По левую сторону ворот выстроен корпус, в котором находится домашняя церковь небольших размеров. Монах проводит нас в церковь, мы прикладываемся к Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, Матерь Божия нам улыбается, это замечает и монах. Затем идем к стенам разрушенной церкви. В ней находится надгробная плита и могила сербского царя Стефана Душана, упокоившегося в 1355 году. Сами мощи царя Душана находятся в Белграде, в церкви Святого Марка в верхнем пределе в южной части наоса в саркофаге, они перенесены были туда в 1927 г. благодаря теологу и историку Радославу Груичу. Удивительно, что мощи еще одного правителя Сербии, убиенного короля Александра, правившего с 1889 по 1903 год, и убиенной кралицы Драги Обреновичей, находятся в нижнем пределе церкви Святого Марка в склепе. После примирения в 1375 году сербской и греческой церквей в монастыре Архангела Михаила, была отслужена совместная литургия и сняты анафемы с царя Душана и его сына Уроша, патриархов Иоанникия и Саввы, за то, что те самостоятельно отделились в сербскую православную церковь. Стоит отметить, что монастырь был резиденцией патриарха Ефрема. Монастырь с 1999 года попадал в зону контроля немецкого контингента КФОР, который и до сего дня располагается за колючей проволокой в г.Призрене и занимает площадь с целый квартал и оснащен современной бронетехникой и вертолетами. Монастырь в 1999 году обрел святого новомученика отца Харитона, который ушел из монастыря, чтоб выполнить поручение игумена, приобрести в городе продукты, и был похищен вооруженными людьми в форме и со знаками отличия бандформирований UCK (KLA) 15 июня 1999 г. (албанская армия освобождения Косово) на улице в г. Призрене. Всё это произошло на глазах бездействующих немецких миротворцев НАТО. Захват монаха Харитона был снят на камеру немецким журналистом и передан позднее в Сербскую Патриархию. Тело о.Харитона, обезглавленное и жестоко измученное, было найдено под г.Призреном 8 августа 2000 г. комиссией по эксгумации. Голову о. Харитона найти не удалось до сего дня. При исследовании тела было обнаружено, что несколько ребер и левая рука были сломаны, голова и шейные позвонки отсутствовали. Свитер был распорот, что указывает о нанесении ударов ножом в области брюшной полости, имеются отметины на подряснике и свитере, обнаруженные в районе сердца. Претерпел воин Христов монах Харитон (Лукич) до конца и принял мученическую смерть. При нем в одежде следователи нашли его удостоверение и четки. Тело долго пролежало на открытом воздухе. Все свидетельства и медицинские-судебные документы были переданы в Международный трибунал по Югославии для дальнейшего расследования преступления. Наказания за унесенную сербскую жизнь никто так и не понес. Сербская православная церковь причла к лику святых Преподобномученика Харитона (Лукич) (3 июня/16 июня, 1999 г.)

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/04/...

В 1373 году князь Владимир Андреевич Боровский восхоте заложить монастырь в Серпухове, и умоли преподобного Сергея, дабы дал ему ученика своего добродельна суща, именем Афанасия, родом Ростовца, и дабы шел сам преподобный Сергий и основал монастырь близ града Серпухова. Святой же поиде пеше, и пришед и обрете место, зовомое Высокое у реки Нары на берегу, близ реки Оки, и основа церковь во имя Пречистой Богородицы честнаго ее Зачатия, и даде ученика своего Афанасия, добродетельна и учительна и божественных писаний разумна, еже и ныне свидетельствуют писания его, и бысть монастыря того игумен. В 1375 году преподобный игумен Сергий крести в Перееславле сына князя великого Дмитрия Ивановича, князя Юрья. В 1378 году, преосвященному Алексию митрополиту в старости (сущу) и изнемогшу, призвал к себе преподобного Сергия, беседоваше с ним, желая его по себе быти на митрополиче столе всея Русии. И взем крест с парамантом, украшен златом и бисером и камением многоценным, благослови преподобного игумена Сергия. Он же рече: Прости мя, великий святителю Божий. Несть се моея меры. И ему много бывшу, отпусти его митрополит. Он же отъиде с радостию в свой монастырь, иже в Радонеже. В 1380 году, августа 18-го дня, князь великий Дмитрий Иванович, готовясь идти на Мамая, приде в монастырь Живоначальной Троицы помолитися и к игумену благословитися. И выпроси у него дву братов инок Пересвета и Ослабя – ратницы великие и воины крепкие и смыслении зело к воинственному делу и наряду. Преподобный Сергий отпусти их и благослови. И глагола князь великий: Отче преподобный. Аще ми Бог поможет и возвращуся здрав, поставлю монастырь Пречистой Богородицы Успения. В 1381 году игумен Феодор Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, бысть духовный отец великому князю Дмитрию Ивановичу и тысяцкому, и боярам, и вельможам, и ходи со князем великим в поход на Мамая, и сияше добродетельми и славою паче многих. В том же году Феодор, игумен Симонова монастыря, послан быв в Киев по Киприана митрополита, и пришел с ним к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 137. Михаил Александрович (в иночестве Матвей), князь тверской-микулинский сын Александра Михайловича, князя тверского и великого князя владимирского, от брака с Анастасией, дочерью неизвестного отца (см. 15). Родился в Пскове в 1333 г.; привезен из Твери в Новгород учиться грамоте у крестного отца своего св. Василия, архиепископа новгородского, в 1341 г.; получил себе уделом г. Микулин (ныне село Микулино Старицкого уезда Тверской губернии) на р. Шоше в 1350 г.; тут был осаждаем князем Василием кашинским, родным дядей своим, в 1363 г.; воевал с тем же дядей и взял Тверь в 1367 г.; приехав в Москву гостем, но трактованный в ней великим князем Дмитрием (впоследствии Донской) и св. Алексеем митрополитом как пленник, навел на нее Ольгерда, великого князя литовского, зятя своего, в 1368 г.; вторично вынужденный великим князем бежать в Литву, пробрался оттуда в Орду, там получил от Мамая ярлык на великокняжение и явился к Москве опять с Ольгердом в 1370 г.; по замирении Ольгерда с Москвой снова обратился к Мамаю и взял от него новый ярлык на великокняжение владимирское, но, отвергнутый владимирцами, возвратился с Мологи в Тверь 23 мая 1371 г.; соединенно с литовцами опустошил окрестности Дмитрова и Кашина, потом, уже один, разбил москвичей под Торжком 31 мая и в третий раз указал Ольгерду путь к Москве в 1372 г.; легкомысленно объявив войну Дмитрию, поплатился за это потерей своего Микулина, бедствиями осажденной Твери и миром на условиях великого князя московского в 1375 г.; по выезде из Твери в Киев друга своего, св. Киприана, митрополита киевского, не принятого в Москву великим князем, отправился в Орду интриговать против Москвы в 1382 г.; не получив от Тохтамыша ярлыка на великокняжение, с досадой возвратился домой в 1383 г.; посылал в Литву сына своего (Ивана) для политических переговоров с зятем последнего, великим князем Витовтом, в 1397 г.; окончив постройкой Спасо-Преображенский собор в Твери, постригся там же, в бывшем Афанасьевском монастыре, 20 и умер 26 августа 1399 г. Тело его погребено в соборе, им самим выстроенном. Князь Михаил тверской-микулинский был женат на Евдокии, известной только по имени (ум. 1405 г.), и имел от нее пять сыновей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

85 Карамзин. Ист. госуд. рос. (изд. 6-ое) т. V, стр. 274–295; Макарий, Ист. рус. цер., т. V, стр. 339–367. 86 С. Терновского. Исслед. о подчин. Киев. митр. Москов. патриарху. Арх. юго-зап. России, часть I, том V. 87 Говоря об этих попытках к унии, напомним следующие факты; 1) письмо Литов. митрополита Мисаила к папе Сиксту IV, от 14 марта 1470 г. в котором Мисаил признавал флорентийское соглашение (Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, стр. 49); 2) король Казимир около 1492 года повелел по всем православным церквами огласить соединение восточной церкви с западной, будто бы совершившееся на флорентийском соборе (Нарбут, Ист. Литвы, т. VIII, стр. 249); 3) известны также попытки пап об обращении супруги вел. кн. Александра Елены к послушанию папе, согласно правилам флорентийского собора (Макарий, Ист. рус. цер., IX. 94 и след.). 88 Акт. Зап. России, т. III. 137 (и примеч.); Вест. запад. России, 1865–66 г., кн. III, стр. 76 (отд. Ι); Витеб. Старина, т. V, стр. 69. 89 Учение Лютера иезуиты называли «detestabile dogma», а его самого, в насмешку, «пятым евангелистом». См. письмо от 16 августа 1583 г. от иезуитского братства «содалисов» (confratres sodalitatis В. Virginis Mariae) в Ковне к Виленскому опекуну Юрию Радзивилу; Вилен. Арх. Сборн., т. VII, стр. 299. 90 Эта древняя русская область была присоединена к Польше еще со времен короля Казимира и окончательно с нею слита в конце XIV века. В продолжении целых двух веков происходило ополячение этой страны: земли раздавались полякам, ставшим крупными и влиятельными землевладельцами, в городах преобладали те же католики поляки, занявшие высшие места в городском управлении, захватившие в свои руки торговлю и мирволившие более многочисленным в крае армянам и евреям, которые в отправлении своей веры были менее стеснены, нежели несчастные русские. Достаточно сказать, что в 1509 году Львовскому латинскому архиепископу (кафедра которого в Галиче учреждена быта в 1375 году и перенесена в Львов в 1417 году) было предоставлено право назначать наместников для управления Львовским православным духовенством: о возмутительном же бесправии русского народа можно судить из того факта, что в судах не принимали свидетельства русских против латинян (См. Истор. исслед. о зап. России, стр. LXXII, прим 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

(Продолжение следует). 414 Лжеучение это представляют собою применение к христианству учения о Логосе Александрийского Иудея Филона, жившего почти одновременно с Христом. 415 Λγος νδιθετος – Слово внутреннее и Λγος τροφορικς – Слово произнесенное или внешнее – термины и понятия, заимствованные у Филона и встречающиеся у стоиков. 420 Корыстные виды усматриваются в собрании аннат. Аннаты (annatae), введенные папою Иоанном XXII (1316–1334 г) состояли в том, что каждый епископ или другой прелат при вступлении в должность, обязан был заплатить папе среднее количество годового дохода своей епархии или бенефиции, как первый плод ее. См. стат. Левитского, Архив юго-западной России, ч. I, т. VI, стр. 38. 423 Карамзин. Ист. Госуд. рос. (изд. 6-е) т. V. стр. 274–295, Макарий Ист. рус. цер. т. V. стр. 339–367. 425 Говоря об этих попытках к унии, напомним следующие факты: 1) письмо Литов. митрополита Мисаила к папе Сиксту IV, от 14 марта 1476 г., в котором Мисаил признавал флорентийское соглашение (Макарий. Ист. рус. цер. т. IX. стр. 49); 2) король Казимир, около 1492 года повелел по всем православным церквам огласить соединение восточной церкви с западной, будто бы совершившееся на флорентийском собор (Нарбут. Ист. Литвы, т. VIII, стр. 249); 3) известны также попытки пап об обращении супруги вел. кн. Александра Елены к послушанию папе, согласно правилам флорентийского собора (Макарий. Ист. рус. цер. IX, 94 и след.). 426 Акт. Зап. России, т. III. 137 (и примеч.); Вест. запад. России. 1865–66 г. кн. III, стр. 76 (отд. 1) Витеб. Старина, т. V, стр. 69. 427 Учение Лютера иезуиты называли «detestabile dogma», а его самого, в насмешку, «пятым евангелистом». См. письмо от 16 августа 1583 г. от иезуитского братства «содалисов» (confratres sodalitatis В. Virginis Mariae) в Ковне к Виленскому опекуну Юрию Радзивилу; Вилен. Арх. Сборн. т. VII, стр. 299. 428 Эта древняя русская область была присоединена к Польше еще со времен короля Казимира и окончательно с нею слита в конце XIV века. В продолжении целых двух веков происходило ополячение этой страны: земли раздавались полякам, ставшим крупными и влиятельными землевладельцами, в городах преобладали те же католики поляки, занявшие высшие места в городском управлении, захватившие в свои руки торговлю и мирволившие более многочисленным в крае армянам и евреям, которые в отправлении своей веры были менее стеснены, нежели несчастные русские. Достаточно сказать, что в 1509 году Львовскому латинскому архиепископу (кафедра которого в Галиче учреждена была в 1375 году и перенесена в Львов в 1417 году) было предоставлено право назначать наместников для управления Львовскими православным духовенством: о возмутительном же бесправии русского народа можно судить из того факта, что в судах не принимали свидетельства русских против латинян (См. Истор. исслед. о зап. России. стр. LXXII. прим. I).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какие святые канонизованы были собором 1547-го года, это мы знаем из сохранившегося до настоящего времени его указа о праздновании канонизованным на нем святым. Но так как три известные в настоящее время списка указа 1375 не совершенно согласны между собой, то и мы знаем канонизованных собором святых не с совершенною точностью. По одному списку, канонизовано к общему празднованию во всей Русской церкви 11-ть святых и к местному празднованию 9-ть святых; по другому списку, канонизовано к общему празднованию 12-ть святых и к местному празднованию те же 9-ть святых; по третьему списку, канонизовано к общему празднованию 14-ть святых и к —189— местному празднованию те же 9-ть святых. 1376 Святые канонизованные собором к всецерковному празднованию, общие всем трем епископам, суть 1377 : 30 Марта митрополит Иона 1378 ; 7 Сентября Иоанн архиепископ Новгородский; 1 Мая Пафнутий Боровской; 17 Ноября Никон Радонежский; 17 Марта Макарий Колязинский; 11 Января Михаил Клопский; 17 Апреля Савватий и Зосима Соловецкие 1379 ; 10 Января Павел Обнорский; 1 Июня Дионисий Глушицкий; 30 Августа Александр Свирский . По списку, в котором предназначенных к всецерковному празднованию святых 12-ть, лишний против предшествующего списка есть: 23 Ноября вел. кн. Александр Невский. В третьем списке двое лишних против второго списка суть: 26 Апреля Никита архиепископ Новгородский и 3 Декабря Савва Сторожевский. При имени каждого, предназначенного к всецерковному празднованию, святого в указе собора прибавляется: «пети и праздновати повсюду», и потом в заключение всего списка святых предписывается относительно их: «и которым святым повелено праздновати повсюду, и вы бы тем связыем праздновали по прежеуложенному (вар. преждеписанному) уставу святых отец и по сей нашей соборной грамоте». Перечисленные святые различаются в указе, конечно, не без намерения, прилагаемым к их именам эпитетом, который есть – или «великий чудотворец», или «новый чудотворец». Великими чудотворцами называются: митр. Иона, Иоанн архиепископ Новгородский, Пафнутий Боровский и Макарий Колязинский; все прочие называются новыми чудотворцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Москве будет установлен памятник святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси 9 июня 2010 г. 17:45 Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе на заседании 8 июня 2010 года одобрила предложение по установке в столице памятника святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, который будет передан в дар городу, сообщает портал «Интерфакс-религия» . Изначально памятник предлагалось поставить в основанном святителем Сретенском ставропигиальном мужском монастыре , но так как места для монумента в обители не нашлось, решено установить памятник у посольства Болгарии на Мосфильмовской улице, а в монастыре поставить памятный знак. Болгарское посольство находится в местности, где располагалась летняя резиденция митрополита Киприана, выходца из Болгарии. На месте деревянного храма, построенного святителем, был впоследствии возведен каменный храм Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. Святитель Киприан (ок. 1340-1406), митрополит Киевский и всея Руси в 1381-82 и 1390-1406 гг. — выдающий церковно-общественный деятель, писатель, публицист, переводчик. Уроженец болгарского города Великое Тырново; принадлежал к аристократической семье Цамблаковых. Рано принял монашество и около 10 лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. Константинопольский Патриарх Филофей поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию князя Литовского Ольгерда, но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель Алексий умер в 1378 г. В 1381 г. митрополит Киприан прибыл в Москву, но после нашествия Тохтамыша был выслан и жил в Киеве и Константинополе. Вернулся в Москву в 1390 г. 26 августа 1395 г., во время приближения к Москве полчищ Тимура, по инициативе святителя Киприана в Москву из Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери. В память о чудесном избавлении от Тимура на месте встречи святыни был основан Сретенский монастырь. Главной заботой святителя Киприана было сохранение единой Русской митрополии. Человек высокой книжной культуры, знаток церковного Устава, святитель особенно заботился об исправлении церковных книг, упорядочении богослужения и иноческой жизни. При Киприане в русскую церковную практику вошел Иерусалимский богослужебный устав. Преставился 16 сентября 1406 г. и был погребен в Успенском соборе в Кремле. В 1472 г., при строительстве нового Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех московских святителей: Киприана, Фотия и Ионы. Дни памяти свт. Киприана: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1178197.ht...

339 ...яко Иезекию... – Езекия, согласно Библии, – царь Иудейского царства. Был излечен от смертельной болезни пророком Исайей по велению Бога, которому молился об исцелении (ср. 4 Цар: 20, 1–11). 341 Боровск.– Город юго-западнее Москвы, на реке Протве. При Владимире Андреевиче входил в состав Серпуховского удельного княжества. 342 Киприан – митрополит всея Руси с 1375 по 1406 г. Болгарин знатного происхождения. См. подробнее в общем комментарии к «Сказанию о Мамаевом побоище», а также «Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору». 344 ...случися иногда Великому Василию в Кесарии. – Василий Великий – каппадокийский епископ, один из так называемых «отцов церкви», живший в IV в. Кесария – столица Каппадокии (государства в центральной части Малой Азии). 345 ...посла... Меркуриа... – Меркурий Кесарийский – византийский святой. Согласно легенде, он был воином и по повелению свыше разбил неприятеля. 346 ...Захарий Тютьшов... – Имя известно только по «Сказанию ο Мамаевом побоище». Старинный дворянский род Тютчевых, к которому принадлежал знаменитый русский поэт Федор Тютчев, возводил свою родословную к Захарию Тютчеву. 349 Тихая Сосна. – Имеется в виду река Сосна, приток Дона. Через эту реку проходили дороги, по которым татары продвигались на Русь. 350 ...Мясопустъ святыа Богородица». – Мясопуст – время, в которое по церковному уставу нельзя есть мясную пищу, здесь имеется в виду Успенский пост (с 1 до 15 августа). 351 ...гнздо есмя князя Владимера Святославича Киевъского, емуже откры Господь познати православную вру, якоже оному Еустафию Плакид... – Русские князья подчеркивали свое происхождение от «святителя» Руси Владимира I. Владимир сравнивается с великомучеником Евстафием Плакидой, язычником, крестившимся после чудесного видения и затем пострадавшим за христианство. 354 И приидоша κ нему князи блоозерскыа... – Белозерские князья действительно принимали участие в Куликовской битве (Β Куликовской битве участвовали белозерские князья Федор Иванович (в тексте ошибочно «Семенович») и его сын Иван; оба погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судя по всему, Иван Васильевич, стремясь установить связи с Сергием Радонежским, решился действовать через его учеников. Мы помним, что Сергием в 1374 г. в Серпухове был основан Высоцкий монастырь, который возглавил один из учеников преподобного – Афанасий Высоцкий. Очевидно, именно к нему и обратился сын тысяцкого. Но его надежды на поддержку троицкого игумена не оправдались. Более того, он был схвачен (возможно, не без содействия окружения Сергия) московской разведкой. Следует предположить, что этот захват пришелся как раз на праздник Успения Богородицы 15 августа. Иван Васильевич Вельяминов, покинувший Москву еще в начале весны 1375 г., не учел того, что за истекшие пять лет ситуация в Москве резко изменилась. Если вначале позиция Вельяминова, незаслуженно обиженного великим князем несмотря на заслуги его отца и вынужденного «отъехать» к тверскому князю, и могла вызывать у Сергия определенное сочувствие и понимание, то позднее переход сына московского тысяцкого к откровенно протатарской ориентации положил конец этим настроениям троицкого игумена. Разошлись они и по такому вопросу, как фигура будущего предстоятеля Русской церкви. Преподобный и его окружение настаивали на кандидатуре Киприана, тогда как Вельяминов, исходя из собственных интересов, очевидно, готов был поддержать Митяя. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас ярлыку, выданному номинальным ордынским ханом Тюляком «Мамаевою дядиною мыслию» «Михаилу митрополиту». Этот документ, подтверждавший старинный обычай освобождения русского духовенства от каких бы то ни было ордынских налогов и повинностей, предусматривал, что как только Митяй официально будет хиротонисан константинопольским патриархом, он будет молиться вместе с Русской церковью за хана: «И мы по тому же сего Михаила митрополита пожаловали есмы. И как сед в Володимери, Богу молиться за нас и за племя наше в род и род и молитву въздаеть» 812 . Как верно отметил один из исследователей, «для человека, занимающего русский митрополичий престол, молиться за царя – хана значит поминать его имя в придворных богослужениях прежде имени своего великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Комитом назывался особый чиновник, заведующий сбором царских даней. Этим же именем назывались вообще градоначальники. Трибун — представитель военной власти, командир небольшого отряда, вроде современного полковника. Страдание святых мучеников Нестора и Тривимия Римский император Декий царствовал с 249 до 251 года и был жестоким гонителем христиан. Город Пергия находился в малоазийской области Памфилии, расположенной в южной части Малой Азии на берегу Средиземного моря. Страдание святой мученицы Антонины Город Никея находился в малоазийской области Вифинии, лежавшей в северной части Малой Азии по берегам Мраморного и Черного морей. Известен в истории тем, что в нем происходили I и VII Вселенские Соборы. В 284 г. Римская империя разделилась на восточную, которою правил Диоклитиан, и западную, с 285 г. находившуюся под властью августа Максимиана Геркула. Но здесь надо разуметь не Максимиана Геркула, а Максимиана Галерия, бывшего соправителем Диоклитиана на востоке, зятя и впоследствии преемника его (306–311 гг.). Хотя открытое гонение на христиан началось с 303 г., но еще за несколько лет до этого Галерий преследовал христиан частным образом. Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского Древнее житие святого Арсения написано в конце XV в. иноком Феодосием. Чудеса святителя описаны во второй половине XVI и в XVII стол. Св. Киприан поставлен митрополитом Киевским и всея Руси 2 декабря 1375 г. В Киев он приехал в следующем, 1376 году, и проживал здесь до утверждения на Московской кафедре в мае 1381 г. Другими словами: митр. Киприан сделал св. Арсения своим секретарем. Евфимий (по прозванию Вислень) поставлен епископом Тверским 9 марта 1374 года. Михаил Александрович был великим князем тверским с 1366 по 1399 г. Пред смертью он принял иночество с именем Матфея. Слово «Патерик» значит «Отечник», т.е. книга об отцах. Книга Патерик представляет собрание кратких рассказов о подвижниках или их изречении. В состав Печерского Патерика, списанного по повелению святого Арсения, входят: Житие преп. Феодосия Печерского, написанное преп. Нестором, Сказание летописи об основании Печерского монастыря; Собрание сказаний Симона, епископа Владимирского, и Поликарпа, инока Печерского, о печерских подвижниках.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010