Храм в честь преподобного Марона находился в Москве по соседству с храмом во имя святого мученика и чудотворца Иоанна Воина (ныне ул. Димитрова). Связь этих двух церквей запечатлена на иконе с изображением преподобного Марона и мученика Иоанна Воина. Эта святыня, находившаяся ранее в церкви преподобного Марона, в настоящее время перенесена в храм святого мученика Иоанна Воина, где постоянно поминается имя преподобного Марона. В том же храме ежегодно 14 февраля торжественно отмечается и память преподобного Марона – целителя и чудотворца. Пренесение честных мощей святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора Тропарь, глас 8: Троичнаго Божества осиянием просветився,/страстотерпче великий княже Михаиле,/с премудрым болярином ти Феодором,/самозванна к подвигом устремистася,/сквозе огнь не идоста,/кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/и нечестиваго царя обличиста,/Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./И того ради кровей своих струями обагристася, славная./Темже и венца от Него победная прияста,/и нас свыше назираета,/молим ва, святая, молите Того,/яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/и подаст нам вся благая,/Иже Един Сый прославляемый во святых Своих. Кондак, глас 5: Солнца мысленнаго праведнаго – Христа/озарився сиянием, пребогате Михаиле,/видимому солнцу не поклонился еси/и твари паче Творца не послужил еси/и нечестие обуздал еси,/ярости царя не убоявся/и крове своея обагрением/Христови предстал еси, радуяся./И ныне в пренесении мощей твоих/нас свыше назирай и Христа Бога моли,/молимся яко спастися нам/и Православию непоколебиму пребыти,/Отечеству нашему соблюстися во всем/молитвами твоими, святе,/по велицей Его милости. Перенесение мощей, 1578. В 1238 году татарский хан Батый со всею своею силою обрушился на Русскую землю. Многие города, в том числе Киев и Чернигов, были разорены и опустошены, население их уничтожено, богатства разграблены, церкви и здания разрушены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

E. Rose. Turnhout, 2005. P. 526-528. (CCSL; 159D)). В «Старом Галльском Миссале» (Missale Gallicanum Vetus - Vat. Palat. lat. 493, VIII в.) мессы в честь М. нет, но указана особая коллекта М. во время совершения литании во время рогаций (Missale Gallicanum Vetus/Ed. L. C. Mohlberg. R., 1958. P. 55). В ирл. традиции литания греч. происхождения, известная в рим. обряде как «Deprecatio Gelasii» (инципит: «Dicamus omnes»), получила наименование в честь М. «Deprecatio S. Martini pro populo» (выписана в Миссале Стоу (Dublin. RIA. Stowe. D II 3 (1238). Fol. 16v-17, IX в.; Warner G. F. The Stowe Missal. L., 1915. Vol. 2. P. 6-7); упоминается в «Житии св. Колумбы» - Adomnan. Vita Columbae. III 12//Adomnan " s Life of Columba/Ed. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Edinb., 1961. P. 488-490). Имя М. вместе с именем Илария Пиктавийского было добавлено в раздел «Communicantes» рим. канона мессы (Иларий и М. перечисляются вместе и в галликанской евхаристической молитве в приложении к «Правилам Аврелиана Арелатского» - Missale Gallicanum Vetus. 1958. P. 93). В Риме литургическое почитание М. началось, как считается, также в VII в. (поскольку в Веронском Сакраментарии , составленном в VI в., память М. отсутствует; хотя ее нет и в 1-й ред. Геласия Сакраментария (Gelasianum Vetus), которая появилась во 2-й пол. VII в., но это может быть связано с тем, что текст данной компиляции появился за пределами Рима). Память М. присутствует в раннем рим. перечне евангельских чтений, который принято датировать сер. VII в. (самое раннее свидетельство - в составе Вюрцбургского капитулярия (comes), сама рукопись датируется ок. 700 или ок. 750 г.; память М. указана в ней под 12 нояб. (в др. рукописях исправлено на 11 нояб.), чтение - Лк 12. 35-40; см.: Klauser. S. 41). Формуляры службы на память М. 11 нояб. сохранились в составе основных редакций Григория Сакраментария и в т. н. смешанной редакции Сакраментария Геласия. В Сакраментарии Григория (редакция «Hadrianum») формуляр мессы содержит коллекту Deus qui conspicis, молитву Super oblata (Da misericors Deus) и молитву Ad completa (Praesta quaesumus) ( Deshusses.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Из области оборотов речи и грамматических форм отметим следующее. Пристрастие к оборотам с дательным самостоятельным, напр. князю же Александру слышавши словеса их; идущу же ему из церкви; и оному же... падшю и т. д. Вместо слов «иже с ним крепко мужьствоваху» составатель Комм. списка написал: и бе мужство их с княземь крепко. Измененные глагольные формы: хотяще вместо хотя, скончавъши вместо скончав; поможеве вместо поможем; наихавши вместо наехав и т. д. Принимая во внимание, что составитель Коммиссионого списка вообще сравнительно свободно относится к тексту своего оригинала, обстоятельство, на которое впервые было обращено внимание академиком Шахматовым 75 , мы имеем основание предполагать, что перечисленные искажения происходят от редакционной работы составителя. В подтверждение этого предположения мы подобрали из Комм. списка ряд случаев подобного искажения текста, рассеянных по разным местам: Под 1215 г. прибавлено: на память св. отца нашего Мелентея, архиепископа Мелетиискаго (ср. 1204, 1205, 1206, 1208, 1211, 1214, 1215 и пр.); г. 1158: понеже бо велик бяше смрад; 1216: якоже елене: 1218: и у гроба отца своего кость своя положити; 1230: и абие же ему разболевшуся и пребывшю ему в том недузе; 1238: бо в то время нужьное; 1261: и дай ему Бог спасаная молитва отпущение грехов; 1230: нь сиа страшная казнь на нас бысть, понеже бо грехов своих не каяхомся, а злая дела беспрестани творяще; нь во всей Руской земли такову казнь вдаст Бог нам по грехом нашим, а Кыевьскаго града Бог сблюде; ср. 1223, 1228, 1261 и т. д. Из мелких вставок: под 1204 г. именем, в то время, пакы; 1216: с себе, пакы, великою (честью); 1218: сице, к ним, пакы, обои; 1220: самому, и абие; 1225: и пакы назад; 1232: (Алексея) человека Божиа; 1266: князя, тако; 1224: и сице, абие и правда, ничим и т. д. Дательный самостоятельный: Ярославу вбегашю (1216): и абие приспевши нощи (1228, ср. 1230:1233). Замена одних выражений другими: и мышляаше в себе вм. хотяше (1204). Что касается Толстовского (и Академического) списка, то и в нем мы находим, хотя не в такой мере, как в Комм.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что делали в темнице с Игнатием, доподлинно неизвестно, но константинопольские христиане говорили, что страдальца жестоко терзали там. Когда кадий вновь призвал к себе Игнатия и увидел, что ни ласки, ни пытки не изменяют твердого исповедника, он определил удавить его. Так святый, повешенный на парма-кани, был задушен 8 октяб. 1814 г. в четверток в 6 часов. Старец Григорий, спустя три дня, за дорогую цену купил мощи мученика и 20 октяб. Прибыл с ними на Афон16). 10 ч. Страдание болгарскиз иноков зографской обители. Имп. Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 г., а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 г. издан был им указ вводить унию всеми мерами насилия17). Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры: и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, продолжали они, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки»18). Особенно сильные протесты   16) На Афоне чтят память мученика 20 октября, в день принесения мощей на Афон, и еще мая 1. Патерик афонский 2, 306. 318. 17) Пахимера История, стр. 517. 518. Спб. 1862 г. 18) Это послание отыскано о. Порфирием: Беседы п. Фотия, стр. 99. Спб. 1864 г. заявлялись со стороны славянских общин» сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне19). Гордый Михаил сильно был раздражен. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так он в 1238 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию, особенно на славянах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Жестокое унижение ожидало бедного Ярослава в шатре Батыя, который хоть и был ласков к своим подвластным, но принимал их с обрядами, невыносимыми для человека с высокой и благородной душой! Грубый, полудикий Татарский хан сидел на возвышенном месте с одной из жен, которых у него было очень много. На скамейках, ниже Батыя, сидели его другие жены, дети, родня и знатные особы. На столе посреди шатра стоял любимый напиток Татар — кумыс в золотых и серебряных чашах, очень нечистых: у Татар считалось за грех мыть посуду и стирать платья, и они обычно были чрезвычайно неопрятны. Подходя к шатру, надо было пройти мимо двух костров: Татары думали, что огонь очищает злые намерения и даже лишает силы яд, если кто несет его к хану. Прежде чем войти, надо было поклониться на юг тени Чингисхана, потом, войдя в шатер, надо было стать на колени и кланяться до земли. Это должны были делать без различия все цари, князья, вельможи, покоренные Батыем и приходившие к нему. После этого унизительного обряда они становились его совершенными рабами. Князь не мог владеть своими землями без грамоты Батыя, должен был платить ему большую дань, исполнять все его приказания, являться по его первому слову в Орду. Ярослав Всеволодович, думая только о спасении жизни своих немногих оставшихся подданных, решился перенести такое унижение, и мы должны помнить об этой его решимости как о величайшей жертве, какую государь может принести своему народу! Унижение с такой целью выше отчаянной храбрости: умереть можно в одну минуту, но: знаменитому государю отказаться от славы и свободы, жить в рабстве у дикого варвара ,  — это гораздо хуже одной смерти: это: беспрестанная смерть. Если бы великий князь и почти все удельные князья, последовавшие его примеру, не решились тогда на эту великую жертву, злые Татары, наверное, закончили бы истребление всех наших предков и Русское имя давным-давно было бы забыто на земле! Сохраним же в нашей душе уважение к памяти тех князей, которые для спасения жизни своих подданных и для будущего счастья их потомков вынуждены были покориться Батыю! Добрые князья страдали для нас! Чувствуя это, мы должны доказать свою благодарность к ним пламенной любовью к тому Отечеству, которое для них было дороже всего на свете. Они увидят наше усердие к нему и благословят нас на небе так, как мы благословляем их драгоценную память на земле.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память Скончались Родились    " Ο γιοι λιδωρος κα Βενοστος ο Μρτυρες κα ο σν ατος μαρτυρσαντες " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   Память перенесения мощей в Галлию ок. 714 года.    " σα Βενεδκτη Ρωμαα " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος,    " St. Colman Mac Ui Cluasigh of Cork " , страница сайта иером. Амвросия (Муни) Celtic and Old English Saints, http://celticsaints.org/2017/0506b.html .   Память перенесения мощей в 1238 году.   Настольная книга священнослужителя. Том 3. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 279, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf : Минея. Май, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 487, .    " Ο σιοι λαρων, Μμας κα Παχμιος " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   Список Собора дополнен по календарю на англоязычной версии портала Православие.RU, http://orthochristian.com/calendar/20170506.html , а также: " Ο σιοι Ρωμλος, Ρωμανς, Νστωρ, Σισης, Γρηγριος, Νικδημος κα Κριλλος ο Σινατες " и " σιος Ρωμλος κα ο σν ατ " , страницы греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, и . Редакция текста от: 26.10.2023 17:51:39 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/749.html

209 Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий епископ смоленский убит Батыем в 1247 г. и памят. его 24 ноября». – Но здесь смешан смоленский епископ Меркурий со смоленским муч. воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ смоленский Меркурий был тот самый епископ смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие пр. Аврамия смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 212 Мощей преп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 208. Ныне известны два канона преподобным Антониной пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г. другой – неизвестного, нап. в службах преподобным печерским, К. 1855 г. Так как преп. Сисоя воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния: то это дает видеть, что этот канон написан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры кик Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Не многие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28. пр 161. 215 Христианские древности. Прохорова тет. 1. 1862 г. Сарахова о русском иконописании, Спб. 1859 г. 218 Канон преподобным, К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни пр. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон: то канон неизвестного, хотя написан после 1675 г. (прим. 212), но сочинение надобно относить к концу 17 в. 219 Об этом говорит и Гербиний. Kiovia Subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальнофойского на западной линии, не вдали от трапезы, почивали очень многие преподобные – Иезуит Алонзий Кулеш в своем сочинении. Wiara prawoslawna, Warsaw 1710 признает ρ. 72–81 печерских подвижников святыми (swietemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые печерские киевские» были в соединении с римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша издано с двумя одобрениями, с одобрением Товия Арента, начальника иезуитов Литвы и виленского бискупа Константина Бржостовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Со скорбями находящими, что другое делать, как ни терпеть? Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает, и что потому все бывает во благо нам. От нас зависит только надлежащим образом воспользоваться всем, что случается. Но если одно только терпение явим - то доброе себя есть держание пред Богом. (Вып. 8, пис. 1238, стр. 17) Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле, и все во благо нам - настоящее. (Вып. 8, пис. 1241, стр. 19-20) СКОРБНОЕ И УТЕШИТЕЛЬНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Их значение   На то жизнь земная назначена, чтоб в ней скорбное отрывало от привязанностей неуместных, а утешительное питало надежду на чаемое лучшее. Вот они и чередуются почти каждодневно. (Вып. 8, пис. 1255, стр. 28) СКУКА Ее не следует допускать к себе   Чего скучать? Господь близ. С Ним быть все одно хоть в этом, хоть на том свете. Только бы благоволил Он удерживать от всякого несродного Ему и внутри, как во вне. Во вне легче быть исправным. Стыд пред людьми помогает. А внутри - авось, небось. И идут своим чередом недобротные помышления и желания. И беречься-то никак не убережешься. Боже, милостив буди нам грешным!.. (Вып. 3, пис. 431, стр. 74) СЛАСТИ ДУХОВНЫЕ Всегда ли они полезны нам   Вы хотите утопать в сластях духовных… Это расслабляет и разнеживает… надо всегда при обвеселяющем держать и отрезвляющее. Любовь и страх оба должны быть в силе… Ангелы предстоят Богу со страхом и трепетом,.. и нам Апостол повелел со страхом и трепетом содевать свое спасение… Избави вас, Господи, от сластолюбия духовного. Любите отрезвляющее… Сердце сокрушенно и смиренно… (Вып. 6, пис. 969, стр. 84) СЛЕЗЫ Слезы - великая милость Божия. Между молитовками Златоустого есть: " Господи, даждь ми слезы, память смертную и умиление " . Свою грешность и негодность углубляли в чувство… Тут нет прелести. Прелесть, когда кто чувствует себя чем-то… ничтоже сый (Гал. 6,3). (Вып. 4, пис. 476, стр. 122)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Экскурсовод рассказывает о богатой истории этой земли, называет славные имена, составившие гордость России. В стороне остается село, где подвизался знаменитый старец второй половины XX века архимандрит Павел (Груздев). Наш путь в Брейтово пролегает по землям, примыкающим к реке Сить, известной каждому из нас со школьной скамьи: здесь в 1238 году произошла битва русских войск с татарами, во время которой погиб Великий Князь Юрий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода. Разобщенная междоусобицами Русь не смогла победить в этом сражении и на два с половиной века стала данницей незваных и свирепых гостей. Русский князь был оплакан в своем городе плачем великим, заглушавшим, по свидетельству очевидцев, даже звон колоколов. Вот и наш соотечественник, проезжавший в этих местах в первой половине XIX века, оставил на бумаге свои красноречивые чувства при встрече с местом русской трагедии. Вот что писал он: «Я, любуясь окрестностями, вспомнил, что здесь не так далеко должна находиться река Сить, замечательная в истории нашего отечества… Я просил ямщика сказать мне, когда подъедем к Сити, и не мог сомкнуть глаз: как хотелось посмотреть мне на эту незначительную реку, бывшую за 600 лет назад тому свидетельницею такого ужасного кровопролития. Углубясь мысленно в прошедшее и настоящее, я сравнивал тогдашнее и нынешнее состояние России, чем она была тогда и что теперь. Сколько событий, бедственных и славных для России, свершилось в это время; сколько пролито крови и сколько поколений народа сошло с лица земли!.. Где теперь те бесчисленные орды Монголов, которые так часто опустошали Россию и наводили страх на всю Европу? Они почти исчезли с лица земли: едва малые остатки свидетельствуют о существовании этих грозных завоевателей. А Россия при твердой и непоколебимой вере в Бога и любви к своим Государям взошла на высшую степень славы и могущества. Я благодарил Бога, что живу в столь счастливое время». Правда, обидно, потомки счастливых русичей? На нас теперь не надо ни Мамая, ни Батыя, ни Литвы…Русские сами сводят на нет свой народ, не желая пускать собственных детей на свет. Русские жены вместе со своими подкаблучными мужьями воюют не с пришельцами, а со своими собственными детьми, так и не рожденными, воюют с новым поколением русских. Неужели с таким-то грузом у нас люди еще хотят быть счастливыми? И кто нам виноват, если мы – русские, сами губим свою силу, да еще и не хотим правду об этом слышать? А ведь истину говорят наши старцы, что если мы своих детей не хотим кормить, будем кормить чужих… Вот отчего засилье в наших столицах и малых городах чужеземцев всех мастей. С такими думами снова и снова всматриваюсь в скорбный лик России. Светит солнце, простор, лето, но грустно, грустно…

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

В летописи сообщается, что с началом боя " татары " " обошли " русское войско, т.е. оно приняло бой в окружении, что не удивительно при 6-7 кратном численном превосходстве. Естественно, что у противоположной стороны возникло желание прорвать растянутые боевые порядки противника, особенно, если ориентиром прорыву служил бунчук кого-либо из вражеских полководцев, расположившегося на возвышении. В отличие от русских, вложивших все силы и надежды в первый и единственный натиск, монголы не вводили в сражение всех сил сразу, искусно эшелонируя свое построение и придерживая крупные резервы. Тумены, как и более мелкие части, направляемые различными сигналами своих командиров, в бою постоянно и тесно взаимодействовали. Прорыв был своевременно парирован, введены свежие силы и москвичи, не выдержав вражеского напора, побежали первыми. Остальные русские оказались " притиснутыми " к надолбам - деревянным заграждениям, врытым заблаговременно, вероятно с целью ограничения маневра конницы противника. Здесь погиб князь Роман, оставивший по себе добрую память не только на Руси, но и во враждебном стане. 70 лет спустя, в сочинении персидского автора Рашид-ад-Дина лишь он, один единственный из русских князей, упомянут как мужественный воин (!). Погиб и воевода Еремей Глебович, а вместе с ними, - множество великокняжеских " мужей " и простых " воев " . Лишь Всеволоду Юрьевичу " в мале дружине " удалось вырваться из нового кольца. Коломна, потерявшая в поле своих защитников. пала практически сразу же. Все источники отмечают большие потери с обеих сторон. Можно считать, что они были приблизительно равными - тысяч по десять. Точная дата битвы у Коломны неизвестна, но предполагают, что она произошла в самом начале января 1238 г.. Дорога вглубь Руси была открыта. Полки удельных княжеств, что вполне можно было бы держать во Владимире, а в нужное время отправить к Коломне, все еще не были собраны. Впереди у монгольских всадников была Москва . Вероятно, не многие из московского полка добрались до нее, но Филипп Нянька сумел так организовать оборону, что город продержался пять дней. Не так уж мал и весьма многолюден он был. Завоевателям пришлось и здесь строить метательные машины. 20 января монголы ринулись на штурм его полуразрушенных укреплений. Кровь Кулькана взывала к мщению, и в Москве были перебиты все, включая и воеводу. Только молодого княжича победители повели с собой дальше.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010