Братья же заперли ворота и никого не впускали, как повелел блаженный, и сидели возле тела его, ожидая, когда разойдутся люди, чтобы тогда и похоронить его, как он сам повелел. И немало бояр пришло и стояло перед воротами. И вот по воле Божьей затянуло небо облаками, и пошел дождь. И разошлись люди. И тотчас же перестал дождь и засияло солнце. И так отнесли Феодосия в пещеру, о которой мы говорили прежде, и положили его, и, запечатав гроб, разошлись, и весь день пребывали без пищи.    Умер же отец наш Феодосий в год 6582 (1074) — месяца мая на третий день, в субботу, как и сам предсказал, после восхода солнечного. Августа, 14. Нестора, инока монастыря Печерского, слово о п...    «Когда умножаются праведники, веселится народ», — сказал премудрый Соломон. Обычай ведь есть в божественный праздник торжества духовного ликованию предаваться богоименитым людям, по словам премудрого Соломона: «Праведник, если и умрет, — жив будет, и души праведных в руке Божьей». Прославляет Господь славящих его, как воистину этого блаженного и доблестного мужа, высокого житием, чудного добродетелями, неутомимого в чудесах, блаженного Феодосия. Соблаговолил Бог явить своего угодника, что воистину и свершилось по воле божьей через восемнадцать лет после преставления преподобного.    В 6599 (1091) году все иноки пречистой Печерской лавры, собравшись вместе со своим наставником игуменом, единодушно порешили перенести мощи преподобного Феодосия.    Подобает за это хвалу принести им: Воистину блаженны отцы, и мудро решение ваше. О, Богом собранный совет! О, постнический великий собор! О, пречестное воинство! О, благое объединение, ведь сбылось на вас изречение Бога Отца, сказавшего: «Что может быть лучше и прекраснее, чем единение братии». Воистину добр замысел ваш, отцы, громогласнее трубы слова решений ваших. С истинным своим пастырем пожелали быть всегда вместе, — нельзя было не восклицать: «Лишены мы отца и учителя!» И все, как едиными устами, сказали: «Возьмем честные мощи любимого отца нашего Феодосия, не подобает нам быть без пастыря, а пастырю не подобает Богом порученных ему овец оставлять, чтобы страшный зверь не пришел и не разогнал стадо Христово словесных овец; пусть придет пастырь в свою ограду и цевницею духовной божественно вострубит, пусть пастырская свирель оградит нас от нападения коварного зверя и блюстителя жизни нашей и ангелов-хранителей призовет». И все единогласно друг другу говорили: «Подобает нам, братья, всегда пред очами своими честную гробницу отца нашего Феодосия видеть и достойное поклонение всегда ему творить, как истинному отцу и учителю. Негоже лежать преподобному отцу нашему Феодосию вне монастыря и церкви своей, потому что он основал ее и черноризцев собрал».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О Голутвинском монастыре, л. 977 об. О монастыре Высоком (Серпуховском), л. 978. О св. Алексие Митрополите, желавшем поставити Преп. Серия па митрополию Московскую, л. 980. О посещении Богоматери Преп. Сергия, л. 983 об. О пришедшем епископе видети Преп. Серия, л. 986. О видении огня, л. 991 об. О преставлении Преп. Никона игумена, л. 1000 об. О видении св. Серия с братией на пении, л. 1001. об. О видении Митрополита Алексия и св. Сергия с ним, л. 1002. Молитва к Преподоб. Сергию, л. 1027. О чудесах Преподоб. Сергия, л. 1001 об. Ноября в 17-й день житие св. Никона ученика бывша блаженного Сергия, сведено вкратце, л. 1029–1044 об. Нач. «Сей блаженный и богоносный отец Никон рождение имеяше град Юрьев зовом.» В 26-й день. Житие и жизнь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, л. 1045–1058 об. Нач. «Сей бяше сын Заведеев и матери Саломии, яже беяше дщи Иосифа Обручника.» – Преставление Св. Иоанна Богослова, л. 1059. Нач. «Той Святый Иоанн Богословец бе от Вифсаиды, сын Заведеев жидовина.» – В той же день слово о юноше, его же спасе Св. Иоанн Богослов, л. 1060. Нач. «Пришед великий ученик Христов Иоанн Богослов во град Асийский.» – Слово Св. Иоанне Богослове, како изучил человека писати иконы, л. 1062–1065 об. Нач. «Есть градец мал отстоящ Царя града близ. В том бе некий детищ мал.» – Св. Иоанна Златоуста слово похвальное Св. Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, л. 1067–1074 об. Нач. «Паки нам от небес прииде един великий Богослов Иоанн» – Июля в 9-й день и Сентября в 26-й день – повесть о Святых мученицах пяти дев черноризиц, иже Павлом отцем мучени быша, л. 1075–1078 об. Нач. «Поведа нам некий отец глаголя: бысть, рече, некий пресвитер жительствуя в горе некоей.» В 27-й день. Преставление Преп. Савватия начальника Соловецкого острова, нового Чудотворца, л. 1079–1084. Нач. «Бысть убо во дни благочестивого и Великого Князя Василия, сына Васильева Владимирского и Московского.» Полное житие его писано месяца Августа в 8-й день с Зосимом вместе. В 28-й день. Житие и жизнь, и подвиги Преп. отца нашего и исповедника Харитона, л. 1085–1104 об. л. 1051. Нач. «Мнози учительства, иже благо и яко Богови любезно поживших образи.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Преп. Феодосий стал принимать в свой монастырь всех вообще русских людей, не исключая и самых простых, при условии только непременного расположения их к монашеской жизни. Таким образом, в пещерном монастыре скоро собралось до 100 иноков. Преп. Феодосий, собравший столь многочисленное братство, ввел в своем монастыре строгий устав, по образцу греческого студийского устава. Он же, с благословения преп. Антония и с разрешения великого князя Изяслава Ярославича, перенес монастырь с первоначального местонахождения его (т. е. где ныне Дальние пещеры) на близлежащую гору, на то место, где он и ныне находится. Последние свои заботы о благоустройстве Киево–Печерского монастыря преподобные Антоний и Феодосий выразили тем, что в 1073 г. заложили каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Потом же 1073 г. скончался преп. Антоний, а 3–го мая 1074 г. умер и преп. Феодосий. Устройство великой каменной монастырской церкви продолжали преемники преп. Феодосия – печерские игумены: св. Стефан, св. Никон и св. Иоанн. Строили ее греческие мастера, которые привезли с собою и икону Успения Божией Матери, составляющую доселе величайшую святыню Киево–Печерской Лавры. В 1077 г. церковь была готова вчерне. В 1083 г. прибыли новые греческие мастера, которые начали украшать церковь печерскую внутри мозаикою, фресками и иконами. В писании икон для Великой Лаврской церкви принимал участие и русский ученик греческих мастеров, инок печерский – преп. Алипий иконописец. К 1089 г. отделка церкви была закончена и 14 августа того же года храм был торжественно освящен Киевским митрополитом Иоанном. Этим и закончилось первоначальное устройство Киево–Печерской Лавры. Краткий очерк истории Киево–Печерской Лавры В течении многовекового, более чем восьмисотлетнего своего существования Киево-Печерская Лавра пережила много важных перемен. Жизнь ее протекала в тесной связи с историей русской церкви и русского народа. В истории ее можно подмечать следующие пять периодов: 1) 1089–1240 г.г.; 2) 1240–1340–1386 г.г.; 3) 1340–1386–1686 г.г.; 4) 1686–1786 г.г.; 5) 1786 до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

1) В 1056 году Великий Князь Киевский Изяслав Ярославич по прошению Преподобного Антония повелел отвести гору над пещерой для устроения монастыря, названного после ветхим. 2) Брат его Великий Князь Киевский Святослав Ярославич в 1073 году определил собственную свою землю, в довольном пространстве, на построение большой каменной церкви и монастыря, где ныне Лавра, и при заложении той церкви прежде всех своими руками начал ров копать, и пожаловал на строение 100 гривен злата; а в 1074 году при кончине Преподобного Феодосия приходил он с сыном своим Глебом к нему ради получения у него благословения, и по прошению Преподобного, обещал иметь неусыпное попечение о монастыре Киево-Печерском. 3) В 1107 году Великий Князь Киевский Михаил Святополк Изяславич, тесть Болеслава Кривоустого, Короля Польского, после победы 12 Августа над Половецкими Князьями Боняком и Шураком, близ города Лубен одержанной, приходил в Печерской монастырь, для принесения Богу благодарения за победу, уверяя, что ходатайством Богоматери и тёплыми молитвами Преподобных Печерских та победа одержана, что и в других случаях оный Великий Князь исполнял без упущения. 4) В 1130 году Князь Георгий Симонович, тысяченачальник и Великороссийский Наместник Суздальский, сделал сребро-позолоченную раку для мощей Преподобного Феодосия, употребив на то 50 гривен злата и 500 серебра. 5) В 1158 году Супруга Великого Князя Киевского Глеба Всеславича, дочь Князя Ярополка Изяславича, АНАСТАСИЯ, пребыв во вдовстве 40 лет, при кончине завещала деревни со всем имением в Печерский монастырь, в котором и погребена того же года 3 Января в церкви, близ гроба Преподобного Феодосия. 6) Великий Князь Киевский, АНДРЕЙ Георгиевич Боголюбский чрезвычайное имел усердие к сему монастырю. Он, переселившись из Суздальского на Великое Княжество Киевское, подтвердил данной в 1159 году Грамотой Ставропигию Киево-Печерской Лавры, повелел подчинить оной монастыри: Киевский Пустынно- Николаевский, Брянский-Свенский, Новгород-северский Спасский и Черниговский Елецкий; и даже пожаловал Лавре город Васильков, на реке Стугне, со всеми вокруг лежащими землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1073 В «Иудейской войне» (I, 33, 7) Ахиаб назван племянником Ирода. 1074 Судя по дальнейшему содержанию «Иудейских древностей» и по «Иудейской войне», речь здесь должна идти о Филиппе, брате Архелая и сыне Ирода. 1075 Ирод скончался в возрасте 70 лет. 1076 Диадема — головная повязка, на Востоке издревле считалась знаком царского достоинства. 1077 Лохаг — командир лоха (отряда), очевидно, в те времена соответствовал римскому центуриону. 1078 Таксиарх — командир отряда, колонны в тысячу воинов (во времена Александра Македонского). 1079 Хилиарх — командир отряда в тысячу воинов. Однако в данном случае, если сравнить с соответствующим местом из «Иудейской войны» (II, 1, 3), это военный трибун, возглавлявший когорту воинов (500—600 человек). 1080 Т.е. Малтаки. 1081 Гай был старшим сыном Агриппы от его брака с Юлией, дочерью Октавиана Августа, единственной от его брака со Скрибонией. От брака Юлии и Агриппы родилось пять детей, однако уже тогда Юлия увлеклась любовными похождениями и через несколько лет после кончины Агриппы Октавиан применил к своей распутной дочери суровые санкции закона о прелюбодеянии, отправив ее в ссылку, где она и скончалась. 1082 Т.е. Николай Дамасский. 1083 Т.е. стрелки из лука. 1084 В «Иудейской войне» (II, 3, 3) говорится о том, что 400 талантов из храмовой казны было расхищено римскими воинами во время грабежа, Сабин же забрал себе остальное. 1085 Грат был командиром гвардейской пехоты Ирода, Руф — кавалерии. 1086 По «Иудейской войне» (II, 4, 2), Симон был убит в бою. 1087 В «Иудейской войне» (II, 4, 3) Иосиф говорит о том, что все братья Афронта были взяты в плен. 1088 Гаю («Иуд. война». II, 5, 1). Именно Гай подавил мятежи в Галилее и захватил Сепфорис. 1089 В «Иудейской войне» (II, 5, 2) Иосиф фигурирует как троюродный брат Архелая. 1090 По «Иудейской войне» (II, 6, 3), — 400 талантов. 1091 В «Иудейской войне» (II, 7, 2) говорится, что помилование взамен раскрытия обмана Лже-Александру пообещал не сам Август, а Келад от имени императора. 1092

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

( < < back 1) ( < < back 2) битва происходила в 1066 г. на реке Альте; Альта — приток Трубежа, впадающего ниже Киева в Днепр с левой, московской стороны. ( < < back 1) ( < < back 2) 1068 г. ( < < back) 1067 г. ( < < back) начале мая 1069 г. ( < < back) был захвачен в плен путем нарушения крестного целования. Быть может прп. Антоний открыто обличал за это Изяслава, а последний мог в этих обличениях видеть причину возмущения киевлян. ( < < back) прп. Исаакия 14 февраля. ( < < back) скрыть местопребывание прп. Антония от Изяслава, который мог потребовать его выдачи. ( < < back) на Болдиных горах или Болдинский, в настоящее время Успенский Елецкий. Летописец не называет прямо прп. Антония основателем этого монастыря, и можно думать, что он построен учениками преподобного при его пещере. ( < < back) ( < < back) Строителю-Богу. ( < < back) молитва прп. Антония была подобна молитве судии израильского Гедеона (Суд.6:36–40). ( < < back) некогда св. пророк Илия (3 Цар.18:36–39). ( < < back) это помещено в Минеи-Четьи под 14 числом августа месяца. ( < < back) святом Иерусалиме, великом граде, нисшедшем с неба (Откр.21:10). ( < < back) местность в Царьграде. ( < < back) об этом явлении Богородицы см. под 14 числом августа месяца в сказании о создании печерской церкви. ( < < back) киевский 1073–1075 гг. ( < < back) при его преемнике Muxauлe VII Дуке, царствование которого падает на 1074–1078 гг. ( < < back) ( < < back) ( < < back) его совершается Церковью 18 июля. ( < < back) это сказание в Минеи-Четьи под 14 числом августа месяца. ( < < back) Еразм полагал, что лучше бы было это золото раздать нищим. Обуреваемый такими сомнениями он впал в отчаяние и стал жить беспечно; в такой жизни его и настиг лютый предсмертный недуг. ( < < back) блаженного Еразма 24 февраля. ( < < back) Страдание святого мученика Аполлония Сарды или Сардис находился в Лидии на левом берегу реки Гермоса. Он упоминается в Апокалипсисе в числе семи малоазийских городов, о которых св. Апостол Иоанн Богослов, живя в Ефесе, имел особое попечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Где о. Маккавеев? Ни слуху ни духу. Прощай. Прот Иоанн Сергиев. 13 Авг 1901. Игумении Таисии (Солоповой). 15 августа 1901. Кронштадт Добрейшая Матушка Таисия! Благодарю тебя за сердечное, дорогое для меня и для тебя письмо твое. Сколько в нем благодатного огня! Сколько святой любви к Богу, Богоматери, к сестрам, к своей должности и, наконец, ко мне грешному, не достойному твоей святой любви! Да воздаст тебе Господь за все твое добро. Я еду в Гдовский уезд в село Пенино на освящение двух престолов 1070 , оттуда проеду в Ревель на поднятие крестов на храм 1071 и 23-го Августа поутру буду обратно в Питер и на твоем Леушинском подворье буду служить Литургию 1072 . Благоволи в это время быть в Питере 1073 , – мне очень нужно видеться и переговорить с тобою. Дай Бог тебе здоровья, силы, благодушия и всякого утешения. Твой сын, Протоиерей Иоанн Сергиев. 15 Августа 1901 г. Игумении Варваре (Ивановской). 3 сентября 1901. Кронштадт 3 Сент . 1901. Кронштадт. Честная Матушка Игуменья Варвара! Письмо твое получил и прочитал. В отчете, касательно полученных тобою из Карповой Горы вещей, мною посланных 1074 , – есть большой недочет. Так, ты не уведомила, – сколько фунтов чаю ты получила для сестер, а это для меня знать очень нужно. Касательно других предметов тоже нет уведомления. Что касается хождения сестер в мой домик, то я желал бы ограничить посещение его и молитвы в нем. Для молитв есть храм. А то – из хождения в домик бывают смуты между сестрами и неудовольствие на тебя. Желательно было бы и совсем закрыть его, чтобы не было повода к неудовольствию и самовольных отлучек 1075 . Селенинов мне предъявляет требование в телеграмме своей на тысячу пятьсот рублей. Я платить ему за вас больше не буду, платите сами 1076 . А то вы меня втягиваете все больше и больше в долги. Я три тысячи заплатил за вас: этого с меня довольно 1077 . На покупку подворского места я деньги вышлю в свое время 1078 , а затем все остальные расходы принимайте на себя. – А что нужно, пишите мне. Одежда и обувь сестрам должны быть сшиваемы и отдаваемы своевременно, чтобы никакая сестра не ходила босою или в изношенных дырявых башмаках 1079 . Пасите сестер духовно; удовлетворяйте их духовную жажду молитвы, псалмопения, чтения слова Божия и книг душеспасительных, особенно житий Святых 1080 . Физический труд сам по себе. Все должны трудиться. Дело найдется для всех 1081 . Дай Бог, чтобы была святая любовь во всех и взаимный мир с довольством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

по р. Хр.; 22 июля в этом году (пасха 15 апреля) было, действительно, в первое воскресенье лета. – Следовательно, Савришо III был хиротонисан 5 августа 1061 г. В пятое воскресенье лета [=19 августа] новопоставленный католикос, как говорит Амру, возвратился в Багдад. Таким образом, „воскресенье третье лета“ – дата вполне надежная. – Скончался он, по Бар-Эврайе, „в день третий в нисане месяце 1383 г.“. В 1072 г. и 3-е, и 17-е апреля было во вторник (пасха 8 апреля, 16 раджаба). Вероятно, и здесь следует читать: „в день третий [в неделе, 17-го] в нисане“. Цифры у Амру (Assemani, III, 2, р. 652), несомненно, не совсем в порядке в этом отделе; но бесспорно то, что епископ Хормизд кашкарский (ср. „Хр. Чт.“ 1899, I, 346) получил известие о смерти Савришо и приглашение – быть местоблюстителем в понедельник в начале ша’бана (1 ша’- бана? 23 апреля?), и оно доставлено ему в Васит на третий день пути. Все это благоприятствует более поздней дате – 17 апреля. 201 Авдишо II, по анониму, at h ôryâ, так как, по Амру, был родом из Мосуля; его мирское имя было Abû-1-façl ibnu-l-ъâriç (е: „bar ъâгеç mauçlyâ“). Был рукоположен в католикоса, по Амру (Assemani, III, 2, р. 654) 1 раби’второго 467 г. в четвертое воскресенье обновления храма (23 ноября 1074 г.)., † 2 янв. 1041 г. селевкидов, в среду. 203 По Амру (Assemani, III, 1, р. 619), „Mokli filius“, след., „ibnu Muql i “ (араб. „muql“ fruit du palmier sauvage). У Бар-Эврайи он опущен; но (судя по 74) он, вероятно, назвал бы его „bar-Mъlâ“; быть может, в арабском источнике Бар-Эврайя читал не ,,mql“, а ,,m γl“, не с qâf, а с γауп. Поставлен был Элия II 5 шавваля 504 г. в третье воскресенье седьмицы воскресения 16 апреля 1422 г. селевкидов (1111 г., пасха 2 апреля) „in festo s. Jonae“ (Assemani, III, 2. p. 659), патриаршествовал 21 год 7 месяцев 20 дней [corr.: 21 г. 1 месяц 17? дней] и † в субботу 22 дзу-ль-ка’да 525, 17 окт. 1443 (1131 г.). 204 „brçuma“=Bar-çaumâ“ (у греков Βαρσομας) „сын поста“. О Таманоне (сир. „t h amnôn“, араб, „cûqu θamânîn“) см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Крупнейшая в мире монастырская библиотека открылась после реставрации 18 августа 2008 г. 16:54 Самая большая в мире монастырская библиотека открыта после четырехлетней реставрации, сообщает в понедельник агентство AFP. Библиотека монастыря бенедиктинцев в австрийском Адмонте серьезно пострадала от пожара в 1865 году и от действий нацистов в годы Второй мировой войны. На масштабную реставрацию помещения в 2004-2008 годах потратили 6 миллионов евро. Работы были частично профинансированы Евросоюзом. Теперь, по расчетам экспертов, библиотека сможет принимать по 70 тысяч посетителей в год. Монастырь в Адмонте был основан в 1074 году, а отделка библиотеки монастыря завершилась в 1776 году. Длина и ширина оформленного в стиле рококо помещения книгохранилища составляют соответственно 70 и 14 метров, а высота потолков — 13 метров. Одним из элементов отделки библиотеки являются потолочные фрески работы Бартоломео Альтомонте. На сегодняшний день в крупнейшей монастырской библиотеке хранятся примерно 200 тысяч книг, в том числе 530 ранних печатных изданий и 1,4 тысячи манускриптов. В коллекцию библиотеки входит Библия XI века. Помимо теологической и канонической литературы в библиотеке есть исторические и научные труды. Lenta.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449435.htm...

Малой Азии. здесь мученики пострадали в 305 или 306 году. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Святого мученика Ипполита житие его под десятым числом настоящего месяца. 249–251 гг. мученик Ипполит и святая мученица Конкордия пострадали в 258 г. 13 августа. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > < >< back) > Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского Феодосий Печерский преставился в 1074 году. открытии мощей прп. Феодосия. или металлическая доска, посредством удара в которую палкою или молотком призывались, до введения колоколов, верующие к богослужению в церковь. князь Киевский 1093–1114 гг. первый митрополит этого имени 1103–1121 гг. постриженник печерского монастыря. Отсюда он взят был великим князем Всеволодом Юрьевичем в игумены основанного им во Владимире Рождественского монастыря; затем Симон был поставлен первым епископом Владимирской епархии, отделенной от Ростовской в 1214 г. Симон скончался в 1226 г. после двенадцатилетнего правления. Из посланий епископа Владимирского Симона к Поликарпу, тоже постриженнику и впоследствии игумену печерского монастыря и из послания Поликарпа к Акиндину, печерскому архимандриту, содержанием которых служит ряд сказаний о печерских чудотворцах и о чудесах бывших в самом монастыре при построении его великой церкви, и составился знаменитый Печерский Патерик. старинная монета определенного веса (72–96 золотников), часто в виде слитка золота или серебра. цепь, которую в виде украшения носили на шее. или куманы — тюркское кочевое племя, жившее в X-XIII веке на юге России и отсюда делавшее набеги на пограничные города и селения Русской земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010