Князь Владимир: житие, иконы, молитвы Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли 26 июля, 2019 Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2024 году. Житие, биография и молитва — в статье. Князь Bлaдuмup I Святославич Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свтославичь , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий . Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный. Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2024 году И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой) Креститель Руси — князь Владимир Святой Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»   Святой князь Владимир Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры . Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории. Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги . Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

Скачать epub pdf Просветитель Руси Святой Равноапостольный Князь Владимир (1015, память 1528 июля), оставив престол великого княжения, отошел к самому Престолу Царя Небесного, чтоб перед Ним ходатайствовать за Русскую Землю. Святитель Иларион, Митрополит Киевский и всея Руси (1067, память 21 октября3 ноября) в княжение Ярослава Мудрого (1054), обращаясь ко гробу Святого Владимира, как к живому взывал к нему: «Возстани, о честная главо!» И когда наступило нужное время, действительно, явно для всех восстал за Русь Святой Владимир. Прошло уже двести двадцать пять лет со дня его кончины, и Русь постигли тягчайшие испытания. Татары опустошили Русскую Землю и завладели ею. Стольный Киев – купель Руси – был сожжен. А с севера и запада двигались новые враги, желавшие уничтожить Православие и лишить русский народ того безценного бисера, которым обогатил его Святой Владимир. Первый удар тех врагов должен был принять на себя Новгород. Тот Новгород, в котором провел свое отрочество Святой Владимир, будучи тогда его Князем. Теперь в нем княжил славный потомок Владимира – Александр (1263, память 23 ноября6 декабря и 30 августа12 сентября), который своим благочестием и мужеством был подобен своему родоначальнику. Узнав, что шведское войско под начальством Биргера двинулось на Новгород и вступило в новгородские пределы, он понял, что новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что ей нужна помощь. Где искать помощь? Александр знал, где. Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к родоначальнику Князей Российских, к тому, кто Крещением освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у него предстательства пред «единым сильным Царем царствующих и Господем господствующих» ( 1Тим. 6:15 ), на Которого возлагал все свои надежды! И «упование не посрамило» ( Рим. 5:5 ). Настало пятнадцатое июля – день кончины просветителя Руси. Новгородское войско, немногочисленное, но крепкое верой, готовится к битве. Ночью перед тем днем стоит страж у реки Невы и зорко следит, чтобы шведы не воспользовались темнотой и не напали на спящих воинов. Вдруг видит: плывет по реке ладья. «Кто плывет? «Наш ли еси, или от супостат наших» ( Нав. 5:13 ), – готов был вопросить страж Филипп-Пелгусий. Но не успел еще он задать вопроса, как заметил, что в ладье стоят двое в алых одеждах, оба одеянные мглой, и ясно слышит, как один говорит другому: «Брате Глебе, вели гребсти, да поможем сроднику нашему Александру». Понял Филипп-Пелгусий, что необычные гребцы находятся в таинственной ладье, и поспешил к Князю Александру возвестить о виденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Князю нужны соработники Как празднуют день Крещения Руси в храме равноапостольного князя Владимира в Саратове? 28 июля, 2014 Как празднуют день Крещения Руси в храме равноапостольного князя Владимира в Саратове? 28 июля Церковь совершает память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Это день его преставления (1015 год, 15 июля по юлианскому календарю). Но с 2010 года, с момента подписания тогдашним Президентом России Дмитрием Медведевым соответствующего Указа, этот день в нашем государстве считается и праздником Крещения Руси, днем духовного рождения нашего народа. Годом Крещения Руси принято считать 988й — большинство исторических источников говорят, что весной этого года киевский князь Владимир, уже крестившийся «в веру греческую» и обвенчавшийся с византийской принцессой Анной, вернулся из Корсуни на Русь и предпринял легендарное крещение киевлян в водах Днепра. В 1988 году обновившаяся, но все еще советская власть разрешила Церкви отпраздновать 1000-летие Крещения Руси широко и гласно и сама содействовала празднованию. Это стало знаковым событием, вехой: с тысячелетнего юбилея началось то, что мы называем сегодня Вторым Крещением Руси (России). В прошлом году мы торжественно отмечали 1025-летие первого Крещения Руси и 25-летие второго. А в будущем году в России, и не только в ней, будет широко отмечаться 1000летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Это будет делом и Церкви, и государственной власти — создана уже соответствующая рабочая группа при Президенте России. Храм, освященный во имя святого равноапостольного князя Владимира, находится в Детском парке Саратова. Эта белая церковь древнерусского стиля — напоминание о Владимирском соборе, который был выстроен саратовцами к 900летию крещения народа, то есть к 1888 году. Собор находился там, где сейчас стадион Детского парка. Восстановить его на прежнем месте и в прежнем виде не представлялось возможным. Поэтому храм, напоминающий саратовцам о Крещении Руси, об обращении народа в Православие, было решено строить поодаль.

http://pravmir.ru/knyazyu-nuzhnyi-sorabo...

Типографские     В синод. типографии два евангелия относятся к XII веку, 54 и 60. Более замечателен 54 и особенно тем, что 31 июля имеет память Иоанна экзарха; по мнению Невоструева, это известный пресвитер болгарский, переводчик Шестоднева и Богословия Дамаскина, живший при царе Симеоне (892 — 896) и состоявший духовным чиновником (экзархом), вероятно, при самом архиепископе болгарском. Из восточных святых в месяцеслове сего евангелия последняя по времени память Павла нового, патриарха константинопольского, 784. Юрьевский     Месяцеслов при юрьевском евангелии, написанном в начале XII в. — до 1128 года, ничего особенного, чтобы не находилось в древнейших его месяцесловах, не представляет. Содержит мало святых, т. е. не на многие дни года. Последняя память — Убруса 16 авг. (944 г.), из славянских есть одна память — убиение Бориса и Глеба 24 мая (1015 г.). Мирославов     В Хиландарском монастыре, на Афоне, находится так называемое мирославово евангелие. По приписке к нему видно, что оно украшено заглавными, златыми буквами для великославного князя Мирослава, сына Завидина. Мирослав, сын Завидин, племянник сербского жупана Стефана Неемани, был князем захолмским между 1190—1199 годами.     Месяцеслов из сего евангелия издан архим. Антонином. Он имеет памяти не на все дни года, в нем всех дней с памятями святых 138, притом с 7 по 18 января в рукописи пропуск. В нем заметно сходство со славянскими месяцесловами XI века, 23 сент. в нем также новое лето, 30 янв. Обретение мощей св. Климента, 14 февр. Кирилла философа, апр. 6 Мефодия, 15 июня Вита, Модеста и Крискентии. Память этих сицилийских святых, находящихся во многих, древних памятниках славянских, не встречается в греческих восточных рукописях, ни даже в полном, стишном прологе, но они находятся в латинствующих греч. месяцесловах: неаполитанском, синайском 1, капуанском. В сем месяцеслове 14 июня пророков Илии и Елиссея и 20 июля тоже — это есть и в других южно-славянских месяцесловах. Декаб. 21 внесения святые Богородицы, служба 6 сент., тоже показание и указание на 6 сент.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась «пеней», то есть денежным штрафом. Святой Владимир утвердил этот обычай, говоря: «Боюсь греха». Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его великом князе Ярославе под названием «Русская Правда». Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя вел. князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах. Он созидал новые города, как, например, Владимир-волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими. При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться. В Киеве, на месте убиения свв, русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался св. равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым. Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским (память его 23 ноября/6 декабря) в середине XIII века. Церковное почитание на Руси св. князя началось значительно раньше: в «Слове о Законе и Благодати» святителя Илариона (+1053) святой князь назван «во владыках апостолом», «подобником» св. Константина и сравнивается его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

http://patriarchia.ru/db/text/127505.htm...

13 октября — память Святителя Михаила, первого митрополита Киевского 12 октября 2005 г. 17:09 Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи родом сириец, по другим летописным сообщениям — болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир (его память 15 июля) решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для него пастырей. Патриарх Николай Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священников и других клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли с собой множество икон, мощей, книг и церковной утвари. Святая Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей». Из Корсуни прибыл митрополит в Киев, вместе с великим князем Владимиром. Сначала святитель крестил княжеское семейство и бояр, а потом весь народ, собравшийся для этого на Днепре. Затем была сказана проповедь и святитель благословил князя создать в Киеве Десятинный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором он был похоронен в 1015 г. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким.

http://patriarchia.ru/db/text/52769.html

По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (U 337 г., память 21 мая/3 июня) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой. Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога Христианского. Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г. ). Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками 7 марта. Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. В 987 г. в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир (U 1015 г., память 15/28 июля). Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2347

Святой Капитон несколько лет был епископом в Херсонесе. Однажды, на пути в столицу империи он был застигнут бурей, прибившей корабль к берегу в устье Днепра. Местные жители-язычники ограбили корабль, захватили в плен спутников святителя, а ему самому Господь попустил принять мученический венец. КОЛЫБЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ РУСИ Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-XIV векам. Церковь установила совершать 7/20 марта память первых семи епископов, проповедовавших в Херсонесе Таврическом – святых Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона. Нам, русским, должна быть дорога память этих первых проповедников слова Божия в той области нашего Отечества, откуда и для остальной России воссиял свет истинной веры. В 987 г. В ХЕРСОНЕСЕ ПРИНЯЛ КРЕЩЕНИЕ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР († 1015 Г., ПАМЯТЬ 15/28 ИЮЛЯ). ЭТОТ ДРЕВНИЙ ГОРОД СТАЛ КОЛЫБЕЛЬЮ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ РУСИ. «О всеблаженнии угодницы Божии, святителие Христовы и страстотерпцы Василие, Ефреме, Евгение, Елпидие, Агафодоре, Еферие и Капитоне, услышите моления наша и благохваления, к вам возносимыя, призрите на вся наша нужды - душевныя и телесныя, помогите нам, странствующим в мори житейстем и далече отстоящим от вас, возвышайте наша мысли, чувства, желания и намерения от земнаго к небесному, да безбедно прешедще сланое страстей море и минувше без боязни тени смертныя, преселимся радостно во страну живых, идеже представше пред лице Бога вечнаго, выну поем с вами: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!» (Кондак 13). Акафист святым священномученикам, в Херсоне епископствовавшим, был составлен архиепископом Димитрием (Муретовым) в середине XIX в. Как сообщалось в московском синодальном издании, от 1900 г. – «В честь сих священномучеников есть придел в Одесском кафедральном соборе и немало храмов в Таврической и Херсонской епархиях. На отпустах они поминаются во всех церквах Херсонской епархии наряду с равноапостольным Владимиром. В 1851 г. по указанию Преосвященного Иннокентия (Борисова) Херсонскою Консисториею сделано распоряжение о повсеместном в Херсонской епархии праздновании дня памяти (7 марта) Херсонских священномучеников по примеру дней праздничных: именно, чтобы накануне отправляемо было всенощное бдение, а самый день – литургия по уставу о храмовых главах ». (По книге «Семь священномучеников в Херсоне епископствовавших» (Жизнеописание. Служба. Акафист)». Издание Херсонесской общины во имя Святого равноапостольного князя Владимира Крымской и Симферопольской епархии УПЦ, 2003 г.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/18/...

Еще прискорбнее было Владимиру узнать о поступке другого своего сына, Ярослава, князя новгородского. Женатый на умной, гордой и решительной шведской принцессе, Ярослав, не без влияния своей жены, захотел отложиться от великого князя, своего отца. Пользуясь отдаленностью Новгорода от Киева и надеясь на свое богатство, новгородцы хотели сделаться самостоятельными, независимыми от киевского князя. С согласия веча, Ярослав вдруг отказался платить великому князю установленную с Новгорода ежегодную дань в 2.000 гривен. Владимир сильно разгневался на сына и велел исправлять пути. Он хотел идти войною на своего сына и стал собирать войско. И новгородцы стали готовиться к самозащите... Но Бог не допустил войны между отцом и сыном. – Владимир, собрав рать, раздумывал, откладывал, медлил идти войною на непокорного сына и, наконец, заболел. В это время пришло известие о нападении печенегов на его владения. Больной князь отправил против них собранное войско под начальством своего сына Бориса. Вскоре Владимир совсем разболелся и слег в постель. Он был еще не стар, хотя и пережил свою супругу Анну, некоторых детей и даже внуков. Владимир уже вставал не со своей постели. – 15-го июля 1015-го года он скончался в любимом своем селе Берестове. Бесчисленное множество народа сошлось на погребение Владимира в Десятинной церкви. Знатные, богатые, бедные и убогие – все плакали и стенали о покойном князе. И печаль была не притворная; – хоронили государя ласкового, щедрого, – хоронили князя, просветившего светом Христовой веры русскую землю. Это был истинно великий человек и государь. Церковь наша причла князя Владимира к лику святых и назвала его равноапостольным. Память его празднуется 15-го июля. Тропарь, глас 4 Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисеpа,/славнодержавный Владимиpе,/на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева:/испытуя же и посылая к Царскому гpаду/уведети православную веpу,/обрел еси бесценный бисер – Хpиста,/избравшаго тя яко втораго Павла,/и оттрясшаго слепоту во святей купели,/душевную вкупе и телесную./Темже празднуем твое успение,/людие твои суще://моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 . Креститель Руси вел. кн. Владимир Святославич, скончавшийся 15-го Июля 1015-го года. Быв славим и ублажаем за свое великое дело крещения Руси, как равноапостол и второй Константин Великий , Владимир очень не скоро причислен был к лику святых формальным образом, чрез установление празднования его памяти. Причиною сего было то, что мощи его не были прославлены от Бога даром чудотворений. Неизвестный автор жития Владимирова, написанного около половины XII века, между прочим говорит, обращаясь с укором к Русским людям: «Дивно же есть се, колико добра створил (Владимир) Рустей земли, крестив ю; мы же, крестьяне суще, не въздаем почестья противу оного възданию: аще бо он не крестил бы нас, то ныне быле быхом в прельсти дьяволи, яко и прародители наши погинуша; да аще быхом имели потщание и молбу приносили Богу зань в день преставления его, вида бы Бог тщание наше к нему, прославил бы 17;, нам бо достоит зань Бога молити, понеже тем Бога познахом» 93 . Автор жития хочет сказать, что если бы Русские люди в день преставления Владимира совершали его поминовение, то Бог по молитвам их прославил бы его даром чудотворений, и тогда он был бы причислен к лику святых. Что при гробе Владимира действительно не совершалось чудотворений об этом с полною ясностью свидетельствует монах Иаков, который, защищая память Владимира от того упрека, что он не творит чудес, говорит: «Не дивимся, възлюбленеи, аще чюдес не творит по смерти: мнозе бо святей праведней не створиша чюдес, но святи суть» 94 и пр. Установлено было празднование памяти Владимира более или менее вскоре после 1240-го года, и не в Киеве или вообще южной Руси, а в Новгороде. В 1240-м году, 15-го Июля, в день преставления Владимира, Новгородцы под предводительством князя своего Александра Ярославича Невского, одержали при впадении Ижоры в Неву знаменитую победу над Шведами (победу, за которую именно Александр Ярославич получил прозвание Невского), и по инициативе ли Александра Ярославича или самих Новгородцев память о знаменитой победе, имевшей место в день преставления Владимира, и была увековечена в Новгороде установлением церковного празднования последнему. Точным образом указать время установления празднования не можем, но современный биограф Александра Ярославича Невского, скончавшегося 14-го Ноября 1263-го года, писавший более или менее вскоре после его смерти, дает знать, что во время писания им биографии празднование было уже установлено 95 . Так как в Новгороде не могло быть речи о чудесах при гробе Владимира, который и в Киеве в нашествие Батыево, 6-го Декабря 1240-го года, был погребен под развалинами Десятинной церкви, то необходимо думать, что празднование было установлено ему не как чудотворцу, а как равноапостольному крестителю Руси, причем мог быть имеем в виду пример Константина Великого 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010