В отличие от автора протографа венгерских хроник второй половины XI b. Аноним (не только осведомлен о существовании Суздальской земли («земля Руси, которую называют Суздаль» – terra... Ruscie, que vocatur Susdal) 1540 , а также о «земле Галича» (terra Galicie) 1541 , о городах Киеве (civitas Kyeu) 1542 и Владимире-Волынском (civitas Ladomer) 1543 , но и знал князей киевского (dux re Hyeu, de Kyeu) 1544 , волынского (dux Lodomeriensis) 1545 , галицкого (dux Galicia) 1546 , суздальского (duces Ruthenorum, scilicet de Kyeu et Sudal) 1547 . В его повествовании все эти главы отдельных княжеств фигурируют как «князья русов» (duces Ruthenorum) 1548 . Арнольд Любекский (ум. в 1212 г.), касаясь в своей «Славянской хронике» 1549 отношений полоцкого князя с ливами в 1198 г. (имеется в виду Владимир, умерший в 1216 г.) 1550 , называет его «король Руси из Полоцка», «король Полоцкой Руси» (rex Rucie de Plosceke) 1551 . Мы уже говорили об определении польским хромистом Винцентием Кадлубком Ярослава Мудрого как короля. Это оценка прошлого Руси – единого государства. Говоря же о своем времени (XII – начало XIII b.), Кадлубек называет местных князей Юго-Западной Руси термином князь (dux, princeps). Отдельные владетели у него фигурируют с указанием их княжеств: в описании правления Казимира Справедливого (1184 – 1194 гг.) князь владимирский (dux Laodimiriae) Роман 1552 (князь галицко-волынский Роман Мстиславич, убитый в 1205 г.) 1553 , князь белзский (princeps Belsiae) Всеволод 1554 (Всеволод Мстиславич, умерший в 1195 г.) 1555 ; под 1197 г. – «князь Галича» (dux Galiciae) Владимир 1556 (галицкий князь Владимир Ярославич) 1557 . Иногда хронист ограничивается определением «русский князь» (Russiae princeps). Так говорит он, описывая события 1109 – 1122 гг. 1558 , о перемышльском князе Володаре Ростиславиче, умершем в 1124 г. 1559 Установлена достоверность русских известий Кадлубка, начиная с 70-х годов XII b., при всей его тенденциозности 1560 . Еще более яркую картину раздробленности земель, входивших ранее в состав Древнерусского государства, рисует немецкий автор Генрих в своей «Хронике Ливонии», законченной около 1225 г. 1561

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Халифа [с. 358] сообщает, что ал-Джунайд собирался в поход на Тохаристан, но известие о нападении тюрков на Самарканд заставило изменить первоначальные планы. 558 В оригинале: фа «асхаба ‘ала ра ’си ал-джабали, что было переведено: «Уром он оказался на горе» [Таб., II, с. 1540, пер., с. 224]. Формально перевод дословно точен, но выражение ‘ала ра »си гиай ’ означает «в начале», здесь, несомненно, именно такой случай. Савра подошел к началу гор, это подкрепляется и тем, что в трех фарсахах от Самарканда гор еще нет. 561 О походе ал-Джунайда [Таб., II, с. 15431552, пер., 226230]. В этих сведениях две противоречивые даты: с одной стороны, говорится, что ал-Джунайд достиг Кермине в первый день рамадана [Таб., II, с. 1550], с другой – что он прибыл в Бухару в праздник михраджана, т.е. в день осеннего равноденствия [Таб., II, с. 1552, пер., с. 230]. Ат-Табари относит эти события к 112 г., а Халифа – к 113 г., что, по-моему, вернее. В данном случае это неважно: и в том и в другом году рамадан начинался в январе (731 или 732 г.). 562 Таб., II, с. 15481552, пер., с. 228230. Судя по порядку изложения, ал-Джунайд обратился к Хишаму с просьбой о подкреплении из Самарканда (Таб., II, с. 1545, пер., с. 227), но они вряд ли могли прибыть туда. История войны Марвана с хазарами в арабских источниках излагается в двух версиях, краткой и пространной. Первая представлена Халифой б. ал-Хаййатом со ссылкой на Абу Халида и через него на Абу-л-Бара, сведения которого о событиях на Кавказе конкретны и хорошо датированы. Дословно то же сообщение приводит ат-Табари, а затем ал-Маусили [Халифа, с. 362364; Таб., II, с. 1573, 1586; Куфи, т. 8, с. 75]. Эта версия дает четкую привязку основных событий к определенным годам, начиная с похода на Аланию и Туман. Пространная версия никаких дат не приводит, и можно только по упоминанию некоторых эпизодов, отмеченных в краткой версии, датировать основные сюжеты подробного рассказа. Наиболее подробное изложение содержится у ал-Куфи [Куфи, т. 8, с. 7681; пер., с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

702 ...Дмитрий Иванович Шкурлятев... – Дмитрий Иванович Курлятев – князь из рода Оболенских, боярин с 1549 г., сослан за «великие изменные дела» в 1562 г. и пострижен в монахи со всей семьей, а затем умерщвлен. О Курлятеве и его дочерях царь с особым раздражением упоминал в посланиях Курбскому. 703 ...казначй Микита Фуников... – Никита Афанасьевич Фуников-Курцев, дьяк и печатник с 1545–1550 гг. Казначеем Никита Фуников стал позже 1553 г. – такое его наименование является анахронизмом и свидетельствует об относительно позднем происхождении текста приписки. В Первом послании Курбскому царь упоминает о Фуникове с сочувствием, как о жертве Сильвестра и Адашева (см. с. 50). Казнен в 1570 г. по новгородскому «изменному делу». 704 ...съ княгинею Офросиньею, съ сыном ея съ княземъ Владимеромъ... – Евфросиния Андреевна, в иночестве Евдокия, – мать Владимира Старицкого, вдова брата Василия III князя Андрея Ивановича Старицкого, после смерти мужа в 1537 г. была отправлена вместе с сыном в заточение; в 1540 г. они были освобождены; во Втором послании Курбскому царь ставил это освобождение себе в заслугу, хотя ему в то время было 10 лет. В 1569 г., после убийства сына, была умерщвлена. 705 ...Дмитрей Федорович Палетцкой... Офросинья, княже Владимерова мать... – Здесь отмечаются родственные связи ряда представителей московской знати. О Д. Ф. Палецком см. выше, прим. к с. 298. Враждебность составителя Лицевого свода к Дмитрию Палецкому проявилась уже в том, что в приписке к своду за 1542 г. он обвинялся в участии в заговоре («совете») Шуйских, свергших И. Бельского и обесчестивших митрополита Иоасафа. Д. Палецкий был связан свойством через окольничего Василия Петровича Борисова-Бороздина с Евфросинией Старицкой, дочерью князя Андрея Федоровича Хованского, женатого на сестре Борисова-Бороздина. 706 А посылал князь Дмитрей... а служити имъ готовы. – Обвиняя Д. Ф. Палецкого в тайных сношениях с Евфросинией Старицкой после данной им присяги сыну царя, приписка связывает эту двойную игру с расчетами Палецкого на получение части удела старицких князей его дочерью – женой слабоумного брата царя Юрия Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гребенка : кн. Василий Васильевич Шуйский, 1477 г.; Бажен Тихонович, 1622 г., Бежецк; Гриша Гребенкин, крестьянин, 1627 г., Белев Гребень, Гребенев : Наум Гребень, крестьянин, 1485 г., Новгород; Савин Гребень, крестьянин, 1564 г., там же; Ждан [см. Ждан] Гребенев, 1608 г., Вологда Гребуша Борис Александрович Сатин [см. Сатины], конец XV в. Греза Василий Иванович Коновницын [см. Коновница], 1498 г. Грезин Лев Васильевич, 1495 г., Новгород Грезнь Родионович Квашнин [см. Квашня], первая половина XV в. Грезнь – гроздь, кисть Греков Иван Степанович Стаматов, 1550 г., Москва [см. Обрюта, Персид] Грема Григорий Федорович Мусин-Пушкин [см. Муса, Пушка] Греметинский Иван Степанович, помещик, 1606 г., Нижний Новгород Гренковы Булат [см. Булат] и Владимир Васильевичи, помещики, 1578 г., Москва Грех Перфилий, крестьянин, 1620 г., Нижний Новгород Греходовод Герасим, духовник кн. Евфросиньи Дмитровской, середина XV в. Довод – улика, обвинение; доводчик – судебный пристав и следователь; греходовод – знаток человеческого сердца, мастер выявлять грехи своего духовного сына, помогать ему исповедаться и получить отпуще ние грехов Грецовы , помещики, в XVI–XVII вв., Тула Греченинов Иван Андреевич , 1623 г., Москва Гречиха кн. Семен Петрович Засекин [см. Засека], первая половина XVI в. Гречновик Иван Демидов, новгородский своеземец, конец XV в. Грешков Богдан, пристав, 1630 г., Устюжская четь Грешник кн. Михаил Иванович Вадбальский [см. Вадбальские], конец XV в. Гриб, Грибовы : Гриб, крестьянин, 1495 г., Новгород; Грибовы, XVI–XVII вв., там же Грибака, Грибакины : Грибака Жуков [см. Жук], вторая половина XV в., Кашин; Грибака Михайлович Елдезин [см. Елдезин], 1540 г., Тверь; от него – Грибакины Грибан, Грибановы : Грибан Напольский [см. Напольский], мелкий вотчинник, 1532 г., Дмитров; Грибан Иванович Жедринский [см. Жедринский], нижегородец, убит в 1552 г. под Казанью; Ивашка Грибанов, крестьянин, 1501 г., Белоозеро [см. Бобарыковы, Кунжин] Грибач, Грибачевы : Грибач, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Афанасьевич Грибачев, крестьянин, 1534 г., Переяславль [см. Тирон]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вместе с тем, Бог Отец – это начало всякого бытия, как Божественного, так и сотворенного 1535 . Только Отец имеет бытие от Самого Себя, а не от кого-то другого 1536 . Именно поэтому св. Иларий, так же как впоследствии св. Григорий Богослов 1537 , утверждает, что Отец «больше Сына (major Filio), но только как Отец Сына, по рождению, а не по роду» (generatione, non genere) 1538 . Абсолютная полнота бытия Отца проявляется в рождении Сына, по отношению к Которому Он есть «Начало» (principium), «Причина» (auctor) 1539 и «Глава» (caput) 1540 , а также в изведении Св. Духа, по отношению к Которому Он также есть Причина 1541 . Эти природные свойства Отца – вечны (aeternae proprietates), так что Отец есть «как вечный Бог, так и вечный Отец» 1542 . Своеобразная деятельность Бога Отца в творении и промышлении совпадает с Его ролью в бытии других Божественных Лиц: Отец – это Начало и Причина (принцип ex quo, «из Которого») всякого промыслительного действия Бога в мире 1543 . Не менее подробно в полемике с арианами св. Иларий раскрывает учение о Сыне Божием. 4.2.2. Бог Сын Согласно Иларию, Сын Божий, которого он называет «Единородным Богом» (unigenitus Deus), характеризуется свойством «рожденности» (genitus) или «единородности» (unigenitus), которое принадлежит только Ему одному и не допускает соучастника в этом свойстве, ведь так же как кроме нерожденного Отца нет другого «нерожденного Бога», так и кроме Единородного Сына нет другого «Единородного Бога» 1544 . Способ Его происхождения от Отца – это истинное и совершенное природное рождение (perfecta nativitas, veritas nativitatis, absoluta generatio), в результате которого получает бытие (subsistuerit) истинный Сын и совершенный Бог (perfectus Deus), рожденный «из Бога в Бога» (in Deum ex Deo natus) 1545 . Поэтому Сын есть такое же самостоятельное Божественное «Лицо» (persona), как и Отец. Помимо термина persona, который у Илария означает «субъект», нечто реально и самостоятельно существующее 1546 , он, подобно св. Афанасию и «омиусианам», выражает самостоятельное бытие Сына с помощью таких философских терминов, как res 1547 («вещь», «предмет»; соответствует греч. πργμα), subsistere 1548 («существовать самостоятельно», букв. «стоять-под-собой», отсюда происходит уже известный нам через Руфина термин subsistentia, являющийся аналогом греч. π στασις) 1549 , subsistens 1550 («самостоятельно существующий», соответствует греч. φεστ ς) и substantivus 1551 («самостоятельный», соответствует греч. ποστατικ ς) 1552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Курфюст Саксонский Иоанн Фридрих и реформаторы М. Лютер, Г. Спалатин, Г. Брюк, Ф. Меланхтон. 1532-1539 гг. Худож. Кранах Младший (Художественный музей Толидо, США) Свидетельством политической силы Шмалькальденского союза стало состоявшееся в 1534 г. при военной поддержке ландграфа Филиппа восстановление в правах Ульриха (1487-1550), герц. Вюртембергского, к-рый в обмен на возвращение ему герцогства согласился поддержать Л. Проведение церковных реформ в герцогстве возглавил лютеран. проповедник и теолог Й. Бренц (1499-1570); под его руководством в 1535-1537 гг. было осуществлено реформирование Тюбингенского ун-та и учреждена Тюбингенская богословская семинария (Tübinger Stift), ставшая важным центром подготовки лютеран. пасторов и проповедников. Во 2-й пол. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. переход германских княжеств в Л. продолжался. Так, после кончины Георга, герц. Саксонского, его брат и преемник герц. Генрих (1473-1541) инициировал проведение церковных реформ. В мае 1539 г. Лютер, Меланхтон и др. проповедники посетили Лейпциг и др. города герц-ства; вскоре начались полномасштабные визитации, однако из-за нехватки компетентных пасторов и проповедников реформы проходили медленно. В 1541 г. управление герц-ством перешло к старшему сыну герц. Генриха герц. Морицу (1521-1553). Хотя Мориц продолжил поддержку Л., он пытался вести независимую от курфюрста Иоганна Фридриха и др. лютеран. князей религ. политику, предпочитая заботиться об укреплении собственной власти в герц-стве, повышении его благосостояния и приобретении новых земель. Руководствуясь этими мотивами, он уже в нач. 40-х гг. XVI в. стал оказывать военную поддержку имп. Карлу V и постепенно полностью перешел на его сторону. Значимым событием для нем. Л. стало решение Иоахима II Гектора (1505-1571), курфюрста Бранденбургского, провести на своих территориях церковную реформу. В новом церковном уставе по настоянию курфюрста были сохранены мн. католич. церемонии и обряды, однако Лютер, несмотря на это, приветствовал присоединение важного в политическом отношении курфюршества к лагерю сторонников Л. Однако отношения между курфюрстом Иоахимом и виттенбергскими теологами были омрачены тем, что в 1540 г. церковные реформы в курфюршестве возглавил Агрикола, незадолго до этого в Виттенберге ведший богословскую полемику с Лютером и Меланхтоном по вопросу о необходимости проповеди нравственного закона. Т. о., лютеран. реформация в Бранденбурге проходила автономно, хотя ее результаты и были признаны в Виттенберге. В 1544 г. курфюрстом Пфальцским стал Фридрих II (1482-1556); он предоставил в своем княжестве полную свободу протестант. проповедникам и сам обратился в Л.; т. о., все светские курфюрсты Свящ. Римской империи стали лютеранами. Поскольку в перспективе это могло привести к избранию императором протестанта, католич. оппозиция объединилась вокруг имп. Карла V и его брата кор. Фердинанда I; начались тайные переговоры о военных действиях против лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

В 1509 году в Боссингене (торговое местечко в Венгрии), евреи похитили маленького ребенка у одного христианина, по ремеслу каретника (Wagner), втащили его в погреб, искололи все его тело, открыли у него все жилки и высасывали из него кровь даже чрез стволы гусиных перьев, а потом мертвого отнесли за город, и бросили в густой терновник, где он впоследствии и найден был женщинами. Правительство энергично взялось за расследование этого дела. Заподозренные евреи были арестованы и посажены в тюрьму. Долго они отрицали свою виновность, но в конце концов сознались (у Эйзенменгера, Циглера и др.) 56 . В 1510 году за такое злодеяние евреи были изгнаны из Англии 57 . Около того же времени, с целью обескровления и умерщвления, один еврей украл сына у данцигского мещанина 58 . В Глозаве, при короле Августе, были замучены евреями шестилетний мальчик Донемат и семилетняя девочка Доротея 59 . В том же году евреи украли ребенка у сапожника в Раве и замучили его 60 . В 1540 году, в княжестве Нейбурге, в верхнем фальцграфстве, называемом Заппельфельд, недалеко от Нейбурга, пред еврейскою пасхою, у Георга Пизенгартера, был похищен евреями мальчик, имевший только 31/2 года от рождения, отнесен в Титинген; там евреи привязали его к столбу, три дня мучили, отрубили ему на руках и ногах пальцы, по всему телу нарезали множество крестов и всего его изувечили. Жители узнали об этом зверском злодеянии совершенно случайно. Молодой еврей сказал на улице своим еврейским сверстникам, что после трехдневного воя собака, наконец, издохла. Это слышали соседи и донесли властям. Между тем евреи отнесли труп несчастного в лес и бросили в терновник, покрыв его листьями. Там его нашла пастушечья собака. Собравшаяся толпа, увидев, как был замучен ребенок, пришла в сильное возбуждение. Кровь же младенца была найдена впоследствии в Позингене (рассказ об этом у Радера в его книге «Bavaria Sancta» ч. III, стр. 176; у Эйзенменгера и др) 61 . В 1550 г. в чешском городе Кодне был умерщвлен евреями младенец Войташек, ныне почитаемый в католической церкви святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но этим не ограничилось влияние идей Кальвина. В по следующее время богословские сочинения Кальвина стали предметом изучения во всей немецкой Швейцарии и все более сближали ее с кальвинизмом 542 . От Запада Европы влияние Кальвина простиралось на Восток до границ образованного тогда мира и достигло Польши. Реформаторские идеи Лютера нашли для себя сочувственный отзыв сперва в Прусской Польше, за тем и в Великой, особенно в Краковском университете, где составилось общество распространения Евангелия с духовником короля во главе – Лисманини. Впрочем возникшее там реформатское движение еще не приняло определенного конфессионального направления. На варшавском сейме 1550 г. при короле Сигизмунде Августе выразилось реформационное стремление ограничением юрисдикции католических епископов. С этим-то стремлением и совпало начало влияния Кальвина на Польшу. Оно, как и в других странах произведено было сочинениями женевского реформатора. «Целая страна занимается твоими сочинениями, писал Амвросий Моибанус в Женеву; а Лисманини читал самому королю наставление в христианской вере 543 . По недостатку исторических данных нельзя с точностью сказать, с какого именно времени и как начались сношения Кальвина с Польшею. Но первые признаки его влияния на это королевство мы замечаем во второй половине 1540 годов, когда здесь образовалось несколько протестантских общин по образцу женевской Церкви. В 1549 году Кальвин свое толкование на послание к Евреям посвящает Сигизмунду Августу. В этом посвящении реформатор упоминает Королю о том всеобщем стремлении к драгоценным благам Евангелия, которое (стремление) идет по всему государству и побуждает Сигизмунда исполнить самую главную задачу – подчинить свой скипетр Христу, верховному Владыке всех. Конечно, Король не может исполнить этого без борьбы, но в ней будет ратоборствовать с ним и за него сам Господь победы. «По особенному промышлению Божию, продолжает Кальвин, в благородном царстве Польском не пролито еще ни одной капли священной крови, за которую нужно было бы приносить раскаяние и которая препятствовала бы распространению спасительного Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

1532. Два древние символа Веры по рукописям XIII в. как два новых свидетельства против раскола. 1853. II. 217. 1533. О виде креста, на основании рукописей Импер. пуб. библиотеки XI –XVI веков. 1855. II. 477. 1534. Описание находящихся в Имп. пуб. библиотеке старопечатных книг, применительно к требованиям православно-обличительного учения о расколе. – (Н. Георгиевского). 1857. II. 99. 283. 1535. О изображении св. Евангелистов, в обличение неправды мнимых старообрядцев. 1854. I. 372. 1536. О святительском жезле, в обличение неправды мнимых старообрядцев. 1853. II. 493. 1537. О поклоняемом имени ИС и о истинной церковной древности. 1834. I. 276. 1538. Дополнительная беседа о имени ИС. 1835. II. 164. 1539. Еще дополнение к беседе о имени ИС. 1835. III. 283. 1540. Разговор священника с молоканом о поклонении св. иконам. 1841. III. 76. 1541. О стоглавом соборе и о истинном согласии его с православною церковью. 1835. II. 180. 1542. Ответы на вопросы глаголемого старообрядца по случаю беседы о стоглавом соборе. 1836. I. 310. 1543. О пятипросфории и седмипросфории. 1836. IV. 89. 1544. О сложении перстов для крестного знамения и благословения. 1835. IV. 56. 1545. О четвероконечном кресте. 1834. II. 172. 1546. Критический очерк истории русского раскола, известного под именем старообрядства. 1853. II. 377. 1854. I. 24. 446. II. 103. 270. 351. 470. 1547. О последней попытке раскольников найти себе епископа. 1859. II. 407. 1860. I. 3. 205. 1548. Численность олонецкого раскола и успехи олонецкой миссии. 1868. II. 410. 1549. Положение сельского духовенства в раскольнических приходах. – Свящ. Т. Твердынского. 1863. III. 95. Раздел 6. Нравственное богословие. Трактаты по нравственному богословию. Назидательные христианские размышления и чувствования 1550. Задача нравственного богословия как науки. 1868. I. 355. 1551. О естественном и разумном в области нравственно-духовной. 1868. I. 653. 1552. О высоком звании и долге христианина. 1856. I. 98. 1553. Учение о нравственном законе Божием. 1854. I. 325.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Remains of 23 Metropolitans of Cetinje reburied in Montenegro Cetinje, June 23, 2015      On June 20, 2015, the remains of 23 metropolitans of Cetinje in Montenegro, exhumed in the 20th century, were reburied, reports Sedmitza.ru with reference to the official website of the Metropolitanate of Montenegro and the Littoral of the Serbian Orthodox Church. The reburial ceremony took place near the Church of Nativity of the Mother of God (“Cipur Church”), built on the ruins of the old Cetinje Monastery. The hierarchs’ remains had been exhumed in 1986-1989 under the pretext of carrying out an archaeological research on the territory of the monastery’s necropolis on Cipur – the site of their original burial. For man y years after the exhumation, the Metropolitanate of Montenegro and the Littoral asked respective agencies to inform the Church about the site where the remains were kept, to return the remains to the Church “to be committed to the earth”. Only as late as in March this year it became known that the remains from the old Cetinje Monastery’s necropolis were “improperly” kept in the King Nikola’s palace. The remains were finally handed over to the Metropolitanate of Montenegro and solemnly interred in a single coffin. From the time of foundation of the old Cetinje Monastery on Cipur (1484) until its destruction in 1692 and establishment of the new Cetinje Monastery in 1701, it was a residence to 25 metropolitans of Zeta, Montenegro and the Littoral (according to the diptych). Their names are: Visarion (1484-1491), Pahomije I (1491), Vavila (1494), German II (1496), Roman (1520), Pavle (1530), Romil I (1530-1551?), Vasilije I (1532), Nikodim (1540), Makarije (1550-1558), Dionisije (1558), Romil II (1559), Ruvim I (1561), Pahomije II (1568-1573), Gerasim (1573), Venijamin (1582-1591), Stevan (1591-1593), Rufim II Njeguš (1593-1639), Mardarije I (1637-1647), Visarion II (1647-1654), Mardarije II (1654-1661), Rufim III Boljevic (1662-1685), Vasilije II Veljekrajski (1685), Visarion Borilovi-Bajica (1685-1692), and Sava I Kaluerii from the Oini (1692-1697). In all probability, 23 of these 25 metropolitans (except for Rufim III, who is buried in the Gornji Brceli Monastery, and Sava I, who is buried in the Dobrska Celija Monastery) were buried precisely on the territory of the necropolis of the old Cetinje Monastery on Cipur, as no information of their burial in any other sites survives. 29 июня 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/80302.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010