После погребения на могилах покойников русские едят блины, – Monimenta Turgene vi i t. I, p. 127, col. 2. В XVI в. в Юго-Западной Руси поминовение усопших на могилах с музыкой и кормами, – митрополита Макария Истории т. XI, стр. 264. Сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения (3-й, 9-й, 40-й по смерти). Для раздачи служб в 40 церквей нужны были посредники – соборы. Поэтому в Москве сорокà (благочиния). Сорокоуст – в 40 церквах литургии в продолжение 40 дней, – Сказание о Щиле в Памятниках Кушелева-Безбородко, I, 22. Сорок сороков. В Новгороде было 44 церкви, в которых была вседневная служба, – Востоков, Румянцевский Музей стр. 42 col. 1. В 1548г. было установлено петь ежегодно панихиду по всем, умершим нужною смертью, – Акты Экспедиции т. I, стр. 208. Панихиду петь многим попам без диакона нельзя, – Волоколамская рукопись лист 7. Каноны (канун), – Житие преподобного Сергия лист 120. Есть кутью за усопших установлено в память того, что Климент Римский , будучи сослан в Анкиру, питался кутьёй, – Лаврская рукопись лист 732 (житие Климента). Слово о том, яко не подобает поминати себя за упокой в животе сущу, – Волоколамская рукопись лист 455. Чего ради творим третины, девятины, сорочины, – Волоколамская рукопись лист 102 оборот (тут же лист 103 оборот об ангелах Божием и сатанином, пишущих дела человека); Лаврский Измарагд лист 214 fin., другое). [В ответах митрополита Киприана игумену Афанасию читаем: „понахида пети многим попом без дьякона не лзе, но единому попу; аще ли будеть диякон, то многим попом пети, а дьякону почати, якоже и на всяком правиле церковном. В неделю за упокой не правити, ниже в суботу вечере понахида пети; в неделю же на проскомисании поминати умерших, такоже и в тайных молитвах не възбранно есть. Яко наставшему великому посту, аще случится кому от нас сего житьа преставитися среди недели, певше над ним, гробу предати, а правлениа никакова, ниже панихида творити должно есть, развее в пятницу вечер, а в суботу поминание; такоже и по всем пятницам великого поста, кроме пятые суботы и шестыя. По пасце же, от Фомины недели, за упокой правити лзе на всяк день; а в неделю за упокой поминание чести не лзе. См. Памятники Павлова col. 257–259.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

25) Изложение претя пред царем Алексеем Комниным с епископом Медиоланским Глосоланом (?) и обличительные два слова Евстратия Никейскаго, книга 9, лист 96 и книга 6, лист 65. 26) Прение монаха Иоанна Фурна с Медиоланским епископом Петром, книга 9, лист 162. 27) Евфимия Зигабена , книга 6, лист 104. 28) Никиты Сеиды Иконийскаго о Святом Дусе, книга 9, лист 700.29) Никиты, патрикея Ца-реградскаго, о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 131, да первая книга, лист 131. 30) Греческаго самодержца Мануила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа, книга 6, лист 189. 31) Николая, епископа Медонскаго, слова два о Святом Дусе и два ж слова на опресноки, и единое, как возможе на нас латинник, книга 9, лист 320 и 727. 32) Феодора Курополата Смирнянина на опресноки, книга 9, лист 759; книга 6. Иоанна, патриарха Антиохийскаго, на опресноки. 33) Николая Музалона к царю Алексею, книга 6, лист 81; да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 34) Георгия Великаго Логофета Акриполитенина два слова о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 258. 35) Николая Идрунскаго, 9 книга, лист 87 и 592. 36) Без имяни некоего безглавное слово, книга 9, лист 321. 37) Германа, иже в Никеи, Константинопольскаго патриарха, послание к Григорию IX, папе Римскому, книга 9. 38) Того ж папы к нему ж, Герману, отповедь, книга 9. 39) Того ж исповедание веры, его ж начало: «страдавшими», книга 9.40) Мефодия, патриарха Цареградскаго, иже в Никее, на опресноки. 41) Льва, архиепископа Болгарийскаго, три послания, книга 9, лист 640. 42) Льва, митрополита Маркианопольскаго, на опресноки, книга 9. лист 721. 43) Без имени некоего списания, его же начало: «иже в сборнике лежащем проклятии», книга 9, лист 777. 44) Иоанна, митрополита Клавдиопольскаго, на опресноки, книга 6, лист 68 и книга 9, лист 605.45) Безъименнаго некоего на опресноки, его же начало: «от Сиона глаголет пророческое слово изъити слову», книга 9, лист 753. 46) Митрополита Керкильскаго Василия послание к папе Римскому, книга 9, лист 603.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

19. Неимянованного некоего сложение на франгов. Книга 9, лист 580 57 . 20. Того же обличение о еже недобре мудрствующим или творящимся от латинов. Книга 9, лист 581 58 . 21. Неимянованного некоего сложение, его же начало: владыка мой всесвятейший, светило вселенское. Книга 9, лист 752 59 . 22. Иоанна патриарха антиохийского ко андрианопольскому митрополиту, книга 9, лист 609 60 . 23. Евстратия митрополита Никейского два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 173 61 . 24. Того же на пресноки два слова. Книга 9, лист 625 62 . 25. Исложение прения пред царем Алексеем Комнином с епископом медиоланским Глосоланом, и обличительные два слова Евстратия Никейского. Книга 9, лист 96. Книга 6, лист 65 63 . 26. Прение монаха Иоанна Фурна с медиоланским епископом Петром. Книга 9, лист 162 64 . 27. Евфимия Зигавина. Книга 6. лист 104 65 . 28. Никиты Сеиды Иконийского о Святом Дусе. Книга 9, лист 284 и 700 66 . 29. Никиты патрикея цареградцкого о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 131, да первая книга лист 131 67 . 30. Греческого самодержца Маноила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа. Книга 6, лист 189 68 . 31. Николая епископа Мефонского слова два о Святом Дусе, и два ж слова на опресноки, и единое, како возможе на нас латинник. Книга 9, лист 320 и 727 69 . 32. Феодора Курополата Смирнеенина на опресноки. Книга 9, лист 759. Книга 6, Иоанна патриарха антиохийского на опресноки ж 70 . 33. Николая Музалона к царю Алексею. Книга 6, лист 81 71 . 34. Да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 35. Георгия великого лагофета Акрополитенина два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9-я, лист 258 72 . 36. Николая Идрунского. Книга 9-я, лист 87 и 592 73 . 37. Безымени некоего безглавное слово. Книга 9-я, лист 361 74 . 38. Германа иже в Никеи константинопольского патриарха послание к Григорию IX, папе римскому. Книга 9-я 75 . 39. Того ж папы к нему ж Герману отповедь. Книга 9-я 76 . 40. Того ж исповедания веры, его ж начало страдавшими. Книга 9-я 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Начало: Иже оумють добр братис... Лист. 470 об. Слово преподобн. Иоанна монаха и пресвитера Дамаскина на Успение Бцы. Начало: Память праведных с похвалами... Лист. 483 об. Слово на тот же день св. Григория еппа Селоунскаго. Начало: Мою беседу днесь к вашей любви.... Лист. 492 об. Слово на тот же день св. Андрея архиепископа Иерусалимского. Начало: Съзываетъ пакы насъ обычное слово кь тръжеству. Лист. 503, Слово того же и на тот же день. Начало: Таинство настоящее оубо и трьжество… Лист. 512. В тот же день похвала, творение Климента а. Начало: Се ныне светло празднество ликоствующе.... Лист. 514. Слово Иоанна Богослова о покое св. Бцы. Начало: стй и преславнй Бцы и приснодви и. по обычаю на стый гробь... Лист. 522. Сказание о нерукотворенном образе Г а нашего Христа. Начало: Рече нкто отъ пръвыхъ црковникъ. Живописець сый... Лист. 522 об. В тот же день повесть списана св. Григорием омъ Нисским о обретении нерукотворенного образа И. Христа иже в Начало: Гд ь нашъ Христосъ, Праведный и истинный Бгъ… Лист. 525. Слово Златоустого на усекновение св. Иоанна Предтечи. Начало: ко же се моужъ етеръ люб поустыню... Лист. 529 об. и 530. Слово о явлении места и время и виноу в нем же явися. ста риза Бцы, же лежить въ чет нмъ ковчез. И ей же в Влахерне покланяются. Начало: тайны великы, а Лист. 541 об. Стаго о Камыкоу, иже бахоу на стлев, насажен: ∼ Начало: Вавилонскый нарицаемыи... Лист. 344 об. Слово Златоустого о Гда нашего Христа и ко надъ коеюждо страною приставлени соуть англи. Начало: По истин вис намь блгодать Христова. Лист. 567. Слово на Покров св. Бцы – творение смиренного Иеромонаха Пахомиа. Начало: понеже оубо родъ, обыче праздникы стыхъ с похвалами праздновати… Лист. 572 В собрании поучений Златоустого 110. Греч. Синод. рук. это слово–е слово Ипполлита папы Римского о скончании мира и о антихристе и о втором пришествии Гд а Христа. Начало: Понеже оубо проци очи намъ быша... По характеру письма относится к XV–XVI веку. Переплет корешковый. 108-й. Сборник поучений разных святых без начальных и конечных листов, писанный полууставом, переходящим в скоропись, в лист, на 183-х листах. В начале 4-х тетрадей, каждая в 8-мь листов, недостает. На 1-м оставшемся листе до конца 4-го продолжается поучение во 2-ю неделю по посте. Лист. 5. Поучение в 3 неделю по посте св. Иоанна Златоустаг о: чесо ради древо разумно добру и злу наречеся. Лист. 11. Поучение св. Иоанна Златоустог о в тот же день 3-й недели поста – еже.... исповедати честного креста. Начинается: Се есть братие знамение. Лист. 14 об. Беседа Каллиста еппа па Константинаградского в 3 неделю поста. Начинается: Прообрдзуе и прописуе Моеи. Лист. 21. Слово св. Феодора Студита на поклонение честного креста. Начинается: Радости и днь. Лист. 24. Слово исповедника Иосифа архиепископа Солунского о честнем и животворящем кресте. Начинается: Креста предлежит днесь праздник

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Лист. 167 гл. 36. Кирилла монаха слово на собор стыхъ отцъ 318. Начинается.. Яко же Ритори и ветии... Лист. 173 гл. 37. Слово Златоустого на св. пятдесятницу. Начинается: Духовней благодати... Лист. 177. об. Слово на стю пентикостию Леонтия пресвитера Константина града. Начинается: Елико же вас на праздничную присно палящую блгдть грядете. Лист. 187 гл. 39. Въ ндлю и_ю поучение на пришествие св. духа на сты аплы. Начинается: Присно ожидая Бгъ спасения нашего.... Лист. 189 гл. 40. Слово св. Григория Богослова о св. Духе. Начинается: рцем убо и о стмъ дус... Лист. 192. Слово Златоустого въ ндлю пятьдесятную от сказания Евангельского. Лист. 195 об. гл. 42. Поучение. Начинается: да се вдуще не мыслимь другъ другу зла... Лист. 197. Слово на сошествие св. Духа.. Начинается: паки нам друзи радость... Лист. 202. Слово о св. духе Василия Исаврийска града Селевкия: Начинается. Чиста убо намь, но успшна цркве душевнаа позорища. Лист. 204. Св. Прокла еппа царя града слово на пятьдесятый день. Начинается: Днесь братие... Лист. 205 об. Слово Омилия в неделю всех стыхъ Начинается: Светла и радостна есть о всех стыхъ беседа... Лист. 208 В неделю и по пасце слово Златоустого похвала всем стым. Начинается: Радуйся раю... Лист. 219, Слово Златоустого о разслабленнем в месопендикостию и еже не судити на лица. Начинается: Яко же светел мцъ. С 48 главы начинается другой почерк письма. Штемпель бумаги другой похож на медведя. Лист. 224 гл. 49. Слово Златоустого в месопентикостию в преполовение празднеству и о Мелхиседесе. Начинается шинок и яблоко.. Лист. 228. Неделя 5 гл. н. Слово Златоустого о Самаряныне. Начинается Днесь Христос всем нам... Лист. 234. об. Слово Леонтия пресвитера Константинаграда в пентикостию яко от рода слепу и, еже не судити на лица. Начинается: любящим Бга... Лист. 243. Слово Златоустого на Вознесение Гдне. Начинается: Близь го днь всем нам возпити. Лист. 246 об. Суббота пянтикостная тоже якоже иже над мертвыми ее плачь неблаговерна к Бгу обретается, от селеньскыа Начинаетс: неможемь убо невдти…

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

до конца пасхалия начинающаяся дето и оканчивающаяся ц з. 107-й. Сборник поучений разных святых на разные случаи, писанный уставом в лист на 594-х листах. Первого листа недостает, с 1-го помеченного 2–4, 6, 8, 10–12, 14, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 27, 28, 30, 31–34, 36.38, 40, 41, 43, 45–48, 54, 60, 68, 79, 84, 90. 94, 98, 105, 115, 119, 125, 127, 128, 129, 132, 137, 142, 144, 149. 151, 154, 157, 160, 164 по 167-й лист скреплено рукою св. Патриарха Никона . С 1-го листа до 2 на обороте неизвестно чье слово помещено, так как начального листа нет. Лист. 2 об. слово св. Андрея Критского па Рождество Бцы. Начало: Аще мерима есть земля пядию.... Лист. 10 об. слово св. Иоанна пресвитера Дамаскина на Рожество Пресвятые Бцы. Начало: приидете вси языци.... Лист. 18 об. Мца Сентбр въ и. днь рожество сты и прехвалныа Бца и прно Двы а. Начало: В лето написания.... Лист. 27. Слово св. Иоанна Златоустог о на Воздвижение честного крта. Начало: Что рекоу или что възглю. Лист. 32 об. Василия еппа Селевкии слово на Воздвижение креста. Начало: Вско оубо иже горшаго на лоучшее е. Лист. 37. Слово Пандолеа пресвитера обители Византийскиа на Воздвижение чстного и Животворящого креста. Начало: Пакы Воздвижется крть... Лист. 39. Слово о обретении честного креста неизвестного автора. Начало: В лето седьмое царствующу Костянтину.... Лист. 46. Слово Андрея Иерусалимлянина на Воздвижение креста. Креста празднество творим… Лист. 48. Слово похвальное Златоустого св. апостолу и Евангелисту Иоанну. Начало: Иже подвигом внешним зрителие Лист. 53 об. В тот же день слово похвальное Златоустого св. Иоанну Богослову. Начало: Иоанн в Ефесн Асийстем... Лист. 60-й. Преставление Иоанна Богослова. Начало: Сей баше снь Зеведеевь.... Лист. 67. Мца въ кв стыхъ седми отрок иже в Ефесе Начало: Когда воцарися Декий царь... Лист. 79. Мучение стаго и славнаго хва Начало: Максимиан иже Еркулие покорив готфы… Лист. 84-й. Похвала святому и славному великомученику и мироточчу Димитрию. Начало: Прежде хва плотского смотрения… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Перевод фрагментов толкования Дидима на книгу Иова находится в рукописи 202 «Олимпиодора Александрийского и других толкование на книгу Иова». В лист, полууставом, 1412 г., 309 листов 533 . Толкование Дидима находится на листе 14–14 об.: «Себэ обличитель бывает...»; 15–15 об.: «Свойствь...»; 16 об.–17: «Pqkq его…...»; 17–17 об: «Належещаа обсто> тельнаа…...»; 18 об.: «Paзqмhmu подобает...»; 18–19 об.: «Не помышл> й...»; 20: «А еже и о законе… »; 20–20 об. «Не bcqnpeдлhжum...»; 21: «Аще неби cie… сотвориль…»; 23–23 об.: «ˆстоит же…»; 24 об.–25: «Повелнвает и cie…»; до листа 142 об. (до Иова 16:5). Перевод Дидима находится среди толкового апостола. Этот текст остается до сих пор неизданным и представляет большой научный интерес. Текст перевода, по всей видимости, был взят из греческих катен. Сличение текста перевода с изданием катен Крамера 534 , показывает, как и в толковой псалтири, несоответствие некоторых отрывков с надписанными в заглавии авторами и различия в греческом тексте и переводе 535 . Нами были найдены следующие фрагменты толкования Дидима Слепца в рукописи ГИМ «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа 536 : Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». Те же Толкования Дидима на Деяния, что и в рукописи 96, но в меньшем объеме, содержится в рукописи 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов 537 : Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. Перевод прп. Максимом катен Дидима в толковой псалтири употреблял в своем сборнике Даниил, митрополит Московский 538 . Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…».

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

89 об. Св. Аркадия Кипрьского похвальное на обновление храма святого и славного и победоносца и великомученика хва Георгия. Начало: Съзываетъ насъ христолюбци... Лист. 93 об. Похвальное безплотным, Михаилу и Гавриилу сотворено Климентом Начало: Наши празднолюбцы пресветлое тръжество... Лист. 97 об. и 98. св. Феодора Трихетииского слово о житии и о скорбех, Иоанна Златоустог о. Начало: Возлюбленныи неложен есть бъ... Лист. 105-й. Слово св. Тарасия еппа Константина града о Пресвятей Влцы нашей Бцы, егда приведена бысть в церковь . Начало: Светлое и преславное, настоящее тръжество… Лист. 114 об. В тот же день похвала св. Германа еппа Константина Града. Начало: Сей пакы другый съборникъ... Лист. 119. Мца Декабря в днь житие св. Николы еппа . Начало: Благоволи Бгъ во дни прежние взыскати писания.... Здесь приложены 23 чуда бывшия прежде и 11-ть чудес в наши лета совершившияся, как пишет жизнеописатель. Лист. 166 об. Слово похвальное о житии иже во стыхъ оца нашего Николы. Начало: Се настоит братие Лист. 170 об. От жития стаго отца нашего Спиридона чюдотворца о исцелении благочестивого царя Константина.. Начало: црю сно Великаго Константина. Лист. 172-й глав. кд. О пришествии отца нашего Спиридона в град нарицаемый Киренеи. Начало: Есть град Кириней нарицаем. Лист. 173 гл. ке. Св. Ефрема о пророце Данииле. Начало: Се да расмотрим. Лист. 174 об. и 175 гл. 26. Беседа св. Василия Великого на Рожество Хрво. Начало. Христово Рожество.... Лист. 183-й. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рожество Христово гл. 27. Начало: Ныне моего естества обновление приходить... Лист. 190. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рож. Хрво. Начало: Хроу праведному солнцу... гл. 28. Лист. 194-й гл. 29. Слово Златоустого в тот же день. Начало: Что дн ь, виждю... Лист. 198 и об. Похвала Пресвятей Бц св. Епифания архииеппа Кипрского и о воплощении Гда. Начало: сияющая светлая Бцы заря велия.... Лист. 207. Слово Златоустого о Ироде и избиении младенцев гл. 32. Начало: Хотлъ быхь выну дховна словеса повдовати… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Катены на Апостол ГИМ. Син. Собр.: 2 . «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа: Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». 3 . 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов: Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. ОР ГИМ. Собр. Уварова.: 4 . 146. «Толкование на Деяния св. Апостол». На бомбицине, в четверть, полуустав исхода XIV или начала XV века, 160 листов. Цитаты Дидима 1. 985 Син. Собр. ГИМ. Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…». Переводы на русский язык. 1 . О Святом Духе 1910 – О Святом Духе.//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Киев. 1910. Ч. 5. С. 377–433. 2 . Переизд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999. С. 16–59. 3 . Перевод Книги «О Святом Духе» 1871 г. 12. С. 409–481. Труды Киевской Духовной Академии. 4 . Толкование на Захарию – Толкование на Захарию (машинопись). М., б.г. 5 . Против Евномия 1846 – Против Евномия. Кн. IV и V.//Творения святого Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия (кн. 5). ТСО 7. Кн. 1 (М., 1846). С. 179–230; ср.: улучшенные издания: М., 2-е изд. М., 1853–1859; 3-е изд. М., 1891–1892; исправленный пер.: Св. Василий Великий . Творения. Т. 1–3. СПб., 1911. стр. 530–576. переизд: М. 1993. с изд 1846 г. Список источников

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

– Феофан, патриарх Иерусалимский, в 1620 году в Киеве поставил для Русской церкви митрополита и епископов – лист 214; – не слушающий восточных патриархов отметается самого Христа – листы 231, 232. О таинствах – о необходимости святого причащения – листы 51, 52, 54, 248; – без миропомазания крещение несовершенно – листы 245–287. Об антихристе – антихрист – человек будет – лист 270; – антихрист родится от девицы жидовки – лист 270; – антихрист будет царствовать 3½ года – лист 270; – антихрист от предтеч своих отличается – листы 269, 270; – во время пришествия антихриста посланы будут Илия, Енох и Иоанн Евангелист – лист 270 об. Об обрядах – об изменении литургии – лист 107; – о прибавлении церковных песней – листы 136–137; – октоихи переданы церквам в 831 году – лист 137; – «Аще мы, или ангел…» относится к догматам веры – листы 195–196; – о кресте четвероконечном – лист 69; – о перстосложении (двуперстном) – лист 74; – о хождении против солнца – лист 137; – у еретиков больше воздержания, чем у христиан, но церковь познаётся не по житию, а по Писанию – листы 216, 255 и далее; – православные не хранят посты – лист 103 об.; – православные курят табак и упиваются – лист 128; – пение тропарей для иноков (якобы) не полезно есть: сими бо тропари диавол уловляет иноки (?!) – лист 144; – по седми тысящах якобы наступит кончина мира – лист 271; – летоисчисление – различно – лист 168 об. б).Пособия по обличению раскола 1) Выписки из старописьменных и старопечатных книг Адриана Озерского, в 2-х частях. Эта книга представляет одни выписки из книг и древних рукописей, находящихся в различных библиотеках. По своему содержанию «Выписки» распадаются на две части: в первой содержатся выписки, касающиеся вопросов догматических: о церкви, священстве, таинствах и прочем; во второй – вопросов обрядовых. При пользовании нашей книгой «Выписки» Озерского безусловно необходимы для справок, так как мы часто делаем ссылки на эту книгу. 2) Истинно-древняя Христова церковь . Эта книга, составленная митрополитом Григорием, разделяется так же, как и «Выписки», на две части, из которых первую можно назвать догматико-полемической, направленной против раскола, а вторую – обрядово-апологетической. Книга преосвященного Григория весьма полезна при изучении истории обличения раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010