Praha. 1974. Ro. 43, seš 1 S. 28–46. 849 Константин VIII и Василий II. – императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) и Константин VIII (976–1028 гг.). 852 ...поживе... 28 лтъ. – Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет». 853 На другое лто по крещении къ порогамъ ходи... – В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Византию. 854 ...на третье Корсунь город взя... – 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения – Василев (см. «Повесть временных лет» под 988 г.). 855 ...цьрьквь камену... заложи... – 990 г. В летописях закладка церкви относится ко времени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.). 856 ...на пятое лто Переяславль заложи... – 991 г. В «Повести временных лет» – 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви). 857 ...въ девятое лто десятину... Богородиц. – 995 г. А. А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г. 859 Ярополк – старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Святослав выделил ему Киев. 860 ...угнетоша Олга... – второй сын Святослава. Получил Древлянскую землю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет собой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представлена как несчастный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона равноап. князя Владимира Владимир (Василий) Святославич (ок. 960 - 1015 ), князь Киевский, святой равноапостольный Память 15 июля , в Соборах Волынских , Галицких и Киевских святых Сын киевского князя Святослава Игоревича (ок. 960–972), внук равноапостольной киевской княгини Ольги (+ 969). Год рождения Владимира Святославича неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохранившемся в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть Владимира Святославича датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3–5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря, происшедшей не ранее зимы 944/5 г.) и более или менее надежных фактов биографии самого Владимира Святославича (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 г. и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара , что Владимир Святославич умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») , поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения Владимира Святославича (без малого 40 лет). Матерью Владимира Святославича, согласно ПВЛ, была «ключница» святой княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т. е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр). Тот факт, что Владимир Святославич был сыном несвободной наложницы («робичичем»), а также близость имен давали повод некоторым исследователям (Д. И.

http://drevo-info.ru/articles/28080.html

выше). 19 октября «1786 г. Октября 19 числа то есть в понедельник после полуден в 4-м часам в самую обедню, за благословением святых отцов при Божией помощи отец строитель (Пахомий – В. М.) поехал для необходимых монастырских надобностей во Владимир к Преосвященному: и с ним поехали братия монашествующих, для произведение во иеромонаха, Анастасия, да во иеродиаконы Авраамий, Гедеона, Серафима ... » (С. 26). 27 октября Епископ Владимирский и Муромский Виктор (Онисимов) совершил рукоположение Серафима в сан иеродиакона (С. 26). Иные источники называют дату поставления монаха Серафима в иеродиаконы – декабрь 1787 года (См.: ЖП. 18). На епископа Виктора поступали жалобы за жестокое и несправедливое обращение с подчинённым духовенством. На основании этих жалоб он был уволен в 1800 году от управления епархией со всей консисторией «на смирение» с пребыванием в Юрьевском монастыре. Известен следующий случай. Однажды (вероятно в 1798 году) император Павел I приехал во Владимир и отправился в собор, в котором находились мощи благоверных князей Бориса и Глеба (1015, память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), открытые благоверным великим князем Андреем Боголюбским(1174, память 4/17 июля). Император Павел был поражен полной сохранностью мощей. После осмотра собора он обратился к епископу Виктору: «здравствуй, архиепископ». То есть, владыка был возведен им в сан архиепископа. Владыка обратился к императору Павлу с просьбой не переводить его в Суздаль. Тот рассердился и при прощании резко сказал ему: «Прощай, епископ». Таким образом, владыка Виктор Онисимов пробыл архиепископом всего лишь несколько минут (Русский архив. СП., 1895. Кн. 1, С. 301:306). Успенский собор г. Владимира Строитель Пахомий с этого времени еще более привязался к усердному в службе отцу Серафиму и без него почти не служил. Сам старец признавался: «Когда батюшка Пахомий служил, то без меня, убогого Серафима, редко совершал службу» (1863. 31).·Иеродиаконом преподобный Серафим пробыл по 2 сентября 1793 года. 3 ноября Отец Серафим вернулся из Владимира в Саровский монастырь (С.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

12 и 13. Князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин его Феодор, потерпевшие мученическую смерть за веру в Орде от Батыя 20-го Сентября 1246-го года. Так как князь и его боярин были не только страстотерпцами в том смысле, что потерпели насильственную смерть, но и мучениками за веру в подлинном смысле этого слова, то нужно думать, что местная память их в Чернигове, куда были перенесены тела их из Орды более или менее вскоре после их страдания, начала быть —78— празднуема непосредственно в след за этим перенесением. Современный повествователь о мученичестве князя и его боярина уверяет, что Господ Бог прославил их великим знамением, как своих угодников, пострадавших за Него и за православную веру, тотчас после того, как были усекнуты им главы 1279 . 14 . Креститель Руси вел. кн. Владимир Святославич, скончавшийся 15-го июля 1015-го года. Быв прославляем и ублажаем за свое великое дело крещения Руси, как равноапостол и второй Константин Великий , Владимир очень не скоро причислен был к лику святых формальным образом, чрез установление празднования его памяти. Причиною сего было то, что мощи его не были прославлены от Бога даром чудотворений. Неизвестный автор жития Владимирова, написанного около половины XII века, между прочим говорит, обращаясь с укором к Русским людям: «Дивно же есть се, колико добра сътворил (Владимир) Рустей земли, крестив ю; мы же, крестьяне суще, не въздаем почестья противу оного възданию: аще бо он не крестил бы нас, то ныне быле быхом в прельсти дьяволи, яко и прародители наши погинуша; да аще быхом имели потщание и молбу приносили Богу зань в день преставления его, вида бы Бог тщание наше к нему, прославил бы и, нам бо достоит зань Бога молити, понеже тем Бога познахом» 1280 . Автор жития хочет сказать, что если бы Русские люди в день преставления Владимира совершали его поминовение, то Бог по молитвам их прославил бы его даром чудотворений, и тогда он был бы причислен к лику святых. Что при гробе Владимира действительно не совершалось чудотворений, об этом с полною ясностью свидетельствуют монах Иаков, который защищая память Владимира от того упрека, что он не творит чудес, говорит: «Не дивимся, възлюбленеи, аще чюдес не творит по смерти: мнозе бо святеи праведнеи не сътвориша чюдес, по святи суть» 1281 и пр. Установлено было празд-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бедняк смело шел на великокняжеский двор и брал там себе все, что только было нужно – кушанье, питье и деньги. Мало того: «дряхлые и больные», говорил св. Владимир, «не могут доходить до моего двора», и велел всякие припасы развозить по городу, спрашивая: «где больные и нищие, которые не могут ходить», и таким раздавать все нужное. Праздники Господни проводил он в веселии любви христианской. Три трапезы тогда устроял св. князь: одну для митрополита с епископами, иноками и священниками; другую – для нищих; третью – для себя с боярами и мужами. Вообще благов. князь под влиянием христианства совершенно переродился. В 1015 году св. Владимира постигла тяжкая болезнь, и уж приблизился час его кончины. «Господи, Боже мой, молился св. князь перед своей смертью: не знал я Тебя, но Ты меня помиловал и святым крещением просветил и дал мне познать Себя, Творца всяческих, Отца Господа нашего Иисуса Христа. He помяни моей злобы, ибо если не ведал я Тебя в язычестве, то ныне ведаю. Помилуй меня, Господи, и если хочешь мучить за грехи мои, казни меня Сам, но не предавай меня в руки диаволов». 15 июля св. князь скончался. Тело его положено было в Десятинном храме. «Память равноапостольного князя, просветившего Русь светом Христовой истины, по словам составителя его жития, свято сохраняют русские люди, и прославляют в молитвах Господа, даровавшего им такого князя, который сотворил столько добра Русской земле; ибо если бы не крестил он нас, то долго бы наши предки были в прелести диавольской; но Господь спас их рукою святого князя и самого его сподобил царствия небесного, сопричислив к лику праведных с Авраамом и прочими патриархами». Во время нашествия Батыя останки равноапостольного князя были погребены под развалинами Десятинного храма и только в 1685 году были обретены. В настоящее время глава св. Владимира находится в Софийском соборе, в Киеве, малые частицы – в разных местах. На месте, где, по преданию происходило крещение киевлян, в 1802 году был поставлен памятник св. Владимиру; памятник утвержден на четырех толстых столбах, связанных арками и образующих собою свод или сень под колодцем, воде которого приписывается исцеление от глазных болезней; по этой причине как памятник, так и место, на котором он устроен, пользуются большим уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому не стоит удивляться, что Владимир “чудес не творит по смерти” 568 , ибо, по слову Иоанна Златоуста 569 , святого “от дел познати, а не от чюдес”. После крещения Владимир “поревнова святых муж делу и житию их”, но более всего достойны похвалы его благодеяния по отношению к нищим и немощным. Упомянуты и многие военные походы Владимира, из которых выделен поход против хазар, потому что после препирательств с Византией о Корсуни именно он и привел к принятию крещения и женитьбе на Анне, сестре византийского 570 . Увоз из Корсуни мощей Климента Римского 571 можно рассматривать как символический акт, посредством которого Русь отныне приобщалась к древнехристианской традиции. В предсмертной молитве Владимир († 15 июля 1015 г.) возносит хвалу милости Божией и просит “не помянуть злобы” его 572 . В последней части Памяти и похвалы правление Владимира включено в хронологический контекст его эпохи. Несмотря на претенциозное заглавие, с точки зрения уровня ораторской прозы Память и похвала представляет собою посредственное сочинение: лишенное внутреннего развития и симметрии, оно остается лишь суммой составляющих его частей. Однако такая формальная оценка не умаляет исторического и историко-богословского значения памятника, которое он сохранил вплоть до эпохи Барокко и киевского Возрождения. Анонимное Житие в своей пространной редакции также ограничивается крещением, его подготовкой и истолкованием. Владимир, правнук Рюриков, посылает послов “испытали вер” к волжским булгарам, к “немцам” и в Константинополь. Прибыв к византийскому двору, послы поражены великолепием храмов, богослужения и церковных песнопений. С подарками от императоров Василия II и Константина VIII они возвращаются на родину, где пересказывают свои впечатления. Молитвам мусульман-болгар не хватает благолепия и “несть веселия в них”; в богослужении “немцев” нет “красоты никоея”; в Царьграде же, побывав на греческой литургии, “не вемы, на небеси ли есмы были, или на земли”. Все единодушно советуют Владимиру принять “закон греческий”, как это сделала некогда княгиня Ольга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царевна Греческая Анна, уже скончалась за несколько лет прежде своего супруга. Сам Владимир в старости маститой, предчувствуя приближение кончины, любил уединяться посреди дремучих лесов, в загородном селе своем Берестове. Ослушание старшего сына без сомнения ускорило его кончину; но отпуская в поход любимого сына своего Бориса, с которым не хотел разлучаться, еще не ожидал старец, что уже прощается с ним на веки. Вскоре после его отшествия, постигла Владимира тяжкая болезнь и, умирая, помолился он Господу, в умилении сокрушенного сердца: «Господи, Боже мой! Не знал я Тебя, но Ты меня помиловал и святым крещением просветил и дал мне познать Себя, Творца всяческих, Отца Господа нашего Иисуса Христа; слава тебе, Владыко, с Сыном и Святым Духом! Не помяни моей злобы, ибо если не ведал я Тебя в язычестве, то ныне ведаю. Помилуй меня, Господи, если хочешь мучить за грехи мои, казни меня Сам, но не предавай в руки диаволов». С такою молитвою предал он душу свою в руки Ангелов Божиих и с миром преставился, чтобы получить венец нетления от руки Господней, ибо, добрыми своими делами и милостынею, сокрыл себе сокровище на небесах, где уже давно было его сердце, и ревнуя житию святых мужей, подражал страннолюбию Авраамову, кротости Моисеевой, незлобию Давидову и правоверию Царя Христианского Константина. Двадцать восемь лет княжил он в земле Русской после своего крещения, утверждая землю свою верою Христовою, и тридцать три года восседал на престоле Киевском; преставился же 15 Июля 1015 года, ночью, в селе Берестове; горестна была ночь сия для всей земли Русской. Ужас объял его присных, которые боялись властолюбия Святополка; один он только из сыновей Владимира был тогда в Киеве, прочие все по уделам. Бояре хотели утащить кончину Великого Князя, чтобы дать время возвратиться сыну его Борису; ночью выломали пол в сенях его храмины Берестовской, завернули тело в ковер и, спустивши на веревках, отвезли тайно в соборный храм Богоматери; но скоро печальная весть разгласилась по всему городу: бояре, дружина и народ, толпами устремились в храм и горько плакали о заступнике земли Русской, сирые же и убогие о своем кормителе. В мраморную раку положено было тело святого Князя и, посреди всенародного рыдания, погребли его в созданной им церкви Десятинной, подле благочестивой супруги, Царевны Греческой. «Память его свято сохраняют люди Русские, говорит писатель жития его, поминая свое крещение, и прославляют в молитвах Господа, даровавшего им такого Князя, сотворившего столько добра земле Русской, ибо если бы не крестил он нас, доселе бы мы были в прелести диавольской, и погибли бы подобно предкам нашим; но Господь спас нас рукою святого Князя нашего и самого его сподобил царствия небесного, сопричислив к лику праведных, с Авраамом и прочими Патриархами».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XIII в. к восприятию кн. Владимира как прославленного с давних времен святого ( Поппэ А. Становление почитания Владимира Великого//Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв. М., 1990. Ч. 2. С. 230). Уже среди современников (Бруно Кверфуртский, митр. Иларион) кн. Владимир стяжал себе эпитет равноапостольного, подобно первому христианскому государю Константину Великому ( Поппэ А. Владимир Святой: У истоков церковного прославления//Факты и знаки: Исслед. по семиотике истории. М., 2008. Вып. 1. С. 40-107). Мнение первых историков Русской Церкви архиеп. Филарета (Гумилевского) и митр. Макария (Булгакова), согласно которым память кн. Владимира стали праздновать уже в сер. XI в., было отвергнуто большинством специалистов более столетия назад ( Голубинский. 1903 . С. 63; итоги обсуждения этого вопроса были подведены В. А. Водовым - Vodoff. 2003. P. 119-133). Во 2-й пол. XI-XII в. наблюдается нек-рая сдержанность в отношении прославления крестителя Руси. Единственной ранней попыткой прославить кн. Владимира в лике святых можно считать проповедь иером. Илариона, кандидата в митрополиты Киевские, произнесенную в Десятинной ц. у гроба кн. Владимира в годовщину его кончины 15 июля 1049 или 1050 г., и более известную как «Слово о законе и благодати». В этой проповеди митр. Иларион воспринимает кн. Владимира как причисленного к лику святых. Саркофаг с останками кн. Владимира с момента похорон в июле 1015 г. стоял посреди Десятинной ц. Перенесение мощей было излишним, а их обретение констатировалось снятием крышки саркофага. По мнению Поппе, признание святости равноап. князя могло быть утверждено собором епископов, созванных в 1051 г. в Киев для хиротонисания и настолования митр. Илариона и заинтересованных в распространении почитания св. князя в своих епархиях. Однако эта попытка К. кн. Владимира оказалась неудачной вследствие удаления с митрополичьей кафедры инициатора прославления - митр. Илариона ( Поппэ. 2011. С. 133-138). Б. А. Успенский приводит ряд аргументов в пользу почитания кн.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Князь Владимир, митрополит Иларион и наше время 15/28 июля - память равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015) 27.07.2016 1307 Время на чтение 8 минут Выступление на международной конференции «Тысячелетняя традиция почитания св. равноап. князя Владимира» (Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 8.6.2015) Владимир Соловьев утверждал, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Федор Достоевский призывал судить о русском народе не по тем грехам, которые он часто совершает, а по тому идеалу, который он сохранил в своей душе. В настоящем изложении речь пойдет об идеальном историософском горизонте Святой Руси, о духовном пределе, к которому стремится ее государственность и культура. Русь Киевская и Московская суть именно Золотая Русь, воспринявшая благовестие Христа и пытавшаяся осуществить его в своем земном устроении. Насколько эта попытка удалась - об этом человек не может вынести окончательного приговора. Но постараться осмыслить Россию как духовную реальность необходимо. Как известно, христианская Русь началась в Киеве, после ее Крещения Владимиром Святым в 988 г. Уже в княжение сына Владимира Ярослава Мудрого в Киеве строится Софийский собор - символ утверждения Православия на славянской земле. Почти одновременно Софийский собор возводится в северо-западном центре Руси - в Новгороде. И если Крест над цареградской (константинопольской) Софией был заменен после 1453 г. мусульманским полумесяцем, то над новгородской и киевской Софией он высится до сих пор... Не впадая в преувеличения, можно сказать, что все мышление Древней Руси было софийным. Не только храмовая архитектура, иконопись, пение, не только порядок и строй богослужения - сифийным был весь круг русской культуры. Это относится к летописям («Повесть временных лет»), эпическим сказаниям («Слово о полку Игореве»), народным былинам и народным духовным стихам. Для наших же философских целей наиболее важно замечательное произведение первоначальной русской православной мысли - «Слово о Законе и Благодати» митрополита киевского Илариона (середина XI в.). Именно в этом «Слове» яснее всего выражена древнерусская софийность, здесь просияла умственным светом Русь золотая.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме, горько оплаканный всем русским народом. При великом князе Киевском Ярославе Мудром (†1054) Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Митрополит Киевский Иларион в своем похвальном слове князю Владимиру (1050) называет его вторым Константином, апостолом Русской земли, и, обращаясь к нему, говорит: «За благия дела ныне получив воздаяние на Небесах, – блага, яже уготова Бог любящим Его, и наслаждаясь лицезрением Его, помолися Господу о земле своей и людях...». Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, малые частицы святых мощей – в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. В 1888 году на берегу Днепра, неподалеку от места Крещения русского народа, был установлен памятник святому равноапостольному князю Владимиру (скульптор Микешин) – один из многих монументов, посвященных просвятителю русского народа. Литература: 1 . Полное собрание русских летописей. Т. I. Л., 1926. 2 . Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. I. СПб., 1818, с. 208–218; Его же. Полная история о славном великом князе Владимире. М., 1857. 3 . Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. I. М., 1859, с. 179–185. 4 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. М., 1901. с. 105–170. 5 . Ремезов И. Сказание о подвигах святого благоверного великого князя Владимира равноапостольного. СПб., 1881. 6 . Завитневич В. 3. О месте и времени крещения святого Владимира и о годе крещения киевлян. – Труды Киевской Духовной Академии, 1881, 1, с. 126–152. 7 . Малышевский И. И. Житие святого князя Владимира. СПб., 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010