– Феофан, патриарх Иерусалимский, в 1620 году в Киеве поставил для Русской церкви митрополита и епископов – лист 214; – не слушающий восточных патриархов отметается самого Христа – листы 231, 232. О таинствах – о необходимости святого причащения – листы 51, 52, 54, 248; – без миропомазания крещение несовершенно – листы 245–287. Об антихристе – антихрист – человек будет – лист 270; – антихрист родится от девицы жидовки – лист 270; – антихрист будет царствовать 3½ года – лист 270; – антихрист от предтеч своих отличается – листы 269, 270; – во время пришествия антихриста посланы будут Илия, Енох и Иоанн Евангелист – лист 270 об. Об обрядах – об изменении литургии – лист 107; – о прибавлении церковных песней – листы 136–137; – октоихи переданы церквам в 831 году – лист 137; – «Аще мы, или ангел…» относится к догматам веры – листы 195–196; – о кресте четвероконечном – лист 69; – о перстосложении (двуперстном) – лист 74; – о хождении против солнца – лист 137; – у еретиков больше воздержания, чем у христиан, но церковь познаётся не по житию, а по Писанию – листы 216, 255 и далее; – православные не хранят посты – лист 103 об.; – православные курят табак и упиваются – лист 128; – пение тропарей для иноков (якобы) не полезно есть: сими бо тропари диавол уловляет иноки (?!) – лист 144; – по седми тысящах якобы наступит кончина мира – лист 271; – летоисчисление – различно – лист 168 об. б).Пособия по обличению раскола 1) Выписки из старописьменных и старопечатных книг Адриана Озерского, в 2-х частях. Эта книга представляет одни выписки из книг и древних рукописей, находящихся в различных библиотеках. По своему содержанию «Выписки» распадаются на две части: в первой содержатся выписки, касающиеся вопросов догматических: о церкви, священстве, таинствах и прочем; во второй – вопросов обрядовых. При пользовании нашей книгой «Выписки» Озерского безусловно необходимы для справок, так как мы часто делаем ссылки на эту книгу. 2) Истинно-древняя Христова церковь . Эта книга, составленная митрополитом Григорием, разделяется так же, как и «Выписки», на две части, из которых первую можно назвать догматико-полемической, направленной против раскола, а вторую – обрядово-апологетической. Книга преосвященного Григория весьма полезна при изучении истории обличения раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

240 Синодальный и Ундольского не имеют общей части; Синодальный и Троицкой лавры не имеют ни одной и состоят из статей дополнительных; Типографской библиотеки содержит только триодную часть и много дополнительных.   241 Аще хощет настоятель, да повелит пети Богородицу якоже уставлено есть иерархом Иоанном великого Новаграда, аще ли несть того и прилагаем же Богородице блажен муж и стихиры похвальни Богородици.   242  Статьи о храмовой службе см. в синодальных уставах 391, 392 (по каталогу Описания) и из собрания Ундольского и 121.   243  На русском языке в книге «преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни», Перевод с греческого М. 1883, стр. 63–64.   244  Напечатан арх. Леонидом в издании Общ. Любит. Древ. Письмен. 1883 года, в приложении к описанию Афонской горы Иоанна Комнина стр. 90–102. Упоминание об этой келье вводится из 43 главы устава Саввы Сербского . Глас. Серб. Друж. книга 3. 1866 г.   245  Это правило – в сборнике из библиотеки Троицкой лавры XVII b Описание III, стр. 250. Праздн. минея рук. МДА лист 352 и другие. Издано: Прибавления к творчествам св. отец 1848 г., стр. 134–136. Ср. Макария ИРЦ III, 169, прим. 259.   246  Мы знаем этот устав в следующих списках, которые перечислим по порядку старшинства: а) в сборнике XV-ro века, из библиотеки Троицкой лавры, лист 158. В этом сборнике, лист 245, помещена пасхалия, седьмой тысячи последнего ста от 6958 (1450) по 7000 (1492 г) (Описание рукописей Троицкой лавры III, 170); б) в следованной псалтири из той же библиотеки XV век, лист 613. В этой псалтири, лист 601, содержится изложение пасхалии седьмой тысячи последнего ста, конечные лета. Начинается с 6993 г (1485) и оканчивается 7000; в) в псалтыри с четвероевангелием и статьями из устава той же библиотеки лист 144. На листе 93 записано изложение пасхалии от 7004 (1496) до 7019 (1511) г. (Описание I, 53); г) в минее служебной той же библиотеки XVI b.; д) в уставе начало XVI b., из собрания Ундольского, в Румянцевском музее; е) в уставе лист 294, из того же собрания (конца XVI b); ж) в уставе Синодальной библиотеки, 1548 г., лист 350 оборот (Описание III, 320); з) в сборнике той же библиотеки XVI b. лист 9 (Описание II, 3, 732); и) в уставе XVII b., лист 136, i) b сборнике из Волоколамской теперь библиотеки МДА, разных почерков XVI–XVII b., лист 132; к) в сборнике из библиотеки Троицкой лавры лист 148, заключающем сочинения Нила Сорского . л) Кроме того в сборнике той же библиотеки XVI b., лист 415, читается правило о всенощном скитском с отметкой на поле „Нилово”.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

(На поле Александром Васильичем [Горским]: с латинского). Лаврская глава 61, лист 282 оборот. 7) Нравоучение от беседы 8-й еврейского послания (Александром Васильичем: с латинского). Лаврская глава 62, лист 285. 8) Святого Максима исповедника . Начало: Несть согрешающему избежати будущего суда. (Небольшое. Чей перевод, не сказано). Лаврская глава 65, лист 292 оборот. В других сказано, что Максимово. 9) Сие слово несть мое Максима, но Кирила Иерусалимского. Начало: Боюся смерти, яко горка мне есть, боюся геены, зане безконечна есть. Лаврская глава 110, лист 491. – Румянцевского Музея лист 318, стр. 379, сказано, что переведено Максимом в 1542 году. То же в Академической рукописи лист 283. 10) Святого Григория Богослова о нищелюбии. Что не помогает естеству время имуще, чесо ради не покрывает, плоть суще, плоть смиренную. Лаврская лист 519 (несколько выписок из Григория Богослова о нищелюбии), на конце к выпискам из пророков, составляющим главу 112 [см. сейчас], ниже ). В Лаврской лист 422 оборот: „на крещение Господне Григорий Богослов , глава 23”. Начало: Еретик же по величеству тяготы (краткая выписка). 11)  Иоанна Златоустог о о исходе души от тела. Попечемся, братие, о том часе, прити бо имать. Лаврская глава 121, лист 529 fin.. 12) Выписки из пророков (сначала малых, потом больших; из больших с толкованиями Василия Великого , Златоустого, Феодорита. На обличение пороков тогдашнего русского общества?). Лаврская глава 112, лист 502 оборот. – В Иоасафовской после главы 51, на особой тетради, без обозначения главы, лист по верхней перемете 381. 13) Послание Домника архиепископа Венетийского, еже посла к святейшему патриарху великой Антиохии кир Петру и о прочих своих. Лаврская глава 125, лист 535 оборот. Отписание патриарха Петра к Домнику ibid. глава 126, лист 536 оборот. Германа патриарха к жестоковыйным латыном поучение. Начало: Познавше убо, возлюблении, истинное православие ibid. глава 127, лист 544 оборот. Исповедание папы, еже принесоша ответницы его фременурии патриарху Герману ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Геннадия архиепископа Константинопольского (Слово, Стословец?) о „Верую во единого Бога”. Зиновий Отенский , стр. 974 начало. Стословец см. „Главник” митрополита Даниила. Толкование символа. Начало: „Не якоже мнози мнят, глаголюще, яко две еста начале”. Синодальная рукопись лист 165, стр. 506, XVI век. Символ веры , преданный апостолами по частям, – Синодальная рукопись стр. 105. О мытарствах. Синодальная рукопись лист 263, стр. 444, XVI век. Слово некоего отца к сыну своему душеполезно. Начало: „Сыну мой, чадо мое, приклони ухо твое” См. И.Р.Ц. I т. 1 половина стр. 680, примечание sub fin/.стр. 826 примечание. Лаврская Златая Чепь лист 7 оборот – 11 оборот. Синодальная рукопись лист 429, стр. 47; сербизмы, следовательно, принесена в Россию (перевод с греческого), с Афона – подпись. Академическая рукопись лист 163 оборот. Жалости праведного спасения, како учение жагти (мати?)­[жалости] сына своего. Начало: „Чадо мое милое, чадо мое сердечное, кости мои”.... Лаврский сборник XVI в., листы 362–369. Слово святых отец о наказании. Начало: „Первее, братие, всякие мудрости ищите кротости”. Лаврская Измарагд лист 91. На греческом краткие изложения веры у Миня t. 98, р. 1227 sqq. Греческие краткие катехизисы в вопросах и ответах см. Ламбеция т. VIII, стр. 752, 753 начало. В Московской Синодальной библиотеке по Описанию Маттеи лист 299; лист 391; Типограф. библ. лист 99, стр. 300. Толкования: на символ веры , – Маттеи Типограф. библ. лист 38, стр. 314. На молитву Господню, – Маттеи Типограф. библ. лист 57, стр. 314; лист 41, стр. 326; Bandinius Biblioth. Laurent., Plut. VII, p. 263, col. 2. – На „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас”, – Bandinius ibid.. 6. Против латинян и других еретиков. Петра архиепископа Александрийского к Бенетскому архиепископу. Начало: „Нигде же несть писано первопрестолнику Акихийскому, рекше Бенетскому”. Лаврская Златая Чепь лист 375 оборот. Германа патриарха к жестоковыйным латыном молебное и любезное поучение. Начало: „Познавше убо, возлюблении, истинное православие”. Синодальная рукопись лист 100 оборот, стр. 321. У Попова в Полемических сочинениях стр. 151, о подлиннике стр. 153. [Ср. у Соболевского стр. 20].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сложено Максимом. Царская лист 306, стр. 243. [В Лаврской рукописи полунощница воскресная лист 200, канон Троице творение Митрофаново лист 201, припевы воскресные Григория Синаита лист 206, полунощница повседневная лист 210, и полунощница субботняя, лист 215, помещённые в приложении к Максимову переводу Псалтири для Нила Курлятева, Лаврская рукопись не исправлены ли Максимом (по просьбе того же Нила)? Очищены от сербизмов Киприана, о которых говорит Нил в предуведомлении к переводу Псалтири? V ) Сочинения, писанные в ответ на вопросы о разных предметах и действиях церковно-обрядовой внешности: 1) Сказание, како знаменатися крестным знамением. Лаврская глава 85, лист 429 оборот; глава 46, лист 281. В Иоасафовской 33. „Совокуплением бо триех перстей, сиречь пальца и еже от среднего и малого, тайну исповедуем богоначальных триех ипостасей, – Отца и Сына и Св. Духа, единого Бога трое; протяжением же долгого и среднего сшедшася два естества во Христе, сиречь самого Спаса Христа исповедаем”... В Лаврской рукописи по поскоблённому: „совокуплением бо триех перстей, сиречь пальца и еже от среднего и указательного... согбением же малого и близь того сущего”. 2) К смеющим трищи глаголати аллилуиа чрез предания церковного, а четвертое: слава тебе Боже. Лаврская глава 114, лист 522 оборот. В Иоасафовской 27. „Словцо к смеющим”... Есть это словцо в сборнике Евфимия Туркова, написанном в 7070 (1562) году, – Волоколамская рукопись лист 501 (не после ли приплетённая тетрадь?). 3) Повесть о воздвижении пречистыя Богородицы хлеба. Лаврская глава 130, лист 549 оборот. (Сравни в Псалтири Киприана митрополита ту же повесть лист 190). 4) Сказание о освящении воде назаутриа святых Богоявлений. Лаврская глава 87, лист 434. В Иоасафовской 35. 5)  ↓ Сказание строки, глаголющей о свышнем мире и о спасении душ наших. (К Акакию Тверскому. Опровергается, будто под свышним миром разумеются ангелы. Во второй части послания о „Бог бо рождейся, сего ради и естества истощишася”). Лаврская глава 113, лист 520.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Румянцевской лист 136 оборот, стр. 371 col. 1, к Григорию (т. е. диакону Тверскому?). 5) О фимиаме. Лаврская лист 526 (Начало: Блаженного Иоанна Златоустог о о приносимей фимиаме толк да ся исправит молитва моя). 6)  ↓ Толкование строки псалма 89: „Господи прибежище был еси нам”. Лаврская глава 19, лист 105 (Смущаются о мне нецыи пословицею сею..., то же, что в письме к Григорию. 7) Свод мест, по-своему переведённых Максимом в Псалтири. Лаврская глава 107, лист 473 оборот. Ещё см. [ стр. 255 ] в отделе V статью 5. VIII ) Сочинения в защиту православия греков: 1) Сказание ко отрицающимся на поставлении (и) кленущимся своим рукописанием русскому митрополиту и всему священному собору, еже не приимати поставления на митрополию и на владычества от римского папы латыньския веры, и от Цареградского патриарха, аки во область безбожных турок поганого царя, и поставленного от них не приимати. Лаврская глава 97, лист 467; Казанское издание часть III, стр. 154. В Иоасафовской 44. 2) Сказание о том, яко не оскверняются святая николиже, аще и многа лет обладаемы суть градове от поганых. Лаврская глава 41, лист 145 оборот; Казанское издание часть III, стр. 156. IX) Noxbaльhыe слова святым: 1) Похвалнаа епи о преподобном Иоанне, нареченном превеликом. Лаврская глава 101, лист 469 оборот. В Иоасафовской 48. 2) Похвалнаа епи о блаженней Фомаиди, мечем убитей от своего свекра. Лаврская глава 102, лист 469 оборот fin.. В Иоасафовской 49. 3) Похвалнаа епи о некоторой добропобедной мученици, ей же имя Потамия, еже толкуется речная. Лаврская глава 103, лист 470. В Иоасафовской 50. 4) Похвалнаа епи к некоему пречудному древнему мученику, егоже имя неведомо. Лаврская глава 104, лист 470 оборот. В Иоасафовской 51. 5) Предисловие житию чудотворцов Соловецких. Лаврская глава 106, лист 471. (Писано по чьему-то понуждению лист 471 fin. и лист 473. Тут не похвала, а предуведомление: Максим по чьей-то (воле?) исправлял и дополнял житие Соловецких чудотворцев. Монастырь на Печенге, о котором тут упоминается, основан в 1533г., – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Указатель нужных мест Что есть вера – лист 2. О церкви – Что есть церковь – лист 24. – О власти церкви – лист 25. – Кроме церкви несть спасения – лист 36. О священстве – Священство установлено от Христа – лист 34. – Силы рукоположения никто не имеет, кроме епископов – лист 35. – Разрешить кающегося может только священник – листы 35 и 36 об. – О почитании священников – лист 27. О таинствах – Строители таинств – лист 35. – Сколько таинств – лист 29. – О вечности причащения – лист 32. Символ веры – 8-й член без слова «истинного» – лист 20. – 7-й член «Его же царствию не будет конца» – лист 11. О перстосложении – лист 16 об. 11) Именуемая Кириллова книга – это сборник статей, составленный известными и неизвестными писателями в обличение латинских, армянских и лютеранских лжеучений. Эти статьи собраны московским протопопом Михаилом Роговым и напечатаны в Москве в 1644 году. Название своё этот сборник получил от первой статьи, содержащей толкование 15-го огласительного Слова святого Кирилла Иерусалимского (IV век) на седьмой член Символа веры , которое в именуемой «Кирилловой книге» названо «Сказание на осьмый век». Толкование это написано бывшим учителем львовского училища (в начале XVII столетия) Стефаном Зизанием (братом составителя Большого катихизиса); причём он свои толкования не отделил от подлинных слов святого Кирилла, так что трудно узнать, что принадлежит святому Кириллу и что самому Зизанию; иногда свои слова он даже приписывает как бы святому Кириллу, например, на листе 22 говорит: «А се есть первое, якоже святой Кирилл пишет». При таком смешении речей редкие понимают, что это «Сказание на осьмый век» в большей своей части принадлежит не святому Кириллу, а Зизанию (см. листы 17 об., 31, 54, 64, 79 об.). В полном своём составе эта книга не может служить выразительницей учения православной церкви, потому что наряду с истинными мыслями содержит еретические и неправильные. Так, в двоестрочии – введение в книгу, изложенное стихами – высказана мысль, что вечных мучений не будет. В толковании Зизания высказано мнение о кончине мира и явлении антихриста в VIII веке, или, что то же, в восьмой тысяче лет (листы 2 об. и 20). Главы 25, 26 и 31 наполнены чисто баснословными рассказами. Несмотря на столь многочисленные недостатки, Кириллова книга может быть с пользой употреблена в борьбе с расколом по следующим пререкаемым вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

глава 128, лист 545 оборот (в списке сочинений Максима Румянцевского Музея есть см. лист 320 оборот, стр. 373, col. 2 fin.). Отвещание патриархаГермана и собора к посланным от папы фременуром ibid. глава 129, лист 545 оборот. Свидетельства, яко от Отца единого исходит Дух Святый (из отцов). Ibid. лист 546 оборот. И эти главы перевод Максимов? 14) Толковой Псалтири, Толкового Апостола, простой Псалтири для Курлятева, Златоустого на евангелистов Матвея и Иоанна, Метафрастова жития Богородицы. См. о них выше. 15) Слово Симеона Метафраста о чудеси святого Михаила архистратига иже в Хонех. Преведено Максимом (Лаврская лист 17, Сентябрьская Минея, под числом 6). В Макариевской Минее 6 Сентября. 16) Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святей горе (т. е. Афонской). Лаврская лист 11, Сентябрьская Минея, 6 число, не Максимово ли? 17) Лаврская лист 443 оборот краткое известие о Григории Богослове и о слове пасха; с лист 444 иже во святых отца нашего Григория архиепископа Константинаграда Богослова на пасху и на опождение (sic) слово 1 (с толкованием Никиты Ираклийского). Всё слово первое и начало слова 2, лист 451. 18) Лаврская лист 452 Хруса уединенного от слова исторического о кресте Господни. Перевод Максимов же? 19) Из Златоустого о епископах нерадивых и на резоимцев. Румянцевского Музея лист 31 оборот, стр. 367, col. 1. 20) Патриарх Иоаким в книге Остен говорит, что Максим в 1521г. (по другим спискам в 1542г.) перевёл с греческого на славянский правила апостолов и соборов. См. митрополита Евгения Словарь исторический, [под словом] Максим, издание 2 стр. 37 fin.. Что разумеет Иоаким? Кормчую Вассьянову, которая Толстовской рукописи Отдел 1, стр. 92? 21) О монастырях Афонских. Лаврская лист 13 оборот (между прочим сказано: „а вси (монастыри Афонские) без имениих, и своими труды и питаются и одеваются, села у них несть, одны винограды и садове”). Максимово? 22) Слово Константина Порфирогенита... повесть... о посланном к Авгарю нерукотворенном... образе. Перевод Максима. Царская лист 336, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

70 обор., и четвертого Вселен. Собора прав. 5-е лист. 95. 566 Разумеем здесь только беглых Священников, которые получили рукоположение. О крайней же преступности людей, которые иногда, как известно, действовали у вас, как Священники, нигде не получив рукоположения, уже не говорим. 569 Антиох. Собора прав. 3. Кормч. лист. 63 на обор. и 64. То же говорит 15 прав. св. Апостолов лист. 4. 16-е прав. 1-го Вселенск. Собора, лист. 38 на об. 5 и 20 прав. 4-го вселенск. Собора, лист. 95 и 101 на обор. 571 Кормч., лист. 95 на обор. То же заключается в 17 и 18 прав. 6-го вселенск. Собора. Там же, лист. 182 на обор. 573 Вполне означенное правило читается так: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем (Епископом), ради некия ереси, осужденныя св. Соборами или Отцами, когда т.е. он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым Епископом, прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным». Книга правил св. Апост. и проч., стр. 289 и 290. 575 Кормч., лист. 122 на обор. Иного способа к оправданию себя Священнику совершенно нет. Слич. 74-е Апост. правило. Кормч., лист. 20 на обор. 577 Первого вселенского Собора прав. 15 и 16, Кормч. лист. 38 и на обор.; антиохиииского Собора прав. 13, Кормч. лист. 67 обор. и проч. 620 Св. Василия В. в кн. о постничестве пр. 352, лист. 291. Тв. св. От. в нов. перев. Т. IX, стр. 374, 375. 693 Смотр. Требник, печатан. при Патр. Филарете, в статье о Миропомазании, лист. 334 и далее до 340. 701 См. Ответ Преосвящ. Никифора Архиеписк. Астраханскаго, печатающийся обыкновенно на конце его ответов на вопросы старообрядцев. 713 Вас. Вел. в нрав. правилах, прав. 21, стр. 391. 3 Том. твор. Вас. Велик., изд. 1846 г. в 8. Москва. 736 Напр. можно читать книги: Гавриила Филаделфийского о св. Тайнах, Диалогизм Духовный о седми сакраментах и т.д. 779 Немало есть и других выражений, которыми охуляется святейшее Тело и святейшая Кровь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

X III ) По грамматике и лексикографии: 1) О греческих гласных и согласных, слогах, надсловных греческих и славянских знаках и пр.. Лаврская лист 525 fin.. См. Синодальный стр. 575 и 576. 2) Толкование имён (собственных) греческих и еврейских и римских. Лаврская глава 108, лист 481 оборот. Знал Максим по-еврейски, или был у него греческий толковник еврейских имён? Вероятно, последнее. 3) Объяснение слов: пандок (пандекты), левиафан, тристат. Лаврская лист 291 оборот. 4) О грамматике. Румянцевского Музея стр. 370 (краткое). XIV) Naherupuku лицам, слова благодарственные к Господу по поводу событий: 1) Сложение вкратце о бывшем пожаре Тверском, та же и похвала обновлению церковного украшения, бывшего боголюбивым епископом Тверским Акакием. Лаврская глава 81, лист 421. В Иоасафовской 22. 2) Слово благодарственное Господу нашему Иисусу Христу о бывшей преславной победе на Крымского... в лето осмые тысящи четыредесять девятое. Лаврская глава 75, лист 377 оборот. В Иоасафовской 23. XV) Haдnucu: Сложение Максимово, быти было подписи на амбоне. Лаврская глава 119, лист 529. XVI) B разрешение вопросов богословских: 1) Сказание противу глаголющих, яко плотьским совокуплением и рождьством хотяше множитися человеческий род, аще бы и не согрешили праотцы. Лаврская глава 82, 422 оборот fin.. В Иоасафовской 29. 2) Сказание, который убо во человеческом естестве первый грех . Лаврская глава 38, лист 144 оборот. 3) Сказание трёх неких взысканий, нужных всякому рачителю книжному (см. [ стр. 253 ] в III на вопросы церковной практики взыскание первое). Лаврская глава 94, лист 459. XV I I) Variä 1) На Николая немчина, прелестника и звездочетца (о смерти Николая). Лаврская глава 28, лист 127 оборот. 2) Из книги глаголемые Суиды. Лаврская лист 253 (о таланте). Ещё из Суиды см. Румянцевского Музея лист 30 оборот, стр. 367 col. 1. Вообще о Максимовых переводах из Свиды ibid. лист 107, стр. 369, col. 2. 3) Разгадка одной криптографической подписи (разгадал: „Карпафос” вместо „Филиппос”). Лаврская лист 525.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010