Иконы прочиих угодников Божиих, егда на ня со вниманием взираем, приводят нам в воспоминание житие их богоугодное, подвиги и труды, и нас к подражанию тех поощряют. Того ради иконы святые не точию не возбранены, но и преданы суть нам в почитание. 5-е РАССМОТРЕНИЕ Кто предаде церквам почитати иконы святые? Предаде сам Христос Господь наш, егда, умыв водою пресвятое лице свое, убрусом отре, и изобразися на убрусе том Божественного лица пресвятое подобие, и бысть нерукотворенный образ Христов, егоже посла ко Авгарю князю Эдесскому: о чесом зри пространную иеторию, августа месяца, в 16 день. По Христе Господе предаде святой Евангелист Лука, о нем же в житии его сказуется, яко он первый святых икон писатель бысть, написав живописательным художеством образ пречистой Девы Богородицы, носящия младенца предвечного Господа нашего Иисуса Христа на руку своею, и другие две иконы Богородичны написав, принесе их к Матери Господней, аще угодно ей. Она же, видевши тыя своя образы, проглагола пречистыма устнама своими сице: благодать рождшагося из мене и моя буди с теми иконами. Такожде и святых верховных апостол Петра и Павла изображенья тойже Лука святой на досках написа, и от него по вселенней то доброе и пречестное дело писания икон святых начатся. Воспомянул есть и Дамаскин святый о Лукином иконописательетве, глаголя: зри ми и благовестника и апостола Луку, не пречистой ли приснодевы Марии честную икону написа, и к Феофилу отпусти 219 ? Еще же и о другой иконе Христовой во историях церковных повествуется, яко жена, яже прикосновением ризы Христовы от кровоточения исцеле, подобие телесного образа и возраста Христова содела от камене, и в Финикии, во отечестве своем, во граде, Панеада именуемом, на месте нарочите постави: под ним же растущая трава и былие недуги целяше 220 . Той образ Христов на месте оном стоящ бяше даже до царства Юлиана отступника. Юлиан же низверг образ Христов, свой образ или идол на месте оном постави, и абие молиия с небеси ударивши, сокруши в прах идола Юлианова. Пишет о том Георгий Кедрин историограф Цареградский в Синопсии о Юлиановом царстве 221 ; и Никифор Каллистов в книге 10-й, глава 30; и Ермий Созомен , книга 5, глава 20. О том же зри в житии святого мученика Артемиа, октября месяца в 20 день 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф...», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси...», тропарь праздника: «Мироносицам женам...», тропарь храма Богородицы, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам...». Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение. Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и великомученика. Апостол – дня и великомученика. Евангелие – дня (и великомученика) . Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и великомученика: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе утешение братии» (Типикон, 23 апреля). 1 Празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года. 2 Ср.: Типикон, 23 апреля; гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 722–727. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-06/

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…». 19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

17 В лето 1177, при царе Мануиле Комнине был собор в Константинополе, под председательством Луки патриарха, которым определилось, чтобы агарянских детей и православных священников без веры крещенных паки крестили, о чем зри 8-ю надпись первой книги Севаста Арменополя и 3-ю главу сост. 1 Матфея Правильника. 18 Пафнутий Казанский обвинял Антония за то, что в изданное и распространенное им «Чиноприятие» от Великороссийской церкви приходящих он внес проклятия на разделяющих: а) выраженное в Скрижали учение о причастности Пресвятой Девы Марии первородному греху и б) упоминаемое в «Жезле» мнение о зачатии человеческом. Приведенным здесь выражения Пафнутия относились собственно к этому второму проклятию. 19 Зри ниже, в отдельном примечании, под буквой, а некоторые слова, взятые буквально из служебных миней Иосифовских. 20 Зри ниже, в отдельном примечании, под буквою б некоторые к сему относящиеся тексты св. отец взятые буквально. 21 Пафнутий разумеет здесь приложенное к его замечаниям «Пояснение на 2-ю статью» (см. Соврем, лет. раск. вып. II, стр. 23). 22 Разумеется, Давыд Антипов, московский раскольник поповского согласия, подобно Антонию зараженный беспоповскими мнениями: по издании Окружного Послания, он стал во главе московских противуокружников. 23 Такой же, как Давыд Антипов, и даже горной изувер, бывший главою заграничных противуокружников. 24 Обвинение состояло в том, что Антоний, вопреки Филаретовскому Потребнику, при поставлении в попы и Законы приказывал обводить поставляемых вокруг престола не «якоже каждение бывает», т.е. не против солнца, а послан, чтобы угодить раскольникам. 26 В этом примечании Антоний является союзником иезуита Гагарина, в своей французской книжке «Русская церковь и непорочное зачатие» сделавшего такое же собрание текстов из богослужебных книг в доказательство, что якобы российская церковь издревле принимала учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии (См. об этой книжке наши замеч. в Душеп. Чт. 1879). Покойный Гагарин был бы очень рад, если бы знал о настоящем сочинении Антония; он, без сомнения, приветствовал бы в раскольническом лжеепископе своего союзника и единомышленника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 7 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава. 8 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 15 сентября, Маркова глава. 9 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 11 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 12 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 13 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи...». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес..., другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 14 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 16 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

Если для избыточествующих Недель недостает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 6-й, от Матфея – о Хананеянке (Евангелие 17-й Недели). Если Недель менее 32-х, то Евангелия опускаются перед Неделей о Закхее. Апостол всегда сопровождает свое Евангелие (см. Типикон, 7 января, 6-е «зри»; срав. 1-е «зри» и 26 декабря «зри»; см. также в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам принятие, откуда начинают и до где стают»). В седмичные дни повторяются те же литургийные Апостолы и Евангелия, которые были прочитаны прежде в истекшие ближайшие седмицы. Примечания: Например, если в 1975 г. была Пасха ранняя, а в 1976 г. поздняя, то будет Недель больше – «отступка». А если бы в 1975 г. Пасха была поздняя, а в 1976 г. – ранняя, то наступила бы «проступка». Другие практические примеры «отступки» для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) – см. Богослужебные указания на 1951 г., вып. I, с. 11–13. «Отступка» касается только Евангелий на литургии, но никак не утренних воскресных, которые идут по порядку до 5-й Недели (воскресенья) Великого поста; равно не касается «отступка» и гласов Октоиха – они так же, как и утренние Евангелия, следуют по порядку до 5-й Недели Великого поста. 36 Кроме праздника Рождества Христова, такие приготовительные Недели имеют еще два двунадесятых праздника – Крещение и Воздвижение, но они имеют только по одной такой Неделе. 38 Трипеснцы читаются на малом повечерии. После вечерни – полный отпуст, и священник произносит возглас: «Благословен Бог наш», чтец – обычное начало, т.е. «Царю Небесный» и т.д. Псалмы 50, 69, 142. Затем: «Слава в вышних Богу...», «Верую», после чего хор поет ирмос, а священник читает на средине храма трипеснец при закрытых царских вратах. Ирмосы поются по дважды – в начале песни на катавасию. После канона священник уходит в алтарь, чтец: «Достойно есть...», Трисвятое и тропарь предпразднства. «Господи, помилуй» (40 раз) и т.д. В конце чтения: «Упование мое Отец...», священник выходит на амвон и произносит: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), и бывает малый отпуст. Затем священник произносит лицом к народу: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». Братия же отвещают: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Помолися и о нас грешных». Священник отвечает: «Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас». Далее – ектения: «Помолимся о великом Господине...» (см. в конце повседневной полунощницы), после чего священник пред Престолом с кадилом произносит возглас утрени: «Слава Святей...» (см. С.В. Булгаков . «Повечерие», с. 772–773; Служебник. Поел, повечерия и полунощ. Изд. Киев, 1893, с. 37–38; см. Типикон. Поел, святой Четыредесятницы. Изд. М., 1906, с. 415–447).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

6 . Самую главную важнейшую принадлежность алтаря составляет св. престол, который должен быть равномерный т.е. в вышину 1 арш. 6 верш., в длину 1 арш. 8 верш, в ширину 1 арш. 4 верш. (II. С. З. 18 сентяб. 1784 года 6624). Он всегда одевается сверху до полу двумя одеждами: белою называемою «нижнею» или «срачицею» и, поверх нижней, светлою блестящею, которая называется «индитией» 44 . На престоле поверх индитии полагается «илитон», т. е. четырехугольный платок «из тонкой доброй льняной или шелковой материи». (Дополн. Требн. Киев 1866 г. л. 40). В илитон завертывается св. «антиминс». Поэтому илитон должен быть несколько больше антиминса. 7 . Антиминс есть шелковый (в старину льняной) плат с изображением положения во гроб Христа Спасителя и орудий страданий Его и с частицею св. мощей, вложенных и зашитых в оный. В антиминс влагается «губа», которая употребляется для опущения частиц лежащих на дискосе в св. чашу и для отирания оного. Губа эта называется «антиминсною» или «илитонною» так как вместе с антиминсом завертывается в илитон (Извест. Учит, при кн. Служб 45 . Св. антиминс есть то же, что и престол (с греческого «вместопрестолие»). Без антиминса не совершается литургия. Примечание. Если случится, что во время совершения Божественной литургии загорится церковь , или начнет падать от каких-либо причин, то совершающий литургию священник обязан сохранно с антиминсом взять св. дары и вышедши из церкви «на ином месте честном, на том же антиминсе, да совершит Божественную службу, начать от места его же исходя преста». Извест. Учит. 8 . На престоле всегда должен быть крест, обыкновенно полагают два. Крест должен быть золотой, серебряный вызлощенный и в крайнем случае медный, вызлощенный или высеребренный или с так называемого польского или накладного (мельхиора) серебра, или же кипарисный, в металлической оправе. Среди престола, поверх антиминса полагается Евангелие, которое обыкновенно переплетается в бархат и отделывается в золото, серебро или в другой какой либо металл; на верхней его доске, в средине в кругу чеканится или пишется на финифти образ Спасителя, а по углам четырех евангелистов: Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Четверг. Отдание праздника Сретения Господня. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Мч. Никифора. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (службу зри 26 ноября) . Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских . Совершается славословная служба отдания праздника Сретения Господня (А) . Примечание. Служба мч. Никифора может быть перенесена на повечерие . Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, вместе с отданием праздника Сретения Господня, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы в пяток 7-я недели по Пасце, во отдание Вознесения Христова, или в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы» (Б) . А. На вседневной вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех носимый...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Сушу глубородительную...». По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих» , и ирмос: «В законе сени и писаний...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-22/

Святаго же Трифона службу поем, егда настоятель разсудит. [МРК] Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу мясопустную: Тогда поем службу предпразднства Сретения Господня прежде в пяток тоя недели, со святым Киром и Иоанном и Трифоном вкупе. Стихиры предпразднства 3, и безмездников 3. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На утрени, по кафисмах, седальны предпразднства. Канон предпразднства, со ирмосом на 6: и святых на 8: Трифона на 4: и безмездников на 4. На хвалитех стихиры Трифона на 4. Слава, его же. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства, и прочее. Службу же о усопших поем на ряду по обычаю, в субботу мясопустную, якоже и всегда. [МРК] Аще случится предпразднство Сретения Господня в понедельник, или во вторник, или четверток сырныя недели. Стихиры предпразднства 3: и святаго 3. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. На стиховне триоди, самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. [Зри] На повечерии, по Достойно, кондак предпразднства. На утрени, на Бог Господь тропарь предпразднства, дважды. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. По 1-й кафисме ектениа, и седален предпразднства. По 2-й кафисме седален триоди, без ектении. Канон предпразднства со ирмосом на 8: и святаго на 4. [Зри] А идеже приспеет трипеснец: и поем канон предпразднства, со ирмосом на 4: и святаго три стиха на 2: и триоди на 8. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак и икос. и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос предпразднства. По 9-й песни, светилен святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне, триоди самогласен. дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По Благо есть, и по трисвятом, тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На часех, тропарь предпразднства. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак предпразднства. На литургии, блаженна от канона предпразднства, песнь 3-я, и святаго, 6-я. По входе тропарь предпразднства, и храма святаго, и мученика. Таже кондак храма святаго. Слава, мученика. И ныне, предпразднства. Прокимен, апостол, Евангелие и причастен дне, и святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уже старцем, вспоминая об отце Ила-рионе, батюшка Нектарий говорил: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришел, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот был самым что ни есть последним. – И Батюшка показывал рукой от пола аршина полтора, чтобы сделать наглядным свое положение. – А старец Иларион тогда уже проходил и знал путь земной и путь небесный. Путь земной – это просто, а путь небесный...» – и отец Нектарий не договаривал. В то время народа к старцу Амвросию шло столько, что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая Старец принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была беседа, отец Нектарий никому не открывал, но после нее остался в Скиту и домой уже никогда не возвращался. Так внезапно изменилась жизнь Николая Тихонова. Промышлением Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего, давать направление стопам своим. ( Иер. 10, 23 ) В одной из оптинских тетрадей в этот день была сделана запись: «1873 года, апреля 27-го поступил в Скит послушник Николай Васильев Тихонов двадцати годов от роду из мещан города ЕльцаОрловской губернии " Эта тетрадь велась по благословению преподобного Амвросия. На первой странице его рукой была сделана надпись: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 Сентяб. 1862 года. Многогр. I. Амвросий». Поселившись в Скиту Оптиной Пустыни, он стал духовным сыном отца Анатолия (Зерцалова) , впоследствии скито-начальника, а на совет ходил к отцу Амвросию. Старец Нектарий вспоминал: «Через год после поступления в Скит батюшка отец Амвросий благословил меня обращаться как к духовному отцу к начальнику Скита иеромонаху Анатолию, что и продолжалось до самой кончины последнего в 1894 году». Спустя годы старец Нектарий говорил о своем духовном отце: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу. К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всем этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придешь к нему и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. По-печительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин. На вопрос мой об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причиной сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010