Общерусское почитание установлено на соборе 1549 года (память – 11 февраля, обретение мощей празднуется 27 ноября). Князь Довмонт (Домант), в крещении Тимофей, литовец по происхождению, сын великого князя литовского Миндовга, княжил в Пскове 33 года (1266–1299), прославился победами над Литвой и Ливонским орденом, важным не только для Пскова, но и для всей Русской земли. По преставлении был погребен в Троицком соборе, где и ныне покоятся его мощи. Почитание как местного святого началось сразу после кончины, общерусское установилось в XVIbeke (память 20 мая). Ни в одном из реликвариев пока не встречались мощи преподобного Никандра Псковского. Никандр пустынножитель, в крещении Никон (1507 – 1581) – уроженец села Виделебье на Псковщине, подвизался в пустыни возле города Порхова. В 1584 году на месте его подвига была создана обитель, названная Никандровой пустынью. Мощи преподобного были обретены при постройке Благовещенского собора и стали храниться под устроенной гробницей. Причислен к лику святых в 1686 году (память 24 сентября, празднование обретения мощей 29 июня). В описи монастыря за 1898 год упоминается позолоченный серебряный ковчег, в котором прежде помещалась часть мощей, с надписью: 7191 (1681) июля в 29 день обретены были мощи сия преп. Никандра и взята от них часть десныя ланиты да часть ребра десныя страны. В сей панагии освященные ради святыя воды и положены. Ко времени описания мощи хранились в новом ковчеге, сделанном в 1890 году, а древний находился в ризнице. 11. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 333. 1699 год, Москва (?). Серебро, дерево; чеканка, золочение. 36,0х21,0. Клейма: годовое 1698–1699 годов. Крест четырехконечный, с фигурной формы концами типа квадрифолиев. Основа деревянная, обложен чеканными золочеными пластинами. В средокрестии – Распятие, под простертыми дланями Христа – ангелы с чашами. В подножии – Голгофа. Древо Креста с имитацией текстуры, вокруг него лучистое «сияние», нимб Спаса в виде язычков пламени. На концах перекладины – предстоящие в рост со скрещенными на груди руками Богоматерь в короткой головной накидке и Иоанн Богослов смотрят на ангелов. Под ними шашечный «позем», фон канфарен цветочным узором.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Наконец, Федор призвал к себе Анну и сыновей своих Давида и Константина. Он наставил их жить в мире и взаимной любви. “Дети мои, – заключил он, – аще кто соблюдает в вас слово мое, милость Божия и благословение мое будет на нем”. Между тем миновал вечер, и наступила глубокая ночь.Федор заметно ослабел. Со двора его внесли в помещение рядом с храмом. Здесь он попросил игумена и братию совершить пострижение в схиму. Среди верующих существует мнение, что “мантия покрывает все”, то есть изглаживает все прежде бывшие грехи, и что монашество есть особое таинство церковное. Соответствует ли это церковному учению? Голос Церкви, отвечающий на этот вопрос, слышен в том уставном поучении, которое говорит игумен постригаемому. Да, – слышим мы из этого поучения. Монашество изглаживает прежние грехи и, хотя не называется таинством, имеет могучую силу, приравниваемую к силе таинства крещения. В полной мере это относится к схиме. Вот что говорит игумен схимнику: “Оле новаго звания! Оле дара тайны! Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатыми человеколюбца Бога даровании, и от всех грехов своих очищаешися, и сын света бывавши; и Сам Христос Бог наш радуется со святыми Своими Ангелы о покаянии твоем”. Федор принял схиму, все обязанности, связанные с нею, и все великие обещания, подаваемые ею “с великою верою и желанием духовным и любовию сердечною”. Между тем перевалило за полночь, наступило 19 сентября 1299 года. Схимник, теперь можно уже назвать его по-славянски Феодор, попросил, чтобы его оставили одного, вместе с игуменом и монахами. Вероятно, никто в монастыре не смыкал глаз в ту ночь. Около двух часов ночи “начаша клепати утренюю”. Напутствованный Феодор лежал на своем монашеском ложе безмолвно. “Начинающим же им третью славу псалтири”, т. е. еще близко к началу богослужения, он осенил себя крестным знамением и умер. И тотчас “начаша звонить во все колокола, и снидеся народа множество бесчисленное”. Благолепен был вид схимника в гробу. Житие повествует: “Чюдно бе зрети блаженного на одре лежаща, не яко умерша, но яко жива суща: светляшеся лице его яко солнечным лучам подобится, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце”. По совершении погребальных молитв гроб с телом Феодора был поставлен в Преображенском Соборе монастыря, но не был закрыт. В этот гроб впоследствии положили и тела сыновей его Давида (1321) и Константина (год смерти его неизвестен).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Именно такую редкостную кончину имел и князь Федор. Как верующий человек, он не мог не заметить, что в области духовной жизни он в состоянии действовать в согласии со своей совестью, тогда как в области княжеской политики ему далеко не всегда удается делать то, что совесть требует. Пусть для блага Руси он признавал ордынскую власть, но все же он вассал и зять хана, отцы которого разоряли русскую землю. Пусть для единства Руси надо поддерживать старшего князя, но, поддерживая его, старшего только по ханскому ярлыку, а не по древней русской традиции, он проливал русскую кровь. Постоянный и вынужденный компромисс между вечной правдой и временной политикой не мог не смущать его совесть. Кроме того, ежедневные суды и другие административные действия князя не могли пройти без греха. Он чувствовал необходимость очистить себя от всей этой неправды покаянием и отрешением от мирских дел. Но в то же время, и в силу тех же самых религиозных убеждений, он осознавал, что он – князь и является князем не без воли Божией, и что мирская власть дана ему свыше, как деятельность государственной пользы. А поэтому уйти со своего поста он не имел права до тех пор, пока еще есть в нем силы. Болезнь и близость смерти могли ему это позволить. И вот, через какой-то год после того, как Федор бился под Смоленском, физические силы покинули его. В пятницу 18 сентября 1299 года, в необычное время, в 3 часа дня, граждане Ярославля были привлечены звоном всех колоколов, идущим от Успенского Собора княжьего двора3. (Это там, где теперь находится так называемая “Стрелка” – возвышенность над р. Которослью при ее впадении в Волгу). Все население поспешило на княжий двор. “Стечеся весь град от мала возраста и до велика, мужеск пол и женеск и до сосущих младенцев”. Больного князя положили на носилки и понесли “через весь град в монастырь Святаго Спаса”. Тогда это расстояние, теперь кажущееся небольшим, от Стрелки до музея в Спасо-Преображенском монастыре, составляло диаметр всего города! Скорбь о болезни князя Федора и от предчувствия его скорой кончины была всенародной. “Бысть плач неутешным, ови убивахуся на землю, а инии о мост градный и не бе слышати гласа поющих от вопля и кричания людского”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Повесть издана, но не исправно, в Царств. летоп., СПб., 1779 г., и в Никон. лет. V, 222–277. Обзор содержания ее, с историческими и филологическими замечаниями И. И. Срезневского , в 1-м томе Ученых Записках 2-го Отделения Академии. СПб. 1854 г. 100. Антоний , иеромонах Спасского монастыря при митрополите Филиппе и великом князе Иоанне, как говорит он, описал житие благоверных князей Ярославских Феодора († 1299 г.), Константина и Давида. В летописи читаем: «в 1463 г. во граде Ярославли в монастыре Св. Спаса обретены мощи князя Феодора Ярославского и сынов его Константина и Давида, под церковью того в подклете целы», и при торжественном открытии последовали чудеса (Лет. у Карамз. VI, пр. 629). После сего нет сомнения, что Антоний составлял свое описание не позже 1465 г. Повествование его с несколькими переменами помешено в Степ. кн. I, 392–397, и в Никоновой летоп. III, 62; а в подлинном виде сохраняется в рукоп. библ. Общ. ист. 196; Царского 111, 388; в Чет. Минее митрополита Макария под 19 сентября. Карамзин недоверчиво смотрел на известия Степ. кн. о князе Феодоре (IV, 110): но он не знал древнего жизнеописания и допустил произвольные догадки в историю. Известия Антония оправдываются древними летописями – Троицкою и Воскресенскою. 101. Мисаилу , епископу Смоленскому, с 1474 г. митрополиту Киевскому, происходившему из рода князей Бабилей-Соколинских (Акт. зап. Росс. III, 101; IV, 136), приписывается летопись 1254–1425 г. (Рукоп. Имп. Акад. Наук). Известен еще «Лист» его, которым он передает основанный им в своем имений Черее Троицкий монастырь заботам племянницы и ее мужа Богдана Сапеги (Акт. зап. Росс. IV, 233, 234). Послание к папе, которое выдал под его именем ученик Езуитский Ипатий Поцей, давно обличено в своем подлоге. (Акт. зап. Росс. IV, 229). Ефросин преподобный, вмире Елеазар, основавший близь Псковского озера монастырь и скончавшийся в 1481 г., оставил завещание (изд. в Акт. эксп. I, 108) и общежительный устав. Последний в 30 главах помешен в Минее митрополита Макария под 15 мая. Завещание его писано правильным церковно-славянским языком, без допущения оборотов и выражений простого русского языка; эго первый образец строгого церковного письмени. Что касается до того, будто преподобный Евфросин защищал сугубую аллилуиа; то сам болтливый Василий проговорился, что первый биограф преподобного сомневался в том, ходил ли преподобный в Царьград с вопросами о сугубой аллилуиа. А что рассказы самого Василия о преподобном Евфросине не стоят доверия, по явным противоречиям его истории и здравому смыслу, – это подробно показано в Ист. Русск. ц. III, 180–187, и в Христ. Чт. 1853 г. Свят. Димитрий свято судил: «Евфросин святый – свят, а аллилуия их не мню быти свято, самое сновидное, как хотелось кому, так и бредили, без ума». (Письмо 6 Синод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1292 Никодим (Ротов), архимандрит. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. с. 134. 1294 Куза Александр Иоанн I (1820–1873) – князь Молдавии (с января 1859) и Валахии (с февраля того же года), первый правитель объединённой Румынии (с 1861). Провёл ряд буржуазных реформ: аграрную, военную, судебную, административную, – в том числе, секуляризацию монастырских земель. Свергнут с престола в 1866 г. 1295 Одним из главных источников дохода Иерусалимской Патриархии являлись так называемые «преклоненные Святому Гробу» имения в Бессарабской губернии (почти 74.000 дес. земли, общей стоимостью более 3,8 млн рублей). Когда правительство князя Кузы декретом от 1 июля 1859 г. приказало отобрать у монастырей все принадлежавшие им в Румынии имения и передать их в управление Департамента церковных дел (в 1864 г. дело кончилось секуляризацией монастырских недвижимостей в стране), это был сокрушительный удар по церковному, в том числе, иерусалимскому благосостоянию. Россия, по настоятельным ходатайствам Восточных Патриархатов, не допустила распространения румынской церковной реформы на бессарабские монастыри и имения, включая «преклоненные», оказавшиеся с 1812 г. на русской территории. 1298 Неточно. Заведование Русскими странноприимными заведениями в Иерусалиме никогда не принадлежало Духовной Миссии, но всегда относилось к ведению Палестинского Комитета и консульства. Епископ Кирилл в период, когда еще не существовало ни консульства, ни агентства РОПИТ, мог, на основании первоначальных инструкций МИД, думать, что строительство Русских заведений будет вверено ему, но в Петербурге так не считали. 1299 Неточно. Указ об отозвании епископа Кирилла, как правильно указывает в своем тексте Хитрово, датируется 22 июня 1863 г., а указ об упразднении Палестинского Комитета и создании вместо него Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИД последовал почти годом позже – 10 апреля 1864 г. 1301 Поликарп (Радкевич Феодосий Иванович; 1798–1867), епископ Орловский и Севский. Окончил Киевскую духовную академию (1823). Магистр богословия (1828). Архимандрит (1829). Ректор Могилевской (1829) и Смоленской (1836) духовных семинарий. Настоятель русской посольской церкви в Афинах (1843). Епископ Одесский, викарий Херсонской епархии (1853). 1 августа 1857 г. назначен начальником РДМ в Иерусалиме (см. выше, документ 68), но затем его кандидатура была отклонена вице-канцлером князем А. М. Горчаковым . 30 сентября того же года возвращен к прежнему месту служения. Епископ Орловский и Севский (1857).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Он заботился о типографии в Чернигове, выпускавшей необходимые для духовного просвещения книги, заботился о монашестве. Под его руководством возрастал будущий святитель Сибири Иоанн Тобольский . Память святителя Феодосия празднуется в день кончины – 5 февраля и 9 сентября – в день прославления. Синодальный указ 1896 года предписывал совершать службу по Общей Минее до написания особой службы, которая была издана в Москве в 1901 году. В примечании в службе указывается, что тропарь и кондак в честь святителя Феодосия, по преданию, составлены святителем Иоанном Тобольским , первоначально бывшим преемником святителя Феодосия по кафедре. Имя Феодосий означает Богом данный, что отмечает в службе гимнограф: «по имени твоему тако и житие твое, всего бо себе в дар Богу принося, дар Божий воистину земли Российстей явился еси» 1298 . За основу при написании иконы святителя Феодосия был взят сохранившийся его портрет во весь рост в саккосе. Действительно, в 1696 году архиепископу Лазарю (1657–1692; †1693) и святителю Феодосию пожаловано было право ношения саккоса, чего удостаивались не все архиереи в допетровской Руси 1299 . Канонизации XX века открываются прославлением святого из лика преподобных. Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске, откуда происходил один из первых святых Русской Церкви, преподобный Феодосий Киево-Печерский. Преподобный Серафим родился в купеческой семье Мошниных. При Крещении ему дали имя Прохора – в честь одного из семи диаконов Древней Церкви. Его отец Исидор Мошнин предпринял строительство каменного собора в Курске. Он почил, когда Прохор, будущий святой, был еще совсем маленьким, и его вдова продолжала руководить начатым храмостроительством. Однажды на стройке маленький Прохор упал с лесов, но, по милости Божией, остался невредим. Когда ему исполнилось десять лет, началось его начальное образование. Во время учебы он быстро научился читать и писать и стал усердно читать Библию , особенно Псалтырь, а также и другие духовные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Когда и кем был основан монастырь Пскова, неизвестно. Он так же страдал от интервентов, как и Спасо-Мирожский. Тевтонцы в 1299 г. убили (сожгли) игумена Иоасафа, 17 монахов и многих нищих и детей. Шведский король Густав-Адольф в 1615 г. устроил здесь свою резиденцию. Позднее и фашистские оккупанты разместили в обители штаб. Здесь подвизались преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий. Здесь, готовясь к смерти, постригались в монахи псковские князья и здесь – в соборе Рождества Богородицы – многие из них были похоронены. К 1804 г. в обители осталось всего 9 престарелых иноков, монастырь Пскова был упразднён и стал резиденцией псковских епископов взамен сгоревшей. Изящную колокольню Снетогорского монастыря с Вознесенской церковью внизу называли «Вознесением-под-колоколы» или «Снетогорским столпом»; она мало уступала по высоте колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. В 1930-е гг. её обвили петлёй, и несколько барж двинулись по реке, натягивая канаты… Современное состояние Монастырь Пскова возобновлён в 1994 г. как женский. В нём более 70 сестёр. Службы проходят в храме свт. Николая (1519). Отремонтированы келейные корпуса. Главная архитектурная ценность монастыря – собор Рождества Богородицы, построенный по образцу византийских в 1312 г. согласно завету князя Довмонта, на месте разрушенного тевтонскими рыцарями. В нём сохранились вдохновенные фрески работы псковских мастеров (1313). Паломников принимают. Проезд. От ж/д вокзала автобусом до конечной. Адрес: 180006, г. Псков, Овсееще, Снетная гора, 1. Тел.: (8122) 75-01-25 , 75 -01-88. Время работы: Богослужения. В будни 6 ч утреннее правило, полунощница, Часы, Литургия. В Вс литургия в 8 ч. Вечернее богослужение в 17. Подробнее... Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь [ править править код ] Находится в 22 км северо-восточнее Пскова в глухом месте, окружённом болотами. «Крыпецкий» произошло от «крыпы» – местного названия рыболовной лодки. В тихом месте поселился в 1455 г. Савва, постриженник Афона и ученик преподобного Евфросина Псковского. Со временем он основал здесь общежительный монастырь. Псковский князь Ярослав утвердил за монастырём землю, а после того как Савва исцелил его жену, построил через болота мост к монастырю в 1400 сажен. Скончался преподобный в 1487 г., а в 1547 г. его мощи были обретены нетленными, и от них сразу начались исцеления. Память преподобного празднуется 28 августа (10 сентября).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской († 1318; память 2 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели примирить обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и Саранского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле. Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной – Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы принять монашеское пострижение. Во время окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9. Предсмертное завещание св. благ. князя Феодора весьма трогательно и назидательно. Он помещено полностью на древней иконе в Спасском монастыре (излюбленная обитель его и его семейства, сооруженная благочестивою супругою его Анною); на иконе св. Феодор изображен во весь рост в иноческой одежде, посреди своих сыновей, со свитком в левой руке. 10. Это было 19 сентября 1299 года. Сын и преемник св. Князя Феодора князь Давид ум. 1321 года, а год кончины князя Константина в летописях не означен. Тела их, согласно выраженному при жизни желанию, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах. Обретение нетленных мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, вызванное и сопровождавшееся многочисленными дивными исцелениями, последовало спустя почти 200 лет, в 1467 году. В 1658 году последовало перенесение мощей их, подавшее повод к установлению местного праздника 13 июня. В 1704 году св. Димитрием, митрополитом Ростовским, устроена была для св. мощей Ярославских чудотворцев кипарисная рака, в которую святитель и переложил мощи 22 июня, установив навсегда праздновать сей день. Впоследствии кипарисная рака со св. мощами угодников вложена была в новую серебряную раку и тогда же последовало перенесение св. мощей в новоустроенную церковь во имя свв. Ярославских чудотворцев, кн. Феодора, Давида и Константина, в которой они и почивают и доныне близ левого клироса. 1. Траян был одним из лучших римских императоров: много заботился о благе своего народа, вполне преобразовал государственное правление, расширил пределы империи счастливыми войнами, основал новые города. Однако и он преследовал христиан. 2. Языческое имя св. Евстафия, точнее по римскому произношению «Плациды», от латинского слова placidus, означающего «тихий», «ровный», «спокойный», «мягкий», «кроткий». Наименование, прекрасно характеризующее высокие нравственные качества св. Евстафия еще до обращения его в христианство. 3. Тит — римский император, сын и преемник императора Веспасиана, царствовал с 79 по 81 год. В царствование своего отца был послан с многочисленным войском в Иудею, для наказания иудеев, возмутившихся против римской власти. Об этой именно войне здесь и упоминается. Война окончилась в 70 году разрушением Иерусалима и храма Соломонова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Владимирская епархия Дата создания: 1214 г. Описание: Входит в состав Владимирской митрополии Владимирская епархия была учреждена в 1214 г. при святом благоверном великом князе Владимирском Георгии Всеволодовиче путем выделения ее из состава Ростовской епархии. Первым ее епископом стал игумен Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Симон. Резиденция епископа разместилась в Рождественском монастыре г. Владимира. Титул епархиального архиерея — Суздальский и Владимирский. В 1274 г. во епископа во Владимире был хиротонисан архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион, кафедральным городом которого стал город Владимир. Правящий архиерей получил титул Владимирского, Суздальского и Нижегородского. Территория епархии в это время включала земли Владимирского великого княжества, а также княжеств Городецкого, Костромского, Московского, Переславского, Стародубского, Суздальского с Нижним Новгородом и Юрьевского. Вероятно, Владимирским епископам подчинялось в церковном отношении также Галицко-Дмитровское княжество. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области (с 1589 Патриаршая область, с 1721 Синодальная область). Муромская земля находилась под управлением Рязанских епископов. В 1347 г. на землях Суздальско-Нижегородского княжества была образована Суздальская епархия. С 6 декабря 1352 г. до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил святитель Алексий (впоследствии митрополит Киевский и всея Руси). 1 сентября 1742 г. указом императрицы Елисаветы Петровны была создана Московская и Владимирская епархия, включившая в себя большую часть Синодальной области. 16 июля 1744 г. Императорским указом во Владимире учреждена епархия с названием Владимирская и Арзамасская. В ее состав вошли следующие территории: Владимир с десятиной, Гусская и Ярополчская десятины Владимирского уезда, Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского уезда, Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцовская десятины Балахнинского уезда, Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины. С 20 марта 1748 г. — Владимирская и Яропольская епархия, в 1764-1788 гг. — Владимирская и Муромская епархия.

http://patriarchia.ru/db/text/31108.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010