Другие очевидцы говорили о начальном пустынничестве его и поставлении в игуменство и о трудах старческих» 93 ... Так было составлено, спустя 26 лет (в 1418 г.) после кончины преп. Сергия, его первоначальное житие, сделавшееся потом основным для всех позднейших его жизнеописателей. Оно очень обширное (по изд. арх. Леонида 144 больш. стр.), по слогу и языку – ораторски-витиеватое, с постоянными и большими отступлениями от рассказа, в назидательно-проповедническом и панегирическом тоне, переходящем прямо в стиль похвальных слов. Но самый рассказ в произведении набожного списателя жития отличается замечательной простотой, картинностью и живостью изложения: возвышенные и величавые образы и явления суровой подвижнической жизни среди пустынь и непроходимых дебрей, при ярком освещении чудодейственной помощи Божией и всепобеждающей веры и любви к Богу – проходят пред взором читателей. Набожный списатель жития сам всем своим существом переживает повествуемые им дивные события и явления святой подвижнической жизни, всем сердцем тяготеет к святому, восторгается, благоговеет пред ним, и эти же чувства старается передать и передает своим читателям. Назидание, изумление и благоговение пред памятью святого, вызывающее соревнование его подвижничеству – вот цель, которую он ставил для себя и которой стремился достигнуть в отношении своих читателей. Им же написана, и с тою же целью, и «Похвала» преп. Сергию, также обширная по объему, и риторически-витиеватая по стилю... 8. Преп. Евфросиния Суздальская. – Дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, преп. Евфросиния, проведя строгую подвижническую жизнь, скончалась в 1250 г.; мощи её обретены в 1698 г. Подробное житие её, на основании которого составлено и проложное чтение, написано Григорием, иноком Спасо-Евфимьева монастыря, между 1577–1580 г.; оно издано теперь, по списку XVIII в:, с многочисленными раскрашенными рисунками, «Общ. любит. древней письменности» (Спб. 1888 г.). Преп. Евфросиния, одна из весьма немногих (именно – 27) святых жен древней Руси, явила в своей жизни пример высокой мудрости, благочестия и подвижничества, которым превзошла, по словам автора указанного жития, «всех Российских постниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

775 Ρкп. святцы: «св. Симон, начальник Спасского монастыря Сойскаго, иже на Вычегде реце, новый чудотворец, преставился 7049». Здесь год основания обители показан годом кончины преподобного. Ист. иер. 6, 170 –172. Сведен. о монас. 79. 776 Жизнь святителя в иркутской стороне описана по актам иркутским в иркутс. епар. ведом. 1863 и 1864 г. только здесь много и такого, что не относится к жизни святителя и многого нет такого, что входило в круг жизни св. Иннокентия. 780 Измайлову даны были в Пекине сто сургучных печатей, для прикладывания их к паспортам о свободном пропуске русских в Пекине. Ист. иер. 2, 461. 782 В 5 пункте трактата, по воле богдыхана, сказано: «коен (дом), который ныне для русских в Пекине обретается, будет для них и вперед приезжающих, которые будут жить в сем доме. А что российский посол, иллирийский граф Савва Владиславич представил о строении церкви, то оная и сделана в сем доме усердием вельмож китайских... В сем доме будут жить один лама (священник), ныне в Пекине обретающийся и прибавятся другие три ламы, которые прибудут, как решено». В словаре стр. 121 ошибки и неточности. 787 Иркут. епарх. вед. 1863 г. 22. В словаре сказано (стр. 121), что св. Иннокентий был только викарных епископом иркутским. Неправда! 789 Если епископу со всею его свитою (2 иеромонахами, 5 певчими, 3 служителями) назначено правительством 1500 р.: с чего Рагузинский назначает архимандриту с 5 лицами 1250 р.? Святитель искусно указывает на странность этой щедрости, когда говорит, что иеромонаху, как и 3 мальчикам, Платковский требует, по 130 р. на каждого. 793 Архиерейский приказ, предписывая церквам молиться о облегчения страданий больного святителя (от 26 нояб. 1731 г.), писал, «его архиерейство Божиим посещением от нескольких лет присещен болезнию от чего яко в приношении спасительные за православные христианы божественной службы, тако в исправлениях духовных имеет остановку. Но оная болезнь иногда и умалялась. А ныне чрез трехнедельное время вящше преумножилась». 795 Ркп. сказание о св. Иакове ростовском. Описание ростовского Яковлевского монастыря, Спб. 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Макарий (Оксиюк; 22 апр. 1945 - 7 июля 1951; впосл. митрополит), архиеп. Фотий (Топиро; 27 дек. 1951 - 20 авг. 1952), архиеп. Панкратий (Кашперук; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), архиеп. Палладий (Каминский; 23 июля 1956 - 31 мая 1960), архиеп. Григорий (Закаляк; 15 сент. 1960 - 15 окт. 1964), архиеп. Дамиан (Марчук; 15 окт. 1964 - 8 окт. 1965, до 10 сент. 1965 епископ), митр. Николай (Юрик; 31 окт. 1965 - 23 нояб. 1983, до 18 апр. 1966 епископ, до 17 июня 1971 архиепископ), митр. Никодим (Руснак; 23 нояб. 1983 - 13 сент. 1989, до 9 апр. 1985 архиепископ), архиеп. Ириней (Середний; 13 сент. 1989 - 10 апр. 1990, в наст. время митрополит), еп. Андрей (Горак; 18 апр. 1990 - июль 1992, перешел в неканоническую УПЦ КП), Тернопольский еп. Сергий (Генсицкий; июль-сентябрь 1992, в. у., в наст. время митрополит), архиеп. Августин (Маркевич; 20 сент. 1992 - 20 июля 2012, до 28 июля 1998 епископ, в наст. время митрополит), еп. Филарет (Кучеров; с 20 июля 2012, с 28 июля 2017 в сане архиепископа, с 17 авг. 2019 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Межигорский Онуфриевский (мужской; основан в 1993, в 2007 зарегистрирован в с. Мельничном Турковского р-на, в 2010 переведен в с. Межигорье того же района), львовский в честь Преображения Господня (женский; основан в 2003 в с. Сопошин Жолковского р-на, с 2004 во Львове). Упраздненные: Богородице-Рождественский Синеводский (мужской, в бывш. г. Синеводск (или Синеволодск), ныне урочище Монастырище близ пос. В. Синевидное Сколевского р-на; упом. под 1240), Юрьевский (мужской, во Львове; основан после 1269 (1280?), сожжен в 1340, вновь упом. с 1493, с 1700 униатский), Михайловский (мужской, во Львове; упом. под 1250, упразднен до XVI в.), Созанский Михайловский (мужской, в с. Созань совр. Старосамборского р-на; упом. под 1291), Полонинский Задеревачский (мужской, близ совр. с. Задеревач Стрыйского р-на; упом. в XIII в.), Смольницкий Успенский (мужской, в с. Смольница совр. Старосамборского р-на; упом. с 1407, с 1691 униатский), Подгородищенский Онуфриевский (мужской, с.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Крупным духовным писателем, теоретиком старчества и толкователем Священного Писания был Феофан Затворник (1815–1894, вмиру Георгий Васильевич Говоров), в 1857–1859 гг. ректор Петербургской духовной академии, епископ Тамбовский и Шацкий (1859–1863), затем епископ Владимирский и Суздальский (до 1866 г., когда он удалился в Вышенскую пустынь, Тамбовской губернии, став затворником) 85 . Идеи «старчества» Паисия Величковского отразились в уставах Валаамского, Кирилло-Белозерского и Песношского монастырей, Софрониевой, Введенской, Островской, Белбережской. Площанской и Флорищевой пустыней. В 1840-е годы обычай «старчества» стал распространяться и в некоторых женских монастырях. Монастырское землевладение и хозяйство В XIX, и особенно в начале XX вв. материальное положение монастырей существенно улучшилось. Увеличились денежные пособия от казны, монастыри вновь стали превращаться в крупных землевладельцев, благодаря чему смогли расширить хозяйственную деятельность, которая в крупных монастырях приобрела предпринимательский характер. По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. на каждый монастырь было отмежевано по 30 десятин выгонной земли, монастыри получили право устраивать мельницы и заводить пруды для разведения рыбы 86 . Увеличено содержание штатных монастырей. Стали получать из казны ежегодное пособие в размере 300 руб. заштатные монастыри. По указу Александра I от 8 июня 1805 г. монастыри получили возможность получать в дар и по завещанию ненаселенные участки земли, но на покупку земли требовалось разрешение императора 87 . Указ 24 мая 1810 г. разрешал монастырям безпрепятственно приобретать ненаселенные земли путем покупки 88 . В царствование Николая I монастырское землевладение существенно расширилось за счет пожалований от императора разных угодий. В 1838 г. каждому монастырю были отведены бесплатно лесные дачи в размере от 50 до 150 десятин. При этом наиболее крупные монастыри получили лесные дачи, значительно превышавшие указанные нормы, например, Троице-Сергиевой лавре было отведено 1250 десятин. Кроме того, Николай I указом от 6 сентября 1838 г. повелел отводить вновь учреждаемым монастырям по 100 десятин 89 , при этом земли стали отводиться и некоторым ранее существовавшим монастырям. Только в 1836–1841 гг. 170 монастырям было передано безвозмездно 25 тыс. десятин (16 тыс. десятин леса и 9 тыс. десятин пашни и сенокосов). Монастыри, которым не было отведено земли, получили денежную компенсацию, исходя из размеров доходов причитающихся им угодий 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Ключарь Анания сообщает, что мощи её обретены в 1699 г. спустя 450 и вящщи после её погребения – след. год её кончины около 1250 г. У Иоасафа н у Зверинского год кончины показан 1264 неизвестно на каком основании, не вернее ли считать годом её кончины 1258, согласно древнейшей записи в клеймах на паперти Ризпол. церкви. 13 В житии говорится: «Преосвященный митрополит Антоний… слышав о преподобной Ефросинии, елико Бог творит чудеса её ради, и собра весь освящённый собор стихиры и канон – жития и чудеса чести и праздновати повелел месяца сентября в 25 день». 15 Грамота эта за подписью дьяка Андриана Ратманова, стольнику и воеводе Василию Даниловичу Исленьеву 1700 г. июля 11 дня у Анания Федорова в его ист. собр. о гр. Суждале (л. 57) приведена в извлечении и не совсем точно. 16 Год открытия мощей писателями указывается не всеми один и тот же. У пр. Филарета (Рус. св. сен. 25) – время открытия означено 18 сент.1698 г. То же у Гр. М. В. Толстого (Путевые письма о сузд. области). У Анания в лето от сотворения мира 7207, от воплощения же Бога слова 1699; в рукописн. житии Рум. музея 197 – год обретения мощей указан 1700. То же и в житии, писанном в Ризпол. монастыре 1785 (см. прил.). Здесь указан год от созд. м. 7208, от Р.Х. 1700-й. На паперти в клеймах в сказании о жизни и иноч. подвигах пр. Ефросинии, между прочим, написано: мощи её святые обретены нетленны в 1700 г., сентября в 18 день. Нет сомнения, что это разногласие произошло от неверного согласования годов сентябрьских от создания мира с годами январскими от Р.Х. Годом же обретения мощей следует считать 1699-й. 17 Виновником открытия св. мощей пр. Ефросинии был пр. Илларион, митр. Суздальский, незадолго перед тем июля 1-го он свидетельствовал с епископом Тамбовским (бывшим и на открытии св. мощей пр. Ефросинии) мощи св. бл. вел. кн. Александра Невского. Может быть это и навело его на мысль освидетельствовать и мощи пр. Ефросинии, память которой давно уже чествовалась в Суздале. 18 Белицы, не постриженные, могли занимать штатные места монахинь, если они были не замещены, в надежде пострижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В церковь во Франкфурте-на-Одере возвращены последние витражи, вывезенные в Россию после Второй мировой войны 18 ноября 2008 г. 17:46 Россия передала церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере последние недостающие витражи из 117, вывезенных из Германии советскими военными после Второй мировой войны, передает корреспондент РИА «Новости». В 2002 году немецкой стороне уже были переданы 111 витражей XIII века, остальные шесть считались утерянными, но в 2005 году были обнаружены в хранилищах Пушкинского музея в Москве. В торжественной церемонии приняли участие посол России в Германии Владимир Котенев и уполномоченный по культуре правительства Германии Бернд Нойманн. «Теперь эта церковь, которая с 1250 года являлась символом города, сможет вновь предстать во всем своем былом великолепии», — сказал посол, выступая на церемонии. Он отметил, что передача витражей явилась еще одним шагом в многолетнем пути двух стран и музеев двух стран навстречу друг другу. «Говорят, что витражи Мариенкирхе обладают магическим свойством: если стоять в середине церкви в лучах света, падающих через витражи, каждый луч света передает гармонию невыразимого целого. Мне кажется, что эта гармония является символом гармонии отношений между русским и немецким народом, которая строилась годами. Эту гармонию все мы обязаны хранить и оберегать как бесценное сокровище», — сказал посол. После войны «трофейные бригады» Красной Армии вывезли из Германии в СССР сотни тысяч произведений искусства, но в 1955 году Совет Министров Советского Союза принял решение о возврате сокровищ, вывезенных из музеев города Дрезден. Среди произведений изобразительного искусства в том же году в Галерею старых мастеров Дрездена вернулась «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, работы Альбрехта Дюрера и Яна Ван Эйка. В мае 1957 года такое же решение было принято и в отношении других вывезенных за пределы Германии предметов искусства. Таким образом, с сентября 1958 года в немецкие музеи вернулось около 1,5 миллиона экспонатов. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/490671.htm...

Гебридские острова.) Не прислушавшись к воле преподобного, король снарядил флот и отправился отвоёвывать Гебриды. На острове Керрера в июле 1249 года он занемог  и скоропостижно скончался. На печати, которой пользовался его преемник Александр III, в 1250 году были начертаны слова из Евангелия от Матфея (10,16): «Будь мудр, как змей, и прост, как голубь» (в евангельском тексте употребляется множественное число: «Esto prudens ut serpens et simplex sicut Columba»). Авторитетнейший историк Шотландии убеждён: «Такой девиз был избран только потому, что в нём находилось слово «голубь» (=Коламба) (Duncan, Scotland, Edinburg. 1978. P. 556.). Александру, кстати, удалось присоединить Гебрриды к королевству скоттов. После его смерти в 1286 году мастера изготовили новую печать, где размещался уже другой текст: «Andreas dux esto Scotis compatriotis» – «Андрей пусть будет вождём шотландцев». Так апостол официально занял почётное место святого покровителя Альбы, и косой Андреевский крест стал знаменем Шотландии. Но Коламбу не забыли. Во многих сельских районах, особенно имевших к нему прямое отношение, или связанных посвящением храмов, он почитался как защитник домашних животных, его именем называли даже растения, ценившиеся за целительные свойства. Необходимо подчеркнуть, что долгое время святой Коламба, а не святой Андрей считался покровителем набирающей силу нации шотландцев. Его посох, который хранился в Данкелде (Dunkeld), выносили как святыню перед войском горцев, выходившим на сражение против викингов в Корбридже (Corbridge) в 918 году. Он был прославлен как Катхбхуаигх (Cathbuaidh) – «талисман битвы». И спустя 40 лет! раку с частицей мощей святого Брекбеннох (Brecbennoch) поднимали над головами шотландских воинов, вышедших на кровопролитную битву с англичанами при Баннохберне (Bannockburn) в 1314 году. «Триумф» святого Апостола Андрея как покровителя Шотландии был процессом постепенным, растянувшимся на два столетия. Его можно воспринимать как результат неуклонного римо-католического движения вглубь земель, исторически связанных с наследием почти исчезнувшей Кельтской Церкви.

http://radonezh.ru/analytics/nadezhda-sh...

Вербовка. Церковь Спаса Преображения (временная). Свято-Преображенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1998. Оборудована в здании советской постройки. Адрес: Украина, Харьковская область, Изюмский район, с. Вербовка, Центральная ул., д. 65 Координаты: 49.485669, 36.832228 Проезд:от Харьков-Левада на электричке до ст. Вербовка Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Свято- Преображенского храма. Свято–Преображенский храм села Вербовка, Балаклеевского района (бывший третий Змиевской округ) перенесена с кладбища города Чугуева и построена в 1857 году старанием прихожан и при помощи от ведомства бывшего военного поселения; деревянный, однопрестольный. От Харькова в 78 верстах (124,8км) и от села Балаклея в 4 верстах (6,4км). С 1882 года служил священник Тимофей Федоров, с 1896 года церковным старостой был отставной фейерверкер Симеон Вербитский. С 1897 года псаломщиком в храме был Иоанн Македонский. В 1915 году служил священник Михаил Николаевский, после него служил священник Павел. В 1933 году наступил упадок церковной жизни. В тот год был расстрелян священник Сергий в алтаре храма, а храм разобран по дощечкам. Храмовая утварь после расстрела сожжена на территории храма. В то время территория храма охватывала земельных усадеб 1250 кв.саж.(26,6га); пахоты и сенокоса 33 дес. (36га). Прихожан насчитывалась 2439 чел. Но с 1998 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима, возобновилась церковная жизнь и богослужение в селе, которое совершалось и совершается в здании бывшего сельского клуба, которое сельскими властями было пожертвовано православной церкви. Богослужение проходит в воскресные и праздничные дни с 8-00, и накануне вечерние богослужение в 16-00. С 1998 года по 2002 год служил иеромонах Онуфрий (Сальников), а с 5 сентября 2002 года служит иерей Сергий Дамманс. Об утраченной церкви. Преображенская церковь слободы Вербовки перенесена с кладбища г. Чугуева и построена в 1857 г. тщанием прихожан и при пособии от ведомства бывшего военного поселения; деревянная, однопрестольная. От Харькова в 78 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=04309

– 18 за ноябрь 1903г. (с. 1089), «Ярмарочные беседы в Нижнем» (упомин. Усов, Мельников, Антипин (Самоварников) – М.Б.), – 19 за декабрь 1903 г. (с. 1182–1192), Д. Александров (продолжение), – 19 за декабрь 1903 г. (с. 1237 – 1250), Беседы с Черчимцевым (продолжение), – 20 за декабрь 1903 г. (с. 1413–1430), Беседы с Черчимцевым 1904 год – 1 за январь 1904 г. (с. 56–65), «Раскол и сектанство по Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Святейшего Синода» (о расколе старообрядчества – М.Б.), – 2 за февраль 1904 г. (с. 177–180), продолжение «Отчета…», – 3 за март 1904 г. (с. 326-), «Из жизни австрийского раскола» (о Черемшанских скитах, Сарат. Губ. и др. – М.Б.), – 7 (?) за апрель 1904 г. (с. 866–876), Беседа с Т.А. Худошиным в Пермском крае, – 7 (?) за апрель 1904 г. (с. 912 – 915), О беседах с Коноваловым, – 8 (?) за май 1904 г. (с. 1045-), «Миссионерские беседы со старообрядцами в Санкт-Петербурге» (миссионер Д.И. Боголюбов – Перетрухин с сыном), – 11 за июль 1904 г. (с. 96–112), «Миссионерские беседы с начетчиком Спасова согласия слепцом А. Коноваловым в Уральской губернии 8–10 мая сего года», – 13 и 14 за сентябрь 1904 г. (с. 386–395 и с. 531–539), Единоверческий священник Дометий Холопов (родился в г. Новоузенске – М.Б.) «Моя жизнь в расколе, обращение в православную церковь и деятельность на пользу православия», – 15 за октябрь 1904 г. (с. 670–678), «Собрание раскольничьих миссионеров» сообщил Orthodoxus, – 15 за октябрь 1904 г. (с. 725–726), У раскольничьего благочинного» (А. Старкова), – 17 за ноябрь 1904 г. (с. 1020-), Беседа с А. Коноваловым (2-я), – 18 за ноябрь 1904 г. (с. 1205–1221), «В мире современного старообрядчества» (Голяевский раскол) (о Перетрухине – М.Б.), – 18 за ноябрь 1904 г. (с. 1230–1247), Беседа с А. Коноваловым, – 18 за ноябрь 1904 г. (с. 1267–1278), «Доклад и прения о расколо-сектанстве в заседании Географического Общества при участии раскольн-его архиерея». 1905 год – 1 за январь 1905 г. (с. 111–138), «Беседа спасовца с последователями австрийского священства» (А.А. Коновалов – И. Г. Усов),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Оглашения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45, 46, 47; 2005, 2006 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45, 46, 47; 2005, 2006 Вступление. Жизнь, церковное служение и литературная деятельность святителя Феолипта Филадельфийского. Вступление. Жизнь, церковное служение и литературная деятельность святителя Феолипта Филадельфийского 1. Жизнь и церковное служение Главный наш источник относительно жития филадельфийского Святителя — Никифор Хумн в своей “Эпитафии” (С. 187–188) 1 пишет, что родом он был из Никеи. Весьма смутное указание на происхождение святителя Феолипта скорее всего свидетельствует, что его биограф ничего не знал ни о родителях, ни об обстоятельствах воспитания будущего митрополита. Возможно, семья Святителя занимала очень скромное положение в социальной иерархии византийского общества. Год рождения его определяется как 1250 или 1251. Творения самого святителя Феолипта и свидетельство Иоанна Кантакузина предполагают, что он обладал вполне приличным светским (“внешним”) образованием 2 . Однако судя по дальнейшему течению жизни Святителя основу основ становления его личности составляло прежде всего церковное и особенно монашеское воспитание. Никифор Хумн пишет, что в Никее (“митрополии благочестия” — e_use­beiaq mhtropolin) были у Феолипта отцы и наставники, “учители догматов Духа”, под руководством которых происходило возмужание его, в первую очередь — духовное; здесь он постигал науку рассуждения над Священными Писаниями и глаголами Духа, здесь научался страху Божию и поучался в заповедях Господних (С. 188–189). Позднее, уже будучи женатым и рукоположенным в сан диакона, Святитель почувствовал тягу к монашеской жизни и, видимо, в окрестностях Никеи присоединился к другим подвижникам. Претерпев многие искушения и духовные брани, он нашел себе одного мудрого и опытного старца, под водительством которого постиг высокую науку подлинной жизни по Богу, то есть делания и созерцания, трезвения ума и т. д. С чем был связан столь решительный поворот в жизни святителя Феолипта, сказать трудно. Скорее всего, то было внутреннее призвание, тот Божий зов в душе, противиться которому он не смел.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010