В.В. Виноградов Ужасть Ужасть. [Анализируя стилистические поправки И. И. Дмитриева к сказке «Причудница», В.  В. Виноградов замечает:] [...] И. И. Дмитриев невольно оставляет некоторые просторечные выражения, нередко с областной, провинциальной окраской, типичные для простого слога XVIII b. Тот глуп, другой урод, тот ужасть неразлучен [...] К слову ужасть сделано примечание: «Слово, употребительное и поныне в губерниях». Известно, что слово ужасть в значении ужасно входило в жаргон щеголих второй половины XVIII b. (ср. словарь щегольского наречия в «Живописце» Новикова, 1772, ч. 1, л. 10). Ср. у И. И. Дмитриева в «Модной жене» реплику «модной жены»: Да если б там еще... нет, слишком дорога! А ужасть как мила! Ветрана, николи Диковинок таких не видя на земли, Со изумленьем все предметы озирает [...] (Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева//Виноградов. Избр. тр.: Язык и стиль русск. писателей, с. 64). В набросках этого романа («Роман в письмах» А. С. Пушкина. – Л.  А) стиль светской девушки глубже погружен в атмосферу национально-бытового просторечия... Правда, в эту общую массу «прсторечия», в строй «нейтральных» его форм иногда врываются такие разговорные выражения, которые составляли стилистическую особенность именно дворянского «светского» языка той эпохи, во всяком случае распространялись из его пределов. Например: «На твоем месте я бы завела, его далеко» (ср. франц. mener loin); «какая ужасная разница между идеалами бабушек и внучек» (ср. свидетельство «Живописца», 1772, о возникновении этого значения слова – ужасный, ужасно, ужесть в жаргоне щеголих); «Z. по своему обыкновению была одета уморительно» (ср. примеры «Живописца» из арго щеголих: «Ты уморил меня...» «уморить ли, радость?» и т. д.) и др. под. (Виноградов. Язык Пушкина, с. 230–231). Необходимо помнить, что в книге «Справочное место русского слова» (2-е изд., 1843. – Л.  А. ) предисловие гласит: «В справочном месте русского слова собраны и исправлены ошибочные выражения, вкравшиеся в наш разговорный и письменный язык, слова, произносимые неправильно или употребляемые не в точном их значении, и притом не одними простолюдинами, но и людьми образованными. На ошибки простонародья не обращено здесь никакого внимания...». Далее подтверждается, что примеры «выбраны из разговорного языка хорошего общества, из новейших сочинений писателей, занимающих не последнее место в нашей литературе, из журналов и газет» (3 – 4). В связи с этим приобретают особенный исторический интерес и правила произношения некоторых русских и церковно-книжных слов: отсрочка, а не отстрочка(78); понравиться, а не пондравиться(87); поздравить, а не проздравить (86); завтрак, а не завтрик (40); вторник, а не авторник(20); нынче, а не нонче (69); жизнь, а не жисть(39); ужас, а не ужесть, про ужести (111) и др. под.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Каждая четвертая женщина отказалась от аборта после консультаций в пунктах Минздрава 17 мая, 2016. Новостная служба По суммарному коэффициенту рождаемости вторых детей Россия лидирует в Европе 17 мая. ПРАВМИР. Принятые поправки к ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ» и рекомендации Минздрава о работе с женщинами способствовали снижению числа абортов в России. Такое заявление сделал уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов. По данным Астахова, из 266 500 женщин, которые в прошлом году обратились в развернутые по всей стране консультационные пункты Минздрава РФ, 67 тысяч отказались от намерения сделать аборт, сказал Астахов на съезде уполномоченных по правам ребенка в Ростове-на-Дону. Таких центров в России сейчас к настоящему времени открыто 894, передает Интерфакс. Астахов сообщил также, что в прошлом году также продолжала сокращаться детская смертность. Число умерших детей в возрасте одного года по сравнению с 2014 годом в России уменьшилось более чем на 11,5%, сказал уполномоченный по правам ребенка. По суммарному коэффициенту рождаемости вторых детей Россия сейчас опережает подавляющее большинство развитых европейских стран, заявил Астахов. По этому показателю в Европе лидируют Англия и Уэльс. Коэффициент вторых детей там составляет 67, в РФ этот коэффициент в прошлом году составлял 69. За последние годы в два с половиной раза в стране возросла рождаемость третьих детей. Если в 1999 году коэффициент рождаемости третьих детей составлял в российских семьях девять, то в 2015 году — уже 22, сказал Астахов. Всего в 2015 году родились более 1,9 миллионов детей, рост числа родившихся детей отмечается в 30 субъектах РФ. В значительной степени этот результат был достигнут благодаря введению материнского капитала и другим формам господдержки материнства и детства, считает уполномоченный по правам ребенка при президенте России. Ранее сообщалось , что около 56 миллионов абортов ежегодно совершается во всем мире. Ежегодно одна из четырех беременностей заканчивается абортом. При этом три четверти абортов совершается замужними женщинами. В развивающихся странах коэффициент абортов остался практически неизменным, снизившись с 39 до 37 на 1000 женщин. В богатых странах совершается в два раза меньше абортов, чем было, например, 25 лет назад. Если в 1990 году на тысячу женщин в развитых странах приходилось 46 абортов, то в 2014 году — 27 абортов.

http://pravmir.ru/kazhdaya-chetvertaya-z...

«Левада-центр»: Главная претензия россиян к Путину – несправедливое распределение доходов 7 мая, 2018. Новостная служба Главное достижение главы государства — возвращение России статуса великой державы 7 мая. ПРАВМИР. Жители России назвали главные достижения и неудачи Владимира Путина на посту президента. Всероссийский опрос в преддверии инаугурации провели социологи «Левада-центра» . Главным достижением действующего главы государства россияне назвали возвращение России статуса великой уважаемой державы (47%). Кроме этого среди положительных достижений были отмечены стабилизация обстановки на Северном Кавказе (38%), удержание России от распада (27%) и на пути реформ (22%), а также решение социальных проблем населения (12%). Основная претензия жителей России к Владимиру Путину – неправильное распределение доходов в интересах простых людей (45%). Кроме того россияне недовольны утратой средств во время реформ (39%), низкими зарплатами, пенсиями, стипендиями и социальными пособиями (32%), невозможностью преодолеть экономический кризис (27%) и укрепить закон и порядок (23%). 7 мая в Кремле Владимир Путин в четвертый раз вступил в  должность Президента России. Он победил на прошедших выборах, набрав  76,69% голосов избирателей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 декабря, 2014 24 мая, 2015 3 апреля, 2017 3 апреля, 2024 1 апреля, 2024 1 апреля, 2024 6 марта, 2024 4 марта, 2024 29 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/levada-tsentr-glavnaya...

Опрос показал, что только треть россиян обладают высоким уровнем сбережений 15 февраля, 2022. Новостная служба Больше половины граждан (64%) сообщили об их отсутствии 15 февраля. ПРАВМИИР. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, посвящанного мониторингу сбережений россиян, сообщает ТАСС. «Треть россиян сообщили о наличии сбережений (33%), чаще накопления имеют граждане 18-24 лет (39%), россияне с неоконченным высшим и высшим образованием (43%), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (48%). Более половины опрошенных ответили, что их семья не имеет сбережений (64%)», — говорится в сообщении 86% респондентов откладывают средства в зависимости от ситуации и только 8% имеют возможность отложить, сколько запланировали. За последний год 60% граждан, у которых есть накопления, тратили их на непредвиденные нужды. Также 69% респондентов с накоплениями не экономят на самом необходимом, чтобы откладывать средства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 ноября, 2023 13 октября, 2023 15 апреля, 2024 18 марта, 2024 13 марта, 2024 7 марта, 2024 29 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 ноября, 2023 7 ноября, 2023 13 октября, 2023 15 апреля, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/opros-pokazal-chto-tol...

Ропот Ропот – есть страшная неблагодарность Богу (8, с.800). Как искоренять ропот Ропот надо искоренять из души молитвой и размышлением о крестных мучениях Христа Спасителя (32). Крест нужно нести без ропота Потерпим и понесем свой крест без ропота, потому что ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (3, с.36). Ропот не может облегчить наши страдания, а наоборот, усилит их (Там же, с.48). Нести немощи друг друга без ропота, ожидая себе за это награду и утешение от Бога (Там же, с.19). Ропот обнажает человека, делает непригодным для вечности Ропот-это такой порок, который обнажает человека и делает непригодным ни для вечности, ни для восприятия в душе благодати, помогающей нести подвиг ради спасения. Ропот еще можно сравнить с огнем, пожирающим все дома и уничтожающим все богатство, собранное людьми, но оставляющим один пепел. А если это так, то не станем водворять его в своей душе, чтобы не быть сожженными и не оказаться непригодными для той жизни, к которой стремимся. Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его. Да поможет всем нам Господь осуществить свой жизненный путь без ропота, уныния и отчаяния, в каких бы условиях ни оказались (Там же, с.25). Ропот не должен господствовать в душе Все мы знаем, что болезни и скорби очень трудно переносить грешному человеку, поэтому в душе может появляться и ропот не только на себя или на ближних, но даже и на Бога. И от этого, пожалуй, не свободен ни один чело­век. Но дело в том, чтобы этот ропот не господствовал в душе, чтобы человек сознавал перед Богом свою вину и умолял Его о помиловании и о помощи. В таком случае человек всегда сможет победить с помощью Божией врага – диа­вола и получить помилование у Бога (Там же, с.39). Послушание старайся нести без ропота, это угодно Богу и спасительно для души (Там же, с.56). Ропот способен разрушить в нашей душе все доброе и святое, а благодаре­ние за все Богу будет способствовать нашему духовному преуспеянию. Вот, человек, и выбирай, что тебе нужно Жизнь со Христом или же со грехом. Да подаст нам Милосердный Господь Свою всесильную помощь на преодоление всего порочного и греховного (Там же, с.69).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Среди погибших в теракте в ночном клубе в Стамбуле — 16 иностранцев В новогоднюю ночь произошло нападение на стамбульский ночной клуб Reina в районе Ортакёй. В результате нападения террориста в клубе погибли 39 человек, 69 получили ранения. Среди погибших в теракте в ночном клубе в Стамбуле — 16 иностранцев, заявил в воскресенье министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу, сообщает РИА «Новости» . Россиян, по данным генконсульства РФ, среди погибших нет. Турецкий телеканал NTV приводил информацию о том, что стрельбу в новогоднюю ночь устроили двое неизвестных в костюмах Санта-Клауса. Губернатор Стамбула Васип Шахин заявил, что атаку совершил террорист-одиночка. Как сообщает ТАСС , в увеселительном заведении находились от 700 до 800 посетителей, на место трагедии незамедлительно прибыли до 70 карет скорой помощи и десятки нарядов полиции. Фото: EPA/STR В интернете опубликованы кадры нападения на ночной клуб Reina в Стамбуле. Запись разместил пользователь Twitter  Actu17 . На видео запечатлен мужчина, который еще при подходе к дверям ночного заведения открывает огонь по прохожим. После этого один человек падает на дорогу. В поисках спасения некоторые люди убегают в клуб. Но в итоге туда устремляется и террорист. На другом видео нападавший запечатлен в самом здании. С оружием в руках он озирается по сторонам, после чего скрывается в одном из помещений клуба. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 июня, 2016 12 декабря, 2016 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 1 апреля, 2024 29 марта, 2024 28 марта, 2024 28 марта, 2024 27 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/terakt-v-stambule-v-no...

Богословие Святейшего Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение [доклад на торжественном собрании в МДА и МДС]//1983. 2. С. 20–25. Слово на Вознесение Господне//1983. 9. С. 36–37. Пастырская дидактика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова//1984. 3. С.70–75. Слово в день памяти святого пророка Божия Елисея//1984. 8. С. 41–42. Жертва вечерняя//1985. 1. С. 40–41. Свете Тихий//1985. С. 41–43. О званых и избранных//1985. 12. С. 34–36. «Ангела Хранителя у Господа просим»//1986. 1. С. 41–42. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской Духовной школе [доклад, прочитанный при вручении ему диплома доктора богословия honoris causa на Богословском факультете имени Яна Амоса Коменского в Праге 9 декабря 1985 года]//1986. 5. С. 69–72; 6. С. 70–75. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне ( Ин. 4, 4–42 )//1987. 4. С. 30–32. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//1987. 9. С. 43–44. Ответы на вопросы итальянского журналиста//1987. 10. С. 4–5. Слово в день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста //1988. 1.С. 35–36. Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших//1988. 6. С. 42–43. Эстетика преподобного Иосифа Волоцкого //1989. 1. С. 60–65. Слово в Неделю о мытаре и фарисее//1989. 2. С. 42–44. Верую во Единаго Бога Отца//1989. 8. С. 45–46. Выступление на Съезде народных депутатов СССР//1989. 9. С. 7–8. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя//1989. 9. С. 37–38. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым//1989. 11. С. 37–39. Об издательской деятельности Московского Патриархата//1990. 2. С. 24–31. Патриарх и его время//1990. С. 27–28. Слово в Прощеное воскресенье//1991. 2. С. 39–40. Выступление на IV Съезде народных депутатов СССР (20 декабря 1990 года)//1991. 4. С. 47–48. Слово в день памяти мученика Иоанна Воина//1991. 8. С. 36. Византия и Радонеж (из доклада на XVIII Международном конгрессе византинистов)//1991. С. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Димитрий Тракателлис Композиция Евангелия от Марка I. Проявления власти Иисуса и прелюдия к страстям ( Мк 1:1– 8:26 ) Начало Евангелия Иисуса Христа (1:1) 13 Иоанн Креститель возвещает о явлении Христа (1:2–8) 14 Крещение Иисуса (1:9–11) 15 Искушение Иисуса в пустыне (1:12–13) 17 Иисус возвещает наступление Царства Божьего (1:14–15) 18 Призвание первых четырех учеников (1:16–20) 19 Исцеление бесноватого в синагоге (1:21–28) 20 Исцеление тещи Петра (1:29–31) 22 Обобщение о проповеди и исцелениях Иисуса (1:32–39) 23 Очищение прокаженного (1:40–45) 25 Исцеление расслабленного в Капернауме (2:1–12) 26 Призвание Левия и трапеза с грешниками (2:13–17) 29 О посте. Динамика нового (2:18–22) 30 Вопрос о субботе (2:23–28) 32 Исцеление сухорукого (3:1–6) 34 Расширение целительной силы Иисуса (3:7–12) 37 Избрание и миссия Двенадцати (3:13–19) 39 Деятельность Иисуса. Обвинение в союзе с Веельзевулом (3:20–30) 40 Физическая и духовная семья (3:31–35) 43 Притча о сеятеле (4:1–9) 44 Цель притчей. Истолкование притчи о сеятеле (4:3–20) 45 Притча о растущем семени (4:26–29) 47 Притча о горчичном зерне и использование притч (4:30–34) 48 Усмирение бури (4:35–41) 48 Исцеление гадаринского бесноватого (5:1–20) 51 Воскрешение дочери Иаира. Исцеление кровоточивой (5:21–43) 54 Иисус в Назарете. Неверие жителей Назарета (6:1–6) 56 Поручение Двенадцати и их деятельность (6:7–13) 59 Усечение главы Иоанна Крестителя (6:14–29) 61 Возвращение апостолов с миссии (6:30–32) 63 Насыщение пяти тысяч (6:33–44) 64 Хождение по водам (6:45–52) 67 Исцеление многих больных (6:53–56) 68 Вопросы о ритуальной чистоте (7:1–13) 69 Приоритет внутренней чистоты над внешней (7:14–23) 70 Исцеление дочери сирофиникиянки (7:24–30) 71 Исцеление глухого косноязычного (7:31–37) 72 Насыщение четырех тысяч (8:1–10) 73 Фарисеи требует знамения с неба (8:11–13) 74 Спор о хлебе и слепота учеников (8:14–21) 75 Исцеление слепого из Вифсаиды (8:22–26) 77 II. Равновесие между концепциями власти и страданий (8:27–10:52) Исповедание Петра в Кесарии Филипповой (8:27–30) 78

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 341-342 опубликовано: 9 апреля 2008г. АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d " Ailly] Пьер д " (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V , на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католической Церкви . Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп. Сигизмунду I Люксембургу . С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе . После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора . Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма . Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба .

http://pravenc.ru/text/63730.html

1 Степенны 2-го гласа, первый тропарь третьего антифона. — Перев . 2 «Молитва Манассии, царя Иудейска» из чина Великого повечерия. — Перев . 3 Учение двенадцати апостолов. XVI, 1—8 Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 59—62. 4 Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее — Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 68. 5 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 39. 6 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 17. 7 См.: Там же. Выпуск 1: Толкование на книгу пророка Даниила. С. 131; Выпуск 2. С. 43—44. 8 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 70—71. 9 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 60—61. 10 Там же. С. 62. 11 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 69. 12 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 73—75. 13 Там же. С. 75. 14 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 74—76, 78. 15 Там же. С. 79. 16 Самые пространные из текстов этого раздела известны науке как произведения так называемой византийской апокалиптики и имеют совсем иное происхождение, чем то, какое приписывает им средневековая рукописная традиция. Так, «Пророчества (точнее — Откровение) Мефодия Патарского» принадлежат не священномученику Мефодию Патарскому (312) и даже не святителю Мефодию Константинопольскому (847), как думали ранее, а восходят к сирийскому тексту VII века, где описаны видения некоего месопотамского подвижника «блаженного Мефодия», названного в греческом переводе VIII века «Патарским». «Пророчества святого Андрея, Христа ради юродивого» представляют собой фрагмент жития святого, составленного в X веке патриархом Никифором, который использовал как материал для этой его части текст «Откровения Мефодия» (См.: Виноградов А. Ю., Муравьев А. В., Турилов А. А . Апокалиптика/Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. С. 36—37). Наконец, корпус текстов, известных под названием «Пророчества императора Льва Мудрого», в окончательном виде сформировался, по мнению специалистов, лишь в XII веке (См.: Там же. С. 36). Что же касается «Надписи на гробнице императора Константина Великого», то языковые наслоения византийской эпохи, как и «агарянская тема», дают все основания датировать ее временем после VII века. — Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010