Эскориал. Общий вид. Гравюра из кн.: Atlas Major/Ed. J. Blaeu. Amst., 1662. Vol. 10: Spain and Africa (Auxerre, Billiothèque Municipale) Эскориал. Общий вид. Гравюра из кн.: Atlas Major/Ed. J. Blaeu. Amst., 1662. Vol. 10: Spain and Africa (Auxerre, Billiothèque Municipale) Воплощением духа Контрреформации стал Эскориал - дворец-мон-рь, построенный в 1563-1584 гг. испан. кор. Филиппом II в горах к северу от Мадрида. В королевской резиденции были собраны богатейшая б-ка и одна из самых больших в Европе коллекций христ. реликвий. В XVI-XVII вв. центрами культуры оставались ун-ты: крупнейший на Пиренейском п-ове Саламанкский ун-т (его называли Иберийскими Афинами), ун-т в Алькала-де-Энарес. К 1620 г. в И. насчитывалось 33 ун-та, в рамках уже существовавших учебных заведений возникали новые коллегии. Образование университетского уровня давали иезуитские коллегии, сеть к-рых возникла на полуострове во 2-й пол. XVI в. Затем наступил период стагнации ун-тов, сменившийся их упадком. Качество образования в разных центрах было неодинаковым. Даже в престижных ун-тах Саламанки, Алькала-де-Энарес, Вальядолида, где сохранялся высокий уровень преподавания теологии и права, почти перестали обучать математике и астрономии. Испан. агиография получила развитие в сочинениях А. де Моралеса (Житие св. мучеников Иуста и Пастора, пострадавших при имп. Диоклетиане) и П. де Рибаденейры (жизнеописания Игнатия Лойолы и др. иезуитов (Диего Лайнеса, Альфонсо де Сальмерона и Франсиско де Борхи), к-рых Рибаденейра знал лично). Труды Рибаденейры пользовались популярностью и неоднократно переиздавались. Успех имел его сборник житий святых ( Ribadeneyra P., de. Flos sanctorum, o libro de las vidas de los santos. Madrid, 1604. 2 vol.). Во 2-й пол. XVI в. под влиянием ренессансного гуманизма и развивавшихся научных методов работы с текстом переживает расцвет библеистика: в 1569-1572 гг. в Антверпене была отпечатана «Королевская Библия» с параллельным текстом на евр., арам., сир., греч. и лат. языках. Инициатором и покровителем этого издания выступил испан.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Баптисты представлены Баптистской церковью Румынии (Союзом христианских баптистских церквей Румынии). Церковь разделена на 14 территориальных общин. В наст. время конфессии принадлежит ок. 1,8 тыс. церквей, где служат ок. 700 пасторов. По данным на 2011 г., число прихожан насчитывало свыше 112,8 тыс. чел., из к-рых 80% - румыны, 11% - венгры, 7,8% - цыгане. Высшим руководящим органом является конгресс (собирается раз в 4 года), между его сессиями функционируют национальная конференция (собирается раз в год) и совет Союза. Исполнительный комитет избирается конгрессом и состоит из президента, 4 вице-президентов, генерального секретаря и заместителя генерального секретаря. Пятидесятники входят в Апостолическую церковь Бога Румынии, к-рая управляется церковным советом (33 члена) и исполнительным комитетом (9 членов) во главе с президентом. По переписи 2011 г., в церкви было свыше 362,3 тыс. чел., из к-рых 76,36% - румыны, 19,66% - цыгане, 1,77% - венгры, 1,76% - украинцы. На данный момент у румын. пятидесятников 2895 церквей и филиалов, служат 686 пасторов. Плимутские братья представлены Христианской постевангелической церковью Румынии (ХПЦР) и Румынской евангелической церковью (РЕЦ). ХПЦР разделена на общины, к-рые состоят минимум из 15 членов, в Р. насчитывается 671 община с 176 пресвитерами (старейшинами). По переписи 2011 г., паству церкви составляли ок. 42,5 тыс. чел., из к-рых 86,6% - румыны, 7% - цыгане, 4,6% - венгры. РЕЦ управляется советом братьев (максимум 21 член), исполнительным бюро (3 члена) и генеральной ассамблеей представителей; в 2011 г. она насчитывала 140 общин, в к-рых состояло свыше 15,5 тыс. членов, из к-рых 67,65% - румыны, 15% - немцы, 9,62% - венгры, 5,61% - цыгане. Адвентисты седьмого дня представлены Церковью адвентистов седьмого дня Румынии, в ее рамках функционируют 6 конференций (федераций), образующих Союз конференций; в 2011 г. членов церкви насчитывалось ок. 80,9 тыс. чел., из к-рых 79,6% - румыны, 9,86% - венгры, 8,39% - цыгане, 1,6% - украинцы. Церкви принадлежит 1095 культовых зданий, в к-рых служат 400 пасторов.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Феодорита Кирского (а иногда и др. автора). На листах рукописи, где находится рассматриваемая катена, сбоку помещена другая, вторичная катена на указанные псалмы, зависящая от «Первой палестинской катены». C) К., в к-рых схолии одного автора дополнены схолиями др. автора, а также выдержками разного происхождения, напр., катена рукописи Paris. gr. 165, XII в. (CPG. С. 40. 2). Схолии прп. Исихия Иерусалимского (CPG, N 6552) дополнены в ней схолиями свт. Афанасия Великого, а также лексическими глоссами, выдержками из «Большого комментария на псалмы» того же прп. Исихия (CPG, N 6554) и «Комментария» Феодорита. D) К., в к-рых содержится выборка из схолии одного автора, дополненная схолиями другого автора и выдержками разного происхождения. Отличие от предыдущего типа состоит в том, что претерпевает изменение первоначальный материал схолий основного автора. Данный тип представлен только 2 кодексами: Ath. Vatop. 1226, XII в., и его копией Ath. Vatop. 1241, XVI в. Основным источником катены является выборка из схолий прп. Исихия (CPG, N 6552), дополнения состоят из схолий того же прп. Исихия (CPG, N 6553, лишь для нек-рых псалмов), свт. Афанасия Великого, блж. Феодорита, лексических глосс и ряда неидентифицированных фрагментов. E) К., в к-рых схолии одного автора дополнены выдержками разного происхождения. Этот тип является развитием 3-го типа, отличаясь от него отсутствием коллекции схолий др. автора. Дополнениями здесь являются выдержки из комментариев и гомилий разных экзегетов, среди к-рых трудно определить главного. Примером подобной катены могут служить рукописи: a) Vat. Reg. Christin. gr. 40, XIII в.- на внешних полях находится вторичная катена (см. ниже), в центре листа помещены схолии прп. Исихия (CPG, N 6552) на Пс 1-36. 5 и 51-150, дополненные фрагментами сочинений свт. Афанасия, Оригена, Дидима Слепца, Евсевия Кесарийского, свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита; b) Ambros. M 47 sup., XII-XIII вв. (на Пс 1-31), содержит катену, составленную на основе схолий свт. Афанасия, обогащенных отрывками из Диодора Тарсийского, Феодорита и др.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Духовенство и сотрудники епархии активно участвуют в проводимых в Гомеле конференциях, на к-рых затрагиваются проблемы духовной культуры: «Славянский мир на пороге третьего тысячелетия» (2001), «Старообрядчество как культурный феномен» (2003), «Демографические проблемы Беларуси и духовно-нравственное здоровье нации» (2005). В нояб. 2004 г. в Гомеле состоялись первые Свято-Покровские образовательные чтения, задачей к-рых является объединение усилий священнослужителей, педагогов, работников культуры в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. 1-2 нояб. 2005 г. в Гомеле прошли IX Свято-Евфросиниевские чтения, в к-рых активное участие принимали духовенство и миряне епархии. 11-19 февр. 2006 г. в Гомеле проводилась духовно-просветительская выставка-ярмарка «Беларусь православная», в рамках к-рой были организованы лекции во всех крупных учебных заведениях города, миссионерские встречи, концерты и мастер-классы народных умельцев. В сфере благотворительной деятельности в епархии большую роль играют сестричества (действуют 5 сестричеств), задачами к-рых являются уход за больными и престарелыми, сестричество вмц. Варвары несет служение в республиканском центре радиационной медицины. В 2002 г. в Светлогорске создан правосл. центр помощи наркозависимым, осуществляющий служение совместно с городской общественной орг-цией «Альтернатива». В обл. психоневрологическом диспансере в 2005 г. была освящена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Почаевская». Воскресные школы крупных приходов Гомеля и районных центров устраивают рождественские елки и пасхальные торжества в детских домах, интернатах, домах престарелых и больницах. Духовенство епархии, монашествующие и миряне оказывают духовно-просветительскую и практическую помощь заключенным. На территории епархии расположено 9 исправительно-трудовых учреждений, попечение о к-рых осуществляют 12 священников и насельницы гомельского в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ря . Епархия активно сотрудничает с благотворительными орг-циями в проекте реабилитации женщин, отбывавших срок наказания в исправительно-трудовых колониях. Святыни

http://pravenc.ru/text/166101.html

Лютеранство представлено Евангелической церковью Аугсбургского исповедания Румынии (ЕЦАР) и Евангелическо-лютеранской церковью Румынии (ЕЛЦР). Организационно ЕЦАР состоит из поместной церкви, окружной церкви и генеральной церкви. Поместная церковь (община, приход) имеет статус юридического лица и возглавляется общим собранием представителей церковной общины и приходским советом (пресвитерией). Церковь поделена на 5 округов и руководима деканом. Центральными органами являются Окружной церковный конгресс и Окружная консистория. На данный момент действуют 247 общин, организованных в 30 самостоятельных приходов и 217 филиалов; ЕЦАР насчитывает 262 места для отправления культа. Служат 32 приходских священника и 7 свободных священников. Паству составляют ок. 5,4 тыс. чел., из к-рых 53,6% - немцы, 27,8% - румыны, 14,4% - венгры. ЕЛЦР имеет одинаковую доктрину с ЕЦАР и была образована путем выделения из ее состава венгерских и словацких приходов (1918). Организация культа основана на синодально-пресвитеральном принципе, лидером является епископ, избираемый общими собраниями приходов. Высшим представительным органом культа является синод. В 2011 г. в церкви насчитывалось свыше 20,1 тыс. прихожан, из к-рых 62% - венгры, 16% - немцы, 12% - словаки и 9,8% - румыны. Кальвинизм представлен Реформатской церковью Румынии, в состав к-рой входят Трансильванская епархия и епархия Оради. Руководящими органами являются синод, епархиальное общее собрание, генеральная ассамблея, приходское собрание; исполнительные органы - совет управляющих, собор благочиния, приходский совет. По данным на 2011 г., Реформатская церковь в Румынии насчитывала свыше 600 тыс. членов (1352 общины), из к-рых 93,78% - венгры, 3,3% - румыны, 2,74% - цыгане; действовали 709 культовых сооружений, в к-рых служили 886 чел. Унитарии Р. входят в состав Венгерской унитарианской церкви Румынии, насчитывающей 137 приходов, оформленных в 6 благочиний в Р. и одним в Венгрии. В 2011 г. церковь насчитывала свыше 57,7 тыс. членов, 96,7% из к-рых - венгры, 1,8% - румыны, 1,4% - цыгане. Организация унитарианского культа основана на синодально-пресвитеральном принципе: миряне играют важную роль в управлении, руководство является коллективным, а основные единицы - автономными. Высшие органы власти - епископская канцелярия и церковные ассоциации.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Единственным крупным экзегетическим сочинением Й. является трактат «Замечания на Деяния святых апостолов» (Annotationes in Acta apostolorum), опубликованный в 1524 г. в Виттенберге. Этот трактат был частью общего проекта, осуществлявшегося неск. протестант. теологами с 1519 по 1524 г.,- т. н. Виттенбергского комментария ( Kolb. 2009. S. 106). В рамках проекта был выпущен ряд комментариев к библейским книгам, в к-рых их содержание интерпретировалось в соответствии с религ. идеями Лютера. В создании комментариев помимо Й. принимали участие сам Лютер (он прокомментировал Послание к Галатам, Первое и Второе послания св. ап. Петра и Послание Иуды), Меланхтон, Бугенхаген, Эколампадий и Франц Ламберт († 1530). Комментарий Й. невелик по объему; в большинстве случаев Й. не объясняет все стихи подряд, а разделяет главы на небольшие смысловые отрывки; он особо поясняет нек-рые выражения и слова, кажущиеся ему трудными для читателя; в ряде случаев он делает специальные отступления, в к-рых кратко останавливается на богословском содержании нек-рых отрывков. При комментировании богословски важных мест Деяний святых апостолов Й. опирался на богословие Лютера, нередко отсылая читателя к его сочинениям (ср.: Gummelt. 2009. S. 127-128). Так, напр., обращение св. ап. Павла (Деян 9. 1-19) Й. рассматривал в качестве основания и иллюстрации лютеровского учения об оправдании и о спасении, выделяя 5 т. н. общих мест (loci communes), т. е. богословских положений: 1) «оправдание, вера и познание Христа» берут начало не в заслугах, делах или усилиях человека, но суть следствия «избрания, или переопределения» Божия в отношении тех, кого Он благоволил избрать; 2) любая праведность «от закона» или «по плоти» является ненавистной для Бога; 3) оправданию как «оживотворению» предшествует «умерщвление», т. е. ужас человека, переживающего обращенный на него гнев Божий; 4) Христос есть глава Церкви, поэтому соединение с Христом означает вхождение в Церковь, а гонящие Церковь восстают на Христа; 5) проповедь Евангелия осуществляется двояко: изнутри человека побуждает к следованию Евангелию божественная благодать, тогда как внешне Бог пользуется словами проповедников, через к-рых возвещается слово Божие и сообщается Его воля ( Gummelt. 2009. S. 129). Поскольку Деяния святых апостолов содержат множество сведений об устройстве церковной жизни в апостольскую эпоху, с помощью свидетельств из этой книги, по убеждению Й., можно показать, насколько далеко католич. Церковь отошла от апостольского образца ( Lehmann. 1963. P. 107; подробнее о трактате см.: Gummelt. 2009. S. 124-130).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Византийская гимнография Гимнографические тексты В. п. представляют собой одно из главных достижений визант. поэзии. Один из древнейших поэтических текстов, прославляющих Страсти Христовы,- это произведение сщмч. Мелитона Сардского (III в.) «О Пасхе»; предполагается, что оно изначально имело богослужебное назначение. Параллели и прямые заимствования из него встречаются во мн. текстах В. п. Кроме обычных гимнографических жанров (тропаря, кондака, стихир и проч.) в В. п. употребляются и уникальные: 15 антифонов (единственный пример в году) и блаженны утрени (в отличие от литургийных блаженн утренние встречаются дважды в году - в В. п. и на Мариино стояние), 12 тропарей часов (аналоги - тропари на царских часах Рождества и Богоявления). Цикл антифонов сложился в X-XII вв., но отчасти восходит к древней иерусалимской традиции; в совр. Триоди антифоны насчитывают всего 40 тропарей и 15 богородичнов (изначально антифоны не имели богородичнов; в совр. Триоди крестобогородичном является только 15-й, а остальные богородичны прямо не связаны с темой В. п.; в нек-рых рукописях встречается большее число крестобогородичнов). В совр. литургических книгах антифоны представлены без стихов псалмов; оригинальные стихи сохранились в Типиконах Святогробском и прп. Георгия Мтацминдели, а также в нек-рых певч. рукописях (Sinait. gr. 734-735, X в.; Ath. Chil. slav. 307, XII в.). Антифоны сопровождаются 5 седальнами, последний из к-рых (            ) является одновременно и тропарем В. п. Седальны, как и тропари антифонов, предписывается петь по дважды (1-й поется аналогично тропарям пророчеств - с повторением окончания на «  » и всего тропаря на «    »), без богородичнов (в нек-рых рукописях указаны и богородичны к седальнам). Блаженны В. п. поются на 9; их ирмос (тропарь, выписанный первым: «    »), 6-й тропарь (не считая ирмоса), троичен и богородичен заимствованы из воскресных литургийных блаженн 4-го гласа. 12 тропарей часов восходят к древней иерусалимской традиции и, вероятно, древнее 15 антифонов утрени.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Результаты этой работы обнаруживаются уже в рукописных памятниках в нач. XVII в., в к-рых отразился 3-й, высший с т. зр. широты, разработанности и распространенности репертуара, период бытования Д. п. Его особенностью является наличие рукописей, состав к-рых целиком образован песнопениями многоголосного демества, последним изложены преимущественно внегласовые тексты служб великой вечерни, утрени и Божественной литургии (см. ст. Демественник , певч. книга). Следует отметить, что количество книг, фиксирующих Д. п., незначительно, для XVII в. удалось выявить 6 книг. На основании этого можно заключить, что особого распространения в певч. практике демественное многоголосие не имело. Высказанное положение подтверждается и анализом репертуара Д. п., бытующего в составе как одноголосных путевых рукописей, так и рукописей строчного многоголосия. Общее количество демественных песнопений, выявленных в рукописях 1-й пол. XVII в., также незначительно: часто употреблялось ок. 10 текстов, большинство из к-рых известно по рукописям 2-й пол. XVI в. Из распетых заново текстов в практике закрепилось только 2 - песнопение из чина освящения церкви «Кто се есте Царь славы» и прокимен из чина венчания «Положил еси на главе». Несмотря на появление в строчном стиле пения 2-голосной партитурной записи, все известные списки демества вплоть до 70-х гг. XVII в. продолжают бытовать в виде поголосных записей, количество голосов в к-рых колеблется от 2 до 4. Начиная с 70-х гг. XVII в. прослеживается достаточно устойчивая тенденция изложения многоголосным демеством песнопений Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста. Преобладающей в это время становится 3- и 4-голосная партитурная форма записи Д. п., хотя до конца века можно встретить и поголосные записи. Многоголосное Д. п.- вершина развития древнерус. певч. искусства. В XVII в. его культивирование было связано с высокопрофессиональной средой государевых , патриарших и архиерейских певчих дьяков, рядовым певчим этот стиль из-за его сложности был недоступен.

http://pravenc.ru/text/171656.html

В разные периоды истории во времена расцвета М. проявляло себя в качестве школы религиозно-нравственного воспитания общества и церковного клира /Благодаря монашеской лит-ре в IV-VI вв. сформировалась система и терминология христ. аскетики. Выработанные монахами рекомендации по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей стали духовным ориентиром не только для монахов, но и для всех христиан. Ритм жизни и богослужение егип. и палестинского М. оказали большое влияние на формирование суточного, недельного и отчасти годового богослужебного круга , определили структуру мн. церковных чинопоследований и состав богослужебных текстов. Богослужебный устав, используемый в наст. время в правосл. Церкви, является синтезом литургических традиций палестинской лавры прп. Саввы Освященного и Студийского мон-ря в К-поле. В Византийской империи и в средневековых гос-вах Запада мон-ри стали центрами образования и духовного просвещения, в к-рых одним из послушаний монахов было переписывание книг. Во многом благодаря монастырским б-кам до наст. времени дошли корпус сочинений св. отцов и учителей Церкви, а также значительная часть памятников дохрист. античной лит-ры. Монахи сыграли заметную роль в деле просвещения светом Христовой веры мн. регионов, граничивших с Византией, а также повлияли на формирование письменности и национальной лит-ры некоторых народов (славян, грузин, армян и др.). Вместе с тем на протяжении истории высокие идеалы М. нередко искажались и подвергались неправильному толкованию в нек-рых монашеских течениях и группах как на Востоке, так и на Западе. Так, традиционная для христ. богословия тема «поиска Бога» и богопознания приобрела в нек-рых монашеских традициях форму христианизированного платонизма (оригенизм Евагрия Понтийского и его учеников). Ряд монашеских групп (пелагиане (см. Пелагианство ), мессалиане ) неверно понимали учение о спасении и способах его достижения. Для нек-рых монашеских общин (таких как евстафиане (см. в ст. Евстафий , еп. Севастийский)) был характерен своеобразный дуализм, проявлявшийся в негативном отношении к материи, плоти, браку. В средневек. зап. обществе члены монашеских и полумонашеских орденов начали восприниматься как духовная элита, вознесенная над простыми верующими. В зап. традиции, начиная с позднего средневековья, получили развитие различные формы харизматизма и мистицизма, во многих своих элементах противоречащие церковной традиции. Терминология

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В практике Русской и нек-рых др. Поместных Церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя ). Эти последования не входят в состав Триоди (напр., последование рус. святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, т. о., формально не относятся к памятям Г. п. б. к. 3-ю категорию воскресений Г. п. б. к. образуют недели, памяти к-рых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской , великих учителей поста и молитвы,- в 4-е и 5-е воскресенья Великого поста (к-польский Типикон Великой ц. IX-X вв. указывал для этих воскресений памяти свт. Дометия и мч. Зиновия аналогично памяти сщмч. Поликарпа Смирнского во 2-е воскресенье Великого поста). Установление этих памятей, вероятно, связано с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста (ср.: 51-е прав. Лаодик.); указание на это присутствует в нек-рых редакциях Студийского устава . Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т. к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения. Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение Определенные памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за нек-рыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; вмч. Феодора Тирона в субботу 1-й седмицы поста и Похвалы Пресв. Богородицы в субботу Акафиста . Как и в случае с воскресными днями, памяти, возможно, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (напр., связь субботы Акафиста с праздником Благовещения Пресв. Богородицы очевидна - в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, возможно иное объяснение установления этих памятей. В нек-рых древних литургических традициях (напр., восточно-сир.) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому, возможно, нек-рые из памятей суббот и недель Г. п. б. к. (напр., жен-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с Г. п. б. к. (подробнее см. ст. Год церковный ). Еще 2 субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы (см. ниже). Заупокойное богослужение Г. п. б. к.

http://pravenc.ru/text/165231.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010