Главным подвигом жизни преподобного было составление «Повести временных лет» 9 ноября. ПРАВМИР. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Ум. 7 мая 1073 года на 90 году от рождения. Мощи его почивают под спудом в той самой пещере, где происходили последние его подвиги. Память 7 мая и 10 июля. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар и сед, брада аки Иоанна Богослова, в схиме, и кудерцы мало из-под схимы; ризы преподобническия, исподняя санкирная, в руке свиток, а в нем написано: «се удалихся бегая и водворихся в пустыни, Господи! утверди мя на месте сем, и да будет на нем благословение Святыя Горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин». (Филимонов, стр. 379). Житие преподобного Антония не дошло до нас, хотя оно существовало и в конце XI века. Печерские иноки его читали, и оно известно было Симону и Поликарпу (Филарет, Обзор Р.Д. литер., стр. 39). А.Н.Кубарев собрал из их сочинений те места, в которых упоминается ими о житии Антония (Исслед. о Патерике Печерском, стр. 13–15). Проложное же житие пр. Антония, по указанию высокопреосвященного Макария, встречается в начале XV в., в Прологе 1406 г. Московского Успенского собора (VIII, 31). 40. Преподобный Феодосий игумен Печерский, преставися в лето 6582 месяца маия в 3 день Родился в Василеве; пришел в пещеру к преподобному Антонию и там принял пострижение в 1032 году. По удалении в 1057 году преподобного Никона (см. ниже 41), избран братиею в игумены с согласия преподобного Антония. Пред кончиною заложил новый храм на горе. Ум. 3 мая 1074 года. Память празднуется 3 мая и 14 августа. Мощи, погребенные в Феодосиевой или Дальней пещере, обретены в 1091 году нетленными и перенесены в новопостроенную Великую церковь , а при нашествии Батыя скрыты в неизвестном месте. Феодосий впервые ввел у себя в обители общежительный Студийский устав, и с того времени началось правильное устройство монастырей в Русской земле. Из сочинений преподобного Феодосия дошли до нас, поучения братии и народу и ответы князю Изяславу о «вере Варяжской», о воскресном дне и о посте среды и пятницы (Филарет, Обзор. Р. Дух. литерат., стр. 17–21). Житие Феодосия, написанное преподобным Нестором, было издано в 1858 году Бодянским по пергаменному списку XII века Московского Успенского собора; а Похвала св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. " Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами " . В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал " Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба " в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа ). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам " Повести временных лет " . " Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть " - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

http://patriarchia.ru/db/text/913320.htm...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Святой архидиакон стоял посреди сонмища, как Ангел Божий, сияя благодатью Духа Святого. С великим благоговением воспоминая о праотцах и пророках, он старался опровергнуть клевету лжесвидетелей; но, видя ожесточение архиереев и книжников, исполнился божественной ревности и укоризненно воскликнул: «Жестоковыйнии и необрезании сердцы и ушесы! вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы, ваши, тако и вы ( Деян.7:51 ). Кого из пророков не изгнали отцы ваши? Кого из провозвестников Мессии не убили?» Тогда весь сонм распылался сердцем и заскрежетал зубами. А равноапостольный муж, воздев очи свои к небу, узрел славу Божью, узрел Иисуса, простирающего к нему десницу, и велегласно воскликнул: «Се, вижу небеса отверсты и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Услышав это, иудеи затыкали уши свои и, возложив на него руки, вывели из города, чтобы побить его камнями. Сколь сладостная, хотя и посреди лютых мучений, готовилась смерть первострадальцу! От небесной высоты призывал его Сладчайший Иисус, а с ближайшей горы на подвиг его смотрела Богородительница с Иоанном Богословом и молилась Сыну Своему, да приимет душу его в руце Свои. Наконец, посыпался на святого Стефана каменный дождь. Весь окровавленный, до смерти изнеможённый, он повергся на колена и велегласно воскликнул: «Господи! Не постави им греха этого», – и, преклонив главу свою, скончался; а святая душа его воспарила в отверстые небеса к Господу и Царю славы, Которого он проповедовал и за Которого пострадал. 181 Святые мученики Еспер, Зоя, Кириак и Феодул жили в царствование императора Адриана, во II веке. См. «Жития святых», во 2 день мая. 182 Преподобный Феодосий постригся в 1023, а преставился в 1074 году по Р.Х.. Память его празднуется в 3 день мая и в 14 день августа. 185 Преподобный Арсений, уроженец Римский, происходил от знаменитого дома и был сведущ в греческой и латинской словесности, философии и Священном Писании . Но сколь ни достоин он был хороших чинов и первых достоинств в Церкви, однако, не имел других попечений, кроме своего спасения. Впрочем, от честного сообщества не удалялся, за что как пустынникам, так и светским людям был равно любезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Стефан, преподобный, епископ Владимиро-Волынский, игумен Печерский † 1094, память 27 апреля/10 мая, 10/23 октября в Соборе Волынских святых Родился около 1040 года в семье богатых родителей. После их смерти он раздал всё имущество и решил посвятить себя служению Богу. С юных лет подвизался в Киево-Печерской лавре под руководством преподобного Феодосия (1074; память 3/16 мая, 14/27 августа). Занимал должность доместика (начальника хора) и уставщика обители. В 1074 году преподобный Феодосий назначил Стефана исполнять обязанности игумена Киево-Печерского монастыря, заповедав неукоснительно блюсти строгий монастырский устав, заботиться о странниках и молиться о благодетелях святой обители. Стефан стал достойным преемником своего учителя и после смерти преподобного Феодосия занял его место по просьбе братии монастыря. Первым делом нового игумена было окончание строительства соборного Печерского храма, начатое ещё при жизни преподобного Феодосия. Игумен Стефан основал поблизости новый монастырь, куда перевёл почти всю братию старой обители, оставив лишь несколько послушников, которым вменил в обязанность погребение умиравших иноков и ежедневное совершение Божественной литургии в память усопших братий. Старания игумена Стефана на ниве монастырского строительства были весьма многополезными и послужили укреплению духовной жизни обители. «Бог же вся на потребу его неоскудно подаваше, и тако умножашеся место то благодатию Божиею». При виде благочестивых забот о святой обители Божией враг рода человеческого сумел хитроумными своими кознями посеять смуту среди отдельных насельников монастыря, которая привела не только к низложению Стефана с игуменского поста, но и его изгнанию из Печерского монастыря. Смиренно неся скорбь незаслуженно причинённых ему обид, святой подвижник Божий, в подражание святому первомученику Стефану и во исполнение наказа преподобного Феодосия о любви к братии, продолжал усердно молиться о своих гонителях: «Господи, не постави им греха сего». После изгнания из обители Стефан приступил к строительству неподалёку от неё, на реке Клове, нового монастыря на средства, щедро ему предоставленные многими боярами и вельможами, являвшимися его духовными сыновьями. По желанию Стефана новый монастырь был освящён в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Князь устроил и монастырь и щедро оделил деньгами; а чудотворную икону обложил золотом и серебром. В память явления иконы на реке Свене установил праздник 3-го мая. Прошло довольно времени от основания монастыря, оклад чудотворной иконы попортился; игумен Свенского монастыря просил у царя Ивана Васильевича позволения переделать оклад на иконе. Царь повелел принести икону к себе в Москву и переделать оклад, для которого он от себя прибавил золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали в три года и с молебствием отпустили икону в Свенский монастырь. Заступлению Богоматери ради её Свенской иконы приписывают неоднократное спасение Брянска от нашествия врагов. В 1812 году, когда полчища Французов стремились к Брянску, жители его и окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворной Свенской иконой Богоматери, прося её о заступлении города, и вскоре утешились вестью, что войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от разорения, жители его в 1815 году устроили на чудотворную Свенскую икону Богоматери золотую ризу с венцами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконой 17-го августа. 67 Несторово житие пр. Феодосия – в Записи. Акад. кн. 2 отд. 2. стр. 121–192. Подлинник по ркп. XII в. напечатан в чтен. Μ. Общ. Ист. 1858 г. кн. 3. Из Несторова жития пр. Феодосия будем брать только то, что относится к Феодосию; прочим же известиям принадлежит своё место. Дополним и объясним «житие» летописью, сказанием Симона и другими памятниками, но везде стараясь удерживать слова Нестора. 68 В анфологионе: «бе от града Василева, близ малаго Новгорода» Волынского. Ныне считается от Киева до Василева 36 вёрст. 69 Если Феодосий 10 лет пришёл из Василева в Курск, а умер он в 1074 г. 65 лет; то ясно, что Курск в 1019 г. уже существовал и Феодосий родился в 1009 году. 70 В Акакиевом списке жития Феодосиева показание времени пострижения Феодосиева: «в л. 6540 (1032) при кн. благочестивом Ярославе Владимировиче», написано киноварью, как будто записанное не рукой Нестора. Но киноварью написаны здесь и слова: «исповедати хощу о тацем светиле», или слова: «но обаче уже на первое исповедание возвратимся» (Извест. Акад.5:148). А этих слов никто не отнимет у Нестора. – К тому же тот же год пострижения Феодосиева показан в летописях, да и такое показание времени пострижения сообразно с обстоятельствами жизни пр. Антония и Феодосия (Ист. Русск. Церк. I, 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В этот день и час собрались к нему опять огорченные братия. Благословив всех, он обещал им пребыть душою с ними навсегда. Затем он велел всем уйти. Но один брат остался в соседней келье. Он слышал, как в последний час своей жизни преподобный молился Пресвятой Богородице, поручая Ей свою душу и всю обитель. Потом громко и радостно произнес свои последние слова: «Благословен Бог, если это так, то я уже не боюсь, но еще с большей радостью отхожу от этого мира!» И так он тихо скончался 3 мая 1074 г., в субботу, после восхода солнца. Когда вошли братия, он лежал со скрещенными на груди руками, только что отойдя ко Господу. Узнав об этом, народ устремился в монастырь, но пошел сильный дождь, и народ разошелся. Когда же засияло солнце, братия погребли преподобного в его пещере, и, согласно его желанию, никого из мирян на его погребении не было. В минуту же его кончины князь Святослав увидел над его пещерой огненный столп. 14 августа 1091 г. святые мощи его были перенесены в Великую церковь и лежали на вскрытии, но в 1240 г. во время нашествия татар они были положены под спудом у западных дверей, где и пребывали до последнего времени. В год его кончины было много чудес и явлений. Прп. Феодосий оставил много молитв и поучений, написанных простым и ясным языком. Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского О перенесении мощей прп. Феодосия повествует прп. Нестор Летописец (память его 27 окт.) так: «Истинно и верно вам скажу, ибо не от других сие слышал, но сам был начальником сего дела. Пришел ко мне игумен Иоанн и сказал: „Пойдем, чадо, ко отцу нашему Феодосию " , и мы пришли в пещеру; никто о том не знал; осмотрев пещеру и обозначив, где копать, мы опять вышли. Тогда сказал мне игумен: „Возьми кого хочешь, да поможет тебе, и, кроме него, никому не открывай, чтобы не узнала братия, доколе мы не вынесем святые мощи из пещеры " . В тот день приготовил я орудия для копания: это был вторник, и в глубокий вечер взял с собой двух братий, мужей чудных по добродетели; втайне от всех мы пришли в пещеру и, сотворив молитву с поклонами, воспели псаломское пение и устремились на дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу (Wearmouth and Jarrow), расположенный в северо-восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Обитель была основана преподобным Бенедиктом в 674 (Уирмут, посвященный апостолу Петру) и 682 (Ярроу, посвященный апостолу Павлу) годах. Святой Бенедикт и его сподвижники, несколько раз совершив паломничество в Рим, собрали в обители огромную библиотеку. В 867–870 годах монастырь был разрушен датчанами и восстановлен около 1074 года Альдвином, бывшим игуменом Уичкомба. Вскоре обитель вновь стала процветать. В годы Реформации монастырь был упразднен. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг хранится в Британском музее. Часть построек обители Уирмут и Ярроу занята приходской церковью. Беда Достопочтенный (672 или 673 – 735), один из ученейших людей своего времени, автор знаменитой «Церковной истории народа англов», был насельником этого монастыря. Жития настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу: Бенедикта (ок. 628 – ок. 690; память 12/25 января), Кеолфрида (642–716; память 25 сентября/8 октября), Эостервина (ок. 652 – ок. 688; память 7/20 марта), Зигфрида († ок. 690; память 22 августа/4 сентября) и Хвэтберта – написаны Бедой после 716 года (1219). Верный служитель Христов Бископ, получивший имя Бенедикт, с помощью Божией выстроил чуть севернее устья реки Уир монастырь во имя святого предводителя апостолов – Петра. Досточтимый и благочестивый король местного народа Эгфрид пожаловал ему земли; в течение 16 лет Бенедикт, несмотря на болезни и опасности, [коим он подвергался] во время многочисленных поездок, управлял монастырем с той же преданностью Богу, какая побудила его и выстроить монастырь. Скажем словами блаженного папы Григория, которыми он прославлял жизнь другого игумена Бенедикта (1220): Бенедикт был мужем праведной жизни, освященным как благодатью Божией, так и своим именем (которое означает «благословенный»). Он уже в детстве имел разум взрослого человека, превосходил манерами своих сверстников и не придавался скоротечным удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Если хочешь знать, то именно от ужасных зубов трехглавого адского пса, которого поэты прозвали Кербером  предостерегал нас апостол Иоанн, сказавший: ”Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»  . Все это я вкратце сказал об отраве алчности. Что касается прочего, то если бы мы столь же пространно рассуждали о пьянстве, скупости, сластолюбии и прочих подобных пороках, длина этого письма увеличилась бы до немыслимых пределов. Пусть милость верховного Пастыря хранит тебя, возлюбленнейший предстоятель во Христе, чтобы мог ты со славой беречь своих овец. Аминь. Писано в ноябрьские ноны  , в третий индиктион. (пер. В. В. Эрлихмана) Текст воспроизведен по изданию: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб. Алетейя. 2001 Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу (Wearmouth and Jarrow), расположенный в северо–восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Обитель была основана преподобным Бенедиктом в 674 (Уирмут, посвященный апостолу Петру) и 682 (Ярроу, посвященный апостолу Павлу) годах. Святой Бенедикт и его сподвижники, несколько раз совершив паломничество в Рим, собрали в обители огромную библиотеку. В 867–870 годах монастырь был разрушен датчанами и восстановлен около 1074 года Альдвином, бывшим игуменом Уичкомба. Вскоре обитель вновь стала процветать. В годы Реформации монастырь был упразднен. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг хранится в Британском музее. Часть построек обители Уирмут и Ярроу занята приходской церковью. Беда Достопочтенный (672 или 673 — 735), один из ученейших людей своего времени, автор знаменитой «Церковной истории народа англов», был насельником этого монастыря. Жития настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу: Бенедикта (ок. 628 — ок. 690; память 12/25 января), Кеолфрида (642–716; память 25 сентября/8 октября), Эостервина (ок. 652 — ок. 688; память 7/20 марта), Зигфрида († ок. 690; память 22 августа/4 сентября) и Хвэтберта — написаны Бедой после 716 года .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010