Ф. Исторический и хроно­логический опыт о посадниках новгородских. М., 1821), все-таки должно допустить мысль о знаменитости Алфановых. 947 После сего показание «сказания», будто Алфановы скончались в 1115 г., на­добно признать неудачной догадкой. Что это догадка, видно и по самому показанию – и по сличению со святцами. 948 Отенские святцы: 1718 г. «мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, и образы их на гробе на доске написаны; чудеса есть; память июня в 17 д.». Здесь о времени жизни ни слова нет. С 1775 г. стали праздновать память праведников 4 мая ( Макарий (Миролюбов) , архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1). 949 Ркп. сказ. о чудесах Антония. В «История Российской иерархии» архим. Ам­вросия (Орнатского) о времени Анании – ошибка, которую повторяет и о. Макарий ( Макарий (Миролюбов) , архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде). 950 Но был подменен умершим, заспанным на груди матери своей, подложившей его к груди другой женщины во время сна ее и присвоившей себе ее младенца – живого... 951 ДоброхотовВ.И. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849 (да­лее – Доброхотов В.И. Памятники древности во Владимире Кляземском. – Ред.). Ркп. сказание о жизни и чудесах св. кн. Глеба у Царского 455, писанное в 1702 г. 953 См.: Соловьев П. Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, со времени завоевании Константинополя турками. СПб, 1862). 954 О них см.: Сабинин М.П. Полное жизнеописание святых грузинской церкви. СПб., 1871; Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви, также Иверских и сла­вянских. СПб., 1855–1868 (в житии святой мученицы царицы Кетевани, 13 сентября). 955 Стих об Анике с повестью см. в: Летописи русской литературы и древности/Н. Тихонравов. В 5 т. М., 1859–1863. Т. 1. 956 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV; Воло­годские епархиальные ведомости. 1864, 1865. В книге чудес: «оный Преосвященный (Павел, 1717–1725 г.), ревнуя по Господе Вседержителе обретающегося во граде Во­логде. Прежде отца Галактиона (сент. 24) в Духове монастыре службу, стихиры и канон сладкопесниве вчинити повеле и молебная на гробе (прп. Иосиф) петь благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После него продолжались иногда Строители, а иногда Игумены. Приписных Сойгинскому монастырю дворов половничьих и скотских было 14, а работников служительских и половничьих 126 мужского пола, земли 60 четвертей в поле, а в двух потому же, сенокоса на 10.200 пудов. Пустынь сия по Штатам 1764 года оставлена была на своём пропитании, но в 1791 году по Указу Синодскому упразднена и церкви обращены в приходские волостные. Ныне из оставшихся монастырских зданий там находятся: 1) каменная соборная женская ЦЕРКОВЬ холодная; 2) каменная ЦЕРКОВЬ Рождества Богородицы тёплая; 3) каменная КОЛОКОЛЬНЯ; 4) небольшая каменная, во имя Великомученицы Екатерины, ЦЕРКОВЬ в коей под спудом почивают и мощи Преподобного Симона, основателя этой пустыни. Соколова пустынь Каширская мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Коломенской, ныне Тульской Епархии в уездном городе Кашире. Крестьян было за этой пустынью 36 душ. Сокольницкий Николаевский монастырь Девичий упразднённый, находился от Великого Новгорода к востоку от земляного большого вала в 1 версте, на горе Сокольей, стоящей на равнине, лежащей между речкой Левошней и Феодоровским ручьём. Когда основан, неизвестно; а существовал ещё в начале XII столетия, как видно из жития св. Сокольницких чудотворцев; и хотя в рукописном Летописце Новгородском сказано, что в 1389 году заложена деревянная церковь во имя Святого Чудотворца на Сокольей горе и монастырь девичий устроен: но надобно полагать, что учреждение этого монастыря было уже не первоначальное, а токмо возобновление оного после какого-либо несчастного приключения, уничтожившего оный. При переписи 1615 года были в этом монастыре две ЦЕРКВИ: 1) каменная во имя Св. Николая Чудотворца; 2) с трапезой деревянная во имя Воскресения Христова. До Штатов 1764 года было за ним 67 душ крестьян, по Штатам же положен в 3 классе степенью 1. В 1775 году, в исходе Июня, весь выгорел. Игуменья с сёстрами переведена в упразднённый Михалицкий девичий же монастырь; а в 1781 году, по прошению Настоятеля училищного Антониева монастыря остатки каменных строений отданы на сооружение в оном Антониеве ограды на 149 саженях около учительских покоев от ворот набережных к библиотеке. В 1786 году, Марта 5 дня, Именным Указом велено этот Сокольницкий монастырь соединить с 2-классным девичьим Евфиминым и из обоих составить один под названием Духов в Духове монастыре. См. Духов Новгородский. В Сокольницком монастыре почивали мощи пяти братьев, Посадников Новгородских, по прозванию Алфановых 46 , которые по сгоранию монастыря перенесены в Антониев монастырь. См. Историю Российской Иерархии, ч. III, стр. 137. Они преставились в 1115 году; мощи их обретены в 1162 году, память совершается 4 Мая по особенной книжице. Сокольский Преображенский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При Соборной церкви в приделе во имя Преподобного Антония Римлянина, почивают Св. его мощи, обретенные в 1597 г. июля 3 дня, в кипарисной раке: а в приделе во имя Св. Иоанна Богослова, почивают мощи под спудом Преподобных пяти братий Сокольницких Чудотворцев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, преставившихся в 1115 году, а обретенные в 1162 году мая 4 дня, в которое число с 1806 году и память им совершается в сей обители. – Сии Святой мощи перенесены в оный монастырь в 1775 году из уничтоженного Сокольницкого девичьего монастыря. В монастырь сей бывает ежегодно крестный ход из Новгорода в первую пятницу после Петрова дня, учрежденный в 1597 году в память обретения в сем году мощей Преподобного Антония Римлянина. Здесь находится Семинария, учрежденная в 1720 г. и снабденная библиотекой Преосвящ. Феофаном Прокоповичем , Архиепископом Новгородским. Архимандрит монастыря сего носит мантию с багряновидными скрижалями, священнослужение отправляет на коврах, с рипидами и осеняльными свещами, притом с следующей отличностию: входит в церковь пред литургией с звоном, и когда прикладывается к Св. иконам, поют: достойно есть; в алтарь входит и исходит в царские врата без епитрахили; по первом выходе с Евангелием поют среди церкви: Приидите поклонимся; на великой выход не исходит, а принимает Святой дары в царских вратах. Антониев Сийский Троицкий мужеский 2-го класса степенью 34, Архангельской Епархии от города Холмогор в 92 верстах; основан Преподобным Антонием в 1520 году на небольшом острове озера, называемого Михайлово, из коего мимо монастыря протекает в Двину река Сия. В монастыре сем находятся ныне следующие здания: 1) Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы; в ней на правой стороне стоит рака, над мощами Преподобного Антония, почивающими под спудом, на левой же стороне придел во имя сего Преподобного; 2) церковь теплая во имя Благовещения Пресв. Богородицы; 3) церковь над вратами во имя Препод. Сергия; 4) церковь деревянная во имя Св. Николая; 5) колокольня с боевыми часами; 6) кельи для приезда Архиерев и знатных посетителей, настоятельские и братские.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К-5349. Л. 78). Корпус песнопений князьям-страстотерпцам уже по спискам XII в. состоит из 24 стихир, 2 канонов, 3 кондаков с икосом, седальна и светильна. Мн. песнопения обнаруживают зависимость от СЧ в его первоначальном составе 70-х гг. XI в. (Поппе) или даже в его редакции после 1115 г. (Е. В. Антонова). Количество и состав стихир (3 группы подобнов на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I (в 40-х гг. XI в.), так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. 122. Л. 111 об.). Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. 384. Л. 100 об.) Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. 384. Л. 100 об.) Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. 3), однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета , их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины (Июль. Л. 181-191). В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус песнопений малой вечерни). Тропарь 2-го гласа: «              » (в Типиконе 1610 г. указываются 2 тропаря - 2-го гласа на великой вечерне, а на малой - тропарь 4-го гласа «        »). Канона 2: 1-й 4-го гласа (ирмос: «      », нач: «        »), 2-й 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «              »); они предваряются воскресным каноном Божией Матери 2-го гласа. Кондак, глас 3-й «          ». В Минеях (МП) под 2 мая помещена полиелейная служба Б.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Библ., вып. I, XXVI). 1109 Владыка Никон, вероятно, – бывший Коломенский, «хирот. 18 нояб. 1502, из игум. Павлова Обнорского мит-ря; в янв. 1504 отрекся и вскоре удалился в Кириллов Белоезерский» (Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 1030; А. И., т. I, 114, стр. 169–170; сравн. Воскр. летопись, П. С. Р. Л., т. VIII, стр. 242, где поставление на епископию отнесено к 1 мая 1502 года). 1110 Старец Гурий Тушин (бывший игумен кирилловский) † 8 июля 1525 года (Рукоп. Соф. библ. 1461, л. 190 об.; Рукоп. И. Публ. Библ., Погод. 1554, л. 23). 1111 (Старец) Герасим, ученик Гурия Тушина † 20 июля 1526 года (Рукоп. Соф. библ. 1451, л. 190). 1112 Старец Амфилохий (тот ли?) † 30 декабря 1526 года (Рукоп. Имп. Публ. Библ. 1554, л. 23 об.). 1113 Герасим Замыцкий, архим. Симонова монастыря, с 1520 по 1526, по словам П. М. Строева, † на покое в Иосифове монастыре (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 150). Кирилловский синодик противоречит этому известию. Рукописную псалтырь инока Герасима Замыцкого см. в Рукоп. И. Публ. Библ. II., F 111 (Опис. рукоп. библ. гр. Толст., отд. I, 139). 1115 Здесь разумеется, очевидно, владыка ростовский, ярославский и белозерский Иоанн, «хирот., 9 февр. 1520 из архим. Симоновских» и занимавший кафедру «до 1525» года? (Сравн. П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 332). Он † 29 марта 7037–1529 года (Рукоп. И. П. Б. Погод., 1554, л. 23 об. – О рукописи см. в книге А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. I, XXVI). 1117 «В лето 7041 (1533) месяца апреля (в) 30 день на память святого апостола Иакова преставись старец Герман в Кирилове монастыре» (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод. 1554, л. 25). 1118 «В лето 7041 мая 5 преставися Иона резанец» (приписка скорописью на л. 190 об. в Рукоп. Соф. библ. 1451). 1119 Мартемьян слепой, старец, преставился в 7041 году, 13 августа (в Кирилове монастыре). (Рукоп. Соф. библ. 1451, л. 190 обор.). 1120 Филофей, старец, ученик Гурья Тушина преставился в 7045–1536 году 31 октября, «во вторник вечер» († вероятно, в Кириллове монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

271 По Месяцеслову Остромирова Евангелия пам. Константина, в иночестве Кирилла, 14 февр. так и в других древних памятниках, напр: в Еванг. XIII в. – у Румянцева (Опис. 173). Сего числа он и скончался. Память Мефодия и вместе с ним Кирилла в древнее время праздновали у нас без всякого сомннения, 6 апр., когда св. Мефодий скончался. Так по древнему Житию его (в Москвит. 1843 г. стр. 434, 425). 272 В Прологах слав, краткое житие св. Вячеслава читалось, по крайней мере – в 12 в., именно под 28 сентября. Ибо древний повествователь о св. Борисе и Глебе пишет: «помышляше бо себе богоблаженный Борис мучении св. Никиты и страсти св. Вячеслава». (Востоков в Опис. Муз. стр. 693, 454. Журн. Минист. Просв. 1839 г. ч. 12). А вместе с тем соединилась память св. Людмилы в 16 д. сентября. 273 Положен окт. 1. в Обиходе 13 в. (Описание Музея стр. 404). В греческих месяцесловах нет сего праздника, от того нет и во многих наших ркп. Храм Покрова Богоматери во Пскове постр. 1352 г. в Новгороде 1310 г. Храм и чудо от иконы в 1418 г. (Карамз. 4. пр. 357. 5, пр. 137). 274 Нестор в Житии К. Бориса и Глеба: Соф. Врем. Под 1019 г. Воскр. Лет. у Арцыбыш. 1, 217. В Месяцеслове при Евангелиях 1164 г и 1270 г. положено 24 июля «страсть св. Бориса и Глеба», хотя 5 сентября показано: «страсть св. страстотерпца Христова Глеба», последнее день убиения св. Глеба (Востокова Опис. Муз. 171–174). 275 Нестор: а) в Житии свят. Бориса и Глеба; б) в Летоп. 1072. г. Далее Соф. Врем. о 1072 г. Воскр. Лет. 1,204. В Месяцеслове при Еванг. XIII в. мая 2 пренесение мощ. св. Бориса и Глеба. Нестор в Житии не сказал, что с сего времени установлен праздник пренесения мощей: в Соф. Врем. Воскр. Лет. 1,215. другое Житие Князей древнее, но неизвест. сочинителя, ясно говорит о том. Следует еще заметить: а) в Соф. Врем, странная ошибка о лице М-та. Сперва прямо сказано, что был при сем М. Георгий и Епископы, а потом: «приступив М. Иоанн со пресвитеры». Очевидно, Временник слил два случая, и то, что говорит Нестор об открытии мощей, отнес к перенесению мощей. Отсюда же б) произошло, что Времен. говорит: «повелеша откопати перст – откопаше изнесоша от земле», тогда как по Несторову жизнеописанию раки святых с 1020 г. стояли в храме. в) Нестор в Летописи говорит, что кроме М. Георгия были при перенесении мощей Епископы Петр Переяславский и Михаил Юрьевский. Соф. Времен. и Воскр. Лет. 1203. упоминает еще о Неофите Черниговском и Никите Белгородском тогда как Никон. Летоп. 1165, называет Белгородского Епископа Стефаном и прибавдяет Иоанна Холмского. Последнее, без сомнения, ошибка: тогда еще не существовало Холма (Киев. Лет.). Но имя Белогор. Епископа верно в Никон. Лет., а не в Соф. и Воскр. Ибо Никита Белогор. был на перенесении мощей в 1115 г. (Киев. Лет. стр. 6). См. пр. 261 и 262.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 2Пет.1:14–15 ). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною ( Ин.21:18–19 ). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь». О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду ( Деян. 9:15 ) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 . В Священном Писании рассказывается о людях, давно ушедших. От времени, когда писались священные книги, нас отделяют тысячелетия. Тот уклад жизни, обычаи, нравы, природа, климат, история совершенно непохожи на наши. Экзегет должен посвятить время и силы, чтобы изучить все исторические и бытовые реалии той далекой эпохи. Дилетант смотрит на библейскую жизнь сквозь призму современности и потому часто ошибается при самочинном толковании. Приведу пример. В синоптических Евангелиях говорится, что Спаситель наш совершил пасху со своими учениками в самый день праздника: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? ( Мф. 26:17 . Праздник опресноков соединялся с пасхой (см.: Исх. 23: 15 ). А святой евангелист Иоанн Богослов говорит, что Господь вкушал с апостолами пасху накануне праздника: Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу… ( Ин. 13:1 . Сколько дилетантов успело соблазниться этим местом, не имея элементарных знаний жизни людей того времени. Никакого «противоречия» здесь нет. В то время было два способа отсчета суточного времени – еврейский (день начинался с вечера) и греческий (началом дня была полночь). Евангелисты-синоптики указывают время Тайной вечери по-еврейски, а святой евангелист Иоанн Богослов по-гречески, потому что он писал Евангелие в греческом городе Эфесе. Любители находить «противоречия» в Священном Писании должны помнить, что из знания Писания и реальной жизни, которая в нем запечатлелась, бесконечно скудны по сравнению со знаниями священных писателей, которые буквально наизусть знали библейские тексты, написанные их предшественниками. Учащиеся школ, которые стали возникать в первом столетии до Р.Х., по программе, о которой говорится в Мишне, с пяти до десяти лет изучали наизусть все пять книг пророка Моисея. Изучение начиналось с книги Левит, затем следовала книга Чисел и Второзаконие, после запоминалась книга Исход, а последней изучалась книга Бытия. К десяти годам память школьника удерживала все главы Пятикнижия. Кроме них изучались наизусть отдельные места пророков и псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Блаж. Феофилакт толкует это место Евангелия так. «Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедывать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не «умрет», в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: «если Я хочу, чтобы он пребыл», понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: «чтобы он пребыл, пока приду», лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн» (Толкование на Евангелие от Иоанна). Кто все-таки управляет этим миром: Бог, или диавол? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В священных новозаветных книгах слово мир употребляется в двух значениях: 1. космологическом и 2. духовно-нравственном. 1 . Мир Божий, космос, сотворенный премудрым Творцом, вся вселенная. Этот мир имеет свои законы и непреходящую красоту. Его имел ввиду Господь, когда сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» ( Мк. 14:9 . Мир этот любит Бог настолько, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 . Бог – Владыка неба, земли и преисподней, т. е. всего тварного мира. Об этом говорит псалмопевец: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138:8–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В болезни старшего сына не унывайте. Жизнь наша имеет только одну цель – спастись. Иногда Господь через болезни и немощи уберегает людей от гибельных опасностей (в том числе от тяжелых нравственных падений). Болезни временны, а жизнь в Царстве Небесном – вечна. « Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» ( 2Фес. 2:16 ). Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вам надо сократить молитвенное правило, пока не изменятся ваши жизненные обстоятельства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: « Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее ( Мф. 2:27 ), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении». Духовная жизнь требует внимания к себе. Всегда есть опасность расслабиться и впасть в другую крайность – нерадение. Поэтому надо определить правило по силам и точно его выполнять. Главное – избавиться от раздражительности, уныния, страха и мнительности. Надо помнить, что Бог любит нас больше, чем мы себя. Молитвенное правило не самоцель, а средство стяжать духовные плоды: душевный мир, радостное упование на спасение, чувство благодарения к Богу, потребность делать людям добро. Наше общение с небесным Родителем не может ограничиться утренними и вечерними молитвами. Оно должно быть постоянным. В любую минуту нашей жизни должна быть память о Боге. Чувства, которые мы при этом испытываем (благодарение, покаяние, надежда на помощь), молитвенно соединяют нас с Господом. Постоянной внутренней молитвой можно восполнить недостаток возможности продолжительного стояния на молитве. Батюшка, что делать, когда наступает такое состояние, что не хочется молиться?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010