Будучи одним из наиболее ярких членов корпорации теологического фак-та Парижского ун-та, Н. де Л. привлекался светскими и церковными властями к участию в неск. инквизиционных процессах. В датированном 26 окт. 1307 г. протоколе его имя встречается среди представителей ун-та, приглашенных в качестве свидетелей и экспертов на допрос арестованных по обвинению в ереси членов ордена тамплиеров , процесс против которых в Париже возглавлял Вильгельм Парижский ( 1314), генеральный инквизитор Франции ( Finke H. Papsttum und Untergang des Templerordens. Münster, 1907. Bd. 2. S. 310. N 150). В это время Н. де Л. был еще бакалавром теологии, поэтому его включение в список наряду с нек-рыми др. бакалаврами свидетельствует о его авторитете и известности. После получения докторской степени Н. де Л. вместе с др. 20 докторами теологии из Парижского ун-та принимал участие в обсуждении 15 положений из кн. «Зеркало простых душ» Маргариты Поретанской ( 1310), процесс против которой был также организован Вильгельмом Парижским. В датированном 11 апр. 1309 или 1310 г. (о датировке см.: Verdeyen. 1986. P. 51. Not. 1; Field. 2012. P. 125-126) заключении теологи признали книгу еретической и подлежащей сожжению (изложение решения см.: Verdeyen. 1986. P. 50-51). В более поздних документах этого процесса, завершившегося сожжением Маргариты в Париже 1 июня 1310 г., Н. де Л. не упоминается. Присутствие имени Н. де Л. в одних инквизиционных документах и отсутствие его в других свидетельствует о том, что он не был лично заинтересован в преследовании действительных или предполагаемых еретиков или в полемике с ними. Он сохранял лояльность церковным властям и при необходимости поддерживал мнение большинства теологов, однако к.-л. инициативы в этой области не проявлял. Николай де Лира. Пролог к «Буквальной постилле». 1396 г. (Basil. A II 1. Fol. 1) Николай де Лира. Пролог к «Буквальной постилле». 1396 г. (Basil. A II 1. Fol. 1) Преподавательскую деятельность в Парижском ун-те Н. де Л. совмещал с исполнением адм. |
Ист.: Cartulaire général de l " Ordre des Hospitaliers de S. Jean de Jérusalem (1100-1310)/Éd. J. Delaville Le Roulx. P., 1894-1906. 4 t.; The Rule, Statutes and Customs of the Hospitallers, 1099-1310/Transl. E. J. King. L., 1934; Papsturkunden für Templer und Johanniter/Hrsg. R. Hiestand. Gött., 1972-1984. 2 Bde; Documents on the Later Crusades, 1274-1580/Ed. N. Housley. Basingstoke, 1996; Les Légendes de l " Hôpital de Saint-Jean de Jérusalem/Éd. A. Calvet. P., 2000; Stabilimenta Rhodiorum militum: Die Statuten des Johanniterordens von 1489/93/Hrsg. J. Hasecker, J. Sarnowsky. Gött., 2007; Letters from the East: Crusaders, Pilgrims and Settlers in the 12th-13th Cent./Transl. M. Barber, K. Bate. Farnham, 2013; Hospitaller Piety and Crusader Propaganda: Guillaume Caoursin " s Description of the Ottoman Siege of Rhodes, 1480/Ed. Th. M. Vann, D. J. Kagay. Farnham, 2015. Лит.: Riley-Smith J. The Knights of St. John in Jerusalem and Cyprus, c. 1050-1310. L., 1967; idem. Hospitallers: The History of the Order of St. John. L.; Rio Grande, 1999; idem. The Knights Hospitaller in the Levant, c. 1070-1309. Basingstoke et al., 2012; Luttrell A. The Hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece, and the West, 1291-1440. L., 1978; idem. Latin Greece, the Hospitallers and the Crusades, 1291-1440. L., 1982; idem. The Hospitallers of Rhodes and their Mediterranean World. Aldershot et al., 1992; idem. The Earliest Hospitallers//Montjoie: Stud. in Crusade History in Honour of H. E. Mayer/Ed. B. Kedar, J. Riley-Smith, R. Hiestand. Aldershot, 1997. Р. 37-54; idem. The Hospitaller State on Rhodes and its Western Provinces, 1306-1462. Aldershot, 1999; idem. Studies on the Hospitallers after 1306: Rhodes and the West. Aldershot, 2007; Hiestand R. Die Anfänge der Johanniter//Die geistlichen Ritterorden Europas/Hrsg. J. Fleckenstein, M. Hellmann. Sigmaringen, 1980. S. 31-80; Forey A. The Militarisation of the Hospital of St. John//StMon. 1984. Vol. 26. P. 75-89; idem. The Military Orders from the 12th to the Early 14th Cent. |
299 . Споры между казенными управлениями и частными лицами по договорам об отдаче в арендное содержание оброчных статей как по объявлении окончательного расчета, так и во время исполнения договоров разбираются или начальством тех управлений, согласно 1301 ст., или же судебным порядком (там же ст. 1307). 300 . В случае, означенном в предыдущей статье иск частного лица к казне должен быть предъявлен в срок, определенный статьей 1303 (там же ст. 1308). Частные лица, привлеченные к ответственности по обнаруженным министерствами, главными управлениями или государственным контролем неверностям и ошибкам в оконченных казенными управлениями расчетах по договорам и обязательствами с казною могут в ограждение себя от ответственности предъявить иск на основании ст. 1302 и 1303. В сем случае, определенный в статье 1303 срок считается со времени объявления частному лицу распоряжения о привлечении его к ответственности (уст. гражд. суд. ст. 1309). II. Порядок производства дел в случае завладения имуществом или нарушения владения 301 . Дела частных лиц с казенными управлениями, а равно частных лиц или казенных управлений с ведомствами, указанными в ст. 1298 о завладении недвижимым имуществом или о нарушении владения подлежат ведомству местных мировых судей, когда со времени владения или нарушения прошло не более шести месяцев (см. ст. 29 п. 4, и ст. 1289) (там же ст. 1310). 302 . Означенный в предыдущей (1310) статье шестимесячный срок исчисляется для казенных имений, состоящих во временном владении частных лиц, не со времени завладения, а со дня принятия имения в казну, если прежде того не доходило до казенного управления письменного донесения или жалобы на завладение (там же ст. 1311). По миновании срока, установленного в 1310 статье, дела этого рода могут быть вчиняемы не иначе как в окружном суде по правилам постановленным в статьях 1283–1296 (там же ст. 1312). Дела сии могут быть начинаемы у мировых судей как уполномоченными казенных управлений так и теми местами и лицами в непосредственном заведывании которых имущество состоит (там же ст. 1313). |
планы Бороздина к Мартынова). Это видно из следующих слов описи 1621 года, при составлении которой в окрестностях гостиного двора после нашествия литовцев произошли крупные перестройки: «За монастырем за старым гостиным дворищем речка течет из Долгово озера в Северское озеро, а на ней мелница.... Да за речкою полата каменвая в длину десять сажен, поперег – девять сажен, ростяг и сушат в ней солод, покрыта тесом. И от тое полаты до Ивановсково монастыря вново делана стена камена.... От тое ж полаты по другую сторону к болшому монастырю х круглой башне рублена стена древяная» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 461 об.–462). Упоминаемая здесь каменная солодовня (или «каменное солодерженное сушило»), построенная еще до 1601 года (см. Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 405 об.=505 оа.; сравн. стр. 57), находилась вблизи (см. ее на плане 1720 года под лд) от «круглой башни» (см. на плане Бороздина 2), возвышавшейся на пункте соприкосновения северо-восточных стен большого и Ивановского монастырей (т. е. на месте обозначенном на плане Бороздина буквою В. – В описи 1732–1733 года башня, помеченная на плане Бороздина 29-м, названа башнею солодеженною, Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 583 об.). Как видно из описи 1621 года, солодовня эта была обнесева оградою, примыкавшей каменною стеною к Ивановскому монастырю, а деревянною к большему, почему как она, так и гостиный двор не могли находиться в ином месте кроме указанного. 891 В 1601 году на этом дворе находилась «горница на подклете 4-х сажен, да повалуша 3 сажени, а меж ими сени 3 сажени с полусаженью, а под сенми конюшня. У ворот изба 4-х сажен, да на дворе ж 3 анбары на подклетех, а под ними конюшни» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 397–л. 497). 892 Пошевни – широкие сани, обшитыя внутри лубом (Словарь церк. слав. языка, И. А. Н., т., III, стр. 416). 893 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 398 и об. (=л. 498 и об.). – Не разумеет ли одну из этих изб кирилловский синодик, когда упоминает (под 1532 годом) о больнице, находившейся в санной избе? (см. |
116 . Cozza-Luzi J. Nova Patrum Bibliotheca. Roma. 8 (1871) – 10 (1905). [Прод. серии A. Mai, 3 .119]. 117 . Dölger F. Regesten der Kaiserkunden des oströmischen Reiches. München; В. 1 (1924) – 5 (1965). 3: 1204–1282. 2 München 1977. 4: 1282–1341. 5: 1341–1453. 118 . Fabricius A., Harles G. Bibliotheca graeca. Hamburg. 1 (1790) – 12 (1809). 119 . Mai A. Nova Patrum Bibliotheca. Roma. 1 (1852) – 7 (1854). 120 . Pitra J. P. Analecta Sacra et Classica. 1–6. P.; Roma 1891. Патриаршие и соборные акты Издания (TLG 5056) 121 . Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων τν τε γων κα πανευφμων ποστλων, κα τν ερν οκουμενικν κα τοπικν συνδων.../ λλη Г. Α., Ποτλ Μ. θναι. 1 (1852) – 6 (1859). 1: [Номоканон патр. Фотия]. 403; 2: [Каноны вселенских соборов]. 732, 3: [Каноны поместных соборов]. 655, 4: [Каноны святых отцов]. 640; 5: [Определения константинопольских соборов]. 638; 6: [Синтагма Матфея Властаря ]. θναι 1992. [Для нек-рых документов издание (обыч. сокр.: Rhalles-Potles) не утеряло знач. до сих пор. Для истории исихазма особое знач. имеют документы, собранные в т. 5 (желательно использовать новейшие изд.)]. 122 . Miklosich F., Müller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Wien. 1 (1860) – 6 (1890). Athenai. [Для истории исихазма имеют значение первые два тома (1860 и 1862), где впервые опубликованы (с погрешностями) патриаршие акты. Желательно использовать новейшие изд.]. [ММ]. 123 . Le Patriarcat Byzantin, Recherches de Diplomatique, d’Histoire et de Géographie ecclésiastiques. Sérië Les régestes des actes du Patriarcat de Constantinopole. 1: Les Actes des Patriarches/Ed. Grumel V.P. 1 (1932) – 3 (1947) (fasc. 1. 2 P. 1971). 1: Les Regestes de 381 à 715. Jugie M.//Byz 1936. 11. 362–365. 2: Les Regestes des 715 à 1043. Michel A.//BZ 1938. 38. 452–459. 3: Les regestes de 1043 à 1206. Chalcédon 1947. 45. 4: Les Regestes de 1208 à 1310/Ed. Laurent V. P. 1971. 5: Les regestes de 1310 à 1376/Ed. Darrouzès J. P. 1977. [В особ. 2178 сл. для паламитских споров]. 6: Les Regestes de 1377 à 1410/Ed. Darrouzès J. P. 1979. [Regestes]. |
Создавшаяся практика наносила серьезный ущерб интересам венг. короны, особенно если учесть, что короли щедро одаривали церковные институты земельными пожалованиями, а их представителей высокими должностями в гос-ве. В 1301 г. династия Арпадов пресеклась. С этого времени и вплоть до ХХ в. венг. трон, за редким исключением (Матьяш I Хуньяди, Янош I Запойяи), занимали представители иностранных династий: Анжуйской (1310-1382), Люксембургов (1387-1437), Ягеллонов (1490-1526), Габсбургов (1526-1918). В XIV-XV вв., при королях Анжуйской династии Карле Роберте (1310-1342) и Лайоше I Великом (1342-1382), венг. феодальное общество и гос-во достигли наивысшего расцвета: складывалась сословно-представительная монархия; начал действовать высший орган сословного представительства - Государственное собрание. Кор. Лайош I установил сюзеренитет над Далмацией (1358), Боснией (1365), Сербией (1361), завоевал часть Болгарии (т. н. Видинской), не раз воевал в Италии за Неаполь. Это время отмечено сближением В. с Чехией и Польшей, проявлявшееся в заключении военно-политических союзов (Вишеград, 1335), династических браков (напр., между Сигизмундом, сыном Карла IV Люксембурга, и Марией, дочерью Лайоша I), личными униями (Лайош I на польск. престоле в 1370) и т. д. Это союзничество 3 стран в течение 2 веков влияло на расстановку сил в Центр. Европе. Сигизмунд I Люксембург добился единства в стране ценой больших уступок знати. Но основное внимание он уделял внешней политике и, будучи избранным герм. королем (1410/11), а затем и императором (1433), отошел от венг. дел. Как и др. представители иностранных династий, Сигизмунд делал ставку на внешнеполитические союзы. Чтобы обезопасить династию и королевство от феодальной анархии, он сблизился с Габсбургами. Был заключен договор о взаимонаследии (1421); брак с Марией Люксембург открыл Альбрехту Габсбургу дорогу к венг. трону (1437), но вскоре он погиб. В кон. XIV в. над В. впервые нависла тур. угроза, и страна была вынуждена укреплять свои юж. рубежи, к ней отошел ряд стратегически важных крепостей, в т. |
Иоанэ 425—429 Иеремия 429—433 Григоль I 433—434 Басиль I 434—436 Мобидани 436—448 Иовель I 448—452 Микель I 452—467 Католикосы-Архиепископы Петр I 467—474 Самоэль I 474—502 Габриэль I 502—510 Тавпечаг I 510—516 Чирмаги-Чигирманэ 516—523 Саба I 523—552 Евлавий 533—544 Самоэль II 544—553 Макарий 553 —569 Свимон II 569—575 Самоаль III 575—582 Самоэль IV 582—591 Бартломе 591 —595 Кирион I 595 —610 Иоанэ II 610 —619 Бабила 619 —629 Табори 629 —634 Самоэль V 634 —640 Эвнони 640—649 Тавпечаг II 649 —664 Эвлале 664 —668 Иовель II 668—670 Самоэль VI 670 —677 Георгий I 677—678 Кирион II 678 — 683 Изид-Бозиди 683 —685 Теодора I (Теодоси) 685 —689 Петре II (Свимон) 689—720 Талале 720—731 Мамай 731 —744 Иоанэ III 744—760 Григоль II 760—767 Сармеане 767 — 774 Микель II 774—780 Самоэль VII 780 —790 Кирилл 791 —802 Григоль III 802 —814 Самоэль VIII 814 —826 Георгий II 826 —838 Габриель IV 838 —860 Арсений I 860 — 887 Евсукий 887 —908 Климентос 908 —914 Василий II 914 —930 Микель III 930 —944 Давид I 944—955 Арсений II 955 —980 Окропири I (Иоанэ) 980 —1001 Свимон III 1001 —1012 Католикосы- Патриархи Мелхиседек I 1012 —1030; 1039 —1045 Окропири II (Иоанэ) 1031 —1039 —1049 Эквтымэ I 1049 —1055 Георгий III Таоэли 1055 —1065 Габриэль III Покровитель 1065—1080 Димитрий…1080 —1090 Василий III 1090 —1110 Иоанэ IV Покровитель..1110 —1142 Свимеон IV 1142 —1146 Саба II 1146—1150 Николоз I 1150—1178 Микель IV 1178 —1187 Теодора II 1187 —1206 Василий IV…1206 —1208 Иоанэ V 1208 —1210 Епифанэ 1210 —1220 Эквтыме II…….1220 —1222 Арсений III 1222 —1225 Георгий IV 1225 —1230 Арсений IV 1230 —1240 Николоз II, 1240 —1280 Абрам I 1280 —1310 Эквтыме III 1310 —1325 Микель V 1325 —1330 Басиль V 1330—1350 Доротэоз I 1350—1356 Шио I 1356 —1364 Николоз III 1364 —1380 |
Конечно, в Византии не было Данте. Византийское возрождение было ограничено традициями своего прошлого, в котором дух созидания и независимость были подчинены строгому авторитету церкви и государства. Формализм и условность были основными чертами византийского прошлого. Если взять во внимание условия жизни в Византии, то нельзя не прийти в изумление от интенсивности культурной жизни времени Палеологов и от энергичных усилий его лучших умов ввести новый путь свободы и независимого развития в литературу и искусство. Однако фатальная судьба Восточной империи преждевременно прервала этот литературный, научный и художественный пыл. 1224 1133 См.: A. D. Zotos. Ιωννης Βκκος πατριρχης Κωνσταντινουπλεως Νας Ρμης. München, 1920. 1134 О венецианском гражданстве Кидониса см.: R. Loenertz. Demetrius Cydones, citoyen de Venise. – Echos d " Orient, vol. XXXVII, 1938, pp. 125–126. 1135 См.: G. Cammelli. Demetrio Cidoniö Brevi Notizie della vita e delle opere. – Studi Italiani di filologia classica, N. S, vol. I, 1920, pp. 144–145; Кидонис родился между 1300 и 1310 гг. и жил до 1410–1413 гг.; R. Guilland. Correspondance de Nicephore Grégoras, pp. 325–327. Он датирует смерть Кидониса началом 1400 г.; M. Jugie. Demetrius Cydones et la theologie latine à Byzance aux XIVe et XVe siècles. – Échos d " Orient, vol. XXXI, 1928, pp. 386–387. Он утверждает, что Кидонис родился между 1310 и 1320 гг. и умер в 1399–1400 гг. Новейшая и наиболее детализированная биография – G. Cammelli. Demetrius Cydonès. Correspondance, pp. V-XXIV. 1137 Это открытие было недавно сделано итальянским исследователем Г. Меркати. См.: M. Jugie. Démétrius Cydonès... Échos d " Orient, vol. XXXI, 1928, p. 385. 1138 См: E. Bouvy. Saint Thomas. Ses traducteurs byzantins. – Revue augustinienne, vol. XVI, 1910, pp. 407–408. См. также: M. Rackl. Demetrios Kydones als Verteidiger und Uebersetzer des hl. Thomas von Aquin. – Der Katholik. Zeitschrift für Katholische Wissenschaft und Kirchliches Leben, Bd. XV, 1915, S. 30–36; M. Jugie. Démétrius Cydonès... – Échos d " Orient, vol. XXXI, 1928, p. 148. |
5. Σ. 107–126. Laurent V. La question des Arsйnimes//E ΛΛHN ΙKA. 1930. 3. Σ. 463–470; Idem, Les grandes crises religieuses a Byzance: Lla fin du schisme arsйnime//Acadйmie roumaine, Bulletin de la section historique. 1945. 26. P. 225–313. 4 KONTO ΓΙAN ΝΟΠOY ΛOY А. ТО ΣΧΙΣΜА T ΩN AP ΣE ΝΙAT ΩN (1262–1310). ΣYMBOAH ΣTHN ME ΛETH TH Σ ΠOPE ΙA Σ KA Ι TH Σ ФУ ΣH Σ TOY K ΙΝΗMATO Σ//BYZANTIAKA. TOMO Σ 18. ΘE ΣΣA ΛON ΙKH. 1998. Σ. 177–235. 5 Boojamra J.L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982 (ANA ΛEKTA B ΛATA ΔΩN, 35). 6 Укажем лишь два наиболее полных издания письменного наследия св. Феолипта: издание с параллельным английским переводом 23-х монашеских трактатов и одного письма, предпринятое канадским исследователем Р. Синкевичем (Theoleptos of Philadelphia. The Monastic Discourses/A Critical Edition, Translation and Study by R.E. Sinkewicz. Toronto 1992); в полном же своем объеме сохранившиеся писания святителя, а именно: 5 писем, 23 монашеских трактата; 2 антиарсенитских трактата, 2 увещевательных поучения к филадельфийцам и 6 гимнографических произведений – были изданы И. Григоропуло (ФЕО ΛΗΠOY Ф ΙΛA ΔE ΛФ ΙA Σ TOY OMO ΛO ΓHTOY (1250–1322). B ΙO Σ KA Ι EP ΓA. B " MEPO Σ KP ΙT ΙKO KE ΙMENO ΣXO ΛΙA/ κδ./ ΓPH ΓOPO ΠOY ΛOY Ι. Κ. EK ΔO ΣE ΙΣ “TEPT ΙO Σ”, 1996). 7 Почин в публикации пока что лишь краткого обзора двух трактатов принадлежит французскому исследователю С. Салавилю (Salaville S. Deux documents inedits sur les dissensions religieuses byzanmines entre 1275 et 1310//REB 1947. V. V. P. 116–136); и лишь через сорок один год Р. Синкевичем была предпринята публикация самых оригинальных текстов антиарсенитских трактатов с параллельным английским переводом (А Critical Edition of the Anti-Arsenite Discourses of Theoleptos of Philadelphia by R.E. Sinkewicz//Mediaeval Studies 1988. V. 50. P. 46–95); наконец, следующая публикация соответствующих трактатов, на этот раз в новогреческом варианте, была осуществлена в упомянутом выше издании И. |
518 Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des Ostromischen Reiches von 565 bis 1453. 5 Bde. Miinchen; Berlin, 1924–1965 (repr.: Bd. 1: Hildesheim, 1976; Bd. 3: Munich, 1977). 519 Le Patriarcat Byzantin: Recherches de diplomatique, d’histoire et de gdographie eccldsiastiques. Serie: Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. 1: Les Actes des Patriarches. Fasc. 1–3/Ed. V. Grummel. [Var. loci], 1932–1947: Fasc. 1: Les Regestes de 381 a 715. Kadikoy–Istanbul, 1932 (2–e изд. fasc. 1: Paris, 1972); Fasc. 2: Les Regestes des 715 a 1043. Istanbul, 1936; Fasc. 3: Les Rdgestes de 1043 a 1206. Chalcedon, 1947 (2–е изд. fasc. 2–3: Paris, 1989); Fasc. 4: Les Regestes de 1208 a 1310/Ed. 5. Laurent. Paris, 1971; Fasc. 5: Les Rdgestes de 1310 a 1376/Ed. J. Darrouzes. Paris, 1977; Fasc. 6: Les Regestes de 1377 a 1410/Ed. J. Darrouzes. Paris, 1979. Акты патриархов, начиная с 1410 г., предполагалось включить в 7–ю, последнюю часть тома. Она должна была содержать, кроме того, общий указатель содержания ко всему т. 1. 520 Γεδεν М. Κανονοκα Διατξεις. Δο τμοι. Κωνσταντινοπολις, 1888; Δεληκνης К. Πατριαρχικ γγραφα. Τρεπις τμοι. Κωνσταντινοπολις, 1905; Γενικο Κανονισμο το πατριαρχεου Κωνσταντινοπολεως, 1888; Θεοτκας M. Νομολογα το Οκουμενικο Πατριαρχεου. Κωνσταντινοπολις, 1897. 521 Γεδεν М. πσημα γρμματα τουρκικ ναφερμενα ες τ κκλησιαστικ μν δκαια. Κωνσταντινοπολις, 1910. Ζιγου–Καραστεργου Σ. Το Οικουμενικ Πατριαρχεο, η Οθωμανικ Διοκηση και η Εκπαδευση του Γνους. Κεμενα–Πηγς 1830–1914. 2 τμοι. Θεσσαλονκη,1998. 522 μαντος K. Ο προνομιακο ρισμο το Μουσουλμανισμο πρ τν Χριστιανν. θναι, 1936; Πανταζπουλος N. Τιν περ τς ννοας τν «προνομων» π τουρκοκρατας (νατπωσις κ το ρχεου διωτικο Δικαου, τ. 3.1943); μαντος К. ναγνρισις π τν Μωαμεθανν θρησκευτικν κα πολιτικν δικαιωμτων τν χριστιανν κα ρισμς το Σιν πας/πειρτικα Χρονικ. 1930. 5. Σ. 197–210. 523 Βαβοσκος Κ. Νομοκανονικ πστασις τν Νων χωρν/πιστ. πετ. Σχολς Νομικν κα Οκονομικν πιστημν το ριστ. Πανεπ. Θεσσαλονκης. 1970. Τ. 15. Σ. 1015–1056. Χαραμαντδης γαθγγαλος, ρχιμ. Ο σχσεις το Οκουμενικο Πατριαρχεου κα τς κκλησας τς λλδος μσα π τν κανονικ παρδοση το καθαγιασμο κα τς παραλαβς το γου Μρου κατ τν ΙΑ κα Κ ανα νκδοτο. |
| |