В самом деле, объявив в послании всех бояр изменниками и расхитителями земли, царь оставил управление землей в руках этих изменников и хищников. Но и у опричнины был свой смысл, хотя и довольно печальный. В ней надо различать территорию и цель. Слово опричнина в XVI в. было уже устарелым термином, который тогдашняя московская летопись перевела выражением особной двор. Не царь Иван выдумал это слово, заимствованное из старого удельного языка. В удельное время так назывались особые выделенные владения, преимущественно те, которые отдавались в полную собственность княгиням-вдовам, в отличие от данных в пожизненное пользование, от прожитков. Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. Подобное учреждение возникло у нас позднее, в конце XVIII в., когда император Павел законом 5 апреля 1797 г. об императорской фамилии выделил «из государственных владений особые недвижимые имения» в количестве свыше 460 тысяч душ крестьян мужского пола, состоявшие «в государственном исчислении под наименованием дворцовых волостей и деревень» и получившие название удельных. Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства, тогда как в удельное ведомство императора Павла вошла лишь 1/38 тогдашнего населения империи. Сам царь Иван смотрел на учрежденную им опричнину как на свое частное владение, на особый двор или удел, который он выделил из состава государства; он предназначал после себя земщину старшему своему сыну как царю, а опричнину – младшему как удельному князю. Есть известие, что во главе земщины поставлен был крещеный татарин, пленный казанский царь Едигер-Симеон. Позднее, в 1574 г., царь Иван венчал на царство другого татарина, касимовского хана Санн-Булата, в крещении Симеона Бекбулатовича, дав ему титул государя великого князя всея Руси. Переводя этот титул на наш язык, можно сказать, что Иван назначал того и другого Симеона председателями думы земских бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

А. Шмеман сделал свои уточнения к первому периоду истории устава. Он выделил в первом периоде четыре этапа. Первый этап – время с I в. по 313 г., когда существовала простая форма богослужения. Богослужение имело не описательно-исторический, а эсхатологический характер. Второй этап – эпоха Константина Великого , когда начало формироваться пышное описательное богослужение. В святых местах богослужение тогда приобретает историческо-драматический характер. На Востоке в богослужении возникает подражание императорскому дворцовому ритуалу. Третий этап связан с развитием пустынного монашества, что явилось реакцией на обмирщение Церкви. Богослужебная практика монахов сводилась к чтению Писания и молитве, при этом недостатком являлась невозможность участия в Евхаристии. Четвертый этап связан с возникновением монашеских общин при городах. Монахи стали участвовать в городских соборных богослужениях, оказывая свое влияние на богослужение. Периодизация истории устава по архимандриту Киприану (Керну) Архимандрит Киприан (Керн) выделил три периода истории богослужебного устава. Первый период – это время до X в., когда устава в современном понимании еще не было. Литургическая и дисциплинарная части устава еще не разделялись. При этом дисциплинарные указания преобладали над литургическими. К этому периоду относятся несколько древних уставов. Известен устав преподобного Пахомия († 348), основателя киновийного (общежительного) монашества. Пахомий – принявший христианство язычник. Сначала он вел уединенный образ жизни в храме Сераписа, потом – при отшельнике Паламоне, а после его смерти основал монастырь в опустевшем селении Тавениси («Пальма Исиды»). Согласно «Лавсаику», Созомен у (V в.), Дионисию Младшему (VI в.) устав ему был дан ангелом (греческое и коптское житие об этом не говорят). Дисциплинарная часть этого устава больше литургической. О монашеском богослужении IVV в. рассказывает Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Иоанн Кассиан был иноком Вифлеемского монастыря, откуда он путешествовал в Египет в 390–400 г. По образцу египетских монастырей он основал мужской и женский монастыри в Марселе. В 417 г. он написал сочинение «О постановлениях киновитян», в котором говорит о символическом значении одежд, условиях приема в монастырь, особенностях богослужения. В основе монашеского богослужения, согласно Иоанну Кассиану, лежали 12 псалмов и два библейских чтения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Каменец. Церковь Симеона Столпника. Карта и ближайшие объекты Симеоновская церковь г. Каменца, каменная, была построена в 1914 году на месте старой деревянной церкви (16 в.) на том же фундаменте. По ходатайству священника Льва Поевского перед императором Николаем II, который в то время находился в Беловежской пуще, выделил 50 тысяч золотых рублей на строительство храма и ремонт башни. Является памятником архитектуры ретроспективного русского стиля. Храм-памятник 300-летия дома Романовых. По материалам официального сайта Каменецкого благочиния Древняя земля Каменца, который назывался Каменец Руський, Каменец Литовский, теперь просто – Каменец, когда-то была богата православными храмами. Согласно Ипатьевской летописи, в 1276г. построен Каменецкий оборонительный столп и на горке «Кладуча» - первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее была возведена церковь Рождества Христова, ещё позже - Воскресения Христова, при ней был открыт мужской монастырь, с 1711 по 1885 год действовала Спасо-Преображенская церковь. История Свято-Симеоновского храма началась ещё во второй половине 16 века, более 450 лет назад (1562г.). Для его строительства прихожане выбрали холм, который с востока омывался безымянным притоком реки Лесная. 14 сентября в день церковного новолетия, т.е. церковного Нового года, был освящён престол во имя Симеона Столпника. Церковь была построена из дерева, имела прямоугольную форму, состояла из алтаря, солеи с клиросом, среднего храма, притвора. Гонтовую двускатную крышу венчала небольшая главка, осиянная крестом. Отдельно от храма располагалась деревянная, четырёхугольная в плане колокольня. Церковный погост ограждала изгородь из толстых круглых брёвен. К храму вела вымощенная булыжниками дорожка. После утверждения в 1596г. Брестской унии среди прихожан стало насаждаться униатство. Службы проводились на униатский лад. В XVIII в. в приходе Свято-Симеоновской церкви насчитывался 171 двор и 826 прихожан. 29 сентября 1839г. указом Литовской духовной консистории Симеоновский приходской храм был переименован в соборную церковь. В 1865г. к приходу было приписано 3 511 прихожан. В этом же году государственной комиссией было установлено, что собор обветшал и требует капитального ремонта. 50 тыс. золотых рублей на его строительство и ремонт башни выделил император Николай II по ходатайству настоятеля Льва Паевского. Но только в 1912г. началось строительство новой кирпичной церкви на месте старой, деревянной. Все заботы по строительству легли на плечи настоятеля о. Константина Тарановича. Весной 1914г. новый храм высился во всей своей красе, а его престол (как и престол деревянного храма) освящён 14 сентября во имя св. Симеона Столпника. Рождение новой церкви пришлось на начало Первой мировой войны. Народ стал отъезжать в беженство, церковь закрылась. И только после возвращения людей из беженства в храме возобновились богослужения. Он стал приукрашаться, пополняться богослужебной утварью, книгами.

http://sobory.ru/article/?object=09598

Неизвестно, сколько времени он провел на столпе, также именовавшемся столпом во имя Пресв. Богородицы, прежде чем перешел на новое место. В Vita B и «московском» тексте упоминается видение Л. Г.: ночью во время молитвы он наблюдал огненный столп от земли до неба и сонм ангелов. У основания огненного столпа Л. Г. построил храм Воскресения, где вскоре возник мон-рь. Во всех Житиях сообщается о том, что на строительство мон-ря выделил деньги имп. Константин IX Мономах , однако детали этого события излагаются по-разному. В Vita A говорится, будто некий недобросовестный монах получил известие, что Константин скоро будет освобожден из ссылки на о-ве Лесбос. Без ведома Л. Г. этот инок отправился к Константину и выдал сведения за свое пророчество, рассчитывая на материальную благодарность. Мошенник вернулся на гору Галисий уже после того, как Л. Г. взошел на столп в мон-ре Воскресения; пожертвовал ли он деньги императора мон-рю или нет - неизвестно. Т. о., на основании этого источника нельзя утверждать, что Константин IX Мономах имел отношение к строительству мон-ря. Однако в «московском» Житии и в Vita В изложен иной ход событий: якобы Л. Г. сам через своего ученика, посланного на Лесбос, предсказал Константину освобождение из ссылки, после чего император проникся особым доверием к подвижнику и стал делать богатые пожертвования мон-рю. Сведения о том, что Константин IX Мономах участвовал в основании мон-ря, входят в противоречие с его предписанием Л. Г. покинуть Галисий и перенести мон-рь в Бессы (близ Эфеса) ( Greenfield. 2000. Chap. 245), а также не очень уверенно согласуются с известным фактом дарования монастырю устава от своего имени. Вероятно, именно мон-рю в Бессах император выделил денежное пожертвование и соответственно для этого мон-ря составил устав. Л. Г. категорически отверг имп. предписание покинуть Галисий, аргументировав свой отказ тем, что монастырь в этом месте повелел основать Сам Христос. Несогласие подвижника с предписанием властей, видимо, стало причиной острых споров о местонахождении обители и после его смерти.

http://pravenc.ru/text/2462541.html

Каменная церковь по проекту Венденской церкви построена в Голгофски в 1863 году, на средства выделенные указом Св.Синода, на земле, пожертвованной бароном Иваном Александровичем Менгденом фон Альтенвога, в количестве 2400 квадр.саженей. Новая церковь освящена 28 июня 1863 г. во имя Крестителя Господня Иоанна. Здание церкви кирпичное, в связи с такою же колокольнею. Дом для священника деревянный, построен в 1863 г. на каз.средства. Бароном Менгденом передан для церкви перламутровый крест - подарок Иерусалимского патриарха. Тем же бароном пожертвовано под приходское кладбище - земельный участок в 900 кв.саж. в 2-х верстах от церкви. Причт помещается в собственном церковно-причтовом доме, возле церкви, построенном в один год с храмом. Дом деревянный, длиной 9 и шириной 8 саженей, на каменном фундаменте и крыт гонтом. В нем же помещается церковно-приходская школа. Некогда крупное баронское имение Голгофски, расположенное в 100 км от уездного города Венден (ныне Цесис ), принадлежало барону Ивану Александровичу Менгден фон Альтенфога — продолжателю старшейшего графско-баронского рода, происходящего из немецкой Вестфалии с XV века. В разное время его представители находились на службе у Ливонской конфедереции, Римской и Российской империй. Барон Иван Александрович — внук Лифляндского губернатора и действительного статского советника графа Эрнста Бурхарда Менгдена — урожденный в поместье Галгофски, там же спустя 61 год был похоронен. В 1846 году по указу Св. Синода на мызе Галгофски был открыт первый православный приход, составляющий в себе чуть более 700 человек. Приход располагался в нанимаемом на деньги Синода доме. В 1849 году Священным Синодом начато дело о разрешении на строительство каменного храма с причтовым домом, училищем и дворовыми постройками. 25 мая 1860 года Синод издает указ о строительстве на средства помещика барона Ивана Александровича каменного храма по проекту храма в г. Венден. Барон Менгден выделил 16 500 рублей серебром на постройку церкви и деревянного причтового дома по типовому проекту, в котором так же располагалась церковно-приходская школа; баню выделил на своей мызе. Так же бароном было отдано 85 кв. десятин казенной земли для причтовых нужд в имении Аогоф, и 900 кв. саженей под приходское кладбище на мызе Галгофски. 28 июня 1863 года церковь была освящена в честь крестителя господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=07829

Вторая часть надписывается «Савин» (вар. «Савины главы»), третья: «Ильино» (в большей части списков «Ильино въпрошание»). Первая часть представляет сплошной текст, вторая и третья разделены на статьи, причем каждая часть имеет отдельный счет их. Принято думать, что все части памятника принадлежат Кирику, как автору, что Савва и Илия были епископами, которых Кирик вопрошал, как Нифонта, и на которых намекает надписание памятника («и инех»). В Илии видят новгор. архиепископа Илию-Иоанна второго преемника Нифонта (1163–1186), но епископа с именем Саввы найти не удалось не только в Новгороде, но и в других епархиях того времени. Покойный А.С. Павлов , издавая Вопрошание в Русской Исторической Библиотеке (т. VI), высказал предположение, что Савва и Илия были такими же вопрошателями и духовниками, как и Кирик, и что памятник таким образом представляет соединение трех однородных произведений одного и того же времени и места. А вместе соединены они потому, что содержат ответы преимущественно одного и того же новгородского владыки Нифонта (1130–1156). Мнение почтенного ученого нам кажется более естественным. В его пользу говорит надписание третьей части памятника. «Ильино въпрошание» надо понимать согласно со словами «се есть въпрашание Кириково», т. е. в Илии надо видеть вопрошателя, а не лицо, к которому обращались с вопросами. На это наводит и характер редакции памятника. У Кирика нет стремления разбивать на части свое вопрошание по тем лицам, вопросы которых записал. Он спрашивал, например, митрополита Климента Смолятича и записал целый ряд его ответов (см. по изд. Р. И. Б. VI т., статьи 21–38 и 43, почему эти ответы мы приписываем Клименту, скажем ниже), но он не выделил их в особые главы или в отдельное вопрошание. Почему же бы Кирик выделил Савины главы и Ильино вопрошание? Преосв. Макарий (История, III, 223, прим. 278) говорит, что все части Вопрошания сходны по способу изложения и по слогу. Но способ изложения вопрошания Илии сильно отличает его от первых двух частей: статьи Илии очень коротки и лаконичны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настоятелем храма был назначен отец Евгений Гейнрихс – выходец из семьи российских немцев-лютеран. (Он являлся также деканом Северо-Западного округа Апостольской Администратуры Европейской части России). Как отметил о. Евгений, приход св. Екатерины многоязычный: «богослужения совершаются для разных групп верующих на русском, английском, польском, испанском и даже корейском языках. Но большинство людей принадлежит к русской языковой традиции, хотя все-таки около 80% так или иначе, через боковые линии своего происхождения, связаны с традиционно католическими этносами» 894 . Однако прошло еще несколько лет, прежде чем реставрация капеллы была завершена. Это была отнюдь не «основная церковь »; реставраторы воссоздали мрамор стен, лепнину, подлинный престол, колонны. Работы проводились на деньги, собранные католиками США, по инициативе о. Роберта Фокса. В свою очередь участие в судьбе памятника принял ГИОП. Он выделил средства на реставрацию скульптур на фасадах и гидроизоляцию подвала. В 1997 г. Комитет по охране памятников выделил храму 421 тысячу деноминированных рублей на реставрацию, а в 1998 г. – 200 тысяч. 895 Немецкая фирма – производитель теплового оборудования безвозмездно провела в капеллу тепло. Осенью 1996 г. воздушные монтажники провели уникальную операцию по установке семиметрового креста на купол храма св. Екатерины. Изготовленный в 1763 году, крест был восстановлен мастерами петербургского судоремонтного завода по чертежам XVIII века. Утром, 28 октября, крест был доставлен к храму, где при помощи художников, устроивших небольшую галерею под открытым небом перед входом в храм, заводские мастера закончили монтаж позолоченных деталей; затем его освятил настоятель собора отец Евгений Гейнрихс . Сложнейшая операция по заводу креста в специальную ловушку при помощи вертолета, на подготовку которой ушло несколько месяцев, была в считанные минуты выполнена альпинистами под руководством Романа Юринова. Санкт-петербургские реставраторы и монтажная бригада уже не в первый раз работали в храме св. Екатерины. В марте 1994 г. здесь были проведены аналогичные работы по установке золоченого титанового креста над входом в храм. 896

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ведь никто не думал, что это надолго. Возникли проблемы. Где жить? К счастью, знакомые временно предоставили жилплощадь. Но на что жить? Город выделил в разовом порядке как беженцам 5 тысяч рублей. Продукты давали в социальном центре. Дочь Наташа устроилась на работу – будет подмога. Однако прокормить, обуть и одеть шесть человек семьи на одну небольшую зарплату – это почти нереально. И Церковь взялась опекать беженцев. Во-первых, троих детей – 10, 13 и 16 лет – определили в Православную гимназию, где бесплатное питание и обучение. Во-вторых, священники епархии пожертвовали личные средства, чтобы купить деткам все необходимое для школы, а также определено ежемесячное денежное пособие от епархии. Конечно, этого недостаточно, и материальная помощь этой семье от наших читателей не будет лишней. Но главное – по ходатайству епископа Орского и Гайского Иринея Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви выделил семье Креслянских средства на покупку жилья. Надо было видеть глаза матушки Светланы, полные слез, когда владыка Ириней сообщил ей такую радостную весть. Она тронута до глубины души тем, как помогают ее семье. Бесконечно благодарна Церкви и всем, кто не остался в стороне от ее горя, за такую заботу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 июня, 2018 29 июня, 2015 25 мая, 2015 20 мая, 2015 20 мая, 2015 19 мая, 2015 18 мая, 2015 15 мая, 2015 28 апреля, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе.

http://pravmir.ru/on-byil-istinnyim-voin...

1871. С. 120, 247-248). Клосс, разделяя мнение Ключевского, ссылается на данные рукописной традиции Жития - датировки старших списков редакций ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 235, 239). При этом Зубов сузил датировку Краткой редакции, предложенную Ключевским, до 1449-1459 гг. или даже до 1453-1459 гг. в связи с отсутствием в тексте упоминаний о кн. Юрии Звенигородском ( Зубов. 1953. С. 155. Примеч. 3). Альтернативное мнение принадлежит Яблонскому, который считал вслед за Некрасовым первичной Пространную редакцию, о чем свидетельствуют выражение в предисловии «да никтоже вас зазритъ ми безъвременьству слова» и характеристика Краткой редакции как «сведенной вкратце» в заголовке. При этом обе редакции, по его мнению, были написаны в 1440-1459 гг. П. Л. (что, в частности, подтверждается указанием в предисловии Пространной редакции на тождество ее автора с составителем Жития прп. Сергия, ссылкой на Житие прп. Сергия в Краткой редакции, стилистической близостью обеих редакций и сочинений П. Л.) ( Яблонский. 1908. С. 67-74). Мнение Яблонского об атрибуции Пространной редакции также нашло поддержку в науке (см.: Творогов О. В. О «Своде древнерус. житий»//Русская агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. Т. 1. С. 42. 118; Кузьмин А. В. Никон, прп., игум. Троице-Сергиева мон-ря//ПЭ. Т. 50. С. 716). Тихонравов выделил вариант Краткой редакции со стилистическими изменениями и с особым началом, где упоминалось, что при создании Жития автор опирался на рассказы ученика прп. Никона мон. Игнатия (РГБ. Ф. 299. 705. Л. 287-299 об., 60-е гг. XVI в.); этот вариант исследователь считал первичным, а Краткую редакцию - его стилистической переработкой ( Тихонравов. 1892. Отд. II. С. 176). Клосс выделил этот вариант текста Жития в Особую редакцию и выявил ее старший список, который является автографом П. Л. (РГБ. Ф. 304/I. 763. Л. 407-414 об., 50-е гг. XV в.). При этом, по его мнению, Особая редакция представляет собой стилистическую переработку Краткой редакции, выполненную самим писателем; Краткая редакция была написана П. Л. ок. сер. 40-х гг. XV в., Особая - в 50-х гг. XV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 177, 235-239). Мнение Клосса получило дополнительную аргументацию. Н. В. Пак обнаружила неизвестный ранее лит. источник Жития - Похвальное слово патриарху Евфимию Тырновскому, составленное Григорием Цамблаком ( Пак Н. В. О неизвестном источнике Жития Никона Радонежского (в печати)). Сопоставительный анализ этого сочинения с редакциями Жития прп. Никона показал, что первичной является Краткая редакция, Особая редакция была ее переработкой, выполненной П. Л. (можно говорить о Первой и Второй Пахомиевских редакциях Жития прп. Никона), Пространную составил неизвестный книжник на основе Краткой в сер. XVI в. Краткая редакция Жития послужила источником игум. Иродиону (Кочневу) при создании Жития прп. Александра Свирского ( Пак Н. В. 2017).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Капустного тоже можно. Можно, пожалуйста, и сок лопуха, если время года подходящее. Можно щавеля. А можно и сельдерея. И так каждый день. А потом можно смело переходить на яблочное пюре. Экзему, говорят, как рукой снимает! И что — отец Антоний с отцом Никифором, люди чистые, открытые, ей поверили. На следующий день собрали в лавре вокруг себя близких по духу монахов, страдающих всякими недугами — а монахи всегда чем-нибудь больны, так им Господь помогает смиряться и бороться с плотскими искушениями, — и поведали им о чудодейственном, хотя и многотрудном методе. Всех привлекла великопостная направленность лечения: полнейшее сыроядение. Постановили пригласить Фотинию Фроловну в монастырь, а гостиничник даже выделил ей комнатку, и все уже именовали ее не иначе как опытным и тонким врачом, называли «доктор», а кто-то так даже и «профессор»… Через несколько дней Фотиния Фроловна прибыла в монастырь вместе со своими грелками, клизмами, соковыжималками и долго инструктировала монахов. Оливковое масло, а также необходимые овощи выделил монастырь. В течение нескольких месяцев продолжался этот очистительный бум, напоминавший какую-то эпидемию, охватывавшую все новых и новых пациентов. Монахи ходили со странным стеклянным блеском в глазах, с лицами, как бы вовсе отрешенными от действительности, и полушепотом делились своими ощущениями с собратьями. Фотиния Фроловна считалась теперь непререкаемым авторитетом, с ней, бывало, и заискивали, а в голосе ее появились командирские нотки. А вот Вассе Фроловне в этом раскладе не нашлось места. Тогда она забрала из монастыря отца Никифора, который специально перебрался сюда на время отпуска, чтобы предать организм полному очищению, и велела ему забыть об этом шарлатанском методе своей сестрицы. — Поищем другой способ, — сказала она. И точно — скоро нашла. Спустилась она в погреб священнического домика, где хранились у нее соленья и варенья, и вдруг провалилась под ней земля и она оказалась в подземной дыре. Стала с перепугу ощупывать вокруг себя почву и наткнулась рукой на сундучок. Вытащили они с отцом Никифором сундучок наверх, а он оказался полон доверху каких-то старых, а может, и старинных монет. Васса Фроловна даже на зуб их пробовала — что за металл, но так и не поняла. Хотели они клад государству отдать, да Васса Фроловна приложила монету к больной голове, потому что ее мучила мигрень, а голова возьми и пройди. И так они теперь ежевечерне садились с отцом Никифором и лечились монетами — хорошо и на веки их положить, и на лоб, и к пояснице привязать — все помогает.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010