Мы здесь остановимся на сравнительно простых, близких обычной среде, примерах чуда. Преосвященный архиепископ рязанский Гавриил свидетельствует, что ниже описываемое чудо имеет заверение в официальных донесениях о нем. Произведенным по распоряжению власти детальным исследованием это событие представляется совершенно несомненным. Больная с 17-го года от рождения к 31-му году своей жизни лишилась зрения, слуха, языка и ног. Так она прожила еще 3 года и 7 месяцев. С помощью других едва могла она приподниматься, чтобы сесть на постели, прислонившись к стене, а сидеть на постели просто и сходить совсем не могла. Пищу брала она из посторонних рук ощупью, а в случае какой-либо просьбы давала знать, стуча рукой и мыча. Надежды на выздоровление не было никакой. Воскресение Христово – самый знаменательный, светлый праздник христианской Церкви. Это – высшее торжество Господа жизни над смертью , грехом. В самый день Воскресения Христова страдалица почувствовала себя здоровой. В неизреченной радости она сама встала с постели и пошла в ближнюю комнату. На расспросы ее родных о причине такого внезапного исцеления она рассказала о видении ей Господа, у Которого она видала и глубокие раны на ногах и руках. Он благословил ее крестом и сказал: «Страдания твои кончились, в день Воскресения Моего ты будешь здорова»... На другой день Светлого Воскресения она сама собой, – при стечении многочисленного народа, ходила в соборную Архангельскую церковь слушать обедню и потом слушала благодарственный молебен Господу Богу, воздвигшему ее с одра болезни. Архиепископ Гавриил был очевидцем, свидетелем этого чудесного исцеления и в достоверности его подписался 1250 . Глубоко преданный сын Православной Церкви А.И.Шапошников умирал, истощенный смертельной болезнью. Чувствуя близость смерти, он пожелал при конце своей жизни выслушать молебен Божией Матери Всех Скорбящих Радости и причаститься Св.Таин. Когда приглашенный священник входил в дом больного, то он встретил своего причетника, объявившего ему, что больной на его глазах скончался. Семейство плакало. Отсутствие дыхания, развившаяся смертельная бледность уверили всех и священника, что земные страдания больного кончились. Священник, для утешения скорбящих, предложил все же исполнить последнюю просьбу покойного – отслужить молебен. Во время чтения Евангелия один из причетников заметил движение ресниц умершего. По прочтении Евангелия, к общему удивлению и радости, умерший возвратился к жизни. Молебен продолжался. Больной сознательно смотрел на окружающее и совершенно внятно пожелал приобщиться Св.Таин. После этого больной прожил еще 2 суток и уже под 8 сентября в часы Всенощного бдения в честь Святой Богородицы он мирно отошел в небесную обитель 1251 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   Паломник Антоний новгородский, в 1200 г. бывший в Царьграде в начале XIII в., описывая свое путешествие, называет синаксарь прологом: «а по заутрени чтут пролог до обедни» в Софии. См. стр. 84.    Нельзя поручиться за совершенную точность означенной цифры; ибо в прологах есть варианты. При сравнении обеих редакций с месяцесловом Василия и между собою мы имели главным образом следующие прологи 1-й редакции: вышеписанные, — лобковский, софийский, типографский 1136, синодальные 239 и 839 (1425 г.) — все за сентябрьское полугодие, сергиево-лаврский 33, синодальный 244 за сентябрь, октябрь и ноябрь, типографский 1146 и синодальный 240 (1400 г.) за мартовское полугодие, румянцевский 319 за весь год; 2-й редакции: типографский 1142, сергиево-лаврский 727, синодальный 249 — за сентябрьское полугодие, софийский 1345 за мартовское полугодие, синодальный 245 за март и апрель, сергиево-лаврский 724 за мартовское полугодие. Другие прологи пергаменные и не пергаменные в большом числе сравнены нами бегло; но варианты незначительны.    О сем еще ниже полнее.    Например 2 сент. о муч. Маманте, 16 сент. о муч. Евфимии; о мучен. Севастиане, 6 окт. об ап. Фоме, о пр. Никите и другие. Они указаны в приложении 14 знаком #.    Они указаны в приложении 14 знаком ##.    Память св. Ольги, равно и Мстислава (Феодора) Владимировича, велик. князя киевского ( 1133 года), находится в южнославянских сербских прологах, в Рум. 319, Хлудов. 189; найден нами в моск. синод. библ. и русский пролог 177 по новому каталогу) с памятию и сказанием тем же о Мстиславе, но лист об Ольге утрачен.    Напр. 26 сент. об Иоанне Богослове, 13 ноября об Иоанне Златоустом, 5 дек. о пр. Савве, 11 дек. о Данииле столпнике и другие. Они показаны ниже в приложении 14.    11 ноября пр. Феодор студит не во всех древних списках славянских прологов поставлен на первом месте, и, вероятно, он переставлен на первое место в России, ибо ему одному была служба 11 ноября в студийских славянских минеях; хотя обретения мощей его 26 января нет в некоторых древних списках прологов, напр. соф. до 1250 и 239 синод., и, может быть, сей праздник внесен в России также из студ. миней и устава, но другие студийские памяти, конечно, внесены не в России.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так, изучая «Летописец Даниила Галицкого» (Галицкую летопись), я обратил внимание, что автор, повествуя о каком-то событии в начале своего труда, вскользь замечает о его развитии или завершении в будущем. Например, под 1207 г. «Летописец» повествует о несостоявшемся намерении венгерского короля Андрея выдать свою малолетнюю дочь Елизавету замуж за Даниила Галицкого и здесь же сообщает о ее дальнейшей судьбе: «И да дщерь свою за Лонокрабовича за Лудовика, …юже ныне святу наречають» . Известно, что Елизавета умерла в 1231 г., канонизирована в 1234 г. Стало быть, раньше этого времени автор «Летописца» работать не мог. Или другой пример: под 1217 г. впервые упоминается о «прегордом» венгерском воеводе Филе с ремаркой: «Во ино время убьен бысть Даниилом Романовичем древле прегордый Филя». Это произошло в 1245 г. (по Ипатьевской летописи –  в 1249 г.), о чем «летописец» сообщает под 1249 г. Выделив эти экскурсы в будущее, я обратил внимание на то обстоятельство, что чем ближе повествователь подходил ко времени своей работы над «Летописцем», тем заметнее сокращалась временная дистанция между парными событиями (датами). Так, между приведенными выше событиями разница, соответственно, 27 и 28 лет, а при изложении событий 40-х годов временная амплитуда между парами дат сходит на нет. К примеру,  под 1240 г. говорится об избрании Гуюка великим ханом монгольским, что случилось 28 августа   1246 г., т.е. спустя 6 лет. А под 1245 г. говорится о трагической гибели князя Михаила Черниговского в Орде, произошедшей 20 сентября 1246 г., то есть, уже на следующий год. Концом 1246 – началом 1247 г. обрывается I-я редакция «Летописца» (по Ипатьевской летописи – 1250 г.), поскольку в ней нет более экскурсов в будущее. В галицком летописании наступил, как минимум, 17-летний перерыв! Зато продолжатель «Летописца», работавший уже после смерти Даниила Галицкого, наступившей в 1264 г., усвоил манеру своего предшественника, и описания событий конца 40-х – 50-х годов имеют  экскурсы в 60-е годы! То есть, выявленные отражения «внешнего» времени работы автора в художественном тексте произведения помогло вычленить две редакции «Летописца» и установить их время работы .

http://pravoslavie.ru/5259.html

В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью святого Михаила Черниговского – Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросииия Суздальская († 1250, память 25 сентября). Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. В 1614 году шведы, разорив монастырь, разбили гробницу князя и, обретя его целым и неразрушенным, ругаясь над святыми мощами, поставили тело, «яко живо», у церковной стены. Новгородский митрополит Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Служба святому благоверному князю Феодору составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) († 1801). Преподобных отцев Вассиана и Ионы, Пертоминских чудотворцев На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8: Преподобнии отцы Богомудрии,/слепым даете свет,/болящим исцеление и хромым здравие,/милостивно преклняющеся к приходящим верою к мощем вашим/и просящим помощи вашея,/заступники бо и предстатели вернии вси обретохом,/восхваляюще вас. Преподобнии отцы всечестнии,/добродетельми возшедше на колесницу,/к Богу востекосте,/победныя почести приемлюще,/ и яко милоть нам телеса ваша,/положена во гробех, оставили есте,/источати исцеления и прогоняти духи лукавыя,/темже блажим вас, прехвальнии. Ликом постническим сочтастеся,/и украсшеся, блаженнии, постническим житием,/и ныне в Небесных обителех ликующе со Ангелы,/поминайте любовию блажащих вас на земли/и святое ваше творящих празднество. Слава, глас тойже: Преподобнии отцы,/мира красоты и пищи временныя отнюд возненавидевше,/иноческое житие паче возлюбивше,/ и Ангелом собеседницы бысте,/ и светильницы многосветлии,/вселенней чудесами сияюще,/но о всех нас поминайте,/совершающих святую память вашу:/мы бо чада ваша и овцы словесных ваших учений,/ и вас на помощь призываем,/просяще вами прияти мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мощи преподобной открыты в 1400 г. сентября 15-го, спустя 150 лет после ее кончины, которая, следовательно, последовала в 1250 г. П. собр. р. лет. 1. 192, 200 Рукоп. «Повесть о иконе Пресв. Богородицы Одигитрия, Феодоровския, иже на Костроме, нарицаемыя» (сборн. библ. СПб. Д. Ак. 280. Л. 83 и сборн. моей библ. 7. Л. 82 Событие случилось незадолго пред нашествием татар на Кострому. Эту повесть см. в прилож. 4. Михаилом в одном из списков летописи назван не игумен Отроча монастыря, а приезжавший с ним епископ Смоленский (П. собр. р. лет. 1. 178 Но это ошибка: в Троицком списке епископ этот назван Игнатием, а игумен Михаилом (Карамз. 3. Прим. 118 И в начале XIII в. епископом в Смоленске точно был Игнатий (см. выше прим. 45). Там же. 3. 17; 4. 15 Никон. лет. 2. 296 Житие преподобного Авраамия Смоленского написано иноком Ефремом, который называет себя его учеником и несколько раз в своем сказании ссылается на свидетелей-очевидцев. Оно существует в рукописях (Макариев. Чети-Мин. под 21 числ. августа 16]; рук. Рум. муз. 161 сборн. Новг. Соф. библ. 322. Л. 56 ) и напечатано в Православ. собеседн. 1858. 3. 136 а сокращенно помещено в печатной Чети-Мин., под 21 числом августа Жизнеописатель сам прямо не означает времени жизни преподобного Авраамия, но дает основание к приблизительному определению этого времени. Он говорит, что Авраамий подвизался при Смоленском епископе Игнатии, преемником которого был Лазарь, а Лазарь был епископом Смоленским в 1-й четверти XIII в., как видно из послания современника — Симона к Поликарпу (Памятн. росс. слов. XII в. С. 255 и сам Игнатий упоминается в летописи под 1206 г. (Карамз. 3. Прим. 11 Следовательно, Авраамий подвизался в начале XIII или в конце XII в. Говорит еще, что Авраамий сделался иеромонахом во дни смоленского князя Мстислава, а в Смоленске действительно к концу XII и в начале XIII в. был князем Мстислав Романович (1197–1215). Это житие дошло до нас в списке XIV в. (Журн. М. н. просв. 1843, февр. помещено в Макариевской Чети-Минее под 21 числом мая 16] и напечатано в Степ. книге. 1. 269–282 а сокращенно — и в Чети-Минее святого Димитрия Ростовского .

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

244 Греческие дела 7201 г. 13. Эта грамота прислана была в Москву гетманом Мазепою только 7 января 1693 г., так как везший ее грек-купец дорогою умер и она после найдена была между его товарами. 246 Рукописный сборник Санкт-Петербургской Синодальной библиотеки 473, лл. 404–408. Рукописный незанумерованный сборник библиотеки Московской Духовной Академии. 247 На лампадах были такие надписи: на золотой, что ко Гробу Христову: «Твоя от Твоих Тебе Христе Царю приносим, нас ради во Гробе сем погребенному, лампаду сию верные царие Иоанн и Петр Алексеевичи, России всеа самодержцы; Ты убо родителей наших упокой и нас и царство сохрани, победы даяй на супостаты. Лета 1693 году». На серебряной, что на Голгофу: «Свет невечерний сый Христе, свет Ти приносим – лампаду сию на лобном месте распятому, Тобою избраннные, Тобою скиптры российские правящие царие Иоанн и Петр Алексеевичи самодержцы; Ты же родителей наших упокой и царство наше соблюди от всякого обстояния. Лета 1693 году». На серебряной, что на Снятие со Креста: «Что Ти принесем, Христе Царю, иже по снятии со Креста от Иосифа погребенному, токмо непреступному свету свет чрез сию лампаду, Тобою царствующие Иоанн и Петр Алексеевичи, всеа России самодержцы, моляще на супротивныя победы и православному жительству приращения и соблюдения. Лета 1693 году». На серебряное, что к вифлеемской Пещере: «Иже в пещере рождыпемуся Ти, Христе Царю, и свет пастырем, светило же волхвам новоявленное возсиявшему, светило аще и малое приносим, на Тя уповающия верные цари и самодержцы всеа России Иоанн и Петр Алексеевичи; Ты же Твоим рабом подай тишину и здравие и христолюбивому жительству утвержение. Лета 1693 году». 250 Турецкие статейные списки 27 (статейный список посла Украинцева), лл. 279 – 282, 787–788, 827–829, 1047–1052, 1064 об. – 1065, 1081–1082, 1091 об., 1176 об. – 1178, 1182–1184, 1193–1199, 1220, 1232,1250–1252. 259 Донесение патриаршего иерусалимского наместника, которое прислал Досифей и на которое он ссылается в грамоте государю от 5 сентября, очень любопытно, так как ярко рисует те злоупотребления, какие дозволяли себе иногда турецкие чиновники в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

4 . Елисей Лавришевский, знатный Литовец по происхождению, основавший около 1225-го года упраздненный Лавришевский монастырь, который находился в Новогрудском уезде Минской губернии, скончавшийся около 1250-го года от руки убийцы. Празднование ему было установлено митр. Иосифом Солтаном на соборе 1514-го года 459 . 5 .      Афанасий Берестейский или Брестский, по фамилии Фелиппович, игумен упраздненного Брестского Симеоновского монастыря, который находился в городе Бресте-Литовском Гродненской губернии, потерпевший мученическую смерть от католиков 5-го Сентября 1648-го года. Когда установлено празднование Афанасию, сказать не можем, но как будто не особенно в давнее время 460 . 6 . Афанасий Пателар или Пателларий, патриарх Константинопольский, скончавшийся на возвратном пути из Москвы домой в Лубенском Мгарском, Полтавской губернии, монастыре (находящемся не в самом городе Лубнах, а в 5-ти перстах от него, на реке Суле, при селе Мгари) 5-го Апреля 1654-го года. Установлено было празднование ему вслед за открытием его мощей, которое имело место в 1662-м году, митрополитом Польской Украины Иосифом Нелюбовичем Тукальским, занимавшим кафедру с 1664-го года по 1676-й год 461 . Патр. Афанасий весьма известен тем, что мощи его, представляя единственный у нас и необычайный пример, «почивают не во гробе, но в креслах» (Ист. Uep. V, 25 ), т. е. что мощи его не положены (ни лежат; в гробе или в раке, но посажены (сидят) в креслах, почему и рака, в которой помещаются сидящие в креслах мощи, имеет вид не гроба, а киота (шкафа или футляра) и почему пародом усвояется ему самому название «Афанасия сидящего» 462 . Мощи Афанасия почивают не в гробе, а в креслах потому, что в таком именно виде он был погребен, т. е. что в каком виде он был погребен и в каком виде были обретены его мощи, в таком виде и оставлены были и остаются последние до сих пор. Что же касается до погребения Афанасия не лежащим во гробе, а сидящим в креслах, то, как объяснил еще автор Истории иерархии, он был так погребен «по обыкновению восточных церквей» (Ист. Uep. V, 25 ). В 1672 году игумен Мгарского монастыря передавал посланцу царя Алексея Михайловича о погребении Афанасия: «(после того, как патриарх преставился) сослужебники его патриарши, по своему извычаю, как архиереов довлеет погребать, тело святейшего патриарха нарядили в священные ризы, и посох в руку его вложили, и посадили в кресла, и с креслами сидячею вложили в каменную гробницу и погребли его в церкви Преображения Господня пред царскими враты» 463 (подразумевается-под полом церкви): как, по сообщению игумена, погребен был Афанасий, так на Востоке вообще погребаются архиереи 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Каждый последующий год был отмечен массовыми погромами церквей и христианских кварталов, осквернением христианских кладбищ. Во владениях Фатимидов были разрушены, за единичными исключениями, все монастыри и тысячи церквей, на месте которых часто возводили мечети. С уцелевших храмов были сброшены кресты, а изображения крестов на стенах церквей соскоблены. В 1008 г. халиф запретил христианам праздновать Вход Господень в Иерусалим, потом – Крещение. Периодически проводились чистки государственного аппарата, сопровождавшиеся арестами, пытками и казнями христианских чиновников. На их место, впрочем, ставились другие христиане, так как квалифицированных мусульманских администраторов в Египте не хватало. Начиная с 1005 г. вводились разнообразные ограничения в одежде для зиммиев. Христианам было предписано одеваться в черное, носить на шее тяжелые деревянные кресты, размер которых все более увеличивался с каждым последующем указом. 115 Апогеем антихристианской политики аль-Хакима стало разрушение в сентябре 1009 г. самой почитаемой святыни христиан – храма Гроба Господня – и ряда других палестинских храмов и монастырей. Вскоре, в апреле 1010 г., подвергся разгрому главный монастырь египетских мелькитов аль-Кусайр на горе Мукаттам под Каиром, соседнее христианское кладбище было разрушено и осквернено. Патриарх Арсений все яснее понимал, что родство с полубезумным халифом не гарантирует ему безопасность. Томимый мрачными предчувствиями, он проводил время в посте и молитвах, к чему, похоже, не был склонен в ранний, блистательный, период своей карьеры. Арсению не удалось избегнуть гибели: летом того же года он был тайно убит по приказу халифа. 116 Примерно в конце 1010 г. Палестиной и Сирией завладел бедуинский вождь Муфарридж ибн аль-Джаррах, почти три года успешно противостоявший Фатимидам. Желая обезопасить свой тыл со стороны Византии, Муфарридж подчеркнуто покровительствовал христианам: организовал выборы нового иерусалимского патриарха Феофила (1012–1020 гг.), бывшего епископом в Заиорданье, и содействовал началу реконструкции храма Св. Гроба. После смерти Муфарриджа и восстановления в Сирии власти Фатимидов, патриарх Феофил бежал, но потом, по приглашению властей, вернулся. 117

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но кроме приведенного Проложного сказания, сохранилось также оч. древнее (XIII в.) «Похвальное Слово св. Михаилу и Феодору», составленное будто даже очевидцем их кончины, священником Андреем или Иоанном, их духовником (Макарий, Ист., т. IV стр. 409) В фактических подробностях Слово это имеет некоторое сходство с приведенным проложным сказанием, но гораздо обширнее его и было основано на тех же устных или кратких летописных сообщениях (также сохранившихся), которыми пользовался и Пролог. 91 – В XV в. известный составитель житий святых, серб Пахомий Логофет сделал перифраз Андреева жития, дополнил некоторыми подробностями и разукрасил, его цветами красноречия, в том риторическом стиле, которым отличаются все его житийные произведения (об нем см. у Ключевского, Жит. р. свят.). Житие его назначалось для церковного употребления (Васильев, Канон. свят., стр. 103) и, следовательно, также для Пролога (оно помещ. в Макар. Четьи-Мин., сент. стр. 1298 и сл.), хотя в прологе XV в. встречаются почти исключительно краткие сказания в роде вышеприведенного (напр. Нов. Соб. библ. Кирил. 1250). В XVI в. было составлено новое житие св. Михаила и Феодора, внесенное в Степенную Книгу, но также компилятивное, в котором, по словам преосв. Филарета Черн., «сочинитель свои мысли и толкования выдает за слова страдальцев» (Обзор, стр. 62). К тому же веку, вероятно, относится и Похвальное Слово этим святым, встречаемое в рукописях с именем Зиновия Отенского (Филарет, Ibid. 157; Опис. рук. Солов. библ., Т. 1, стр. 109), ему едва ли принадлежащее (ср. Калугина, Зиновий, стр. 358), и также Похвальное Слово Черноризца Феолога, внесенное в Четьи-Минеи Макария, (вероятно, серба Льва Аникиты Филолога – ср. При. к Тв. св. отц. ч. XVIII): то и другое написаны в изысканном риторически-панегирическом стиле, что может быть вызывалось чтением указанного жития Пахомия. Для печатного Пролога было взято приведенное древнейшее чтение, но оно было несколько изменено и дополнено. Последней редакцией повествований о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

в Виленской библ. (см. наше исследование о «Собеседованиях», Спб. 1886 г., стр. 217 и сл.). 7. Св. Петр Митрополит Московский († 1326). – Известны три редакции его жития: 1) творение Прохора, еп. Ростовского, его современника (ум. в 1327 г.); 2) творение Киприана, митрополита Моск. и 3) проложное, помещаемое у нас. Последнее представляет сокращение жития Киприанова в том виде, в каком оно приводится в Степенной книге (I, 410–424), без всяких добавлений из других источников. Труд Киприана – произведение образцовое, отличающееся большими литературными достоинствами. В Проложном сокращении оно подводится под общий тип Проложных сокращенных житий, причем составитель его большую часть текста передает буквально по Киприану, делая пропуски в Киприановском тексте, единственно с тем, чтобы оно было возможно кратким, соответственно назначению его для церковного чтения. Творение еп. Прохора, послужившее основой для Киприана, отпечатано у преосв. Макария (Истор. 2 изд. IV, стр. 312–316) по рукоп. Новгор. Соф. библ. 410), XIV в., но неисправно и, так как, кроме того, по замечанию проф. Ключевского (Жития, стр. 75), «исправные списки этого жития редки», то мы сообщаем его по двум неизвестным спискам XVI в. из Соборников Кирилло-Белозерской библиотеки 1250 л. 345 и 1129 л. 239), которыми исправляются некоторые важные ошибки в тексте преосв. Макария, – «Слово о преставлении Петра митрополита Киевского и всея Роуси. Благослови отче». «Сей святый Петр Митрополит бе от Волынския земли, родися от родителю крестьяну, отца Феодора, и матере же благоверны суща. Егда же ношаше еще мати его младенца в утробе, и виде сон таков, кабы агнец доброзрачен на руку своею носящи и на рогу свою имяше древо различны цветы имуща и свеща светлы светяшеся, и не домышляшеся о сем, что се будет. Родишеся отроча и (бысть семи лет) нача учитися грамоте и вскоре (граматикию, – у Макар. «грамоту сию»), навыче всей (всякой) книжной премудрости. Бывшу же ему двунадесяте лет, и иде в монастырь и бысть мних. Служи же в монастыри в поварне, воду нося на всю братию и дрова нося на своею раму.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010