2Сол.2:4 .  противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога. « Противник» – αντικεμενος – равносильно выражению антихрист. «Превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею» – сын погибели будет врагом не одного лишь истинного Бога, но и богов языческих ( 1Кор8:5 ), будет ли это нечто личное, или же вообще какой-нибудь предмет почитания. Это будет отрицание всякой религии вообще. «В храме Божием» – εις τον ναν του Θεο – νας – внутренняя часть храма, святилище. Употребление двух членов указывает, по-видимому, на то, что здесь разумеется храм Иерусалимский. «Сядет он, как Бог» – эта фраза, и вообще все образы, составляющие содержание этого стиха, могли быть легко подсказаны Ап. П. описанием Антиоха Епифана у пр. Даниила Дан.11:36 (сравни Дан.7:25 ), и безумной попыткой римского императора Калигулы – поставить свою статую в храме Иерусалимском для религиозного поклонения (Иосиф Флавий, Antiduitates, XVIII:8. 2). Но как в народе иудейском может проявиться такая сатанинская богоборственность? На это ответить очень трудно. Но Ап. П., по-видимому, смотрел на иудаизм как на сферу, в которой должна проявиться самая страшная сатанинская борьба против Бога (см. 1Фес 2:14–16 ). Сравни, однако, Рим 9–11 . Смотри Zeine. Р. Theologie des Neuen Testaments, стр. 465–74. 1911. Это очень трудный пункт в учении Ап. Павла. 2Сол.2:5 .  Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? Из этого стиха видно, что Ап., проповедуя ф., много и подробно говорил им о парусии Христа (см. 1Фес.5:1–2 ), и о временах и сроках в связи с нею, что находит подтверждение и в Деян 17:7 . 2Сол.2:6 .  И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Что разумеет Ап. Павел под το κατχον ( " удерживающее» – по слав.)? Ниже в 2Сол.2:7 он говорит относительно κατχον – « держяй», по слав. Несомненно здесь разумеется одно и то же, и именно вероятнее всего – римская власть, римская империя, которая своею мощною рукою пока еще сдерживала богоборство Израиля. Это толкование, идущее от времен Тертуллиана (De Resurr. c. 24 – duis nisi Romanus status), находит себе подтверждение и в фактах жизни Ап. Павла. Последний всюду находил что римская власть действительно играла роль « удерживающего» (см. Деян 17:6 и д. Деян 18:12–16 ), отсюда и его взгляд на власть в Рим 13:1–3 . Если же Ап. пишет здесь прикровенно, то это стоит в полном согласии с таинственным характером апокалиптических писаний и б. м. с соображениями осторожности, в виду того, что сказано во второй половине стиха 2Сол.2:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Кальской рукописи, по наблюдению автора, одна поздняя тетрадь писана одинаковым почерком с Адишским евангелием 897 г., на этом основании он относит ее к началу IX b. Содержание рукописей указывает на IX–X bb.: в Кальской рукописи, думается, есть уже следы влияния на грузинское богослужение устава в. константинопольской церкви – преждеосвященная литургия, положенная во все седмичные дни 40-цы и в Великий пяток. К.С. Кекелидзе находит возможным отнести греческий оригинал лекционария к половине VII в., а грузинский перевод к началу VIII в. План грузинского лекционария одинаков с иерусалимскими лекционариями армянского извода; начинается он с Рождества Христова, чтения 40-цы вставлены между мартом и апрелем, для остальных недель года чтения поставлены после декабря, в самом конце помещены чтения общие святым и на частные случаи. В службах на отдельные дни кроме указания памяти и места богослужения, прокимнов и чтений отмечаются нередко и песнопения. Строй богослужения в грузинском лекционарие – почти чисто иерусалимский, основа его та же, что и в армянских лекционариях, заимствований из богослужения в. константинопольской церкви не замечается. Но, как и в армянских памятниках, в нем есть изменения, сделанные грузинами, например, внесены грузинские памяти (стр. 27), сокращено, по-видимому, празднование Рождества Христова (вместо 8 иерусалимских дней указало лишь 5). По составу грузинский лекционарий обширнее всех известных доселе иерусалимских сборников этого рода. В его месяцеслове отмечено свыше 200 памятей. В числе их есть все двунадесятые праздники: праздник Введения поставлен 20 ноября в обозначен как «Обновление боголюбивого царя Юстиниана», т.е., законченной этим императором т.н. «Новой Церкви» (в честь Богоматери, 543 г.), в память чего, вероятно, установлен и самый праздник. В месяцах и числах памятей святых грузинский лекционарий очень часто сильно расходится с другими древними христианскими календарями: объясняется это в значительной мере тем, что в Иерусалиме празднование святым в большинстве случаев связывалось, по-видимому, с местными храмами, посвященными их имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Под одежду поверх купальника я, по совету матушки Марии, еще в гостинице надела белую рубашку, купленную накануне за пять долларов в арабской лавочке возле Гроба Господня. По дороге к Иордану наш автобус остановился у последнего магазина, где еще можно было недорого приобрести белые рубашки тем из нас, кто раньше этого не сделал. После суеты с покупками мы пешком поднялись по дороге куда-то вверх и остановились возле какой-то стены. Я оказалась рядом с экскурсоводом как раз в тот момент, когда она объявила, что мы находимся возле входа в первую могилу Лазаря Четверодневного. За все восемь дней поездки я так и не смогла привыкнуть к молниеносному чередованию будничного и великого на этой удивительной Святой Земле! И вот наконец все волнения от неизвестности позади, и мы находимся вблизи исторического места Крещения Христа, у стен монастыря святого Иоанна Крестителя! Недолгое ожидание приезда Патриарха Иерусалимского Феофила — и Крестный ход под гром литавр и трубные звуки торжественно двинулся на Иордан, где и начался чин Великого освящения воды. Во все время богослужения на посохе Патриарха чинно восседает белый голубь. В конце службы он взлетает, совершив два круга над нашими головами, и снова возвращается на свое место. Израильские военные, с автоматами наперевес охраняющие подходы к Иордану, пропускают священников к воде и смыкают свои ряды перед паломниками. Меня охватывает беспокойство: как же я теперь увижу самое важное! Вспомнив, что слева и справа от навеса, где проходило богослужение, установлены огромные экраны мониторов, проталкиваюсь к одному из них. Все происходящее внизу видно на нем, как на ладони! Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть слева направо, если смотреть с нашего берега... Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа... Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева... Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно — видимо, для таких маловеров, как я. Растерянно озираюсь по сторонам и встречаюсь глазами с матушкой. Она почти смеется, глядя на мое потрясенное лицо, и жестами показывает, что надо поторапливаться.

http://pravoslavie.ru/76600.html

У русских поэтов этот библейский лиризм рождается, по мнению Гоголя, от двух предметов. Первый из них - Россия. " При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека " . Но " это что-то более, нежели обыкновенная любовь к отечеству " , считает Гоголь. Россия становится образом Небесного Царствия, Нового Иерусалима, о котором говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (Откр. 21:2). Сами " Выбранные места... " являются символическим путем в Иерусалим: от " Вступления " , где Гоголь говорит о своем намерении отправиться во Святую Землю, до последней главы - " Светлое Воскресенье " , когда, по словам писателя, " мы - в своей истинной семье, у Него Самого в дому " , в Горнем Иерусалиме. Известный литературовед П. Г. Паламарчук подробно разобрал эволюцию " города " у Гоголя и убедительно доказал важность этого образа в его творчестве. От " города со всем вихрем сплетней - прообразования бездельности жизни всего человечества в массе " , по выражению Паламарчука, - ко Граду Божьему: вот путь " Выбранных мест... " . Гоголь в своей книге подспудно проводит параллель между Россией и Иерусалимом, ведь Россия " сильнее других слышит Божью руку на всем, что ни сбывается в ней, и чует приближенье иного Царствия " . Нам хорошо знакома концепция " Третьего Рима " , но существует также идея " Второго Иерусалима " , о которой говорил тот же Паламарчук. В Священном Писании Иерусалим понимается не только в реальном, земном смысле, но и в смысле духовном, как " Град Божий " . По толкованию св. Иоанна Златоуста в " высшем значении сии слова: похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе (Пс. 147:1), - можно относить к Церкви " . Возможно, и Гоголь переосмысляет само имя " Россия " в духовном смысле, недаром же " Верховный Промысл так явно слышен в судьбе нашего отечества " . Особенно ярко это выражено в следующих словах: " Сверх любви участвует здесь сокровенный ужас при виде тех событий, которым повелел Бог совершиться в земле, назначенной быть нашим отечеством, прозрение прекрасного нового здания, которое покамест не для всех видимо зиждется... " (Курсив мой. - В.Ф.)

http://pravoslavie.ru/29376.html

Субъектом собственности в церковном имуществе, которое, как мы сказали, стоит в прямой и тесной связи с вечным великим делом видимой, воинствующей на земле церкви и потому носит характер вечности, бессмертия относительно своего владения и управления – должна служить, согласно идее канонов, церковь 12 или, точнее, упомянутая вечная цель видимой церкви – прославление имени Божия; это – субъект идеального характера. Реальным субъектом, фактическим обладателем церковного имущества являются видимые носители и выполнители этой цели – храм и церковные учреждения: монастыри и пр 13 . Какие же нормы устанавливают древние каноны для управления «имением Господним“? Каковы органы управления церковным имуществом, допустимо ли участие мирян в этом управлении, с канонической точки зрения? Итак: мы подошли к разрешению нашей задачи. В первых строках нашего ответа на поставленный вопрос мы скажем об управлении церковным достоянием в первенствующей церкви; затем – опираясь на свидетельства древних канонов – о нормах управления в эпоху вселенских и поместных соборов, эпоху образования канонического кодекса. Глава II Откроем страницу из истории первоначальной Иерусалимской церкви. Заведывание первыми церковными доходами (из начатков плодов и других приношений) и расходами было сосредоточено в руках апостолов 14 . Но призванные учить вся языки, желая всецело отдать себя на служение евангелию, апостолы отказываются, ради своего призвания, от личного распоряжения церковным имуществом и поручают заведывание оным и благотворительностью семи мужам, которых, по предложению апостолов, верующие избрали из своей среды; эти мужи были поставлены на свое служение через апостольское руковозложение 15 . Они оставались под непосредственным надзором апостолов и являлись, таким образом, лишь как бы помощниками апостолов в деле управлениями имуществами 16 . Участие мирян в управлении церковным имуществом в апостольские времена выражалось единственно в том, что чрез них отправлялись пожертвования к месту своего назначения 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Где-то в конце 30-х гг. корпорация Двенадцати теряет свои лидерские позиции или даже вообще перестаёт существовать , что можно связать с гибелью, а также с уходом из Иерусалима некоторых (если не всех) из входивших в нее ближайших учеников Иисуса. К концу 40-х годов, судя по имеющимся свидетельствам и косвенным указаниям, руководство иерусалимской общиной переходит к «Иакову и братьям» , а затем (или это одновременные события) Иакову и пресвитерам, в лице которых (видимо, по преемству с Двенадцатью или «столпами» из Гал 2.9) представлена коллегиальная форма управления . Хотя Двенадцать сохраняют определенные позиции в иерусалимской общине и влияют в какой-то степени на те или иные решения, как видно из рассказа Луки в Деян 15, при этом ведущую роль принимает на себя Иаков. Относительно деятельности отдельных членов из числа Двенадцати в текстах Нового Завета, начиная с начала 50-х годов, имеются сведения лишь об апостоле Петре . О судьбе других учеников Господа из Двенадцати мы узнаем только из апокрифических текстов и свидетельств церковных писателей III-IV веков. Так, об апостолах Андрее, Фоме и Иоанне, их проповедническом служении и кончине повествуется в трех неканонических книгах «Деяний». Тексты эти были написаны примерно в период со 175 по 225 годы в Малой Азии и Сирии. По мнению исследователя Д. Ауне, «они не полностью вымышлены, но сочетают устные предания (в некоторых случаях восходящие к I веку) с творческим воображением их авторов» . Сложно определить степень исторической достоверности даже вполне правдоподобных эпизодов этих раннехристианских документов, что не дает твердых оснований утверждать что-либо определенное касательно их главных действующих лиц. Еще менее достоверным, судя по всему, нужно считать слова Оригена относительно маршрутов миссионерских путешествий тех или иных апостолов из Двенадцати . На этом фоне наиболее историчными кажутся показания древнецерковного предания конца II века о лидерском и проповедническом служении апостола Иоанна Зеведеева в Эфесе . В общем и целом достоверные и более-менее определенные сведения о миссионерской деятельности вне Палестины мы имеем лишь об апостоле Петре, о чем, кстати, сохранились и самые ранние свидетельства за пределами новозаветных книг, по сравнению с другими апостолами из Двенадцати .

http://bogoslov.ru/article/949741

Время и обстоятельства написания По всей видимости, Евангелие и Деяния были написаны Лукой около 63 г. по Р.Х. Такая датировка представляется наиболее вероятной, поскольку, во-первых, повествование Деяний оканчивается пребыванием апостола Павла в заключении в Риме; если бы Лука в момент написания этой книги знал о дальнейшей его судьбе, он, без сомнения, не преминул бы сообщить о ней. Во-вторых, отметив исполнение пророчества Агава ( Деян. 11,28 ), евангелист, если бы он писал уже после 70 г. по Р.Х., не мог не упомянуть исполнения пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима (21,20). В Деяниях апостолов не содержится даже намеков на события, которые можно было бы датировать периодом после 70 г. по Р.Х., написание же Евангелия предшествовало созданию книги Деяния. Те, кто относит написание Лукой Евангелия и Деяний к 75–85 гг. по Р.Х., в подтверждение своей точки зрения указывают на отдельные выражения (напр., 19,43; 21,20.24) которые, по их мнению, описывают разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Однако все эти выражения содержат пророчества, а не сообщения об уже имевшем место событии, и, кроме того, они могут относиться как к последней роковой осаде священной столицы Израиля, так и к какому-то другому эпизоду одной из многочисленных в ту эпоху войн. Известны также попытки датировать Евангелие от Луки и Деяния апостолов II в. по Р.Х., но они абсолютно безосновательны. В первых строках Евангелия Лука говорит о том, что он предпринял свой труд с целью наставить некоего Феофила в основах христианской веры: «рассудилось... мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (1,3.4). Что касается Феофила, то отдельные исследователи, исходя из значения этого имени – «возлюбивший Бога», – выдвигают предположение, что Лука адресовал свой труд не конкретному человеку, а вообще принявшим учение Христа; обращение же к Феофилу в таком случае – не более чем фигура речи. С этим предположением, однако, плохо согласуется то обстоятельство, что у Луки имя адресата предваряется обращением «достопочтенный», явно предполагающим реально существующего и известного автору человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

С мыслью об отставке о. Антонин возбудил вопрос по назначении ему пожизненной пенсии. «Вопрос о пенсии, писал о. Антонину П. П. Мельников 15 ноября 1870 г., рассматривался в особой комиссии, с участием находившегося здесь Н. П. Игнатьева. Они сообщили мне немедленно о последствиях. Дело шло о 600 рублях, но, по настоянию Игнатьева, увеличили до 1000 р. в год пенсии, которая будет выдаваться, когда пожелаете оставить службу. Игнатьев, по-видимому, дает Вам настоящую оценку. Они же обещали помочь, когда дело дойдет до легализации покупаемой нами земли в Горней» 4 . Назначение пенсии о. арх. Антонину вселило в душу его сомнение и даже тревожное опасение за удаление из Иерусалима. «Опасения, выраженные Вами относительно влияния ходатайства Вашего о пенсии, – успокаивает его П. П. Мельников в письме от 25 ноября, – не должны Вас беспокоить, как Вы могли видеть из последнего письма моего. Пенсия назначена за заслуги Ваши на случай, когда бы Вы вздумали удалиться на покой, но она нимало не предрешает условия удаления, по крайней мере мне так сообщил Игнатьев». По просьбе, о. арх. Антонина, П. П. Мельников предпринимал большие хлопоты пред Обер-Прокурором Св. Синода графом Толстым об определении в штат члена Иерусалимской Миссии иеромонаха Вениамина, получившего заграничное пострижение в монашество и, по Высочайшему повелению 11 июля 1816 года, не имевшего права состоять на русской службе в сущем сане, и добился возможности на первых порах лишь «состоять ему при Миссии и пользоваться от неё содержанием» (письмо от 13 ноября 1870 г.). Награждение крестом монахини Магдалины, начальницы русского женского приюта в Иерусалиме (письмо от 10 мая 1870 г.), и получение медали арабом Джель-Ядом, продавцом и бывшим владельцем Горней (письмо от 16 марта и 13 ноября 1870 г.), обязаны П. П. Мельникову и его хлопотам. Чрез П. П. Мельникова присланы в храм Гроба Господня иконы Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Мироносицы Марии Магдалины (Ангелы Государя Императора Александра II и Его Супруги Государыни Императрицы Марии Александровны), писанные известным художником Нефом, по понятной причине «не в греческом стиле» и «без окладов», но в «богатых рамках» (письмо от 10 мая 1870 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 342–342 об. 354. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 13 ноября 1870 г. – Получено в Иерусалиме 7 декабря 1870 г. – Копия Вопрос о пенсии (о. Антонина. – Н.Л.) рассматривался в особой комиссии с участием находившегося здесь посла Николая Павловича Игнатьева. Он сообщил мне немедленно о последствиях. Дело шло о 600 рублях, но по настоянию Игнатьева увеличили до 1000 руб. в год пенсии, которая будет выдаваться, когда пожелаете оставить службу; Игнатьев, по-видимому, дает Вам настоящую оценку, он же обещал помочь, когда дело дойдет до легализации покупаемой нами земли в Горней. Относительно декорации 636 – выхлопотать и это же возможно 637 . Я уже говорил с обер-прокурором Синода 638 , и он берется сделать представление по получении от меня обстоятельного письма; в случае нужды я могу попросить и императрицу, но для написания обстоятельного письма гр. Толстому я бы покорно просил Вас прислать мне проект такого письма, в котором были бы высказаны заслуги продавца по нашему делу. Кто он, т. е. происхождение, общественное положение, исповедание, имеет ли какие награды от своего правительства, возраст и пр.; наконец, какая испрашивается награда? Ежели Вы считаете, что можно ограничиться медалью, то какою именно, т. е. серебряной или золотою и на какой ленте. Медаль выхлопотать было бы легче, нежели крест, хотя Станислава в петлице. Буду ожидать Вашего уведомления и немедленно, по получении, пущусь в поход. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 344–344 об. 355. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 20 ноября 1870 г. – Получено в Иерусалиме 7 декабря 1870 г. – Копия ...На досуге писал и сегодня кончил дневник моего путешествия на Восток, писал это не для печати, а для себя самого, чтобы сохранить в памяти все подробности этого путешествия, из которого вывез столько утешительных для души впечатлений и столько приятных воспоминаний, большею же частью благодаря Вашему дружески-радушному приему меня во Святом Граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Особенностью списков Иерусалимского устава данного времени является наличие детально разработанного порядка приготовления храма к началу бдения, чего, по-видимому, свято-гробские спудеи, начинавшие часто бдение вскоре после окончания патриаршей вечерни, не имели. Это приготовление храма носит особо торжественный характер, тем самым отражая глубокое благоговение келиотов к чину агрипнии. По всем упомянутым памятникам, приготовление храма к богослужению начинается с принятия кандилаптом благословения от игумена. Приняв благословение, кандилапт совершает благовест и затем зажигает в храме лампады. Рукописи Синайской библиотеки 1094 272  и 1097 273  упоминают благовест в тяжелое и железное било. Относительно ударов в первое уставы говорят, что кандилапт ударяет медленно. Рукопись Шио-Мгвимского монастыря, кроме того, указывает соединение благовеста с чтением Непорочных: «Начинает звонить медленно „в тяжкое», говоря при этом Непорочны» 274 . То же говорит рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 275 . Как сам способ оповещения о предстоящем бдении посредством ударов в била, так и чтение при этом кандилаптом Непорочных составляет нововведение палестинских монахов. В иерусалимском храме Воскресения, где создался чин всенощного бдения, такого вида благовеста не было. По словам Этерии, здесь оповещение о времени и месте ближайшего богослужения делал архидиакон, например: «Будем все сегодня в седьмом часу готовы у гроба Лазаря» или «Во всю неделю, т. е. начиная с завтрашнего дня, в девятый час будем собираться все в большую церковь » 276  и т. п. Соединение благовеста в било с размышлением в это время о чем-либо назидательном указывают впервые правила Пахо-мия Великого: «Кто бьет в било, чтобы братия собирались в трапезу, пусть, пока бьет, с размышлением читает на память что-либо из Писания» 277 . Очевидно, это указание относилось по духу его и к собранию на молитву. Из Египта этот обычай перешел в Палестину. О благовесте к агрипнии ударами в била сообщает Кирилл Скифопольский в Житии преп. Саввы 278 . В Житии же преп. Кириака Отшельника говорится, что он не прекращал ударять в било до тех пор, пока не окончит стихословить Непорочны 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010