Христиане никогда не признавали и не могли признать культа императоров, каким бы гонениям их за это ни подвергали. Высотою учения, чудотворениями христиане и подрывали авторитет жрецов языческих, и сокращали их практику. А чистотою, святостью своей жизни они обличали язычников, живших распущенно. Вследствие этого христиане являлись в глазах пергамлян отступниками от религии предков, политическими изменниками, людьми, которые дерзали презирать то, что для язычников было величайшей святыней. Все это вооружало против себя фанатическую чернь, жрецов, верховную светскую власть. Не раз беззащитные христиане подвергались здесь жестокому гонению. В одно из таких гонений был умерщвлен „верный свидетель“ Христов Антипа 1112 . Это был мужественнейший мученик в Пергаме 1113 . За ревностное исповедание веры он был сожжен во внутренности раскаленного медного быка 1114 . После его смерти христиане собирались на месте, где совершилось мучение 1115 . Память этого священномученика Антипы в православной Церкви празднуется 11 апреля. Но христианам Пергама приходилось бороться не только с этим внешним врагом, но и внутренним тонким, менее заметным и более опасным. Языческая жизнь, отличающаяся искони весельем и изнеженностью, блазнила многих. Трудно было природному пергамлянину воздерживаться от участия в веселых и шумных языческих оргиях, различных церемониях, от посещения театральных зрелищ, которыми славился Пергам, от идольских жертв. К этому отчасти их могли склонять и заботы о своем здоровье, потому что жертвы Эскулапу и Гигейе были предохранительными и лекарственными средствами от различных болезней. И действительно, некоторые из христиан были вовлечены в этот водоворот языческой жизни 1116 . Таким образом, если христианам Смирны приходилось преимущественно бороться с Иудеями, то христианам Пергама преимущественно приходилось бороться с язычниками. Кроме того, среди христиан здесь были лжеучители Николаиты, соблазнявшие многих своим лжеучением 1117 . Сарды 1128 – древний и богатый город Лидии, бывшая столица царей лидийских и резиденция известного своим богатством царя Креза, были расположены на северном склоне горного хребта Тмолус 1129 , на расстоянии 540 стадий от Ефеса 1130 , в 33 милях от Фиатир и в 28 милях от Филадельфии, в плодоносной равнине, орошаемой золотоносной рекой Пактолом 1131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Екатерина II считала именно его «виновником миссионерских беспорядков в Сибири» и смотрела на святителя как «на фанатика и гонителя» (Там же. С. 1108, 1115). До нее доходили слухи о жестоком обращении П. с монастырскими крестьянами (напр., когда архиерейский эконом архим. Иакинф вызвал своими действиями бунт, для успокоения к-рого пришлось применять военную силу). В записке, поданной в 1763 г. митр. Димитрию (Сеченову) и обер-прокурору кн. А. С. Козловскому , императрица писала: «Сии слухи подтверждены ему [курьеру Кропотову] и от губернатора Соймонова с прибавлением еще многих дел, в коих, по советам эконома, архиерей беззаконно поступал. Его преосвященство им показался таковым, как его почти все в Тобольске разумеют, то есть (оставляя сан его, к которому почтение оказывать должность обязует): мало достойным его звания, а дела его, сколько из разговоров с губернатором и прочими приметить было можно, великой хулы достойны. За малые, а по его, или советника его (коим он всем без изъятия верил) мнению, великие проступки наказывал отлучением от церкви; к тому же великие принуждения делает в пострижении в монахи своим подчиненным, употребляя к тому телесные наказания, и все делает, как ему нравится, хотя то и законам противно» (цит. по: Там же. 10. С. 1262-1263). Среди духовенства о П. сохранилась память как об архипастыре «суровом»; по «старому обычаю» вдовых попов и диаконов он старался ссылать в мон-ри и постригать в монахи, мирян за «неправильные» браки отлучал от Церкви. Все это вызывало недовольство правлением П., однако соответствовало духу времени и методам, воспитавшим его самого. Служение архиерея пришлось на переходный период, когда выявилась несогласованность в действиях гражданской и церковной властей по отношению к расколу и по др. вопросам. Вместе с тем франц. астроном аббат Жан Шапп д " Отрош (1722-1769), посетивший Тобольск в 1761 г., отзывался о П. как «о человеке, исполненном нравственности, всегда готовом на помощь несчастным, хорошем латинисте, вежливом в обращении, но не верившем в движение земли и суровом в своих религиозных требованиях» ( Иконников.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Являются ли «принципы анархизма сугубо христианские»? Русский анархизм подчеркнуто атеистичен. М.Бакунин (1814–1876) одну из главных своих работ назвал «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867). В ней много грубых и нелепых нападок на христианство. Взгляд до карикатурности упрощен. При чтении может возникнуть впечатление, что вождь движения, в которое было вовлечено немало образованных людей, совсем не знаком с историей христианства: «К тому же история показывает, что священники всех религий, за исключением преследуемых, были союзниками тирании. И даже преследуемые священники, хотя они и боролись против притеснения властей, и проклинали их, разве они не дисциплинировали своих верующих и не приготовляли тем самым элементы новой тирании? Каким бы ни было духовное рабство, оно всегда будет иметь своим естественным последствием рабство политическое и социальное. В настоящее время христианство во всех своих формах, вместе с вытекающей из него доктринерской и деистической метафизикой, которая в сущности не что иное, как замаскированная теология, несомненно является самым большим препятствием на пути освобождения общества». Князь П.Кропоткин (1842–1921) также был отпавшим от традиции своих предков. Его взгляд на религию – типичные воззрения позитивиста второй половины 19 века. Он не признает авторитет Священного Писания. «Несколько дней спустя, пришел ко мне очень уважаемый в окрестности седой священник с двумя влиятельными раскольничьими наставниками. – Потолкуйте с ними хорошенько, – сказал он мне. – Если у вас лежит к тому сердце, так вы идите с ними и с Евангелием в руках проповедуйте крестьянам… Вы сами знаете, что проповедовать… Никакая полиция не разыщет вас, если они вас будут скрывать. Ничего другого не поделаешь. Вот какой совет я, старик, могу вам подать. От этой роли я, конечно, наотрез отказался. Я откровенно сказал им, почему не могу стать новым Виклифом. «Не могу я говорить «от Евангелия», когда оно для меня такая же книга, как и всякая другая. Ведь для успеха религиозной пропаганды нужна вера, а не могу же я верить в божественность Христа и в веления Божьи» («Записки революционера»). Во что же верил предок великих князей Смоленских: «Люди жаждут бессмертия, но они часто упускают из виду тот факт, что память о действительно добрых людях живет вечно. Она запечатлевается на следующем поколении и передается снова детям. Неужели им мало такого бессмертия?» («Записки революционера»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поклонники И. Сталина утверждают, что он был верующим. Мнение это придумано и не имеет никаких фактических данных. Законно спросить: как верующий христианин мог создать один из самых бесчеловечных режимов? Миллионы расстреляны и замучены в лагерях. Почти полвека шла работа по реабилитации невинно осужденных. В архиве есть документ, от которого становится страшно. Это секретная книга, подготовленная Главным управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР «Работа с несовершеннолетними и безнадзорными» (ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 28. Л. 14–17). В ней говорится: «В настоящее время в системе ГУЛАГа действуют 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа. С момента решения ЦК ВКП(б) и СНК через трудовые колонии пропущено 155 506 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 68 927 судившихся и 86 579 не судившихся». Через ГУЛАГ за пять лет пропущено 155 506 подростков! Для взрослых существовали: Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР), Бамлаг, Берлаг, Безымянлаг, Белбалтлаг, Воркутлаг (Воркутинский ИТЛ), Вятлаг, Дальлаг, Джезказганлаг, Джугджурлаг, Дмитровлаг (Волголаг), Дубравлаг, Инталаг, Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Кизеллаг, Котласский ИТЛ, Краслаг, Локчимлаг, Норильсклаг (Норильский ИТЛ), Озерлаг, Пермские лагеря (Усольлаг, Вишералаг, Чердыньлаг, Ныроблаг и др.), Печорлаг, Печжелдорлаг, Прорвлаг, Свирьлаг, СВИТЛ, Севжелдорлаг, Сиблаг, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Таежлаг, Устьвымлаг, Ухтпечлаг, Ухтижемлаг, Хабарлаг. Хочется спросить поклонников И. Сталина: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан. И. Сталин принес горе миллионам людей. Нет необходимости в статистике. Достаточно прикоснуться к тем документам, в которых запечатлелись страдания. Анна Ахматова писала: «Я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом» (Реквием. Вместо предисловия). До самой смерти сохранялось у нее мучительная память о пережитом:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

23 августа 2008 года при огромном стечении православного народа в кафедральном Свято-Петро-Павловском соборе г. Симферополя состоялось прославление в лике святых дивного угодника Божия. Божественную Литургию возглавил приснопоминаемый Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Неисчислимое множество чудес совершалось и совершается ныне у многоцелебных мощей великого светильника Церкви Христовой! Глубоко убеждены: память Архиепископа Гурия должна быть достойно увековечена в Крыму, и в частности в Симферополе – городе, ставшем для него поистине родным. Примечания См. архивные дела из фондов ГАРК 26, 118; Ишин А.В. Светильник земли Таврической: новые архивные материалы об Архиепископе Гурии (Карпове) //Крымский Архив. – 2003. – 9 – С. 68–81. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1115, л. 8. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 775, л. 51. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 964, л. 1. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 604, л. 166. Таврические Епархиальные Ведомости. – 15 апреля 1882. – 8. – С. 387. Иванов А. Преосвященный Гурий, Архиепископ Таврический и Симферопольский (Краткий очерк его служения в Таврической епархии)//Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. – Одесса: Тип. А. Шульце, 1883. – Т. XIII. – С. 243. ГАРК. Ф. 118, оп. 1,д. 1445, л. 4. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1429, л. 1. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1184, л. 1. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 775, л. 6. Находилось в селе Преслав Берлинского уезда. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1115, л. 2. Слова и речи Высокопреосвященного Гурия, Архиепископа Таврического. – Симферополь, 1883. – С. 108. ГАРК. Ф. 26, оп. 1, д. 26631, л. 7. Гермоген, Епископ Псковский и Порховский, Бывший Таврический и Симферопольский. Таврическая епархия. – Псков, 1887. – С. 173–174; Протодиакон Василий Марущак. Архиепископ Гурий (Карпов) //Крымский Архив. – 1999. – 5. – С. 99. Нельзя не отметить, что, прикасаясь к обширному и многогранному наследию Святителя Гурия, вновь и вновь как бы невольно ощущаешь себя причастным великой православной традиции, великой православной цивилизации, ведущей свою многовековую историю от Первого Рима к Риму Третьему – Святой Руси. Митрополит Иларион и Нестор Летописец , Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Феофан Грек и Андрей Рублев, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский , Иннокентий (Борисов) и Гурий (Карпов) , а также многие, многие другие столпы Православия – не они ли формировали и формируют доныне те самые «истинные ценности», которые мы порой, подобно евангельскому блудному сыну, ищем где угодно, только не в своем доме?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Церковь во имя святых князей Бориса и Глеба на р. Льте (Альте). Худож. И. Гнедич. Гравюра М. Рашевского. 80-е гг. XIX вв. (ГПИБ) Церковь во имя святых князей Бориса и Глеба на р. Льте (Альте). Худож. И. Гнедич. Гравюра М. Рашевского. 80-е гг. XIX вв. (ГПИБ) О церковной деятельности В. В. имеются лишь отрывочные сведения. Возможно, именно ему принадлежал замысел создать епископию в Смоленске, до конца доведенный в 30-х гг. XII в. уже его внуком - смоленским кн. св. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем ; но первым шагом на этом пути было дарование В. В. Переяславскому еп. Симону (в юрисдикции к-рого тогда находился Смоленск) холма в Смоленске под кафедральный храм и заложение князем на нем ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В посмертной похвале В. В. в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, к-рый «не щадяше именья своего… цьркви зижа и украшая» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 294). Кроме уже названных смоленского Успенского собора и Предтеченской ц. в Киеве сохранились известия о построении им в 1117 г. Борисоглебской ц. на р. Льте (Альте) под Переяславлем (Русским) - месте, где, по преданию, погиб св. кн. Борис (В. В. любил бывать здесь, здесь и скончался), и дубового кафедрального собора в честь Успения в Ростове (сгорел в нач. 60-х гг. XII в.), в меру Успенского собора Киево-Печерского мон-ря в память об исцелении В. В. через золотой пояс варяга Шимона (см. Симон варяг , прп.), к-рым (поясом) отмерялись размеры Печерского храма (КПП. Слово 4). По археологическим данным, В. В. после 1115 г., вероятно, построил еще каменную ц. Спаса на Берестове под Киевом ( Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 23. 32). Автор похвалы вменяет в заслугу В. В. «велику веру… к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу». Известно о том, что по повелению В. В. в 1102 г. раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей св. князей в 1115 г. «комары», в к-рых были установлены раки, благодаря В. В. были украшены кованными по золоту и серебру изображениями св. князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и проч. В киевское княжение В. В. и, очевидно, не без влияния с его стороны была создана окончательная редакция Сказания о святых Борисе и Глебе.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

356 См. Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока (M., 1997. Т. 3. С. 568.) с ссылкой на «Книгу, глаголемая: Описание о российских святых, XVIII в., в библиотеке Киево-Софийского собора». Память 18 июля. 357 Упоминается в Ипатьевской лет. под 1113 г., вместе с Даниилом Юрьевским, с которым одновременно был поставлен на кафедру: «томъ же лт (1113) поставиша епископа Данила Гургеву а Блугороду Микиту» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 277). (В тот же год (1113) поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгород – Никиту.) При описании торжества, связанного с перенесением мощей Свв. Бориса и Глеба упоминается в одном ряду с епископами «поп Никита Белгородский». Всего два года, прошедших со времени поставления одноименного владыки в Белгороде, позволяют предположить тождество этих двух лиц из летописи. «В лто 1115 митрополитъ Микифоръ съ всими епископъу съ Фектистомъ Черниговьскъумъ с Лазаремъ Переаеславьскъумъ с попомъ Никитою Блогородьскъумъ и с Данилою Гурьговьскъумъ и съ игуменъу с Прохоромъ Печерьскъумъ и съ Селивестромъ святаго Михаила и Сава святаго Спаса и Григории святаго Андраг Петръ Кловьскъуи и прочии игумени и освятиша церковь каменую» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 280). (В год 1115 митрополит Никифор со всеми епископами: с Феоктистом Черниговским, с Лазарем Переяславским, с попом Никитой Белгородским, с Даниилом Юрьевским и с игуменами Прохором Печёрским, и Сильвестром Святого Михаила, и с Саввой Святого Спаса, и Григорием Святого Андрея, Петром Кловским и прочими игуменами освятили церковь каменную.) 358 Упоминается в Ипатьевской лет. в числе епископов, членов собора, избравшего митрополитом Киевским Климента Смолятича (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 341–342). 359 Упоминается в Ипатьевской лет. под 1187 г. в связи с венчанием сына князя Рюрика Ростиславовича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 658). Под 1190 г. там же сказано, что «Того же лта преставися епископъ Блогородьскии Максимъ Рюрикъ же в него мсто постави епископмъ тца своего духовнаго игоумена святаго Михаила Андрагна Въудобъучиского» (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666) (В этот же год преставился епископ Белгородский Максим. Рюрик же на его место поставил епископом отца своего духовного игумена монастыря Святого Михаила Адриана Выдобичского.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий святитель предстательством своим пред Господом много раз оберегал землю нашу от вражеских нападений и почитается как небесный покровитель Москвы и всей земли Русской. Труды: Окружное послание по поводу наступления Великого поста или Поучение игуменом, попом и диаконом//Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844. – Ч. 2. – С. 73–84. Поучение «игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным Христианом»//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880. – Т. 6, стб. 159–164. Поучение Петра митрополита всея Руси к епископом, и попом, и архимандритом, и игуменом, и дьяконом, и ко всем православным крестьяном//Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. – СПб., 1860–1862. – Вып. 4. – С. 186–188. Поучение Петра митрополита отца вашего епискупа ли, священника слушати во всем// Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I-II. Поучение Петра митрополита//Христианское чтение. – 1909, июнь-июль. – С. 1109–1115. Поучение Петра митрополита, егда препретферьскаго владыку Андрея во сборе// Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I-II. Поучение Петра митрополита//Христианское чтение. – 1909, июнь-июль. – С. 1109–1115. Поучение Петра митрополита ко князю великому Димитрию и к смерти его, и к братии его, и к епискупу, и к боляром, и ко старым, и ко младым, и ко всем христианом//Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1917. – Т. 2, 1 половина. – С. 119–120, прим. 4. Ярлык хана Узбека митрополиту Петру в 1315 г. (составлен по записке святителя митрополита)//Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. – 1842. – С. 112–118. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – T. 2. – С. 1–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– «Сказания и повести о Куликовской битве, М., Наука, 1982, с. 346–47»). 4 . «Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского». Автор не знает элементарного исследовательского принципа: отсутствие какого-либо факта в том или ином документе не является аргументом против достоверности этого факта, а лишь поводом для изысканий и объяснений. Житие преподобного Сергия было написано Епифанием Премудрым в 1418 г. и в 40-е годы того же столетия было переработано Пахомием Лагофетом. Текст состоит из нескольких десятков страниц. Он не вместил и сотой доли того, что совершил великий святой. Приведу только три примера. В Житии, составленном Епифанием Премудрым , ничего не говорится о миротворческих делах преподобного Сергия, которые оказали влияние на процесс объединения русских княжеств под властью Московского великого князя Димитрия Иоанновича. Так в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Константиновича повиноваться великому князю Димитрию Иоанновичу, требовавшему возвращения ему Нижнего Новгорода. Преподобный Сергий примирил с великим князем Московским и Рязанского князя Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сношения с врагами русской земли. Димитрий Иоаннович, следуя заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примирению. В 1385 году смиренный игумен пешком отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Рязанский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и заключил с великим князем мир. Не сказано и том, что преподобный Сергий был восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Даже духовная князя скреплена подписью преподобного. В ней был навсегда установлен порядок владения великокняжеским престолом: власть великокняжескую должен был наследовать старший сын. 5 . Лев Рудольфович пишет: «В синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби)». Неужели автор никогда не слышал, что святые значатся не в синодиках, а в патериках? С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После сего прошло много времени, и мать преподобного проведала от некоторых людей о месте его пребывания. Взяв с собою все необходимое для путешествия, она пришла к тому месту на берегу реки Толвы, где жил преподобный. Подошедши к его шалашу, она стала просить его, говоря: — Дорогое чадо мое! Утешь старость матери твоей, покажи мне ангельское лицо твое, не дай мне со скорбью сойти в могилу, где почивают и отцы наши. Чрез щель святой Евфросин увидел мать свою и, узнав ее, сказал ей: — Не скорби, мать моя, уйди отсюда и не утруждай старости твоей. Если ты желаешь увидеть меня здесь, то не увидишь уже в той жизни. Иди же в монастырь и, подвизаясь, спаси душу твою. Так и не достигла мать преподобного исполнения своего желания. Со скорбью она ушла от него, поступила в один из монастырей и, проводя дни свои в благочестивых подвигах, оставалась в нем до самой кончины своей. Преподобный же Евфросин, доблестно и славно проведши жизнь свою, преставился ко Господу Память преподобного отца нашего Ахиллия, епископа Ларисийского Сей преподобный жил в царствование императора Константина Великого и происходил от благочестивых родителей. Предавшись благочестивой и богобоязненной жизни и изучив светские науки и высшую философию, он украсил себя всякими богоугодными деяниями, почему и поставлен был епископом верхней Ларисийской Фессалии для христиан, обитавших во всей Элладе. Присутствуя на Вселенском соборе в Никее он обличил Ария и его единомышленников Возвратившись затем снова в Ларису, он разрушил много идольских капищ, изгнал из бесноватых бесов и совершил великое множество других чудес. Кроме того, он вновь построил церковные здания и богато украсил их, после чего с миром отошел из этой жизни В тот же день память во святых отца нашего Исаии епископа Ростовского, преставившегося в 1090 г. В тот же день убиение святого благоверного царевича Димитрия, Московского и всея России чудотворца, в 1591 г. В тот же день память преподобного Исаии Печерского чудотворца, скончавшегося в 1115 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010