Вернуться 21 Александр Иванович Введенский (1904–1941) – поэт, драматург, детский писатель. Репрессирован в 1941 году и вскоре погиб. Юрий Дмитриевич Владимиров (1908–1931) – поэт, прозаик, детский писатель. Они оба, как и Н. Заболоцкий и Д. Хармс, входили в ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Вернуться 23 Самуил Миронович Алянский (1891–1974) – основатель издательства «Алконост», в котором выходили книги А. Блока, Анны Ахматовой, А. Белого, в 1929–1932 годах заведовал «Издательством писателей в Ленинграде», а последние тридцать лет своей жизни – художественный редактор Детгиза («Детской литературы»). Вернуться 26 Мария Вениаминовна Юдина (1899–1970) – пианистка. Поводом для ее увольнения из консерватории послужила неявка на работу в пасхальные дни 1930 г. Вернуться 29 Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) – игумен, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси. Вернуться 31 Митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961) – Экзарх Русской Православной Церкви в США, архиепископ Алеутский и Североамериканский. С августа 1947 года митрополит Рижский и Латвийский. Вернуться 32 Михаил Моисеевич Майслер (1903–1942) – редактор и детский писатель, одно время редактировал «Чиж». Вернуться 34 Игорь Вячеславович Огурцов (р. 1937) – организатор ВСХСОНа (Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа) в 1964 г. Был арестован в 1967 г. и осужден на 15 лет тюрьмы и лагерей с последующим отбыванием в ссылке еще 5 лет. После освобождения уехал за границу. Вернуться 37 Алексей Петрович Крайский, настоящая фамилия – Кузьмин (1891–1941) – поэт. Умер в блокадном Ленинграде. Вернуться 38 Ира Большая – двоюродная сестра А. И. Пантелеева Ирина Николаевна Кудрявцева (1904–1974). Вернуться Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

й) Сын Отечества, 1848 г., 11, стр. 1–78, статья Савельева-Ростиславича: «Разбор мнений М. Погодина о начале Руси (в защиту исторической правды и автора «Истории Русской Церкви»). к) Северное Обозрение, 1848г., т. I. Стр. 36–60. 1848 11. Святой Великомученик Димитрий Солунский и Солунские Славяне. (Чтения в Общ. Истор. и Древн., год 3, 1847–1848, книга VI). 12. Блаженного Иоанна Мосха Луч Духовный, в переводе с греческого языка. М. 1848. Второе издание, М. 1853 года. 1850 13. Послание Льва, Митрополита Российского, к Римлянам или Латинянам, об опресноках, со сведениями о сочинителе послания. (Временник, 1850г., кн. V). 14. Слова и Беседы, говоренные в Риге. М. 1850 года, 2 части. 1852 15. Историко-статистическое описание Харьковской епархии (выходило отдельно, в разное время; мы помещаем вместе). Отделение 1. Краткий обзор епархии и подробное рассмотрение монастырей. М. 1852 г. 266 стр. Второе издание, Харьков, 1859 г. 322 столбца. Отделение 2. Уезды Харьковский и Валкский. М. 1856 года. 334 столбца. Отделение 3. Уезды Ахтырский, Богодуховский, Сумский и Лебединский. М. 1865 г. 606 столбцов. Отделение 4. Чугуевские округи военного поселения. Уезды Змиевский и Волчанский. Харьков, 1857 г. IV и 336 столбцов. Отделение 5. Уезды Изюмский, Купянский и Старобельский. Купянские и Старобельские округа военного поселения. Харьк. 1858 г. IV и 462 столбц. Рецензии: а.) Вестник Русского Географического Общества. 1859 г., том 27, 10, отд. IV, стр. 31–43. б.) Известия 2-го Отд. Импер. Акад. Наук 1859 г., том VIII, вып. 1, стр. 58–59. 1854 В этом, равно как и в других годах «Воскресного Чтения» встречаем несколько бесед и слов Преосвящ. Филарета, но не указываем их отдельно, потому что они вошли в позднейшее издание его «Слов». Сличи: Слово в неделю 3 по пятидесятнице; слова в 16 д. Августа, в д. Воздвижения, в неделю 24 и беседы на псалом 50 (Воскресн. Чтение, 1854 г., 11, 19, 23, 31 и 47–50). 1856 16. Житие преподобного отца нашего игумена печерского Феодосия (х3 мая 1074), описанное преподобным Нестором, в переводе в переводе на современный русский язык. (Ученые Записки 2-го Отд. Импер. Акад.Наук. Спб. 1856, книга 2, вып. 2, стр. 129–192).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1073 Константин сослал Афанасия, не назначив ему преемника. В 337 г., когда Константин Великий скончался, Константин II объявил, что Афанасий свободен, добавив при этом, что он выполняет волю отца. В том же году Афанасий прибыл в Александрию. Однако формально никто решения Тирского собора не отменял, чем и воспользовались его враги. На формально свободную кафедру Александрии по представлению Секунда Птолемаидского избрали Писта, явного арианина. Однако эта кандидатура оказалась неудачной, и в 338 г. на соборе в Антиохии вновь подняли вопрос о замещении Александрийской кафедры. В отношении Афанасия применили постановление, в силу которого он осуждался как занявший кафедру без разрешения собора после низложения на другом соборе. В результате Афанасий был лишен и права на апелляцию. Епископом Александрии в 340 г. был избран Григорий, родом из Каппадокии (он получил образование в Александрии и одно время пользовался расположением самого Афанасия). Поскольку многие сторонники Афанасия противились его воцарению в Александрии, в архиерейской церкви Кирина, то епарх Египта Филагрий выделяет солдат для силового решения этого вопроса. Солдаты ворвались в церковь , но в ходе потасовки она загорелась. Беспорядки продолжались, и были проведены репрессии против наиболее яростных сторонников Афанасия. На соборе в Сердике в 343 г. было рассмотрено дело по обвинению Григория в этих беспорядках и пожаре церкви, но Григорий был признан невиновным. Он скончался 26 июня 345 г. 1074 Елена была дочерью трактирщика. Она стала первой женой Констанция Хлора и имела от него сына Константина. В 293 г. Констанций Хлор получил титул цезаря и вынужден был развестись с Еленой и жениться на Феодоре, падчерице августа Максимина Геркулия. Когда Константин стал императором, Елена заняла почетное место при дворе и получила имя Флавия Юлия Елена Августа. Елена была христианкой. Она умерла в 327 г. Она основала город Еленополь (бывш. Дрепан) в Вифинии. 1076 Лукиан совершил евхаристию, используя свою грудь вместо престола. Событие имело место, видимо, непосредственно перед смертью Лукиана, скончавшегося 7 января 312 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний († 1073. 10 июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосий (! 1074. 3 мая), «начальник общего жития монашеского в России», подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев... Преподобный Нестор летописец († 1114. 27 октября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий († около 1090 г. 14 февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г. 18 июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный († 1110. 7 августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским († 1108. 31 января); Прохор Лебедник († 1007. 10 февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер († 1071. 5 октября), великий целитель; Агапит († 1095. 1 июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый Праздник на возглас «Христос воскресе» ответствовали почивавшие в пещерах угодники; Никола Святоша († 1143. 14 октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Игорь Олегович (5 июня), убитый в 1147 г. киевлянами; Марк гробокопатель († в XII в. 29 декабря); Алипий († 1114. 17 августа), замечательный иконописец, «доброе извык хитрости иконней, иконы писать хитр бе зело», отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта), замученный в 1096 г. корсуньским жидом на кресте по образу Христа Спасителя. Спиридон и Никодим просфорники († XII в. 31 октября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворения; Арефа затворник († 1190. 24 октября), избавленный от греха любостяжания, и многие, многие, просиявшие в великой Лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Боротинский. ДОПРОСИЛ: Уполномоченный III-ro отд. СПО ПП ОГПУ СВК (Бартошевич) Архив Управления ФСБ РФ по Самарской области, фонд архивно-следственных дел. Д. П-17773. Т. 4. Л. 207–210. Примечание Боротинский Павел Арсеньевич родился в 1887– м году в г. Гавастгус (Финляндия). Окончил Петроградскую Духовную Семинарию. Принял сан священника. В 1918-м году переехал в с. Дивеево. До Августа 1922-го года служил в храме Дивеевского женского монастыря Арзамасского района Нижегородского края. В 1927-м году отделился от митр. Сергия (Страгородского) . Продолжал служение тайно. Поддерживал связь с ленинградскими и самарскими иосифлянами. Арестован близ Дивеево 29 Ноября 1931– го года. Проходил по делу самарских «непоминающих», а затем «Всесоюзного центра Истинное Православие». 14 июля 1932-го года приговорён коллегией О.Г.П.У. к 10-ти годам лагерей. Отбывал в Беломорбалтлаге. Постановлением Коллегии О.Г.П.У. от 22 Февраля 1933-го года из лагеря освобождён и выслан в Северный край на оставшийся срок. По дороге в ссылку бежал. Скрывался у монахинь б. Дивеевского монастыря, продолжая тайное служение. Арестован 03 Февраля 1938-го года. Перевезён в Москву. 15 Сентября 1938-го года Военной Коллегией Верховного Суда С.С.С.Р. к высшей мере наказания. В тот же день расстрелян. Похоронен в Бутово. Данный документ представляет особый интерес как подлинные Actae Martyros ХХ-го столетия. 1071 Сведения взяты из: Высшие и центральные государственные учреждения России XIX-haчaлa XX вв. (1801–1917). Т.1. 1072 Нейдгарт Алексей Александрович – в последней четверти XIX в. занимал должность Управляющего Канцелярией Московской Синодальной Конторы. Письмо приводится в авторском написании. 1073 Только в царствование Александра II был разрешен Архиереям выезд из епархий и то только на восемь дней. 1074 Где в течение двух веков в Правительственном high-life царствовал взятый с Запада принцип qúil faut tenir les popes ferme. Будущие поколения с изумлением прочтут летописи о малоумии предков. 1081 Архимандрит Михаил (Семёнов) – профессор С.-Петербургской Духовной Академии; открыто заявил о своих социалистических взглядах, опубликовав «Программу русских христиан-социалистов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отрыли ее во всю толщину городской стены. За нею насыпная земля, и неизвестно, что за сею. Шагах в 60 к северу от нее вставлен в стену на высоте большой камень с арабскою надписью в две строки, гласящею: здесь место, где сложены камни, годные для Харам-эс-Шериф. Пешие шли все археологи к камню с крестом, к греч надписи ΟΚΟΙ YΠΑΤ... …M+ у Гефсиманских ворот, и к другой ΝΟ ЕЕ... 1074 за ними. Домишко, продающийся на Via Dolorosa, как раз перед местом «Спазмов». За Дамасскими воротами нá конь, и домой. В садике у консула стакан чаю. Дома повторение оного и переписывание до ½ 12-го. Наверху отыскивание Нептуна. Как будто нашел его. Сырость там большая, а тут духота и пот, да и комар еще распроклятый. Пяток, 21 авг Встал до солнышка. Встащил с постели Иосифа, справился с термометром, умылся, Богу помолился, выпил стакан чаю, писнул строк десяток румелийских и был готов к выезду, который случился в 9 часов. Прохлада и всякая благостыня и неизбежный спутник Пифагор. Благополучно достигли своих владений и немедленно же направились к церкви, где выбрали фотографный «пункт», исправили свою махину и силком заставили фотографа своего сделать пробу. Между делами заглянули в церковь  и слазили на колокольню. Замарал и я руки свои серебром, чтобы поддержать излюбленную систему девлопировки 1075 , но убедился, что железо лучше орешка. Поел «купленного» винограду. Из 400–500 кустов своего собственного не уродилось ни одной кисти... вот как мы садовничаем! Побывал в Большом дому, еще прошелся до Иосифа и до церкви м Павлы. В 4 ½ часа отправились обратно, и без всяких напастей прибыли домой. Сейчас – обед, консул с письмом из Аз Д та, жалующегося, что Никодим победил оный своими 4/5-ми! Верят там, что на место Горчакова поступит граф Игнатьев. Таиб! Наверху астрономствует вся магометанская юная интеллигенция Эль-Кудса. Сегодня поочередно то в левом, то в правом глазе глумились надо мною, бедным, бедовые радужные треугольники и зигзаги. Усталость и дремота беспардонная. Суббота, 22 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

29-го августа 2 часа утра, переехав пролив, пошли в греческую церковь Иоанна Предтечи, где слушали литургию и служили молебна, и к мощам прикладывались преподобной Фекле. 1065 Церковь каменная, украшена лампадами сребренными. На местных образах, кроме лиц, покрыто сребром; посреде церкве висят три паникадила кристалных. Вышли из церкви, пошли к патриарху Иерусалимскому в дом, где у коего были на благословении. Потом подносили всем водки виноградной и кофию по чашки. После сего повел нас отец Димитрий, которой за переводчика у патриарха находится. Привел в сад нас патриарший подли дома его, находящи на горе, откудова видать весь город и прочия места. В коем ростут кипарисныя дерева и масличные, миндалные, лимонные и прочие, и разных цветов насеенно. Потом угощали нас обедным столом в бесетке. Подносили вотки и белым вином почивали, безпрестано поднося. Кушанье было: бобы турецкие, каша сорочинской пшены, 1066 маслины, белой хлеб, виноград свежой. После стола пошли ко владыки, поблагодаря его за угощение и получа два писма рекомедательныя на восми человек в Яфу и во Ерусалим митрополиту Мисаилу. 1067 Потом пошли через рынок на плошать, называемой Иподром, 1068 где видели египетскую пирамиду 1069 чрезвычайную величины с гиографами 1070 , из сероватаго мрамора, из одного камня обделаннаго, с высеченными выпукло с четырех сторон царскими и другими лицами. На педестале находится латынская и еллионогреческая надписи, свидетельствуют, что воздвигнут великим Феодосием. На углах основания медные толстые четвероугольные столбики, на коих и поставлена та ужасная (вышиною семь сажень печатных) пирамида, а шириною сажень печатная, 1071 со всех четырех сторон равно. Неподалеку стоит медный столб, свитой из трех змей, на головах возвышался в древния времена кумир Аполлонов, которому византийские еллены приносили божественную честь и жертвы. 1072 И еще столб, сделанный из болших обделанных камней. Он обит был некогда медью, коей теперь нет. 1073 Чрез одну улицу находится и мечеть Софийская, 1074 она находится близ дворцовых ворот. О Софийском храме пишет Дорофей, митрополит Монемвасийский, 1075 что в лето от воплощения Христова 531-е, в царствование греческаго царя Устиниана, 1076 на учрежденное некогда им конское ристание, т. е. иподром, 1077 б когда стеклось отвсюду великое множество народа, тогда в продолжение обыкновенно бывает между собою сражение. Более 35 000 лишились жизни, забавляющихся таковыми играми разнаго рода людей. По окончании ж сего самопроизвольнаго кровопролития Устиниан царь, возжелев убиенных и сокрушайся о их преждевременной смерти, помышлял, чем бы возмог умилостивить своего Создателя, раздраженнаго убивством. Пришло ему на мысль соорудить храм, могущей своим великолепием удивить вселенную. 1078

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископу Виктору не долго пришлось управлять Минской архиепископией в сокращенных пределах и трудиться над воссоединением униатов. 13-го мая 1796 года последовало высочайшее повеление Св. Синоду, которым он перемещался на Черниговскую епархию, архиепископом минским и волынским, коадъютором митрополии Киевской и слуцкого монастыря архимандритом назначался тогда же епископ феодосийский Иов (Потемкин), викарий екатеринославский. 1074 Архиепископ Виктор только 29 июня покинул г. Слуцк и отправился в Чернигов от трудов на покой. Слуцк с Святотроицким монастырем оставался кафедральным городом Минской архиепископии при новом архиепископе еще несколько лет, хотя указом 12 апреля 1795 г. минская кафедра переносилась в Минск. Но на деле это перемещение произошло в 1799 году при архиепископе Иове. 1075 Архиепископ Иов прибил в Слуцк 9 августа 1796 г. Первым вопросом, которым занялся новый минский владыка, был вопрос о воссоединении. На долю Иова, вследствие некоторых «неустройств» в деле воссоединения, досталось десятка полтора «развращенных» приходов, число которых увеличивалось новыми донесениями. Но этому деятельность преосвященного Иова направилась к ослаблению совращений. 1076 Действительно, по словам С. Г. Рункевича , время управления Минской епархией архиепископа Иова может быть названо временем прекращения совращений, но вместе с тем оно есть время прекращения воссоединения униатов с православием . Рост православия уже остановился и немногочисленные присоединения при Иове с половины 1796 г. можно считать отдельными случаями. В 1797 г. было присоединено только 6 приходов с 3000 душ, в следующем году 22 прихода и около 15 000 прихожан, но за то в 1799 г. только 2 прихода, в 1803 г. 1 приход и тем дело остановилось совсем. С 1795 г. по 1801 г. в Минской епархии по официальным донесениям присоединено 123 приходские церкви, 33 приписных, 41 часовня или каплица, при них священников только 32, прихожан 100 127 человек, из них в 1800 и 1804 гг. обращено только 3 церкви и две каплицы. 1077 Если иметь в виду, что 34 церкви присоединены в начале 1795 г., и вошли в состав 198 церквей, которые оставались в ведении минского архиепископа после отделения от его епархии двух новых епархий, то всех церквей с вновь присоединенными церквами с 1796 г. по 1799 г. в Минской архиепископии должно быть не больше – 284. При несколько изменившемся составе Минской епархии в самом конце XVIII в. их оказалось даже меньше, всего – 251 церковь . 1078

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В нескольких городах на пути в Москву существовали таможни, где иностранцев долго проверяли, прежде чем допустить к царю. Разумеется, с помощью этих мер пытались сократить число мошенников, привозивших в страну и фальшивые реликвии. Так что средневековые артефакты, хранящиеся даже в очень почитаемых местах, вполне могут быть исследованы учеными. Очень часто невозможно найти доказательства, что в такой-то обители хранятся артефакты, связанные с земной жизнью Спасителя, но средневековые летописи, записки паломников и иные документы могут помочь хотя бы отчасти установить время появления той или иной святыни. Например, нам хорошо известна судьба мощей преподобного Феодосия Печерского. Один из основателей Киево-Печерского монастыря скончался 3 мая 1074 года и был погребен в пещере. Его житие, написанное преподобным Нестором  — автором повествования о первых прославленных русских святых Борисе и Глебе — ничего не говорит о том, что в 1091 году были обретены его мощи. Зато об этом рассказывает летописная статья в «Повести временных лет»: «Когда я прокопал, послал я к игумену: „Приходи, вынем его“. Игумен же пришел с двумя братьями; и я сильно раскопал, и влезли мы и увидели лежащие мощи; суставы не распались, и волосы на голове присохли. И, положив его на мантию и подняв на плечи, вынесли его перед пещерой. На другой же день собрались епископы: Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, игумены из всех монастырей с черноризцами… и взяли мощи Феодосиевы, с фимиамом и со свечами. И, принеся, положили его в церкви его, в притворе, по правой стороне, месяца августа в 14-й день, в четверг, в час дня, индикта 14-го, года… И праздновали светло день тот». Этот летописный фрагмент, дошедший до нас во множестве списков, дает возможность четко атрибутировать время появления святыни и обстоятельства ее находки, но чаще всего историку приходится иметь дело со свидетельствами весьма неопределенными. Вот официальная историческая справка о дарах волхвов:

http://pravmir.ru/dary-volxvov-i-dary-ch...

4) Две книги Минеи месячной: за октябрь, писанная в 1096 г., и за ноябрь, писанная в 1097 г., находящиеся в Московской Синодальной типографской библиотеке. 5) Минея праздничная императорской Публичной библиотеки, XI – XII вв., без начала и конца, содержащая каноны праздникам и нарочитым святым за сентябрь, октябрь и ноябрь, по местам положена на ноты крюковые и служб русским святым не имеет. 6) Триодь постная Новгородской Софийской библиотеки, XI в., многие стихиры в ней с крюковыми знаками. Само собою разумеется, что почти все чинопоследования, изложенные в наших богослужебных книгах, были переведены с греческого. Но к концу XI в. явился на Руси и свой песнописец – преподобный Григорий Печерский, за которым не без причины осталось название творца канонов.Им могли быть написаны каноны в честь русским святым: святым Борису и Глебу, на перенесение мощей их 2 мая (1072), и преподобному Феодосию Печерскому – на успение его 3 мая и на перенесение его мощей 14 августа, а также и равноапостольному князю Владимиру, если только канон последнему не был составлен гораздо прежде по требованию обстоятельств.    Около 1051 г. переселились в Киев из Царяграда три греческие певца со своими семействами и от этих-то певцов началось в Русской земле, по выражению Степенной книги, ангелоподобное пение, именно: изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное демественное пение, получившее свое имя от так называвшихся доместиков (учителей, уставщиков пения в церкви, по-нынешнему – регентов). В чем бы ни состояли означенные виды церковного пения, введенные у нас греческими певцами, пришедшими при великом князе Ярославе, но нельзя отвергать, что переселение к нам этих певцов сопровождалось добрыми последствиями для Русской Церкви. Еще прежде 1074 г. мы видим в Киево-Печерском монастыре доместика Стефана, а около 1134 г. в Новгородском Юрьевском монастыре – доместика Кирика, которые, следовательно, управляли хорами певчих или были уставщиками пения в своих обителях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010