Лк.9:60 .  Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Лк.9:61 .  Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Лк.9:62 .  Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Евангелист Лука излагает согласно с Матфеем (ср. Мф.8:19–22 ) ответы Господа желавшим следовать за Ним. Трудно сказать, почему он это событие относит ко времени путешествия Христа в Иерусалим, когда, согласно евангелисту Матфею, оно имело место гораздо раньше. Может быть, ему казалось приличнее поместить здесь этот рассказ, как несколько раскрывающий тогдашнее положение вещей. Христос идет на смерть и желающие стать Его учениками как бы чувствуют опасность, какой должны скоро подвергнуться и ученики Христа, и просят Его позволить им проститься с родными, которых они уже больше не увидят... Что касается первого ответа Христа – о неимении пристанища, то он как раз подходил к настоящим обстоятельствам, когда самаряне только что отказали Христу в приеме. «А ты иди, благовествуй Царствие Божие» (стих 60). Этим прибавлением, сделанным только у евангелиста Луки, несколько смягчается кажущийся суровым ответ Господа на просьбу одного желавшего или, точнее, призванного Господом следовать за Ним. Теперь – как бы говорит Господь – время дорого: Царство Божие или Царство Мессии должно скоро открыться, и к этому нужно скорее подготавливать людей. «Еще другой сказал». Эта просьба и ответ на нее Господа (стихи 61–62) находятся только у евангелиста Луки. Проситель, по-видимому, не совсем еще решил, следовать ли Ему за Христом – он, по-видимому, хочет посоветоваться со своими домашними, скрывая это намерение под видом естественного желания проститься с ними. Господь в приточной речи говорит, что нельзя новое служение брать с какими-то сомнениями. Нет, нужно предаться ему вполне, искренно, всем сердцем, иначе такой ученик и после будет все оглядываться назад, подобно не интересующемуся своей работой пахарю. Пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Обычаи, которых… не следует ни принимать, ни исполнять». Сим имеется в виду строгое запрещение у римлян вводить чужие религиозные обычаи, противные языческой религии. В частности, это говорилось, по-видимому, под свежим впечатлением известного указа императора Клавдия об изгнании из Рима иудеев (см. Деян 18:2), почему и возымело столь решительное действие. Деян 16:22. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками «Народ восстал на них». Это — первое упоминание в книге Деяний о гонении на апостолов со стороны собственно язычников. Очевидно, подбитый господами исцеленной служанки и возбужденный преувеличенными сведениями о противоримской проповеди иудеев-апостолов, народ выразил свое возбуждение какими-нибудь криками или требованиями и угрозами относительно проповедников пред воеводами, и последние опрометчиво позволили себе ту палочную расправу с задержанными, за которую после так мудро проучил их Павел (Деян 16:37–39). Павел и Сила молчаливо терпят всенародное поругание, хотя могли бы моментально избежать его, сославшись на свое право римских граждан, освобождавшее их от телесного наказания. Однако они предпочитают молчание, радуясь этому бесчестию во славу Божию, за имя Христово (ср. Деян 5:41) и отложив объявление своих прав для окончательной победы своей. Деян 16:24. Получив такое при­ка­за­ние, он ввергнул их во внутрен­нюю темницу и ноги их забил в колоду. Деян 16:25. Около по­луночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Деян 16:26. Вдруг сделалось великое землетрясе­ние, так что по­колебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Исполняя приказание — крепче стеречь узников, темничный страж ввергает их « во внутреннюю темницу», где содержались особенно важные преступники, и ноги их забивает  «в колоду» — большой и тяжелый деревянный чурбан с отверстиями. Но — «чем строже заключение, тем славнее чудо!» (Златоуст). «Вдруг сделалось великое землетрясение» — не как обычное явление природы, а как чудо, сотворенное Господом для прославления Своего Имени и избавления Своих Служителей — апостолов. Чудесность землетрясения проявилась именно в том, что не только у Павла и Силы, но и у всех остальных узников темницы  «ослабели узы», что давало полную возможность всем тотчас удалиться через открытые землетрясением двери темницы. Чудесно и то, что это землетрясение не простерлось, по-видимому, далее района темницы.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Разодрав свои одежды в знак скорби, царь заплакал и велел своим ближайшим помощникам немедленно найти пророка Божия, чтобы испросить совета. «Пойдите, — сказал он, — вопросите Ягве от меня и от всей Иудеи о найденной книге, потому что велик гнев Ягве, воспылавший на нас за то, что отцы наши не повиновались словам этой книги и не поступали по ее заветам». Как ни странно, но в этот момент в Иерусалиме не нашлось ни одного пророка, к которому можно было бы обратиться. Софония, вероятно, уже умер. Иеремия уединился в Анатоте, да и вообще не был авторитетен. К простым царским пророкам, превозносившим молитвы во время службы, посланные, видимо, не думали идти, так как не очень верили им. В конце концов, было решено обратиться к жене царедворца Шаллума — Голде. Эта Мудрая женщина уже давно слыла пророчицей, говорившей по вдохновению свыше. Она жила на окраине города, и туда направилась делегация во главе с Шафаном и священником Хилкией, нашедшим Тору. Голда приняла посланных сурово. Она уже прослышала о содержании книги. «Скажите человеку, который послал вас ко мне, — заявила она, — так говорит Ягве: Я пошлю бедствие на место это и на жителей его, все угрозы книги, которую читал царь Иудейский, за то, что оставили Меня и кадят другим богам, прогневляя Меня всеми своими делами, и горит гнев Мой против этого места, и не угаснет». Впрочем, относительно самого царя Голда прибавила, что он не доживет до дня бедствий и за свою ревность примет мирную кончину [ 1 ]. Через несколько дней после находки глашатаи объявили в Иерусалиме, что царь созывает народ в храм. Встревоженные жители спешили собраться во дворе Дома Господня, чтобы услышать царскую волю. Когда храмовая площадь была запружена толпой, Иосия, окруженный духовенством и сановниками, поднялся на возвышение у колонны. Он громогласно объявил, что в храме найдена священная книга Торы, в которой Бог возвещает Свой Завет Израилю. Царь велел подать ему свиток и стал читать. Над собравшимися, как встарь, зазвучали полузабытые слова Десяти Заповедей, прогремел страстный призыв «Шема Исраэль!», воскресли грозные предостережения относительно языческих соблазнов, завершающиеся благословениями и проклятиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

– «И не пошел в Иерусалим..». Где же, как не в Иерусалиме, этом старейшем городе христианства, Павел мог бы искать себе указаний, если бы в них нуждался? Однако он не пошел туда ( απλθον – по лучшему чтению, т. е. не оставил Дамаска, чтобы идти в Иерусалим). – «К предшествовавшим» ( Τ. πρ εμο), т. е. ранее меня призванным. – «А пошел в Аравию», т. е. если куда и ходил, может быть даже неоднократно, – из Дамаска, который служил три года после обращения постоянным местом его пребывания, – то только в Аравию – в область лежавшего к юго-востоку от Дамаска царства Наватеев, в котором правителем был царь Арета ( 2Кор.11:32 ). Относительно своего пребывания в Аравии Апостол более ничего здесь не говорит – это ему было не нужно (об этом см. Толк. Библию т. X). Ему хочется показать только свою независимость от влияния человеческих авторитетов, и это он делает упоминая о том, что выходил из Дамаска только в Аравию, где, конечно, не мог встретиться с Апостолами из 12-ти... Гал.1:18 .  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и про­был у него дней пятнадцать. Гал.1:19 .  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Го­с­по­дня. Только три года спустя после своего обращения, когда, следовательно, воззрения Апостола Павла должны были принять совершенно законченный вид, он ходил в Иерусалим для того, чтобы увидеться или познакомиться ( ιστορσαι) как следует (некоторое, поверхностное знание о Петре Павел уже имел и раньше) с Апостолом Петром. Иудаисты, по-видимому, и это посещение Павлом Иерусалима перетолковывали по своему... Имея это в виду, Павел говорит об этом посещении им Иерусалима в совершенно холодном тоне. Как любознательный путешественник отыскивает наиболее славные города и хочет посмотреть на все их достопримечательности, так и Павел путешествовал в Иерусалим, чтобы познакомиться, на свободе, с главою тесного круга учеников Христовых – Апостолом Петром. Но Павел пробыл в Иерусалиме только пятнадцать дней – время очень незначительное для того, чтобы научиться всему, так сказать, сначала и чтобы забыть все то, что в течении трех лет нажито было Апостолом вдали от Иерусалима... С другими же Апостолами из числа 12-ти Павлу в тот раз и познакомиться не пришлось – вероятно, их не было в Иерусалиме. Чтобы быть точным в своем сообщении о пребывании в Иерусалиме – ведь Апостол имел в виду, что его послание будут читать и враги его, иудействующие, которые, конечно, постараются указать все недоговоренное Апостолом, он прибавляет, что видел в тот раз и брата Господня Иакова, предстоятеля Иерусалимской церкви (см. Тол. Библию т. Х-й). При этом Ап., вероятно, не без намерения употребляет слово «видел»: он хочет этим дать понять, что он именно только видел, но не учился у Апостола Иакова, не старался у него узнать чего-либо в области христианского вероучения, что было бы ему, Павлу, неизвестно. Гал.1:20 .  А в том, чтó пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал.1:21 .  После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

V. Так что и в этом многое, и очень многое; если ты заснул, пробуди себя бичами Екклисиаста, особенно вспоминая слова: “От земли и от языка погибель”. И, ведь, как ты опять видишь, их вождей настигнет обвинение, тобою возводимое; и можно предполагать, что последует большая беда. Подобно тому, как мы слышали, что бросающий вверх камень бросает его на свою голову. Небрежет (поступает легкомысленно) впрочем и тот, кто отваживается в этом обвинять Моисея, такого великого слугу Божьего, или того, кто наследовал ему — Иисуса Навина, или кто был за ними и заложили они основы: я говорю еще и о судьях, и о явившихся царях или о духоносных пророках, и еще о находящихся среди них безупречных архиереях: следуя установлениям, они не меняли, (но) пребывали в согласии относительно своевременного празднования Пасхи, как и других празднеств. VI. Так что надо было прибегнуть к более безопасному и более приятному, и не писать легкомысленно и с порицанием, что они явно от начала заблуждались относительно Пасхи: в чем именно, ты показать не можешь, сколько бы ни хотел говорить перед современными (людьми), много блуждая (в рассуждениях), — (с людьми), которые отклонились от установления Пасхи и прочего. Ведь, кажется, что древние совершали это после весеннего равноденствия: это уж ты можешь знать, так как имел дело с сочинениями древних, в которых еврейские мудрецы точно записаны (описаны). VII. Через них в сжатом виде показано, что и до Страстей Господних, и до позднейшего пленения Иерусалима, которое произошло в царствование римского царя Веспасиана, израильский народ, твердо установив 14-е число первого лунного месяца, праздновал Пасху по закону. Итак, из святых Пророков и всех, как я сказал, равно благочестиво и праведно в законе Господа пребывающих, со всем народом справлявших Пасху, по уставу и благоговейно, Господин всей видимой и невидимой твари, Единородный Сын и Слово, Единосущный Отцу и Духу Святому по божественности, Господь наш и Бог, Иисус Христос во исполнение времени, по плоти рожденный от Святой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы и воистину Богородицы Марии, видимый на земле и единосущный по человеческой природе людям, воистину пребывающий как человек, и Сам с народом в годы до проповедания законно и благоговейно справлял Пасху (и) ел по уставу агнца. Ведь Он пришел не нарушить Закон или (устранить учение) Пророков, но исполнить их, (так) сказал Спаситель Сам в Евангелии (см. Мф 5:17). Но, когда Он проповедал, Он не ел агнца, как учит Богослов и Евангелист Иоанн в своем Евангелии. Говорит он так: “От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху” (Ин 18:28).

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

И сам Фафнай, заречный областеначальник, не только не знал о запрещении постройки, но, по-видимому, и не слышал о нем и спрашивает Дария лишь о дозволении Кира иудеям строить храм в Иерусалиме. Само замечание священного историка о происках самарян: «во все дни Кира, царя персидского, и до царствования Дария» ( 1Ездр. 4:5 ) имеет смысл лишь при недопущении мысли о формальном запрещении постройки. Правда, священный историк делает замечание такого рода: «тогда остановилась работа при доме Божием»; и остановка сия продолжалась до 2-го года царствования Дария, царя персидского ( 1Ездр. 4:24 ). Но это свидетельство становится совершенно понятным при том предположении, что происки врагов настолько ослабили энергию иудеев, что иудеи сами без постороннего вмешательства персидской власти оставили производство работ. Работа «остановилась», а не была остановлена, каковое обстоятельство понятно и при общем индифферентно-унылом настроении общины, вкрадывавшемся в нее постепенно благодаря безотрадным условиям материально-экономического быта. Пророки обличали народ за прекращение работ по постройке храма, что было бы непонятно при допущении мысли о запрещении этой постройки персидской властью, потому что в таком случае иудеи являлись бы безответными и юридически правыми, а пророки выступали бы перед нами в качестве политических агитаторов, побуждающих народ идти против распоряжения персидской власти. К какому именно времени относится прекращение иудеями работ по сооружению храма, сказать трудно: священный историк не говорит об этом, делая лишь общее указание: «тогда остановились работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до 2-го года царствования Дария» ( 1Ездр. 4:24 ). Так как 1Ездр. 4:24 , почти по общему и справедливому признанию, стоит в связи с 1Ездр. 4:5 409 , то можно полагать, что иудеи окончательно отказались от работы незадолго до вступления на престол Дария или с началом его воцарения 410 . На почве свидетельства 1Ездр. 3  гл. основание храма относится ко второму месяцу второго года по возвращении иудеев из плена при Кире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только Лука упоминает, что Моисей и Илия явились во славе и что апостолы, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним ( Лк. 9:31–32 ). Термин «слава», употребленный здесь и во Втором послании Петра, имеет прямое отношение к описываемому событию. В Ветхом Завете этот термин указывал на присутствие Божие, выражавшееся в зримых образах, в частности в образе облака ( Исх. 16:7–10; 24:15–17; 40:34–35 ). Облако упоминается и у всех трех евангелистов (у Матфея облако светлое): оно «осеняет» учеников, то есть спускается на них, как светоносная тень (глагол πισκιζω происходит от слова σκι тень). Термин «слава» играет особую роль в Евангелии от Иоанна. Пролог четвертого Евангелия заканчивается словами о том, что мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Эти слова, по-видимому, не относятся к какому-то конкретному событию из жизни Иисуса, например Преображению. Скорее всего, они относятся к самому событию боговоплощения, когда предвечное Слово Божие стало Сыном Человеческим. С другой стороны, термин «слава» в том же Евангелии указывает на бытие, которым Сын Божий обладал до воплощения: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Наконец, термин «слава» у Иоанна может обозначать и то явление силы Божией, которое непосредственным образом связано с конкретными действиями Иисуса. Например, перед воскрешением Лазаря Иисус говорит Марфе: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ( Ин. 11:40 ). Здесь выражение слава Божия относится к действию, благодаря которому умерший будет возвращен к жизни. В Евангелии от Иоанна описан эпизод, имеющий некоторое сходство с Преображением. Этот эпизод относится к последнему периоду земной жизни Иисуса – после того как Он торжественно вошел в Иерусалим. Иоанн рассказывает, как в одной из бесед с народом Иисус говорит о предстоящем Ему страдании: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Этот неожиданный переход от разговора с людьми к разговору с Богом приводит к немедленному ответу Бога: Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю ( Ин. 12:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогад как названные авторы слишком отдаляют составление кн. Авдия от описанного в ст. 10–14 разрушения Иерусалима, Евальд ставит книгу в ближайшую связь с этим событием. На основании ст. 20-го, где упоминается о переселённых из Иерусалима, Евальд полагает, что кн. Авдия написана в плену Вавилоноском, до возвращения иудеев в отечество. Но, как справедливо указывает Гоонакер 35 , само по себе упоминание о переселённых из Иерусалима не может служить подтверждением мнения Евальда: в этом упоминании пророк мог иметь в виду тех, которые остались в чужой земле и после возвращения массы народа в отечество. Некоторые авторы, далее, при определении времени составления кн. Авдия придают значение ст. 16 и 18, видя в упоминании о доме Иакова и доме Иосифа, как орудиях суда над Едомом, а также в словах как вы пили на святой горе Моей указание на совершившееся уже возвращение иудеев в Палестину и заселение ими вновь святой горы, т.е. Иерусалима. Но и ст. 16–18, по-видимому, не дают решительных указаний относительно времени происхождения кн. Авдия. Выражение ст. 16-го может быть относимо только к прошлому иудейского народа, а в ст. 18-м пророк говорит только о назначении домов Иакова и Иосифа в будущем, но не об их настоящем положении. Наиболее твёрдым опорным пунктом при определении времени составления кн. Авдия, очевидно, является хронологическая дата заключения канона. Если последнее по многим основаниям должно отнести к эпохе Ездры и Неемии, то эта эпоха, т.е. половина V-ro в., и является terminus ad quem кн. Авдия. Дальнейшее указание может быть почерпаемо из содержания книги. Пророк говорит об окончательной погибели Едома как о будущем. Но по аналогии с другими пророческими предсказаниями должно думать, что непосредственный повод для своей речи о будущей судьбе Едома Авдий заимствует из современных ему обстоятельств: таким поводом послужило пророку какое-либо опустошение Идумеи, совершившееся в его время. Пророк и рассматривает это опустошение как предвестие и образ предстоящей Едому в будущем окончательной погибели. Поэтому в описании этой погибели должны отразиться черты постигшего уже Идумею бедствия. Ясное и прямое указание на такое бедствие мы имеем у пр. Малахии. Изображая любовь Божию к иудейскому народу, пророк, в качестве фактического подтверждения её, указывает от имени господа на следующее: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, и предал горы его опустошению и владения его – шакалам пустыни. Если Едом скажет: мы разорены, но мы восстановим разрушенное; то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда ( Мал. 1:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В то время сыны Иуды и Иерусалима (а не Израиля и десяти колен, обитающих до настоящим времени в городах и горах мидийских) были продаваемы сынам греков, чтобы удалить их из пределов их, и весь мир наполнен иудейскими пленниками. Это они относят к Тиру и Сидону, чтобы объяснить, как происшедшее само собою, возмездие за кровь Христову и разрушение Иерусалима, происшедшее по определению божественного правосудия. Но мы, продолжая толкование применительно к иносказательному смыслу, под Тиром, Сидоном и палестинянами разумеем тех, которые притесняют, угнетают и преследуют народ Божий (потому что это на нашем языке означает Тир) и уловляют (или чтобы уловлять) его на смерть, на что указывает наименование Сидона, и пия кровь, падают или валяются в грязи, что означают филистимляне и Галилея. Легко и скоро Господь воздаст им то, чего они заслуживают, потому что они преследовали Его. И серебро Его и золото, то есть изречения Писаний и νοματα, то есть мысли, и все, что было прекрасного в церкви, они принесли в жертву своим заблуждениям Еретик продает грекам или язычникам сынов Иуды и сынов Иерусалима, то есть всех тех, коих он обольстил и заставил покланяться его идолам, и делает их из христиан язычниками, чтобы удалить их из пределов их, в которых они родились о Христе, и чтобы они пребывали не в Иудее и не к исповедании истины, а в заблуждении языческом. Все это мы можем относить и ко дню суда, потому что возмездие не представляет различия, хотя по времени это и разнится, по-видимому, от предшествующего. Вместо Галилеи в еврейском написано Galiloth, что Акила перевел Θνας, а Симмах пределы: Θνας же, то есть песчаные холмы, мы можем отнести к берегам Палестины, а не к Галилее Филистимлян, которой вовсе не существует.    Ст. 7—8. Вот Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу возмездие ваше на голову вашу, и продам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному, потому что Господь сказал. LXX: Вот Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу возмездие ваше на головы ваши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Здесь имело место подобное же действие Божие, как в ожесточении сердца Фараона ( Исх.14:4 ; ср. Рим.9:17 ). Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. Ср. блаженный Феодорит, вопр. 40. 3Цар.12:16 .  И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим. Слова: «какая нам часть в Давиде?», – старый революционный клич недовольных династией Давида, слышавшийся еще во время возмущения Савея при Давиде (ср. 2Цар.20:1 ), теперь произнесенный со всей решительностью и бесповоротностью. Относительно выражения «по шатрам своим» (евр. огалеха, огалав) некоторые полагают, что первоначальное чтение его было иное: «к богам своим» (элогеха, элогав) и что настоящее чтение, получившееся через перестановку одной буквы на место другой ( и ) явилось корректурою текста, так как это воззвание находили несогласным с общим мнением, что израильтяне во время Соломона были чистыми поклонниками Иеговы (проф. Д. А. Хвольсон. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою. Христ. Чтен. 1874, май, с. 50–53; проф. Ф. Я. Покровский, Разделение Еврейского царства, с. 239 прим. ). При настоящем чтении воззвание ( «по шатрам своим») имеет отношение ко времени странствования евреев по пустыне, когда стан народный был рассположен по коленам. 3Цар.12:17 .  Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам. К Ровоаму, кроме колен Иудина и Вениаминова, присоединились также израильтяне Симеонова колена, жившие в пределах колена Иудина ( Нав.19:1–9 ), а равно многие из Левиина и др. колен ( 2Пар.10:12–16 ). Все же царство Иудейское равнялось не более 1/4 владений Соломона. Заиорданье также принадлежало Израильскому царству (ст. 25). 3Цар.12:18 .  И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим. Ровоам, однако, не терял, по-видимому, надежды убедить израильтян к покорности и с этой целью посылает к ним для увещаний и переговоров начальника над податьми Адонирама (евр.: Адорам, ср. ( 3Цар.4:6 ) и ( 2Цар.20:24 ) ); но вид ненавистного им по самому роду службы чиновника привел их в ярость, и они побили Адонирама камнями, а Ровоам должен был поспешно спасаться бегством в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010