«Приими, святитель Исаия, хвалу рабов недостойных и даруй нам безбедно переплыть неверное море сей жизни; вознеси за нас молитву к Богу и избавь от бед, гнетущих и ожидающих нас, да всегда величаем тебя» 237 . † Память о преподобном Исаии Печерском Жизнь пр. Исаии Печерского, нетленно почивающего в Антониевой пещере, не описана в патерике. У Кальнофойского он так обозначен: «преподобный старец Исаия трудолюбивый». Это даёт видеть, что подвигом жизни, которым препод. Исаия угодил Господу, был неутомимый труд, продолжавшийся и в старости. Он блаженно почил мая 15-го 1115 г. Память его совершается в обители 15-го мая по общей минее 238 . † Преставление преподобного Евфросина Псковского Родители преп. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне Псковского края 239 . Они желали, чтобы вступил он в брак, но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом, по любви к безмолвию, удалился он на реку Толву и в 30-ти верстах от Пскова, построив себе келью, стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 году 240 . Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келью на другом берегу Толвы, но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его 241 . Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось, по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трёх святителей, с тёплым приделом во имя преп. Онуфрия. Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери кельи своей, а упросил постричься где-либо в обители. По той же строгости к себе, не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединённо. Благоговейные ученики почтили места уединённой молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградой обители, говорит о том же 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 889 г. Б. отрекся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в мон-рь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с мон-рем при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюрк. знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Б. вернулся из мон-ря, низложил Владимира и при поддержке Церкви и высшего слоя болг. общества возвел на престол Симеона. Затем вернулся в мон-рь, в к-ром провел еще почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Б. неизвестно. Почитание, агиография Древнее житие Б. и служба ему не сохранились. В болг. исследовательской лит-ре высказаны предположения, что фрагментарно житие вошло в памятники X - нач. XII в., в Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия («Сказание о железном кресте»), в Житие 15 Тивериопольских мучеников, написанное св. Феофилактом Охридским с использованием ранних источников и «Летописи попа Дуклянина» ( Драгова. 1983. С 93-100; она же. 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248). Однако эпизоды, посвященные в них Б., могут иметь, несмотря на явную типологическую близость рассказа о князе в 1-м из текстов к проложному житию, и иное происхождение. В средневек. памятниках Б. не именуется святым, память его не встречается в месяцесловах, впервые он внесен в список святых в «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского . В наст. время память Б. празднуется 2 мая, согласно послесловию черноризца Тудора Доксова к слав. переводу «Слов против ариан» св. Афанасия Александрийского, в к-ром отмечен день кончины князя. В болг. лит-ре существует предположение, что эта дата могла оказать влияние на выбор времени 2-го перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба (1115) и в определенный момент могла быть «поглощена» последней, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Возможно, сначала память Б. отмечалась 26 марта, в день подавления языческого восстания, на что может указывать недавно обнаруженная память в месяцеслове серб. Апостол-Евангелия апракос кон. XIII в. (СПб., Архив ФИРИ РАН, ЗЕС, 680): «Победа Михаила, кнеза Бугарьска, на сьборь, иже сьбра се на нь крьста ради». Отсутствие ранних слав. и греч. свидетельств канонизации Б. имеет аналогии в др. слав. странах: это относится к прославлению в Чехии Борживоя , в Польше - Мешко , серб. князей-крестителей IX в., св. Владимира на Руси.

http://pravenc.ru/text/153131.html

5 (18) апреля. Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652 г). 12 (25) апреля. Преподобного Исаака Сирина в Сполете Италийском (550 г.). 17 (30) апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478 г.). Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641 г.). 19 апреля (2 мая). Блаженной Матроны Московской (1952 г.). 21 апреля (4 мая). Обретение мощей преподобного Феодора (Ушакова) Санаксарского (1999 г.). 23 апреля (6 мая). Великомученика Георгия Победоносца (303 г.). 25 апреля (8 мая). Апостола и евангелиста Марка. 26 апреля (9 мая). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396 г.). 29 апреля (12 мая). Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299 гг.). Преподобного Нектария Оптинского (1928 г.). 30 апреля (13 мая). Апостола Иакова Зеведеева. Святителя Игнатия (Брянчанинова) , епископа Кавказского (1867 г.). Май 1 (14) мая. Пророка Иеремии (VI в. до P. X.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477 г.). 2 (15) мая. Благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 г. и 1115 г.) 3 (16) мая. Преподобного Феодосия Печерского (1074 г.). 5 (18) мая. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878 г.). 7 (20) мая. Преподобного Нила Сорского (1508 г.). 8(21) мая. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (117 г.). Преподобного Арсения Великого (450 г.). 9 (22) мая. Пророка Исаии (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийскихв Бар (1087 г.). Преподобного Иосифа Оптинского (1911 г.). 10 (23) мая. Апостола Симона Зилота. 11 (24) мая. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), учйтелей Словенских. 12 (25) мая. Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913 г.). Преподобного Дионисия Радонежского (1633 г.). 15 (28) мая. Преподобного Пахомия Великого (около 348 г.). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591 г.). 18 (31) мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Феоктист, святитель, епископ Черниговский † 1123; память в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов во 2-ю Неделю Великого поста, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых До поставления во епископа долгое время жил в Киево-Печерском монастыре, куда пришёл ещё при преподобном Феодосии († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Между 1074 и 1077 годами Печерский Патерик упоминает его одним из начальных учительных монахов, участвовавших вместе с «отцами» и игуменом монастыря в исцелении молитвою и вразумлении прельщённого брата Никиты (впоследствии епископ Новгородский; † 1108, память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая). Другом и собеседником Феоктиста был иеромонах Кукша, просветитель вятичей (священномученик; † после 1114; память 27 августа/9 сентября). С 1103 года – игумен Киево-Печерского монастыря. В 1108 году, ревнуя о славе монастыря и своего наставника, исходатайствовал через великого князя Святополка распоряжение митрополита Киевского Никифора († 1121) о внесении в списки святых имени игумена Феодосия Печерского . В том же году окончил постройку каменной монастырской трапезной. 12 января 1113 года хиротонисан во епископа Черниговского. За время пребывания в Чернигове летопись и другие памятники только дважды упоминают его имя: первый раз – 1–2 мая 1115 года, в связи с освящением в Вышгороде церкви во имя святых Бориса и Глеба и перенесением в неё мощей этих святых князей; второй раз – в мае 1123 года, в связи с обстоятельствами смерти и погребения Черниговского князя Давида Святославича. Скончался епископ Феоктист 6 августа 1123 года, по-видимому, в Чернигове. По некоторым позднейшим сведениям, «положен был в Печерском монастыре». Епископ Феоктист был почитаем за праведную и богоугодную жизнь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епархии: в 7 кн. Чернигов, 1873. Кн. 1 и 5, стр. 13–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Итак, все полные списки и большие фрагменты пергаменных Прологов 1-й редакции на мартовскую половину года относятся к началу XIV-XV в. 373 Среди майских и июльских чтений неизменно есть второе Перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая (1115 г.), Успение Феодосия 3 мая (1073 г.), Перенесение мощей св. Николая Мирликийского 9 мая, Освящение церкви Богородицы Десятинной в Киеве 12 мая 996 г., 374 первое Перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 20мая (1072) г., Перенесение мощей Феодосия 31 мая (1091 г.), Успение св. Владимира 15 июля, Мучение свв. Бориса и Глеба 24 июля. В некоторых списках встречается под 15 апреля память праправнуку св. Владимира, Мстиславу Владимировичу (1076–1133), 375 который впоследствии никогда не почитался святым. Во всех Прологах 1-й редакции читается в день успения св. Владимира ПрЖ-2. Под 24 июля помещено Сказание о мучении свв. Бориса и Глеба, основанное не на Начальном своде или «Повести временных лет», а на предшествовавшем им Древнейшем своде. 376 Характерной особенностью 1-й редакции является обязательное наличие отдельных сказаний о перенесении мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая в 1115 г. и 20 мая в 1072 г., 377 а также двух чтений св. Феодосию: Успение 3 мая (1073 г.) и Перенесение его мощей 31 или 30 мая (1091 г.). Статьи о перенесении мощей святых князей составлены по «Сказанию чудес» и летописным статьям 1072 и 1115 гг. Успение Феодосия составлено по житию, написанному преп. Нестором, 378 а рассказ о перенесении мощей – по статье 1091 г. «Повести временных лет». Рукопись F. п. 1. 47 входит в небольшую группу Прологов 1-й редакции, сохранивших древнюю черту византийских Синаксарей: тропари праздников и богослужебные указания. 379 Это рукописи РНБ ОР, Соф. 1324 (без русских памятей, конца XII в.), 380 знаменитый Лобковский пролог ГИМ, Хлуд. 187 (1262 г.) 381 и Соф. 1325 (XIV в.) 382 – все тома на сентябрьскую половину году. Пролог на мартовскую половину года, БАН, 4.9.31 (Финляндские отрывки, XIII в.), 383 сохранился только в небольшом отрывке, памятей русским святым под этими днями нет. Богослужебные указания в Прологах есть только для византийских, точнее, константинопольских праздников. Таким образом, хотя F. п. 1.47 относится к середине XIV в., он все равно является представителем архаической традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родом Торопчанин, богатый купец; пострижен при жизни преподобного Антония. Подвергался сильным искушениям от бесов в затворе. Сказание о нем у преподобного Нестора (Викторов, Патерик Печерский, стр. 13). Память 14 февраля. Мощи в Антониевой пещере. Часть мощей перенесена в Торопец игуменом Кудина монастыря Иосифом в 1711 г., и положена в Благовещенской церкви. 83. Преподобные отцы Авраамий и Феофил чудотворцы Почивают в Антониевой пещере. Житие их не известно. 84. Преподобный Сисой постник В каноне называется «просиявшим в посте». Мощи в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 85. Преподобный Никита и Лаврентий затворник О преп. Лаврентии упоминает черноризец Поликарп в послании к Акиндину (Викторов, Патерик Печерский, стр. 86). О преподобном Никите ничего не известно. Мощи обоих в Феодосиевой пещере. Память 28 августа. 86. Преподобные отцы Феофил и Пимен постники Преподобный Пимен был игуменом с 1132 года до 1141 года. При нем подвизались св. князь Святоша, преподобные Спиридон и Никодим. Спиридон при нем пострижен. Кальнофойский пишет о мощах его: «кости св. инока Пимена». О Феофане ничего не известно. Память Пимена, почивающего в пещере Феодосиевой, 28 августа. 87. Преподобные отцы Онуфрий и Анатолий О жизни их ничего не известно, только Кальнофойский называет преподобного Онуфрия «старцем и чудотворцем», а канон Печерский – «любителем молчания». Мощи его в Антониевой пещере. Память 21 июля. 88. Преподобные отцы Исаия и Сильвестр Кальнофойский называет Исаию «старцем трудолюбивым». Ум. 15 мая, 1115 года. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., май, стр. 106). Память преподобного Сильвестра 2 января. Мощи обоих почивают в Антониевой пещере, а житие их не известно. 89. Преподобный Прохор лебедник Родом из Смоленска. Он не ел хлеба, а собирая лебеду, растирал ее и готовил из нее хлеб и тем питался. Во время сильного голода он кормил нуждающихся тем же хлебом из лебеды и давал им золу вместо соли; то и другое оказывалось приятным на вкус. Сказание о нем помещено в послании черноризца Поликарпа к Акиндину (Викторов, Патерик Печерский, стр. 116). Ум. 1103 г. февраля 10 (Словарь Ист. о Росс. Св., стр. 234). Память 10 февраля. Мощи в Антониевой пещере. 90. Преподобные отцы Иосиф и Агафон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

227 Ростовско-Суздальское княжество заключало в себе губернии: Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую. Костромскую, Вологодскую, части Олонецкой, Тверской и Московской. 229 «Разжигаемый любовью Божией, более чем огнём, ты, отче, обходил города и сёла в Ростовской и Суздальской области, разорял идольные капища, созидал церкви и научил народы петь: слава силе Твоей, Господи!» ( Песн. 4 ). «Благодатью Св. Духа ты до конца истребил оставшееся в Русской (Ростовской) земле идольское нечестие и явился крепким поборником православия» (Пес. 3). Эта служба составлена или поправлена при ц. Иоанне, так как молятся в ней за царя. Минея на май, Μ. 1646 г. 233 Пролог 15 мая. Здесь сказано: «преставися в л. 6597 (1089), на второе лето по освящении церкви Печерской·. Ошибка в годе. Ркп. святцы: «преставися в л. 6597; обретены же быша мощи его в л. 6672 (1164) м. мая в 15 д.». День кончины – неизвестен. 236 Ркп. житие св. Исаии. В Несторовом житии пр. Феодосия после приведённых нами слов о св. Исаии, читается по спискам; «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар». Эти слова важны как отзыв древности о св. Исаии; но они не принадлежат пр. Нестору, жившему не далее 1115 года. Причтение Исаии к святым последовало в 1164 г. По ркп. житию: «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и покланяются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца, преносит оттуда в 1274 г. и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подаёт исцеление». Первым архиепископом Ростова был в 1390 г. Феодор; след. полное житие написано в XV в., а не в XIII, как полагает издатель. Память св. Исаии в святцах устава XVI в. у Толстого I. 113. 239 Пролог 15 мая. О пр. Евфросине писал охотник до сонных грёз о. Василий; описание его написано самым высокопарным слогом, до того, что по местам не доищешься смысла в словах. Оно в ркп. XVI в. Синод. б. 634. 240 «Вселися безмолвствовати наедине в л. 6933». Так сказано в списке жития Моск. дух. акад. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

128 Нестор в житии Феодосия; ркп. житие св. Исаии в минее Макария, в кратком и распространённом виде издано оно в правосл. собеседнике 1858 г. 1, 434–450. Здесь сказано, что св. Исаия поставлен в игумена в 1062 г., но преп. Варлаам скончался в 1065 г. см. о нем 19 ноября. 129 Нестор – там же; Поликарп о Никите. В ркп. житии сказано, что св. Исаия посвящен в епископа в 1077 г. митр. Иоанном. Но ни то, ни другое не верно. Иоанн был митрополитом 1080–1089 г., а в 1068 – 1079 г. был митрополитом Георгий. 130 Собр. л. 1, 74–77. 5. 143–145. 7, 338–340. Руднева ист. ересей и расколов рус. цер. 7–25. Μ. 1838 г. Летопись поставляет событие под 1070 г. Но оно рассказано здесь по связи с другим подобным. Ян, сын тысяцкого и сам тысяцкий мог собирать дань именем Святослава на Белоозере только тогда, как Святослав 1073 г. сел в Киеве, взяв белозерскую и ростовскую области взамен черниговской, отданной Всеволоду. 131 Ростовско-суздальское княжество заключало в себе губернии: ярославскую, владимирскую, нижегородскую, костромскую, вологодскую, части олонецкой, тверской, и московской. 133 «Разжигаемый любовию Божиею, более чем огнем, ты отче обходил города и села в ростовской и суздальской области, разорял идольские капища, созидал церкви и научил народы петь: слава силе твоей, Господи»! (Пес.4). «Благодатию св. Духа ты до конца истребил оставшееся в русской (ростовской) земле идольское нечестие и явился крепким поборником православия». (Пес.3). Эта служба составлена или поправлена при ц. Иоанне, так как молятся в ней за царя. Минея на май. М. 1646 г. 137 Пролог 15 мая. Здесь сказано: «преставился в л. 6597 (1089), на второе лето по освящении церкви печерской». Ошибка в годе. Ркп. святцы: «преставился в л. 6597, обретены же Быша мощи его в л. 6672 (1164) м. мая в 15 д.» День кончины – неизвестен. 140 Ркп. житие св. Исаии. В Несторовом житии пр. Феодосия, после приведенных нами слов о св. Исаии, читается по спискам: «и тамо со святыми чтут его, приять бо от Бога чудотворения дар». Эти слова важны как отзыв древности о св. Исаии: но они не принадлежат пр. Нестору, жившему не далее 1115 года. Причтение Исаии к святым, последовало в 1164 г. По ркп. житию: «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и покланяются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 15 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца, переносит оттуда в 1274 г. и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подает исцеление». – Первым архиепископом Ростова был в 1390 г. Феодор; след. полное житие написано в 15 в., а не в 13, как полагает издатель. Память св. Исаии в святцах устава 15 в., у Толстого 1. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был небольших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пимена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, соединенная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святителя. Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора. В настоящее время гробница святителя Никиты находится в храме во имя святого апостола Филиппа, где пребывает в северном приделе во имя святителя Николая. Память святителя совершается 31 января/13 февраля, в день преставления, и 30 апреля/13 мая, в день обретения мощей (1558 год). Май 15 Исаия Печерский, преподобный Преподобный Исаия в числе других Киево-Печерских святых подвизался в XI — начале XII вв. Основным подвигом жизни преподобного Исаии, которым он угодил Господу, было безмолвие и неутомимый труд, за что и именуется «преподобным старцем трудолюбивым»; в службе общей преподобным святым Киево-Печерским Исаия прославляется как «горлица пустыннолюбная». Ему вместе с Онуфрием и Сильвестром приписывается дар угашать страстные бесовские прилоги. «Онуфрий молчания любитель, Исаия горлица пустыннолюбная, с Сильвестром блаженным, триплетенная вервь на бесы, от нихже нанесенные страстные прилоги до конца удавивше, имут дарования и иным пособствовати, тем все их величают» (песнь 9, ст. 5). Кончину преподобного Исаии относят к 15 мая 1115 года. Мощи преподобного почивают в Антониевой пещере или в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Жизнь преподобного Исаии не описана в Патерике, и нет особой службы. Празднование преподобному Исаии совершается 15/28 мая, 28 сентября/11 октября и на второй неделе Великого поста. Исаия, епископ Ростовский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

У Кальнофойского он так обозначен: «преподобный старец Исаия трудолюбивый». – Это дает видеть, что подвигом жизни, которым пр. Исаия угодил Господу, был неутомимый труд, продолжавшийся и в старости. Он блаженно почил, мая 15-го 1115 г. Память его совершается в обители 15 мая по общей минее. 142 Преставление пр. Евфросина псковского Родители пр. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне псковского края. 143 Они желали, чтобы вступил он в брак: но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом по любви к безмолвию удалился он на р. Толву и в 30 вер. от Пскова, построив себе келью стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 г. 144 Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келлию на другом берегу Толвы: но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его. 145 Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось: по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трех святителей, с теплым приделом во имя пр. Онуфрия. – Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе, и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери келлии своей, а упросил постричься где-либо в обители. – По той же строгости к себе не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединенно. Благоговейные ученики почтили места уединенной молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградою обители, говорит о том же. 146 Мысли подвижника о общежитии, а частью и жизнь его видим в завещании его. – Здесь писал он: «Вот я раб Божий, инок Евфросин, еще при жизни моей установляю о монастырской жизни, об усадьбах и постройках и о всем вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010