368 Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности... С. 221, строки 11–27; 228–229. 369 Д. Цендикопулос указывает период с 1365 по 1375 гг. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 370 Дмитрий Солунский/О. В. Иванова, А. А. Турилов, А. А. Лукашевич, А. С. Преображенский//Православная энциклопедия. Т. 15. С. 155–195.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 23.10. URL: http://www.pravenc.ru/text/178231.html (дата обращения: 25.02.2020). 372 Авторство данного жития не подтверждено, однако «особенности языка составителя» указывают на свт. Филофея (Коккина; Жития двух вселенских патриархов XIV в. свв. Афанасия I и Исидора I... С. VII). 373 24 октября по мнению А.И. Пападопуло-Керамевса является днем кончины, а 28 октября – днем погребения (Барабанов Н. Д. Афанасий I/Н. Д. Барабанов, О. В. Л., О. В. В.//Православная энциклопедия. Т. 4. С. 18–20.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 04.03. URL: http://www.pravenc.ru/text/76936.html (дата обращения: 10.04.2020)). 374 Жития двух вселенских патриархов XIV в. свв. Афанасия I и Исидора I... С. VII, посл. строка. В Прав. энц. свт. не упоминается в качестве автора данного жития (Барабанов Н. Д. Афанасий I… (дата обращения: 25.03.2020)). 375 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 64, ll. 1–3. Д. Цендикопулос указывает 1348–1350 гг. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 376 Д. Цендикопулос указывает более широкий диапазон времени: с 1350 по декабрь 1354 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 377 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 74. Также к концу 1350-х гг. относит написание этих Слов Д. Цендикопулос (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 380 Какие-то из них, возможно, были написаны в период с мая 1350 г. по 2 пол. 1352 г. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 65, ll. 11–13). 381 Д. Цендикопулос указывает более широкий промежуток времени: с 25 октября 1351 г. по 06 мая 1352 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 382 М. Митреа считает, что Историческое слово было написано уже ко дню памяти св. Димитрия, 26 октября 1352 г., т.е. времени для написания у святителя было ок. 4–5 месяцев, с мая по октябрь 1352 г. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 63, ll. 6–9). Г. М. Прохоров обозначает более широкие временные рамки время ­– 13511353 гг., и предполагает, что данное «Историческое слово» было написано с целью защиты Филофея от обвинений в пренебрежении к Ираклеотам, поэтому в Слове ясно проводится идея боговдохновенности поступков свт. Филофея. Отсюда Прохоров делает вывод, что данное Слово могло иметь ценность в указанном ключе, если было написано в ближайшее к трагедии время (Прохоров Г. М. «Так возсияют праведники…»… С. 186). Д. Цендикопулос сужает срок написания до августа – сентября 1352 г., т.е. через 3–4 месяца после подписания мирного договора с генуэзцами (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Поэтому, скорее всего, Василий никаких новшеств не вводил, а просто попытался восстать против нововведения, сделанного Киприаном. Для того, чтобы уверенно обосновать такое понимание послания, следует, конечно, тщательно изучить славянские церковные книги, употреблявшиеся на Руси с X века. Но некоторые факты известны: в нескольких русских рукописных служебниках (евхологионах) XII и XIII веков содержится только поминание «благоверного князя». В XIV веке тоже не поминали императоров; это видно, например, из чина освящения воды 1 августа. Сам Киприан в послании к преп. Сергию и Феодору (июнь!378 года) говорил, что за божественной литургией первым он поминает Дмитрия Московского, а не императора. Однако в личном Киприановом списке Служебника, сделанном для него в 1397 году, находим упоминание «нашего благочестивейшего и благовернейшего императора». Более того, в грамоте к псковскому клиру, написанной в одно время со Служебником, Киприан специально упоминает — наряду с другими литургическими новшествами, которые он вводил на Руси в соответствии с обычаями Константинополя, — предписание «поминать православных императоров наряду с великими князьями... как мы то делаем здесь, в митрополии». Эти факты показывают, что когда Киприан вводил поминание императоров в диптихах, то вводил новшество, не пользовавшееся общим признанием. Они же свидетельствуют, что Киприан, пользуясь поддержкой патриарха, в силах был превозмочь неодобрение великого князя и что в Москве его решение поминать императора твердо исполнялось, по крайней мере, в течение некоторого времени. Легко понять, почему для Киприана после 1390 года столь важно было напоминание о высшей и вселенской власти византийского императора: она наделяла его самого неким символическим нелицеприятием в отношении Василия, Витовта и Ягайло. Его важнейшей целью было сохранить непосредственный личный контроль над всей митрополией. Во время первого посещения Литвы (1375-1378 гг.) он мог поминать первым имя великого князя Дмитрия Ивановича, потому что Ольгерд еще был язычником.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

XXIV, стр. 294», но положительные сведения помещаемого нами жития о родине преп. Исаии не дают места этой догадке. 353. Житие это помещено архим. Никифором Дучичем в изданной им книге «Старине Хиландарске». У Београду. 1884, стр. 63– 78. 354. Иоаким Сарандапорский, или Осоговский, подвизался в стране Овчепольской в месте, называемом Сарандапор, в подкрылии горы Осоговских, в потоке, называемом Бабин-дол, при реке Скупице. Память его 16 августа. † 1105 году. 355. В пределах монастыря св. Павла, который тогда тоже был славянским. 356. Душан короновался царским венцом 16 апреля 1346 г. Даничич. «Животи кральева и архиепископа српских». У Загребу. 1866, 378–380. 357. Голубинский. «История правосл. славян. церквей болгарск. сербск. и румынск.» М. 1871, стр. 472–475. 358. Родослов говорит так: «и пришед едва умоли его о сем разрешении, он же преклонив се и моли старца Исаию поити в Царьград поискати о сем разрешения». См. Даничич, стр. 380–382 «…о поставлении 2-го патриарха серблем кир Саввы». 359. Этот Никодим, как повествует далее житие, при помощи трудов, тщания и советов преп. о. Исаии составил в Угровлахии два больших монастыря, в которых собрал в общежитие множество черноризцев, сиявших в той земле духовными добродетелями как светлая денница. 360. Родослов называет сего ученика Нифоном. См. Даничич, стр. 382. 361. См. там же, стр. 382–383. 362. Это было в начале 1375 г., незадолго до смерти патриарха Саввы, который скончался в этом году 29 апреля, на антипасху. Официальные сведения и акты об этом церковном раздоре и примирении сербов с греками см. в Acta Patriarch. Constatinop. Миклошича, т. 1-й, 300, 301, 303, 306. 363. По смыслу сих слов можно разуметь, что житие это писано одним из учеников преп. Исаии, сопровождавших его в этом путешествии. 364. В подлиннике, как замечает здесь о. архим. Н. Дучич, конец жития во многих местах трудно уже читается, так что от времени целые строки выцвели и изгладились. Поэтому восстановляем дальнейшее по смыслу тех строк, которые еще могут быть прочтены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святой Алексий, возвращаясь в 1355 году из Константинополя с поставления в митрополиты, застигнут был бурею на Черном море. Моля Бога об избавлении от опасности, он дал обет поставить монастырь в честь святого или праздника того дня, в который благополучно пристанет к берегу. Он пристал к берегу 16 августа, почему и решил построить монастырь в честь нерукотворенного образа Спасителя, который празднуется в этот день. Быв в Константинополе в другой раз, в 1356 году, он приобрел для будущего монастыря чудную икону нерукотворенного Спаса, украшенную золотом. Монастырь, место для которого было избрано в расстоянии от тогдашнего города Москвы около 3–4 верст, на берегу реки Яузы, был основан, по всей вероятности, более или менее вскоре после возвращения Алексия из вторичной поездки в Константинополь, что было в конце 1356- начале 1357 года. Решив строить монастырь, митрополит отправился к преподобному Сергию, с которым находился, говоря словами жизнеописателя, в духовном союзе премногой любви, в его лавру и испросил у него в строители монастыря ученика его Андроника (от которого монастырь и получил название. Скончался преподобный Андроник 13 июня 1375 года). Два монастыря были построены по благословению преподобного Сергия, которое он дал сторонним для него здателям, причем должно подразумевать, что он мог изъявить готовность благословить здание монастырей только общежитных. Около 1365 года преподобный Сергий ходил в Ростов для поклонения святыне своего родного города. Во время его пребывания в Ростове к нему пришли два пустынника, по имени Феодор и Павел, и просили его, чтобы он своею молитвою положил начало монастырю, который они предполагают создать. Это есть существующий до настоящего времени Борисо-Глебский Устьинский монастырь, находящийся в 18 верстах к северо-западу от Ростова, на берегу реки Устье. Возвращаясь в том же 1365 году из Нижнего Новгорода, преподобный Сергий положил своей молитвой, испрошенной у него неизвестными строителями, начало монастырю в Гороховецком уезде (нынешней Владимирской губернии), на реке Клязьме.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители. Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише. Приложих же к потребам вся изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга... И саставих општежитие, да се држи у манастиру... И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше». Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».

http://pravicon.com/info-2763

В 1375 г. Дмитрий во главе внушительной коалиции, включавшей князей Ростова, Суздаля, Нижнего Новгорода, Ярославля и Смоленска, разбил князя тверского и принудил его к повиновению. Поражение Михаила означало поражение стоявшей за ним Литвы. Победа на Западе ускорила роковое столкновение на Востоке, поскольку татары решили вмешаться и остановить дальнейший рост московского влияние. Момент казался особенно подходящим, так как всем внутренним неурядицам незадолго до этого был положен конец, и некоему князю по имени Мамай удалось провозгласить себе верховным ханом Золотой Орды. Он не замедлил отправить на Русь авангарды, готовя тем временем основные силы для нового вторжения. В 1377 г. татары сожгли Нижний Новгород и опустошили восточные княжества Руси, однако в 1378 г. Дмитрий разбил захватчиков. Это событие стало поворотным пунктом. Впервые русская рука остановила татарскую агрессию. Рубикон был перейден Час пробил, Руси и Азии предстояло встретиться вновь и померяться силами в честном бою. Хан Мамай собрал огромное войско. Он заручился помощью из Ясс, из Хивы, а также от множества мусульманских кланов Кавказа и Туркестана. Как и в 13 в. его натиск на христианский Восток был поддержан западными христианами. Ягело, князь литовский, пообещал прийти татарам на помощь. Генуэзская республика снабдила монголов военными специалистами и превосходным вооружением. Русь противостояла грозному врагу в одиночку. Ей предстояло отразить атаку четырехсот тысяч человек, уверенных в успехе и готовых не задумываясь истребить всех, кто дерзнул бы сопротивляться их владычеству. Дмитрия Московского нельзя было назвать великим государем, но в этот критический момент отечественной истории он оказался достойным вождем нации. Он понимал, что на карту была поставлена не его репутация или амбиции, а самое существование русского народа и его христианской веры. В те решающие месяцы его поведение было отмечено подлинным величием. Он провел все необходимые военные приготовления и заключил союзы с другими русскими князьями, предав забвению все мелкие раздоры и усобицы. Когда де от него потребовалось принять окончательное решение, он вознамерился довериться не собственному мнению и не соображениям своих политических советников, а пожелал услышать суждение Преподобного Сергия, служителя Святой Троицы. И вот в начале осени, 18 августа 1380 г., князь Дмитрий в сопровождении ближайших друзей нанес монаху визит. Татары уже перешли границу, и русское войско было собрано в Коломне, к югу от Москвы, готовое к походу. Сердце какого русского не затрепещет при упоминании этого звездного часа русской истории?!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1369 В этом последнем смысле появилась, напр., в 1859 году в Журнале Землевладельцев статья Дубенского, против которой в том же журнале написал полемическую статью известный наш публицист Η.П. Гиляров-Платонов. 1372 «Србобран» (1900 г. 43, от 23 февр.) называет кандидатами на новую митрополичью кафедру двух лиц: крушедольского архимандрита Анатолия Янковича и оточского протоиерея Илию Матича, который в скором времени намерен вступить в монашеский чин в монастыре Гомирье (в пределах карловицкой митрополии). 1374 То были: Григорий Евтанович из Сараева, Воислав Шола и Владимир Радович из Мостара, Лазарь Иованович из Тузлы и Константин Куюнджич из Ливна. 1375 На практике назначение митрополитов принадлежит австрийскому императору; митрополит в свою очередь не может сделать ни одного назначения в подведомственном ему клире без согласия светского правительства. Поэтому назначаются исключительно такие личности, которые прежде всего австрийские чиновники и потому не только не радеют о религиозных и национальных интересах своего народа, а скорее действуют против них. 1377 Не хотим верить слухам, пущенным некоторыми сербскими газетами, о подкупе патриаршего синода австро-венгерским правительством (ср. Моск. Ведом. 1899, 267, объяснение газ. «Свет»), или о давлении на патриархию со стороны султана и турецких властей. 1378 Напечатаны в сербском переводе с греческого в официальном органе боснийско-герцеговинской иерархии «Источник», 4 1899 г. и в «Срп. Сионе " 1899, 11. 1382 Четвертый член боснийско-герцеговинской депутации Владимир Радович скончался 24 августа 1899 г. в г. Мостар. 1386 Печальное положение боснийско-герцеговинской церкви, вследствие терроризующей и деморализующей деятельности оккупационных властей, раскрывается в брошюре: прав. бос. херц. свештенства». Нови Сад, 1899). 1387 Застава, 1899, 199. Здесь же описывается далее случай борьбы православной общины г. Ливна с местным протоиереем из-за навязываемого общине неугодного ей священника. 1389 Моск. Вед. 1899, 209. Корреспондент Моск. Ведомостей прибавляет к этому, что в правительственную великую гимназию в Сараеве ежегодно поступает больше ста православных сербов, но так обстоит дело, и непременно всегда случается, что из этого большого числа ежегодно оканчивают 3, 4, 5 и 6 воспитанников. Заметим кстати, что крайнее стеснение боснийско-герцеговинских студентов венского университета вызвало в сентябре 1899 г. даже демонстрацию против гр. Каллая. Застава, 1899, 155. Царигр. Гласник. 41.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому, скорее всего, Василий никаких новшеств не вводил, а просто попытался восстать против нововведения, сделанного Киприаном.    Для того, чтобы уверенно обосновать такое понимание послания, следует, конечно, тщательно изучить славянские церковные книги, употреблявшиеся на Руси с X века. Но некоторые факты известны: в нескольких русских рукописных служебниках (евхологионах) XII и XIII веков содержится только поминание «благоверного князя». В XIV веке тоже не поминали императоров; это видно, например, из чина освящения воды 1 августа.Сам Киприан в послании к преп. Сергию и Феодору (июнь!378 года) говорил, что за божественной литургией первым он поминает Дмитрия Московского, а не императора. Однако в личном Киприановом списке Служебника, сделанном для него в 1397 году, находим упоминание «нашего благочестивейшего и благовернейшего императора» Более того, в грамоте к псковскому клиру, написанной в одно время со Служебником, Киприан специально упоминает — наряду с другими литургическими новшествами, которые он вводил на Руси в соответствии с обычаями Константинополя, — предписание «поминать православных императоров наряду с великими князьями... как мы то делаем здесь, в митрополии» Эти факты показывают, что когда Киприан вводил поминание императоров в диптихах, то вводил новшество, не пользовавшееся общим признанием. Они же свидетельствуют, что Киприан, пользуясь поддержкой патриарха, в силах был превозмочь неодобрение великого князя и что в Москве его решение поминать императора твердо исполнялось, по крайней мере, в течение некоторого времени.    Легко понять, почему для Киприана после 1390 года столь важно было напоминание о высшей и вселенской власти византийского императора: она наделяла его самого неким символическим нелицеприятием в отношении Василия, Витовта и Ягайло. Его важнейшей целью было сохранить непосредственный личный контроль над всей митрополией. Во время первого посещения Литвы (1375—1378 гг.) он мог поминать первым имя великого князя Дмитрия Ивановича, потому что Ольгерд еще был язычником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Александр Вочский. Икона XVIII века. г.Солигалич Александр Вочский, Галичский ( XIV - XV вв.), преподобный Память 27 марта , 23 января (Греч. ), 30 августа (Костром. ) и в Соборе Костромских святых Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Он был одним из первых игуменов, а согласно некоторым источникам - основателем Александровской Преображенской пустыни на реке Воче, левом притоке реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминаемой под 1533 годом, уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как " подражатель " в подвигах и даже как " собеседник " преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375). Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей ( И. Я. Сырцова , А. И. Соловьёва). Юность преподобного в службе воспевается так: " От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев " . Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил " свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню " . Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич , где и принял монашество . По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи.

http://drevo-info.ru/articles/9863.html

Беседовал Дмитрий Анохин Анапа — Новороссийск — Москва За содействие в подготовке материала редакция благодарит пресс-секретаря Новороссийской епархии священника Алексия Кульнева. Протоиерей Александр Карпенко родился в г. Новосибирске 21 августа 1955 г. в семье священнослужителя. В 1978 г. закончил факультет иностранных языков Томского педагогического института. С 1978 по 1980 г. служил в рядах Советской армии. Учебу в Мос­ковской духовной семинарии и академии  совмещал с работой в Отделе внешних церковных связей . ­Рукоположен в сан иерея в 1989 г. Служил на приходах Московского Пат­риархата в Швейцарии (Женева, 1989-1991 гг.) и США (1992 г. — в Нью-Йорке и с 1992 по 1996 г. — в Сан-Франциско, Калифорния). С 1997 г. состоял в штате Костромской епархии ; с 1 января 1998 г. — клирик  Екатеринодарской и Кубанской епархии , с 2013 г. — Новороссийской епархии. «Церковный вестник» /Патриархия.ru за темою «Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Стаття] «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Учасники XI Загальноцерковного з " виступили за розвиток у православних У Центр Кирила на перших зборах духовенства : та звернення] з ключовими словами Журнал – життя   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5449254...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010