А вот обозрел ли ты широту земли? Обозрел, со спутников, сфотографировали всё. Дальше :] Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико [конечно, это ирония. “Ты, конечно, знаешь это всё”]. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града [да три дня пойдёт какая-то позёмка, и встанет весь город со всеми институтами и университетами, встанет всё на месте, не двинется никак – всё будет завалено снегом], которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» ( Иов. 38:2–28 ) – вот в таком духе. Смотрите, теперь Он переходит к животному «Ты ли ловишь добычу львице стих] и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах, или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи? Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру» ( Иов. 38:39–41; 39:1–5 ). И дальше Он переходит к таким животным как: к боевому арабскому коню, к левиафану и к бегемоту, эти животные являются прототипом неповиновения и сатаны, как было открыто Антонию Великому , что описание этих животных – это прототипы сатаны. Вот я что вам хочу сказать. Мы с вами должны из книги Иова сделать такой вывод: меньше совопросничества, меньше наших убогих рассуждений. И давайте читать эту книгу, видеть этот и ответ, результат: я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Хотите, чтобы у нас не было никаких противоречий и вопросов? Надо увидеть Господа – в себе ли, вне ли себя, – и тогда умолкнут все эти бесовские вопросы. А это – бесовские вопросы. Они ставятся исключительно с тем, чтобы подорвать нашу любовь к Богу, нашу веру, остудить и охладить её. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

б) святого Григория Богослова : “если последним в мире явился человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то сие нимало не удивительно: ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей”; 1375 в) блажен. Феодорита: “Бог всяческих, по сотворении видимой и невидимой твари, произвел напоследок человека, поставив его как бы некоторый свой образ, среди тварей неодушевленных и одушевленных, видимых и невидимых, дабы твари неодушевленные и одушевленные приносили ему пользу, как некую дань, а естества невидимые, имея попечение о человеке, свидетельствовали свою любовь к Творцу”. 1376 § 84. Способность первозданного человека к своему назначению, или совершенство. Предназначая человека к столь высокой цели, Господь Бог сотворил его вполне способным к достижению этой цели, т.е. совершенным. Мысль эта – а) вытекает из свидетельства Моисея, который, как только сказал о создании человека, вдруг делает общее замечание: и увидел Бог все, что Он сотворил, и вот, хорошо весьма ( Быт. 1:31 ); б) необходимо допускается здравым разумом на основании одной идеи о Боге, как о существе бесконечно-премудром, который и не мог создать кого-либо несовершенным, т.е. недостаточным для цели. В частности – 1 . Человек вышел из рук своего Творца совершенным по душе как в умственном, так и в нравственном отношении (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23). В доказательство мудрости Адама справедливо указать на имена, данные им животным: и нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт. 2:20 ). Достопримечательно здесь, во-первых то, что Бог сам привел к Адаму животных, чтобы видеть как он их назовет: и привел их к человеку, чтобы видеть как он назовет их (19); во-вторых – то, что, какие имена дал Адам животным, те самые и утвердил Бог за ними без всякого изменения, и следовательно, признал хорошими и соответствующими природе разных животных или, по крайней мере, их главным свойствам: как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (19); наконец – то, что эти имена, соответствующие природе разных животных, Адам изобрел вдруг, при одном взгляде на тех, кого нарекал, а не вследствие долговременного изучения их свойств.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вероятно, полные кодексы Септуагинты, которые создавались не для богослужебных нужд, а для самостоятельного чтения и размышления, с самого начала стали включать это слово вместо знаков, шифрующих священное имя . Так, Филон Александрийский, в комментариях на Пятикнижие избегающий употребления имени «Господь» и предпочитающий в отдельных местах пользоваться понятием «Сущий», даже «Сущее», по необходимости сохраняет его при цитировании священного текста. Традиция употребления одного и того же имени для описания Бога и Его Мессии порождала двойственность, которая становится особенно заметной в Новом Завете. К кому, например, обращается апостол Фома, когда восклицает «Господь мой и Бог мой!» ( Ин 20:28 ), осязав раны воскресшего Христа? Кого имеет в виду апостол Павел в следующих высказываниях: «один Господь у всех» ( Рим 10:12 ), «служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор 12:5 ), «заповеди Господни» ( 1Кор 14:37 ), «дело Господне» ( 1Кор 16:10 ), «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобо да» ( 2Кор 3:17 ), «приду к видениям и откровениям Господним» ( 2Кор 12:1 )? Но и в Ветхом Завете подобные явления уже имеют место на композиционном уровне. Так, например, псалом 109-й описывает отношения между Богом и Мессией, начиная словами «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» 1374 . В конце псалма при переводе фразы – κριος κ δεξιν σου одесную Тебя [сокрушил в день гнева Своего из контекста уже непонятно, Бог или Мессия здесь имеется в виду. Исходя из нынешнего еврейского текста, где читается адонай, а также из того, что слово κριος на сей раз употреблено без при тяжательного местоимения μου, вероятно, что это Бог; но исходя из того, что именно Мессия находится «одесную», а также из концовки псалма – «совершит суд над народами... из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу», речь идет о Помазаннике 1375 . С точки зрения греческой этимологии происходит отождествление Бога и Его Помазанника через признак, внутренне уже содержащийся в имени: Господь – это тот, который господствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Если бы вы были от [вот], то любил бы вас [своё], а как вы не от но Я избрал вас от потому ненавидит вас [Вот что можно разуметь под Так она – прекрасна! во зле лежит (см. 1Ин. 5:19 )? Правильно. Но то, что лежит во зле – само-то не является злом. Вот мы тоже валяемся во зле, и тем не менее, мы не перестаём быть творением Божиим – мы не стали диаволами. Вот об одном человеке было сказано: вот, один из вас диавол (см. Ин. 6:70 ) – об Иуде. Так. А так человек по-прежнему образ Божий. Следовательно, когда Апостол говорит: «Не любите ни того что в 1Ин. 2:15 ), – речь идёт не о творении, а речь идёт о тех стандартах, по каким живёт вот мы не должны жить по стихии этого Посмотрите его увлечения, его интересы – никак они не состыкуются с Церковью: похоть плоти, похоть очей, гордыня (см. 1Ин. 2:16 )– вот то, что мы находим в этом Так вот Он и говорит: Если бы вы были от то бы любил свое; а как вы не от но Я избрал вас от потому ненавидит вас Да, вот как инородное тело: на каждом верующем человеке лежит печать, и эту печать невозможно сокрыть: она выдаёт его, что он живёт каким-то особенным, духовным, внутренним Да-а, очень это всё . А вот если посмотреть, когда попадаешь в среду вот такую – в армию, или когда , сразу отлично можно увидеть то. Дальше]. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то делают вам за Имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем [Ну после того, что Господь сказал, совершил на глазах у всех – ну каких ещё доказательств надо? И все требовали без конца знамений, знамений, знамений! Вы думаете, что что-то изменилось? Иешуа, сойди со креста и уверуем в Тебя (см. Мк. 15:29–32 ). Ну, сошёл. Вы думаете, уверовали бы? Всё бы осталось на своих местах. Придумали бы ещё что-нибудь – ещё какое-нибудь условие поставили бы. Потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем]. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал – то не имели бы греха. А теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца моего. Но, да сбудется слово, написанное в Законе их: Возненавидели Меня напрасно» ( Ин. 15:4–25 ). Ну, а какое это : возненавидели Меня напрасно? Давайте рассмотрим. Так: сколько у нас времени? Всё. Так. Ну, вот так мы медленно, но всё- таки хоть как-то двигаемся. Я благодарю вас за внимание и хочу сказать молитву Варваре: «Святая великомученице Варваро, буди со мною в час смерти моея!». Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца [и вот учение о третьей постаси], и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого не может принять, потому что не видит Его и не знает Его [да, до страданий Христа и не было Его ], а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 13:7–17 ). – Дух Святый. Есть «Троичны», так называемые, – канон на Троицу, канон Духу Святому. Вы знаете, это всё, раскрывается тема единства Божества и троичности Лиц. Это такие тексты, что поражаешься: что же в душе у этого человека, : Ты прекраснее сынов человеческих (см. Пс. 44:3 ). Василий Великий пишет: Да не внешнюю красоту Христа он описывает, а восчувствовал Божество, и, получив это озарение, он, влекомый божественной любовью, объятый этой любовью, воспевает мысленную красоту Христа, которую и в словах нельзя передать. И вот человек, который эту красоту почувствовал или увидел, он перестаёт ценить всякую другую красоту, как никчёмную. Вот, – он говорит, – восчувствовал божество, об этой внутренней божественной красоте и говорит: Ты прекраснее сынов человеческих. Благодать излилась из уст Твоих (см. Пс. 44:3 ). Ну как это к Соломону всё отнести? Невозможно. Потому что из его уст не только благодать изливалась – вон какие книги, – а потом вообще положил пятно на славу свою, в иноземные культы уклонился, гарем завёл несусветный и положил пятно на славу свою. А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и с вами будет. В одном изречении Симеон Новый Богослов говорит, что он имел посещение Духа Святаго. Не сказал: Отца или Сына. – А как, скажите нам, что это за такое общение? – Не образно. Никакого образа, никакого сравнения, и тем не менее, вот стоит рядом Некто, Которого вы не знаете (см. Ин. 1:26 ). Тема для проповеди на слова Предтечи: Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Этот Некто может и стоять действительно, и проявить Себя, Которого вы не знаете. Я благодарю вас за внимание и за долготерпение. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И наконец, то состояние, когда человек работает Богу по любви. Антоний Великий сказал такую фразу: я не боюсь Бога, потому я Его люблю. Но нет у нас такого состояния, давайте хотя по страху, по наемничеству служить – лучше так, чем никак не служить. Такова 15-я глава от Иоанна. Читаем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Слово пребудьте на что указывает: можем, если пожелаем, пребыть в Нём, а можем – и нет, значит, свобода воли в человеке есть. Посмотрите, насколько Господь уважает и ценит свободу в человеке. В форме-то какой говорит: Пребудьте, и Я в вас, не говорит: Должен быть во Мне. Почему нужно пребывать? Как ветвь не может приносить плоды сама собою, если не будет на лозе, так и вы – если не будете во Мне. Конечно, на какое-то время жизнь теплится и в зелёной ветке, и она несколько суток может иметь зелёный лист, а потом она умирает. Почему? Нет тех соков, нет онтологического единства, слияния с лозой питательной. И вот Господь отсекает эти ветви: Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего; Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают; Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам; Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Опять если – всё в такой форме, никакого категорического императива. Я благодарю вас за внимание и хотел бы, чтобы всё это имело не просто односторонний характер, а имело бы и обсуждение, может, кто-то с чем не согласен, имеет другое понимание, я был бы доволен, если бы вы дополняли то, что я говорю. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь; [прекрасные слова. Отец Александр Мень эту фразу взял в качестве эпиграфа к своим произведениям: “В поисках Пути, Истины и Жизни”: “Магизм и единобожие”, ’’Истоки религии”, “На рубеже Завета”, “Логос, Слово, Таинство”, “Сын Человеческий”. Вот эти произведения его нужно почитать – для молодёжи... У меня торговал книгами один знакомый. Знакомый, он учился в Академии, и его пригласили поторговать книжками на подворье Оптинском. Вот он в будке этой торгует, и молодёжь всё спрашивала Меня, Меня, Меня – через него многие пришли к вере. Ярлык повесить, что он иудействующее христианство преподаёт, это проще всего. Но многие пришли, и все спрашивали Меня – нет ли у вас Меня? Для молодёжи это было тогда, ну, просто . Ведь он под псевдонимами печатался: Эммануил Светлов. Кто это Эммануил Светлов? Вот он Мень и есть. И печатался на Западе. Госпожа Поснова, жена профессора Эммануила Поснова, все средства, какие были у неё, тратила на издания этой серии «В поисках пути, истины и жизни». И вот блаженный Августин : Христос – наша цель, к какой мы должны идти. Он одновременно и путь, по которому мы должны идти. Чтобы прийти ко Христу, как к цели, надо идти Его путём, какой Он указывает. Если мы изберём Его своей целью, а пойдём другим путём, так мы не к Нему придём, а от Него – в противоположную сторону. Я есмь, Путь, Истина и Жизнь. К λθεια– в высшей степени Истина. Вот Он и есть Истина, воплощённая Истина. А жизнь это Ζοη, это высшая форма духовной жизни, жизнь в самом себе. Кто является жизнью? Тот, Кто имеет её в Самом Себе. Вот Спаситель так и сказал: как Отец Мой имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (см. Ин. 5:26 ). А так никто не может сказать о себе, что я есмь жизнь. Как человек может, заимствовав , получив её от кого-то, сказать: я и есть жизнь? Вам всем надо прочесть очень хорошую брошюру “Духовные основы жизни” Владимира Сергеевича Соловьёва . Это одно из лучших его произведений. Тоже печаталось на Западе. Напечатать здесь невозможно было. Уж если на кого ярлык повесят, так с этим ярлыком уйдёшь в жизнь будущего века. Вот что оказывается] , никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели его» ( Ин. 13:21–38 ; Ин. 14:1–7 ). Вот на этом мы остановимся. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое по попущению Бога диаволом через особую, ему самому доступную, комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Что такого рода чудеса могут совершаться диаволом и его бесами, в том нас уверяют многие свидетельства Священного Писания. Так, например, когда фарисеи в целях 1358 уничтожить 1359 впечатление на народ 1360 от чудес Христа Спасителя, обвиняли 1361 Его в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, князя бесовского, то Господь, не отрицая возможности со стороны диавола производить ложные чудеса, указывает фарисеям, что это по отношению к Нему 1362 неприложимо, ибо, параболически говоря, – всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит 1363 . Далее, Христос Спаситель прямо говорит, что »восстанут лжехристы и лжепророки и дадут 1364 великие знамения и чудеса« 1365 . Помимо этого св.апостол Павел пишет, что пришествие антихриста будет, «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» 1366 . Из этих слов апостола ясно, что обозначаемые здесь признаки пришествия 1367 антихриста по своему разнообразному 1368 , необычному, сверхчеловеческому 1369 характеру имеют основную причину 1370 в диаволе. Уже поэтому 1371 они – ложные 1372 , исходящие от отца лжи 1373 , направляющиеся к расширению лжи 1374 как средство лжи 1375 и сами по себе ложные 1376 . И, наконец, возможность для диавола производить чудеса вытекает из тех мест посланий св.апостолов, где диавол и бесы представляются существами личными, т.е. имеющими разум и волю 1377 , и притом в более совершенном виде, чем даже человек. Диавол и его бесы, как бывшие ангелы, получили от Бога при сотворении их природу более совершенную, чем человек 1378 , а потому диавол и бесы сами могут комбинировать естественные силы природы в такой степени и форме, в каких не в состоянии сделать это человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Но воздух не всегда бывает благорастворен и живителен. Часто слышатся громы, от которых сотрясается и трепещет земля, появляются молнии, поражающие людей, поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И в этих грозных явлениях природы есть Господь, но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Бог Судия праведный. Во всемогущей деснице Божией громы и молнии, ветры и бури служат средствами для смирения и исправления грешников ( Исх. 10, 22–23 ) и для явления Божественного всемогущества ( Исх. 14 ; Мф. 8, 26–27 ). Церковью принята молитва от злорастворений ветров и бури морския (Требник, гл. 87). Эта молитва – творение Константинопольского патриарха Филофея (1362–1365, 1369–1375). В молитве на прещение (прекращение) громов и молний Церковь просит Господа, чтобы не попалил нас огнь ярости Его и не уничтожила нас ярость молний и громов Его. «Покажи нам обычную величия сея пучины тишину, и належащую бурю, и смятение воздуха рассеки, – молится Церковь , – заповеждь ветрам временное и согласное дыхание: да станет дух бурный, и к тишине мятежная да преложатся…». В этой молитве содержатся прошения ко Господу не только о том, чтобы утихли ветры и бури, но и о том, чтобы предотвратить беды от действия молний – «небесного огня». Церковь освящает огонь, используя его в своих храмах во время Богослужения. В Скинии был священный огонь, который Сам Бог заповедал хранить неугасимым: «Прикажи сынам Израилевым, – сказал Господь Моисею, – чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освящения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это – вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев. 24, 1–4 , Исх. 27, 20 ). От этого неугасимого светила заимствовался огонь для всех жертв, совершаемых с огнем. Новозаветная Церковь , отменив строгий закон о хранении огня, тем не менее освящает огонь постоянным употреблением его при своих священнодействиях, необходимыми принадлежностями которых являются свеча и кандило.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Потом возглашается 1369 : Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Чтение из пророчества Пророчества (например, пророка Исаии в день Рождества Христова) чтение 1370 . Священник Пророческое чтение да исполнит нас божественной благодатью, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует само чтение (например, Рождества Христова (см. Ис. 9: 1–7 )) Стих из псалма 1371 (например, на литургии в день Рождества Христова): С Тобой начало, в день силы Твоей, во свете святых Твоих; из чрева прежде денницы Я родил Тебя ( Пс. 109, 3 ) 1372 . Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Чтение из посланий Апостола Павла Послания святого Апостола Павла (например, к Евреям в день Рождества Христова) чтение 1373 . Священник Апостольское чтение да будет нам наставлением ко спасению, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует само чтение (например, к Евреям 1: 1–13 в день Рождества Христова) Потом аллилуиа со стихом Аллилуиа. Ныне в Вифлееме родился младенец, и свято и страшно имя Его (стих в день Рождества Христова) 1374 . Антифон перед Евангелием (например, в день Рождества Христова): Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Аллилуиа, аллилуиа. Священник Господь с вами. Отвечают: С духом твоим. Чтение Евангелия Святого Евангелия (например, от Луки в день Рождества Христова) чтение 1375 . Священник Евангельскими словами да истребятся наши согрешения, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует самое чтение (например, Лк. 2: 1–19 в день Рождества Христова) Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Потом возглашается 1376 : Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Антифон после Евангелия (например, на литургии в день Рождества Христова) Вот, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель мира; Он будет царствовать, и Царству Его не будет конца (см. Лк. 2: 10–11; 1, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010