2) Церковь во имя святых Великих Князей Новгородских Феодора и Александра Невского, начата строиться в 1761 году, а окончена и освящена в 1763 году; 3) церковь во имя Свят. Николая Чудотворца, возобновлена в 1764 году. В Соборной церкви почивают Св. мощи Феоктиста, Архиепископа Новгородского, преставившегося в 1310 году декабря 23 дня, перенесенные сюда из уничтоженного Благовещенского монастыря в 1786 году января 23 дня. В числе замечательных вещей, находящихся в ризнице, заслуживают особенное внимание: плащаница, шитая шелком, золотом и серебром, в 1449 году Великой Княгинею Софией, супругой Великого Князя Дмитрия Юрьевича; крест напрестольный серебряный позлащенный с жемчугом и дорогими каменьями, данный вкладом в 1599 году; ризы самой лучшей парчи, на которых оплечье шито золотом и серебром по малиновому бархату высокой работы, устроенные в 1812 году; шапка служебная в 1812 году устроенная, и есть драгоценнейшая из всех находящихся в прочих Новгородских монастырях. Архимандрит монастыря сего священнодействует по особенному чиновнику, данному монастырю сему при Императрице Анне Иоанновне в 1741 году Новгородским Архиепископом Амвросием Юшкевичем. Яковлевский мужеский, ставропигиальный, 2-го класса, степенью 39-й, Ярославской Епархии, близ города Ростова; построен в конце XIV века Св. Иаковом, Епископом Ростовским. В нем 2 церкви: 1) Соборная во имя Зачатия Св. Анны, в которой почивают мощи Ростовских Чудотворцев; Св. Иакова Епископа под спудом и Димитрия Митрополита поверх земли, и еще находятся в особливом ковчеге части мощей Преподобных Отец Сергия, Иоанна, Патрикия и прочих; 2) теплая во имя Св. Иакова Епископа Ростовского; заложена в 1824 году; 3) великолепно построенная Графом Н. П. Шереметевым во имя Св. Димитрия Митрополита Ростовского. Вне монастыря церковь во имя Преображения Господня в бывшем Спасском монастыре. Феодоровский девичий, 2-го класса, степенью 14-й, Владимирской Епархии, по близости города Переславля Залеского. Сей монастырь построен при Царе Иоанне Васильевиче в 1557 году по случаю рождения сына его Феодора, и тогда же сооружена иждивением Царским Соборная каменная церковь во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

у ножек Пречистые Богородицы Серьгий чюдотворец», 11) «образ Пречистые Богородицы, Умиление», 12) «образ Кирил чюдотворец», 13)–14)–15) три образа «Пречистые Богородицы Умиление», 16) «образ Пречистые Богородицы Одегитрие», 17) образ «Пречистые Богородицы, Умиление», 18) «образ Пречистые Богородицы, Одегитрие,... данье Феодора Ивановича Шереметева», 19) образ «Егорьгия Христова мученика», 20) «образ Иванва Предтечи да архангел Гаврил, на одной цке», 21) «образ Софея Премудрость Божия», 22) «образ Пречистые Богородицы да архангел Михаил, на одной цке», 23) «образ Пречистые Богородицы, Воплощение Сына Божия, на престоле, на той же цке Никита, епискуп Ноугородцкий», 24) «образ Пречистые Богородицы О Тебе радуется», 25) «образ Пречистые Богородицы Одегитрие»; общий итог «пядниц», находившихся налево от царских дверей, показан 25 (Рукой. Кир. библ. 73–1312, л. 51 об.–56. Сравн. выше прим. 414). – Такое распределение икон пядничного яруса в более позднее время подверглось новым изменениям (сравн., напр., состав этого яруса в 1718 году по статье Н. Сперовского, Старинные русские иконостасы, 1893 г., стр. 62–63, из Христ. Чтения за 1891–1893 г.). 420 Хотя окончательное выделение пядничного яруса на Успенском иконостасе произошло, повидимому, только в начале века, возможно предполагать присутствие пядниц над местными иконами уже в половине XVI века. Вкладная книга Кириллова монастыря не раз упоминает об окладах к пядницам, сооруженных на средства разных лиц. Так, по ее словам: «Иван Семенович Воронцов обложил две иконы пядницы. Спасов образ да Пречистые образ... да Иван же обложил Распятие Христово, пядница» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 74 об. и т. п.). В 1601 году пядница с таким же наименованием помещались и над местными ярусами (см. выше в примечании 414 3, 9 22 и др.). 421 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 48–54 об, – Местный образ «Страшный суд Христов», равно как и образ «Евлогиево видение, помещавшийся на аналогичном месте левого столба, находился в монастыре еще в половине XVI века, так как вкладная книга, писанная до 31 декабря 1563 года, упоминает уже об окладах на эти образа, сделанных на пожертвования Захарии Тунского (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Согласно ведомости Снетогорского архиерейского дома за 1818 г. в этом доме была соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Иоанна Предтечи. Церковь была каменная, твердая, кроме кровли, которая на 1818 г. была ветхой. Вторая каменная церковь во имя Рождества Христова была освещена 8 декабря 1814 г. и покрыта, как и сам дом, в 1818 г. железом. На основании документов Псковского архиерейского дома за 1818 г. можно проследить, что для исправления худого поведения, самовольных отлучек из монастырей, пьянства духовных лиц духовная консистория выносила приказы о ссылке их к эконому архиерейского дома для исправления поведения. 4 июня 1824 г. Александр I утвердил мнение Государственного Совета о наделении монастырей и архиерейских домов землями. По материалам: Обитель возникла на крутом берегу реки Великой, на водном пути к Псковским озерам, в XIII в., и стала крайним поселением, форпостом г. Пскова с северо-запада. Название монастыря " Снетогорский " связано с рыбкой снеток: гора, на которой он стоит, названа Снетной (Снятной) благодаря изобилию этой рыбки в заводи у ее подножия, в реке Великой, особенно во время весеннего нереста. Снетогорский Рождество-Богородицкий мужской монастырь находился в 5 верстах от г. Пскова, на берегу реки Великой. Основан не ранее 1265 г. преподобным Иоасафом. Монастырь упоминается в летописи под 1299 г., когда рыцари-меченосцы неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь, сожгли его. В огне подожженной деревянной церкви Рождества Богородицы и погибли игумен Иоасаф с 17 монахами. При игумене Иове, на средства личных сбережений, завещанных князем Довмонтом-Тимофеем, был построен в Снетогорском монастыре каменный храм Рождества Богородицы на месте сожженного деревянного, в котором погибли преподобномученик Иоасаф и его сострадальцы. По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но Суслов и Грабарь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком случае не позже XIII в. К 1313 г. храм был расписан настенными изображениями - фресками редкой красоты и выразительности.

http://sobory.ru/article/?object=01933

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Снетогорская икона в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре Псковской епархии. На Снетогорской иконе Божией Матери изображены припадающие к Ней св. преподобномученик Иоасаф Снетогорский и св. благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей. В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год). В 1313 году храм был расписан редкой красоты и выразительности настенными изображениями – фресками и стал главной святыней монастыря во все последующие века. Это самый большой сохранившийся образец псковской стенописи. Фрески 14 века фрагментарно сохранились и по сей день. На одной из фресок изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руках, сидящая на престоле, Ей предстоят святые Архистратиги Михаил и Гавриил. Эта фреска была взята за основу для написания иконы Божьей Матери " Снетогорская " . В 2000 году силами современных снетогорских иконописцев была написана Снетогорская икона Божией Матери. На этой новописанной иконе у престола Пресвятой Богородицы предстоят с молитвой за псковскую землю и весь мир святые защитники – непобедимый в брани с врагами князь Довмонт и святой воин Христов, преподобный отец наш Иоасаф. Текст службы Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Снетогорская» утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал 126). Источник: PRAVICON.COM Примечание от PRAVICON.COM : Использована информация с сайта Снетогорского монастыря http://snetogor.ru/istoriya.html Статья опубликована участником [ tol ] 2018-12-29, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2018-12-29. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Снетогорская " .

http://pravicon.com/info-4032

1, д. 2, л. 116. Сводный послужной список и ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Путивльской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1911 г.//ГАКЙ, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 109. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 10. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 3. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 25, 51. Документы АСЕУ, АУПЦ. Документы личного архива автора. МОНАХ ИАКИНФ В Глинской пустыни все сведения о богослужебном уставе передавал поступавшим в обитель опытнейший уставщик монах Иакинф-слепец. Лишенный возможности видеть этот временный мир, очами ума он созерцал Царство Божие Отец Иакинф (в миру Иаков Антонович Резник) родился 23 октября 1888 г. в городе Кролевец Черниговской губернии в семье украинского казака 1310 . От юности он был избран Богом на служение Ему и призван к иноческой жизни. В 1937 г. Иаков поступил в Глинскую пустынь, где проходил послушание при корзинной мастерской 1311 . 12 декабря 1914 г. был пострижен в рясофор 1312 , а в 1920 г. архимандритом Нектарием – в монашество 1313 . Монах Иакинф отличался особенным усердием к молитве и трудолюбием. После закрытия обители он жил на родине. Там он потерял зрение и вынужден был питаться подаянием. В 1944 г. Иакинф вернулся в Глинскую пустынь и проходил послушание на клиросе 1314 Обладая прекрасной памятью, он наизусть читал Апостол, паремии, детально изучил церковный устав и после кончины о. Никодима (Калиуша) стал уставщиком обители. Отец Иакинф был, как огнь. Отличаясь горячей ревностью ко спасению и высокой духовной настроенностью, он скрывал свои подвиги. Когда о. Иакинф выходил читать Апостол на середину храма, то брал с собой зажженную свечу. Иногда, пока он шел, свеча у него гасла, но он этого не мог видеть, читал Апостол, потом начинал гасить свечу. Несмотря на слепоту, о. Иакинф все время был в трудах послушания и не только не роптал на свою участь, но благодарил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

53 В биографии преосвященного Амвросия упоминается, что монастырские покои, в которых он поселился в 1825 году и называвшиеся Никоновыми палатами, находились в бывших помещениях духовного училища. 54 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 51 и 25. Воспоминания такого же плана о пребывании уже непосредственно в Кирилловском духовном училище (конец 60-е – 70-е годы XIX века) см.: Климановский С.Я. Из далёкого прошлого училища и семинарии./Новгородские епархиальные ведомости. 1902, С. 1304–1310. 58 К вопросу о постройке нового здания общежития при Кирилловском духовном училище./Новгородские епархиальные ведомости. 1896, 60 Макаренко Николай. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. Выпуск 1. Белозерский край. Издание А.А. Жукова. 1914 г. С.14. 61 Посещение Его Высокопреосвященством экзаменов в Духовной Семинарии». – Новгородские епархиальные ведомости. 1900, 12. С. 786−787. 62 Отчет по Новгородской Духовной семинарии за 1897−1898 учебный год./Новгородские епархиальные ведомости. 1898, 22. С. 1484. 63 Иннокентий (Александр Пустынский, 1869−1937), закончил Киевскую духовную академию (1893); псаломщик кафедрального собора в Сан-Франциско (1893−1895); помощник инспектора Новгородской духовной семинарии (1895–1897); на той же должности в Московской духовной семинарии (1897−1899); защита магистерской диссертации, ректор Тверской духовной семинарии (1900); епископ Аляскинский, первый викарий Северо-Американской епархии (1903); Якутский и Вилюйский (1909); Туркестанский и Ташкентский (1912−1923); Курский обновленческий (1924). В конце жизни пребывал на покое в Алма-Ате. Осуждён тройкой по статье 58–10; 2–11, расстрелян в Алма-Ате 12 декабря 1937. 64 Новгородские епархиальные ведомости. 1895, С. 1109. О епископе Никоне (Бессонове) и о любви к нему новгородских семинаристов см.: Воскресный день. 1913, С.135. Его жизнь оказалась длиннее её достойной части. О последующих обстоятельствах его жизни см.: Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.,1994. С. 266.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Иннокентий (?), папа Римский, даритель Соловецкого монастыря Иоанн Дамаскин (ум. 17 декабря 780), преподобный, богослов, литургист Иов Ущельский (ум. 18 августа 1628), преподобный Иоганн, см. Риттер Иона (ум. 18 ноября 1470), святитель, архиепископ Новгородский с 1458 г. Ионова Людмила Всеволодовна (1904 – не ранее 21 ноября 1937), студентка Ленинградского университета, дочь одного из первых русских социалистов В. М. Ионова (1851 – 2 февраля 1922). Арестована в июне 1924 г. с другими членами сибирского землячества университета, приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки. В лагере, чтобы получить статус политзаключенной, вступила в ПСР. В 1925 г. переведена в Верхнеуральский политизолятор. Расстреляна Иринарх (ум. 30 июля 1628), преподобный, игумен Соловецкого монастыря (1614– 1626) Иринарх, соловецкий монах, скорее всего, монах Иринарх (Мишнев Иоанн Семенович) (1873–?), который в начале XX в. руководил работами по созданию судоходной канальной системы; после закрытия монастыря, остался на Соловках К Кабир-Шах, см. Саид-Султан Кабир- Шах Кажк, псевдоним польского солдата. Приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Казимир III Великий (1310–1370), Польский король с 1333 г. Казнаков Николай, возможно, имеется в виду штабс-ротмистр Николай Николаевич Казнаков (1895–ок. 1926), почти ослепший, в результате ранения. Отправлен в феврале 1925 г. на Соловки, где душевно заболел Калакуцкий, заключенный морской офицер Калинин Михаил Иванович (1875 –3 июня 1946), советский государственный и партийный деятель, «всесоюзный староста» Калинка, заключенный Калиныч, литературный персонаж Калугин, ссыльный чекист Кальнишевский [Кольнышевский] Петр Иванович (1691–1803), последний кошевой Запорожской Сечи. В 1776 г. сослан на Соловки, где и скончался в возрасте 112 лет Каляев Иван Платонович (1877 – 23 мая 1905), террорист Каменева Ольга Давы(и)довна (1883 –11 сентября 1941), сестра Л. Д. Троцкого, жена Льва Борисовича Каменева (наст. фам. Розенфельд) (1883 – 25 августа 1936). Заведующая театральным отделом Наркомпроса (1918–1919). Расстреляна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В половине XVIII века Аркадиевская обитель была приписана к Клопскому монастырю. В этой обители погребен известный в истории посадник новгородский Твердислав Михалкович, который здесь принял иночество в 1221 году. МОСТИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. с церковью Николая Чудотворца, существовавший близ Новгорода в XV, XVI и XVII веках. Дальнейших подробностей о сей обители никаких неизвестно. РОГОВИЩСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. близ Новгорода; основан был св. Моисеем архиепископом в 1334 году. Сей монастырь давно уничтожен. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. в 3 верстах от Новгорода, на берегу озера Мячина. Основан был в 1171 году первым новгородским архиепископом св. Иоанном и братом его св. Григорием, который впоследствии был также хиротонисан во архиепископа. В смутное время междуцарствия, монастырь этот разорен шведами; после чего, в царствование Михаила Феодоровича, возобновлен. – Здесь три церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы; 2) Богоявления Господня, на вратах; храмы эти сооружены каменные св. Иоанном, в 1180 году; 3) Воскресения Христова, построена каменная ж в 1421 году. При соборной церкви устроен, в начале XIV века, придел во имя св. архиепископа Феоктиста, который был здесь игуменом и хиротонисан, 1300, во архиепископа; оставя ж епархию, жил на покое с 1308 года и скончался здесь 23 декабря 1310. Мощи его, обретенные около 1607, перенесены отсюда, 1786, по случаю уничтожения обители, в Юрьев монастырь. АНДРЕЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда близ Новгорода. О нем упоминается в XV веке. Впрочем, никаких подробностей неизвестно. ВОЛОТОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. близ Новгорода, на реке Волховце; основан был в 1352 году архиепископом св. Моисеем, который соорудил здесь, в 1357 году, каменную церковь Успения Богородицы. В этом храме, существующем поныне, находится по стенам древнейшая Корсунская или Византийская живопись. Обитель упразднена в 1764 году. Окрестности монастыря известны под названием Волотова поля потому, что тут, на горе, стояли некогда капище и кумир новгородского идола Волоса. Подле Успенской церкви есть древний курган, почитаемый многими за могилу Гостомысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Необходимость этой перестройки могла возникнуть после пожара, случившегося в монастыре на 8 декабря 1655 года и начавшегося как раз с казенных келлий. Тогда выгорела «половина монастыря»: часть братских келлий, меньшая казна и сушило, и запасы на погребах, а казенные келлии были сильно повреждены. Сгорел даже казначей старец Мисаил, и были истреблены огнем многие «крепости», приходорасходные книги и т. п. документы, хранившиеся в казне (Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , 1338 и об.). Несколько архитектурных подробностей современного здания казенных палат также указывают на конец XVII-ro или начало XVIII века, как на время их переустройства. Окна их (в верхнем ряду), выходящие на первый (большой) монастырский двор, облицованы наличниками, которые повторяются и на домике с проходными воротами, находящемся между Преображенскою и Введенскою церквами (об этом домике см. ниже). Наличники же эти (см. рисунок XXXIV) сходны напр. с оконными украшениями на Преображенской церкви, построенной на рубеже XVII и XVIII столетий в селе Подкопаеве Мещовского уезда Калужской губернии (см. рисунок на табл. XI в исследовании М. Т. Преображенского, Памятники древне-русск. зодч. в предел. Калуж. Губернии, СПБ. 1891, стр. 72). К этому времени, надо полагать, относится и надстройка нынешнего верхнего этажа казенных палат. Что касается до внутреннего расположения их в начале XVII века, то известия об этом, сохраненные описями 1601 и 1621 годов, не отличаются определенностью. В первой из них идет речь о следующих помещениях казны: «внизу полатка» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 243), «вверху задняя полатка» (л. 243 об.), «сушило, что на полате» (л. 268 об.), «полата невелика подле казны большие полаты» (л. 270). В описи 1621 года упоминаются: полата вверху, седельня (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 373 об.–374) и меньшая казна (л. 383). Более поздняя опись 1732–1733 года говорит о трех помещениях: казнохранилища: «По правую сторону святых ворот казенная полота каменная о трех житьях, крыта тесом в зубец» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

“Чувствую себя нервным от общего хода церковных дел…” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Именно такие слова написал в конце августа 1959 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), оценивая государственно-церковную политику в стране. По его мнению, это было связано с каким-то новым отношением к делам Церкви “со стороны гражданских властей (больших и малых), о чем мне идут неофициальные вести с периферии” 1 . О конце 1950-х — начале 60-х годов, вошедших в историю как период “хрущевских” гонений на Церковь, за последнее десятилетие написано много серьезных исследований 2 , раскрывающих политические и экономические аспекты этой кампании. В этот период, наполненный драматизмом, советское руководство в кратчайшие сроки спешило решить религиозную проблему в стране. Говоря о политических аспектах, авторы указывают и на желание построить в СССР общество, коммунистическая идеология которого, освободившаяся от сталинского наследия, еще смогла бы проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. Отмечалось, что определенная часть советского общества относилась к масштабам кампании индифферентно, а демократически настроенные “шестидесятники” считали, что в СССР может быть построено справедливо социально ориентированное государство, где христианству не будет места. Важную роль сыграли и кадровые перестановки. К Е. А. Фурцевой, Л. Ф. Иль­и­чеву, и ранее выражавшим недовольство прежним государственно-церковным курсом, прибавилась ретивая молодежь — А. Н. Ше­лепин, В. Е. Семичастный, А. И. Аджубей. Комсомоль­ские вожаки стремились к решительной борьбе с Церковью, предлагая ликвидировать ровное отношение с ней как сталинское наследие. А сам “волюнтарист-романтик” Хрущев считал, что в период перехода СССР к предкоммунистическим отношениям распространение научных знаний и изучение законов природы не оставляет места для веры. Власть не могла не учитывать также и значительно выросшую религиозность вышедших на свободу узников ГУЛАГа. Изживание страха привело к активизации верующих. (Так, в 1955 г. в Совет по делам Русской Православной Церкви поступило 1310 ходатайств и обратилось 1700 просителей об открытии храмов, а в 1956 году было на 955 ходатайств и 599 просителей больше) 3 .

http://pravmir.ru/chuvstvuyu-sebya-nervn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010