Разделы портала «Азбука веры» Предписание принимать в церковное общение каждого искренне кающегося и оставляющего свой грех. О том, что те, кто впадает в различные согрешения, но терпеливо пребывает в молитве исповедания и покаяния и совершенно отвращается от злых дел, после того как им соразмерно их согрешению будет дано время на покаяние, по милости и благости Божией допускаются к общению. Περ το τος ξαμαρτνοντας ν διαφροις πτασματι, κα προσκαρτεροντας τ προσευχ τς ξομολογσεως κα μετανοας, κα τν ποοτροφν τν κακν τελεαν ποιομενους, κατ τν ναλογαν το πτασματος, καιρο μετανοας δοθντος τος τοιοτοις, δι τος οκτιρμος κα τν γαθτητα το Θεο προσγεσθαι τ κοινων. Толкования Зонара . Хотя бы кто впал и в различные согрешения, но исповедается в них и совершенно отвращается от злых дел, какие прежде сделал, правило определяет давать ему время покаяния соразмерно согрешениям, какие сделал; и таким образом, когда он показывает покаяние, принимать его и приводить в общение не потому, чтобы он за собственное усердие был достоин причащения божественных Таин, но за милосердие и неизреченную благость Божию. Аристен . Виновные в различных проступках, если, сознавши их, исповедаются и принесут надлежащее раскаяние, могут быть приняты. Все согрешившее, какие бы кто ни сказал грехи, если принесут покаяние и исповедаются в них, и покажут совершенное обращение от злых дел и исполнят данное им по мере греха время для покаяния в молитвах и слезах, могут быть приняты в общение ради милосердия и благости Божией. Вальсамон . Мы знаем, что нет никакого греха побеждающего человеколюбие Божие. Потому и настоящее правило определяет, что те, которые совершенно отстали от зла с чистым исповеданием и достойным во грехах раскаянием, удостаиваются божественного причащения, не ради их усердия, но ради милосердия и неизреченной благости Божией. А тщательное обсуждение этого, конечно, будет принадлежать епископскому испытанию. Славянская кормчая . Иже различными грехи в неразумии яти бывше, аще познавшеся исповедятся, и по мере покаются, да будут благоприятни. Толкование . Все согрешившии в различных гресех, аще покаются и исповедят таковая прегрешения, и обращение от злых совершенно сотворят, и противу меры согрешения, данное им время на покаяние в молитвах и в слезах совершат, да прияти будут, и да сподобятся святого причащения, благостыни ради щедрот Божиих. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О женах, оставленных мужьями. Покинутая своим мужем, по моему мнению, должна оставаться так. Ибо Господь сказал: Если кто-то покидает свою жену не из-за вины блуда, тот подает ей повод прелюбодействовать (см. Мф.5:32 ) – и тем, что назвал ее прелюбодейкой, Он запретил ей сожитие с другим. Возможно ли, чтобы муж подлежал ответственности как виновник прелюбодеяния, а жена, которую Господь назвал прелюбодейкой за сожитие с другим мужем, была безупречна? δ γκαταλειφθεσα παρ το νδρς, κατ τν μν γνμην, μνειν φελει. Ε γρ Κριος επεν, τι ν τις καταλπ τν γυνακα κτς λγου πορνεας, ποιε ατν μοιχσθαι, κ το μοιχαλδα ατν νομσαι, πκλεισεν ατν τς πρς τερον κοινωνας. Πς γρ δναται μν νρ πεθυνος εναι, ς μοιχεας ατιος, δ γυν νγκλητος εναι, μοιχαλς παρ Κυρου, δι τν πρς τερον νδρα κοινωναν, προσαγορευθεσα; Толкования Зонара . От жены, которая отпущена мужем, должно требовать, говорит (святый отец), чтобы она оставалась безбрачною, или, если сожительствует с другим, считать ее прелюбодейцею; и приводит изречение Господа, Который говорит: Отпущаяй жену свою разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати ( Мф.5:32 ); если же Господь наименовал ее прелюбодейцею, то, заключает святый отец, сожитие с другим мужем ей запрещено. Ибо если муж виновен, как творяй ю прелюбодействовати, то, конечно, должна быть осуждена, как прелюбодействующая, и жена, потому что и она наименована от Господа прелюбодейцею. Синопсис . Отпущенная мужем да пребывает так. Ибо если, по слову Господа, она прелюбодействует, то удаляется от общения с другим. Аристен . Если поимающий пущеницу прелюбодействует ( Мф.5:32 ), то тем более прелюбодейца жена, которая чрез сообщение с собою делает прелюбодеем и мужа; поэтому отпущенная мужем должна оставаться в безбрачии. Вальсамон . Спрошенный, по-видимому, о том, должна ли сочетаться с законным мужем та, которая незаконно развелась со своим мужем, святый отвечал: « поскольку Господь сказал, что оставленная своим мужем, не по причине любодеяния, есть прелюбодейца, конечно если вступить в союз с другим, то такая жена должна жить в безмолвии и не сочетаться с другим »; и подтверждая свое слово присовокупляет, что хотя и не она подала повод к ея оставлению, а муж, однако же, если не перенесет незаконного развода с твердостью и не призовет к себе собственного супруга, а совокупится с другим, должна быть осуждена, как прелюбодейца; а муж ея, говорит, повинен, как сделавшийся виновником прелюбодейства.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Не говорит в пользу мнения Шница и употребление Апостолом κατατομ. Это слово не было жестоко для христиан из иудеев; ибо им Апостол называет не то обрезание, которое он и сам имел, но обрезание иудействующих, которое было, действительно, только κατατομ (порезание) 10 . Уже слова: μες γρ σμεν περιτομ говорят за то, что вопрос об обрезании имел некоторое значение смысла для читателей послания, что для них требовалось выяснение смысла обрезания, указание на то, что истинное обрезание существует в христианстве. А подробный, кратко и сильно выраженный им, перечень своих иудейских преимуществ более решительно утверждает, что между читателями были люди, способные придать в этом случае каждому слову Апостола соответствующее значение. Для христиан из язычников непонятно было бы, почему Апостол указывает на то, что о обрезан в осьмый день, что он из рода Израилева, из колена Вениаминова, что он еврей из Евреев, что по учению он фарисей. Для неиудеев показалось бы излишним повторение одной и той же мысли, что он из рода Израилева, Еврей из евреев. Только природный Иудей мог понять всю силу и значение сказанного Апостолом. И уже одно это говорит нам решительно за то, что в составе Филиппийской церкви были христиане и из Иудеев. Но мы находим и другое на то указание, именно, в выражении увещания: μ τ αυτν καστοι σκοποντες, λλ κα τ τν τρων καστοι ( Флп.2:4 ). Употребление καστοι, (τν) τρων καστοι в форме множественного числа указывает на существование двух групп, из которых каждая состоит из множества отдельных особей. Через употребление καστοι (а не ο πολλο или πντες) Апостол указывает одновременно и на то, что что каждое из этих лиц в отдельности есть в то же время особое малое целое, не смешивающееся с другими, не теряющее своей индивидуальности. И каждый член этих двух групп должен σκοπεν μ τ αυτν, λλ κα τν τρων. Но какие это две группы? Мы не имеем данных утверждать существование каких либо других групп, кроме тех, которые, естественно, могли произойти вследствие того, что одни христиане были по происхождению Иудеи, другие –язычники. Разность происхождения и прежних воззрений не могла не мешать тому идеальному единству духа, которое Апостол желает видеть, в церкви Христовой. Не мало требовалось времени и усилия на то, чтобы уничтожить всякие исторические связи в пользу симпатий и отношений исключительно христианских, не смешанных с какими либо плотскими отношениями. Это не было разностью партикуляризма одних от универсализма других в понимании христианства: здесь речь о нравственно-практических отношениях. Апостол восхваляет в Филиппийцах их κοινωνα ες τ εαγγλιον и высказывает только одно желание: μνον ξως το εαγγελου το χριστο πολιτεεσθε (ср. к μνον Гал.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

355 Сочинение было написано в 1938 г., издано в 1944. Цитация осуществлена по третьему изданию, второму репринту, издательства «Агра», выполненному в Афинах в 1987 г. Отрывок находится на Σ. 35–36. Следует отметить, что в нашей работе перечислена не вся возможная библиография. Для последнего периода можно дополнительно предложить следующие публикации: Χριστοφορδης В. Ο συχαστικς ριδες κατ τ ΙΔ» ανα. Παρατηρητς, 21993; Ματσοκας Ν. . Ζηλωτικ πλεως Θεσσαλονκης (1342–1349). Θεσσαλονκη Βνιας, 1993; Papademetriou G. Maimonides and Palamas on Cod. Brookline-Massachussetts: Holy Cross Orthodox Press, 1994; Τερζης Χ. θση τς λληνικς φιλοσοφας στν ρθδοξη νατολ. Σπουδ στν γιο Γρηγριο Παλαμ. θνα, 1995; Demetracopoulos J. Is Gregory Palamas an existentialist? The restoration of the true meaning of his comment on Exodus 3, 14 «γ εμ ν». θνα, κδ. Παρουσα, 1996; Он же. Αγουστνος κα Παλαμς. Τ προβλματα τν ριστοτελικν κατηγοριν κα τς τριαδικς ψυχοθεολογας. θνα: Παρουσα, 1997; Λιλιος Δ. γιορετικος Τμος πρ τν ερς συχαζντων (ντυπον κ τς «Κληρονομις»: Τμος 28. Τεχη – Β». 1996). Θεσσαλονκη: Π.Ι.Π.Μ., 1997; Β. Θερμς, π. να-ζητντας τ πρσωπο. ληθς κα ψευδς αυτς κατ τον Donald Winnicott κα κατ τον Αγ. Γρηγριο Παλαμ. θνα: ρμς, 1997; Κωτσιπολος Κ. Τ κνημα τν Ζηλωτν στ Θεσσαλονκη (1342–1349). Ιστορικ, Θεολογικ κα Κοινωνικ διερενηση. Θεσσαλονκη, 1997. 356 Bienert W.A. Die Bedeutung der Patristik fur das okumenische Gesprach – aus prote-stantischer Sicht//Zwischen Altertumswissenschaft und Theologie. Zur Relevanz der Patristik in Geschichte und Gegenwart/C. Markschies, J. van Oort. Leuven: Peeters, 2002. S. 122–138. 357 Ср.: Feige G. Die Vater der Kirche – eine okumenische Herausforderung?//Bienert W., Feiereis K., Rohrig H.-J., hrsg. Unterwegs zum einen Glauben. Festschrift L. Ullrich zum 65. Geburtstag (Erfurter theologische Studien 74). Leipzig, 1997. S. 430–447; указания на другую литературу см. с. 430, примеч. 1; о католической позиции с. 435–438; о евангелической позиции с. 441–443; см. также: Schneemelcher W. Wesen und Aufgabe der Patristik innerhalb der evangelischer Theologie//Evangelische Theologie 10. 1950, S. 207–222; Bienert W. A. Die Bedeutung der Kirchenvater im Dialog zwischen der EKD und Orthodoxen Kirchen (Okumenische Rundschau 44). 1995. S. 451–472.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Заповедь о мире с ближними во время церковной молитвы и приношения даров к алтарю Божию дана Самим Спасителем ( Mф. V, 23–24 ) и неоднократно повторена Апостолами, в особенности – Павлом, именем которого она и надписана в нашем Номоканоне (см. Eфec. IV, 26. 31–32 ). Есть подобное правило и у Феодора Студита (см. ежед. епит. 30). 124 Ε τις ν καιρ τς κοινωνας λπην χει πρς δελφν, κα μ δ ατ ερνην, στω φωρισμνος. ’Εν δ ερες μετ χθρας λειτουργσ, ργετω μρας ξ’. Аще кто во врем печаль им на брата, не дастъ мира, да бдетъ лченъ. Аще ли свщенникъ со враждою да бдетъ празденъ Статья эта есть собственно повторение предыдущей с прибавлением только епитимии священнику, совершающему литургию со враждой в сердце против кого-либо. Епитимия назначена по правилу, которое в позднейших канонических сборниках, например в номоканоне Малакса, приписывается св. Никифору Исповеднику (Pitra, Juris, t.1, p. 342, can. 163; ср. его же, Spicileg. Solesm. IV, p. 412; can. 1). 125 ’Ο βρζων κα καταρμενος τν πλησον, φοριζσθω μρας γ’, ξηροφαγν μεθ’ δατος διτο γγραπται λγων τν δελφν ατο ακ, μωρν, νοχος σται ες τν γαινναν το πυρς. Оукорй и проклинай искреннго, да лчитс тр дн схо дый съ водою. Писано бо глаголй брат своем рака, ил оуроде, повиненъ геенн огненнй. См. Евант. Матф., гл. 5, ст. 22 и так называемый апостольские епитимии, прав. 7 (Pitra, Juris, t. I, p. 103). 126 ’Εν δ τις βρσ ερα, πιτιμσθω χρνον α’ ν δσ ατ πισμα, μετ ξλου, πιτιμσθω χρνους γ’, ν δ κα ερες τ μρτημα συγχωρς. Аще же кто оукоритъ сщенника, да запретитс лто Аще дастъ ил съ древомъ, да запретитс тр лта, аще и сщенникъ проститъ В 121 статье оскорбление священника словом или действием рассматривается как такое преступление, за которое виновный подвергается анафеме; а здесь за то же самое преступление назначается только трехлетняя епитимия, и притом как высшая степень канонического наказания! Источником настоящей статьи послужило 50-е правило псевдо-Зонарина Номоканона, в котором, впрочем, епитимия оскорбителю священника назначена еще меньшая – двухлетняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Разделы портала «Азбука веры» Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу. Решено: если пресвитеры, диаконы и остальные, низшие, клирики по имеющимся у них тяжбам жалуются на суды своих епископов, пусть их выслушивают соседние епископы, и споры между ними, с согласия их собственного епископа, улаживают приглашенные ими епископы. Поэтому, если они захотят подать апелляцию и на решение этих судей, пусть обращаются не в суды по ту сторону моря, но к первенствующим своих митрополичьих областей, что многократно было определено и для епископов. А тех, кто подает апелляцию в суды по ту сторону моря, никто в Африке да не принимает в общение. μοως ρεσεν, να ο πρεσβτεροι, κα ο δικονοι, κα ο λοιπο καττεροι κληρικο, ν ας χουσιν αταις, ν τ δικαστρια μμφωνται τν δων πισκπων, ο γετονες πσκοποι κροσωνται ατν, κα μετ συναινσεως το δου πισκπου, τ μεταξ ατν διαθσιν ο προσκαλομενοι παρ ατν πσκοποι. Δι, ε κα περ ατν κκλητον παρχειν νομσωσι, μ κκαλσωνται ες τ πραν τς θαλσσης δικαστρια, λλ πρς τος πρωτεοντας τν δων παρχιν, ς κα περ τν πισκπων πολλκις ρισται. Ο δ πρς περαματικ δικαστρια διεκκαλομενοι, παρ οδενς ν τ φρικ δεχθσιν κοινωναν. Толкования Зонара . Правилами определено, чтобы клирики, имещие дело, судились у своих епископов. Итак, если клирики после суда у своего епископа жалуются на его приговор; то должно созвать соседних епископов, и они должны выслушивать дело с согласия и епископа, производившего суд. А если требуют пересмотра решения и призванных епископов, то должны обращаться к митрополиту области, как определено и для епископов. А если ищущие пересмотра обратятся за море, то есть в другие, далеко лежащие области, дабы там вести свое дело, то, правило говорит, да будут отлучены, и да не принимаются в общение в Африке . Этим унижается надменность римской церкви , которая величается тем, что ей дано рассматривать все апелляции. Ибо если не дозволяется ей рассматривать жалобы африканских клириков; так как и Рим по отношению к Африке лежит за морем; – то тем паче они не должны иметь такого права над другими странами.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора. И пусть отныне это станет хорошо известно и будет исполнено, в случае если любой из нас, епископов, живущих близ дорог или на главном пути, увидев епископа, выяснит причину его путешествия и то, куда он держит путь. Если окажется, что епископ направляется к императорскому двору, пусть выяснит обстоятельства, оговоренные выше. И если он идет по приглашению, то да не будет ему никакого препятствия на пути. Если же он спешит ко двору ради того, чтобы, как уже сказано любви вашей, показать себя или по просьбам некоторых, то не должно ни подписывать его грамот, ни оставаться с таковым в общении. Κα τοτο δ κεθεν μλιστα γνριμον γενσεται, κα πληρωθσεται, ν καστος μν τν ν τας παρδοις, γουν καναλ, καθεσττων πισκπων, θεασμενος πσκοπον, πιζητοη τν αταν τς παρδου, κα πο τν πορεαν ποιεται κα ν μν ερ ατν ες στρατπεδον πιντα, πιζητσει τς αρσεις τς πνω προκειμνας, κν κεκλημνος φικνται, πιντι ατ μηδν μπδιον γγνοιτο. Ε δ πιδεξεως χριν, καθς ερηται τ μετρ γπ, δι τινων ξισεις σπουδζοι π τ στρατπεδον, μτε τος γρμμασιν ατο πογρφειν, μτε κοινωνεν τ τοιοτ. παντες επον ριζσθω κα τοτο. Толкования Зонара . И сие дознано будет. Что такое? То, чтобы не подвергалось осуждению священство из-за бесстыдства немногих. И будет исполнено. Каким образом? Если каждый из нас, поставленных епископами на припутиях, то есть находящихся в городах, лежащих на больших дорогах, или на путях водных (καναλ), по которым без затруднений проходят путешествующие, как проходит вода в водопроводе (ибо каналом κανλης называется водопровод, а слово это – римское), – и так если каждый из нас, говорят, увидев епископа проходящего куда-нибудь, будет спрашивать о причине мимошествия, и куда направляет он путь, и за чем, то и причина осуждения епископов будет устранена; и если узнает, что он отправляется в воинский стан, то да вопросит по разрядам, выше постановленным, то есть по указанным уже в 7м , 8м и 9м правиле сего собора разграничениям. И если он идет по призыву царя, то не должен препятствовать ему идти; если же идет куда-нибудь на показ, чтобы показать себя, и учить в другом городе и постыдить поставленного там епископа, или направляется в воинский стан, т. е. идет к царю с ходатайствами, то есть имея прошения; то ни грамот его, то есть мирных писем, не должен подписывать, ни быть в общении с ним, как с изверженным на основании правила. Ибо в 11м правиле Антиохийского собора сказано, что никто не может идти к царю, если не имеет грамот митрополита области и епископов ея; а кто поступает не таким образом, лишается своего сана.

http://azbyka.ru/pravo/sardikijskiy-sobo...

4 .Концепция самораспространения высшего Блага в «Ареопагитиках». Прежде всего обращает на себя внимание, что Псевдо-Дионисий в трактате «О небесной иерархии» просто воспроизводит уже известное нам из предшествовавшей патристической мысли представление о том, что мотивом творения мира была благость Творца: Пресущественное Богоначалие (περοσιος θεαρχα), по благости (γαθτητι) осущнствив все сущности сущих, привело их в бытие. Ведь Причине всех (τς πντων ατας) и всех превосходящей Благости (πρ πντα γαθτητος) свойственно призывать сущие к причастию себе (πρς κοινωναν αυτς) таким образом, как каждому из сущих определено, сообразно его особенности 32 . Как представляется, можно с полным правом отнести это рассуждение Псевдо-Дионисия к демиургической концепции самораспространения Блага, а встречающаяся здесь идея благости по причастности призвана объяснить, каким образом высшей Благости свойственно распространяться: творения не являются ее эманацией, но, будучи приведены из небытия в бытие, лишь получают от нее причастие благу, т.е. определенное подобие или форму блага 33 . C другой стороны, в трактате «О Божественных именах» мы встречаемся с развернутой концепцией самораспространения Блага, близкой к ее неоплатонической эманатической версии. В самом деле, Псевдо-Дионисий рассматривает здесь «Благо» (τγαθν) как первое среди имен Божиих, объясняющее творческое выступление Бога из Его «сверхсущественной сокрытости» и происхождение от Него всех сущих: Богословы исключительным образом выделяют наименование блага (τν γαθωνυμαν) из всех других, применяемых к сверхбожественной Божественности, называя Благостью (γαθτητα), как я полагаю, само богоначальственное Сущее (τν θεαρχικν παρξιν), (имея при этом в виду), что для Блага, которое по самой сущности есть Благо (ς οσιδες γαθν), существовать – (это значит) распространять благость на все сущие (τ εναι τγαθν ες πντα τ ντα διατενει τν γαθτητα). Ибо как это наше солнце, не рассуждая и не выбирая (ο λογιζμενος προαιρομενος), но просто существуя, освещает все, что по своему определению способно воспринимать его свет, так и Благо (τγαθν), которое есть первообраз, беспредельно превосходящий солнце как свое смутное отображение, в силу одного лишь своего существования (ατ τ πρξει) соразмерно ниспосылает всем сущим лучи всецелой благости (πσι τος οσιν ναλγως φησι τς τς λης γαθτητος κτνας) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Разделы портала «Азбука веры» О 6летней епитимии для обращающихся к гадателям, колдунам, делателям талисманов. Обращающиеся к прорицателям, или так называемым стоначальникам и тому подобным, чтобы те открыли им все, о чем они хотят узнать, да подлежат 6летней епитимии по недавним определениям о них отцов. Той же епитимии должны подвергаться и те, которые водят медведиц или подобных животных на забаву и к вреду простецов и в своих обольстительных пустых речах возвещают о счастье, судьбе, родословии и множестве подобных вещей, а также так называемые облакогонители, колдуны, филактеры и прорицатели. Упорствующих же в этом и не исправляющихся, и не избегающих этих пагубных языческих занятий определяем совсем извергать из Церкви, как повелевают и священные правила. Ибо что общего у света с тьмою ? – как говорит апостол. Или какая совместность храма Божия с идолами ? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор 6:14–16 ). Ο μντεσιν αυτος κδιδντες, τος λεγομνοις κατοντρχοις, τισι τοιοτοις, ς ν παρ κενων μθοιεν ,τι ν ατος κκαλπτεσθαι βολοιντο, κατ τ πρην π τν Πατρων περ ατν ρισθντα, π τν καννα πιπττωσαν τς ξαετας. Τ ατ δ τοτ πιτιμ καθυποβλλεσθαι δε, κα τος ρκτους πισυρομνους, τοιατα ζα, πρς παγνιον κα βλβην τν πλοστερων, κα τχην, κα εμαρμνην, κα γενεαλογαν, κα τοιοτων τινν ημτων χλον, κατ τος τς πλνης λρους φωνοντας, τος τε λεγομνους νεφοδικτας, κα γητευτς, κα φυλακτηρους, κα μντεις. πιμνοντας δ τοτοις, κα μ μετατιθεμνους, κα ποφεγοντας τ λθρια τατα κα λληνικ πιτηδεματα, παντπασιν ποπτεσθαι τς κκλησας ρζομεν, καθς κα ο ερο καννες διαγορεουσι. Τς γρ κοινωνα φωτ πρς σκτος; ς φησιν πστολος, τς συγκατθεσις να Θεο μετ εδλων; τς μερς πιστ μετ πστου; τς δ συμφνησις Χριστ πρς Βελαρ. Толкования Зонара . Ни один верный не должен употреблять того, что употребляли язычники и неверные, и что употребляли еллины , то есть гаданий и ворожбы и другого такового – какими бы именами это ни называлось, и не искать чрез сие узнать то, что они желают знать.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Это высказывание «может быть использовано против несториан, акефалов и тех, кто полагают, что у Господа нет сейчас и не будет плоти; и – что “видимое Его богоявление”, т. е. Его одушевленная плоть, это одно, а нечто умопостигаемое, воспринимаемое умом, чего мы тогда причастимся более совершенно, это другое» 2509 . Та же самая мысль находится и в нескольких других местах, где говорится о Богочеловеке Иисусе, принявшем тело «от девственных кровей» (κ παρθενικν αμτων) 2510 ; принявшем тело «земное, а не небесное, как решили некоторые» 2511 ; «человеческой природой осуществившемся»; о Иисусе, «Который восуществляется естественными для человека истинами» (νθρωποφυκας ληθεαις οσωται) 2512 ; о Его «ради нас совершенном, полном и воистину вочеловечении» (καθ μς λικ πρς λθειαν νανθρωπσει) 2513 . Вторым ярким свидетельством является уже упомянутое нами выше рассуждение о совместном воздаянии души и тела праведного христианина. Церковные таинства, и особенно «богоначальное причащение» (τς θεαρχικς κοινωνας), освящают «всего человека» (τν λον νθρωπον γιζουσα), священнодействуют «полное его спасение» и возвещают «во всецелом, души и тела, освящении его будущее совершеннейшее воскресение» 2514 . Рассмотрев общие положения, содержащиеся в представлениях о материи в Ареопагитиках, перейдем к изучению значения материи в таинствах. 5. 1. 5. Материя в таинствах Прежде всего, отметим учение Ареопагитик о способности материи воспринимать и передавать освящение. На это свойство здесь указывается как на входившее в изначальный замысел Бога о творении. Благость Творца, сотворившего все сущее, проявляется в Его желании, «чтобы все было близким… и всегда причастным того, что свойственно Ему, соответственно пригодности каждого» 2515 . Излияния неистощимой Силы доходят до людей, животных, растений и всей природы 2516 . Материя, правда, как мы уже видели, признается «наиболее далеко отстоящими от Творца пределами всего» 2517 . Тем не менее, «не обманывающие образы небесного» можно «творить и из наименее чтимых частей материи (τν τιμοττων τς λης μερν), поскольку и она, получив бытие от истинно Прекрасного, во всяком своем материальном порядке (κατ πσαν ατς τν λααν διακσμησιν) имеет некие отзвуки (πηχματα) умственного благолепия» 2518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010