После кончины Ярослава Всеволодовича на престол великокняжения восходил в соборном храме брат Ярослава – Святослав Всеволодович, но Святославу недолго пришлось занимать престол своих державных предков. В то время, когда Александр Ярославич с братом своим Андреем, для пользы своей злосчастной отчизны, путешествовали к великому хану в татарию, «Михаил Московский, прозванный Храбрым, изгнал, как сказано в некоторых летописях, дядю их Святослава из Владимира, но в ту же зиму, воюя с литвою, положил свою голову в битве. Тело его оставалось на берегу Протвы. Епископ Кирилл, ревностный блюститель княжеской чести, велел привезти оное во Владимир, и положил в стене храма соборного» 116116 . В 1249 году, по распоряжению завоевателя Руси, «посажен был на столе в Володимери у святой Богородици Андрей Ярославич» 117117 , сын Ярослава Всеволодовича. Этот князь также не долго был великим князем. При нем во Владимире скончались два князя: Владимир Константинович и Василий Всеволодович, – оба скончались зимою, Владимир на память святого первомученика Стефана, а Василий на память святого Феодора. Сии князья только опеты были в соборном храме, но для погребения вывезены были из Владимира, чрез златые врата, в другие города, Владимир Константинович в Углече поле, а Василий Всеволодович в Ярославль 118118 . При отпевании Владимира Константиновича присутствовал Александр Невский со своими братьями; присутствовал он, по сказанию летописи, и при перенесении тела Василия Всеволодовича 119119 . При Андрее Ярославиче в 1250 году прибыл из Киева во Владимир Митрополит Кирилл, который, в год своего прибытия, в соборной церкви, вместе с Епископом Кириллом, совершил бракосочетание Великого Князя Андрея Ярославича с дочерью князя Даниила Романовича 120120 . С 1250 года, с прибытием во Владимир Митрополита Кирилла, соборный Владимирский храм еще более приобрел благолепия от частого совершаемого митрополитом служения. Из летописей усматривается, что с сего 1250 года Митрополит Кирилл имел пребывание во Владимире в 1252, 1255, 1261, 1262, 1263, 1264, 1274 годах, а в 1280 году исправлял даже соборный храм 121121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Ростислав принужден был отступить. Стр. 179. 180. Далее Летопись под 1243 г. говорит, что Даниил, при слухе о приближении Татар «затворил Холм», еха по брату с Василькови, поима с собою Кирилла Митрополита». 1250 г. «Кирилл бо Митрополит идяше послан Даниилом и Васильком на поставление Митрополье Русской». Это по возвращении Даниила из Орды, где был он в 1250 г., а не в 1243. И тогда же король Венгерский умолил Кирилла помирить его с Даниилом и убедить взять дочь короля за сына своего; Митрополит возвратился, вместе с Даниилом и сыном его прибыл к Королю, – повенчал брак и отправился в Никею. Стр. 183. 185. Новг. 1. Лет. 64. 181 Святислав писал к Митрополиту: «Благодарю за святую молитву твою, Преосвященный Архиепископ всей Русской земли, благодержавного родства моего, коего отрасль я по святым предкам моим. Пишу тебе, возлюбленный Богом Архиепископ первопрестольный Кирилл, да просветится словом твоим земля Русская. А написанный сей Зонара пусть нигде не изменяется писанием. Ибо там надобно, чтобы сей Зонара во всяком царстве был один для Собора, как уставили и передали нам св. Отцы. Потому испросил я у Патриарха и переписал (перепустив) для святопочивших родителей моих и в помине души моей; когда воздеваешь ты преподобныя руки твои, не забывай меня в святых молитвах твоих» и пр. Письмо писано 5 индикта 6670 г. 1262 г. См. Розенкампфа о Кормчей стр. 57 – 61. Востокова Опис. муз. стр. 291 – 293. 182 Русск. Достоп. 1, 106–118. У Кульчинского. Specimen Ecclesiae Ruthenicae. У него напечатана и речь, которою Кирилл открыл Собор и которой не видно в ркп. Кормчих. 183 По летописям видим его во Владимире 1250 и 1252, в 1255, 1261 – 1263, 1264 г., а в 1280 г. исправлял он соборный владимирский храм, и преставился в Переяславле. Лавр. Лет. 202–206. Троицк. 226. 227. Супр. Лет. 38. Новгор. 4. Л. 38. 43. Плано-Карпини в 1246 г. нашел невдали от Киева Куремсу с 60,000 Татар, оберегавших владения Монголов от запада; «жителей, говорит Плано-Карпини, везде мало; они истреблены Монголами, или отведены ими в плен».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В том же году, 2 мая или 24 июля («на праздник Бориса и Глеба»), епископ Кирилл освящает «великим священьем» церковь Св. Бориса и Глеба в Кидекше (на р. Нерль, в 4 км от Суздаля). В первые годы татарского ига епископ Кирилл, несомненно, пользовался наибольшим авторитетом среди всех иерархов Северо-Восточной Руси. После гибели в Каракоруме великого князя Ярослава Всеволодовича (30 сентября 1246) он сближается с сильнейшим из русских князей – Александром Ярославичем Невским и, по сведениям некоторых летописей, становится его духовником. Именно Кирилл благословляет Александра на поездку в Орду к хану Батыю в 1247 г. Нет сомнений, что и многочисленные поездки в Орду ростовского князя Бориса Васильковича и его брата белозерского князя Глеба Васильковича (также духовных детей ростовского епископа) совершались по его благословению. До появления во Владимире митрополита Кирилла (осень 1250) епископ Кирилл фактически руководит и владимирской епархий. Так, в 1248 г. он хоронит во владимирском Успенском соборе князя Михаила Ярославича Хоробрита, погибшего в битве с литвой. Зимой 1249/50 г. епископу Кириллу пришлось похоронить еще двух князей ростовского дома. 27 декабря во Владимире скончался угличский князь Владимир Константинович; «и везоша и въ Углече поле, блаженый же епископъ Кирилъ и съ игумены певше песни погребалныя и положиша и у Святого Спаса, и много плакашася». В феврале 1250 г. (8-го или 17-го числа) во Владимире же скончался князь Владимир Всеволодович Ярославский; «и повезоша и на Ярославль… блаженыи же епископъ Кирилъ съ игумены и попы певше песни погребеныя и положиша и честно у Святое Богородици, и пла[ка]шася над ним много». Осенью того же 1250 г. в Суздальскую землю впервые приехал митрополит Кирилл II (рукоположенный еще в 1247 г.). Зимой епископ Кирилл вместе с митрополитом венчал во владимирском Успенском соборе великого князя Владимирского Андрея Ярославича (брата Александра Нев-ского) и дочь могущественного галицкого князя Даниила Романовича, «и много веселья бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

Тронхейма) и реформировать там монашескую дисциплину в соответствии с нормами бенедиктинского устава. Возможно, впрочем, что М. П. был призван не только как опытный монах, но и как эксперт по финансовым вопросам, чтобы помочь норвежским монахам разобраться с долгами, которые оставил бывший аббат, бравший деньги от имени монастыря у ростовщиков из Кагора (Юж. Франция). Рассказ об этом путешествии М. П. включил не только в «Большую хронику», но и в позднейшие сочинения, добавляя детали, призванные подчеркнуть собственную значимость: в «Истории англов» он утверждал уже, что ему было поручено реформировать все бенедиктинские монастыри Норвегии, а в «Сокращении хроник» - что франц. кор. Людовик IX Святой обратился к нему с просьбой доставить послание норвежскому кор. Хокону IV ( Weiler. 2012). За исключением достаточно редких поездок, М. П. провел всю жизнь в Сент-Олбансе, где в его обязанности прежде всего входила работа в скриптории. Идентифицированы 18 рукописей, содержащих его почерк и рисунки. Их анализ позволил исследователям проследить эволюцию М. П. как писца и миниатюриста. Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Крупнейшее сочинение М. П.- «Большая хроника», в к-рой изложены события мировой истории от сотворения мира до 1259 г. (в наст. время рукопись-автограф разделена на 3 кодекса: рукописи Cantabr. Corp. Christ. 26, 16 и Lond. Brit. Lib. Royal. 14 C VII). Ее начальная часть основана гл. обр. на «Цветах историй» Роджера Уэндоверского, хотя и содержит многочисленные изменения и дополнения. М. П. использовал также сочинения ряда англ. и континентальных авторов ( Уильяма из Малмсбери , Генриха Хантингдонского, Гальфрида Монмутского, Петра Ломбардского, Петра Коместора и др.). С 1234 или 1235 г. М. П. начал писать оригинальный текст, над которым он трудился до самой смерти, хотя и с перерывами (в частности, установлено, что рассказ о событиях по 1250 г.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Тот же Исаак со своим сыном, царевичем Алексеем, окончательно ограбил все церковные драгоценности для уплаты крестоносцам четвертого похода обещанного вознаграждения за возвращение им престола. С завоеванием же Константинополя крестоносцами в начале XIII века все движимые и недвижимые церковные имущества были присвоены латинянами. То же было и в других восточных патриархатах. Там сначала отняли у церквей все их имущества турки, а потом латиняне во время крестовых похо­дов. После отнятия у латинян Константинополя недвижимые имущества, принадлежавшие Константинопольской Церкви, если не все, то, по крайней мере, некоторые, были возвращены ей. Император Михаил Палеолог, по рассказу Пахимера 272 , немедленно же по взятии Константинополя почтил церковь дарованием ей доходов, приписал к ней некоторые села, а другие пожаловал в пользу священнослужителей. В других же патриархатах после падения на востоке государств, основанных крестоносцами, церковные имущества перешли опять к туркам; у церквей из недвижимых имуществ оставались только церковные здания, которые, впрочем, время от времени подвергались разрушению и грабежу со стороны турок. Оживленное движение в пользу духовного просвещения, начавшееся в Греко-Восточной Церкви с половины IX века, в последующие века, особенно при императорах из фамилии Комнинов (1050–1250 гг.) и Палеологов (1250–1450 гг.), усилилось еще более. Многие из Комнинов и Па­леологов обладали богословским образованием, любили заниматься богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности дру­гих. Средоточием просвещения как светского, так и духовного были Константинополь и Фессалоники или Солунь. Характер ученой и литературной деятельности этого времени был тот же, какой приняла она в IX веке. Это собирание творений древних греческих отцов и учителей Церкви, тщательное изучение их и составление на основании их и с заимствованиями из них новых сочинений. Изучение древнеотеческих творений вызывалось, между прочим, попытками к соединению Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  См.: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов»)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 80-112. См.: Феолипт Филадельфийский, святитель. Антиарсенитские трактаты/Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского//Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134-163; Он же. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 2000. (25). С. 89-114; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. 3 (44). С. 54-56; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 1 (45). С. 59-73. Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 2 (46). С. 49-62.Он же. Оглашения/пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 3 (47). С. 54-65; Он же. Увещания/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2009. 1. (54). С. 54-66. Γριγοροπολου Ι. Κ. Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Αμρος. Εισαγωγ. Κατερνι, 1996. Σ. 247, 250. О временных рамках составления трактатов свт. Феолипта Филадельфийского аскетической направленности см.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь… С. 74–83. О данной позиции св. Феолипта Филадельфийского см. Тхелидзе А.Г. Кому принесена Крестная Жертва Христа?  http://www.bogoslov.ru/text/2450170.html Перевод выполнен нами по изданию: Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Βμρος. Κρτικο κμενο – σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι, 1996. Σ. 267-269. Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник.  Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180-181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. (Ин. 5: 2-9) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τ τετρτ Κυριακ, ξγησις ες τ θαμα το παραλτου//Φεολπτου Φιλαδελφεας του μολογητο (1250-1322) Βος κα ργα. Βμρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι: κδσεις «Τρτιος», 1996. Σ. 75-76. В рус. переводе : Феолипт Филадельфийский, святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19)/пер. А.И. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. (44). С. 85-86).

http://bogoslov.ru/article/4254619

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 мая 2024 года 6. Неделя 3я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2й. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы, первого архиеп. Сербского. Прп. Иова Почаевского (службу зри 28 августа) . Мч. Варвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3е «зри»). Служба совершается по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1й. «Слава» – праздника, глас 6й: «Проси Иосиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 2й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом. По непорочных тропари: Ангельский собор: [ Аще же неделя блуднаго, или мясопустная: Поем полиелей: прилагаем же и третий псалом: На реках вавилонских:] Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное. Воскресение Христово: и прочее. Канон воскресн, со ирмосом на 4, и Богородицы на 2: и триоди на 4: и праздника на 4. Катавасиа праздника. [Зри] Аще ли в неделю мясопустную: Канон воскресн, на 4: и триоди, на 6: и праздника на 4. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак и икос праздника. Слава, седален триоди. И ныне, праздника. По 6-й песни, кондак триоди, и икос. На 9-й песни, поем Честнейшую: таже светилен воскресн. Слава, триоди. И ныне, праздника. На хвалитех, стихиры воскресны 4: и праздника самогласны 4, с припевы его. [Зри] Аще ли есть неделя мясопустная: И глаголем стих: Воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди: Даниил пророк: Слава, триоди же: Предочистим себе: И ныне: Преблагословенна еси: Аще ли неделя фарисеева, или блуднаго: Не глаголем триоди стиха, но по стихирах праздника, глаголем: Слава, в триоди. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн. ектении, и отпуст, и исхождение обычное в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1. На часех, тропарь воскресн. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак триоди, и праздника, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 4: и триоди, песнь 6-я на 4: и праздника песнь рядовая, на 4. По входе тропарь воскресн, и праздника. Слава, кондак триоди. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен дне. [Зри] Аще ли будет попразднство Сретения в субботу мясопустную, тогда служба попразднства оставляется, и поем службу субботы умерших. Поклонов несть, точию по конце коегождо часа по 3 великия поклоны. Вечер, на Господи воззвах, стихиры праздника 3: и минеи святаго 3. Слава, святаго аще есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и ничто же такового тщания и прилежания непщевати честнейше. Князю бо воистинну дело есть, не своего точию спасения творити попечение. но и в вереных людей равного сподобляти промышлениа, и в то же богоразумиа руководити и призывати совершение. да не убо от надеж нас погрешити сотворши, их же твое еже к добрым уклонение же и благопослушание подаде предлагатися. ниже трудов и подвигов, иже о вашем спасении восприяхом радующеся, суетных покажеши, ниже начинати убо со усердием божественого проповедания приимати словеса себе покажеши, в разленение же усердие разрешиши; но подобен убо началу конец, согласно же жительство вере, общее же блого и рода и отечества, твоей дай власти зретися и именоватися, еже мою о тебе радость и веселие соблюди незагладну. Но зри убо прочее о христолюбче и духовныи наш сыне, аще что инославно и добро, и любления достойно имя. зри убо елика ополчения лукавыи, на благочестивую и единоистинную християнскую службу умысли, ереси различные и распри и рати и брани умышляя. зри же и сие како та всех истреби, и светлые же на всех востави победы. и ничто же да чюдишися, яже насея помышляя ухищрения и наветы. первое убо не бы убо сице преславна и крепка, и нарочита победою была, аще бы не единожде той бранное сплеташеся. потом же и оно сзирати удобно есть, яко идеже лукавыи зельнейше борим бывает, тамо и той спешнейше злобы своея стрелы посылает, и ухищрения поставляет. в прочих бо языцех, понеже ни едина есть ему зельна брань, сего ради ниже той на инех вооружается. христоименитии же убо Божии людие, язык свят, царское священие, и понеже на всяк день утвержаеми верою, на лукавая его действа, и начинания мужаются, сего ради и он безчислеными наветы, и всякими козньми, неких от них запинати ухищряет, и противу опечалити церковь Христову подвизается, аще и в студ ему подвиги и лукавствования обращаются. и инако же, иные убо языцы неразсудна и слиянна яже в догматех имеют мудрования, и ничто же чисто, ниже известием искушено. сего ради во онех, ниже православное, ниже развращенно является; в чистейшей же и святейшей и много опасение имущей вере христианской, за еже зело ея и светло и право, и изрядно и неувядаемо, егда убо некто и мало нечто развратное или ново ученное привнести начнет, абие развращенное и ложное приложением истины и правого слова, объявляется и обличается, и ниже на мало любодеищное рождение, ниже под самем именованием быти благочестивых догмат, никако же терпит благородие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Такими то помянутыми и ложными свидетельствами обманывает сердца простых и незлобивых людей, и уверяет, что можно спастись и без причастия тела и крови Христовой; и приводит себе в оправдание не более пяти свидетельств, но и то натянутые и неподходящия. Ибо живущии во внутренних пустынях не бегали от Церкви, и не гнушались божественным священноначалием и не пренебрегали святыми тайнами, но бегали мира и его соблазнов. А когда и где приводил случай быть близ Церкви, и егда предстанут честнии священницы святей трапезе службу принести, тии первее простирают руки своя, приемлюще с верою тело тогоже Владыки, иже воистинну присно с ними сущего. (Зри святого Ефрема Сирина слово III, лист 341.) И святая Мария Египетская, проживши в пустыне 47 лет, и получивши такую благодать от Святого Духа, что ходила по водам, егда пошла в пустыню, причастилась святых тайн тела и крови Христовой в монастыре Иоанна Крестителя на Иордане, также и пред кончиною причастилась от рук старца Зосимы. (Зри в житии ее, апреля 7 дня.) Также и святая Феоктиста, проживши на острове 30 лет, пред кончиною также причастилась тела и крови Христовой. (Зри в житии ее.) Когда Святые, победившые страсти, плоть и мир и диавола, так желали и стремились ко причастию тела и крови Христовой, приносимых иереями под видом хлеба и вина, а древние христиане и мирские все причащались святых тайн каждую неделю, о чем ясно показывает история; то нам ли грешным и слабым можно обойтись без причастия силе жизни Христовой, в пречистых тайнах тела и крови Его подаваемой? Да и во всем Божественном писании, святых отец учении и намеку нет, чтобы запрещали причащаться, или хотя бы отклоняли от этой благодати; но все Писание ветхое и новое, согласно с определением самого Господа Иисуса Христа, и святые Апостолы, и все до одного Святые отцы, пастыри и учители церковные единогласно вопиют, что аще кто не яст тела Христова и не пиет крови Его, живота вечного не получит. О чем приведу тьмы свидетельств. Только нашелся один новый учитель Андрей Денисов, такой что наперекор всему Божественному писанию, божественному евангелию и святым Апостолам и всем святым отцам начал учить, будто можно спастись и без причастия тела и крови Христовой, и вооружился против самого Бога Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010