Ефремом Новоторжским (память его 28 янв.), который завещал погребсти ее в своем гробу. А тела Георгия не нашли. Известно одно явление убиенного отрока. Третьим братом был прп. Моисей Угрин, скончавшийся в 1043 г. (память его 26 июля). Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: «Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и приими с миром душу мою!» И, сказав это, обратился к убийцам: «Братья, приступите и окончите повеленное вам!» Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце св. князя мечами. Было это 24 июля 1015 г. Тогда Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его — князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, — писала она ему, — отец твой умер, а брат убит Святополком». — «Увы мне, — воскликнул князь Глеб со слезами, — лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один? Где твои слова, которые ты говорил мне, брат мой любимый! Больше я не услышу твоих тихих наставлений! Если ты получишь дерзновение у Бога, помолись обо мне, чтобы и я принял ту же смерть. Лучше мне было бы с тобою умереть, чем жить в этом обманчивом свете!» Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом та лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, говоря, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: «Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам». Повар, родом из Торков — не так, как венгр Георгий, павший за Бориса, — вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Век IX 1 . Св. КИРИЛЛ, до монашества именовавшийся Константин, Епископ Моравский, учитель Славянский, преставился в 6377, от Р. Х. 869 году, Февраля 14. Смотри Пролог и Месяцесловы Февраля 14 и Четьи Минеи Февраля 14 и Мая 11. 2 . Св. МЕФОДИЙ, Епископ Моравский, учитель Славянский, брат вышеупомянутого, преставился в 888 году, Мая 11. Смотри Пролог и Четьи Минеи Мая 11 и Месяцеслов Киевский. Примечание. Сии первые два Святые не в РОССИЙСКОЙ Церкви прославились, но за обращение единоплеменных России народов Славянских, почитаются и в России, а потому и внесены в Пролог и Четь Минею, в Греческих же Месяцесловах не находятся. 3 . Св. ОЛЬГА, Великая Княгиня Российская, преставилась в 6477 году, или от Р. Х. в 969 году, Июля 11, в который Церковь и память её совершает. Св. мощи её почивают в Киеве в Десятинной церкви. Смотри Пролог и Четьи Минеи и Месяцесловы Июля 11. Век Х 1 . Св. ФЕОДОР Варяг, мученик Киевский, и 2 . ИОАНН сын его, преставились страдальчески в X веке, Июля 12; где же погребены тела их, того неизвестно. Смотри Пролог и Четьи Минеи Июля 12. 3 . Св. МИХАИЛ, первый Митрополит Всероссийский, преставился в 992 году, Сентября 30, в который церковь и память его совершает. Святые же мощи его почивают в Киеве. Смотри Месяцесловы Сентября 30. 4 . Преп. ИЕРЕМИЯ, прозорливый, Печерский, преставился 5 Октября. Святые мощи его почивают в пещерах преп. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Октября 5. 5 . Св. ЛЕОНИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 993 году. Св. мощи его обретены в 1164 году, Мая 23, и почивают в приделе соборной церкви под спудом. Церковь память его совершает Мая 23. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 23. Век XI 1 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря, преставился в 1010 году, Октября 29. Св. мощи его почивают в оном монастыре. Церковь память его совершает Октября 29. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Октября 29. 2 . Св. БОРИС, Князь Российский, во св. крещении РОМАН, преставился страдальчески в 1015 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в Вышгороде в каменной церкви. Церковь память его совершает Июля 24 и Мая 2. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский Июля 24, Пролог и Четь Минею Мая 2 и Июля 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Справедливо ли говорить, что подвиг страстотерпчества благоверного князя Вячеслава Чешского (память 4/17 марта, 28 сентября/11 октября), «оказавшего сопротивление» убийцам, несопоставим с подвигом «беззлобных» невинно убиенных Бориса и Глеба? И есть ли у страстотерпчества какие-то «критерии»? Святой благоверный князь Вячеслав Чешский В своей известной работе «Святые древней Руси» Георгий Федотов, повествуя о подвиге святых Бориса и Глеба († 24 июля 1015), отмечает, что трагедию их страстотерпчества может напомнить своей кончиной только святой Вячеслав Чешский († 28 сентября 935), убитый старшим братом 1 . Но, по мнению Г. Федотова, «назвать имя святого Вячеслава стоит лишь для того, чтобы подчеркнуть основное различие… Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он, как рыцарь, обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа» 2 . Здесь уместно вспомнить подвиг беззлобия и непротивления врагам, придающий особый характер страстотерпчеству , других святых правителей древности. Например, в 651 году святой страстотерпец Освин (память 20 августа), король Дейры (область в Англии), узнав о том, что его двоюродный брат, стремясь подчинить Дейру, объявил войну Освину, не пожелал проливать кровь своих подданных и удалился от власти, но был предательски убит 3 . Или в 1015 году святой страстотерпец Иоанн-Владимир (память 22 мая), король Сербский, уже просвещенный видением о своем мученическом конце, прибыл на встречу с болгарским царем – двоюродным братом своей жены 4 – и был убит им из желания самовластия 5 . Христианский подвиг непротивления не имеет национальных признаков Представленные примеры показывают, что христианский подвиг непротивления святых правителей древности не носит национальных признаков. Более чем два десятилетия спустя после выхода в свет книги «Святые древней Руси» (издана в 1931 году) святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, отмечал, что «как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам» 6 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

Преподобный Ефрем Новоторжский (+ 1053) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв. в день преставления, 11 июля в день обретения мощей и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших Прп. Ефрем, родом венгр, прибыл юношей на Русь с двумя своими братьями, и все они поступили на службу к князю Борису Владимировичу ростовскому. Один из братьев — Георгии — был убит в 1015 г. на реке Альте со своим государем, которого он пытался защитить. Другой брат — будущий прп. Моисей Печерский (память его 27 авг.) — успел бежать. Прп. же Ефрема спасла случайная отлучка; вернувшись на место убиения св. князя, он нашел лишь отрубленную голову своего брата, тело же его исчезло бесследно. Взяв ее с собой, он удалился на берег реки Тверды, где сейчас город Торжок, основал там монастырь и странноприимницу, а по прославлении свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба — церковь во имя их. Прп. Ефрем скончался 28 января 1053 г., и, согласно его завещанию, глава его брата была погребена в его могиле. В 1572 г. останки обоих братьев были обретены нетленными, и прп. Ефрем был причтен к лику святых. Святые мощи его издавали чудесное благоухание. Известно одно явление свв. мучеников Бориса и Глеба с мучеником Георгием. Бывший царь Казанский Едигер, во святом Крещении Симеон, получивший в удел Тверь и Торжок, велел переложить их мощи в кипарисовую раку. Во время работы по небрежности рабочего преподобному переломили кость. Ночью он явился игумену и велел переменить рабочего. Однажды опричники плыли по Волге с казной и по дороге грабили города и монастыри. Борисоглебский монастырь прп. Ефрема откупился, но когда опричники его миновали, один из них заболел, а казна упала в воду и утонула. Они вернулись в монастырь с покаянием, а ночью прп. Ефрем явился болящему и исцелил его. • Братья Ефрем, Моисей и Георгий поступили на службу к св. князю Борису, убитому в 1015 г. • После гибели (вместе со св. князем страстотерпцем Борисом) своего брата Георгия Ефрем удалился на север, на р. Твериу, где в 1038 г. основал обитель, известную как Борисоглебский Новоторжский монастырь. • Позднее возникший г. Торжок (известен с 1139 г.) был центром волости в Новгородской респ. Ныне этот город — районный центр в Тверской обл. (Тверская епархия). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436862/

6 авг. (24 июля по церк.кал.) Князья Борис и Глеб были сыновьями равноапостольного князя Владимира и царевны Анны Византийской. С юности они отличались своей религиозностью. Из летописи известно, что князь Борис очень любил церковное пение. Святой князь Владимир питал к обоим особо нежные чувства за их преданность святой вере и за их нежную братскую любовь друг к другу. Еще при его жизни князь Борис получил в управление Ростовское княжество, а Глеб – Муромское. Оба они прилагали усилия к распространению в своих княжествах Христовой веры среди грубых язычников. Святой Глеб считается просветителем Муромо-Рязанской области, где с древнейших времен и до ныне хранится память о нем, как о первом проповеднике христианства и о покровителе страны. В 1015-ом году после кончины святого Владимира великим княжеством овладел Святополк, заклейменный именем Окаянного. Опасаясь соперничества святых братьев, он решил убить их. Святой Борис был в это время со своей дружиной при реке Альте. Дружина предлагала ему идти на Киев и овладеть престолом, но святой Борис не захотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение. Между тем Святополк, извещая святого Бориса о кончине отца, коварно предлагал ему быть с ним в любви и обещал увеличить его удел, отправив вместе с тем убийц к нему. В ночь на 24-го июля убийцы пришли к шатру Бориса и, услыхав доносившееся из шатра пение псалмов, решились подождать, когда Борис отойдет ко сну. Едва только святой князь возлег на свой одр, как убийцы ворвались и пронзили копьями святого князя и его слугу Георгия, родом венгра, пытавшегося защитить своего господина собственным телом. Еще дышавшего мученика убийцы завернули в шатерное полотно и повезли к Святополку, который узнав, что святой Борис еще жив, послал двух варягов пронзить мечем его сердце. Тело святого князя тайно было привезено в Вышгород и там похоронено в церкви святого Василия. После убиения святого Бориса, Святополк послал за святым Глебом, бывшим в то время близ Смоленска, к будто бы опасно заболевшему отцу. Юный князь, уже предуведомленный о злодействе Святополка, со слезами молился об отце и брате, когда явились к нему убийцы, подосланные Святополком. Горасер, стоявший во главе этих убийц, приказал зарезать святого князя его же повару, родом турчину. Это было 5-го сентября 1015-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Радуйся, богоносных отец печерских пречестный личе,/яко стяжал еси доброе светило,/девственных верх и мучеников красоту,/Духа Святаго чистое пребывание,/Моисея, умнаго Боговидца,/егоже память хвалами венчающе, молим вас:/молите Христа Бога и Владыку,/нам, чадом вашим, от бед избавитися/и не лишитися Вышняго Царствия. Слава, глас 6: Истиннаго последователя Христова/и вернаго Евангелия Его послушателя,/тя, преподобне отче, днесь восхваляем,/ты бо, на вечное воздаяние взирая,/вся красная мира сего во уметы вменил еси,/пленник изволяя быти,/да свободен ум от греха имееши,/о телеси нерадив, на муки е предал еси,/да мучащаго мысленнаго врага кровными струями потопиши;/сам ныне в месте покойне сый/и радости святых наслаждаяся,/даровании твоими свыше и нас ущедри,/любезно совершающих память твою. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы,/помиловати души наша. Славословие великое. Ектении и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ ПРЕПОДОБНОМУ. Преподобный Моисей Угрин был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисоглебский монастырь в городе Торжке; †1053; память 28 января) пришел на Русь и поступил на службу к Ростовскому князю святому страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2 мая и 24 июля), вместе с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля). Святой Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы. В 1018 году тесть Святополка польский король Болеслав захватил Киев. Выбитый из города великим князем Ярославом, он увел в плен двух сестер князя и многих бояр с их слугами. В числе других святой Моисей в тяжелых оковах был отведен в Польшу и заключен в темницу, где томился пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский (+ 1667) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 июля в день тезоименитства со св. мучеником блгв. князем Борисом(+ 1015) Прп. отрок схимонах Боголеп, во святом Крещении Борис (в честь св. князя страстотерпца Бориса), родился в семье московского дворянина Умакова в 1660 г. Отец его, Яков Умаков, был определен воеводой в город Черный Яр, в 250 верстах от Астрахани (в нынешней Астраханской обл.). Младенец Борис проявлял черты необыкновенные: едва услышав благовест, он начинал плакать и успокаивался, когда его относили в церковь. Когда распространилась смертельная язва, Борис заболел, ему было видение странствующего инока, и он просил у родителей принять постриг. Мальчика облекли в схиму с именем Боголеп. Преставился отрок схимонах 1 марта 1667 г. Многочисленные чудеса и исцеления явились основанием для установления ему празднования. Житие было составлено по обету черноярским купцом Саввою Татариновым в 1731—1732 гг. Гроб с мощами св. отрока поглотила Волга после обретения их. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437498/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси. 28.07.2023 Князь Владимир Крещение рассекло его собственную жизнь на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. И по тому, какими делами и чувствами была наполнена каждая из них, можно хотя бы приблизительно представить себе, что же привнесло христианство в русскую душу, а что вымело оттуда начисто. 28.07.2016 Святой Владимир: больницы, храмы, памятники Имя святого князя Владимира увековечено по всему миру от США до Австралии. Мы собрали информацию об этих местах в небольшой рассказ и создали карту, на которой можно увидеть многие соборы, храмы, памятники и учреждения. Детская больница святого Владимира В 1872 году известный промышленник Павел Григорьевич фон Дервиз обратился к московскому генерал-губернатору с письмом следующего содержания: «В Москве… 27.07.2015 Почему князь Владимир - святой? (ИНФОГРАФИКА) 28 июля Русская Православная Церковь празднует память святого равноапостольного великого князя Владимира (ок. 960-1015). Что же сделал Владимир такого, что Церковь прославила его в столь великом чине — равный апостолам? 27.07.2012 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

князь прожил 28 лет, преставившись 15 июля 1015 г. И эта дата ведет к признанию 987 г. годом крещения св. Владимира. В самом деле, если бы Иаков знал, что св. князь принял крещение в Корсуни по взятии этого города (и то после продолжительной осады) в 988 г., не ранее, как кажется, половины этого года, то мог ли он сказать, что до 15 июля 1015 г. Владимир прожил 28 лет, когда в действительности протекло даже менее 27 лет? Проф. Соболевский говорит, что Иаков считает за полные годы конец 988 и начало 1015 г., но какими примерами можно подтвердить, что такой приблизительный счет обозначается столь точными цифрами, как у Иакова – 28 лет? Ведь сам автор „Похвалы» говорит об Ольге, что она „по святом крещении живе лет 15“ и скончалась 11 июля 6477 г. 254 , т. е. умерла на 15 году своей жизни в христианстве. О Владимире он говорит не так, а в форме утвердительной и тем дает понять, что различает счет приблизительный и счет точный... События, следовавшие за крещением Владимира, у Иакова стоят в зависимости от этого факта: одно из них совершилось на второе лето по крещении, другое – на третье и так далее. Но ученые не пришли к полному соглашению, как нужно, определять эти года. Обыкновенный прием для этого – сопоставление показаний Иакова с показаниями летописи, как мы говорили, не может быть вполне одобрен, особенно если годами последней поверяют показания первого, – да он и не ведет ни к какому согласному и определенному решению. По нашему мнению, нужно попытаться сначала определить исходный хронологический пункт, т. е. год крещения Владимира, и уже потом, на основании его, определять время других событий, как указывает и Иаков, а не поступать наоборот, и мы уже знаем, что для определения такого исходного пункта мы имеем достаточно определенные указания в „Похвале». Если же иногда и Иаков и летопись указывают одинаковые промежутки между крещением Владимира и каким-либо событием, бывшим после него, то это еще ни мало не свидетельствует о том, что оба эти источника относят и самое крещение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010