Люди ждали встречи с Богом, самоуверенно полагая, что эта встреча принесет им радость и освобождение. Но человек, не знающий, что такое покаяние, не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх 33:20) — об этом Господь предупреждал еще Моисея. Недаром евреи, вышедшие под его водительством из Египта, упрашивали Моисея, чтобы он сам говорил с Господом от их имени, а они бы стояли в стороне, чтобы не умереть. Поэтому и День Господень (известный христианам как день Второго пришествия Господа Иисуса Христа) станет для многих людей, не готовых к встрече с Богом, «тьмой». Страшный суд (фрагмент росписи Владимирского собора) Василий Васнецов. 1904 Может показаться, что речь тут идет только об историческом Израиле, но это пророчество касается и христиан, предупреждает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. В Первом послании апостола Петра мы читаем:  Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17). То, что сказано об израильтянах, которые верили в свою богоизбранность и рассчитывали, что Бог будет всегда терпеть их беззакония, оказывается, относится и к «новому Израилю», к христианской Церкви. Сложность пророчества Амоса еще и в том, что Бог предстает здесь как бы облеченным во тьму, Он окружен мраком — и это, по-видимому, противоречит и нашим обыденным представлениям о Боге, и многим местам Священного Писания. Я свет пришел в мир , — говорит Христос народу в Иерусалиме (Ин 12:46); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы , — утверждает апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:5). Противоречит это вроде бы и свидетельствам святых отцов, которые описывали Бога как «нетварный свет» (Григорий Палама) и «огонь» (Симеон Новый Богослов). " Радость праведных о Господе " . Преддверие рая (эскизы росписи Владимирского собора) В. Васнецов . 1885-1896 Но «свет» и «тьма» — понятия весьма условные, когда речь заходит о Боге. Оба они обозначают непостижимость Божества, Его невыразимость человеческими словами. Когда апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), а царь Соломон — что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1), они говорят об одном и том же. Другое дело, что у пророка Амоса под «тьмой» подразумевается не столько непостижимость Бога, сколько незавидная участь тех, кто не очистил свое сердце покаянием и оказался не готов к Его приходу. Чем важно это пророчество:

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Мы выше говорили, что только царь мог войти к женам своего предшественника, и потому просьба Адония, в связи с составленным уже заговором, представляется несомненно прямой изменой. Из слов Соломона (3 Ц. II, 22–24) очевидно, что он, не только немедленно понял значение просьбы Адония, но и догадался, или узнал о заговоре, в котором участвовали Авиафар и Иоав: «И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: «а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царства; ибо он мой старший брат; и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин (военачальник), друг«… …»ныне же – Адония должен умереть». С решительностью владыки востока Соломон принимает меры, долженствующие раз навсегда обеспечить спокойствие государства и престола его. Адония умирает от руки Ванея, и от руки его же погибает и Иоав, думавший найти убежище в ограде скинии, у жертвенника 332 . Авиафара Соломон лишает священства и удаляет в Анафоф, священнический город в уделе Вениамина по Иисусу Навину XXI, 18, который находился в трех милях на север от Иерусалима 333 и недалеко от Гаваона. Авиафара Соломон предупреждает, что только священнический сан спасает его от смерти: «И исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (II, 27). С этого времени линия первосвященников правильно продолжается в род Садока, потомка старшего сына Ааронова Елеазара, и двойственность первосвященников из двух линий сынов Аароновых прекращается 334 . Отныне Соломон царствуешь спокойно и мирно в Иерусалиме. Но прежде чем мы перейдем к царствованию Соломона, мы должны сказать несколько слов о двух книгах, из которых одна заключает в себе песнопения Давида, а другая относится по-видимому ко времени царствования Давида, но начертана в стране чужеземной и сделалась известною в Палестине лишь во времена Соломона. Глава VIII. Псалтирь Пред нами книга, которая не только отвечала требованиям души человеческой до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа, но которая осталась драгоценною и человеку просвещенному великим светом истины и благодати, внесенной в мир воплощенным Словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мы выше уже говорили, что стих 6 главы IIÏ »кто эта восходящая от пустыни« по мнению доктора богословия Олесницкого, на основании высказанного Самуилом Тейяром объяснения, вполне признаваемого профессором, – никак не должен относиться к возлюбленной невесте, а относится ко солнцу, которое в древне-еврейском языке было женского рода 656 . Стих 6-й главы III Песни несомненно представляет восход солнца: «Кто эта восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» Это солнце благодати, освещающее душу своим появлением. Следующий стих есть явно продолжение той же мысли: «вот одр его – Соломона», т.е. появляющегося в столбах фимиама солнца. Далее идет описание великолепия Соломона, несомого на одре, окруженного сильными, одетого в золото и серебро и пурпур, с венцом на голове, которым увенчала его мать 657 , в день бракосочетания его 658 . По-видимому в Песни Песней намеренно делается смешение понятий, о красном солнышке Евреев – Соломоне с солнцем. Соломон представляет для Израиля живительное солнце счастья, мира, благоденствия; это было время создания храма Богу завета и религиозного торжества. В храме этом молился Израиль, ожидая Мессию, которого прообразованием был красное солнышко Соломон в первые годы своей жизни, и царство его уподоблялось браку солнца с землей, ибо и он вступал в брак с народом, отдавая свою жизнь на служение Богу и народу своему 659 . Поэтому к символистке солнца примешивается понятие о царе с носильным одром его и седалищем его; «внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими» (III, 10) 660 . «Соединение двух образов, восхождения солнца и вступления на престол великого царя, – говорить Олесницкий (Op. cit. 372 – 373), должно было приводить в сознание высший образ Мессии Царя, которого имя Восток и Солнце праведное " 661 . Восход Солнца правды, пробуждение духовного Израиля, оживленного и вызванного от смерти к жизни и от земли к небеси, – вот таинственное религиозное значение третьей главы Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он, естественно, знал пророчества о грядущем Мессии и не скрывал их. Ему самому принадлежит пророчество о времени рождения и распятия Христова: «знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины … и по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» ( Дан.9:25-26 ). Волхвы, по всей видимости, были последователями именно той жреческой школы, во главе которой, в силу обстоятельств, был некогда поставлен пророк Даниил. Знания эти бережно хранись, и поэтому волхвам были хорошо известны мессианские пророчества. Они ждали знамения рождения Христа. Воистину, пути Господни неисповедимы. Те, кто были язычниками далеко от Израиля, стали одними из тех , кто первыми поклонился новорожденному Богомладенцу. Те, кто были жрецами языческого культа, поклонились Живому Богу, принеся ему свои дары. Ведь Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим.2:4). Вот и относительно волхвов был особый промысел Божий. Им должно было исполнить слова древнего пророчества: «И придут народы к Свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню» ( Ис.60:3, 6 ). Они познали истину, ибо после поклонения Богомладенцу, как гласит Священное Предание, вовсе оставили занятие астрологией, а более чем через 30 лет приняли крещение от апостола Фомы и сами стали проповедниками Слова Божьего. Большинство святых отцов считают, что под видом звезды действовала «божественная и ангельская сила», подобная огненному столбу, ведшему Израиль при выходе из Египта ( Исх.13:21–22; 14, 19–20 ). Об этом пишет Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Матфея: « Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукой о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

Потом, когда они хотели выйти из Иерихона, за Ним последовала большая толпа [народа]. Если бы Он постоянно оставался в Иерусалиме, и никогда не снисходил к людям низшим, то толпа и до настоящего времени сидела бы во тьме и в тени смерти. Но при дороге сидели и двое слепцов. Слепыми он называет тех, которые еще не могли сказать: «Во свете Твоем мы узрим свет ( Пс.35:10 ). 446 Они сидели при пути, потому что, по-видимому, имели познание закона, но того пути, который есть Христос, они еще не знали. Весьма многие под ними разумеют фарисеев и саддукеев, другие же – тот и другой народ, то есть людей и Ветхого и Нового Завета, потому что как один, следуя написанному закону, так и другой – закону естественному, были без Христа слепы. Эти слепцы, не имея возможности видеть сами по себе, слышали крики восторга перед Христом и исповедали Его сыном Давида. Если же оба слепых не имеют отношения к народу иудейскому, то следующие затем слова: «Толпа же удерживала их, чтобы они молчали», 447 должно понимать относительно язычников, которых апостол увещевает не тщеславиться и не превозноситься перед корнем своим ( Рим.11:16–21 ). Но когда они сами вследствие заблуждения первых с дикой маслины были привиты к доброй маслине, то никоим образом не должны завидовать спасению первых. «Господи, умилосердись над нами, Сын Давидов!» 448 Толпа их сдерживает, но они нисколько не умолкают, и еще усиленней просят, чтобы показать полное желание истинного света. Мф.20:32–33 .  Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Они были слепы, не знали, к кому стремиться, и не могли следовать за Спасителем. В Иерихоне было много рвов, больших камней и обрывов над глубокими пропастями. Поэтому Господь останавливается, чтобы они могли подойти, приказывает подозвать, чтобы толпа не удерживала их, и, как бы не зная, чего они хотят, спрашивает их, чтобы, с одной стороны, из ответа слепых сделалась вполне очевидною немощь слепых, и, с другой стороны, узнана была через исцеление Его сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? их членами блудницы? Да не будет» ( 1Кор.6:15 ). Вот какими подробностями обставил закон приготовление священной пищи, вот какими символами, к нашей пользе направляя тогдашние прообразы. " Голову, – сказано, – с ногами и внутренностями» ( Исх. 12:9 ): голова указывает на начало явления к людям, на первое пришествие, а ноги указывают на конец, на второе пришествие, без которого первому нельзя верить, так как на нем не все, предсказанное пророками, исполнилось. Вот почему иудеи и не верят (пришествию Христову), думая, что пришедший так не есть Христос, потому что не исполнилось то, что относится к славному пришествию. Поэтому, вместе соединив, сказал: «голову с ногами», т.е. первое пришествие со вторым, чтобы и с позором приведенного на заклание Агнца ты принял, как Господа, и в нем мог увидеть Царя, являющегося со славою. И то, и другое предсказал пророк Исайя; и не требуй поэтому избавления Иерусалима теперь же, но ожидай его впоследствии: «и придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия» ( Ис. 59:20 ), когда Он сам спасет остаток народа, который должен обратиться к Нему. При первом же пришествии Его исполнилось, как можешь видеть, противоположное: оставил дом мой, расточил наследство мое, и еще: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис. 53:9 ). Итак, «с ногами и внутренностями» – это предостерегало иудеев, чтобы не отделяли бесславного пришествия Господа от славного и чтобы по неверию не были отделены от общения с ним. Но «с и внутренностями», – сказано. Что это значит? То, чтобы вы не соблазнились тем, что будет видимо, но и замечали сокровенное; не человеком считайте Его наравне с собою, потому что Он человек по телу, но познавайте Его духовно и вы узнаете в Нем Отца. Пока ты не видишь того, что находится внутри, и не имеешь с ним внутреннего общения, ты еще не увидел Христа, думая, что Он человек, а не Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святой Иоанн Златоуст полагает, что Ангелы присутствовали, когда Бог вручал Моисею на Синайской горе каменные скрижали с 10-ю заповедями, и сии-то Ангелы, которым вверен был избранный народ Божий, производили на горе Синай трубные звуки, огонь и мрак. Они же принимали участие во всем сказанном и сделанном в Ветхом Завете. Видимо, память об этом участии Ангелов хранилась в иудейском предании. " Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим " (ст. 5) — здесь под " будущей вселенной " надо понимать новооткрывшееся царство Мессии, или " будущую жизнь " , как толкует блаженный Феодорит. В следующих стихах 6-9 [ 6 ] Апостол Павел слова Псалмопевца о естественных преимуществах человека, поставленного во главе подчиненных ему земных тварей, относит к Бого-Человеку Иисусу, Который в Своем лице восставил падшее человеческое естество и вознес человека на ту высоту, для которой он и был первоначально сотворен Богом. Этот 8-ой псалом вообще есть пророческий, ибо из него Сам Господь привел изречение о хвале из уст младенцев и грудных детей при Своем торжественном входе во Иерусалим (Пс. 8:3 [ 7 ] и Матф. 21:16 [ 8 ]). " Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех " (ст. 9) — здесь под " унижением " надо понимать крестные страдания и смерть Иисуса (ср. Исаии 53:3 [ 9 ]). Это было лишь временное унижение — " не много был " , которое потом привело к славе и самое человеческое естество Господа, превознесенное выше всякой твари. Сам Апостол толкует это унижение в том смысле, что любовь Божия к людям определила Ему " вкусить смерть за всех " . В 10 ст. Апостол устраняет соблазн смерти Иисус Христовой: " Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все (то-есть Богу Отцу), приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания " . Это значит, что Начальник нашего спасения Христос должен был пройти тем именно путем страданий, которым должны были идти согрешившие люди сами, без Спасителя, если бы только могли дойти сами до своей славы, ради которой они созданы Богом. " Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями " (ст. 11). Смысл здесь тот, что спасение людей чрез Искупителя Христа стало возможным только вследствие того, что Христос принял нашу человеческую природу на Себя. Эту мысль о единстве природы Господа Иисуса Христа и искупленных Им людей или о братстве их по человечеству Апостол Павел подкрепляет ссылками на слова Псалмопевца (Пс. 21:23 [ 10 ]) и пророка Исаии (8:17-18 [ 11 ]), дабы сделать ее для евреев более убедительной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Кн. VIII. 8). У святых отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7). Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (22:2); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14). Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди. Человеколюбивый Господь, искони и изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, произведший все видимое и сотворивший его самого, благоволил показать ему Свою власть в этой заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI.6). Так же изъясняет святитель Филарет Московский : «Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы, будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы, города сего напол нятся отроками и, отроковицами, играющими, на улицах его» (Зах 8.4–5). Также и прошедшие события в пророческих текстах часто описываются глаголами прошедшего времени. «Сын, человеческий! Сии, люди, допустили, идолов своих в сердце свое и, поставили, соблазн, нечестия своего перед лицем своим: могу ли, Я отвечать им?» (Иез 14.3). И, наконец, встречаются пророчества такого типа инверсии, когда о прошлом возвещается в будущем времени. «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и, у Иуды, посох и, трость, всякое подкрепление хнебом и, всякое подкрепление водою, храброго вождя и, воина, судью и, пророка, прозорливца и, старца, пятидесятника и, вельможу и, советника, и, мудрого художника и, искусного в слове» (Ис 3.1–3). По–видимому, используя такую перевернутую глагольную конструкцию, пророк хочет тем самым подчеркнуть, что ужасные прошлые события, связанные с наказанием от Господа по грехам народа, могут повториться, если народ не обратится от греховной жизни. Итак, в пророческих книгах Ветхого Завета очень распространена инверсия времени, относящаяся к пророчествам о будущем, настоящем и прошлом. Каждый раз, когда в тексте пророческой книги встречается подобного рода инверсия, следует задаться вопросом — какие причины, помимо чисто поэтических, были для ее появления в тексте? Что хотел подчеркнуть или к чему привлечь наше внимание пророк? Поэтому читать пророческие книги необходимо медленно и очень вдумчиво, внимательно анализируя соотнесение временных форм глаголов в пророческих текстах. Вторую проблему можно назвать наложением времён в пророчестве. В данном случае речь пойдет о пророчествах, имеющих отношение только к будущему, но оно, как известно, имеет разную количественную и качественную меру. И, действительно, в текстах пророческих книг можно отметить различные будущие времена. Во–первых, пророчество может относиться к ближайшему будущему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Фразу Сего… вы… руками беззаконных убили можно понять и так, что обыкновенные иерусалимские иудеи, участвовавшие в этом деле, не были виновны в нем так, как некоторые другие. Не совсем понятен смысл слова беззаконные – относится ли оно к иудейским религиозным вождям, или к римлянам, хотя слушателям–иудеям, надо полагать, импонировало последнее предположение. Утверждение, что Бог расторгнул узы смерти, вовсе не означает, что Иисус не испытывал страданий во время распятия. Иудеи считали, что смерть, состояние разделения духа с телом, сама по себе – страдание. Размышления на эту тему мы находим во Втором послании к Коринфянам, где Павел говорит, что умереть – это не значит «совлечься», но «облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор. 5:1–8 ). 25–31 Петр объясняет свое понимание воскресения Иисуса при помощи аргумента, основанного на тексте фрагмента из Пс. 15:8–11 . Труднейшей частью цитаты является ст. 27: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Вопрос Петра в следующем: «Кто назван этим святым Божьим?» Реакция аудитории, по–видимому, следующая: «Это сам Давид», на что Петр отвечает, не услышав никаких возражений: «Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня». Доказательством служит то, что Давид, будучи пророком, говорил о Мессии, Который не остался во гробе, но воскрес. 32–35 В этой части своей речи Петр обращается к необыкновенному явлению, привлекшему пристальное внимание толпы. Эти люди не пьяны, они – свидетели того, как Бог воскресил Сего Иисуса. Стало быть, Иисус и был тем Мессией, о Котором пророчествовал Давид. Далее приводится выдержка из Пс. 109:1 , которая поясняет нынешний прославленный и возвеличенный статус Мессии. 36 В этом стихе сфокусирован основной смысл всей проповеди. Ударение делается на том, что Бог видит вещи совершенно иначе, нежели люди. Иисус казался им преступником, Бог же сделал Его Господом и Христом, как о том и возвещали ангелы в Лк. 2:11 . 37–40 Заключительная часть речи – это ответ на реакцию толпы, а также пояснение, как следует применить услышанное. Ст. 38 умышленно перекликается со ст. 21: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Правда, ныне имя Господне – это имя Иисуса Христа. Слово «призовет» раздвоилось – покайтесь и креститесь, а вместо «спасется» теперь сказано для прощения грехов и получите дар Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010