Икона находится в напольных киотах в храме в честь всех преподобных Печерских. Список с иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», написанный в 1913 г. Празднование в честь иконы в пятницу Светлой седмицы. Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери совершается 14(27) марта (в память о возведении на царство Михаила Феодоровича Романова) и 16(29) августа (в день явления ее князю Василию Костромскому). Перст святого апостола первомученика архидиакона Стефана († I) в серебряной раке. Киево-Барская икона Пресвятой Богородицы, чудесно обновившаяся в 1972 г. Список с Печерской Свенской иконы, написанный во 2-й пол. XIX в. Икона Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», подаренная Лавре царём Петром I, с частицами многих святынь. Икона Воздвижения Честного Креста Господня с частицей Крестного Древа. Список с иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица». Мощи в Ближних пещерах [ править править код ] Ближние пещеры В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Мощи в дальних пещерах [ править править код ] В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный. В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

В период послушничества Прохора, при настоятеле о. Пахомий, предприняты были в Саровской пустыни многие нужные постройки. В числе их на месте кельи, в которой болел Прохор, строилась больница для лечения недужных и успокоения престарелых и при больнице церковь о двух этажах с престолами, в нижнем – во имя свв. Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких, в верхнем – во славу Преображения Спасителя. Прохор, после болезни молодой еще послушник, был посылаем за сбором денег в разные места на сооружение церкви. Благодарный за свое исцеление и попечение начальства, он с охотой понес трудный подвиг сборщика. Странствуя по ближайшим к Сарову городам, Прохор был и в Курске, на месте своей родины, но не застал уже матери своей в живых. Брат Алексей, со своей стороны, оказал Прохору немалую помощь для построения церкви. Вернувшись домой, Прохор, как искусный столяр, построил собственными руками престол из кипарисного дерева для нижней больничной церкви, в честь преподобных Зосимы и Савватия. В течение восьми лет юный Прохор был послушником. Наружный вид его к этому времени изменился; будучи высокого роста, около 2 аршин и 8 вершков, несмотря на строгое воздержание и подвиги, он имел полное, покрытое приятной белизной лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные, густые брови, светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густой окладистой бородой, с которой на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он обладал большой физической силой, имел мужественное сложение, увлекательный дар слова и счастливую память. Теперь он прошел уже все степени монастырского искуса и был способен и готов принять монашеские обеты. 13 августа 1786 года с соизволения Св. Синода о. Пахомий постриг послушника Прохора в сан инока. Восприемными отцами его при пострижении были о. Иосиф и о. Исайя. При посвящении ему было дано имя Серафима (пламенный), и в братских ведомостях сказано, что он был пострижен в монахи на вакантное место в Гороховский Николаевский монастырь, в котором и числился значительное время, хотя никогда в нем не жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Преподобный Иосиф – монах Киево-Печерской лавры, живший в XIV в. и причисленный к лику местночтимых святых, память28 августа. К л. 18. ...дванадесят церковных мастеров... ихже сама Пресвятая Богородица послала из Царяграда в Киев. – По преданию, греческие мастера, строившие и расписывавшие Успенский собор, стали монахами Киево-Печерского монастыря и после смерти были погребены в церковном приделе, где долгое время хранились как реликвии их свиты и книги, о чем рассказывает «Слово о создании церкви Печерской» Симона, входящее в состав Киево-Печерского патерика. ...пили воду с Маркова креста... – Марк Пещерник – монах Киево-Печерского монастыря, живший в XI в. и выполнявший обязанности гробокопателя; причислен к лику святых, память – 29 декабря. «Слово о Марке Пещернике», созданное Поликарпом, входит в состав Киево-Печерского патерика. К л. 18 об. ...пошли в Феодосиеву пещеру. – Речь идет о Дальних пещерах, пещерном лабиринте под территорией Киево-Печерского монастыря протяженностью около 280 м с тремя подземными церквами (Рождества Богородицы, Феодосьевская, Благовещенская) и 45 захоронениями. Феодосий – один из основателей Киево-Печерского монастыря и его игумен (1062–1074). Житие Феодосия Печерского было написано Нестором в конце XI в. или в начале XII в., до канонизации святого (1108); оно послужило одним из основных источников Киево-Печерского патерика и позднее вошло в его состав. ...мощи святыя Иулиании-княжны... – Согласно первой версии, речь может идти о Юлиании – дочери великого князя тверского Александра Михайловича, которая была замужем за литовским князем Ольгердом Гедиминовичем. После смерти мужа она постриглась в монахини под именем Марины, умерла в 1399 г. и была погребена в Киевских пещерах. По второй версии, это может быть княжна Юлиания Ольшанская, жившая в первой половине XVI в. и умершая в возрасте 60 лет. Мощи Юлиании Ольшанской были обретены при архимандрите Киево-Печерского монастыря Елисее Плетенецком (1599–1624), когда у стены Успенского собора копали могилу. Канонизация святой состоялась в XVII в. при киевском митрополите Петре Могиле . Мощи святой, обгоревшие при пожаре 1718 г., были положены в Антониевой пещере. См.: Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. С. 660–661, 675.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

484 ...преименован Димитрием... – Имеется в виду Димитрий Солунский (270–306) – христианский святой, великомученик, покровитель г. Фессалоники, пострадал за веру от рук императора Максимиана Галерия. По его благословению, христианин Нестор победил императорского любимца бойца Лия, после чего Нестор, а вслед за ним и Димитрий были казнены, мощи святого с древности почитались как мироточивые. Память 8 ноября. 485 Антоний и Феодосий Печерские – Антоний Печерский (983–1073) – преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий Печерский (ок. 1008–1074) – преподобный, один из основателей Киево-Печерского монастыря, постриженик Антония Печерского, считается родоначальником монашества на Руси, по его инициативе был принят первый общежительный устав Печерского монастыря, составленный на основе Студийского общежительного устава, житие Феодосия Печерского написано в 80-е гг. XI в. Нестором, монахом этой же обители. 486 ...прочим печерским чудотворцам. – Имеются в виду святые отцы Киево-Печерской лавры, почитаемые Собором преподобных киево-печерских отцов. Праздник был установлен в 1670 г., Собор преподобных отцов Ближних пещер (преподобного Антония) отмечается 28 сентября, ранее отмечался в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; Собор Дальних пещер (преподобного Феодосия Печерского ) празднуется 28 августа. В составе Собора почитаются преподобные, священномученики, преподобномученики, мученики, святители – всего 84 человека. 487 Благовещение пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник, события которого описаны евангелистом Лукой ( Лк.1:28–33 ). согласно которым в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от нее Спасителя Мира. Праздник отмечается 25 марта. 488 Иосиф Нелюбович-Тукальский(?–16 07.1675) – наместник Виленского Свято-Духова монастыря (1649–1657), архимандрит Лещинского монастыря (с 1658 г.), Собором православного духовенства избран Киевским митрополитом, но в 1664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Награждение наперсным крестом/ЕЕВ. – 1912. – – С.232–233. 8. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Макария по обозрению церквей Екатеринбургской Епархии/ЕЕВ. – 1912. – – С.655–657. 9. Объявление/ЕЕВ. – 1912. – – С.733–734. 10. Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Августе месяце 1912 года/ЕЕВ. – 1912. – – С.1152–1164. 11. Августа, инокиня. Посвящается Инородческому Миссионеру Екатеринбургской епархии протоиерею Миропольскому/инокиня Августа/ЕЕВ. – 1912. – 31. – С.731–732. 12. Отношение Председателя Православного Миссионерского Общества, Митрополита Московского и Коломенского, Владимира от 22 Ноября 1912 года/ЕЕВ. – 1913. – – С.25–26. 13. Собрание комитета Православного Миссионерского общества/ЕЕВ. – 1913. – – С.26–27. 14. Присоединение к Православию/ЕЕВ. – 1913. – – С.482 – 485. 15. Присоединение к Православию/ЕЕВ. – 1913. – – С.976. 16. Собрание Комитета православного миссионерского обществаОпределения Святейшего Синода/ЕЕВ. – 1913. – – С.1074. 17.  Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. – Екатеринбург, 1904. – С. 182. 18. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905 год. – Екатеринбург, 1905. – С. 213. 19. Александр Миропольский , прот. Беседа с мухамеданскими муллами./прот. Александр Миропольский /ЕЕВ. – 1912. – 21. – С.485 – 495. 20. Александр Миропольский , прот. Беседа о достоинствах Веры и Религии/прот. Александр Миропольский /ЕЕВ. – 1912. – – С.506–519. 21. Александр Миропольский , прот. Из татарской печати/прот. Александр Миропольский/ЕЕВ. – 1912. – – С.542–545. 22. Александр Миропольский , прот. Беседа о пророках/прот. Александр Миропольский/ЕЕВ. – 1912. – – С.559–564. 23. Александр Миропольский , прот. Мухаммедов «аллах» не Бог: беседа с мухаммеданским муллою в присутствии двоих мусульманских учителей./прот. Александр Миропольский /ЕЕВ. – 1912. – – С.583–589. 24. Александр Миропольский , прот. Краткое изложение характеристики Корана Мухаммедова/прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miro...

Несмотря на сильное развитие землевладельческой власти над крестьянами, крестьяне по закону продолжали еще иметь многие права самостоятельных членов Русского общества, которых рабы, или полные холопы, не имели. Так, например, по писцовому наказу 1684 года, по 38 статье, крестьяне без различия – помещичьи, вотчинничьи, дворцовых сел и черных волостей – имели право владеть разными оброчными угодьями по условию с казною. В наказе сказано: «И которые бортные ухожья и всякия угодья на отхожих землях, а владеют ими помещиковы и вотчинниковы крестьяне и иные всякие люди на оброке; и тем оброчникам и впредь с тем земель и со всяких угодий оброк платить» (ibid. 1074). А указ от 18 сентября 1695 года свидетельствует, что владельческие крестьяне имели право ездить по городам со своими товарами и торговать от своего имени и обязаны были платить со своих товаров узаконенные пошлины по торговому уставу (ibid. 1517). Или из указа от 20 ноября 1696 года видно, что владельческие крестьяне еще не совсем были отделены от крестьян дворцовых сел и черных волостей; по указу владельческие крестьяне еще отправляли земские повинности сторожей и целовальников при тюрьмах по общим волостным выборам (ibid. 1857). А указ от 30 декабря 1701 года прямо признает крестьян самостоятельным сословием наравне с другими сословиями; указом сим предписано, чтобы крестьяне наравне с боярами и со всеми служилыми людьми и купцами писались в челобитных и других приказных бумагах полными именами с прозваниями своими (ibid. 1884). Указ же от 30 августа 1705 года свидетельствует, что владельческие крестьяне по-прежнему управлялись своими земскими старостами и подчинены были суду и управе местных городских воевод наравне с другими уездными людьми и по мирской раскладке (ibid. 2069). То же подтверждает указ от 3 декабря 1713 года, в котором о волостях, приписанных к Невьянскому заводу Демидова, сказано: «А что с тех волостей ныне и впредь надлежит быть окладных и неокладных сборов и иных каких поборов, равно с другими крестьянами той губернии; и те все в Сибирскую губернию сбирать по-прежнему» (ibid. 2746).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Такова была в общих чертах, система византийских укреплений в VI веке в том виде, в каком она обнаруживается не только в Африке, но и в некоторых важных цитаделях греческого Востока. Между ними ограда Антиохии, – с ее высокими зубчатыми стенами, подымающимися по склонам гор, с ее могучими четырехугольными трехэтажными башнями, с ее дозорной дорогой, устроенной на арках, с ее громадным пятиугольным редутом и укрепленным редюитом, с массивными боковыми башенками, господствовавшими над всем городом и стоявшими на почти неприступной скале, – существовала еще очень недавно и представлялась одним из самых замечательныхъ сооружений. 1060 Дара 1061 , Никея 1062 , Аказарба 1063 представляют не менее любопытные образцы военного искусства византийцев VI века. С помощью таких памятников легко воссоздать в их истинном виде некоторые из цитаделей, так хорошо описанных Прокопием 1064 , и такое исследование имеет тем большую важность, что, по весьма верному замечанию, «многие расположения частей, применявшиеся византийцами в их фортификационных работах, представляют собой переход от древних приемов к приемам средних веков». 1065 Нам нет надобности перечислять здесь, следуя Прокопию, все бесчисленное множество укреплений, которые были исправлены или вновь выстроены по приказу императора; мы ограничимся лишь тем, что отметим главные черты всего дела. 1066 На северной границе, начиная от впадения Савы и до устьев Дуная, было построено или восстановлено более 80 90. Византийская стена в Тебессе. Внутренняя сторона. замков или цитаделей, из числа которых нужно назвать Сингидинум (Белград), Октавум, Виминациум, восстановление которого Юстиниан особенно восхвалял 1067 , Новэ и еще восточнее – Рациария, Августа, Секуриска, Дуросторум, Трезмис и на левом берегу сильный tête de pont Ледераты. 1068 По большой части это были староримские цитадели, которые были только приведены императором в положение, годное для защиты; но личное его дело гораздо лучше выступает в мерах, принятых им для обеспечения защиты византийской территории 1069 , позади этой первой линии. В Дакии, Дардании, в Мезии и, более к югу, в Эпире, Македонии и во Фракии были построены сотни castella , образуя вторую и третью оборонительные линии. 1070 В одной Дардании, родине самого Юстиниана, Прокопий насчитывает, кроме больших укрепленных городов Юстиниана прима, Сардики и Наиссуса 1071 , еще более 150 кастелл. Были построены укрепления даже на берегах Мраморного моря и Архипелага. Гераклея была защищена, а Рёдестос перестроен заново; длинные стены прикрыли Херсонес Фракийский. 1072 Наконец, были построены крепости еще более к югу, в Фессалии и в северной Греции; длинные стены загораживали Фермопилы 1073 ; вал с боковыми башнями затруднял доступ через Коринфский перешеек. 1074 Таким образом, весь Балканский полуостров представлял как-бы обширный укрепленный лагерь. 1075

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

8 Новгородские епархиальные ведомости. 1910. 5. С. 133–135. 25 января 1910 г. День Св. Моисея Новгородского. 19 Новгородские епархиальные ведомости. 1912. 21. С. 656–658. 22. С. 796–801. Печатается по изданию: Архиепископ Андроник. «О Церкви, России». Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. С. 47–53. 24 Речь на пастырско-миссионерских курсах в г. Новгороде, сказанная 20 августа 1912 года. Новгородские епархиальные ведомости. 1912. 34. С. 1178–1182. 40 Омские епархиальные ведомости. 1914. 15. С. 39–46. Сказано в Семипалатинском соборе на бдении 9 июля 1914 года. 61 Пермские епархиальные ведомости. 1915. 36. С. 1074–1076. Печатается по изданию: Архиепископ Андроник. «О Церкви, России». Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. С. 96–98. 105 ГАПО. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 1. Печатается по изданию: Архиепископ Андроник. «О Церкви, России». Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. С. 120. 106 ГАПО. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 4. Печатается по изданию: Архиепископ Андроник. «О Церкви, России». Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. С. 120–121. 108 ГАПО. Ф. 664. Оп. 1. Д. 24. Л. 1–2. Печатается по изданию: Архиепископ Андроник. «О Церкви, России». Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. С. 122–124. 109 Начертанный – наименование, присвоенное в святцах некоторым святым исповедникам. Происходит от греческого γραπτοι – заклейменный. 110 Пермские епархиальные ведомости. 1918. 15–17. С. 141–142. Печатается по изданию: Архиепископ Андроник. «О Церкви, России». Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. С. 124–125. 111 В письме к архиерею один священник писал: «Не стало у русского человека смирения, скромности, а появилась какая-то гордыня, и бушует она... А тут, с появлением солдат, проявилась еще более нелепая гордыня в отношении веры и религии... Один солдат в Прощеное Воскресенье выражается: “Для чего поп вздумал звонить к вечерне, нужно вывести его из церкви!”... Вразумите немощного, слабосильного, многогрешного, со слабой верой иерея, как спасти свою паству от губящих ее волков во овечьей шкуре...» (Пермские епархиальные ведомости. 1918. 15–17. С. 142–143).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Благодарю искренне и за любезное приглашение к торжеству открытия Братства Св. Сергия. По истине желал бы на нем присутствовать, но здешние мои заботы и занятия так велики и многообразны, что не вижу возможности приехать в лавру на 26 сентября. Прошу Вас отсутствующего на сей раз почесть как бы присутствующим, а от меня принять на доброе дело прилагаемую при сем лепту. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть покорнейшим слугою К. Победоносцев. 17 сентября 1880 г. Петербург. На сем же письме приписано: «Извольте получить от меня несколько книг моего издания. Притом для академической Библиотеки посылаю недавно вышедшее весьма любопытное издание Коссовича: Canticum Canticorum, – достойное внимания»! 3 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Возвращаю при сем корректурные листы. При нынешних условиях печати не нахожу никаких затруднений к напечатанию указанных Вами мест. Не премину обратить чье следует внимание на составленную Вами службу Сильвестру Обнорскому, для разрешения оной к изданию 1074 . Кстати – известно ли Вам житие сего святого, вновь составленное (в статьях Ярославских епархиальных ведомостях и в отдельной брошюре) преподавателем Ярославской семинарии Корсунским? И еще кстати: известна ли Вам, и особливо между студентами, замечательная по мыслям и изложению книжка того же Корсунского под названием: «Двенадцать учебных речей»? Она заслуживает особого внимания. Приметьте в 15 «Уфимских Епарх. Ведом.» слово преосвященного Никанора на поминовении митрополита Макария и Скобелева. В нем есть мысли, которые рекомендовал бы я особенному вниманию историков новой школы, и в частности Вашему профессору Голубинскому 1075 . Гнев Божий на нас. Судьбы Божии отнимают у нас лучших людей. Вчера скончался преосвященный Викторин 1076 Подольский. Очень он был нужен Церкви в Подолии, но видно нужнее стал Господу Богу. Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев. 22 августа 1882 г. Ораниенбаум. 4 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Секретарь Черниговской Духовной Консистории Вощинин скупил в разных руках, на рынке и в лавках, разошедшиеся по рукам письма Московского митрополита Филарета к преосвященному Филарету Черниговскому , в разное время писанные и остававшиеся доселе неизвестными. Их всего 33. Многие из них интересны; многие относятся и до академических дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

† ок.1031–1043 гг., 26 июля Св. прмч. Моисей Угрин, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Ок. 1045 г. Прп. Маркиан, игумен киево-зверинецкий (25 октября). Св. блгв. кнг. киевская Ирина (10 февраля). † 1052, 4 октября Св. блгв. кн. новгородский Владимир. † ок. 1053 г., 28 января Прп. Ефрем Новоторжский. † ок.1053 г. (?) Свт. Иларион, митр. Киевский и всея Руси (21 октября, 28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1054, 19 февраля Св. блгв. кн. киевский Ярослав (в крещении Георгий) Мудрый. † 1058, 15 октября Свт. Лука, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Судислав (в крещении Георгий), кн. псковский, затворник киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). Прп. Варлаам, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (19 ноября). Прп. Иларион схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (21 октября). † ок.1070 г. Прп. Иеремия прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Прп. Дамиан пресвитер, целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). † 1070-е гг. Свт. Леонтий сщмч., еп. Ростовский (игумен киево-зверинецкий ?) (23 мая). † 1075, 7 мая Прп. Антоний Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (10 июля, 2 сентября). † ок.1073–1077 гг., 29 октября Прп. Авраамий, архим. ростовский. † после 1073 г. Свт. Михаил, еп. Юрьевский (игумен киево-зверинецкий ?) (6 сентября). † ок. 1074 г. Прп. Софроний, игумен киево-зверинеикий (11 марта). † 1074. 3 мая Прп. Феодосии Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (14 августа, 2 сентября). † после 1074 г. Прп. Иаков монах, Киево-Печерский (23 октября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1076. 27 декабря Св. блгв. кн. киевский Святослав (в крещении Николай) (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1077 г., 13 декабря Прп. Аркадий, Вяземский и Новоторжский (11 июля, 14 августа). † 1078. Св. блгв. кн. киевский Изяслав (в крещении Димитрий) 3 октября (26 октября). † до 1080 г.? Свт. Николай, еп. Переяславский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010