Но когда цари и жрецы стали такими же идолопоклонниками как народ, тогда они „обезумели“ и сделались как „пьяные“ и „совратили Египет с пути его“. 15 . И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость. 16 . В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. По поводу выражений стиха 15-го ср. те же выражения пророка в главе IX, 14. Голова означает высших деятелей народа, хвост низшие классы и занятия; пальма и трость (камыш) рисуют ту же мысль. О событии, которое во времена Езекии предсказывается пророком, трудно сказать, что-либо определенное. Мы только, как предположение, решаемся высказать, что пророчество стиха 16-го относится, как нам кажется, ко времени Персов. Во время XXVI династии Египет не терял своей самостоятельности, но в конце этой династии он узнает, что Кир дозволяет Иудейской колонии возвратиться в Иерусалим и снова возвести храм Вечно Живущему,-священное имя Которого очень хорошо было известно жрецам. Тогда в Египте возникает тот страх, который соделывает жителей его подобными женщинам: они трепещут перед поднятой десницей Господа Саваофа и вскоре Камбиз, по- видимому без серьёзного сопротивления занимает Египет 831 . Таково, по нашему мнению, значение стиха 16-го,-хотя ст. 17–18 может быть рисуют события, предшествующие вторжению Персов. 17. Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он поставил о нем. Земля Иудина несомненно делается ужасом для Египта, когда Иерусалим взят Навуходоносором, храм Господень разрушен, народ уведен в плен, и Египет ожидает той же участи. Сначала, при Нехао и Уафрии, Египет еще защищается, но около 570 года до Р. Хр. Навуходоносор занимает Египет, свергает, иди убивает Уафрия, и возводит на престол избранного им Амазиса. Но, как мы выше говорили, полное исполнение пророчества Исаии мы видим в нашествии Камбиза. И следующие стихи однако переносят нас еще во время XXVI династии, с пророческим проблеском на грядущие мировые события распространения в мире учения Евангельского. 18. В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

8. (56) Взаимное пребывание Христа и «ядущего» друг в друге; 9. (57) Как для Сына источником жизни является Отец, так для «ядущего» становится Сын; 10. (58) «Ядущий этот хлеб жить будет вовек». 90 Безусловно, что исцеление расслабленного тоже было «знамением над больным», духовный смысл которого Господь раскрывает в последующей беседе. 91 Для понимания этого надо вспомнить стихи 2:23: «когда Он был в Иерусалиме на Пасхе в праздник, многие уверовали во имя Его, видя Его знамения, которые Он творил», 4:48: «Тогда сказал ему Иисус: если знамений и чудес не увидите, Вы не уверуете». 92 Это относится ко всем чудесам в Евангелии от Иоанна, кроме первых двух, происшедших в Кане Галилейской, когда Иисус откликается на просьбу Матери и царедворца. 96 Ср. 6:2: «И следовало за Ним много народа, потому что видели знамения, которые Он творил над больными», где людей вела вера в знамения. А в ст. 26 людей приводит к Нему не увиденное знамение. Ложные мессианские чаяния, желание, чтобы Он был царём, при котором наступит изобилие хлеба. 98 Это первое «Я есмь», которым открывается целая серия самооткровений Иисуса о Себе (8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). 99 Это напоминает ситуации в синоптических Евангелиях, когда для получения исцеления необходима вера. 100 Мы уже видели, что «прийти к Иисусу» означает не просто быть Его слушателем, а стать Его учеником. «И вы не хотите прийти ко мне, чтобы иметь жизнь», – сказал Он иудеям в Иерусалиме, беседуя с ними, по–видимому, уже не один час (5:40). 101 Ср. 17:24: «Когда я был с ними, я соблюдал их во имя Твое, которое Ты дал мне, и сохранил, и никто из них не погиб». 103 По смыслу эти слова (6:45 – 47) совпадают с другим Его высказыванием: «Слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную» (5:24). 104 Для Иудея кровь означала жизнь, а жизнь принадлежала одному Богу. При этом иудеи исходили из своего жизненного опыта: вместе с кровью уходит жизнь. Поэтому всё мясо, употребляемое Иудеями, забивалось и подготавливалось так, чтобы вся кровь стекла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Прежде всего, мы не должны думать, что эти видения относятся к кончине мира или к отдаленному будущему. Мы уже читали у Иезекииля, что таковым было ложное народное понимание: “видение, которое видел он, сбудется после многих дней”, в то время как пророчество было не об “отдаленных временах”, а о современности. В других местах, правда, видение принимает широкий богословский масштаб. И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени, и говорит о конце, и не обманет, и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится (Авв 2:2-3) . Амос объясняет, что – Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны (sod) рабам Своим, пророкам (Ам 3:7). Каким образом? Михей сын Иемвлая был пророком Севера, но противостал всем другим северным пророкам, которые пророчествовали о военном успехе. Спрошенный царем Израиля, захотевшим услышать его мнение, он отвечает так: Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3Цар 22:19). То есть Михей сын Иемвлая (не путать с другим пророком Михеем, писателем) “видел” божественный “совет” и участвовал в дискуссии между Царем, Богом и его небесным двором. Поэтому его мнение будет прямо противоположным мнению четырехсот других пророков, желающих войны. Его опыт близок опыту Исайи: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм (Ис 6:1). Исайя – несомненно, самый великий пророк-визионер во всей библейской традиции – также видел Царя и участвовал в Его совете. Для Исайи само слово ( dabar ) видимо: он видит даже то, что можно лишь слышать: Слово, которое было в видении к Исайе, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме (Ис 2:1). Конкретно, Исайя видит одно-единственное: Иерусалим. И видит Иерусалим таким, каким он должен быть, и каким, действительно, будет – мирным и распространяющим мир на все народы:

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

130 Уместно здесь вспомнить совершившееся на заре тварного бытия падение ангелов, которое буквально разорвало первоначальную созданную Богом тварную вечность. Еще нечто: Христос пострадал и был распят в шестой день недели, и это может означать, что антихрист явится беспощадным гонителем последователей Христа, истинных христиан.  В Библии, кроме Апокалипсиса, число 666, встречается еще в 1 Езд. 2, 13, где дается перечень возвратившихся из Вавилонского плена еврейских родов и среди них упоминается род Адоникама в количестве 666 человек. Впрочем, в параллельных местах – Неем. 7, 18 и 2 Езд. 5, 14 – приводятся другие числа: 667 и 637 человек. 131 131 Так в русском переводе. В греческом же и славянском в обоих параллельных местах – Неем. 7, 18 и 2 Езд. 5, 14 – дается одно и то же число:  667 человек. Также в 3 Цар. 10, 14  мы читаем, что ежегодно царю Соломону доставлялось 666 талантов  золота. Это составляет более 30 тонн, и столь огромное богатство давало некоторым повод думать, что число зверя в Апокалипсисе указывает, кроме прочего, на высокую степень земного изобилия, которое будет обещать антихрист своим последователям.  Глава 14 В этой главе видению царства зверя и подчиненного ему человечества противопоставляется видение Христа и сохранивших Ему верность христиан. 1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. «Агнец» – Христос. См. комм. на 5, 6. «сто сорок четыре тысячи» – должны ли мы отождествлять этих собранных на Сионе святых со ста сорока четырьмя тысячами запечатленных 7-й главы? На этот вопрос святой Андрей и многие другие толкователи отвечали отрицательно, указывая, что собранные на Сионе именуются девственниками, тогда как о запечатленных 7-й главы этого не сказано. Следовательно, речь здесь, вероятнее всего, идет о некоторых других святых.  Собрание на Сионе, по-видимому, следует относить не к земной, но к небесной реальности – к горнему Сиону и небесному Иерусалиму. Подобное словоупотребление можно встретить у апостола Павла: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу…» (Евр. 12, 22–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Если таким образом несомненно то, что пророчество Авдия первоначальнее, равно как и древние пророчества Иеремии об Эдоме; то Авдий должен был пророчествовать не после разрушения Иерусалима халдеями, но до него; так как пророчество Иеремии против Эдома относится к четвертому году царствования Иоакима, при котором Иерусалим не был еще разрушен. По-видимому, с таким выводом не согласуется среднее отделение пророчества Авдиева ( Авд.1:10–16 ), поводом к возвещенному в первых девяти стихах суду над Эдомом выставляется злорадство этого народа над несчастною судьбою Иуды и Иерусалима, когда чуждые народы ворвались во врата города, бросили жребий об Иерусалиме, и где ему напоминается, что он не удовольствовался одним злорадством, но сам принял участие в расхищении Иуды, убивал спасающихся от гибели беглецов или выдавал их в руки враговы. Такого рода упреки, без сомнения, предполагают овладение Иерусалимом чуждыми народами. Не дают ли они в тоже время повод предполагать разрушение Иерусалима, совершенное халдеями и побуждающее низводить время жизни пророка к этим временам разрушения царства Иудейского? На этот вопрос нельзя отвечать утвердительно. Это видно из следующего – другие пророки, как напр. Иезекииль угрожают Эдому вечным запустением за то, что он питал вечную вражду к Израилю и гнал сынов его под меч ( Иез.35:5 ), за то, что он говорил: «эти два народа и эти две земли (Иуда и Израиль) должны быть мои и мы завладеем ими» ( Иез.35:10 ); за то, что он ненависть имел к сынам Израиля и ругательные слова обращал к горам израилевым и говорил им: «опустели, нам отданы на съедение» ( Иез.35:12 ); за то, что он радовался тому, что удел дома израилева опустел. Совершенно ясно, что в представленном изображении у пророка Иезекиля вражды Эдома к Израилю берутся во внимание опустошение Иуды и разрушение Иерусалима и обнаруженная при этом во всей очевидности враждебность Эдома к Иуде. Но то у Авдия. Авдий ни одним словом не указывает на разрушение Иерусалима; он не говорит ни о вечной вражде Эдома, ни о желании его присвоить себе земли Иуды и Израиля; но просто говорит только о враждебном отношении эдомлян к Иуде в то время, когда иноземцы ворвались во Иерусалим, разграбили его сокровища и сынов Иуды избили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Но если принять первое, то нужно будет предположить, что псалом написан был не позже Манасии, потому что вскоре после него, или даже уже под конец его царствования, выступил и Аввакум на свое пророческое служение. Остальные два псалма из надписывающихся именем Асафа, 75 и 78-й, по содержанию своему относятся ко времени нашествия на Иудею и особенно на Иерусалим каких-то жестоких и кровожадных врагов, которые все предали поруганию и истреблению и произвели страшное опустошение и кровопролитие. Какие это были враги Иудеев и к какому времени относится оплакиваемое в этих псалмах ужасное нашествие, – на это мы не имеем прямых и точных указаний; но за то псалмопевец с подробностью рисует пред нами печальную картину постигшего его соотечественников тяжкого бедствия. «Язычники пришли в наследие Божие, осквернили святой храм Божий 1107 , рыкают среди собраний Господа и свои знаки поставили на место Его знамений ( Пс.73:4 ); все разрушили во святилище (73:3), все резьбы в нем в один раз разбили секирами и бердышами, самое святилище предали огню и сожгли все места собраний Божиих на земле (73:6–8); опустошили жилище Иакова 1108 и Иерусалим превратили в развалины (78:1); трупы рабов Божиих отдали на съедение птицам небесным и зверям земным, пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима и некому было похоронить их (78:2–3)», а оставшиеся в живых находятся в состоянии «узников, обреченных на смерть» (78:11), «сделались посмешищем у соседей своих, поруганием и посрамлением у окружающих» народов (78:4); Господь видимо оставил народ Свой, который Он издревле избрал в достояние Себе 1109 , и попустил врагам «хулить имя Свое 1110 »; не видно стало знамений Его присутствия, – «нет более пророка» и вообще никого, «кто бы знал, доколе это будет (73:9)». Такое описание постигших Иудею бедствий дает нам отчасти ключ к разрешению вопроса о времени происхождения псалмов. Сходные с описанными бедствия мы видим три раза в иудейской истории, – при разрушении Иерусалима Халдеями ок. 589 г. пред Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Что же должно было все это произвести в них, уже озлобленных против Него, уже ненавидевших Его, как не желание мести, как не стремление во что бы то ни стало избавиться от Него? Если и прежде книжники и фарисеи искали всех случаев погубить Господа Иисуса, «сильно приступали к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его» ( Лк.11:53–54 ), то теперь они уже решались на открытое, прямое насилие: «послали фарисеи и первосвященники схватить Его» ( Ин.7:32 ). Так, в это последнее пребывание Господа Иисуса в Иерусалиме и священство 26 уже восстало против него. За какую вину? Прямое слово обличения и осуждения на недостойных первосвященников ни разу не сошло с уст Иисусовых. Ни в одно пребывание Свое в Иерусалиме и в храме Он не вступал с ними в состязания и споры, следовательно, не было им ни основания, ни повода относиться враждебно к новому Учителю, оставлявшему их в покое. Что ж заставило их наконец соединиться с фарисеями? Объяснение этого в следующих словах евангелиста: «многие из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос (мессия), неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его» ( Ин.7:31 ). Итак, не личная вражда, не желание мести выдвинули наконец первосвященников против Иисуса, а народный говор – «не это ли мессия». Никакой учитель не мог быть для них страшен под охраной римской власти, но мессия, с его неотъемлемым правом, как разумело тогда все еврейство, стать во главе народа, изменить все управление его, гражданское и церковное, – тут могла грозить опасность лишиться первосвященникам мест, званий, значения и средств роскошного существования; как же не постараться о предотвращении такой опасности? Но и тут еще не видно, чтобы первосвященники сами дошли до убеждения в этой опасности, и сами поспешили взять против нее меры насилия. Позднее, когда говор народа, по-видимому, переходил в самое дело, когда народ встретил Его как царя, тогда и в первосвященниках закипело такое же сильное стремление уничтожить Иисуса, как в фарисеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Деян.18:18 .  Павел, про­быв еще довольно дней, про­стил­ся с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение «остригши голову», так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены ( «Прискилла и Акила»), в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов ( Деян.21 и дал., ср. Деян.16:3 ). Что касается значения самого факта «острижения головы по обету», то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету ( Чис.6 ). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае «осквернения» обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом. «В Кенхреях» – Кенхрейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию. Деян.18:19 .  Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рас­суждал с Иудеями. «Ефес» – главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда проконсульской Азии (Асии, см. прим. к Деян.16:6 ), большой торговый приморский город, центр деятельности св. Апостола Иоанна Богослова. Упоминаемое здесь посещение Ефеса было первым для апостола язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 1998 году немецкий ученый Михаель Хеземанн провел графическое исследование титла и пришел к выводу, что шрифт, которым сделаны надписи, относится именно к первому столетию нашей эры. Хеземанн – а также группа палеонтологов-лингвистов из израильских университетов, Мария-Луиза Ригата, известный папиролог Карстен Петер Тид и другие ученые – подтвердили это на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II. Однако затем был проведен радиоуглеродный анализ, который дал совершенно другие показатели и отнес титло не ранее, чем к X веку. Но стоит заметить, что, по утверждению многих ученых, радиоуглеродный анализ оказывается эффективнымлишь в том случае, если исследуемый артефакт все время находится на одном месте, никуда не перемещаясь, не подвергаясь солнечным лучам, и прочее. Иначе результаты будут некорректны – что, скорее всего, и произошло с немало покочевавшим титлом. Исходя из всего этого, мы видим, насколько разнятся мнения ученого мира по поводу титла. Многие из них считают титло подделкой. Часть ученых считает, это титло, безусловно, тем самым титлом, которое святая Елена обнаружила в Иерусалиме. И Католическая Церковь официально поддерживает эту позицию. Факты, действительно, различные, но вера остается верой. Видимо, так устроил Господь, что какой объект веры мы бы не взяли – даже евангельские тексты – мы не дадим стопроцентные гарантии его подлинности. Могло ли такое быть, что титло было обнаружено святой Еленой вместе с Животворящим Крестом? Конечно, могло. По той простой причине, что эта святыня упоминается, как и терновый венец, как и Честной Животворящий Крест, у всех евангелистов. Причем апостол Иоанн даже рассказывает о препирательствах между иудеями и Понтием Пилатом: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22).Почему для евангелистов так важна эта надпись? Потому что благодаря ей совершилось невольное исповедание Христа как Царя. Даже несмотря на то, что Иисус Христос был оклеветан и осужден, Правда Божия таким образом показала, что распяли все-таки Царя. И все орудия смерти – крест, гвоздия, копие, терновый венец, табличка с надписью – становятся не орудием позорной и ужасной казни, а символом победы жизни над смертью.Важно это было и для святой Елены.

http://azbyka.ru/palomnik/Титло_с_Креста...

«По совету господина моего»: вместо стоящего здесь adonai во многих рукописях читается Иегова; в Вульг. juxta voluntatem Domini, по воле Господа. Связь с последующим тогда будет такая: по воле Господа, как она понимается благоговеющими перед заповедями Божиими (Шульц). В русск. тексте adonai (господин мой) понято как указание на Ездру. Подобным образом и во 2Езд передано ς κριτθη σοι. Под советом Ездры в таком случае в ст. 3 разумеется молитва Ездры ( 1Езд 9.6–16 ), внушившая народу предпринятое решение. 1Ездр.10:5 .  И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так. И они дали клятву. Ездра воспользовался настроением момента и взял с начальников народа клятву в том, что они исполнят сказанное Шеханией. 1Ездр.10:6 .  И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев. После клятвы народа Ездра оставил двор храма и пошел в жилище (LXX γαζαφυλκιον, слав. «сокровищный дом») Иоханана, сына Елиашивова. По-видимому, это была пристройка к храму для хранения священной одежды и принадлежностей богослужения, а также для временного пребывания священников и левитов. Так как писатель не дает никаких пояснений относительно личности Иоханана, по имени которого была названа одна из комнат храма, то отсюда можно заключать, что личность его была хорошо известна. В кн. Неемии ( Неем 12:23, 10 ) упоминается о Иоханане первосвященнике, который представляется внуком Елиашива и современником Неемии. Вероятно, по имени этого Иоханана и была названа одна из комнат храма. Название это, однако, могло возникнуть позднее того времени, о котором говорится в 1Езд 10 , так как тогда Иоханан еще не был первосвященником. Но писатель для ясности рассказа пользуется этим позднейшим, очевидно, хорошо всем известным названием. «Хлеба он не ел и воды не пил» (ср. Исх 34.28 ; Втор 9.9 ) 1Ездр.10:7 .  И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010