Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИСТОРИЯ МОНАХОВ» [«История египетских монахов», «Жизнь пустынных отцов»; греч. Η κατ Αγυπτον τν μονχων στορα; лат. De vita monachorum, Historia monachorum in Aegypto], один из самых ранних памятников христ. аскетической литературы (кон. IV - нач. V в.). Содержание «И. м.» посвящена описанию путешествия, к-рое автор, инок мон-ря на Елеонской горе , совершил вместе с 6 другими монахами, по местам аскетических подвигов египетских отшельников. Произведение состоит из пролога, 26 глав (в лат. версии - 33) и эпилога. В прологе кратко сообщается о мотивах написания сочинения и дается общая характеристика образа жизни егип. монахов. Далее автор описывает жизнь и подвиги святых, которых он встретил (самые подробные повествования относятся к началу путешествия - главы о преподобных Иоанне Ликопольском и Аполло (см. Аполлоний Фиваидский )), приводит рассказы о подвижниках более раннего времени (Патермуфии, Пафнутии, мч. Аполлонии Антинойском и др.), а также об известных егип. святых - преподобных Макарии Великом, Макарии Александрийском, Павле Препростом. В общей сложности в памятнике упоминаются по имени ок. 40 подвижников. Эпилог содержит перечисление опасностей, от к-рых автор и его спутники были чудесным образом избавлены во время странствий. Описываемое в «И. м.» путешествие датируется 90-ми гг. IV в. Вероятно, монахи отправились в путь в кон. лета - нач. осени 394 г., поскольку при посещении прп. Иоанна Ликопольского (Hist. mon. Aeg. 1) паломники узнали от него, что в тот день в Александрию пришло известие о победе имп. Феодосия I Великого над тираном Евгением (сент. 394). При этом старец предсказал, что император умрет своей смертью, и автор сообщает, что пророчество сбылось (имп. Феодосий ум. в янв. 395). Косвенными хронологическими указаниями являются также упоминания о смерти прп. Макария Великого († 390/1) незадолго до прихода паломников и о встрече ими в Нитрии «Евагрия, мужа ученого», скорее всего Евагрия Понтийского († ок. 399).

http://pravenc.ru/text/1237677.html

Сведений о Н. А. в исторических источниках крайне мало. Впервые о Н. А. упоминает Прокопий Газский в катене на Книгу Песнь Песней Соломона (CPG, N 7431), составленной предположительно в кон. V - нач. VI в. Время жизни Н. А. с относительной точностью определяется исходя из отрывочных просопографических данных, содержащихся в его сочинениях. В письмах Н. А., в подлинности которых нет оснований сомневаться, а также в его трактатах упоминается ряд лиц, живших в кон. IV - нач. V в. Так, современником некоего Диоклетиана (адресата письма: Nil. Ep. I 257//PG. 79. Col. 177; здесь и далее нумерация писем дается по «Патрологии» Ж. П. Миня) назван ересиарх Аполлинарий , еп. Лаодикийский († 390). Некоторые письма Н. А. обнаруживают близкое личное знакомство их автора со свт. Иоанном Златоустом (Ep. I 184, 309; II 183; III 199//Ibid. Col. 152-153, 193, 196, 296, 476), который рассказал «самым близким духовным друзьям», в т. ч. Н. А., одно из своих видений (Ep. II 294//Ibid. Col. 345). В другом письме Н. А. сообщает, как зависть некоторых епископов перед высотой жизни и духовным авторитетом свт. Иоанна Златоуста побудила их добиться изгнания святителя (Ep. III 199//Ibid. Col. 476). В письме, адресованном имп. Аркадию (Ep. II 265//Ibid. Col. 336), Н. А. отказывается молиться за К-поль, недавно пораженный землетрясением, т. к. в нем «великой свободой пользуется порок, изгнан же из него столп Церкви, свет истины, труба Христова, блаженнейший епископ Иоанн». Это письмо датируется периодом с апр. по сент. 407 г. ( Cameron. The Authenticity. 1976. P. 187). Имя Н. А. упоминается также в «Хронике» Георгия Амартола (сер. IX в.) ( Georg. Mon. Chron. Vol. 2. P. 599) наряду с др. учениками свт. Иоанна Златоуста: свт. Проклом К-польским, еп. Палладием Еленопольским, прп. Марком Пустынником (Подвижником), прп. Исидором Пелусиотом , еп. Феодоритом Кирским. Это позволяет относить время жизни и активной деятельности Н. А. к кон. IV - нач. V в. ( Heussi. 1917. S. 12). Знакомство Н. А. со свт. Иоанном Златоустом, вероятно, произошло в К-поле (после 398), а не в Антиохии. По мнению К. Гийомон, которая считает, что в V в. в К-поле имел хождение «Практик» Евагрия Понтийского, Н. А. мог познакомиться (ок. 400) с сочинениями Евагрия и его доктриной, оказавшей на него заметное влияние ( É vagre le Pontique. Traité pratique ou Le Moine/Ed. A. Guillaumont, C. Guillaumont. P., 1971. T. 1. P. 393-394. (SC; 170)).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Трактат М. «Сатурналии» написан вскоре после 430 г., он состоит из 7 книг; его текст сохранился со множеством лакун. Он представляет собой обширный компендиум знаний по античной религии, включающий описание традиций и древностей Рима. Сюжет трактата имеет форму традиционного для античности философского диалога и построен на описании пира (вероятно, вымышленного) в доме римского аристократа Веттия Агория Претекстата (ок. 310/20-384) во время праздника сатурналий (17-23 дек.). Драматургия сюжета почти отсутствует; М. использует сцену пира лишь как повод для демонстрации своих знаний и эрудиции. В каждой из книг кто-то из героев играет ведущую роль и произносит длинную речь на заданную тему, к-рая одновременно обсуждается др. участниками. Главный герой Претекстат был известен как один из последних общественных деятелей Рима, поддерживавших язычество; у М. он выступает в роли религ. лидера, отстаивающего ценности античного традиционализма. Среди др. участников - Квинт Аврелий Симмах, Вирий Никомах Флавиан (334-394; префект претория Италии и Иллирика в 390-394), Сервий (ум. ок. 400; литератор, комментатор Вергилия), Авиен (род. ок. 400; баснописец) и др. Не все описанные М. персонажи в реальности были его современниками, что указывает на наличие вымысла в изображении пира в «Сатурналиях», хотя, вероятно, сам М. предполагал, что в основе его произведения лежат события в Риме во время сатурналий 17-19 дек. 384 г. Тематика «Сатурналий» весьма разнообразна; в беседах героев невозможно выделить к.-л. основную тему; они постоянно переходят с одного предмета на другой, перемежая глубокие философские и религ. размышления с обсуждением бытовых вещей. В 1-й книге речь идет о происхождении сатурналий, праздников Януса, рим. календаря. Участники заявляют, что все формы религ. культа происходят от поклонения солнцу (Saturn. I 17-23). Вторая книга написана в форме праздничной беседы в слегка шутливом тоне. Собеседники обсуждают шутки и мудрые изречения Цицерона, Платона, Аристотеля и Гиппократа. Книги с 3-й по 6-ю посвящены преимущественно Вергилию, который представлен здесь в первую очередь как религиозный мыслитель. Участники большое внимание уделяют связи текстов Вергилия с законами Римских понтификов, его знанию традиций римского ритуала. Вопреки традиционным античным представлениям о регрессе собеседники доказывают, что в прежние времена (в эпоху поздней Римской республики) люди больше увлекались роскошью, а также различными видами искусства, чем в их время (III 13-18). Участники неоднократно возвращаются к творчеству Вергилия, сравнивают его с Гомером, Цицероном, обсуждают влияние на Вергилия греч. поэтов и его роль в лат. поэзии. Седьмая книга посвящена в основном бытовым вопросам, а также этическим правилам поведения в обществе, на пиру и празднике.

http://pravenc.ru/text/2561538.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макарий Александрийский, прп. - житие Преподобный Макарий Александрийский (память 19 января по старому стилю) Родился в 295 г. в Александрии. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого «Келлии», в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии. Он был самым искренним другом преподобного Макария Египетского (U ок. 390-394 г.), вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника — преподобного Антония Великого (U 356 г.), от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) со своею пышной свитой из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь, и один из тысячников сказал старцам: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». Преподобный Макарий Александрийский на это ответил: «Мы, действительно, пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Произнесенное тобой — не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть блаженными». Умилившись этими речами преподобного Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь. Преподобный Макарий, увеличивая свои подвиги, положил себе за правило не есть ни хлеба, ни варева, кроме жесткого проса или каких-нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил семь лет. Затем в течение трех лет в день съедал по небольшому куску хлеба (меньше фунта), равно и воды выпивал такой же мерой, что послужило сильным умерщвлением плоти. Употребляя все усилия, боролся преподобный и со сном, но после такого подвига говорил для назидания других: «Насколько имел силы, одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».

http://pravicon.com/info-2820

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Макарий Александрийский, прп. Описания иконы Макарий Александрийский, прп. - житие Преподобный Макарий Александрийский (память 19 января по старому стилю) Родился в 295 г. в Александрии. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого «Келлии», в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии. Он был самым искренним другом преподобного Макария Египетского (U ок. 390-394 г.), вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника — преподобного Антония Великого (U 356 г.), от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на бо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7916.jpg:   Размер: 618x1200, 0.74 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (147) , (0) . Описание: [Россия. 2005.] Прпп. Макарий Александрийский и Иоанн Лествичник. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Файл 7920.jpg:   Размер: 966x1200, 1.16 MPix, 160 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (181) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 19 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7921.jpg:   Размер: 349x1200, 0.42 MPix, 73 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2313

Скачать epub pdf Все творения блж. Августина по внешней их форме разделяются на а) книги б) письма в) слова 386 г. 1. Против Академиков, три книги. 2. О блаженной жизни, 1 книга. 3. О порядке, 2 книги. 387 г. 4. Монологи, 2 книги. 5. О бессмертии души, 1 книга. 388–389 гг. 6. О количестве души, 1 книга. 7. Об учителе, 1 книга. 8. О музыке, 4 книги. 9. О свободной воле, 3 книги (начато в 388, окончено в 395). 10. О нравах церкви кафолической и нравах манихеев, 2 книги. 11. О творении против манихеев, 2 книги. 12. О 83 разных вопросах, 1 книга. 390 г. 13. Об истинной религии, 1 книга. 391–392 гг. 14. О пользе веры, к Гонорату, 1 книга. 15. О двух душах против манихеев, 1 книга. 16. Акты против Фортуната манихея, 1 книга. 393 г. 17. О творении по буквальному смыслу (неоконченная). 18. О нагорной беседе Господней, 1 книга. 19. О вере и символе, 1 книга. 20. Псалом в противодействие Донату. 394 г. 21. Толкование некоторых мест из послания Апостола к Римлянам, 1 книга. 22. Начатое толкование послания к Римлянам, 1 книга. 23. Толкование послания к Галатам, 1 книга. 24. Против Адиманта, ученика манихея, 1 книга. 395–396 гг. 25. О лжи, 1 книга. 26. О ратоборстве христианском, 1 книга. 27. О воздержании, 1 книга. 397 г. 28. О христианской науке (окончено около 426). 29. О разных вопросах к Симплициану, 2 книги. 30. Против послания манихея, которое называют основным. 399 г. 31. О вере в невидимые вещи, 1 книга. 400 г. 32. Замечания на книгу Иова, 1 книга. 33. Исповедь, 13 книг. 34. Вопросы евангельские, 1 книга. 35. О согласии Евангелистов, 4 книги. 36. Об оглашении новообращенных, 1 книга. 37. О телесном труде монахов, 1 книга. 38. Против Фавста манихея, 33 книги. 39. О Троице, 15 книг (окончено ок. 416 г.). 40. Против послания Пармениана, 3 книги. 41. О крещении против донатистов, 7 книг. 42. Против сочинения Петилиана донатиста, 3 книги. 401–402 гг. 43. О творении по буквальному смыслу, 12 книг. 44. Послание к православным против донатистов, известное вообще под названием: о единстве церкви, 1 книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

330-332 332-333 333-334 334-337 ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) 337-339 339-341 340-341 341-346 ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда 346-347 348-349 ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог 349-351 351-353 ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф 352-357 ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви 357-358 358-359 ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида 359-360 ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье 360-361 361-368 368-372 372-374 374-390 390-392 392-394 «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением 394-418 ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению 418-420 ДУХОВНОЕ РОДСТВО связь при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, прочими родственниками 420-421 421-422 «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца 422-423 423-424 ДУХОВНЫЕ СТИХИ в русской народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христианской тематикой 424-428 428-429 428-429 429-432 432-433 «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

«Золотой век» греческой патристики Законоположник киновитской жизни св. Василий Великий († 379) в своих Правилах должен был специально рассмотреть вопрос об общем псалмопении 48 . Но поскольку он был глубоким созерцателем, его Беседы на Шестоднев 49 являются замечательным руководством по вхождению в «естественное созерцание». Его проповедь О мученице Иулитте содержит ценные общие замечания о молитве 50 . Для св. Григория Богослова († 390) связь между и была важной жизненной проблемой; его личные выводы были приняты традицией из-за его большого авторитета 51 . Трактат св. Григория Нисского О жизни Моисея сыграл решающую роль для разработки терминологии мистики мрака и, частично через псевдо-Дионисия, оказал влияние на великих мистиков Востока и Запада 52 . Среди Отцов трудно найти того, кто бы с большей настоятельностью стремился подготовить верующих к участию в тайнах божественной литургии, к достойному принятию Тела и Крови Христовых, чем св. Кирилл Иерусалимский († ок. 386/387) в своих Тайноводственных поучениях 53 . А чтобы понять, сколько замечательных рассуждений о молитве содержится в проповедях Иоанна Златоуста († 407), достаточно заглянуть в Указатели в издании Миня 54 . Главным предметом его забот было научить христианский народ молиться и объяснить ему смысл церковного культа. Но и у него мы находим много рассуждений о трезвении духа, о хранении сердца, иными словами, о добродетелях, характерных для исихастов 55 . Четвертая глава Слова об Анне 56 представляет собой небольшой трактат о молитве. Комментарии на Библию Диодора Тарсийского († до 394) и Феодора Мопсуестийского († 428) являются примерами другого прочтения Писания, отличного от александрийского 57 . Духовные беседы т. н. псевдо-Макария (I- вв.) оказали на теорию восточного созерцания влияние, аналогичное влиянию Евагрия, интеллектуализм которого уравновешивался подлинными мистическими прозрениями эмоционального характера 58 . Среди книг или антологий и собраний бесед можно найти сочинения О молитве 59 , О восхождении духа 60 , Охранении сердца 61 . Для Исихия Иерусалимского (V в.) созерцание заключается в духовном познании Писания и предполагает способность к духовному различению, необходимую каждому христианину 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Василий Буслаев, герой новгородских былин XIV–XV вв. Василий Великий (ок. 330–379), христианский церковный деятель и мыслитель, один из «отцов церкви» – 286 Гаврюшин Николай Константинович (род. в 1946). Галатея (миф.), изваянная Пигмалионом прекрасная статуя, ожившая и ставшая его возлюбленной. Гарнах (Харнак) Адольф фон (1851–1930), немецкий протестантский теолог. Гартман Николай (1882–1950), немецкий философ, основоположник так называемой критической (или новой) онтологии. Гегель Георг Внльгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ. Геккель Эрнст (1834–1919), немецкий биолог, популяризатор основ естественнонаучного материализма. Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ, один из первых диалектиков. Герман Вильгельм (1846–1922), немецкий теолог. Герцен Александр Иаанович (1812–1870), русский революционер, писатель и философ. Гершензон Михаил Оснпович (1869–1925), русский историк, инициатор и один из авторов сборника «Вехи» (1909). Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), древнегреческий поэт, автор поэм «Труды в дни» и «Теогония». Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий поэт и мыслитель. Геффдинг Харальд (1843–1931), датский философ и психолог. Гильберт Давид (1862–1943), немецкий математик. Гипатия (Ипатия) (370–415), женщина-математик, астроном и философ, растерзанная толпой фанатичных христиан. Гиппиус Зинаида Николаевва (1869–1945), русская писательница н поэтесса, жена Д. С. Мережковского. Глубоковский Николай Николаевич (1867–?), профессор Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания. Гоббс Томас (1588–1679), английский философ. Гоголь Николай Васильевич (1809–1852). Гомер, легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Григорий Богослов ( Григорий Назианзин ) (ок. 330 – ок. 390), греческий мыслитель и церковный деятель, один из «отцов церкви». Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), церковный писатель, один из виднейших представителей греческой патристики. Григорий Палама (1296–1359), византийский богослов и церковный деятель, теоретик исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

XV в., 1607, нач. XVII в., XVIII в.- все в СНХГ), на иконах Г. В. встречаются эпитеты Ελεημων (Милующий), ψυχοσωστΗС (Душеспаситель; 1-я пол. XIV в., Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Г. В. представлена в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321), в т. ч. с эпитетом Η χωρα των ζωντων (Селение живых). Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 4. § 1), предписывает изображать Г. В. в куполе с надписью из текстов или Второзакония (Втор 32. 39), или Книги прор. Исаии (Ис 45. 12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе др. «нарицательных имен, кои пишутся на иконах Иисуса Христа» (Ч. 4. Окончание. 7). Как и в визант. памятниках, изображения в куполе Г. В. в рус. искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: напр., в ц. Спаса на Ильине ул. в Новгороде (1378), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс 101. 20-21), в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в., разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис 6. 3). Поясные иконы Г. В. обычно являются средником Деисусного чина (напр., Высоцкий чин, 80-90-е гг. XIV в., ГТГ; Звенигородский чин, ок. 1400, ГТГ). С XV в. на рус. иконах Г. В. на страницах раскрытого Евангелия встречается текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV в., ГТГ). С XVI в. на рус. иконах встречается надпись: «Вседержитель» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ, музей П. Д. Корина). Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// Он же. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 61-63; Wessel K. Christusbild//RBK. 1966. Bd. 1. Lfg. 7. S. 1014-1020; Lucchesi Palli E. Christus-Pantokrator//LCI. Bd. 1. Sp. 392-394. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/Господь ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010