Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Максим Грек 1470-†21 января 1556 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 21 января/3 февраля Из Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: 1 . Благоверного великого князя Московского Димитрия Донского (1350–1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни. В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. В недавнем праздновании 600-летия победы в Куликовской битве утвердилась благодарная почитаемость князя, по слову Евангелия, отдавшего душу свою за други своя ( Ин 15:13 ). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным. 2 . Преподобного Андрея Рублева (1360–1-я половина XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ “Святой Троицы”, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру. 3 . Преподобного Максима Грека (1470–1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он, будучи узником и страдальцем многолетнего заточения, объединил в себе твердость в вопросах правой веры и личное смирение в подвижнической жизни. Являясь автором разнообразных творений, преподобный изложил в них богопросвещенные истины православных догматов и как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Последний русский император – Николай II начал почитаться в лике святых сербским народом в одно время, или даже раньше, чем Русской Православной Церковью за рубежом. И сейчас, благодаря памяти сербского народа, памятники Николаю II установлены в Белграде и в других местах на Балканах, – сообщил Николай Овсиенко. Фото: пресс-служба РВИО В свою очередь, насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Клавдиан (Сафонов) выразил уверенность, что фестиваль станет важным шагом на пути укрепления дружбы между братскими народами. – Конечно, это событие неслучайно, оно связано с величайшими историческими событиями … Желаю всем вам с духовной пользой провести это мероприятие, чтобы наметить традицию совместного празднования и совместного вспоминания тех исторических событий, которые являются очень значимыми и важными для наших народов Сербии и России, – сказал отец Клавдиан. С приветственным словом также выступили посол Республики Сербия в России (2013-2019 гг.), член Академии САНУ, иностранный член РАН Славенко Терзич; профессор Богословского факультета университета Белграда, кандидат наук христианской истории в Белградской духовной семинарии протоиерей Радомир Попович; Президент Королевского Ордена Витязей Зоран Душанов Мрдженович; атташе по культуре посольства Сербии в Москве Снежана Павлович. Фото: пресс-служба РВИО – Наше мероприятие проходит при организации Королевского Ордена Витязей Сербии, он является вдохновителем уникальных проектов, которые сегодня представлены здесь. Мы очень надеемся, что эти проекты вам понравятся и станут новым звеном в богатой традиции сербско-русских братских отношений и сотрудничества, – сказала, в частности, Снежана Павлович. Проведение фестиваля «Витязь Фест – Дух Славян» в России запланировано на 2023 год. Участники фестиваля проводят реконструкции исторических сражений, концерты, мастер-классы, круглые столы, художественные и театральные выставки. Справка Ежегодно 28 июня в Сербии отмечается национальный праздник «Видовдан» (Видов день), установленный в память о сражении на Косовом поле в 1389 году. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем противостояло турецкой армии, значительно превосходящей по численности. Все сербские воины и их правитель погибли в том бою, а Сербия оказалась под османским игом. Князь Лазарь был причислен Сербской Православной Церковью к лику святых. Его мощи находятся в Раваницком монастыре.

http://foma.ru/rossija-vpervye-primet-kr...

Страдание сщмч. Авива описано Имеретинским и Абхазским Католикосом Арсением Великим (1390 г.), возведенным на патриарший престол соединенного царства его современником, имеретинским царем Георгием I, братом Александра I (1389-1392гг.). Описание страданий св.Авива заимствовано было у Католикоса Арсения Великого Католикосом Антонием I и внесено им в его " Мартирику " , а затем было внесено в " Большой Синаксарий Иверской Церкви " . Я пользовался книгой Антония I, " Синаксарием " , различными короткими замечаниями Иосселиани и " Грузинской хрестоматией " Давида Чубинова. Некреси, где была кафедра св. Авива, находится в горах, близ селения Кварели, в Кахетии, на реке Кварелис-Цкали, впадающей в Алазань. Город был построен царем Фарнаджем в 109 году до Р.Х. Когда Грузия была просвещена верой Христовой, царь Тиридат (393-405гг.) построил там церковь и учредил кафедру всей Алазанской области. В начале XVII в. города уже не существовало, но в местечке Некреси пребывали еще епископы с титулом Гагмамхарских и Дидойских. Последним из них был Амвросий, скончавшийся в начале XIX в. Из древних строений города уцелели остатки укреплений, защищавших его от горцев, и кафедральный собор, который постепенно разрушается. См. Географию Вахушта на грузинском языке, стр.314. 155 Город Рехи находился в северной Карталинии на речке Рехис-Цкали. Он служил иногда местопребыванием персидских правителей Грузии. На месте этого города ныне маленькое селение. Оно находится в Тифлисской губернии, почти на границе Горийского и Душетского уездов, недалеко от нынешнего местечка Чала. 156 Преп. Симеон Столпник (+596), память 24 мая/6 июня. 157 Местечко Икалто до сих пор существует в Верхней Кахетии, в горах Кахетинских, за горами Гомборскими. Там есть большой каменный собор, где почивают под спудом святые нетленные мощи преп. Зенона Икалтского, ученика преп. Иоанна Зедазнийского. Собор постепенно разрушается. Я полагаю, что святитель сам избрал путь через местечко Икалто, желая по дороге посетить своего собрата и сподвижника-святого Зенона Икалтского, так как св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Епископ Митрофан совершил литургию на месте строительства Лазаревского храма Кингисеппа июня 2018 28 июня 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Сербского Лазаря, а также свт. Ионы митрополита Московского и свт. Михаила, первого Митрополита Киевского, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении епископа Буэнос-Айресского Ценнтрально-Южноамериканского Кирилла (Сербский Патриархат), совершил Божественную литургию в г. Кингисепп на месте заложенного в 2016 году храма в честь святого князя Лазаря . Его Преосвященству сослужили: благочинный Ямбургского округа иером. Пантелеимон (Вахрушев); руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и настоятель храма иерей Тимофей Смирнов; протоиерей Мирчета Шливанчанин (Сербский Патриархат). После сугубой ектении епископ Митрофан вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения было совершено славление святому князю Лазарю. Молитву святому покровителю Сербского народа зачитал епископ Буэнос-Айресский Кирилл, после чего совершил традиционное для сербов освящение Славского калача и жита. Епископ Кирилл, поблагодарил епископа Митрофана за радость братской молитвы в день, особо важный для Сербской земли и ее народа, когда вспоминается " Видовдан " день памяти о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году и Лазаре Хребеляновиче (последнем независимом правителе Сербии), погибшем в этой битве и впоследствии канонизированном, а также все сербские мученики. Владыка Кирилл особо подчеркнул важность духовных связей между братскими народами и пригласил епископа Митрофана посетить Сербию и ее святыни. В память о своем визите он преподнес строящемуся храму икону св.кн. Лазаря и святителя Василия Острожского. В ответном слове правящий архиерей Гатчинской епархии отметил важность совместной молитвы и взаимной поддержки народов России и Сербии. Также архипастырь обратил внимание верующих на тот духовный пример, который нам являет святой князь Лазарь и призвал всех вспоминать о нем в своей повседневной жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Но не только скорби были у владыки, были и духовные радости. Он служил вместе со схиигуменом Кукшей Одесским, схиигуменом Амфилохием Почаевским, исповедовался у старца Серафима Вырицкого (будучи в духовной Академии) - все они канонизированы ныне Русской православной Церковью. Такое молитвенное общение укрепляло веру и мужество в исповедании Православия. По благословению Святейшего Патриарха Пимена Архиепископ Максим возглавил торжество прославления преподобного Амвросия Оптинского. Он участвовал в Поместных Соборах 1971 и 1988 годов. При владыке Максиме торжественно отмечалось 600-летие со дня праведной кончины князя Димитрия Донского (19 мая/1 июня 1389 г.) и 609 лет победы на Куликовом поле. Владыка ходатайствовал об открытии храма на Куликовом поле в память преподобного Сергия Радонежского и получил на это разрешение. Владыка Максим подготовил материалы для канонизации Собора Тульских святых, представил их Святейшему Патриарху Пимену и в Комиссию по канонизации, написал им службу и заказал икону Собора Тульских святых. 3 июня 1987 года Святейший Патриарх дал разрешение праздновать Собор Тульских святых, что и произошло впервые в Кафедральном соборе города Тулы 5 октября (нов. ст.) 1987 года. Окончив свои дела в Тульской епархии, владыка Максим был переведен в июле 1989 года в Белоруссию восстанавливать Могилевскую епархию. Об этом речь пойдет в следующей статье. СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ДАРОВ АРХИЕПИСКОПА МАКСИМА И ЕГО БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский (из письма на годовщину кончины владыки Максима. 2003 год): «Святые мощи к нам попали чудным образом. У меня в кабинете шло совещание по Троицкому собору. Говорим о стенописи и иконах только-что восстановленного храма. Я предложил нашим художникам подумать о такой иконе, на которой были бы размещены самые видные и почитаемые святые Руси, не только центральной части ее, но и самой отдаленной, скажем, Сибири. Все поняли, что я, как сибиряк, сказал о своих святых. Наступила небольшая пауза и вдруг раздается стук в дверь и входит Сибирский владыка - епископ Омский и Тюменский Максим. Нашему удивлению не было конца. Он просит меня подойти к нему и говорит, что намерен передать частицу святых мощей Святителя Иоанна Тобольского, просветителя Сибири. Я был сильно поражен таким бесценным даром для Данилова монастыря... Мои художники были очарованы таким проявлением любви владыки Максима».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на месте явления построены часовня и скит. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний монастырь, Владычной лахтой. В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри – зыряне. По истечении четырёх лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян. Собор русских архипастырей и благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) постановили, что первым архиереем новообращённой Пермской земли должен стать сам святой Стефан. В 1383 году, зимой, во Владимире на Клязьме митрополитом Киевским Пименом (1389) была совершена епископская хиротония святого Стефана. Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им были построены ещё три монастыря и несколько странноприимных домов. Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в десяти вёрстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнёс: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолившись, и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви, Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Киевского Киприана († 1406; память 16/29 сентября), святитель Стефан вновь отправился в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кондак, гл. 3. Временная презревши, и небесных благ причастница бывши, венец страдания ради приимше, Пелагие всечестная, яко дар принесла еси, кровныя потоки Владыце Христу: моли от бед избавити нас, твою память почитающих. Священномуч. епископа Газского, и с ним четыредесяти воинов. Родом из Газы (в Палестине), он был там пресвитером. За распространение Евангелия он был осужден на работы в рудокопнях г. Фена (в Палестине), где сделался епископом. По неспособности к работам в рудокопнях его освободили от них и вместе с 40 другими мучениками обезглавили, в 311 г. Священномуч. епископа Анийского (в Малой Азии). Он был сожжен со своими учениками за отказ принести жертву Юноне, при Максимиане (в 304 году). Священномуч. Еразма, епископа Формийского. Родом из Антиохии сирийской, прославившись в Антиохии исцелениями одержимых нечистыми духами и обращением многих ко Христу, он был жестоко мучен Диоклетианом, а после мучений отправлен в город Садугридо (в Македонии), где чудесами своими многих привел ко Христу. Имп. Максиамиан приказал за это одеть его в медную раскаленную рубашку и бросить в кипящую смолу, но архистратиг Михаил чудесно избавил св. Еразма и увел его в Кампанию, где он и скончался в Формии, 10 июня 303 года. Мощи его в IX в. перенесены в Кайету. Свв. братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Климента, Исаакия и Никифора, в XIV-XV веках. Родственники известного в летописях воеводы новгородского Якова Алфана, они были основателями (ныне упраздненного) Сокольницкого монастыря (в 1389 году). Мощи их перенесены из Сокольницкой обители в 1775 г. в Рождественский Антониев монастырь (см. Новгор. еп.), где и ныне почивают. 5 . А. Св. и славной муч. (по М.В.С. и Х.М., – великомученицы). Дочь правителя г. Магеддона (в Македонии или во Фракии), она еще в юности, оградившися «любовно Христовою», возненавидела «боги языческия и бездушныя истуканныя» и была крещена ап. Тимофеем. Отказавшись от замужества, она стала убеждать родителей к принятию веры Христовой. Отец мученицы Ликиний, сначала благосклонно внимавший словам дочери, потом вознегодовал на нее и когда она отказалась поклониться идолам, бросил ее под ноги диких лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Коневская икона Божией Матери была принесена со Святого Афона преподобным Арсением, Коневским чудотворцем (†1447, память 12 июня), в 1393 году. Преподобный Арсений провел три года на Афоне, достойно подвизаясь в подвигах поста и молитвы. По истечении этого срока он решил возвратиться в родной Новгород, чтобы возродить там древние традиции афонского иночества. Игумен одного из афонских монастырей преподобный Иоанн Зидон, напутствуя своего любимого ученика, благословил преподобного Арсения в дорогу чудотворной иконой Божией Матери и предсказал ему, что он будет игуменом новоявленной обители. Возвратившись на Русь, преподобный Арсений пришел в Новгород Великий к архиепископу Новгородскому и Псковскому Иоанну (1389–1415) и просил у него разрешения на устроение монастыря. Жизнеописатель преподобного Арсения свидетельствует об этом событии: «Благословение от него (архиепископа Иоанна) приять, отыде на Новоозеро [Ладожское] в Коневский остров, и вселися ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель». С самого начала своих иноческих подвигов на Коневском острове преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы. Свидетельством этому является следующее событие. Языческое население этого острова суеверно поклонялось огромному каменному идолу – «конь-камню». Преподобный Арсений с чудотворным образом Богоматери совершил крестный ход вокруг этого камня и, сотворив усердную молитву, изгнал целое скопище бесов, которые, приняв вид воронов, улетели на Выборгский берег. С тех пор «конь-камень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской. После устроения обители преподобный Арсений предпринял второе путешествие на Святую Гору Афонскую, а попечение обителью поручил Самой Преблагословенной Деве Марии. Во время отсутствия преподобного Арсения в обители оскудели запасы пищи и произошли нестроения. Малодушные иноки стали роптать и побуждать братию разойтись. Тогда одному благочестивому монаху явилась Богоматерь и предупредила его о скором возвращении преподобного Арсения и водворении в монастыре мира. Вскоре преподобный Арсений прибыл с Афона и привез запасы для монастыря. Он утешил немощную братию, и в обители с новой силой возродился дух афонского подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Трифиллий, впоследствии епископ Левкусийский или Ледрский, причислен к лику святых; память его 13-го июня. Нужно заметить, что Император Констанций благоволил к еретикам-арианам. Жители Ликаонского города Листры (в Малой Азии) приняли Апостолов Павла и Варнаву, после исцеление Ап. Павлом хромого от рождения, за языческих богов – Зевса и Гермеса. (См. Кн. Деян. Апост. гл. 14, ст. 13.) Ап. Павел в этих словах разумеет собственно то, что нечистота язычника-отца как бы изглаждается чистотою матери - христианки и не передается родившимся от такого брака детям. Но при этом само собою разумеется, что брак с христианкою (или христианином) для язычника (или язычницы) есть естественная ступень к полному освящению, т. е. к принятию им самим веры Христовой. Никифор Каллист – церковный историк жил в XIV веке. Его " Церковная история " , в 18 книгах, доведена до смерти Византийского императора Фоки ( 611 г.). Созомен – церковный историк V века, написал историю Церкви от 323 до 439 года. Берит – нынешний Бейрут – древний город Финикии на берегу Средиземного моря; особенно процветал в V веке и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне – главный административный город Азиатско Турецкой Сирии и важнейший пункт Сирийского побережья с населением до 80.000 жителей. Св. Спиридон скончался около 348 года. Честные мощи св. Спиридона, благодатию Божиею, сохранились нетленными и, что особенно замечательно, кожа плоти его имеет обычную человеческим телам мягкость. В Тримифунте мощи его покоились до половины VII века, когда, по причине набегов варваров, оне были перенесены в Константинополь В конде XII или в самом начале XIII века, по свидетельству новгородского архиепнекопа Антония, странствовавшего по святым местам, честная глава святителя находилась в церкви святых Апостолов в Конотантинополе, а рука и мощи его покоились под алтарем храма ев. Богородицы Одигитрии. Русские же паломники XIV и XV веков: Стефан новгородец (1350 г.), диакон Игнатий (1389), дьяк Александр (1391-1395) и иеродиакон Зосима (1420) видели св мощи Спиридона и лобызали их в Константинопольской церкви святых Апостолов. В 1453 году 29-го мая один священник Георгий, по прозванию Калохерет, отправился с мощаыи святителя в Сербию, а оттуда в 1460 году на остров Корфу. В первой половине XVIII века русский паломник Барский видел их на этом острове, в городе того же имени в храме св. Спиридона, мощи были в полном сосгаве, кроме десной руки, которая находится в Риме в церкви во имя Божией Матери, называемой " Новой " , близ площади Пасквино. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1899...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010