Закрыть Видовдан в Сербии «Куда бы не пошёл я, возвращаюсь к тебе снова, кто вырвет из моей души Косово?» 28.06.2023 527 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Сегодня в Сербии отмечают национальный праздник Видовдан. В память о святом сербском царе Лазаре и о всех сербских воинах, погибших в неравной битве на Косовом поле 28 июня 1389 года. Возглавив в той битве противостоящее надвигающейся турецкой оккупации сербское войско, князь Лазарь принял мученическую смерть, явив тем самым пример великой храбрости и исторического выбора сербского народа, готового до конца бороться за свою веру. Косово поле для сербов свято и бескрайно, как и жизнь вечная, оплаченная кровью предков, потому что именно там сербский народ сделал выбор в пользу Царствия Небесного. Почти каждому в Сербии известно предание, в соответствии с которым в ночь перед боем царю Лазарю явился Ангел Господень и предложил ему на выбор победу над турками и благополучие для его державы, либо мученический подвиг во имя веры Христовой, на что Лазарь ответил просто и решительно: «Земное царство – на миг, а Небесное царство – навек», определив тем самым судьбу для своего народа, который всегда будет со Спасителем, даже в периоды страданий и гонений. Вся дальнейшая история Сербии – это череда тяжёлых испытаний и борьбы за право жить независимо на родной земле, сохраняя собственную идентичность, в основе которой лежит Православие. Героическая гибель войска царя Лазаря явилась жертвой, принесшей духовное перерождение сербского народа и пробудившей в его душе всё то лучшее, что было дано ему от Бога. Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сформировала сербов как народ. Он говорил: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Тогда Сербия не просто сделала судьбоносный выбор, но и буквально своим телом защитила Европу от османского нашествия, приняв на себя тяжелейший удар, а как цивилизованные европейцы «отблагодарили» за это сербский народ мы все прекрасно знаем из истории двух мировых войн и балканского кризиса конца прошлого века.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/28/vi...

Было много и других чудес. В 1651 г., на охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился прп. Савва и спас его. По повелению царя Алексея Михайловича в 1652 г. святые мощи прп. Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе, где они почивали до нашего времени, а сам он был причислен к лику святых.  В 1812 г. прп. Савва явился ночью принцу Евгению Богарне, итальянскому вице-королю, который со своими войсками остановился около монастыря, и сказал ему, что, если его войска не тронут монастыря, он сам благополучно вернется на родину, а потомки его будут жить в России. Утром принц пошел в монастырь и узнал явившегося ему на иконе. Он приказал солдатам не трогать монастырь. А затем сбылось предсказание преподобного. Сам принц Евгений благополучно вернулся на родину и мирно скончался в 1824 г., с титулом герцога Лейхтенбергского, а сын его, герцог Максимилиан, женился на вел. княжне Марии Николаевне, и дети его стали русскими. Сейчас потомки его находятся за границей. •  В 1398 г. по просьбе кн. звенигородского Юрия Димитриевича, сына св. Димитрия Донского, преподобный положил начало Сторожевскому монастырю в 2 верстах от Звенигорода и в 50 верстах от Москвы. Первая церковь в обители освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После устроения каменного собора в него были перенесены мощи преподобного, в этот календарный день, 19 июля, местно празднуется память преподобного.   Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская (+ 1407) Память ее празднуется 17 мая, 7 июля в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирскихсвятых. 28 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский  Вознесенский монастырь. На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего ангела, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село — предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. княгиня Евдокия Димитриевна - Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери). Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы преподобным Сергием. Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лег, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Всего через два года после победы на Куликовом поле хан Тохтамыш разгромил Москву, и вновь Донскому нужно было ехать за ярлыком на великое княжение. В Орду было решено отправить старшего сына князя – 12-летнего Василия. Юноша несколько лет прожил в плену у ордынцев, затем ему удалось сбежать.  По возвращении прошло совсем немного времени – и возмужавший Василий принял из рук своего умирающего отца бразды правления княжеством. Умер великий князь на 39 году жизни Он ушел из жизни 19 мая 1389 года. Незадолго перед кончиной он написал завещание, по которому передавал великое княжение Владимирское старшему сыну как «отчину». Это тоже был прорыв к большей свободе еще не до конца объединенной страны — ведь произошло это впервые, до этого судьба великого княжения всегда решалась в Орде.  Также в завещании есть примечательные слова: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давать выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть». Таким образом, впервые была документально засвидетельствована надежда на полную отмену выплаты дани, а следовательно, и на прекращение зависимости от Орды. Дмитрий Донской был причислен к лику святых и стал символом воинской славы В год 1000-летия Крещения Руси Дмитрий Донской был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Память святого благоверного князя ежегодно совершается 19 мая/1 июня. Также его память празднуется в Соборе Тульских святых – 22 сентября/5 октября. Мощи благоверного князя хранятся в Архангельском соборе Кремля. В годы Великой Отечественной войны именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. В русском флоте именем князя были названы парусные линейные корабли, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/dmitrij-donskoj-nasled...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская (+ 1407) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 17 мая, 7 июля в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирскихсвятых. 28 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский Вознесенский монастырь. На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего ангела, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село — предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. княгиня Евдокия Димитриевна - Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил. Но монашество вел. княгиня не приняла. За малолетством своих сыновей она стала управлять государством вместе с боярами. Одетая в роскошные одежды, как повелевал ее сан, она принимала участие в их советах и пирах. Вокруг нее стала создаваться клевета. Она достигла слуха ее сыновей, и они осмелились сказать об этом матери. Тогда она открыла перед ними на груди одежду свою, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ее ногам, прося у нее прощения, но она только кротко заметила им: «Дети, не верьте никогда внешнему!» Потому что все подвиги свои, молитвы и милостыни вел. княгиня Евдокия хранила в тайне.

http://sedmitza.ru/lib/text/437213/

ДМИТРИЙ донской, св. (1350–1389) – великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1362 г. При нем в 1367 г. был построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861) – русский литературный критик и публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном цар­стве», «Когда же придет настоящий день?». Создал сатирическое приложение к «Современнику» – «Свисток» (1859). Автор сатирических стихов, пародий. ДОБРОЛЮБОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (ок. 1876–1945) – русский поэт. Стихи в русле эстетики и идей декадентства вошли в сборники «Natura naturans. Natura naturata» («Природа порождающая. Природа порожденная», 1895) и «Собрание стихов» (1900); религиозные искания нашли отражение в стихах сборника «Из книги невидимой» (1905). Основатель религиозной секты «добролюбцев» («братков»), близкой к молоканам. Восприятие Д. в символистских кругах носило культовый характер. ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ , авва († 620) – преп., сирийский монах, настоятель монастыря близ Газы; автор аскетических «Наставлений» и 30 «Слов о подвижничестве». В его поучениях монахам особое внимание уделяется соблюдению заповедей. Только через соблюдение заповедей благодать, полученная при крещении, может исправить имеющееся в человеке зло. Автор влиятельных аскетических «Наставлений». См.: Душеполезные поучения и писания аввы Дорофея . М., 1862 (2-е изд.). Память Д. в Русской Православной церкви 5 (18) июня. ДОСИФЕЙ (Досифей Нотара; 1641–1707) – патриарх Иерусалимский с 1699 г., при котором состоялся Иерусалимский собор (1672 г.), выработавший православное исповедание – один из вероучительных документов Восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9. Епископа Феофана Затворника (1815–1894), двадцать восемь лет проведшего в Вышенской пустыни после 25-летнего усердного и плодотворного служения Церкви Божией на различных поприщах. Епископ Феофан через обширную переписку содействовал духовному возрождению современного ему общества. В своих нравоучительных и истолковательных сочинениях он проявил себя как экзегет и богослов. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. Освященный Собор, благодатию Божией поспешествуемый, причисляя всех вышеупомянутых угодников Божиих к лику святых , милостию Господней прославленных, повелевает: 1) честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; 2) службы сим новым Российским чудотворцам составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их отправлять общие по ликам и чинам: святителям — святительские, преподобным — преподобнические и прочее 4) писать новопрославленным святым честные их иконы для поклонения и чествования согласно правилам VII Вселенского собора; 5) напечатать жития их и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных; 6) от лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых Российских чудотворцев пастве всероссийской; 7) сообщить имена новых Российских чудотворцев Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы. Святой благоверный князь Димитрий Донской мая 1389 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 19 мая/1 июня Святой благоверный князь Димитрий Дон­ской родился в семье великого князя Ивана Ивановича Красного и великой кня­гини Александры. В 1359 г. 9-летний Дмитрий потерял отца. Его воспитателем и духовником стал святитель Алексий, Митрополит Мос­ковский. Через Святителя-старца, одного из образованнейших людей своего времени, князь вошел в круг “со­бе­сед­ни­ков” преподобного Сергия Радонежского.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В 1383 году Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Пребывание его там затянулось, но хлопоты не увенчались успехом; при жизни великого князя Дмитрия он не смог добиться Киевской митрополии. Только Собор 1389 года (в Константинополе) подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси. В феврале 1390 года Киприан прибыл в Киев, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно, в полном святительском облачении, встреченный самим великим князем Василием Дмитриевичем и всей столицей. Так через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как первосвятитель. Управляя Русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов. Он всю свою деятельность направил на «утверждение православных в благочестии». Участвовал в Соборе, осудившем патриарха Константинопольского Макария, обратил в Православие трех ханских вельмож. Митрополит Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем «всякого целомудрия и разума Божественного исполненным и вельми книжным». Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех. Любя безмолвие, митрополит Киприан часто удалялся в свое загородное село Голенищево и там в тишине предавался размышлению, чтению слова Божия и собственноручно писал книги. Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания. Святитель Киприан отличался ревностью к церковному богослужению, сам перевел с греческого языка некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву – разрешительную – даже сочинил сам. Будучи пастырем образованным, святитель Киприан заботился о развитии просвещения в России. В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он только положил начало этому делу, можно сказать, поставил вопрос, но осуществить до конца начатое дело не успел.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

II. Гробницы Российских Государей Начиная от южных церковных дверей, идучи к западной стене, находятся три гробницы рядом, на коих следующие надписи вязью: Первый ряд. На I-й гробнице от стены: «В лето 6849 (1341) Марта в 31, преставись Благоверный Князь Великий Иван Данилович». на II-й гробн.: «В лето 6861 (1353) Апреля в 26, преставись Благоверный Князь Великий Семион Иванович, сын Великого Князя Ивана Данииловича 455 ». На III-й гробн.: «Лета 7072 (1565) Ноября в 25 день, преставися Благоверный Князь Георгий Васильевич Московской, на память Святаго Свящеиномученика Климента Папы Римскаго и Петра Александрийскаго , в вторый час нощи». На боку сей третьей гробницы написано: «Иже глубинами мудростию человеколюбне вся строя, еже на ползу всем подавая, един Содетелю, покой, Господи, душа усопших». Второй ряд. На IV-й гробн.: «В Лето 6867 (1358) Ноября в 13, преставись Благоверный Христолюбивый Князь Великий Иван Иванович, другой сын Ивана Даниловича» 456 . На V гробн.: «В лето 6897 (1389) Майе в 19, преставися Благоверный Князь Дмитрий Иванович Донской» 457 . На VI-й гробн.: «В лето 7029 (1521) Февраля в 14, преставись Благоверный Князь Дмитрий Иванович Углецкой». На боку сей гробницы следующее:«Мертвым и живым Боже, умерщвлей смерть и жизнь возстанием си всем подая, Христе, покой рабы своя, ихже проставил еси». Третий ряд. На VII-й гробн.: «В лето 6933 (1425) году, Февраля в 27 день, преставись Благоверной Князь Великий Василий Димитриевич». На VIII-й гробн.: «В лето 6998 (1490) Марта в 7, преставись Благоверный Князь Великий Иван Иванович, сын Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии» 458 . На IX-й гробн.: «В лето 7012 (1504) Февраля в 14, преставись Благоверный Князь Великий Дмитрий Иванович, внук Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии» 459 . На боку сей гробницы вырезано: «Кая житейская пища пребывает печали непричастна ? Кая ли слава стоит на земли?» От южной стены, идучи к западным дверям, в углу, две гробницы рядом. На Х-й гробн.: «В лето 6861 (1353) Июня в 6, преставись Благоверный Князь Андреи Иванович, третий сын Великого Князя Ивана Даниловича».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Молитвословия Тропарь, глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/языки побеждающа./Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/тако, княже Димитрие,/Христу Богу молися,//даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Подвиги твоими, святе Димитрие,/страну нашу Бог сохрани,/давый тебе силу непобедимую./И ныне, предстателю крепкий,/соблюдай молитвами святыми/град твой Москву невредим//от всех навет вражиих. Литература Использованные материалы    " γιος Δημτριος μεγλος πργκιπας τς Μσχας " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, . В греческом календаре эта древняя русская память (см. ниже по тексту) присутствует наряду с памятью 19 мая, установленной в 1988 году - см. " γιος Δημτριος μεγλος Πργκιπας " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   в соборном определении 1389 г. Константинопольского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)   Присёлков. 1950. С. 427-428   РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198   РИБ. Т. 6. 16. Стб. 100   Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 30-31   БЛДР. Т. 7. С. 392   Нижегородские ЕВ. 1890. 4. С. 153   ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 406   Разрядная книга 1475-1605. М., 1977. Т. 1. Ч. 2. С. 191   Бессонов Е. Калики перехожие: Сб. стихов и исследование. М., 1861. Ч. 1. Вып. 3. С. 673-675   РГБ. МДА. 201   Источники агиографии. Стб. 152-153   Св. Русь. С. 126-127   Месяцеслов. Май. С. 181-186   Канонизация святых: Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, 6-9 июня 1988 г., ТСЛ. [М.,] 1988. С. 48 Редакция текста от: 27.03.2018 10:20:43 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010