Косово, край останется «центральным местом национальной и религиозной жизни» сербского народа. Косово, напомнил Предстоятель Сербской Церкви , было Родиной сербской нации, а территория Рашко-Призренской епархии «веками была сердцем сербского народа и Церкви». Косовские сербы, по словам Патриарха Павла, в настоящее время защищают не только самих себя, но также и «святыни просвещенного человечества», сообщает сайт «Serbianna». В свою очередь премьер-министр Сербии Воислав Коштуница в интервью газете «Politika daily» заявил, что сегодня в провинции разворачивается новая, сербско-американская, «битва». Спор о независимости Косово, по его мнению, является борьбой между американской политикой силы и сербской политикой справедливости. Сайт Подворья Сербской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/263306.htm...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Димитрий Донской Димитрий Донской (1350–1389) – святой благоверный князь (память 19 мая/1 июня), внук Ивана Калиты, с детства воспитывался святым Алексием, митрополитом Московским и всея Руси. В 1380 году по благословению святого преподобного Сергия Радонежского возглавил русскую дружину и в Куликовской битве (неподалеку от места впадения реки Непрядвы в Дон) разгромил войска татарского военачальника Мамая, за что был прозван Донским. Во время княжения Великого князя Димитрия расширилась территория Московского государства, к которому были присоединены смоленские и приокские земли, города Галич, Дмитров и другие. Построил в Москве белокаменный Кремль. Похоронен в Архангельском соборе Кремля. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Слава, глас 8: Преподобнии отцы,/Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие,/поучившеся день и нощь в законе Господни,/сподобистеся древа животнаго снасаждени быти,/и плод вашего страдания венцы процвете,/дерзновение имуще к Подвигоположнику Богу,/и нам испросите очищение и велию милость. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 67. Причастен: В память вечную: Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, «на Сокольей горе поставиша Церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша» в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом, или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой. И праведные братья подверглись бедам из-за родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В «Сказании» о святых братьях описаны чудеса, происходившие после их кончины от мощей. Празднование памяти святых 4 мая и 17 июня. В связи с пожаром, истребившим в новгородской земле Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея май. - 2002./Ч. 1. – 456 с.; Ч. 2. – 536 с.; Ч. 3. - 400 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержащиеся в этих грамотах имена людей и названия мест, свидетельствуют о том, что земледельческое население Косово и Метохии было полностью сербским. Только в грамотах XIV века, упоминаются влахи и арбанасы (албанцы), притом в очень небольшом количестве, и из этого со всей очевидностью следует, что никакого противостояния между сербами и албанцами в средневековой Сербии не было (эта проблема появится только после исламизации албанцев в XVII в.), а имело место их совместное проживание, мирное сосуществование и сотрудничество. Битва на Косовом поле в 1389 году и дальнейшая история Сербского Косово О том, что Косово было государственным и церковным центром сербского народа, свидетельствует то, что турки нанесли удар в сердце Сербии именно на Косовом Поле, где в свою очередь со стороны сербов было организовано самое серьезное сопротивление, в результате чего в 1389 году состоялась известная Косовская битва, ставшая решающей для судьбы не только сербов, но и других христианских народов. Не так давно, 29 марта 1999 года, пару дней спустя после того, как НАТО начало свою безосновательную бомбардировку невинного сербского народа и Косово, Сербский Патриарх Павел сказал следующие исторически верные слова: «Сербский князь Лазарь и наши предки вышли на Косово защищать свою землю, а не отнимать чужую, защищать свою свободу, а не топтать чужую, защищать свою веру, а не навязывать ее другим, ибо Авель имеет право и обязанность защищаться от Каина». Битва на Косово, на день памяти святого Витта (Видовдан) 15 июня 1389 года, остается в народном сознании всех сербов ключевым событием всей сербской истории. С Косовской битвой связаны лучшие сербские патриотические и свободолюбивые традиции и прекрасная народная эпическая поэзия, в которой народные поэты не столько говорили о сербских победах, сколько воспевают сербское страдание за Крест честной и золотую Свободу. «Этот факт свидетельствует, прежде всего, о несомненной жизнестойкости сербского народа. Тот, кто считает свое поражение окончательным, не поет о нем, потому что при окончательном поражении умирает не только воля, но и способность творить. О своем поражении говорит тот, кто верит, что его можно искупить (оплакать) и для кого оно, сколь бы не было болезненным, все же благодаря вложенному благородному и возвышенному усилию, является одновременно утешением и стимулом».

http://pravoslavie.ru/40798.html

болгарскую Мораву; а что касается до всего остального, то иное было завоевано турками, иное перешло в руки хотя христианских, но не сербских владетелей, иное хотя еще оставалось за сербскими деспотами, но уже совсем отпало от общего государственного средоточия 274 . В 1375 г. Лазарь был вынужден просить мира у султана турецкого Мурада, по которому признал себя его данником (1375-й год по Гаммеру – , Hismoire da l’Empire Ommoman b nepeboдe Dochez’a, m.1, р. 80,col. 1 fin.; по Раичу, Шафарику и большей части других в 1386 г.). В 1389 г. он решился сделать попытку свергнуть иго турок и остановить их завоевания, но в битве на Косовом поле (15 июня сего года), как полагают, вследствие измены одного из своих вождей, своего зятя Вука Бранковича, страшно поражен был ими, и попавши в плен лишен был жизни. 30) Стефан, старший сын Лазаря, после смерти отца получивший престол из рук победителей с новыми обязательствами данничества и правивший с именем деспота с 1389 по 1427 год. В продолжении первых 14-ти лет своего правления, как верный подручник турок, постоянно принимал участие в военных походах султана Баязида; в 1403 г. отложился было от турок к венграм и в союзе с сими последними нанес им поражение, но потом снова возвратился к ним и принимал деятельное участие в междуусобиях между тремя сыновьями Баязида, помогая то одному, то другому из соперников. В 1408 г. он принужден был не на долгое время поделиться властью с своим младшим братом (Вуком или Волком). Как кажется, справедливо укоряется историками, что предпочитал остаться покорным рабом турок, а не воспользовался благоприятными обстоятельствами (мсждуусобиями сыновей Баязида), чтобы свергнуть их иго и сокрушить их силу. 31) Юрий Бранкович, сын того Вука Бранковича. который изменил Лазарю на Косовом, получивший престол по завещанию от Стефана, умершего бездетным, и правивший с 1427 до 1457 г. (по сербск. летописям, в Памятниках Шафар. стр. 73 и 79, он умер 24 декабря 1456 г., а по Раичу, кн. IX, rл. VII, § 11,24 декабря 1457 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010