15 . Св. ИГНАТИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 1288 году (а по Следованной Псалтири – в 1278 году), Мая 28. Св. мощи его почивают в Ростовской Успенской соборной церкви. Церковь память его совершает Мая 28. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 28. 16 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Смоленский, преставился в 1292 году, Августа 21, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 21. 17 . Пр. ДАМИАН, Пресвитер и целебник Печерский, преставился в 1299 году, Октября 5. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 5. 18 . Св. ФЕОДОР Ростиславич, Великий Князь Смоленский, преставился в 1279 году, Сентября 19 и 19 . 20. Св. ДАВИД, Св. Константин – дети Св. Феодора Ростиславича, преставились в конце XIII века. Св. мощи их, обретённые в 1463 году, Марта 5, почивают вместе с отцом их в Ярославском Преображенском монастыре. Церковь память их совершает Сентября 19. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 19. Век XIV 1 . Св. ДАНИИЛ Александрович, Великий Князь Московский, преставился в 1303 году, Марта 4. Св. мощи его обретены в 1652 году, Августа 30, и почивают в церкви семи Вселенских Соборов, в созданном им Московском Данилове монастыре. Смотри Пролог, Марта 4. 2 . Св. ПРОКОПИЙ Юродивый Устюжский, преставился в 1303 году, Июля 8, в котором Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 8. 3 . Св. МИХАИЛ Ярославич, Князь Тверской, преставился страдальчески в 1319 году, Ноября 22. Св. мощи его, в 1655 году обретённые, почивают в Тверском Преображенском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 22 день, в который Церковь и память его совершает. 4 . Св. Митрополит Московский и всея России, преставился в 1326 году, Декабря 21. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Церковь память его совершает Октября 5, Декабря 21 и Августа 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 5, Декабря 22 и Августа 24. 5 . Св. ФЕОГНОСТ, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1353 году, Марта 14. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе близ гроба Св. Петра Митрополита. Смотри Пролог, Марта 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир 1 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память Максимовской иконы Божьей Матери. Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому (+ 1305, память 6 декабря). На ней изображена Божия Матерь во весь рост с Предвечным Младенцем и митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий из Ее рук святительский омофор. Икона написана в память явления Пресвятой Богородицы святителю Максиму, когда он прибыл во Владимир из Киева. В видении Божия Матерь вручила ему омофор со словами: «Раб Мой Максим, хорошо, что ты пришел посетить Мой город. Приими этот омофор и паси во граде Моем словесные овцы». Когда святитель проснулся, на его руках лежал омофор. Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией, хранился в Успенском соборе во Владимире 112 лет. В 1412 году, во время нашествия татар, омофор был скрыт ключарем собора Патрикием, замученным татарами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2021 18 июля, 2021 3 июня, 2022 26 октября, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 21 июля, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 3 июня, 2022 26 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/409301-21/

Большое влияние, которое святой князь Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди монголо-татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру. В 1290 году благоверный князь вместе с семьей возвратился в Ярославское княжество. Не порвались его связи с родиной — Смоленском. 18 сентября 1299 года в Преображенском монастыре в Ярославле он принял монашеское пострижение, 19 сентября последовала его блаженная кончина. После него в Ярославле правил его сын святой князь Давид († 1321), второй сын, Константин, вероятно, почил ранее. 5 марта 1463 года совершилось обретение мощей святого князя Феодора и чад его Давида и Константина, память их празднуется 19 сентября/2 октября и 5/18 марта. Святой благоверный князь смоленский Глеб Всеволодович (Святославич) жил в XIV столетии. О его имени сохранились немногочисленные агиографические сведения. Известно, что он был благочестивым и мужественным князем. Обостренные отношения Русского государства с Литвой приводили к тому, что благоверный князь Глеб дважды был в литовском плену, последний раз после временного взятия Смоленска литовцами в 1395 году. В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба, испод лазоревый, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах». Память благоверного князя Глеба празднуется 7/20 июля. Святой благоверный князь Андрей Смоленский был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переяславль Залесский. В смирении и кротости он 30 лет прослужил пономарем в церкви святителя Николая, около которой и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной — Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы принять монашеское пострижение. Во время окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь перед всем народом, если согрешил перед кем или нелюбие держал на кого. И кто перед ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял перед Богом и людьми». Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа. Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре же лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его солнечным лучам подобно честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце». Преставление святого благоверного князя Феодора отмечается Церковью 19 сентября/2 октября. После него в Ярославле правил его сын — святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322–1327 гг., по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора, в память почитаемого владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 г. После причащения Святых Таин, со словами «Ныне отпущаеши…» святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами: «Простите меня», отошел ко Господу. 4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря. С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие жители г. Харькова на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов. В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где находится и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей. Со времени утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии отечества. Память святителя Мелетия отмечается дважды: 12/25 февраля (тезоименитство) и 29 февраля/13 марта (28 марта в невисокосный год) – день преставления. Вассиан Угличский, преподобный Преподобный Вассиан Угличский был учеником преподобного Паисия Угличского († 6 июня 1504 г., сведения о нем помещены под 6/19 июня). Он родился в сельце Рожалове, находившемся в Кесовской волости г. Бежецкого Верха, и происходил из рода князей Шестихинских (их родоначальником является благоверный князь Феодор Смоленский, † 1299, сведения о нем помещены под 19 сентября/2 октября). Преподобный Вассиан пришел в Покровскую обитель, когда ему было 33 года, и вскоре был пострижен преподобным Паисием. Он проходил послушание без ропота и жил в великом воздержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Uoahha XIV Калеки о его канонизации. В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тело его принесено в Ростов и погребено в ростовском соборе тем же епископом Кириллом . 3) Благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Оба вкусили мученическую смерть 20 сентября 1246 г. от Батыя за то, что не согласились вопреки требованию языческих волхвов пройти сквозь огонь и поклониться кусту, солнцу и кумирам, и оба погребены потом в Чернигове . 4) Благоверного князя Романа Рязанского, замученного в Орде за непреклонную твердость в вере Христовой в 1270 г., 19 июля, и погребенного в Рязани . 5) Святого Игнатия, епископа Ростовского, скончавшегося 28 мая 1288 г. Нетление его святых мощей и чудеса, совершившиеся при самом отпевании его, были причиною того, что эти мощи вовсе не были преданы земле, а поставлены открыто в ростовском соборе . 6) Благоверного князя псковского Довмонта, в крещении Тимофея. Он отличался высоким благочестием и мужеством в боях, скончался в 1299 г., мая 20 и погребен в псковской соборной церкви. Жители Пскова, особенно когда выступали против врагов, призывали его в своих молитвах, как в 1323 и 1341 гг., а в 1374 г. построили даже во имя его церковь . 7) Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, также отличавшегося истинным благочестием, убитого в Орде 22 ноября 1319 г. и потом погребенного в тверском Преображенском соборе. 8) Благоверного князя Владимира Новгородского и матери его Анны. В 1439 г. Новгородский архиепископ Евфимий позлатил и подписал гробы их и вслед за тем установил совершать местно память их 4 октября — в день кончины князя Владимира . Здесь же следует упомянуть 9) и о панихиде по всем князьям и святителям новгородским, погребенным в Софийском соборе, которую тогда же установил владыка Евфимий совершать ежегодно 4 октября как в Новгороде, так и в окрестных монастырях . Впрочем, мы должны сознаться, что, быть может, память некоторых из угодников Божиих, нами перечисленных, начала совершаться еще в настоящий период не местно только, а во всей Русской Церкви, хотя об установлении в честь их таких праздников и не сохранилось сведений.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

Время работы: Богослужения. В Пн., Ср., Пт. в 6.00 – братский молебен, часы и литургия. Во Вт., Чт., Сб. – ранняя литургия в 6.00, поздняя – в 8.00. В Вс. и праздники ранняя литургия – в 7.00. поздняя – в 10.00. Вечернее богослужение в 17.00 зимой, в 18.00 летом. Сайт: pskovo-pechersky-monastery.ru Подробнее... Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь Пскова находится в месте впадения Мирожи в Великую, недалеко от центра Пскова , но вне городской суеты. Наиболее людно под стенами монастыря в летний зной, так как здесь находится один из лучших пляжей на р. Великой. Обитель в 1156 г. основали св. Нифонт, епископ Новгородский, и игумен Авраамий. Предполагают, что именно здесь была написана дошедшая до нас копия «Слова о полку Игореве». Находясь вне городских стен, монастырь был разоряем всеми, кто приходил покорять Псков; захватчики устраивали в нём свои резиденции. Тевтонские рыцари в 1299 г. убили игумена Василия с несколькими иноками. Современное состояние Скромная территория монастыря Пскова усажена фруктовыми деревьями. Братия малочисленна. Действующий храм – надвратная церковь архидиакона Стефана XVII-XVIII вв. Но древнейший храм Пскова – Спасо-Преображенский собор (1153) –принадлежит музею. В храме сохранилось 80% росписей работы XII в. в византийском стиле; эти фрески были освобождены от более поздних росписей в конце XIX в. Они считаются одним из ценнейших памятников древнерусской живописи. Под спудом почивают мощи первого игумена, прп. Авраамия (†1158). Память его празднуется 24 сентября (7 октября). В обители Пскова менее 10 братьев. Проезд. Авт. 8, 19 до ост. «Дамба». Или пешком 15 минут от центра по берегу Великой. Адрес: г. Псков, Красноармейская наб., 4. Тел.: (8112) 44-64-06 . Время работы: Богослужения: в 8 утра - монастырское правило, вечернее в 19. Литургия в праздники в 9. Подробнее... Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь [ править править код ] Рождество-Богородичный Снетогорский Женский монастырь Пскова находится на северо-западной окраине, на Снетной горе над р. Великой. Гора называется так потому, что здесь нерестится рыба снеток.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

сорока мучениках 1295 ; 24 марта – «чтение Григория Чудотворца », т. е. слово Григория Неокесарийского на Благовещение, а 25-го – слово (чтение) Златоуста (кроме слона Андрея), помеченные лишь в Евергетидском Типиконе под 25 марта 1296 ; 26 марта – неопределенно «чтение праздника»; 30 апреля – похвала ап. Иакову Заведееву 1297 ; 8-го мая – похвала ап. Иоанну Богослову 1298 ; 15-го июля – похвальное слово Василия великого муч. Кирику и Иулитте 1299 ; 15 августа, вместо слов Андрея Критского , – «чтение Василия Великого » 1300 и слово (чтение) Иоанна Дамаскина 1301 ; 29 августа, вместо слова Алексеевского Устава (Скачет Иродия), – толковательное слово (46-ое) на ев. Матфея 1302 . На дни памяти апостолов – 6-го октября (память ап. Фомы), 14 ноября (память ап. Филиппа), 16 ноября (память ап. Матфея), 11 июня (память ап. Варфоломея) – в Синаксаре делается отметка «чтение и похвала апостолу», под которой можно разуметь как указание или на одно похвальное слово (чтение – похвала), или на «воспоминание» (чтение с похвалою), или же и на воспоминание (каковое Алексеевский Устав имеет на все указанные дни, кроме 11-го июня – дня памяти ап. Фомы) и на похвальное слово одновременно. Житийно-повествовательная группа линейного круга Синаксаря включает в себя около половины произведений, имеющих заглавия (начал не указывается), общие с произведениями таковой же группы Алексеевского Устава, и несколько произведений лишних, по сравнению с последней. Первого рода произведения падают в обоих Уставах на дни (включая сюда и указанные сейчас дни памятей апостолов): 1, 6, 15, 20, 24 1303 , 26, 30 сентября, 6, 7, 12, 20, 21, 26 октября, 13, 14, 16, 17, 23 (в Синаксаре 24-го), 25 1304 , 27 ноября, 5, 7, 11, 12, 13 декабря, 15, 17, 23, 28, 30 (в Синаксаре 26-го), 31 января, 13 февраля 1305 , 9 марта, 23 апреля, 2 1306 , 5, 8, 15, 20 1307 , 27 июля, 1 1308 августа; 4 декабря (в день памяти нескольких святых) указано неопределенно «житие святого», точно так же 28 декабря – «житие святых»; 17 декабря, вместо «воспоминания пророку Даниилу», – «житие трех отроков»; 30 ноября, вместо «воспоминания об апостоле Андрее», появившегося, как и все воспоминания об апостолах 1309 , в X веке – более древнее – хождение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насильниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли. Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что " бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее " . Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: " Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу! " Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: " Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь " . Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол. Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): " Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею " (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).

http://patriarchia.ru/db/text/912206.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010