Е. Никифоров: - Это с точки зрения политической терминологии. Мы-то должны понимать, как христиане, что такое героизм с точки зрения христианства. На самом деле героизм и вся эта идеология это плод язычества? А.П. Козырев: - Что такое героизм, показал далеко не самый христианский автор Николай Константинович Михайловский. Русский публицист, народник, социолог, философ, который в 1882 году написал статью «Герои и толпа». Кто такие герои? Он рассматривает акт героизма на примере средневекового католического женского монастыря, где некая монахиня решает, что мы все погибли, мы все во грехе, сгорим, Страшный Суд приближается, поэтому что надо делать? Вместо того, чтоб покаяться, пойти на исповедь, давайте будем раздеваться до гола, брать плетки, и хлестать друг друга, то есть заниматься флагелляцией. Валерий Брюсов изобразил такую сцену в романе «Огненный ангел». Понятно, что это извращение  монашеской жизни. Такие факты случались. А кто тут герой? А эта самая сестра, которая сумела поднять остальных сестер на это безумное действо. Герой - это человек, который может повести за собой, но куда? А это неважно. Может в рай, а может в ад. Главное, что он может всех мобилизовать, поднять, прокричать «за мной!». Это совсем не обязательно ситуация поля боя, войны. Это может быть и слишком ретиво настроенная монахиня, террорист, если мы возьмем историю «Народной воли» и «Черного передела», для участников этих организаций бросить в бомбу в «Ц» - царя было высшим проявлением достоинства. Какой бы ни был Царь - он помазанник Божий. С христианской точки зрения цареубийство это смертный грех, Царь, погибающий от меча, становится страстотерпцем. Николай II причислен к лику святых, императора Павла, задушенного заговорщиками, тоже некоторые почитали как святого. Е. Никифоров: - Но чтоб это понять, надо понимать, что такое Царь с религиозной точки зрения. Если с политической точки зрения - Сталин был прав, когда говорил: есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы. Убили, разрубили гордиев узел, быстро решили проблему - так лучше дышать стало. Революционер мыслили так же. Революция краткосрочна, она не предполагает длительного изменения общества и нравов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/informaciy...

Человек, соединенный таким образом со Христом, не есть уже то, чем он был, но есть существо отдельное, одинокое: он делается членом Церкви, которая есть тело Христа, и его жизнь соделывается не раздельною частью жизни высшей, которой она свободно подчинилась. Спаситель живет в своей Церкви. Он живет в нас. Он ходатайствует, а мы молимся; Он нас вручает милосердию божественному, а мы друг друга взаимно вручаем нашему Творцу; Он приносит Себя в жертву вечную, а мы представляем Отцу эту жертву прославления, благодарения и умилостивления за нас самих и за всех наших братьев, находятся ли они еще в опасностях земной борьбы, или смерть уже передела их в тихое и восходящее движение блаженства небесного, притом какова бы ни была степень славы им дарованной. Никакой вопрос, никакое сомнение не сопровождает нашей молитвы; ибо, как говорит православный Катихизис, мы молимся не в духе страха, как рабы, ни в духе корысти, как наемники, но в духе сыновней любви, будучи истинно усыновленными детьми Божиими чрез наше единение с Сыном человеческим, Иисусом, праведным, Сыном и вечным Словом Отца щедрот. Мы молимся, потому что не можем не молиться; и эта молитва всех за каждого и каждого за всех, всегда просимая и всегда приемлемая, умоляющая и вместе торжествующая, всегда обращаемая, во имя нашего Спасителя к Его Отцу и Богу, есть как бы кровь, обращающаяся в теле Церкви; она есть её жизнь и выражение её жизни, она есть голос её любви, она есть вечное дыхание божественного Духа. Где ж теперь сомнение? Где, одиночество? Где неверующая боязливость протестанта? Где баснь об юридических отношениях, изобретенных латинянином?» (Правосл. Обозр. 1864, Январь стр. 32 и 33). 35. О таинствах Особенные средства, чрез которые сообщается в церкви благодать Божия верующим, суть таинства. Понятие о таинствах. Благодать Божия, конечно, не нуждается ни в каких посредствах для своего действования на человека, но человек имеет нужду в видимых знаках для того чтобы принимать чрез их невидимую силу Божию. Как существо духовно-чувственное, он вообще в чувственных покровах и видах познает невидимое Божие и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов, чем определеннее знаки, под которыми они представляются ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Г-жа Коллонтай заявила, что она будет настаивать на том, чтобы Совет народных комиссаров издал декрет о конфискации всех монастырских помещений под убежища для увечных воинов 305 . Утро России. 1917. 31 декабря. 140 Феофилова Успенская пустынь (Омучская-Феофилова пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы). Монастырь был основан около 1396 г. выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом Омучскими на берегу р. Омучи, в местности, входившей в Шелонскую пятину Новгородской земли. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм превращен в приходской. В 1824 г. был возведен новый каменный храм в честь Успения Божией Матери на месте деревянного сгоревшего. В предреволюционные годы вокруг храма образовалось с. Феофилова пустынь (с 1923 г. с. Николаево; с 2003 г. возвращено первоначальное название). Каменный храм был закрыт в 1931 г. Местное население после войны продолжило его разрушение. 141 Подписи в данном документе и далее в сборнике вписаны чернилами и выделены курсивом (в дальнейшем не оговаривается). 143 Декреты Советской власти 1917–1921 гг.–законодательные акты СНК РСФСР, ВЦИК, съездов Советов и наркоматов. Термин «декрет» употреблялся в тот период не только для законодательных актов, но и для различных постановлений и распоряжений; в то же время иногда законодательные акты назывались не декретами, а постановлениями. 146 4 декабря 1917 г. было издано постановление СНК РСФСР «О деятельности волостных земельных комитетов», в ведение которых «передавались помещичьи и прочие (монастырские и церковные. – Сост.) земли» впредь до окончательного решения вопроса на Учредительном собрании (СУ. 1917. 2. Ст. 20). 150 В тексте Декрета о земле не было прямых указаний о разделе монастырских и церковных земельных угодий между крестьянами. Пункты 1-й и 3-й Крестьянского наказа о земле предоставляли монашествующим возможность заниматься сельскохозяйственным трудом на монастырских землях, перешедших «в общенародное достояние». 151 Далее опушены пункты «Крестьянского наказа о земле», не относящиеся к теме сборника: о конфискации конских заводов, казенных и частых племенных скотоводческих и птицеводческих хозяйств; о конфискации хозяйственного инвентаря; о всеобщем праве граждан на пользование землей; об условиях передела земельного фонда и землепользования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(3 мая 1512 - 16 марта 1517), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XVIII вселенским Собором; созван папой Римским Юлием II (1503-1513); последний Собор накануне церковного раскола, вызванного Реформацией и отделением протестантских церквей. Предыдущий Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1445), провозгласивший унию Западной и Восточной Церквей, проходил параллельно с не признанным официально католич. Церковью Базельским Собором (1431-1449), участники к-рого пытались утвердить верховенство Соборов над властью Римского понтифика (см. Соборное движение ). Л. С. должен был упрочить папскую власть, принять меры по осуществлению давно назревших преобразований католич. Церкви; одной из главных задач Собора стало противодействие папства усилению независимости местных церковных властей и давлению европ. монархов, к-рые вступили в конфликт из-за передела итал. территорий (Итальянские войны, 1494-1559). Политическое противостояние папы Римского и могущественных светских государей, ставшее одной из причин созыва Л. С., продолжалось примерно с XII в. Это была борьба за верховенство как в светских делах, на к-рые Папский престол влиял через систему вассальных отношений, а также благодаря своему авторитету, так и непосредственно в католич. Церкви, поскольку светские власти европ. стран постоянно вмешивались в церковные дела и, в частности, притязали на участие в распределении церковных бенефициев. Вместе с тем во 2-й пол. XV в. в Италии и за ее пределами среди мирян, монашества и духовенства в целом возникали инициативы, направленные на обновление церковной жизни (см. ст. Контрреформация ). Так, в дек. 1511 г. испан. епископы на Соборе в Бургосе призвали к искоренению злоупотреблений и созыву вселенских Соборов раз в 5 лет. В 1513 г., во время заседаний Л. С., 2 монаха-камальдула - Томмазо Джустиниани и Винченцо Кверини - передали папе Римскому Льву X (1513-1521) «Книжицу» (Libellus) с предложениями, касавшимися преобразований в католической Церкви и религ. просвещения, в частности перевода Евангелий на народные языки. Предыстория созыва Л. С.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Мне пришлось наблюдать в Парламентской Ассамблее Совета Европы, как лорд Джад, член Палаты лордов и социалист – выступал в роли довольно комичного подражателя Пальмерстона, создавая «чеченские комитеты» подобно тому, как Пальмерстон создавал «черкесские комитеты» на Парижском конгрессе 1856 года. Вступая в НАТО, Венгрия, Польша и Чехия вновь отдаляются от России. Но возвращаются они не столько в свою «латинскую» Европу, не в «неогабсбургский» ареал, а попадают в конфигурацию под американской эгидой, смысл которой сегодня в установлении контроля над будущим всей Европы, а если Россия бы не возродилась, то и всей Евразии. Папа Иоанн Павел II, назвавший только украинцев наследниками святого Владимира, стал упорно насаждать католические епархии на территории России, похоже, вознамерился реализовать замысел Папы Урбана VIII, который вскоре после Брестской Унии 1596 года воззвал: «О мои русины! Через вас-то я надеюсь достигнуть Востока». Борьба за контроль над природными ресурсами, а также наземными и морскими подступами к ним по-прежнему остается основной причиной передела мира. Именно поэтому Запад в настоящее время пытается вытеснить Россию на Северо-Восток Евразии, подальше от морей, перекрыв ей доступ к району Средиземного, Черного и Каспийского морей и отрезав еë от коммуникаций. Это пространство является северной границей мирового энергетического эллипса, который включает в себя Аравийский полуостров, Ирак и Иран, Персидский залив, Кавказ и замыкается в Афганистане. Южная дуга начинается в Средиземном море и Босфоре. Она соединяет англосаксонские позиции в Турции и достигает Афганистана, проходя через Персидский залив и Пакистан. Афганистан стал протекторатом, а другое препятствие – Ирак, этот «Карфаген» Персидского залива, должен был быть уничтожен. Теперь очередь за Ираном. Северная дуга эллипса проходит через Украину, Молдавию и Кавказ, Грузию. Чтобы осуществить контроль, нужно чтобы и территории, расположенные между Балтийским и Черным морями, вошли в атлантическую сферу влияния. Михаил Саакашвили, президент Грузии и «величайший демократ» всех времен, агрессия, авантюра которого стоила жизни тысяч человек, получает полную поддержку Соединенных Штатов, в то время как Белоруссия, которая является недостающим звеном этой цепи, подвергается поношениям. На Россию оказывается все возрастающее давление, чтобы вытеснить Черноморский флот из Севастополя.

http://pravoslavie.ru/37173.html

Это напоминает историю, которую старец Софроний (Сахаров) описал в книге «Старец Силуан Афонский». Старец отвечал одному неопытному архимандриту-миссионеру, любившему порицать католиков: «Душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка и ее надо исправить, и тогда все будет хорошо, и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостию Божиею… Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает, а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы» . – Большое спасибо за интересное и назидательное интервью, отче! – Да благословит Господь вас и ваших читателей! Рейтинг: 9.9 Голосов: 407 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 21 ноября 2019, 16:05 Предложения перенести первенство Церкви в Женеву или Нью-Йорк - это шутка? Мне кажутся такие шутки неуместными. И мне кажется абсолютно недопустимой идея о " соборном " навязывании поместным церквям передела их границ. Такого не было никогда за всю историюа Церкви. Никто не может извне навязать церкви разделение или автокефалию. Такие решения может принять лишь сама поместная церковь для себя! Ведь никто не мыслит себе, что извне можно разделить семью и обьявить ей: " мы приняли решение, что теперь вы две разные семьи " . Это было бы ничто иное как невиданное насилие. Если церковь сама не просила автокефалии, это ее соборное решение. Никто и никогда не может извне навязать ей эту автокефалию. Наталья 21 ноября 2019, 14:18 Смыслом созыва Вселенского собора было бы осуждение современных ересей - экуменизма, " восточного папизма " , признания раскольников и самосвятов, наруушения чужой канонической територрии.

http://pravoslavie.ru/125682.html

Мы отдаём дань Вашей доблести и мужеству, т.к. отдалённость прихода в Чикаго лишила Вас возможности общаться с православными коллегами в Америке, лишая Вас в течение этих лет встреч с Вашими братьями-пасторами. Все эти годы Вы были лишены этого духовного общения, того, что для большинства из нас служит поддержкой на тернистом пути миссионера и украшает миссионерское служение. Степень изоляции была столь велика, что Вы крестили своих детей сами из-за отсутствия других священников вокруг вас. Пусть этот Святой Крест и образ Господа нашего на нём будет для Вас символом нашей братской любви, и поможет Вам принять тяготы, невзгоды и страдания, которые так часто встречаются в жизни священника-миссионера, и пусть он и дальше вдохновляет Вас на труды во славу Господа нашего Иисуса Христа!».   В своём ответном слове о жизни в Америке и о строительстве Свято-Троицкой церкви, ставшей одной из самых замечательных православных церквей в Америке, отец Иоанн сказал с акцентом: « Последние годы были наполнены самыми яркими впечатлениями, иногда мучительными, иногда прекрасными. Это были годы бесконечных попыток сбора средств в России, годы бессонных ночей, изношенных нервов, бесчисленных бед. И вот свидетельство нашей заботы: храм православный рукотворный в образе великолепной русской Троицы, блестящий своими крестами над Чикаго! Мир и любовь, которые мы сотворили своими руками, и которые теперь в сердцах овец твоих, Господи. Я целую этот Святой Крест, знак вашей братской любви ко мне. Пусть он будет мне поддержкой во времена скорби. Я не расстанусь с ним до моей могилы. Но ему не место в могиле. Пусть он останется здесь, на земле, для моих детей и потомков, как святая семейная реликвия, как доказательство того, что братство и дружба являются самыми священными на земле ». Знал бы Кочуров, что произнёс пророческие слова! Указом Святейшего Синода за труды свои во славу православной церкви Иван Кочуров 6 мая 1906 года был возведён в сан протоиерея. По инициативе Святителя Тихона, который всё больше ценил Кочурова, в мае 1906 года отец Иоанн был назначен благочинным Нью-Йорка и восточных штатов, а в феврале 1907 года он стал одним из самых активных участников первого североамериканского Православного Совета в Мэйфилде, на котором обсуждались вопросы дальнейшего роста и передела епархии Северной Америки и Алеутских островов. В период с 1903 по 1907 годы приход Чикаго-Стритор трудами отца Иоанна стал самым процветающим приходом во всей епархии.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

Иерарх подчеркнул значимость материальной и духовной помощи, которую оказывала сербам Русская Православная Церковь в условиях, когда «мало кто услышал зов сербского народа и Сербской Церкви», когда было уничтожено множество храмов, в том числе находившихся под охраной ЮНЕСКО. Как засвидетельствовал епископ Антоний, сербский народ помнит все события того времени, включая разворот самолета главы российского правительства Е.М. Примакова над Атлантикой, и в особенности атмосферу, в которой проходил визит в Белград Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «в период страшных бомбардировок, разрушавших дома и отнимавших у людей самое необходимое и саму жизнь, когда неоткуда было ожидать защиты». Причем, напомнил сербский иерарх, Предстоятель Русской Православной Церкви отправился в Белград по собственной инициативе, и ему никто не мог гарантировать безопасность. «Мы помним, как встречали Патриарха, когда он приземлился в Белграде, сколько тысяч человек присутствовало на совместной молитве, мы помним его речь, слова которой врезались в душу каждого серба. Такое нельзя забыть», — отметил он. Представленная в этот день книга «будет свидетельствовать о братских взаимоотношениях между русским и сербским народами», уверен владыка. Заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов отметил, что вышедшее в свет издание представляет собой «достойное приношение к печальной дате 20-летия начала трагических событий: варварских бомбардировок Югославии и начала нового передела Европы, наступления новой эпохи безнаказанного беззакония в международных отношениях». Переживаемая скорбь сблизила в те годы Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей, отметил протоиерей Николай Балашов, подчеркнув, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II видел в Патриархе Сербском Павле человека Божия. Характеризуя отношение Русской Православной Церкви к агрессии НАТО против Югославии, протоиерей Николай сказал: «Наша Церковь сказала всю правду везде, где она могла говорить, — правду о том, что происходило с братской Сербской Церковью и братским для нас народом». В этих обстоятельствах уникальным по своей значимости шагом явился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Белград 20 апреля 1999 года, который стал «пророческим жестом», выразившим отношение Русской Церкви к югославской трагедии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5476165...

Во-вторых, мы видим откровенную политическую борьбу двух миров – православного и протестантского. Главное, что успели сделать протестанты, – начать процесс консолидации. И всем стало ясно, что чем больше будут их тревожить, тем быстрее они будут консолидироваться, тем быстрее внутри них пойдут центростремительные процессы. Ограничительные положения закона о свободе совести 1997 года заставили протестантов усиленно работать. Если бы не этот закон, мы ещё долго бы жили себе спокойно, каждый в свой общине. Но закон как бы сказал: " Протестанты всей России – объединяетесь! " . А. Щипков: Нет сомнений, что такие организации, как Союз Сергея Ряховского или ассоциация Игоря Никитина, обязаны своим появлением и укреплением закону 1997 года. И если поначалу они носили характер " зонтичных " союзов для разных церквей, то с годами начали трансформироваться не только в единую церковь, но и в структуру с новым социальным потенциалом. И это – любопытный опыт объединения различных деноминационных групп. Так что " собирание протестантизма " начал тот, кто первым придумал ввести в закон термин " традиционные конфессии " . А. Федичкин: Мы видим во всём этом руку Божию – это с одной стороны. А вот, с другой стороны, идёт иной процесс. В целом, если смотреть шире, старые модели, старые парадигмы советского периода или парадигмы, завезённые к нам из-за рубежа западными миссионерами, исчерпали себя к концу 90-х годов, как в протестантизме, так и в других конфессиях, включая православие. Поэтому всё более и более популярной становится мысль о том, что всему христианству противостоит атеистический мир. Есть общий фронт. Поскольку национальные границы утратили своё значение, то и всё христианство, и шире – вся религия, противостоит сообществу людей, противящихся Богу. А раз так, то во всех конфессиях, наряду с процессом передела собственности, всё-таки идёт и процесс консолидации. И это, пожалуй, главная тенденция, которая отмечена не только в протестантизме, но и во всём российском христианстве. Маятник идёт уже в сторону, обратную христианству. Мы, протестанты, заняты сейчас собиранием сил, осознанием себя: где мы? кто мы? Мы ищем сейчас возможные пути сотрудничества и с православными, и с католиками.

http://religare.ru/2_5025.html

На протяжении всего XIX века общественные, межклассовые противоречия в России нарастали, несмотря на отчаянные попытки государства взять развитие ситуации под контроль. Ни «великие реформы» Александра II, ни «контрреформы» Александра III, ни учреждение Государственной думы Николаем II не спасли от социальных катаклизмов. Романовская монархия завела страну в тупик. Сменившее её буржуазное Временное правительство не смогло вывести Россию из кризиса. Более того, оно беспомощно взирало на начавшийся процесс её распада. Только партия большевиков смогла сделать так, чтобы обломки разорванной в клочья монархии не похоронили под собой и саму страну. Национальная элита Российской империи не сумела выполнить свою главную функцию: обеспечить народу приемлемый уровень благосостояния и социальной справедливости. И была закономерно сметена революционной волной 1917 года — волной Великого Октября. Эту волну подготовило революционное движение XIX века, ставшее ответом русского общества на прогрессирующее перерождение правящего класса. На неспособность верховной власти удержать страну в рамках её самобытного некапиталистического пути. Грядущие результаты деятельности этого движения ещё в конце 60-х годов XIX века предугадал русский социолог, один из главных идеологов панславизма Николай Данилевский. В своей книге «Россия и Европа» он написал: «На русской земле пробивается новый ключ справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства». Речь тут, разумеется, шла не о том, к чему стремилась власть. Речь шла о том, к чему, вопреки её воле, настойчиво стремился народ. Пока государство было способно хотя бы замедлить капитализацию России, у страны оставался шанс на мирное, эволюционное развитие. Когда же Российская империя под руководством вырождавшегося дворянства и прозападно настроенной бюрократии окончательно изменила своему историческому призванию, откровенно ступив на путь капитализма и военного передела мира, — грянула Октябрьская революция. Как признал вскоре после неё богослов Павел Флоренский, в нашей стране победила «идея общежития, единомыслия и экономического единства — называется ли оно по-гречески киновия или по-латински коммунизмом — всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней как заповедь жизни».

http://ruskline.ru/opp/2020/05/16/russki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010