Но братья уверовали в Него только впоследствии ( Деян. 1:14 ; ср. Ин. 7:5 ). Окружающие Господа были связаны с Ним не единством происхождения по плоти, но узами духовными. Из среды учеников Господь уже в эти ранние галилейские дни выделил двенадцать, которых и нарек апостолами ( Лк. 6:13–16 ; Деян. 1:13 ; Мк. 3:13–19 ). Списки Двенадцати у трех синоптиков совпадают (ср. еще Мф. 10:2–4 ) за исключением Иуды Иаковлева ( Лк. 6:16 ) и Фаддея ( Мк. 3:18 ; Мф. 10:3 , где в некоторых рукописях стоит: Леввей, называемый Фаддеем). Возможно, что речь идет об одном и том же лице, имевшем несколько имен, что в древности наблюдалось нередко. Термин «Апостол» в приложении к Двенадцати встречается у всех трех синоптиков ( Мф. 10:2 ; Мк. 8:30 ). Один только Лука связывает его с поставлением Двенадцати (6:13). Наименование Двенадцати апостолами заключает в себе мысль о возлагаемом на них служении и, в сопоставлении с еврейскими эквивалентами, позволяет видеть в них полномочных представителей Христовых. В Лк. проповедь «на месте равне» (6:17–49), непосредственно связанная с поставлением Двенадцати, раскрывает условия апостольского служения. В Мк. смысл избрания указывается в кратких словах 3:14–15: сообщая Двенадцати власть исцелять больных и бесноватых, Господь определял сущность их служения в том, чтобы они пребывали с Ним и были посылаемы на проповедь. Будучи приближены к Господу преимущественно перед другими учениками (ср. в Мк. 4различение круга более широкого и более тесного), апостолы были призваны к прохождению того же служения, какое в Галилее проходил Сам Господь. Воспитание учеников, о котором была речь выше, было воспитанием Двенадцати. Это касается не только проповеди «на месте равне» ( Лк. 6:17–49 ), обращенной, даже в параллельной редакции Мф. (5–7), к ученикам, из которых в предыдущем отрывке первого Евангелия (4:18–22) названы Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, т. е. четыре апостола из числа Двенадцати. Воспитание, как мы видели, проявлялось в чудесах, которые Господь совершал перед учениками. Свидетелями насыщения пяти тысяч ( Лк. 9:12 , ср. 17; Мк. 8 и слл., 43; Ин. 6:13 ) и хождения по водам ( Мк. 6:45–52 после указания стт. 30 и слл. и ст. 43, ср. спасение Петра, одного из Двенадцати, в Мф. 14:28–31 ) были Двенадцать. При воскрешении дочери Иаировой, кроме родителей умершей, присутствовали Петр, Иаков и Иоанн – тоже из Двенадцати ( Лк. 8:51 ; Мк. 5:37 ). Целью воспитания было мессианское исповедание. Мы увидим, что оно вышло из среды Двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Однако в начале 1799 года статус храма понизили. В связи с переводом Преображенского полка в другое место собор превратили в приходскую церковь. Только при Александре I собору вернули прежнее значение. Преображенский храм стоял спокойно ещё 19 лет, но 8 (20) августа 1825 года случилась трагедия. Ремонтировавшие здание рабочие не уследили за жаровней с горящими углями, из-за чего заполыхал сначала главный купол, а затем и вся церковь. Сгорели все три иконостаса и купола, погибли некоторые иконы (те, что висели высоко). Когда огонь утих, от храма оставались лишь обгорелые стены. При этом большую часть икон, богослужебные сосуды и иную утварь удалось спасти благодаря самоотверженным действиям клира и прихожан. Узнав о пожаре, император Александр I распорядился заново отстроить собор и лично выделил на эти цели 50 тысяч рублей. В палатке на месте храма организовали временную церковь. Вскоре государь Александр Павлович скончался, и восстановление святыни происходило уже в годы царствования его брата - императора Николая I. Пока шла стройка, богослужения совершались в специально нанятом доме полковника Булатова, стоящем рядом. Строительством Спасо-Преображенского собора руководил специальный комитет под председательством великого князя Михаила Павловича, поручивший вести работы архитектору В.П. Стасову. Закладка нового храма состоялась 26 августа (7 сентября) 1827 года. До нас дошло свидетельство, относящееся к этому времени: " По распоряжению архитектора пятого класса Стасова начали производить в соборе Спаса Преображения разные работы: сломана паперть с северной и южной сторон крыльца; сверх того требует он, чтобы к 6 августа под паперть набить 160 свай, потом заготовить материал для закладки... " Строительство удалось завершить в предельно сжатые сроки, на нём трудились не только рабочие, но и солдаты Преображенского полка. Уже к началу зимы 1828-1829 годов собор был готов. Его освящение митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Серафимом (Глаголевским) состоялось 5 (17) августа 1829 года - спустя ровно 75 лет после освящения сгоревшего собора.

http://sobory.ru/article/?object=01539

С 2006 года в рамках диалога обсуждается тема соборности и примата во Вселенской Церкви; предметом обсуждения стала роль Римского епископа — как православные воспринимают эту роль сегодня и какой она была в первом тысячелетии. В ходе выступления митрополит Иларион выделил наличие двух совершенно различных моделей церковного устройства на Западе и на Востоке. «Папство на Западе сложилось в результате длительного, двухтысячелетнего развития, так и отсутствие папства на Востоке обусловлено таким же двухтысячелетним развитием, в том числе полемикой с католичеством, ведь в ходе полемики одним из главных аргументов против папства со стороны Православных Церквей было то, что единым Главой Церкви является Господь Иисус Христос — именно Он возглавляет Вселенскую Церковь, и у Него нет викария на земле. А уже на человеческом уровне Вселенская Церковь состоит из Поместных Православных Церквей, каждая из которых возглавляется Патриархом, Митрополитом или Архиепископом и имеет соборную систему управления», — пояснил архипастырь. Митрополит Иларион также коснулся темы взаимоотношений с Восточными (Ориентальными) дохалкидонскими Церквами, поделился сложностями в общении с протестантскими общинами, все более подверженными влиянию либерализации, что приводит в ряде случаев к введению женского священства, благословению однополых союзов. «Общих точек соприкосновения становится меньше», — констатировал председатель ОВЦС. По окончании выступления митрополит Иларион ответил на вопросы, которые касались, в частности, возможной положительной динамики во взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью, ситуации на Украине и подготовки к Всеправославному Собору. Отвечая на первый вопрос, архипастырь указал на наличие общих для христиан вызовов, среди них — секуляризация, размывание в обществе традиционных семейных ценностей, угроза христианскому присутствию в ближневосточном регионе. «Мы не должны ждать результатов богословского диалога, прежде чем начнем взаимодействовать, ведь, например проблема защиты христиан Ближнего Востока, которые сейчас подвергаются самому настоящему геноциду, не терпит отлагательств, — уверен архипастырь. — Мы не можем ждать годы или десятилетия, пока достигнем единства и согласия по другим темам. Это вопрос, по которому мы должны взаимодействовать здесь и теперь».

http://patriarchia.ru/md/db/text/3477579...

Раздел III А) Об обращении Святейшего Синода, после долгих недостаточно успешных увещаний имябожников на Афоне, к гражданской власти с просьбой о немедленном, хотя бы и принудительном, выселении с Афона в Россию всех русских имябожников, что Правительство и исполнило. Выселение монахов-имябожников с Афона лишило их возможности иметь на Афоне местожительство и пользоваться афонским церковным, в частности монастырским достоянием. Булатович и в докладных записках русскому Правительству и русскому Синоду, и в печати многократно жаловался на это и от своего имени, и от имени прочих имябожников, видя в этом насильственном выселении попрание канонических и гражданских прав имябожников на Гору Афон и на монастырское имущество Афона. В свое время в печати выступил целый ряд защитников претензий имябожников. Я не буду подробно полемизировать со всеми мелкими и крупными доводами Булатовича и его защитников, в такой подробной полемике не будет нужды, если мы установим правильную принципиальную точку зрения вообще на подобные действия церковной власти, и в частности на это дело, конечно, правильной точкой зрения будет только православно-церковная, как наивысше справедливая, содержащая в себе не человеческую, а Божию правду. Эту точку зрения я и постараюсь установить. Обладание тем или иным достоянием (иначе говоря – имуществом) бывает двух родов: 1) или на правах полного собственника этого достояния, 2) или на правах только пользования этим достоянием. Как особое учреждение, Христова Церковь существует наряду с другими учреждениями, как единица между других единиц. Такова была воля Христа, учредителя Церкви, который сам выделил ее и обособил от других учреждений и организаций, назвавши ее Царством Своим не от мира сего ( Иоан. 18, 36 ) и Своим особым стадом овец ( Иоан. 10,14 : Я есмъ пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня). По организации своей Церковь земная есть Тело Христово, соединенное со Христом воедино и имеющее Христа своим Богом и Главою ( Ефес. 1, 22–23; 4, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Прихожане стали думать о приобретении жилья для батюшки. По Божией воле узнали, что рядом с церковной территорией продается дом. Это предопределило место строительства храма святителю Николаю Угоднику, потому что вместе с домом была приобретена и земля. В приобретении церковного дома помогли Г.Б. Вашакидзе, В.Л. Ташланов, Е.И. Ренев, В.М. Дацкевич и другие. 6 декабря в актовом зале Дома детского творчества состоялся сход жителей сел Казанское и Новоселезнево с повесткой «О строительстве церкви в с. Казанское». Сход провел Глава Казанской сельской администрации С.Л. Черкасов. Все присутствующие на сходе пришли к единому мнению: откладывать строительство храма больше нельзя. На этом же сходе было принято обращение к гражданам района с просьбой оказать посильную помощь в строительстве православного храма в селе Казанском. 22 мая, на празднование памяти святителя Николая, после Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери иерей Евгений сообщил присутствующим, что прежде существовавший храм в селе Казанском был освящен в честь Святителя Николая, поэтому и новый храм будет освящен в честь этого святого. 14 августа 2005 года иерей Евгений Пуртов освятил Поклонный крест и земельный участок под строительство храма. Однако, начала строительства пришлось ждать долго. Оно началось лишь 14 июня 2006 года. 6 апреля 2007 года перед самой Пасхой верующие встречали иерея Вадима Овчинникова из Знаменского кафедрального собора города Тюмени, который позднее, 11 января 2008 года, Указом Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия был назначен настоятелем прихода в честь Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2007 года продолжилось строительство храма. Комитет по делам национальностей Тюменской области выделил на его строительство 15 миллионов рублей. Строительство вело «Бердюжьеагрострой» во главе с гендиректором Петром Максимовичем Неймешевым. Весной 2008 года по благословению Владыки Димитрия начался сбор средств на колокола. Собирали всем миром. 19 декабря 2008 года колокола были освящены и 27 декабря установлены на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=25255

Доложили императору – потрясённый услышанным, царь снял с головы царский венец, отложил багряницу и во вретище молился всю ночь. Даже в воскресенье Юстин отказался надеть царскую одежду. Вместе с сенатом отправился в храм, где плакал о погибших. Затем царь в очередной раз выделил многие средства из государственной казны на восстановление города и жертвовал личные деньги 29 . Когда совсем уже престарелый император почувствовал слабость, он решил узаконить права на царский трон своего любимого племянника св. Юстиниана I и 1 апреля 527 г. назначил его своим соправителем. Поскольку царь очень страдал от старой раны на ноге (её когда-то пронзила вражеская стрела), ранее полученной в одной из войн, церемония посвящения Юстиниана прошла по упрощённой процедуре, во внутренней зале императорского дворца. Там был созван сенат, представители армии и схолы. Патриарх прочитал молитвы над молодым соправителем, и его объявили царем. 1 августа 527 г. император Юстин скончался 30 . Приложение Сакральные полномочия императоров и новый обряд престолонаследия В предыдущем приложении, посвящённом определению места Римского императора в государстве и Церкви, были приведены, главным образом, ссылки на политические традиции, в силу которых василевс оказался во главе церковного управления. Но они играли, конечно, не главенствующую роль в сакрализации царского статуса. Многие исторические обстоятельства способствовали тому, чтобы Византийские императоры всё более и более проникались сознанием своих высших обязанностей перед Богом и Православием. В свою очередь, современники пытались определить «опытным» путём всё той же спасительной рецепции то место, какое занимает и должен занимать Римский император в Церкви и православном обществе. Хотя в титулатуру императоров рано начали включать термин «святой», в этом нет ничего удивительного, поскольку ещё апостол Павел полагал, что все члены Церкви – святые. Отсюда, кстати сказать, сохранившийся до наших дней возглас на Литургии «Святая святым!», когда наступает время причащения 31 . В то время многие христиане искренне полагали, будто подтвердить святость могут лишь те члены Церкви, кто сподобился мученического венца или засвидетельствовал себя как исповедник. Но, как справедливо пишут, было бы весьма проблематично отнести фигуру Римского императора к данной категории верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в следующее воскресенье, 30 декабря 1907 года, отец Филофей был посвящен в сан диакона. До рукоположения в священники им временами овладевал огромный страх, но после очередного ночного видения, в котором ему открывалась Божья воля, он набирался храбрости. Спустя два года, 6 сентября 1909 года (ему было 25 лет), он под вечер покинул монастырь и в течение двадцати дней сидел в полном одиночестве в часовне пророка Илии, находящейся на самой высокой точке острова, непрестанно молясь и постигая волю Божью. Паломничество на Святую Гору и на остров Эгина 8 мая 1910 года, по благословению своего старца, он отбывает в паломничество на Святой Афон. Там отец Филофей поклонился святым храмам, монастырям, глубоко почитаемым образам, а особенно святым мощам. Он попросил встречи со святыми людьми, свел там несколько душеполезных знакомств, но был разочарован общим духовным состоянием афонцев. Среди афонской братии он выделил старца Даниила Измирского – иконописца, Спиридона Кабанна – лавриотского врача, Герасима Лесбосского, Каллиника Афинского, а также святогорских духовников: Игнатия Катунакского, Матвея Каракалинника и некоторых других иеросхимонахов. Сам он писал, что если бы он нашел Святую Гору такой, какой он себе ее представлял, то там бы и остался. Кроме того, отец Филофей обнаружил и две группировки: Боязьянов (это были македонцы, фракийцы, митилинцы, малоазиаты) и Мораитов (эпирцы и фессалийцы, уроженцы Додеканеса, Пелопоннеса,Кикладов и Крита). Никто из духовных отцов не предложил ему поменять монастырь. Приехав в Фессалоники и глубоко скорбя о положении города, он горячо помолился о скорейшем освобождении его от турецкого ига. По возвращении из города отец Филофей снова был арестован турками по подозрению в шпионаже и без всяких объяснений был заключен в темницу, огражденную колючей проволокой. Позже какой-то молодой человек освободил его. Таким образом, он поспешно отплывает на корабле и прибывает в маленький городок Волос, где ему удается встретиться со своими братьями.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=184...

Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1906 году на Гесслеровском (ныне Чкаловском) проспекте в Петербурге началось возведение отделения Дома милосердия с церковью св. Алексия Человека Божьего. Автором проекта был один из талантливейших мастеров русского стиля архитектор Герман Давидович Гримм (1865–1942). Денег на строительство не хватало, и потому к 1911 г. был отделан только верхний храм. К сожалению, в 1930–1932 этот интереснейший по соей архитектуре храм был капитальным образом перестроен по проекту Д.Г. Фомичёва и приспособлен под один из цехов завода " Измеритель " . Храм был одним из лучших образцов неорусского стиля. Церковь была заложена в 1906 г. по пректу арх. Г. Д. Гримма. Из-за недостатка средств церковь строилась очень медленно - к 1911 г. была отделана только верхняя церковь, нижняя так и осталась без украшения. В 1930-1932 гг. здание было капитально перестроено в цех завода " Измеритель " . В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью " возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда " . В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосерждия. В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь. Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм. Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к церкви св. Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=19739

По переселению души ничего не помнят из прежней жизни, потому что «дни человека, как трава – как цвет полевой, так он цветет; пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его». ( Пс. 102, 15–16 ). Будущая жизнь будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. Мир не окончится, а останется вечно, при кончине века грешники истребятся с лица земли. Церковь , по учению духоборцев, есть собрание тех, кого сам Бог выделил из среды людей мирских. Сие избранные не отличены никаким особенным символом, не соединены в одно отдельное общество с определенным учением и богослужением, они рассеяны по всему миру и принадлежат к разным исповеданиям! В более тесном смысле под церковью духоборы разумеют именно самих себя. «Мы живые храмы Божии, престолы, седалища Бога, Церковь это мое личное я». В каждом духоборце воплощается св. Троица он есть и священник, и жертвенник, и жертва: сердце есть алтарь, воля жертва, священник душа. Из такого определения само собою следует, что в церкви не может быть особых лиц иерархических. «Богослужебные обряды всех наружных церквей в мире, говорят духоборы, различные учреждения, одежды и действия вымышлены после апостолов, сами по себе они мертвые знаки, действия безразличные и для чад Божьих не нужные» 4 . Молитвенные собрания духоборцев происходят таким образом. Собравшись в просторную горницу, располагаются мужчины с одной стороны, женщины – с другой; постарше летами сидят на лавках, остальные стоят. Заседающий в переднем углу начинает читать псалом (наизусть) по собственному выбору; после него читает свой псалом сосед первого, и таким образом идет чтение псалмов поочередно сначала в мужском ряду, потом в женском. Хотя псалмы читаются по собственному выбору, но повторяться не должны. Если кто ошибется, его тотчас поправляют: «не так ты говоришь!» – «Как не так, как же еще?» – «А вот как»... и, в. свою очередь, ошибается – опять со всех сторон раздаются поправки. Чтение псалмов продолжается довольно долго, пока не истощится весь запас их, или, что бывает в рабочую тяжелую пору, пока не начнет сказываться в присутствующих усталость, послышатся с углов и укромных местечек всхрапывания. Тогда кто-нибудь приглашает собрание перейти к пению. «А что, господа, тяжко (душно) что-то, не выйти ли на двор попеть-то?»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Освящение храма было назначено на 18 февраля 1896 года, проводил его игумен Арсений. Письмом от 13 февраля 1896 года сообщалось о направлении в общину 7 послушниц из Вышневолоцкого Казанского монастыря: Марьи Сергеевны Соловьевой, 42 года; Ольги, 31 год; Марьи, 29 лет; Евдокии, 24 года, и Анны Михайловны, 22 года, Карамазиных; Екатерины Федоровны Министрафовой, 35 лег, и Елены Мельниковой, 31 год. 20 марта 1896 года Мария Сергеевна Соловьева была избрана казначеем общины, а еще 2 марта 1896 года статский советник Пётр Вознесенский выделил восемь тысяч рублей на содержание общины. 31 декабря 1896 года Тверская Духовная Консистория, рассмотрев рапорт начальницы Параскевы-Пятницкой женской общины монахини Евсевии от 19 декабря, разрешила обустроить кладбище на земле, принадлежащей общине, размером в одну десятину на расстоянии 1/4 версты от общины. Позднее община стала называться Троице-Пятницким общежительским монастырем. К 1915 году на территории монастыря было две церкви: святой мученицы Параскевы Пятницы и вторая церковь с тремя престолами - Иверской Божьей Матери, Живоначальной Троицы и святого Великомученика Димитрия Солунского и святой мученицы Параскевы Пятницы. Тогда настоятельницей была по-прежнему монахиня Евсевия, 12 монахинь и 80 послушниц, всего 93 человека. Священниками в церквах служили Василий Плетнев и Иоанн Вашуков. Монастырь имел 12 домов, из них 6 домов были двухэтажными, построены в период с 1893 по 1908 годы, скотный двор, построенный в 1895 году, конюшню 1898 года постройки, три амбара, пять сараев, гумно, ригу и баню, построенные в период с 1895 по 1900 годы, а также весь набор сельхозинвентаря. Перед закрытием в 1928 году община имела шесть лошадей, 29 коров, одного быка, двух нетелей, 33 теленка. Телят она продавала населению по цене от 20 до 50 рублей за одну голову. Община обрабатывала несколько полей, в 1928 году получила 216 пудов ржи, 482 пуда овса, 153 ячменя, 22 - пшеницы, 15 - льна и 1200 картофеля, всего 2088 пудов. Кормилась община за счет своих продуктов, которыми были: мука, картофель, капуста, свекла, крупа житная, русское масло (скорее всего, льняное), сметана, творог, молоко, масло постное (подсолнечное), соль, грибы сухие, рыба сазан и сливочное масло, которое давалось только в пасху на разговение. Записи в тетрадях со сведениями о коровах, телятах, количестве пахотной земли, урожае хлеба, израсходованных продуктах заканчиваются февралем 1929 года. Во-видимому, Троице-Пятницкая женская община в том году Советской властью была закрыта. По материалам издания Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50519

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010