И тогда же солнце погыбе мсяца августа въ 7 день на память святаго преподобнаго мученика на завьтрее по Спасов дни по утру въ 3 часъ дни, осталося его, аки трехъ денъ молодъ мсяцъ бываетъ, щербина б ему съ полуденныя страны, но мраку, аки синю, отъ запада приходящу, и пребысть тьма съ часъ единъ, дóндеже обратися солнце щербиною къ земли, и тако нача паки по малу свтъ свои припущати, дóндеже солнце исполнися, и свтъ свои пакы яви, и обычно лучами свтлость слышавъ же по семъ благочестивый царь царегородскыи, нарицаемыи Иванъ 602 яко салтанъ елико зло сътвори глаголемыхъ и священникомъ и церковникомъ, и всмъ епископомъ и митрополитомъ, пачеже и самому Михаилу съжали си о семъ умилосердися зло, печалоуя и промышляя паче же добро творя и помогая посла послы своя къ салта- ну египетскому о миру со многыми дары, онъ же миръ сътворивъ и митрополиты и прочая епископы отпусти въ свояси, а церкви имъ пакы предастъ а взя у нихъ дватцать тысячъ рублевъ сребромъ, кром иного узорочья и многыхъ даровъ» 603 . Для средневековых русских летописей с их весьма узким географическим кругозором необычен уже сам факт интереса к ближневосточным событиям. Чувствуется, что сведения были получены из первых рук. Из чьих – определить достаточно просто. Под 6879 (1370/1) г. летопись сообщает: «Того же лта изъ нкоторый митрополитъ, именемъ Германъ, на Русскую землю милостыня ради и о долга, понеже много имъ от поганыхъ Срацинъ» 604 . Кроме того, в 6884 (1375/6) г., по словам летописца, нкоторый митрополитъ, именемъ Марко, от святыя Богородица из Синаискыя горы на Русскую землю милостыня ради; и потомъ за мало время из нкоторый архимандритъ, именемъ Ниоонтъ, монастыря святого архааггела Михаила, иже в на Русскую землю, такоже милостыня ради, за тмъ сталъ на иже в 605 . Все эти люди и стали информаторами русского летописца. Заметим, что до этого времени выходцы с Ближнего Востока ни разу не обращались на Русь за милостыней, и их приход, несомненно, вызван был вескими причинами 606 . Первый вопрос, который мы должны себе задать: всему ли в этом летописном рассказе можно верить? Нельзя не отметить несколько явных несообразностей: во-первых, когда Герман приехал на Русь, патриарх Михаил Антиохийский был жив, он умрет только в августе 1373 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прадед м. Сарры, Александр Иванович Потемкин, служил в полку Смоленской шляхты и за верную службу Отечеству был пожалован чином полковника. В 1762 году он построил храм в своем имении Беломир Вяземского уезда, около этой церкви и был похоронен. При генеральном межевании Вяземского уезда Смоленской губернии в 1779 году владелицей села Беломир значилась его вдова Анна Семеновна. Село Беломир с деревнями Асташевой и Савиной (1375 с половиной десятин земли) расположены по берегам реки Осмы, недалеко от села Семлево. Мимо прошла дорога, соединяющая Смоленск и Дорогобуж (на западе) с Вязьмой (на востоке) и далее – с Москвой (так называемая «Старая Смоленская дорога»). Согласно старинному документу, «в том селе церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная, дом господский деревянный, мучная мельница о двух поставах, земля иловатая, крестьяне на пашне, хлеб родится средственно» 631 . Дед м. Сарры, Иван Александрович Потемкин, секунд-майор, в 1782– 1784 годах был предводителем дворянства Вяземского уезда. Отец м. Сарры, Александр Иванович Потемкин, родился в 1780 году, был женат на Анне Михайловне Лыкошиной, имел пятерых детей, сыновей Михаила, Ивана (род. 26 сентября 1809 года) и дочерей Варвару (в замужестве за Успенским), Елизавету (род. ок. 1811 года), Надежду (род. 6 августа 1812 года) 632 . С отцом матушки Сарры была связана большая семейная трагедия, отголоски которой слышны на страницах жития подвижницы. Эти драматические события, может быть, не стоило и оглашать... Но кто знает, как и когда Господь укрепляет тех, кого призвал Себе на служение? И какая земная скорбь убедила смиренную праведницу в суетности земных благ и «помогла» выбрать путь Христовой невесты? В рассказе о схимонахине Сарре последуем примеру священника С. Смирнова , старавшегося «не потерять ни одной мельчайшей жемчужны из того сокровища, которое представляет жизнь старицы Сарры». Александр Иванович Потемкин (1780–1838) начал службу 3 января 1797 года кавалергардом в Кавалергардских эскадронах, где был произведен в унтер-офицеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

35. Григориат — греческий общежительный монастырь. Основан в XIV веке во имя Св. Николая Чудотворца преп. Григорием. 36. Дионисиат — греческий общежительный монастырь. Основан в 1375 году Св. Дионисием, подвизавшимся в пещере близ Малого Афона, при помощи императора Трапезундского Алексея III Комнина. 37. Константинопольский патриарх Нифонт (в миру Николай) с 1486 по 1489 и с 1497 по 1498, скончался между 1530–1535 годами. Память его празднуется 11 августа. 38. Вениамин, митрополит Петроградский (с 1917 по 1922) был арестован в 1922 году по делу изъятия церковных ценностей, осужден и приговорен к расстрелу. 39. Келия Св. Георгия («На Керашах») — русская, общежительная; находится в пределах лавры Св. Афанасия. В XIII веке здесь была основана греками обитель в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. С начала 1870-х годов она перешла к русским и возобновлена в 1883 году. 40. Лавра Св. Афанасия — крупнейший греческий монастырь Афона, штатный. Построена Св. Афанасием Афонским по желанию и при содействии воеводы Никифора Фоки в 961–963 годах. Представляет собой гранитный замок, окруженный высокими зубчатыми башнями. 41. Св. Петр Афонский — первый отшельник, подвизавшийся в пещере в IX или VIII веке. Память его празднуется 12 июня. 42. Кавсокаливийский скит — основан подвижником XIII века Максимом Кавсокаливой. Один из самых аскетических скитов: его монахам не разрешается даже иметь сети и лодки для ловли рыбы. 43. Пещера Нила Мироточивого — находится в отвесной скале во владениях Лавры Св. Афанасия. 44. Преп. Иоанн Кукузель жил в XII веке. Память его празднуется 1 октября. 45. Речь идет об источнике Св. Афанасия Афонского. По преданию, после постройки Лавры был большой неурожай и голод, и вся братия разбрелась на поиски пищи. Покинул Лавру и сам Афанасий, но по дороге ему явилась Богоматерь; упрекнув его в маловерии, Она повелела вернуться в обитель. По Ее приказанию Афанасий ударил жезлом о скалу, откуда забил источник. В память явления была воздвигнута церковь в честь Богородицы Живоносного источника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Один из первых подписал указ об отмене местничества при царе Федоре Алексеевиче. Учредил ряд новых епар­хий. Активно поддерживал Петра I в борьбе с царевной Софьей Алексеевной. Был противником усиливающегося в эти годы западного влияния на русское общество, одновременно поддерживая византийские традиции. Создал Типографскую школу, а позже – Славяно-греко-латинскую ака­демию (1687). 802 Протоиерей М. Прилуцкий – автор книги «Частное богослужение в Русской Церкви в XVI–XVII вв.». 806 Киприан (Цамблак; † 1406), митрополит Московский и всея Руси, митрополит Киевский и всея Руси, святитель. Происходил из южных славян. В 1375 г. Константинопольским Патри­архом Филофеем посвящен в митрополита Киевского для Литвы. По прибытии в Россию он поселился в Киеве и управлял церквами Западной Руси, что были в составе Литвы. В 1380 г. был признан митрополитом в Московском государстве. В 1382 г. блгв. вел. кн. Димитрием Донским возвращен в Киев. На московскую митрополию вернулся в 1390 г. Его мощи были обретены 27 мая 1472 г. во время строительства нового каменного Успенского собора в Крем­ле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом. Много потрудился на по­прище укрепления церковного единства, исправления церковно-богослужебных книг и цер­ковных обрядов. 807 Адриан (в миру Андрей; 1637 или 1627–1700), с 24 августа 1690 г. Патриарх Московский и всея Руси. 808 Красносельцев Николай Фомич (1845–1898), выдающийся историк церкви и археолог. Препо­давал литургику и церковную археологию в Казанской духовной академии; затем был профессо­ром Новороссийского университета по кафедре церковной истории. Составил описание литурги­ческих памятников Соловецкой библиотеки, вошедшее по частям в первые три тома «Описания рукописей Соловецкой библиотеки». 810 Иоасаф (1634–1640), Патриарх Московский и всея России. При нем продолжалось исправле­ние и издание богослужебных книг. 811 Вопрос об особом чине диаконского погребения был выдвинут на заседании VII отдела свя­щенного Собора Православной Русской Церкви 12 октября 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

– Сост.) беспошлинно 1366 (absque theloneo) и без ганзы (absque hansa) 1367 и свободно уходят. Также купцы, из какого бы королевства, из какого бы города ни пришли, пусть продают и покупают свободно, пла­тя только положенную пошлину – с фертона (de fertone) 1368 4 денария 1369 , с тысячи марок – не больше 1370 . Если же кто-либо пожелает отправиться за море 1371 , сколько бы ни было у него товара, от каждого пусть заплатит 15 денариев, а если у него ничего нет и он ест собственный хлеб 1372 , пусть заплатит 5 денариев, и если вернется ранее, чем через год и один день, то сколько бы ни было у него товара, за который он должен был бы заплатить пошлину, за столько не платит 1373 . [Продолжается перечень установлений: о свободной покупке серебра в городе, о наблюдении за качеством монеты, о запрете на постройки негражданами в черте города и проч. Перечислены свидетели во главе с майнцским архиепископом Конрадом.] Свершено сие в год от Воплощения Господня 1374 1188-й, 7-го индикта, в правление господина Фридриха, римского императора, августа, в год королевства его 37-й, а императорства – 35-й 1375 . Дано при крепости Лайзниг в 13-е календы октября 1376 , счастливо. Аминь. (Dipl. Frid. I 1843. Р. 9–12; Dipl. Frid. I 1990. P. 264–267) 1362 Гольштейнским графом Адольфом III, сыном Адольфа II (см. 50, примеч. 1303), названным здесь родовым именем гольштейнских графов – по замку Шауенбург (Шаумбург) на Среднем Везере, и рацебургским графом Бернхардом III. 1364 В несколько более ранней «Хронике» Хельмольда «готов» не было, «норманны» расшифрованы как датчане, шведы и норвежцы, а русь стоит в перечислении не на первом, а на последнем месте 50/4). Появление «готов», безусловно, объясняется доминацией готландского купечества в балтийской торговле, вполне определившейся в XII в.; ср., впрочем, 50, примеч. 1307. 1366 Из сравнения с непосредственно следующей нормой видно, что привилегия для купцов из «восточных народов» состояла в освобождении от пошлины при въезде в Любек и выезде из него; торговую же пошлину они платят, как все.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Визит в Каменец императора Николая в 1897 году мог помочь сдвинуть дело с мертвой точки. Отцу Льву удалось добиться встречи с императором. Во время аудиенции 5 сентября священник рассказал самодержцу об истории Белой вежи и Каменца. О том, что башня была центром и оплотом нескольких возведенных вокруг нее деревянных детинцев, которые не пощадило время и людские распри. О том, как, наряду с другими укреплениями, Каменецкий столп верой и правдой служил защите русских земель сначала от ятвягов, а затем от крестоносцев, выдержав три штурма тевтонцев – в 1375, 1378 и 1379 годах. О том, что Каменецкая башня-донжон – это уникальный памятник военного зодчества в восточно-славянских землях; возникнув в Нормандии, этот тип защитного сооружения в XI–XIII веках распространился по Европе, достигнув земель Западной Руси; высота Каменецкого столпа – 16 сажен, диаметр – более 6. О том, что теперь Белая вежа незаслуженно предана забвению, а неблагодарные потомки вместо того, чтобы восстановить символ Западной Руси, пытаются растащить башню на кирпичи, и давно бы это сделали, да древняя кладка оказалась слишком прочной. Заинтересованный рассказом Николай II стал расспрашивать отца Льва о его жизни, служении, Симеоновском храме. Сказав о ветхости храма Симеона Столпника, отец Лев встал перед императором на колени, поднял над головой икону Каменецкой Божией Матери и попросил помощи в восстановлении Белой вежи и постройке нового храма. Растроганный император тут же принял решение оказать содействие и приказал выделить на эти цели 50 тысяч рублей золотом, что по тем временам было очень крупной суммой. Поднесенную ему икону Николай II увез с собой. Многие полагали, что Николай увез именно подлинную чудотворную икону, однако усомниться в этом заставляет обнаруженное письмо отца Льва Паевского, написанное им и направленное императору еще до аудиенции – на тот случай, если встреча все же не состоялась бы. Вот что пишет священник в этом письме: «Дерзаю преподнести Вашему Императорскому Величеству копию чудотворной иконы Божией Матери и 12 изданий моих кропотливых 25-летних трудов…» Сохранилось и письмо отца Льва в Канцелярию министра императорского двора (от 13 сентября 1897 года), где также речь идет именно о списке с иконы: «Дело было так: известный императорской фамилии живописец Панкрышев (слобода Мстера, Владимирской губ.) в конце августа прислал мне копию образа Божией Матери, помещающегося ныне в алтаре каменец-литовской св. Симеоновской церкви, прося поднести ее государю императору». Осип Панкрышев, к слову, был известным иконописцем, и как раз в 1897 году издал альбом работ к 25-летию своей творческой деятельности. Впрочем, есть вероятность, хоть и небольшая, что, так как аудиенция у императора все же состоялась, отец Лев мог преподнести российскому самодержцу и подлинную чудотворную Каменецкую икону Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/60523.html

Вернуться 49 Григориат – греческий общежительный монастырь. Основан в XIV веке во имя св. Николая Чудотворца преп. Григорием. Вернуться 50 Дионисиат – греческий общежительный монастырь. Основан в 1375 году св. Дионисием, подвизавшимся в пещере близ Малого Афона, при помощи императора Трапезундского Aлekceя III Комнина. Вернуться 51 Константинопольский патриарх Нифонт (в миру Николай) с 1486-го по 1489-й и с 1497-го по 1498-й, скончался между 1530—1535-ми годами. Память его празднуется 11 августа. Вернуться 52 Вениамин, митрополит Петроградский (с 1917 по 1922), был арестован в 1922 году по делу изъятия церковных ценностей, осужден и приговорен к расстрелу. Вернуться 53 Келия св. Георгия («На Керашах») – русская, общежительная; находится в пределах Лавры Св. Афанасия. В XIII веке здесь была основана греками обитель в честь св. Великомученика Георгия Победоносца. С начала 1870-х годов она перешла к русским и возобновлена в 1883 году. Вернуться 54 Лавра Св. Афанасия – крупнейший греческий монастырь Афона, штатный. Построена св. Афанасием Афонским по желанию и при содействии воеводы Никифора Фоки в 961–963 годах. Представляет собой гранитный замок, окруженный высокими зубчатыми башнями. Вернуться 55 Св. Петр Афонский – первый отшельник, подвизавшийся в пещере в IX или VIII веке. Память его празднуется 12 июня. Вернуться 56 Кавсокаливийский скит – основан подвижником XIII века Максимом Кавсокаливой. Один из самых аскетических скитов: его монахам не разрешается даже иметь сети и лодки для ловли рыбы. Вернуться 59 Речь идет об источнике Св. Афанасия Афонского. По преданию, после постройки Лавры был большой неурожай и голод, и вся братия разбрелась на поиски пищи. Покинул Лавру и сам Афанасий, но по дороге ему явилась Богоматерь; упрекнув его в маловерии, Она повелела вернуться в обитель. По Ее приказанию Афанасий ударил жезлом о скалу, откуда забил источник. В память явления была воздвигнута церковь в честь Богородицы Живоносного источника. Вернуться 60 Собор Лавры построен св. Афанасием в конце X века и посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

8 января – св. Киринна Осекая. Мч. Парфена, родом из Эдессы. Пострадала в 1375 г, когда Эдесса была взята турками. 11 января - свт. Игиин Философ, папа Римский. Был родом из Афин. Мученически пострадал в Риме около 156 г. 14 января - прп. Павел Патрский. Предводитель прподобных отцов убиенных в Раифе. 16 января - мч. Николай (+ 1771). 17 января - прп. Антоний Новый, подвижник Веррийский, подвизался в XIV в. Мч. Георгий, из селения Айос Георгиос (Цурхлион) Гревенской митрополии. Пострадал в Янине в 1838 г., где ныне почивают его святые мощи. 19 января - прп. Макарий Нотара, епископ Коринфский. Знаменитый греческий подвижник. Родился в Трикалах Коринфских в 1731 г. Подвизался на острове Хиосе, где сейчас находится его могила. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До нашего времени сохранился скит прподобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Скончался святой на Хиосе в 1805 г. Его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеймоном и заключенные в серебряную раку. Блж. Макарий был одним из вдохновителей движения колливадов , возобновлявших древние аскетические традиции на Афоне и греческом Востоке. Вторично память совершается 17 апреля. 20 января - мч. Захария. Родом из Арты (+ 1782 в Патрах). Икона, изображающая святого, находится в Нижнем монастыре Пресвятой Богородицы в Арте. 21 января - прп. Максим Грек, исповедник. Родом из Арты. Получил классическое образование, впоследствии изучал богословие, философию и светские науки в Западной Европе. Подвизался на ниве духовного просвещения Русской Церкви (+ 1556). 22 января - прп. Иосиф. Родился около 1441 г. в Азокерамосе Ситийском на острове Крите. Был монахом обители св. Иоанна Богослова в Ираклии Критской, которая являлась частью Топльского монастыря. Скончался в 1511 г. Мощи преподобного были перенесены священником Антонием Аракитасом 29 августа 1667 г. на остров Закинф и помещены в монастыре св.Иоанна Богослова около деревни Гайтани, где они хранятся по сей день.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Преподобный Нил Мироточивый - подвижник XVII века. Память его празднуется 12 ноября. Колокол Св. Пантелеймона весит 818 пудов 10 фунтов. (Утверждение Зайцева, что это величайший колокол православного Востока, неточно: колокол Гефсиманского скита весил 1000 пудов.) Колокол Св. Пантелеймона отлит в Москве и пожертвован в монастырь в 1894 году самарскими жителями И. М. Плешаковым и А. М. Шумовой. Имеется в виду живописный образ Христа из так называемого " евангельского цикла " (вторая половина 1880-х - 1910-е годы) В. Д. Поленова. Цикл состоял из 68 полотен и экспонировался в 1910-х годах в Москве и Петербурге. В настоящее время полотна находятся в различных музеях, цикл как единое целое не существует. Современный Поленову искусствовед трактует неиконописный, покрытый темным загаром невозмутимо спокойный лик Христа с глубоко сидящими глазами, напоминающий лицо восточного мудреца, как выражение крайней реалистичности и рационализма (Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Сергиев Посад, 1915). Генисаретское озеро (Галилейское море, Тивериадское море) находится в Палестине. На нем и вблизи него происходили важнейшие события в жизни Иисуса Христа: из рыбарей этого озера он избрал себе учеников, там явился им по своем воскресении; на берегах озера расположены города Капернаум, часто упоминаемый в Евангелии, Магдала - родина Марии Магдалины. Григориат - греческий общежительный монастырь. Основан в XIV веке во имя Св. Николая Чудотворца преп. Григорием. Дионисиат - греческий общежительный монастырь. Основан в 1375 году Св. Дионисием, подвизавшимся в пещере близ Малого Афона, при помощи императора Трапезундского Алексея III Комнина. Константинопольский патриарх Нифонт (в миру Николай) с 1486 по 1489 и с 1497 по 1498, скончался между 1530-1535 годами. Память его празднуется 11 августа. Вениамин, митрополит Петроградский (с 1917 по 1922) был арестован в 1922 году по делу изъятия церковных ценностей, осужден и приговорен к расстрелу. Келия Св. Георгия ( " На Керашах " ) - русская, общежительная; находится в пределах лавры Св. Афанасия. В XIII веке здесь была основана греками обитель в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. С начала 1870-х годов она перешла к русским и возобновлена в 1883 году.

http://isihazm.ru/1/?id=824

Вы смотрели «Страсти Христа», да? Вот там уж очень, так сказать, натуралистически переданы все эти бичевания, все эти страдания. Но во всяком случае последовательность вот такая. Затем – Его Голгофа. Попытки Пилата как-то Его защитить не привели ни к чему, когда он услышал, что это дело может приобрести политический такой скандал, что дойдёт до Августа, до Императора – а его правление было неспокойным. И тут, ну, умыть руки – это значит отойти в сторону (см. Мф. 27:24 ). При Понтийстем Пилате – навсегда вошло это имя в Смвол Веры – и, получив право, они стали над Ним издеваться. И самая позорная казнь на кресте: не побиение камнями – по еврейскому обычаю, и не усекновение мечом – по римскому обычаю, а именно распятие на кресте – казнь, которая предназначалась для рабов. Вот придумали такое мучение люди – и смотрели, и наслаждались. – Сойди со креста и уверуем в Тебя (см. Мф. 27:40–44 ). Вот это агония уже диавола. А Семя Жены и сотрёт главу змия (см. Быт. 3:15 ), когда будет пригвождено к кресту. Поэтому вот эти возгласы: Сойди со креста и уверуем в Тебя, эти слова, инициировал в людях диавол. Он был уже в агонии: вот сейчас на Кресте, смертию смерть поправ, произойдёт победа над его царством, над его силой – победа над смертью. И хотя смерть по-прежнему пожинает свой оброк и люди умирают вон в каких , сила её подорвана в лице Христа. Он Первенец из мертвых, Кто воскрес самовластно. Он не воскрешён – а воскрес! Вот мы говорим о воскрешении Лазаря и о воскресении Христа, о самовластном воскресении. Эту разницу не нужно нам забывать. Я благодарю вас, мы закончили и проследим дальше последовательность этого . 36 Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова): по творениям святых отцов и древних церковных писателей. Казань. 1901. 208 с.; Богородоский Я.А. Об Иосифе, библейском патриархе. Казань. 1891.; Введенский Дм. Патриарх Иосиф и Египет. Сергиев Посад. 1914. 484 с.; Зыков В.Н. Библейский патриарх Авраам: библейско-исторический очерк; Миролюбов А. Быт еврейских царей. 1898. 132 с.; Вениамин (Пушкарь) , архиеп. Священная Библейская история Ветхого Завета – Ред. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010