Одноглавые 4-столпные одноапсидные храмы 2-й пол. XIV – 1-й трети XV в. можно разделить на 2 группы. К 1-й группе относятся крупные богато украшенные церкви, фасады к-рых декорированы композициями из окон и ниш, круглыми нишами, кирпичными розетками, полосами декоративной кирпичной кладки, закладными и кирпичными крестами; на апсиде обычно находится аркатура — т. н. валиковые разводы. Таковы церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью (1360–1361), Спаса на Ильине (1374), Рождества Пресв. Богородицы на Молоткове (1379), ап. Иоанна Богослова на Витке (1383–1384), апостолов Петра и Павла в Кожевниках (1406), св. Иоанна Милостивого на Мячине (1422) и др. Эта линия обычно воспринимается как основная для данной эпохи. Ко 2-й группе принадлежат храмы с лаконичными фасадами, минимальным количеством декоративных элементов: церкви апостолов Петра и Павла на Славне (1367), Рождества Христова «на поле» (1381–1382), Рождества Пресв. Богородицы Десятинного мон-ря (1397), св. Власия (1407) и др. К основному объему мн. храмов примыкали пристройки — помимо западных притворов, часто встречающихся в эту эпоху, у нек-рых церквей были и масштабные пристройки с боковых сторон (например, палата, примыкавшая с севера к ц. Иоанна Милостивого на Мячине). Структура интерьеров храмов в целом близка — пониженные подпружные арки поддерживают паруса и барабан, рукава креста перекрыты коробовыми сводами, угловые компартименты — полукоробовыми. Подкупольный квадрат обычно расширяется с помощью приближения столбов к стенам. Храмы имеют хоры, в к-рых находятся одна или 2 замкнутые палатки-приделы, в вост. углах также обычно устраиваются изолированные палатки. В ряде построек юго-зап. камера сделана проходной, вдоль юж. стены устроен настил, а придел освящен в юго-вост. палатке (помещении над дьяконником). Форма столбов, как правило, квадратная, иногда встречаются круглые зап. столбы (ц. Рождества Христова «на поле»). В архитектуре этого времени господствует 3-лопастная форма покрытия, в верхней части фасадов обязательно присутствует декоративная многолопастная арка. Общим для 2 групп построек является использование 2 основных форм завершения проемов и ниш — стрельчатого и полуциркульного. Мн. декоративные элементы явно имеют западноевроп. происхождение (круглые ниши, стрельчатые формы завершений и др.), однако, большинство из них было заимствовано новгородцами значительно ранее, а в эту эпоху лишь получило новую интерпретацию. Примечательным является широкое распространение практики закладывания в стены каменных крестов.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

В авг. 1720 г. А. был вызван в С.-Петербург по делу о видении некоего иером. Порфирия, к-рого А. отказался лишить сана, невзирая на требование А. Д. Меншикова. Указом Петра I от 1 марта 1721 г. А. был определен на Тобольскую и Сибирскую кафедру с возведением в сан митрополита. Прибыв в Тобольск, А. столкнулся со скудостью материальных средств, находившихся в распоряжении архиерейского дома, с нехваткой священно- и церковнослужителей, с их низким образовательным уровнем, наконец, с сильнейшими злоупотреблениями как со стороны представителей местной администрации, так и со стороны духовенства. Согласно «Реестру», присланному А. в Синод в 1723 г., в Тобольской епархии в 1718-1723 гг. число неисповедовавшихся выросло с 4909 до 7900 чел. В 1722-1724 гг. в неск. уездах Сибирской губ. под влиянием проповеди старообрядцев (см. Старообрядчество ) состоялись массовые самосожжения , в к-рых погибло неск. сот человек. Для увещевания старообрядцев, ссылавшихся на Кириллову книгу , А. в 1726 г. перевел с лат. языка Катехизис свт. Кирилла Иерусалимского . Перевод предваряется предисловием, к-рое А. обращает «к непокоривым расколником, придержащимся книги, на Москве печатной и неправонареченной книгою Кирилла святого, Иерусалимского» (рукопись в Тюменском областном краеведческом музее. 3388). В борьбе с расколом А. был вынужден прибегать и к содействию местной администрации, а также широко использовать солдат и офицеров сибир. гарнизонов. В 1730 г. он требовал высылки из Сибири старообрядцев, живших при екатеринбургских и невьянских заводах. Активные мероприятия по искоренению раскола проводились в Сибирской епархии в кон. 30-х гг. XVIII в. Во исполнение указа Петра I об обязательной грамотности детей священнослужителей (19 нояб. 1721) А. собрал при своем доме до 90 учеников, но жаловался на крайнюю скудость средств кафедры: «А в доме архиерейском и пропитание их скудно, и служители не все, за недородом хлеба, достойную свою часть восприемлют; церковных вотчин нет, а вблизи Тобольска монастырей, хлебом обильных, не обретается, едва на братию достает». Вскоре большую часть учащихся, видимо из-за нехватки средств, пришлось распустить; в 1721-1727 гг. школу окончили всего 33 ученика. В 1730-1738 гг. в школе учились 122 ученика. В 1738 г. по указу Синода (с выговором А. за промедление) школа при архиерейском доме была преобразована в семинарию. А. успел открыть только низший - латинский - класс, к-рый закрылся после его смерти. Семинария вновь была открыта в 1744 г. Для помощи в организации школ и управлении епархией А. вызвал из Чернигова нек-рых своих прежних сотрудников, среди к-рых находился и буд. митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) , 3 года исполнявший должность проповедника в Тобольске и бывший также казначеем и духовником при архиерейском доме.

http://pravenc.ru/text/115864.html

почитателей, в числе к-рых была и имп. Евдоксия . Жалоба его состояла в том, что Серапион отказал епископу в должном почтении и даже не встал со своего места. Он требовал отлучения Серапиона от Церкви. Серапион клятвенно заверил, что не заметил появления епископа, и был оправдан Собором. Севериан порвал отношения со свт. Иоанном. Императрица призывала свт. Иоанна к примирению, к-рое и состоялось осенью того же года. Оба епископа произнесли по этому поводу речи. Но Севериан вскоре проявил себя как один из главных врагов свт. Иоанна Златоуста; Палладий , еп. Еленопольский, приписывает ему инициативу последней, предсмертной ссылки святителя в Питиунт ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 11). Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11. Собор 403 г. В связи с делом свт. Иоанна Златоуста в К-поле происходили церковные собрания. Весной 403 г. в столицу прибыл свт. Епифаний Кипрский , к-рого Феофил Александрийский включил в борьбу против оригенизма. Проведя на Кипре Собор против Оригена , свт. Епифаний хотел, чтобы постановления этого Собора были приняты и в К-поле. Одной из его целей было изгнание из столицы Длинных братьев, к-рых еп. Феофил обвинил в оригенизме. Не только свт. Иоанн Златоуст, но и имп. Евдоксия взяла их под свою защиту. Отвергнув гостеприимство свт. Иоанна Златоуста, свт. Епифаний антиканонически совершал богослужения и даже хиротонисал без разрешения свт. Иоанна как местного архиерея. Он убедил нек-рых из пребывавших в столице епископов подписать постановления кипрского Собора, но большинство, как говорит Созомен ( Sozom. Hist. eccl. VIII 14), отказалось, а еп. Феотим Скифский даже резко критиковал свт. Епифания за участие в кампании против Оригена. Противники свт. Иоанна Златоуста планировали Собор в одной из главных столичных церквей - св. Апостолов. Свт. Епифаний должен был публично осудить книги Оригена, отлучить от Церкви оригенистов и призвать народ противодействовать свт. Иоанну, их поддерживавшему. Но лишь свт. Епифаний вошел в церковь, к нему обратился с речью от лица свт.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Гуситские духовные песни сохранились также в основном в Йистебницком Канционале, но встречаются и в нек-рых более поздних памятниках (в т. н. Роудницком кодексе 1470 г., включающем 31 песню). Кроме того, известно много полемических и сатирических песенных текстов, актуальных для гуситской эпохи, ставших откликом на события того времени. Из них только единицы пополнили репертуар гуситских духовных песен. В общей сложности к этому репертуару относятся 90 текстов и ок. 70 мелодий. Сюда вошли и нек-рые более ранние чеш. и лат. песни догуситского времени (в Йистебницком Канционале 14 лат. и латинско-чеш. песен), хотя большую часть составляют песни, возникшие в период от смерти Гуса (1415) до конца гуситских войн (1434/37); нек-рые, однако, могли появиться и в следующей четверти столетия. Часть гуситских песен приурочена к главным праздникам церковного года (Рождество Христово, Пасха, др. Господские и Богородичные праздники), в их текстах нет ничего специфически гуситского. Важным видом гуситских песен являются молитвы и др. литургические тексты ( Pater noster , Ave Maria , Десять заповедей , Credo ); текстами для нек-рых песен являются парафразы библейских текстов или гуситских трактатов. Вероучительные взгляды формулируются, напр., в песнях о Евхаристии, призывающих к частому причащению под обоими видами; характерны для гуситов и песни о причащении детей. Ряд полемически заостренных песен направлен против Римско-католической Церкви, против культа святых и проч. В наиболее характерных гуситских песнях отражаются конкретные события того времени, в них соединяется полемическая и духовная проблематика. Откликом на казнь Гуса стали песни «Ó svolání konstantské» (О соборе Констанцском) и «V nadji boí mistr Hus Jan» (В надежде Божией магистр Гус Ян); оригинальны по содержанию 3 песни, созданные ок. 1419 г. и обращенные к революционным народным собраниям на горе Табор, особенно духовные боевые песни, в к-рых утверждается право на защиту правды Христовой с помощью меча. К ним относятся полемическая по содержанию песня «Slyšte, rytiei Boí» (Услышьте, рыцари Божии), боевой призыв 1420 г. к сопротивлению войскам крестоносцев «Povsta, povsta Veliké Msto Praské» (Восстань, восстань, великий город Прага) и самая известная песня «Kto jsú Boí bojovníci?» (Кто есть Божии воины?), призывающая к борьбе в защиту Божией правды и ставшая в XIX в. муз. символом всего гуситства.

http://pravenc.ru/text/168418.html

Исследование Г.- причин его возникновения и истории развития - производится на основании 2 типов источников: 1) внешние свидетельства о Г.- гл. обр. трактаты и отдельные высказывания христ. писателей, полемизировавших с Г.; к этой же группе относятся антигностические сочинения и высказывания неоплатоников Плотина и Порфирия ; 2) прямые свидетельства - сохранившаяся гностическая лит-ра. В качестве дополнительных источников привлекаются тексты манихеев и мандеев, нек-рые трактаты герметического корпуса (см. в статьях Манихейство , Мандеизм , Герметизм ) и целый ряд раннехрист., гл. обр. апокрифических, текстов, к-рые, возможно, отражают отдельные гностические идеи: Оды Соломона, Псевдоклементины, апокрифические деяния апостолов (см. ст. Деяния апокрифические ). Свидетельства противников Г. Первым христ. полемистом, составившим особое сочинение о Г., является мч. Иустин Философ . По свидетельству мч. Иустина, у него имелось особое сочинение, к-рое он называет «синтагмой» (σνταγμα - свод), где были описаны все известные ему ереси ( Iust. Martyr. 1 Apol. 26). Текст Синтагмы мч. Иустина не сохранился, но, возможно, был использован в полемических трудах более поздних ересиологов - сщмч. Иринея Лионского, мч. Ипполита Римского и свт. Епифания Кипрского. В 1-й Апологии мч. Иустин среди проч. сообщает нек-рые сведения о Симоне Волхве , Менандре , Маркионе (1 Apol. 26, 56, 58), к-рых последующая ересиологическая традиция считает гностиками. Древнейшее сохранившееся до наших дней описание гностических систем, созданное в рамках ересиологической традиции, принадлежит сщмч. Иринею Лионскому. В 1-й кн. «Обличения и опровержения лжеименного знания» (180-192?) он подробно изложил доступные ему сведения об учениях последователей Валентина, гл. обр. Птолемея и Марка, и нек-рых др. гностических учителей, а также предложил историческую концепцию происхождения Г., согласно к-рой его основоположником является Симон Волхв ( Iren. Adv. haer. I 23. 1). Большое значение для исследования Г. представляют сочинения Климента Александрийского «Строматы» и «Извлечения из Феодота», в к-рых полемизировавший с Г. александрийский апологет передает множество цитат из гностических текстов. Ценные свидетельства о Г. содержатся в произведениях др. александрийского учителя - Оригена , также полемизировавшего с гностиками. В комментарии на Евангелие от Иоанна, написанном как опровержение гностической интерпретации НЗ, содержится 48 прямых цитат из Ираклеона (Гераклеона), одного из наиболее известных учеников Валентина. К полемике с отдельными взглядами гностиков Ориген обращался в трактате «Против Цельса».

http://pravenc.ru/text/165189.html

А. Ю. Виноградов Мозаики и фрески Интерьер кафоликона был украшен мозаиками, отрывочные сведения о к-рых приводятся в описаниях путешественников XVI в., а также в рукописи Cantabr. S. Trin. O.2.36. Fol. 145v - 152r (написана Иоанном Малаксосом между 1572 и 1587). В частности, путешественник Р. Любенау (80-е гг. XVI в.) расплывчато сообщает о мозаичных изображениях равноапостольных Константина и Елены, а также Спасителя, Богоматери с Младенцем, отцов Церкви Афанасия, Василия и Иоанна Златоуста ( Belting et al. 1978. P. 31). В рукописи из Тринити-колледжа, содержащей подробное перечисление погребений в различных частях храма, говорится о погребальных портретах в аркосолиях и отдельных образах святых, расположение к-рых остается дискуссионным (ср. схемы размещения, предложенные У. Вайсброд и А. Эффенбергером, см.: Effenberger. 2007. P. 171-172). Среди перечисляемых в рукописи изображений (не считая портретов над погребениями), возможно исполненных в технике мозаики, компактными группами в отдельных компартиментах располагались следующие: 1) Богоматерь (на своде), св. Иоанн Предтеча, св. Феодосий, Михаил и Гавриил (Cantabr. S. Trin. O.2.36. § 3); 2) святые Феодор Тирон, Георгий, Димитрий, Евстратий, Авксентий, Параскева, Ирина, Евдокия, Пелагия и Василий Великий (Ibid. § 5; эта группа изображений единодушно локализуется исследователями в парекклисионе); 3) Богоматерь Паммакаристос с Младенцем, Христос Великий Архиерей, святые Николай, Георгий и Прокопий (Ibid. § 11); 4) святые Алексий, человек Божий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Макарий, Онуфрий, Евфимий и мн. другие, «разрушенные» (Ibid. § 17; с указанием - «на сферическом своде», эти образы находились в сев. галерее); 5) мозаика с изображением имп. Алексея Комнина - предка или мужа (Алексея IV Великого Комнина) похороненной здесь императрицы Трапезунда Феодоры (Ibid. § 18; находилась в сев. галерее) ( Schreiner. 1971. P. 221-241; Belting et al. 1978. P. 39-42; Effenberger. 2007. P. 170-196). Источники XVI в. сообщают также о мозаичных портретах имп. Андроника и его супруги Анны, идентификация и расположение к-рых остаются дискуссионными. Согласно более распространенному мнению, основанному на описании М. Крусия ( Crusius. 1584. P. 100) и Х. Я. Бройнинга ( Breuning vom Buchenbach. 1612. S. 67), они находились в кафоликоне справа от входа в экзонартекс ( Belting et al. 1978. P. 23) и представляли Андроника III и его супругу Анну Савойскую. Как считает Р. Штихель, опираясь в 1-ю очередь на свидетельство С. Швайггера ( Schweigger. 1608. S. 120-121), императорские портреты располагались на внутренней стороне монастырских ворот и изображали Андроника II и его первую жену, Анну Венгерскую; они были исполнены между 1277 и 1281 гг., когда Андроник являлся соправителем своего отца - Михаила VIII ( Stichel. 1998. S. 84-99; Effenberger. 2006/2007. С. 83-85).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

2007. С. 200). Иконописный подлинник XVIII в., принадлежавший С. Т. Большакову , под 15 мая повторяет текст Жития с дополнительным указанием на определенный иконографический тип: «...брада Иванна Дамаскина, сед, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 99; подобные описания - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 345-346; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 161, 30-е гг. XIX в.). В более ранней рукописи сказано: «...брада до персей, вдвое повилась... поживе лет 95» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 110 об., посл. четв. XVII в.). В нек-рых подлинниках облик святого уподобляется прп. Иоанну Лествичнику или сщмч. Власию Севастийскому: «...сед, всем подобием аки Иван Лествичник» (РНБ. Погод. 1930. Л. 128, посл. треть XVII в., описан под 30 авг.); «...сед, брада доле Власиевы, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 155, 40-е гг. XIX в.). В руководстве для иконописцев 1910 г. предлагается изображать святого т. о.: «...типа русскаго, средняго роста; очень сух телом, сед, борода более средней величины, остроконечная, лицо худое и продолговатое, брови крутые, впалые глаза кротки и приветливы, в убогой мантии, на голове клобук. В руках хартия с его изречением: Писано есть: брашно и питие не предпоставит нас пред Б[о]гом, но токмо пост, и молитва, и чистота телесная, и воздержание, то поставит пред Б[о]гом» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 281-282). Все известные изображения Е. относятся к периоду не ранее 2-й пол. XVI в. Причиной тому явились обстоятельства, связанные с затянувшимися спорами о пении аллилуия, в центре к-рых оказался Е. Впосл. этот вопрос стал одним из главных при выяснении расхождений между сторонниками реформы патриарха Никона и старообрядцами, когда Житие Е. подверглось осуждению на Соборе 1666-1667 гг. и вместе со службой было исключено из нек-рых богослужебных книг. Т. о., изображения Е. оказались мало востребованными в рус. искусстве XVI-XVIII вв. Однако в местной художественной среде прослеживается устойчивое внимание к образу преподобного.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Ряд 2-этажных зданий связан с архитектурными традициями сер.- 2-й пол. XVII в. Преображенский храм (1696) в с. Спас-Загорье (Малоярославецкий р-н), в вотчине князей Лыковых, построенный «кораблем», с асимметричным сев. приделом, обладает чертами нового стиля «в самих пропорциях… капризности силуэта» ( Николаев. 1970. С. 41; см. также: Преображенский. 1891. С. 70-71. Табл. Х). В главном храме сохранился первоначальный высокий 5-ярусный иконостас, выполненный скорее всего артелью московских иконописцев ( Першина. 2010. С. 50-51). Более скромную объемную композицию и скупой фасадный декор имеет Никольский храм (1696, главы четверика не сохр.) в с. Никольском, возведенный по заказу И. И. Бутурлина (Бабынинский р-н). Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. В структуре нек-рых сооружений соединились старые и новые принципы. У 3-главой с боковым сев. гульбищем на аркадах Знаменской ц. (1692) в с. Трубине, построенной по заказу кн. К. Ю. Щербатова (Жуковский р-н), средний, повышенный объем увенчан ярусной композицией из 2 восьмериков, из к-рых нижний - ярус звона ( Николаев. 1970. С. 44-47). По заказу кн. Щербатова в кон. XVII в. в Пафнутиевом Боровском мон-ре воздвигли 5-ярусную колокольню, по формам отчасти напоминавшую колокольню московского Высокопетровского мон-ря: 2 верхних яруса - восьмерики, ребра к-рых ориентированы по сторонам света, и 3 нижних - четверики, первоначально имевшие открытые аркады (заложены). В с. Подкопаеве под Мещовском по заказу Лопухиных на рубеже XVII и XVIII вв. в комплексе, первоначально предназначавшемся для небольшого мон-ря, возвели надвратный храм во имя свт. Алексия, митр. Московского, с шатровой колокольней ( Преображенский. 1891. С. 72-73. Табл. 11; Шорбан. 2008. С. 60). В белокаменные завершения оконных наличников включены «бараньи рога» - обращенные внутрь спиралевидные завитки. В усадебном строительстве в 90-х гг. XVII в. появился столичный тип бесстолпного храма - «восьмерик на четверике».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

9 июня всегда ставится праздничный знак , устав службы соответствует малому празднику и имеет те же черты, что и в рукописных рус. Типиконах. Последование К. в рукописных и печатных греч. Минеях включает только отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл из 3 стихир-подобнов и седален. Почти в том же виде (без кондака) последование К. излагается в нек-рых ранних рус. Минеях - напр., РГБ. Троиц. 566 и 567 (рубежа XV и XVI вв.) и первых печатных изданиях румынских Миней (напр., Рымник, 1780). В большинстве рус. рукописных и печатных Миней последование К. соответствует указаниям поздних рус. редакций Типикона и включает кондак, стихиры-самогласны и светилен. Последование К. с праздничными особенностями известно также в сербских (с XIV в.) и румынских (с XIX в.) Минеях. В совр. греч. и рус. богослужебных книгах под 18 янв. содержится ряд общих песнопений святителям Афанасию и К.: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), иной тропарь 3-го гласа Εργοις λμψαντες ρθοδοξας (      ); в греч. Минее - кондак 4-го гласа Ιερρχαι μγιστοι τς εσεβεας (      - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 94) с икосом; поминовение обоих святителей есть в начале икоса свт. Афанасия         светилен. Текст нек-рых песнопений в честь свт. Афанасия исправлялся так, чтобы в нем прославлялись оба святителя - это, в частности, касается стихиры-самогласна на стиховне утрени             Собственно К. в последовании 18 янв. посвящены следующие песнопения: канон авторства Иоанна Дамаскина 4-го гласа с акростихом (без богородичнов) Θεωριν Κριλλος νθων λρα (        ), с ирмосом Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Θεθεν τν φωτοδτιν Κριλλε, χριν (          ); цикл стихир-подобнов; седален; светилен (в совр. рус. Минее исполняется на «и ныне» и надписан как «Богородичен» - Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 85). Праздничное последование 18 янв. в совр. греч. Минеях включает ряд дополнительных песнопений, посвященных обоим святителям: седальны, 2 цикла стихир-подобнов, несколько стихир-самогласнов (см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 273-288). Содержащееся в совр. богослужебных книгах 9 июня последование К. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας διγ (    ), иной тропарь 1-го гласа Τν φωστρα το κσμου (Светило мира...; см.: Μηναον. Ιονιος. Σ. 58); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Αβυσσον μν δογμτων (      ) с икосом (без икоса в греч. Минее); канон тот же, что и 18 янв., но с др. богородичнами; цикл из 3 стихир-подобнов (из к-рых 2 совпадают с циклом 18 янв.); седален; 3 самогласные стихиры и светилен (только в рус.).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

В 1913 г. была закрыта болг. ДС в Стамбуле; ее преподавательский состав был переведен в Пловдив, где начал работу в 1915 г. Существовал ряд начальных священнических уч-щ, в к-рых изучали богослужебный устав; в 1905 г. в Болгарии было 1992 священника, из к-рых всего 2 имели высшее богословское образование, а очень многие - лишь начальное. Богословский фак-т при Софийском ун-те был открыт лишь в 1923 г. Главной причиной неизбрания нового экзарха после смерти Иосифа I (1915) была неустойчивость правительственного национально-политического курса. Вместе с тем существовали различные мнения о порядке замещения кафедр Экзархата и Софийской митрополии: должно ли их занимать одно лицо или их следует разделить. На протяжении 30 лет, в течение к-рых БПЦ оставалась лишенной своего Предстоятеля, церковное управление осуществлялось Свящ. Синодом во главе с избираемым наместником - председателем Свящ. Синода. С 1915 до нач. 1945 г. таковыми являлись митрополиты Софийский Парфений (1915-1916), Доростоло-Червенский Василий (1919-1920), Пловдивский Максим (1920-1927), Врачанский Климент (1927-1930), Видинский Неофит (1930-1944) и Софийский Стефан (1944-1945). Блаженнейший Стефан I, экзарх Болгарский Блаженнейший Стефан I, экзарх Болгарский После вступления Красной Армии на территорию Болгарии и образования правительства Отечественного фронта 9 сент. 1944 г. митр. Софийский Стефан в послании к рус. народу на радио «София» заявил, что гитлеризм есть враг всего славянства, к-рый должен быть сломлен Россией и ее союзниками - США и Великобританией. 16 окт. 1944 г. местоблюститель Стефан был переизбран, через 2 дня на заседании Свящ. Синода было принято решение просить правительство о разрешении проведения выборов экзарха. В Устав Экзархата были внесены изменения, предполагавшие расширение степени участия клира и народа в выборах. 4 янв. 1945 г. Свящ. Синод издал Окружное послание, в к-ром выборы экзарха назначались на 21 янв., а 14 янв. предписывалось провести предварительные собрания по епархиям: от каждой требовалось избрать по 7 выборщиков (3 клириков и 4 мирян).

http://pravenc.ru/text/149675.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010