Блаженный после того почти постоянно был болен, в продолжение целых трех лет. «Он много страдал для Бога, – говорит современник; – когда он умер, святая душа его взошла на Небо, а лицо его как бы озарилось светом, так что видевшие дивились и славили Бога». Так блаженный Феоктист и тогда, как был игуменом Благовещенской обители, украшен был добротою сердца и смирением. Но Богу угодно было посетить его тяжкою болезнью, и душа его страданием телесным еще возвысилась в духовном совершенстве. Чудны дела Божии! Премудрая благость знает, кто на каком пути может дойти до совершенства, и ставит его на лучшем пути. Не будем же роптать на Господа, когда посылает Он нам болезнь: она нужна нам, она – спасение наше. Будем переносить болезнь как усмирение замыслов гордости нашей, как врачевство разным другим болезням нравственным, как лучшее состояние для приобретения твердости в добре, искусства в молитве и упования на Бога! Блаженный Феоктист, созревший духом в страданиях телесных, мирно почил 23 декабря 1310 года. «Честное тело его положено было с честью, в сопровождении всего духовенства, в монастырском храме Благовещения Богородицы» 1080 . Первое прославление святителя Феоктиста совершилось спустя 300 лет после его кончины. Супруга царского дьяка Юлиания долго была больна, так что потеряли всякую надежду на ее выздоровление. Раз ночью во сне явился ей муж в священном величии и сказал: «Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блаженного Феоктиста привез больную в Благовещенский монастырь; отпел здесь панихиду и роздал щедро милостыню. Больная тогда же почувствовала облегчение и скоро совсем выздоровела. По желанию благодарного дьяка тогда же написана была икона святителя, по явлению, бывшему жене его; а в то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону его с того древнего подлинника, который сохранялся на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитвенном положении пред иконою Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25 января 1598 г. у ненокшанина Мартемьяна Яковлева сына Пленина (слугою Богданом Прокофьевым сыном Кафтыревым прикащиком Ненокоцкого промысла) – полянка земли «розчист Михаила Сонцова», «за Тарасицею на летнике за Ермолинским полем Чювакина» (рядом с Кириллова монастыря полем) за 40 алтын московским 1309 . 7 июля 1597 (7106) года – у ненокшанина Гуляя Агафоника Степанова сына Будаева слугою Стефаном Матфеевым сыном Озерецким пожня «за задним истоком, да другая пожня Михаилов волочек (у Секерина ручья), да третья пожня на Верхней-же реке за 8 рублей 1310 . 24 января 1599 года слугою Кириллова монастыря Степаном Матфеевым сыном Озерецким прикащиком монастырского Ненокоцкого промысла – у Воскресенского священника Сольской волости Евфимия Федорова сына Кулигина 13-ой (сугреб) росолу в Неноксе на наволоке и угодье к нему за 30 рублей 1311 . Меновная сделка была заключена в 159 6 / 7 (7105) году с Як. Вас. Зюзиным, который отдал в Кириллов монастырь в московском уезде в Горетовом стану на реке «на Всходне (т. е. Сходне) свою пожню прозвище «Олковешю» от реки Олковеши вниз по реке Всходне. Вместо этой пожни Зюзину была променена монастырская пожня также на реке Всходне в «круглой заводи» близ кирилловской мельницы 1312 . При игумене Иоасафе (27 января 1600–декабря 1603 года) было получено лишь два земельных вклада: В 1600 (7108) году Бажен Васильев сын Живляков дал в Кириллов монастырь пожни за устьем на Маринине (по Шексне). Пожни эти примыкали одною стороною к пожням Кириллова монастыря, которые дал в монастырь «поп пятнической за долг» 1313 . Другой вклад был сделан старцом Кириллова монастыря Исаиею «бывшим Вогнемским» (т. е. бывшим игуменом Вогнемским), который 15 февраля 1601 (7109) года купил в Кириллов монастырь по родителях своих и по своей душе (следовательно на свои деньги) пожню у Шумила Яковлева сына Князева да у Трени Чюдинова сына Князева ж за 6 рублей 1314 . Пожня эта находилась (на реке Шексне) в межах с пожнею Кириллова монастыря «Лихачевскою Онисимова». Купчих было заключено 12 (на 34 рубля 18 алтын и 2 деньги), из числа которых семь было ненокоцких. В Неноксе были куплены:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Святые мученики Карейские пострадали в 1280 году от латинян, разорявших Святую Гору. Прот был повешен, а иноки, жившие вокруг Карей в келлиях, усечены мечом. 26 преподобномучеников Зографских с игуменом своим Фомой были сожжены латинянами в пирге (башне). Ватопедские мученики. Одни из них были убиты, а иные повешены за веру Православную. Иверские мученики также пострадали от латинян. Одних потопили вместе с кораблем в море, а других продали иудеям в Италию. Еретики требовали изменить Символ веры , брить бороды, но Матерь Божия наказала отступников веры тем, что разрушились стены Ксиропотама и прекратилось чудесное исцеление больных. Святитель Евстафий, архиепископ Сербский, еще в юности принял иноческий постриг и проводил строгую и безмолвную жизнь в Хилендарской обители. Свт. Евстафий был игуменом этой обители, а позднее семь лет управлял Сербской Церковью , совершая знамения и чудеса. Преподобный Дамиан Есфигменский был суровым и ревностным подвижником и строго хранил заповеди. 23 февраля/8 марта 1280 года он отошел в вечные обители. И Бог за благочестивую жизнь прославил его, и от гроба прп. Дамиана далеко исходило благоухание. Блаженный Симеон Мироточивый подвизался на Афоне, где слезами покаяния обновил внутреннего своего человека и стяжал любовь и рассуждение. Он поселился в скале и терпел брань от сатаны. За подвиги и смирение получил дар прозорливости и основал по повелению Владычицы Богородицы обитель. Прп. Симеон обратил в христианство разбойников-сарацин. Перед кончиной он завещал своим ученикам хранить миролюбие, страннолюбив, молчание. Почил 28 декабря/10 января 1287 года. Бог прославил его после смерти многими чудесами. Преподобный Григорий Византийский просиял на Афоне равноангельским своим житием в лавре прп. Афанасия. Он был наставником в трезвенном любомудрии свт. Григория Паламы и удостоился принимать пищу из рук ангельских. Преподобный Григорий Синаит изучил Священное Писание и, став иноком, сначала жил на Кипре, потом на Синайской горе, любил молитву, питался только хлебом и водой. Был в Иерусалиме. На острове Крит старец Арсений научил его умносердечной непрестанной созерцательной молитве Иисусовой. И он долго со слезами молился и познал высшие и благодатные состояния. Когда душа озаряется светом, благодатью, любовью и отрешается от всего земного, то переживает воскресение и становится световидной и прозорливой. И прп. Григорий стал учить своих учеников умному трезвению, смирению и благодатной молитве, чтобы души их стали сокровищем всех добродетелей. Со своими учениками преподобный воздвиг на горе близ Андрианополя большой монастырь. Прп. Григорий для многих стал чудным наставником умного делания, безмолвия, созерцания и восхождения на высоту благодатного озарения светом богопознания. Блаженная кончина его последовала 8/21 августа 1310 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Необходимость этой перестройки могла возникнуть после пожара, случившегося в монастыре на 8 декабря 1655 года и начавшегося как раз с казенных келлий. Тогда выгорела «половина монастыря»: часть братских келлий, меньшая казна и сушило, и запасы на погребах, а казенные келлии были сильно повреждены. Сгорел даже казначей старец Мисаил, и были истреблены огнем многие «крепости», приходорасходные книги и т. п. документы, хранившиеся в казне (Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , 1338 и об.). Несколько архитектурных подробностей современного здания казенных палат также указывают на конец XVII-ro или начало XVIII века, как на время их переустройства. Окна их (в верхнем ряду), выходящие на первый (большой) монастырский двор, облицованы наличниками, которые повторяются и на домике с проходными воротами, находящемся между Преображенскою и Введенскою церквами (об этом домике см. ниже). Наличники же эти (см. рисунок XXXIV) сходны напр. с оконными украшениями на Преображенской церкви, построенной на рубеже XVII и XVIII столетий в селе Подкопаеве Мещовского уезда Калужской губернии (см. рисунок на табл. XI в исследовании М. Т. Преображенского, Памятники древне-русск. зодч. в предел. Калуж. Губернии, СПБ. 1891, стр. 72). К этому времени, надо полагать, относится и надстройка нынешнего верхнего этажа казенных палат. Что касается до внутреннего расположения их в начале XVII века, то известия об этом, сохраненные описями 1601 и 1621 годов, не отличаются определенностью. В первой из них идет речь о следующих помещениях казны: «внизу полатка” (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 243), «вверху задняя полатка” (л. 243 об.), «сушило, что на полате” (л. 268 об.), «полата невелика подле казны большие полаты” (л. 270). В описи 1621 года упоминаются: полата вверху, седельня (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 373 об.–374) и меньшая казна (л. 383). Более поздняя опись 1732–1733 года говорит о трех помещениях: казнохранилища: «По правую сторону святых ворот казенная полота каменная о трех житьях, крыта тесом в зубец” (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Карамзина прозвище князя объясняется, как и в Волоколамском патерике, тем, что Иван Данилович всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи их нищим. 378 Этот рассказ о князе Иване Калите и нищем близок к эпизоду Жития Иоанна Милостивого, когда к святому за милостыней трижды обращается один и тот же человек. В отличие от князя Ивана Калиты, святой не осуждает нищего, а дает ему в три раза больше золота, ибо понимает, что это «Христос искушает его» (ВМЧ. Ноябрь. 1–12. СПб., 1897. С. 822–823). 379 Петр (ум. 1326) – первый митрополит Московский. В 1310 г. был обвинен в симонии, но с помощью князя Ивана Даниловича Калиты оправдан. В 1313 г. получил в Орде от хана Узбека ярлык, подтверждающий льготы духовенства. В 1325 г., после убийства в Орде великого князя Юрия Даниловича, официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. По его инициативе в Кремле был заложен Успенский собор. Местной канонизации Петра (1327) немало способствовал московский князь Иван Данилович Калита, записавший чудеса исцеления недужных у гроба святого, которые были прочитаны в один из праздничных дней ростовским епископом Прохором в кафедральном соборе Владимира. Тем же Прохором были составлены Житие и Служба святому Петру. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы, относится к 1339 г. Она проведена митрополитом Феогностом с разрешения константинопольского патриарха Uoahha XIV . Празднование святому совершается три раза в году: 21 декабря – в день кончины; 24 августа – в день перенесения мощей святого в Успенский собор (1479); 5 октября – в день четырех святителей московских. 381 Витовт (Витаутас) (1350–1430) – великий князь Литвы (с 1392), сын Кейстута, князя Троцкого и Жмудского. Трижды вторгался на территорию Московского княжества (1406–1408), захватил Смоленск. Был одним из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве (1410). После унии, заключенной между Литвой и Польшей в 1385 г., боролся за независимость Литвы и добился у польского короля Ягайлы признания за собой (на правах наместника) Великого княжества Литовского. Препятствовал объединительной политике русских князей; заключал договоры с враждебными Москве князьями: тверским (1427), рязанским (1430), пронским (1430); устранил местное княжение в Подолии, Киеве, Витебске. Витовт по рождению был православным, но затем принял католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ревнуя о благе Церкви и Отечества, митрополит Петр был миротворцем князей. Он склонял к миролюбию Святослава Брянского и племянника его, князя Василия Константиновича Галицкого, в 1310 году; князей Тверского и Московского в 1311 году 1534 . В 1313 году с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским, ради пользы церковной и государственной, архипастырь ездил в Орду, где он, быв принят и отпущен с великою честью, получил от Узбека грамоту, по которой Церкви Российской предоставлены были великие преимущества. В этой грамоте, между прочим, было сказано: «Да никто не обходит в Руси Церковь Соборную Петра митрополита и его духовенства: их грады, волости, села, земли, ловли, луга, леса, винограды, сады, мельницы, хуторы свободны от всякой дани и пошлины; все это есть Божие. Духовные молитвою своею блюдут нас и наше воинство укрепляют. Кто возьмет у духовных что-нибудь – заплатит втрое, кто дерзнет порицать веру русскую, кто обидит Церковь , монастырь, часовню – умрет» 1535 . Когда великий князь Иоанн Данилович Калита основал свою столицу в Москве, святитель Петр в 1325 году перенес туда же из Владимира свое местопребывание и убедил великого князя построить в новой столице храм в честь Успения Богоматери, предсказывая царственное величие Москвы и могущество Державных ее и России на врагов. «Если послушаешь меня, – говорил святитель великому князю, – и храм Пречистой Богородицы воздвигнешь, и меня упокоишь в своем граде – и сам прославишься паче иных князей; сыны и внуки твои в роды, и град сей славен будет из всех градов русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем» 1536 . Иоанн исполнил желание святителя; в 1326 году 4 августа заложил и в 1327 году окончил храм, в котором благочестивый старец своими руками приготовил себе гроб, и в пользу этого храма завещал свое имущество. Приближаясь к отшествию от жизни временной в вечную, св. Петр, всем преподав мир, начал совершать вечернюю молитву, «и еще молитве сущей во устех его», когда руки его простерты были к небесам, душа его отошла от тела ко Христу. Святитель Петр был на митрополии 18 лет и 6 месяцев; преставился в 1326 году, 21 декабря. Преставление святителя сопровождалось славою чудотворений 1537 . Честное тело его священным собором, в присутствии великого князя и при стечении многочисленного народа, погребено было в предуказанном самим святителем месте 1538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Антоний возвращён из Перемышля в 1225 году. Оставив Епархию в 1228 году, отошёл в Хутынь монастырь. Арсений, изгнанный в 1225, пришёл было опять на Епархию в 1228 году, но тогда же изгнан. Антоний, оставивший Епархию, паки возведён, но в следующем 1239 году опять оную оставил и возвратился в Хутынь монастырь, где в 1238 году, Октября 8, преставился и погребён в приделе Софийского собора. 15 . СПИРИДОН избран в 1229 году, хиротонисан в 1230 году. В 1249 году скончался и погребён в Софийском соборе. 16 . ДАЛМАТ хиротонисан в 1251 году, в 1261 году покрыл свинцом Софийский собор. В 1274 году, Октября 1, скончался и погребён в притворе Софийского Собора. 17 . КЛИМЕНТ избран из Игуменов и духовников Далмата Архиепископа в 1274 году, хиротонисан в 1276 году. В 1299 году скончался и погребён в Софийском соборе в Корсунской паперти. 18 . ФЕОКТИСТ, Святой, избран в 1299 году из Игуменов Новгородского Благовещенского монастыря, хиротонисан в 1300 году, Июля 29, оставив Епархию. В 1308 году отошёл в Благовещенской монастырь на безмолвие и там, в 1310 году, Декабря 23, преставился и погребён, а в 1786 году, Января 23, мощи его перенесены в Юрьев монастырь. 19 . ДАВИД избран в 1308 году из духовников Владычних, хиротонисан в 1309, Июня 5. В 1324 году, Февраля 5, скончался и погребён в притворе Софийского собора. 20 . МОИСЕЙ, Святой, избран в 1324 году из Архимандритов Юрьевских, хиротонисан в 1325 году. В 1329 году, посхимившись, оставил Епархию и отошёл в монастырь на Коломци, после Колмовским названный. 21 . ВАСИЛИЙ, в мире называвшийся Григорий, прозванием Калека, Святой, избран в 1329 году из священников Новгородской Козмодамианской церкви, по пострижению хиротонисан в 1331 году, Августа 25, во Владимире Волынском. В 1339 году, а по другим – в 1352 году принесён, как значится в некоторой повести, из Царьграда в Новгород белой клобук. В 1346 году Всероссийский Митрополит пожаловал ему ризы крестчатые, в 1352 году, Июля 23, на возвратном пути из Пскова скончался на реке Юзе, а погребён в Новгородском Софийском соборе в Корсунской паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кончина его наступила 23 декабря 1310 года. Погребён в Богородицкой церкви. Чудесные исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. 23 января 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в знаменитый Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В первой половине XIX века, благодаря трудам настоятеля Юрьева монастыря архимандрита Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери графини А.А. Орловой-Чесменской, обитель пришла в цветущее состояние. Архимандрит Фотий соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией. Литература: Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897, стр. 18, 19. Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1, стр. 143–146. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. Изд. 3. Новгород, 1902, стр. 98–99. Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка (XXIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями. Изд. 2. СПб., 1882. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; 1895, декабрь. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных. Изд. 3., доп. 1900, декабрь. Елагин Н.В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб., 1853, стр. 115–118. Краснянский Г., священник. Месяцеслов (святых). Новгородские святые угодники Божии, открытие и под спудом почивающие... Новгород, 1876, стр. 182–190.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

230-летие перенесения мощей святителя Новгородского Феоктиста отпраздновали в Свято-Юрьевом монастыре 10 февраля 2016 г. 13:07 5 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня перенесения мощей архиепископа Новгородского Феоктиста в Свято-Юрьев монастырь Новгородской епархии . В этот день митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Спасском соборе обители, где покоятся мощи святителя. Главе Новгородской митрополии сослужили настоятель Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский), и.о. наместника Свято-Юрьева монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), насельники обители, духовенство митрополии. Богослужение сопровождалось антифонным пением хоров Свято-Юрьева монастыря и студентов Новгородского духовного училища, сообщает сайт епархии . Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского. 23 декабря 1310 года святитель Феоктист отошел в вечность; погребен в Богородицкой церкви. В 1653 году совершилось первое известное нам чудо у его мощей. Исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. В 1668 году над местом погребения его была поставлена сень и рака под ней. В 1682 году был возобновлен храм, в котором почивали мощи. В 1702 году сооружен покров с изображением святого на раку. 23 января (5 февраля) 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В первой половине XIX века настоятель монастыря архимандрит Фотий (Спасский) соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией. В начале XX века серебряная рака была изъята советской властью, данные о месте погребения святителя Феоктиста были утеряны. 22 июля 2015 года в ходе археологических работ в Георгиевском соборе была обнаружена гробница с мощами святителя. С тех пор мощи святителя покоятся в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

177 Юрий Львович был женат на родной сестре Михаила Ярославича (Ипатская летопись под 1281г., 2 издание стр. 583, Воскресенская летопись под 1282 годом, – в Собрании летописей VII, 176); но это близкое родство князей, как видно, не послужило к тому, чтобы второй мог уладиться с первым. 178 Скончавшись 21 Декабря 1326 года, св. Пётр пас церковь Божию 18 лет и 6 месяцев (как говорится это в надписании его жития, принадлежащего неизвестному, по некоторым спискам последнего, например, Троицкому Лаврскому в и из жития в некоторых летописях, – Никоновской III, 131, Типографской стр. 80, 3 Новгородской, – в Собрании летописей III, 224, в святцах Следованной псалтири митрополита Киприана, – рукописи. Московской Духовной Академии и в месяцесловах с „летописью”, например в Синодальной рукописи по Описанию Горского, и Невоструева лист 238 оборот, стр. 579). 179 Епископ Андрей был родом Литвин или Литовец, сын князя Герденя или Ерденя; в 1266 году он был захвачен в плен Довмонтом Псковским, также Литовцем. В епископы тверские он был поставлен митрополитом Максимом в 1290 году из игуменов общего монастыря Богородицы (как должно думать, того, им самим построенного и находившегося на реке Шоше (Шеши), составляющей правый приток Волги, текущей в старицком и тверском уездах, в нижней части своей служащей границей последнего от клинского уезда московской губернии, в котором по удалению с кафедры он скончался в 1323 году). 180 Патриарх Афанасий, приславший клирика для суда над митрополитом, удалился с престола в конце 1310 или в начале 1311 года; епископ ростовский Прохор, присутствовавший на соборе в звании игумена ярославского Спасского монастыря, поставлен Петром в епископы в 1311 году... Если бы дать веру так называемой Тверской летописи, что в Марте месяце 1311 года св. Пётр был в Твери и что 20 и 21 чисел итого месяца совершил здесь два поставления в епископы (Собрание летописей XV, 408): то из этого следовало бы, что собор имел место после Марта 1311 года, ибо св. Пётр мог быть в Твери перед собором и никак не в первое время после собора. Но показание летописи должно быть считаемо за ошибочное, так как по нему один из поставленных в Твери епископов был Прохор ростовский, о котором мы знаем, что он поставлен в епископы после собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010