А Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем наступила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду. И вот, в такой убогой обстановке, в холодной пещере совершилось величайшее событие в жизни всех людей. Этой святой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос, Спаситель всего мира. Иисус Христос был Богом и Человеком одновременно. У Него было всё, что есть у людей. Кроме одного: у Него не было греха, Он был безгрешным. Рождество Христово Святая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли – кормушку для скота. Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал лучезарный, сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел Божий сказал: – Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет у всех людей. Сегодня в Вифлееме родился Спаситель, Который есть Господь Иисус Христос. Идите, и в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях. Едва скрылся этот Ангел, как услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры Ангелов сошли с Небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя: – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Все Ангелы пели и радовались тому, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Своё Небесное Царство. Затем пастухи отправились в пещеру и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли и рассказали Иосифу и Пречистой Деве о явлении Ангела. Дева Мария запомнила все слова пастухов и сохранила их в Своём сердце. Через некоторое время после Рождества Христова из далеких восточных стран пришли в Иерусалим волхвы-мудрецы. Это были учёные люди, или звездочёты, которые изучали звёздное небо. Они увидели большую красивую звезду, которая засияла на небе с рождением Спасителя, и пришли поклониться Божественному Младенцу. Придя в Иудею, они стали всех спрашивать: – Где родившийся Царь Иудейский? Такие слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам:

http://azbyka.ru/deti/bibliya-v-rasskaza...

Вы — письмо Христово, — говорит апостол Павел Церкви Божией, уместившейся в Коринфе. Но и любой малыш — письмо, отправленное Христом Церкви, поместившейся в семье. Чтобы такое письмо прочитать, нужно овладеть языком, на котором оно написано. Наука «писем Христовых» существует прежде всего для родителей, вольных, но чаще невольных, т. е. просто «вдруг оказавшихся в ситуации» соработников Бога. Творец воспользовался их объятием, чтобы создать их «дитя» — для Себя. По его чертам можно угадать облик Отца, ибо всякое явление человека есть дело Отца, действующего в Сыне-Слове. В каждом ребенке Господь рассказывает о Себе по-новому. Говорит о том, Что открыто младенцам Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение ( Лк. 10:21 ). Так что же Ты открыл младенцам, Господь? Едва ли только 613 жестких заповедей Талмуда и даже не стройное, неколебимое учение о том, как правильно надлежит мыслить о Боге, как должно Ему служить, как строго и канонично ходить перед Ним в земном Его храме. Все это бывает душеполезно и создано, чтобы служить нам, давно не младенцам. Но за всем этим стоит ли что-то главное, чудное, неведомое, что утаено от нас Отцом? Дерзну предположить: Ты — вслед за Иисусом скажем Ты Отцу — открыл младенцам, как задумано, как изначально устроено, «расстелено» Тобой бытие. Им, младенцам, доступен секрет любви Отчей, открывшейся при создании неба и земли, видимого и невидимого. Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державой содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир… — звучит в крещальной молитве, освящающей космос. Ты открыл младенцам ту растворенную в мире радость быть до грехопадения, которой исполнил еси вся, Пришедший спасти мир (молитва перед образом Христовым на проскомидии). О такой радости мы греховно забыли. Но, может быть, наше спасение и означает возвращение к ней. Радость есть Премудрость, сумевшая вернуться к невинности творения, каким оно было в начале, и секрет ее ведом ребенку. «Дивное устроение»

http://azbyka.ru/fiction/vzgljad-zametit...

Возьмем случай посложнее. (Читателю, незнакомому с классической филологией, скажу, что для римлян «век», или «царство» Сатурна — это утраченная пора невинности и мира, что-то вроде Эдема до грехопадения, хотя никто, кроме разве что стоиков, не придавал ей такого большого значения.) Незадолго до Рождества Христова Вергилий написал, что начинается наново ход веков, к нам возвращается царство Сатурна, придет дева и небо посылает нам дивное дитя. В Средние века верили, что до поэта дошло какое-то пророчество, быть может — через книги Сивиллы; и самого его считали языческим пророком. Современные ученые, насколько мне известно, в это не верят. Они могут спорить о том, к какой знатной или августейшей чете обращена столь непомерная лесть, но совпадение с Рождеством считают случайностью. Однако совпадение это по меньшей мере гораздо удивительней того, первого. Если это удача, то она поистине огромна (враг христианства сказал бы, что Вергилию чертовски повезло). Перейду к примерам другого типа и уровня. Здесь тоже кто-то говорит слова, которые в действительности глубже и истинней, чем он думает; но случайностью это назвать нельзя. Спешу заметить, что «неслучайность» совсем не значит «пророчество», «предвидение», «ясновидение». Нет у меня и малейшего намерения выдать эти примеры за свидетельство в пользу христианства. Мы вообще не говорим о свидетельствах. Мы рассуждаем о том, как относиться к таким случаям, когда в тех или иных словах открывается позже новый, более глубокий смысл. Я пытаюсь показать, что случаи эти — неоднородны. Иногда это чистое совпадение, как бы удивительно оно ни было. Иногда же открываемая позже истина как-то связана с тем, что человек хотел сказать. Приведу примеры. 1) Святой, вдохновленный Богом, говорит нам, что где-то во Вселенной есть такое-то существо. Потом (не дай нам, Господи!) мы добираемся до других миров, неся туда собственную нашу греховность, и находим это существо. Вот пророчество в полном смысле слова. 2) Писатель (который при этом не ученый) выдумал и описал некое существо, а его потом нашли. Вот чистая случайность, удача. Выиграть на бегах может и тот, кто ничего в них не смыслит. 3) Крупный биолог предсказывает, что в такой-то и такой-то среде жизнь должна развиваться так-то и так-то. Вот тут, если мы найдем эти формы жизни, будет и не пророчество, и не случайность. Ученому помогли ученость и ум, а не удача. Истинная природа жизненных процессов объясняет, почему такое существо есть в его книгах. Когда мы перечитаем эти книги, думая о находке, мы не внесем в них ничего произвольного. О случаях этого, третьего типа я и хочу поговорить, хотя, как вы увидите, здесь сыграли роль вещи, которые выше и ума, и учености.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Кто-кто, а мы знаем: при желании можно вычитать из текста все что угодно. Особенно хорошо это знают те, кто пишет научную фантастику. Я с удивлением узнавал из хвалебных и из враждебных рецензий, какие глубокие аллегории содержатся в моих научно-фантастических книжках. Если примешь метод толкований, дорога открыта, обманывать себя и других ты можешь, как хочешь. Однако толковать Библию мы вправе. Что же делать? Казалось бы, гора неприступна; но я не полезу на утесы. Я пойду кружным путем, и поначалу покажется, что до вершины мне не добраться. Начну я очень далеко от Писания и даже от христианства. Один римский историк рассказывает, что в небольшом городе случился пожар и начался он в банях. Возникло подозрение, что там был поджог и этому способствовало вот что: в тот же день, пораньше, один горожанин пожаловался, что в бане холодно, а банщик сказал: «Ничего, скоро будет жарко». Конечно, если и впрямь был заговор и раб в нем участвовал и был так неслыханно глуп, что не удержался от ненужной угрозы, говорить не о чем. История касается нас лишь в том случае, если это чистое совпадение. Ответ раба полностью объясняется жалобой посетителя, именно так и ответил бы всякий банщик. Более глубокий смысл слова его обрели совершенно случайно. Возьмем случай посложнее. (Читателю, незнакомому с классической филологией, скажу, что для римлян «век», или «царство» Сатурна — это утраченная пора невинности и мира, что-то вроде Эдема до грехопадения, хотя никто, кроме разве что стоиков, не придавал ей такого большого значения.) Незадолго до Рождества Христова Вергилий написал, что начинается наново ход веков, к нам возвращается царство Сатурна, придет дева и небо посылает нам дивное дитя. В Средние века верили, что до поэта дошло какое-то пророчество, быть может — через книги Сивиллы; и самого его считали языческим пророком. Современные ученые, насколько мне известно, в это не верят. Они могут спорить о том, к какой знатной или августейшей чете обращена столь непомерная лесть, но совпадение с Рождеством считают случайностью.

http://azbyka.ru/fiction/razmyshleniya-o...

Мы не имели бы никакой части в Небесном блаженстве, если бы для нашего спасения не родилось это Божественное Дитя. А такая радость сама собою вызывает смиренную благодарность к Богу. Но истинная благодарность не в словах только, а и в делах. Сделаем Богу подарок небогатый и, однако, самый любезный Ему – отдадим Ему наше сердце», ибо Ему подобает всякая слава от святых сердец и небесных Сил: Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь. Слово на Рождество Христово О значении Рождества Христова Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь. Лк.2:10-11 Христос раждается, славите! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Рождественская ночь светлее всякого дня, потому что не просто солнце, а Солнце Правды восходит над землей. Маленькие свечки в наших руках – они ярче сияющих звезд. На улице зима, а в наших душах весна цветущая. Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; имя Ему: Бог крепкий ( Ис.9:6 ). Если бы сейчас нашим земным чувствам вдруг открылась картина духовного мира, сколько великих чудес предстало бы перед нами! Мы постигли бы, с какой добротой смотрят на нас прекрасные Ангелы, как радуются нашему празднику светозарные небесные Силы. Мы воочию увидели бы высочайшее таинство: как вступает в наш храм любвеобильная Царица Небесная, а на руках Ее покоится Божественный Сын. Это дивное зрелище откроется нам во всей полноте, если мы будем достойны Небесного Царствия. Но уже здесь, на земле, мы можем предчувствовать счастье вечной жизни и радостно приветствовать Жизнодавца Господа: «Таинство странное вижду и преславное: Небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем». Все доброе и прекрасное в этом мире приветствует рассвет: поют птицы, благоухают цветы, небосвод расцвечивается нежными красками. Вот так же лучшие сыны и дочери рода человеческого ликуют, духовным взором созерцая зарю Рождества Христова, духовным слухом внимая ангельскому песнопению: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ‘( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

211. О премудрости и благости Божией Сколь прекрасен этот мир Божий: это небо, усеянное звездами, которые во сто раз больше нашей земли, светозарнее нашего солнца, которые бегут в пропасти небес одна вокруг другой, быстрее птицы, скорее звука, быстрее молнии. Сколь прекрасна Божия земля: эти поля, цветами украшенные, эти деревья, плодами покрытые, эти моря, наполненные рыбами, эти леса, служащие для множества диких зверей, этот воздух, наполненный птицами. И дивное дело! Что эта премудрая Божия книга не читается людьми, никто почти не обращает на нее внимания. День и ночь надлежало бы сидеть над этой неисследимо и непостижимо мудрой книгой, размышлять и любоваться этими прекраснейшими тварями Божиими. Возьми ты в руки одну полевую лилию или фиалку, розу: рассмотри внимательно, сколько красоты в одном цветке? Какой в нем запах? Собери всех мудрецов мира, но все они ни одного цветка такого не сделают, так как Бог его сделал из ничего. Тешится, забавляется дитя твое цветком, когда ты принесешь его с поля, почему ты не утешаешься ни одним творением Божиим? А если человек сделает что-либо похожее на цветок, то все мы удивляемся этому как чему-то чрезвычайному. Когда ты смотришь на железную дорогу, или на проволоку телеграфную, или на пароходы, или на часы, то говоришь: о, сколь мудрый человек! Делам человеческим мы удивляемся, а Богу не отдаем славы и чести за Его величайшие дела. Почему? потому что мы больше себя любим, нежели Бога. Скажи мне: мог ли бы человек устроить паровозы, если бы Бог не сотворил пар, эту страшную силу? Мог бы ты устроить телеграфы, если бы Господь не сотворил электричества, этот быстролетный огонек? Да вообще: если бы Бог не дал тебе разума, мог ли бы ты даже сделать себе обувь, одежду, телегу и прочее? Что сделал бы кузнец без железа, золотых дел мастер без золота, столяр без дерева, живописец без красок? Вот в ком вся мудрость наша: в Боге, а не в нашей голове. Отними у нас Бог разум, и мы со скотами ели бы траву полевую, как Навуходоносор, который наказан был семилетним скотоподобием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Возьмем случай посложнее. (Читателю, незнакомому с классической филологией, скажу, что для римлян «век», или «царство» Сатурна – это утраченная пора невинности и мира, что-то вроде Эдема до грехопадения, хотя никто, кроме разве что стоиков, не придавал ей такого большого значения.) Незадолго до Рождества Христова Вергилий написал, что начинается наново ход веков, к нам возвращается царство Сатурна, придет дева и небо посылает нам дивное дитя. В Средние века верили, что до поэта дошло какое-то пророчество, быть может – через книги Сивиллы; и самого его считали языческим пророком. Современные ученые, насколько мне известно, в это не верят. Они могут спорить о том, к какой знатной или августейшей чете обращена столь непомерная лесть, но совпадение с Рождеством считают случайностью. Однако совпадение это, по меньшей мере, гораздо удивительней того, первого. Если это удача, то она поистине огромна (враг христианства сказал бы, что Вергилию чертовски повезло). Вергилий Перейду к примерам другого типа и уровня. Здесь тоже кто-то говорит слова, которые в действительности глубже и истинней, чем он думает; но случайностью это назвать нельзя. Спешу заметить, что «неслучайность» совсем не значит «пророчество», «предвидение», «ясновидение». Нет у меня и малейшего намерения выдать эти примеры за свидетельство в пользу христианства. Мы вообще не говорим о свидетельствах. Мы рассуждаем о том, как относиться к таким случаям, когда в тех или иных словах открывается позже новый, более глубокий смысл. Я пытаюсь показать, что случаи эти – неоднородны. Иногда это чистое совпадение, как бы удивительно оно ни было. Иногда же открываемая позже истина как-то связана с тем, что человек хотел сказать. Приведу примеры. 1) Святой, вдохновленный Богом, говорит нам, что где-то во Вселенной есть такое-то существо. Потом (не дай нам, Господи!) мы добираемся до других миров, неся туда собственную нашу греховность, и находим это существо. Вот пророчество в полном смысле слова. 2) Писатель (который при этом не ученый) выдумал и описал некое существо, а его потом нашли. Вот чистая случайность, удача. Выиграть на бегах может и тот, кто ничего в них не смыслит.

http://pravmir.ru/klayv-lyuis-byil-li-ve...

Основанный в VI в., монастырь многократно подвергался разрушению от врагов и землетрясений, но вновь и вновь восстанавливался. Современный вид он обрел в эпоху крестоносцев, в 1160 г., повелением византийского императора Мануила Комнина. На поле у монастыря есть колодец, который называется по-арабски Бир аль-Каадизму («Колодец отдыха»). Здесь, по преданию, отдыхала Дева Мария на пути в Вифлеем. Здесь было Ей дивное видение, рассказ о котором сохранился в апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея. «И когда Иосиф и Мария были на дороге, которая ведет в Вифлеем, Мария сказала Иосифу: “Я вижу перед собой два народа, один плачет, другой предается радости”. Иосиф ответил Марии: “Сиди спокойно в седле и не говори лишних слов”. Тогда прекрасное дитя (Ангел), одетое в великолепные одежды, явилось пред ними и сказало Иосифу: почему назвал ты лишними слова, что Мария говорила тебе об этих двух народах? Ибо видела Она народ иудейский плачущим, ибо он отдалился от Бога своего, и народ языческий радостным, ибо он приблизился к Господу, как обещано было отцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову. Ибо настало время благословению в роде Авраамовом распространиться на все племена земные» (Иисус Христос в документах истории. СПб, 1998. С. 242). По другому преданию, на этом месте волхвы, ехавшие из Иерусалима, вновь увидели звезду, потерянную ими из виду, пока они выспрашивали у иерусалимских книжников, где надлежит родиться Христу. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою ( Мф. 2, 9–10 ). Дальше, по правой стороне, виден Тантур – резиденция мальтийских рыцарей, построенная австрийским консулом в Иерусалиме Кабогой-Червой, ныне превращенная в Экуменический научный центр. Небольшой купол справа – гробница Рахили, любимой жены Иакова. И умерла, и схоронил Иаков Ее в степи, и над могилой нет Ни холмика, ни надписи, ни знаков, – писал русский поэт Иван Бунин, совершивший паломничество в Святую Землю в 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» ( Притч. 9, 4 ). Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости, или в святую Церковь . Всякую умность надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне этого дома, вне святой Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь , оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя и станешь настоящим владыкой над собою. Ах, если бы мир уразумел эту премудрость! Но это скрыто от него. Не понимая премудрости Божией, он вопиет на нее и безумных разумников продолжает держать в ослеплении ( 107, 70–71 ). Спаситель образцом веры и жизни ставит дитя ( Мк. 9, 36 ). Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый нравственный строй. Впустите сюда умствование – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел расстроит всю жизнь. Умничанье всегда кричит: «То не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по-новому, старое не годится, наскучило». Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило, а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать то нагородит неизвестно что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские... порядки; все пойдет вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественной истиной! Это гнев Божий. О нем сказано: «О, если бы Ты... укрывал меня, пока пройдет гнев Твой» ( Иов. 14, 13 ). В этом разгаре умственного своенравия лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить в самонадеянности на борьбу с нею, так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь ( 107, 434–436 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сегодня позднюю обедню мне крайне тяжело было служить по причине вчерашнего невоздержания и несоблюдения поста и питья портвейну. Я чувствовал крайнюю тесноту на сердце именно от невоздержания. И как зло, адски убийственно теснил меня бесплотный враг, а я не имел против него оружия, именно поста, и был нагло одолеваем и удручаем им! Причастился, благодаря Бога, животворно, но как трудно было удержать мир Божий в себе по причине огрубелости и зачерствелости моего сердца! Как и после теснил меня враг, особенно из-за доходу по присоединению лютеранки! (Я удержал часть себе, ибо братия иереи одни не записывают этих доходов, другие не хотят присоединять иноверных к Церкви.) Протоиерей только однажды записал рубль (будто один только рубль и получил) в 1878 году 2 сентября (справиться о восприемниках), а присоединял нередко. Сегодня я видел дитя (Василису) четырех лет, четырнадцатый день мучившееся ужасно родимцем и оспою; родимец, думают, оттого, что мужики смеялись над нею и сглазили ее [призор очей], ибо с того дня, как особенно смеялись над нею, ее стал трясти родимчик. Оспа покрыла ее всю и сильно обезобразила: несчастную ломало, стягивало судорогами. Если с зеленеющим деревом (невинным, младенцем) так бывает, с сухими (с грешником) что будет [ Лк.23:31 ]? Ох я, окаянный! После всенощной. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю всенощную. И так как враг смущал меня пред чтением молитвы Христе, Свете истинный, то я пропел ее, а не прочитал. 10 мая Благодарю Тебя, Господи, сохранившего левый глаз мой, которого я едва сильно не повредил, поспешно моясь поутру, когда портной Розанов из попечительства пришел ко мне померить наметанную рясу. Не торопись без ума. Вчера много лакомился (у Н. Сидорова и Як. Маркова). Вечер. Благодарю Господа за дивное, скорое, преславное Его спасение моего недостоинства утром по литии и при выносе и провожании тела Акулины (жены коллежского асессора) из дома Уваровой, когда я, огорченный и озлобленный на дьячка Михаила Алексеева за опоздание на вынос, был в смущении и тесноте и адском огне; идучи в таком состоянии, весьма тяжелом, я усердно каялся и молил Господа помиловать меня, и я помилован – смятение миновало, настала тишина, теснота и огнь миновали, место их заменили пространство и роса благодати, смерть духа сменилась жизнью. Слава Богу! Обедню служил милостью Божией спокойно, искушения побеждал благодатью; искушения были крайне назойливы, нагло увлекали мою страстную душу – только сила благодати могла одолеть их. Причастился животворно и причастил женщин. Тяжкое искушение постигло меня при входе в церковь настоятеля Павла Трачевского от чувства недовольства на него и огорчения, но слезным покаянием избавился от горечи искушения, от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010