Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАДА, КВИНТИЛИАН И МАКСИМ Дада, Квинтилиан и Максим [греч. Δδας, Κυντιλλιανς, Μξιμος] († 286), мученики Доростольские (пам. 28 апр., пам. зап., пам. греч. 13 апр.), пострадали во 2-й год правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Д., К. и М. происходили из г. Доростола в Н. Мёзии (совр. г. Силистра, Болгария), где в то время рим. наместниками были Тарквиний и Гавиний (в источниках приводятся также др. имена наместников), известные своей ненавистью к христианам. М. был чтецом в одной из церквей, а К. и Д.- его учениками (в слав. традиции считается, что все они были братьями). После доноса их схватили в имении М. в Озовии, в пригороде Доростола, и предали суду под председательством Тарквиния и Гавиния. Несмотря на угрозы, святые отказались участвовать в языческих празднествах и снова были отправлены в темницу, где их укреплял являвшийся им ангел. После 3-го заседания суда мученики были приговорены к смертной казни. Для исполнения приговора их снова отправили в Озовию, и после продолжительных пыток, во время к-рых на М. был надет железный венец с заостренными шипами, они были казнены через усекновение главы. Мощи мучеников в течение долгого времени считались утраченными, однако они были обретены чудесным образом (точное время неизвестно) и перенесены в К-поль, в ц. Богоматери в квартале Виглентии (ν τος Βιγλεντου), где отмечалась их память. Сохранилось небольшое анонимное греч. Мученичество Д., К. и М. (BHG, N 1238), возможно, составленное на основе древних актов, что подтверждается отсутствием в нем упоминания об обретении мощей мучеников. Сведения о Д., К. и М. содержатся также в Синаксаре К-польской Церкви под 28 апр., 28 июля (краткая заметка о празднике в ц. Богородицы в Виглентиях, в заметке помимо Д., К. и М. упом. мч. Каллиник) и 2 авг. (обретение и перенесение мощей). Кроме того, в ряде рукописей (напр., Parisin. gr. 1573) сохранилась служба этим мученикам, ее авторство приписывается прп. Иосифу Песнописцу (IX в.). Память мучеников в зап. мартирологах в соответствии с традицией греч. служебных миней помещалась под 13 апр. (нек-рые рукописи Синаксаря, учтенные в издании И. Делеэ, также помещают их память под 13 апр., напр. Parisin. gr. 223). В совр. Греческой и католич. Церквах память мучеников - 13 апр. Ист.: BHG, N 1238; ActaSS. Apr. T. 2. Col. 126-128, 974-975; PG. 117. Col. 428 [Менологий Василия II]; SynCP. P. 601-602, 636-638, 854, 865-866; MartRom. P. 165; ЖСв. Апр. С. 459-462. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 158; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272; Janin. Églises et monastères. P. 161; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 880; Sauget J. -M. Massimo, Quintiliano e Dada//BiblSS. Vol. 9. P. 78-79; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 292-293. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168620.html

«Памву послушливаго почитати дерзаем и удовляемся: той бо в послушании от неверных и веры ради во узах претерпе много, обаче от Ангел восхищен и принесен в келии обретеся. И сбыстся на нем, яко послушание от смерти избавляет». 764 «Послушание иноческое кровию мучения обагривши ублажаем тя любезне, преподобноисповедниче Памво, и поклоняющеся честным мощем твоим, верно молимся, молися Господеви непрестанно о всех нас». 765 Память его 28 августа с прочими отцами дальних пещер, и особо июня 18. 5)    К тому, что сказали мы выше о Святителе Смоленском Меркурии, на основании сохранившихся о нем сведений, можно прибавить, что он страдал от полчищ Батыя в 1238 году, занимая кафедру Смоленскую после Лазаря, упоминаемого около 1220 г. 766 По его кончине, вероятно последовавшей около того же времени, тело его чудесно приплыло по Днепру из Смоленска в Киев в особом гробе, сделанном, по древнему обычаю, из колоды, в которой оно и доселе почивает в Антониевой пещере особым, отличным от усыпальных рак других угодников Печерских образом. – В одном из поворотов пещеры, в углу стоит при самой стене высокий налой, скрывающий собою конец гроба, выдающегося из стены на расстоянии от полу более двух аршин. Это гроб Святителя Меркурия, стоящий в таком положении с незапамятных времен. Подходящие на поклонение целуют шитый, золоченный крест налоя, а желающие могут видеть и самый край гроба в промежутке между стеною и налоем. 767 Церковь поет ему: «Слава Смоленскому граду Меркурий Пастырь, Пастыреначальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лика преподобных печерских: темже по смерти чудотворне приплы во кладе, и в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными во славе вечной». 768 Память его с прочими преподобными печерскими 28 августа и особо 24 ноября. 6)  О Святителе Симеоне Переяславском в летописях читаем: «Батыеви же вземшу Козелеск и пойде в землю Половецкую, оттуда же ноча посылати на грады русские, и взят град Переяславль копием, изби весь, и церковь Архангела Михаила сокруши... и епископа Преподобнаго Симеона убиша». 769 Как «преподобный», взятый на епископию из подвижников Печерских, Святитель Симеон издревле изображается на «иконах печерских святых» и сама церковь поет ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

в издании М. В. Толстого стр. 12 и 225). 2) Память св. Симона, почивающего в Киевских пещерах, чтится в Киеве и чтилась в Суздале 10-го мая, тогда как Святитель Симон Владимирский, по согласному свидетельству летописей, а также – надписи над его гробницей во Владимирском соборе, преставился 22-го мая. Царь Иоанн Грозный в известном нам указе повелел петь панихиды при его гробе 28-го мая; но здесь число 28, вместо 22, могло явиться по легко объяснимой ошибке. 104 По Лаврентьевской летописи, епископ Иоанн оставил епископию и постригся (в схиму?) в монастыре Боголюбове в 1214 г., по Воскресенской – он удалился в Суздаль, в монастырь св. Космы и Дамиана, в 1213 году. По «Историч. собр. о богоспас. граде Суждале» ключаря Анании Федорова, еп. Иоанн удалился в Суздальский монастырь св. Космы и Дамиана, там преставился и погребен в 1213 году. При сообщении об этом ключарь Анания замечает: «а в котором месте был помяненный святых Бессребренник монастырь, ныне уже и известия не имеется, и где гроб онаго святителя Иоанна, весьма место незнаемо» 106 По Лаврентьевской летописи, Святитель Симон хиротонисан в 1214 г., а по Воскресенской – в 1213. 107 В Степенной книге сказано, что великий князь Константин Всеволодович встретил святыню «со епископы» (стр. 326). См. Влад. Еп. Вед. За 1867 г. стр. 120 108 См. Влад. Епарх. Ведом. За 1867 г., стр. 123 и 124. Здесь же указывается, что в Нижегородских Епархиальных Ведомостях за 1864 год, подробно и обстоятельно излагается мнение о создании Нижнего Новгорода по идее Святителя Симона. 109 Это был тот самый епископ Ростовский Кирилл, который принес с поля брани в Ростов честные мощи св. великого князя Георгия и который затем, при великом князе Ярославе Всеволодовиче встречал сии св. мощи во Владимире. Он был более 30 лет Святителем Ростовским, но управлял с 1238 года паствой и Владимирской, т.к. тогда во Владимире не было епископа. Таким образом, и по епископству он может считаться преемником Святителя Митрофана. Он погребен в Ростовском соборе, и память его местно чтится в Ростове (См. «Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии». Сост. гр. М. В. Толстой . Ярославль 1887, стр. 39). Блаж. Кирилл был первым архимандритом Рождественского монастыря; до него там были игумены. 110 В том же мае 10-го числа было солнечное затмение, а 14–16 солнце необыкновенным образом было помраченным 3 дня; в Киеве в это время, кроме того, на небе были видимы цветные столбы и какой-то огонь пронесся через весь город, не причинив, впрочем, вреда. В августе 1236 года солнце также было помраченным (было как луна) 4 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Одигитрия Смоленская - описание По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению. После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 году. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно, с крестным ходом, возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 году, в память возвращения Смоленска, было установлено празднование в честь Смоленского чудотворного образа – 28 июля.

http://pravicon.com/info-428

В тот же день память святого Григория, епископа города Констанции, на острове Кипре, скончавшегося в мире. В тот же день преставление святого благоверного князя Московского Даниила Александровича, в 1303 году. В тот же день убиение татарами блаженного князя Василия (Василька) Константиновича Ростовского, в 1238 году. Память 5 марта Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского Святой Апостол языков Павел, во время одного из своих благовестнических путешествий просветил жителей города Исаврии светом истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. В это же время в селении Вифании, находившемся в 18 стадиях от города Исаврии, жил один человек, по имени Нестор с женою Надою. У них родился сын Конон. Когда отрок вырос, родители задумали его женить и обручили его с красивою девицей Анной. Но еще раньше того Конону явился в виде светлого мужа святой Архистратиг Михаил. Научив Конона истинной вере, Архистратиг повёл Конона на реку, крестил его во имя Пресвятой Троицы, причастил Божественных Таин, а затем, осенив его крестным знамением, стал невидим. С того времени отрок исполнился Святого Духа, а Архистратиг Михаил невидимо всегда пребывал с ним. В день брака, жених с невестой, при общем веселии, были отведены в брачный чертог. Здесь Конон покрыл сосудом зажжённую свечу и спросил девицу: — Что лучше: тьма или свет? Девица отвечала: — Свет, конечно, лучше тьмы. Тогда святой Конон открыл свои исполненные Божественной благодати уста и стал убеждать невесту сохранить свое девство и чистоту жизни и веровать во Христа, Истинного Бога. — Это и есть, — говорил он, — свет немерцающий, а плотская жизнь и языческая нечестивая вера — тьма. Девица имела доброе сердце, так что семена слова Божия пали на хорошую почву, и невеста скоро согласилась во всем со своим женихом. Она уверовала во Христа и дала обет сохранить навсегда свое девство. Так эта святая чета жила в девственной чистоте, как брат с сестрой, или, лучше сказать, как два Ангела Божии, подобно серафимам горя любовью к Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и блаженному Конону удалось убедить и родителей своих оставить идодопоклонство и обратиться ко Христу. Конон крестил отца своего, мать и невесту, и все они, наставляемые и поучаемые святым Кононом, угождали Богу. Отец Конона, блаженный Нестор, сподобился и мученического венца, быв умерщвлен идолопоклонниками за обличение их заблуждений. Спустя немного времени и мать святого, блаженная Нада с миром отошла ко Господу, а за нею и святая дева Анна, обрученница Конона, переселилась в нетленный чертог небесного жениха Христа. Всех их святой Конон предал честному погребению в одном месте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Преподобный Ефрем Смоленский (+ 1238) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 авг. в день памяти прп. Авраамия Смоленского и в Неделю перед днем празднования Смоленской иконе Божией Матери (28 июля) Прп. Ефрем Смоленский был учеником прп. Авраамия. Отличался кротостью и любовью к ближним, будучи усердным подражателем своего духовного отца. Скончался в 1238 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437579/

24/7 Великомученицы Екатерины (305–313). Великомученика Меркурия (III). Мученика Меркурия Смоленского (1238). Преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Тропарь великомученице Екатерине, глас 4 Добродетельми, яко лучами солнечными,/просветила еси неверныя мудрецы,/и, якоже пресветлая луна ходящим в нощи,/неверия тьму отгнала еси,/и царицу уверила еси,/вкупе же и мучителя обличила еси,/богозванная невесто, блаженная Екатерино./Желанием востекла еси в Небесный Чертог/к Прекрасному Жениху Христу,/и от Него царским венцем венчалася еси./Емуже со ангелы предстоящи,/за ны молися,/творящия пречестную память твою. Кондак, глас 2 Лик честный Божественне, мучениколюбцы,/воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину:/сия бо в Христа проповеда,/и змия попра, разумы укротивши. Ин кондак, глас 3 днесь, Екатерина мученица/и витиям обличи умовредную ересь,/ангел бо с Небесе к той прииде, силу от Вышняго принесе,/юже приемши, рече:/Христос есть мучеником похвала. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Екатерино,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь великомученику Меркурию, глас 4 Мученик Твой, Господи... (общий мученику). Кондак, глас тойже Во бранех непобедимаго воина,/и в бедах непостыдна заступника,/песньми Меркурия ублажим, славяще,/празднующия бо память его весело, от бед избавляет и скорбей. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Меркурие,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2 Возсияв, яко звезда многосветлая,/в соборней церкви пред пречистым и чудотворным образом Пречистей Богородицы,/за Нюже и за град Смоленск пострада,/многокозненнаго и богомерзкаго царя Батыя устраши,/и сильнаго исполина победи, и люди удиви,/душу свою, многострадальне Меркурие, за благочестие положи,/яко Захариина и Авелева ясно вопиет твоя кровь ко Господу,/и ныне молися за души наша. Кондак, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4/17 Преподобного Исидора Пелусиотского (ок. 436–440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1532). Тропарь преподобному Исидору Пелусиотск ому, глас 8 В тебе, отче, известно спасеся... (общий преподобному). Кондак, глас 4 Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/твоих словес молниями освещаема,/взывает ти:/радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Исидоре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверному великому князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8 На высоте великаго княжения седя,/явился еси благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/по Святей Троице ревностию разжегся,/и за веру крепко пострадав, кровь свою пролиял еси;/тем и отсеченная твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/прилепшая по смерти к телеси твоему/с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./Но, яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/непрестанно моли, державу твою и сродник твоих/безвредну сохранити молитвами твоими. Кондак, глас той же Христове смерти подобяся,/и Того испита чашу возжелев, яко живота,/за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/от безбожных варвар пострадав до смерти,/Георгие Богомудре;/тем моли спастися православным Христианом, молитвами твоими. Величание Величаем тя,/благоверный великий княже Георгие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому), глас 8 Божиим Духом подвизаемь,/слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/и безплотное в пустыни житие показал еси,/и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/благодеяния труды уплодоносил еси,/и, вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/отче наш Кирилле,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

19/1 Пророка Иоиля (800 г. до Р. X.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского (1238). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Тропарь пророку Иоилю, глас 2 Предведый Божие пришествие во плоти/и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/пророче Иоиле,/спасай молитвами твоими/чтущия тя от всех скорбей. Кондак, глас 4 Просветившееся Духом чистое твое сердце,/пророчества бысть светлейшаго приятелище;/зриши бо, яко настоящая, далече сущая;/сего ради тя почитаем,/пророче блаженне Иоиле, славне. Величание Величаем тя,/пророче Божий Иоиле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь мученику Уару, глас 4 Мученик твой, Господи... (общий мученику). Ин тропарь, глас 4 Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/зря онех, показал еси мужески крепость свою,/и устремився на страсть волею,/и умрети вожделе за Христа,/Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/моли спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Христу последуя, мучениче Уаре,/Того испив чашу,/и мучения венцем увязеся,/и со ангелы ликовствуеши,/моли непрестанно за души наша. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Уаре,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа претерпел еси. Тропарь преподобному Иоанну Рыльскому, глас 1 Покаяния основание, прописание умиления,/образ утешения, духовнаго совершения,/равноангельное житие твое бысть, преподобне./В молитвах убо и пощениих, и в слезах пребывая,/отче Иоанне, моли Христа Бога о душах наших. Кондак, глас 8 Ангельскому житию поревновав, преподобне,/вся земная оставив,/ко Христу притекл еси,/и, Того заповедьми ограждаяся,/явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./Тем зовем ти:/радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Ефрем, пр. перевомский, в начале в. 26 сент. и 16 мая.     Иоанн, сочавский великомуч., 2 июня 1330—1340 г.     Савва, пр. вишерский, 1 окт. 1460 г.. 4. Святые в печатных святцах и служебных книгах XVII в.     Ефрем, пр. новоторжский, 1053 г. 28 янв. У. 1610. Местное празднование установлено в Торжке при митроп. Дионисие (1584—1587) и тогда составлена ему служба.     Антоний, пр. римлянин, 3 авг. и 17 янв. 1147 г. У. 1610 янв. 17. Св. XVI в. Празднование с открытием мощей в 1597.     Петр, царевич ордынский, 29 июня 1290 г. У. 1610 июня 29. Житие написано не позднее XIV в. До Мак. и Мак. Служба написана в 1549.     Николай Кочанов, юродивый 27 июля 1392 г. У. 1610. Святцы и минеи и устав XVI в. В службе Григория.     Исидор твердислов, 14 мая 1474. У. 1610. Мак. У. 336. 1548 г.     Серапион, архиеп. новгородский, 16 марта 1516 года. У. 1610. Служба XVI в. празднование ок. 1559.     Иаков, пр. боровицкий. 23 окт. 1540. У. 1610. Мощи и чудеса свидет. в 1544 и 1572 г. Уставы, псалтири и святцы XVI в.     Антоний сийский, 7 декабря 1556 года. У. 1610 г. Минеи XVI в. Канонизован в 1579 г.     Василий блаженный москов., 2 авг. 1552 г. У. 1610. Минеи рукопис. XVI века. Житие писано в 1588 г. и тогда установлено празднование.     Обретение мощей св. Гурия, архиеп. казанского ( 1563 г.), и Варсанофия, еп. твер. в 1576 г. У. 1610. Празднов. с 1595 г. окт. 4.     Макарий, пр. желтоводский, 25 июля 1444 г. След. Пс. 1625. В службе Григория празднов. с 1539 г. Следствие о чудесах в 1619 году и подтвержд. празднование.     Димитрий, царевич московский, 15 мая 1591 г. След. Пс. 1625. Празднов. с 1606 г.     Перенесение мощей Киприана и Фотия, митропол. киевских и всея России в 1472 г. 27 мая. Святцы 1639.     Георгий, новый муч. болгарский, 26 мая 1514 г. Святцы 1639. Мак.     Кирилл, еп. туровский, 28 апр. 1183 г., пролог 1643 г. Рукоп. прологь XIII-XIV в. Голуб. Ист. канониз. 101.     Меркурий смоленский, 24 нояб. 1238 г. Минеи 1646 г. Служба писана в 1509 г. Мак.     Георгий, велик. кн. владимирский, 4 февр. ( 4 мар.) 1238 г. Св. 1646. Память его обновлена в 1645 г. патр. Иосифом построением серебряной раки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010