К 1100-летию Пскова: псковские преподобномученики Преподобномученик Иоасаф Снетогорский На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года. Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке. С благословения вдохновителя крестовых походов в Прибалтику епископа Альберта обычной практикой монашеско-рыцарских орденов в Прибалтике стал захват детей-заложников, а среди православных христиан крестоносцы обрели репутацию мучителей младенцев, слуг фараоновых и иродовых. По мнению историка Е.Л.Назаровой, захват крестоносцами детей был одной из основных причин капитуляции Пскова в сентябре 1240 года: " Вряд ли сдачу города стоит объяснять простым предательством. Важнее, что под Изборском пали лучшие силы Пскова. Кроме того, ливонцы под Псковом " дети поимаша у добрых муж в тали " . Детей взяли в заложники, чтобы заставить их отцов сдать Псков " (Е.Л.Назарова, Князь Ярослав Владимирович и его роль в ливонской политике Пскова: конец 20-х - начало 40-х гг. XIII в., Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996-1999, Псков, 2000). Тевтонские рыцари травят ядом литовских детей-заложников. Белорусская гравюра XIX века Изгнанные из Пскова Александром Невским крестоносцы неоднократно пытались овладеть Псковской землей, которую они считали своей собственностью после того, как Герман, католический епископ Дорпата (Юрьев, Тарту), пожаловал ливонскому филиалу Тевтонского ордена половину " королевства, называемого Плесков " . Сохранилась грамота 1299 года, в которой епископ Дорпата Бернхард подтверждает братьям Ливонского ордена их право на пожалованную им во владение епископом Германом часть Псковских территорий (другую половину " Псковского королевства " немцы считали владением Дорпатского епископства).

http://pravoslavie.ru/1476.html

898 На юге, вблизи татар, только с мечом в руке, можно было по временам иметь покой. Грабеж и насилия татарских властей в 1299 г. дошли в Киеве до того, что не было более возможности жить. «Весь Киев разбежался, говорит летопись; митрополит Максим, не быв в состоянии переносить насилия татар, поспешно удалился из Киева в Брянск; а отселе со всем имуществом переселился он в суздальскую землю». 899 – Не легко было святителю расстаться с древним местом кафедры и искать новое. Предшественник его большую часть времени проводил во Владимире, 900 где жил вел. князь: но кафедра его оставалась в Киеве. Теперь пришлось принимать другое решение. Князья и пастыри севера, конечно, будут довольны близостью к ним митрополита; но не будут довольны удалением его из Киева князья и пастыри юга. – На самом севере так не прочно место в. князя: то он во Владимире, то в Переяславе, то в Твери. Что делать? Блаженный митрополит проливал теплые молитвы пред Богоматерию об указании ему воли Божией. И Богоматерь, благая Мать страждущих, успокоила святителя своим явлением. Икона, современная святителю, изображает святителя Максима приемлющим омофор из рук Богоматери. Надпись на иконе, хотя и не современная иконе, говорит: «сей святой и чудотворный образ пресв. Богородицы написан бысть в л. 6807 (1299) по-видению Максима митрополита Владимирского и всея Руси, чудотворца, гречина родом; егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келлии своей мало уснувшу, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен и в том свете явися ему пречистая Дева Богородица, держати на руку превечного Младенца и глагола; рабе Мой Максиме! добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы. Он же прием возбудися от сна и в келлии никого же виде. И омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа в. к. Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей русской земле и Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

31 . Князь Новгородский Мстислав Ростиславич, сын князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха , скончавшийся 14-го июня 1180-го года. Местная память его в Новгородском Софийском соборе установлена неизвестно нам когда, но полагаем, что более или менее вскоре после установления памяти князя Владимира Ярославича и его матери Анны 1299 . 32 . Кирилл Белозерский, основатель Белозерского Кириллова (названного по его имени) монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Новгородской губернии Кириллове, в 602-х верстах к северо-востоку от Новгорода и в 37-ми верстах к юго-востоку от тогдашнего города области Белозерска, скончавшийся 9-го июня 1427-го года. Представляя собою знаменитейшего подвижника северной Руси после преп. Сергия Радонежского, преп. Кирилл стал общепочитаемым святым Русской церкви, не знаем – после или без предшествующего местного почитания в самом его монастыре, еще скорее преподобного Сергия, а именно – вместе с ним не позднее, как с 1447–1448-го года 1300 . —87— 33 . Митрополит Алексий, скончавшийся 12-го февраля 1377-го года. Общецерковное празднование его памяти, не знаем – предварявшееся ли местным празднованием в Чудовом монастыре, в котором он погребен, было установлено митр. Ионою в конце 1448-го года непосредственно в след за восшествием его на митрополичью кафедру (что было 15-го декабря указанного года), быв самым первым деянием его как митрополита 1301 . 34 . Никита, столпник Переяславский, подвизавшийся и скончавшийся неизвестно когда – или в конце периода домонгольского или в начале периода Монгольского. Установление празднования ему должно быть относимо приблизительным образом к половине XV века 1302 , а побуждением к установлению празднования должна быть считаема приобретенная им слава чудотворца, о которой говорит его житие. 35–37. Князь Смоленский и Ярославский Феодор Ростиславич, по прозванию Черный, княживший в Ярославле и скончавшийся в схиме 19-го сентября 1299-го года, и его сыновья: Давид, скончавшийся в 1321-м году, и Константин, скончавшийся неизвестно когда, – все трое погребенные в Ярославском Спасском монастыре. Когда-то до 1463-го года мощи всех троих были открыты и так как представляли из себя кости, то все положены были в одном гробе. Должно думать, что мощи открыты по тому побуждению, которое мы указывали выше, т. е. в чаянии их прославления чудотворениями; но в 1463-м году игумен Спасского монастыря и священники соборных церквей Ярославля, вероятно, считая свои чаяния напрасными, решили положить их с честью в землю или предать земле. Но когда сошлись священники и миряне, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благоверный князь Михаил Феодорович был сыном святого благоверного князя Феодора Смоленского (†1299; память 19 сентября) от его первой супруги Марии, дочери благоверного князя Ярославского Василия. Супруги воспитали сына в благочестии и любви к Церкви. Блаженная кончина святого князя Михаила последовала в раннем возрасте (†1290). Память благоверного князя Михаила совершается 19 сентября. Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитавшегося русскими князьями-воинами. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (†1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил (память 19 сентября), но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 70-х годах он жил в Орде, где благодаря храбрости и мудрости вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, выдавшего за благоверного князя Феодора свою дочь, названную в Крещении Анной. В Орде у благочестивых супругов родились сыновья – святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Большое влияние, которое святой князь Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди монголо-татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру. В 1290 году благоверный князь вместе с семьей возвратился в Ярославское княжество. Не порывались его связи и с родиной – Смоленском. 18 сентября 1299 года в Преображенском монастыре в Ярославле он принял монашеское пострижение, 19 сентября последовала его блаженная кончина. После него в Ярославле правил его сын святой князь Давид (†1321), второй сын, Константин, вероятно, почил ранее. 5 марта 1463 года совершилось обретение мощей святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина, память их празднуется 19 сентября и 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Федор (Черный) Литературные первоисточники 700 лет прошло со дня кончины ярославского князя Федора Черного – 19 сентября 1299 года. За это долгое время его жизнь неоднократно привлекала к себе внимание пишущих. Еще до причисления князя Федора к лику святых существовала повесть “о его преставлении с немногими известными [фактами] о жизни его”4. Наличие такой повести, необязательной, поскольку герой ее еще не был известен во святых, свидетельствует об интересе и большом уважении к Федору со стороны современников. В 1463 году произошло прославление святых князей Федора и его сынов Давида и Константина. Это совпало с важным политическим событием – присоединением Ярославского княжества к владениям московского Государя Uoahha III и с концом второй династии ярославских князей, потомков Федора, – она завершилась на князе Александре Федоровиче Брюхатом. Тогда потребовалось более подробное житие, и великий князь Московский Иоанн III и митрополит Московский Филипп (первый) “поручили описать жизнь новоявленного чудотворца Антонию, иеромонаху Спасского ярославского монастыря”4. Жизнеописание, составленное Антонием, существенно дополняет известие о преставлении Федора рассказом об отношении его к Орде. Этот рассказ не встречается в дошедших до нас летописях. Он заимствован, по-видимому, у местного летописца и поэтому является источником особой ценности3. Другой вариант “повести о преставлении”, принадлежащий перу некоего Андрея Юрьева23, и новое житие, составленное во второй половине XVII века, не доставляют новых данных о жизни Федора4. Существенное дополнение дает печатная Книга Степенная, которая, заимствуя сказание Антониево, приводит новые данные, неизвестные из других источников4. Отрывочные сведения из летописей и указанные повести и жития составляют то, что можно назвать первоисточниками по жизни Федора. Очень тщательный анализ имеющегося материала с подробной ссылкой на литературу дал, в весьма изящном изложении, С. М. Шпилевский в своей речи, произнесенной в Ярославле в день шестисотлетия годовщины смерти Федора, 19 сентября 1899 года4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

До покраски - это было всемирно известное зрелище спокойной и величественной мощи, разворачивающееся на высоком речном берегу. Уныние и скорбь, вот что испытывает человек, неравнодушный к родной вере и культуре. Какое несчастье. 9 сентября 2010. Интересный факт: в 2001 году в России выпущена почтовая марка , посвященная Успенскому собору. Если Вы хотите вдумчиво читать об истории нашего края, Вам может пригодиться книга «Владимирская митрополия». Редактором и составителем ее выступил В.М. Некрасов, а научным руководителем – кандидат исторических наук, магистр богословия иеромонах Варфоломей (Минин). В книге о. Варфоломей явился автором Исторической справки о церковном управлении в этих местах. Только некоторые интересные факты. Все междуречье Волги и Оки вошло в состав Ростовской епархии, учрежденной в 991 году. В 1214 г. утверждается ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Залесской Руси, в 1274 г., она стала называться Владимирской, Суздальской и Нижегородской. С 1299 г. в городе долго была митрополичья кафедра, до переноса ее в Москву. А с 16 июля 2013 г. «в границах Владимирской области была образована Владимирская митрополия в составе 3 епархий: Владимирской, Муромской и Александровской». Книга, кстати, ценна своим справочным аппаратом. Авторы собрали воедино обширный список литературы по истории Владимирской митрополии. Среди них - такие редкие книги, как труд В. Косаткина «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии», которая вышла в свет во Владимире в 1906 г. Он служил в Успенском соборе. Данное издание будет полезным для студентов, краеведов, людей, интересующихся нашей историей. Рябова Г.И., зав. отделом комплектования и обработки МБУК «МЦБС Петушинского района» 25 сентября 2018. " В серии акварелей Дмитриева есть несколько таких, где крупным планом и достаточно подробно изображены древние белокаменные памятники Владимира. Из них особенно замечателен рисунок Успенского собора... Вернее, это целая панорама... " (С.334). Опубликовано в докладе Т. П. Тимофеева " Город Владимир в рисунках Ф.Д. Дмитриева (середина 19 в.)//Материалы 23 международной конференции (13 апреля 2018 г.). - Владимир: Владимирская областная научная библиотека имени М. Горького, 2019г. Г. И. Рябова, зав. ОКиО МБУК " МЦБС Петушинского района " 16 мая 2019. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Мирожская В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «...поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря... честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши...». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября. Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г. Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря. Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас. В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Знамение Мирожская " .

http://pravicon.com/info-110

Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии. Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля), и преподобным Авраамием Мирожским (память 24 сентября). Преподобный Иоасаф был игуменом (а по некоторым псковским синодикам - и основателем) обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. (Почти через 90 лет после кончины преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.) В Снетогорском монастыре положили начало своим подвигам преподобный Евфросин Псковский (память 15 мая) и преподобный Савва Крыпецкий (память 28 августа). Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но " молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил " . Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков. Преподобные Василий и Иоасаф вместе со своими сподвижниками были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетогорского монастыря. Святой князь Довмонт " от своего праведнаго имения " создал в Снетогорской обители каменный храм вместо сожженного и много способствовал восстановлению иноческой жизни в разоренных обителях. Вскоре после мученической кончины преподобных Василия и Иоасафа последовало их церковное прославление во Пскове. В пергаментном псковском Прологе XIV-XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковской летописи и старинных псковских синодиках день блаженной кончины святых преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе - пресвитер Константин. Иконописный подлинник Псков. К. XX. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона (фрагмент). Псков. Конец XX в. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911243.htm...

В трудные времена XIV столетия император Иоанн Палеолог V и сербский государь Стефан Душан оказывали монастырю разнообразную помощь. В следующем столетии обитель пережила период упадка - пожалуй, самый значительный в его истории, каких монастырь никогда не переносил даже после разрушительных пожаров. В XVI в. с помощью игумена Александра, молдо-валахского господаря и его жены монастырь был возрожден после турецкого погрома. XVII столетие знаменательно тем, что были восстановлены башни монастыря, и в 1660 г. ему присвоен титул ставропигиального. Монастырская колокольня - постройка XVIII в. Во времена греческого восстания против Османской империи турки не только жестоко пытали монахов, но и разграбили все монастырские сокровища.             Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь потерял большую часть своей общины, уничтожены были и почти все его реликвии.   Среди достопримечательностей монастыря - собор XVI в. с фресками Критской школы. Богато украшенный иконостас был написан в 1783 г. Дохиар насчитывает 12 храмов на своей территории, и вне ее - по 4 храма напротив каждой из стен.     Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей.   Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπεκοος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным» - чудотворный источник Архангелов, под именем “Агиасмы”.        Агиасма   Главный храм в Дохиаре  в честь свв. Архангелов. В Дохиаре в находится чудотворная икона Божьей Матери, называемой Скоропослушница , и имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия; св. муч. Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златопустаго; св. Нила Мнроточиваго; преподовного Петра Афонскаго; св. Ахиллея; св.великомуч. Пантелеимона; св. Давида Солунскаго; глава св. Филофея; часть от главы св. Иоанна Предтечи; св. Марии Магдалины; св. Мины Калликелада; св. муч. Марины; св. архидьякона Евпла; часть перста Иакова Персянина; часть св. Павла Фивейскаго; часть кости св. Апостола Андрея; части св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийскаго; часть св. Космы безсребренника; св.Иоанна Милостиваго; Феодора Тирона и другие. Показывается часть камня, с которым брошен был в море мальчик, чудесно спасённый Архангелами ( чет. мин. 6 Сентября ).

http://isihazm.ru/?id=509

—396— 1876 г. Алексеевском монастыре дал результат прекрасный. Преосвящен. М. Михаил 1297 в восторге от сербок, возвратившихся в Белград. Монастырь принял вновь. Ему следуют другие. Не все могут делать то же, что Алексеевский, где девицы (от 12–15) живут, содержатся и учатся. Рождественский принял четырёх, Страстной, Ярославский – Казанский, Рыбинский, надеюсь, Мологский и Ростовский примут по 6 на содержание и воспитательный надзор, с тем, что учиться они будут в гимназиях и прогимназиях. Здесь, кроме того, г-жа Соболева даёт дом и всё содержание на 10 болгарских сирот с 5-ти до 11–12-ти-летнего возраста. Как хорошо было бы, если бы эта мысль распространилась и в дело обратилась по лицу Русской земли. Будь так и Россия была бы настоящей благодетельницей славян: дала бы им хлеб в сытость духовную“. Из Витебска писал мне от 28-го сентября заштатный священник И. Горбачевский 1298 : „Спеша поздравить Ваше Высокопреосвященство с радостным днём ангела Вашего, осмеливаюсь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что судьба наша, после выезда Вашего, окончательно разрушена злобой Красовицкого 1299 , который с какой-то странной мести для меня, будучи теперь председателем попечительства, и управляя, к общему горю, всей епархией, отнял у меня, назначенное ещё Вашим Высокопреосвященством, попечительское пособие 60 р., и этим окончательно убил меня расслабленного и слепого с болезненной женой, и я теперь нахожусь в неописанной крайности и бедности, жизнь моя теперь хуже смерти, и не знаю, где искать теперь помощи; мы часто со слезами вспоминаем Ваше Высокопреосвященство, что, если бы Вы были, не позволили бы так обижать нас, несчастных, Красовицкому, потому что Вы действительно были внимательны к слезам и страданиям несчастных, а теперь, сказать правду, у нас этого нет“. В утешение несчастному страдальцу послано было мной 10 рублей. —397— 1876 г. От 29-го числа писал мне Инспектор Моск. Д. Академии С.К. Смирнов: „Вменяю себе в приятнейший долг поздравить Вас с радостным днём Вашего ангела и от всей души желаю Вам непоколебимого здравия и всевозможного благополучия на новый год Вашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010