иером. Дамаскин (Христенсен) Часть II 14. Прощай Мне не взглянуть тебе в глаза. Мне не поднять лица. Не вспомнить нужных слов. Осенний ветер Зашелестит умершею листвой. И нам пора расстаться. Тих и светел Мы сохраним заветный смысл в сердцах, Невысказанный, веруя в Того, Кто по любви Своей создал наш мир Из пустоты, из ничего. 155 Родители Евгения ничего не ведали о русском Православии, и им было очень нелегко понять что к чему, когда сын рассказал о своем новом увлечении. Его отец Фрэнк считал, что речь идет о Римско-католической Церкви, в которой он сам вырос. И, как и следовало ожидать, поддержал Евгения. Мать Евгения, Эстер, напротив, поначалу противилась увлечению Евгения, она боялась холодной войны и отождествляла русское Православие с коммунизмом. Фрэнк, будучи сыном социалиста, видел разницу и старался защитить Евгения от нападок Эстер. В феврале 1959 года Фрэнк писал сыну: «Мама до смерти боится России и всего русского. Она смешивает политику нынешнего и прошлого русского правительства со стремлением народа. А поскольку ты проявляешь интерес к католицизму (sic!), особенно русскому православному, она совсем запуталась. Я же вырос в атмосфере социализма, под влиянием Карла Маркса, отца нынешнего коммунистического движения (как это мне видится), и знаю, что главнейшее в Марксовой системе – это неприятие религии, поскольку, дескать, от нее одно зло. Русская Церковь и коммунистический режим должны быть непримиримыми врагами. И посему я никогда не связывал твое увлечение Церковью с интересом к коммунизму. Я, право, не знаю, откуда мама взяла, что Церковь и коммунизм – одно и то же. Может, потому, что в России есть и то и другое. ...Так что, когда услышишь ее жалобы и сетования, помни: я на ТВОЕЙ стороне. Не огорчайся. Это лишь малые препятствия на пути. Всегда твой Папа». Трогательные слова Фрэнка оказались верными. Эстер в конце концов преодолела свои страхи. И хотя «рифы» еще попадались, корабль Евгения держал правильный курс. На Евгения письмо Фрэнка, вероятно, произвело небывалое впечатление и, может быть, повлияло на его духовный путь. По словам родных, Фрэнк если когда и посылал кому-либо письма, то крайне редко. Здесь же он явно чувствовал серьезную потребность выразить сыну свое мнение. Пусть он не видел разницы между римокатолицизмом и русским Православием, но от него Евгений услышал то, что было жизненно необходимо: отец поддерживает его устремление к Православию и даже, вопреки обыкновению, без обиняков высказывает несогласие с мнением жены по этому вопросу. И пожалуй, самое главное: отец любит его независимо ни от чего. Может быть, именно безусловная отцовская любовь, выраженная в том письме, помогла Евгению раскрыть сердце навстречу беззаветной любви Божией. Вскоре после получения письма от отца Евгений запишет свою первую молитву, прося Христа о милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Интервью с протоиерем Владиславом Свешниковым, настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках. Духовный отец на самом деле внутренне, не обязательно с долгими словами и размышлениями, входит в жизнь духовных детей. В жизнь тех, кто с ним – просто потому, что он их любит, и душа за них болит. И одним только фактом, что душа о них болит, они оказываются вместе и вместе идут путем спасительным. А он старается вести их ко Христу. Протоиерей Владислав Свешников родился в 1937 году. Окончил ВГИК, киноведческий факультет. Именно там впервые прочитал Библию, которая, по его словам, «навсегда стала самой ценной книгой», но до прихода в Церковь оставалось еще 5-6 лет работы в Госфильмофонде, в течение которых на окончательное решение влияла жизнь, книги и друзья. Именно в это период открывалась неправильность жизни без высших идеалов, в то время, как все жизненные обстоятельства подталкивали к тому, что есть правда выше человека, и эта правда Божественная. Поскольку в семидесятые годы ХХ века поступить в семинарию человеку с высшим образованием было практически невозможно, в 1976 был рукоположен в Калининской (ныне Тверской) епархии в городе Осташков, где несколько лет служил у мощей преподобного Нила Столобенского. Сейчас настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТБИ. Написал несколько книг, в частности, первый после государственного переворота 1917 года, учебник по нравственному богословию “Очерки Христианской Этики”, “Заметки о национализме подлинном и мнимом”. – Кто такой духовник или духовный отец ? – По большей части в церковной практике духовником или духовным отцом является священник, с которым те, кого принято называть его духовными чадами, совершают общий путь ко спасению. Но, поскольку он не просто рядом идущий, а еще и священник, он, во-первых, совершает таинство (в первую очередь речь идет о таинстве покаяния – исповеди). Во-вторых, он как пастырь стремится помочь духовному чаду, чтобы в душе последнего внедрились те духовные и нравственные качества жизни, которые находятся в пространстве Священного Писания и Предания. И если с Писанием дело довольно просто, потому что оно для всех одно и в каждом конкретном случае речь идет только о том, как применить к данному конкретному лицу различные евангельские принципы, чтобы сделать их осуществимыми, то в Предании по его бесконечности и возможностям многообразных форм проявления, область деятельности духовника становится гораздо более обширной, значимой. Он стремится нежно и ласково показать, в чем некоторые жизненные установки его духовных чад не соответствуют духу Предания и что, напротив, следовало бы в этом духе Предания раскрывать и развивать в себе, в своей душе и в своей жизни. Но это в обычной практике.

http://pravmir.ru/duxovnyj-otec-kto-on/

1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности 10 декабря 1910 года Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший батюшка игумен, отец Мисаил! Благословите! Вам известно, что в братстве Фиваиды, с некоторого времени, произошло смущение. Поводом к сему послужило – 1-е: рецензия Ильинского монаха о. Хрисанфа, в коей он позволил дерзко выражаться об имени «Иисус» Христовом, совсем отвергая Его обоготворение 19 ; 2-е: сем бедные выражения иерос- химонаха о. Алексия, который говорил иеромонаху Мефодию, и другим об Имени Иисус Христовом, сравнивая Его с простым именем человеческим. Свободные выражения о. Алексия о Имени «Иисус» Христовом стали известны братству, и по сему многие у него не берут благословения. В настоящее время о. Алексий не повторяет прежних дерзких выражений о Имени Иисус Христовом, теперь он называет Его Божественным, но оно (по его мнению) не Бог , и сии слова о. Алексия поддерживал (а теперь неизвестно) наш старец иеросхимонах Аврамий: в одно время о. Аврамий сказал в церкви братии, что у о. Алексия было одно лишь недоразумение; не сказал, что была ошибка, и этим произвел в братстве смущение, которое и до сих пор не утихает; ибо ошибка о. Алексия известна братству, а сознания в ошибке со стороны о. Алексия нет, напротив, ему дает поддержку, он и теперь стоит на своем, что имя «Иисус» Христово – не Бог. Мы желаем, чтобы о. Алексий и другие с ним единомысленные исправили свою ошибку, и сказали бы, что имя «Иисус» Христово есть Бог . Если это будет ими сказано, и они впредь не будут говорить, что имя Иисус Христово – не Бог, то у нас по- прежнему будет мир, спокойствие и единомыслие. Мы веруем и в духе исповедуем, что святейшее имя Иисус Христово – есть Бог; они – сие имя Иисус Христово неотделимо от существа Сына Божия и Бога – оно Едино с Ним. Сам Господь Иисус Христос во св. Евангелии сказал о Своем Имени «Иисус», называя Его Своим – оно Едино с Ним. И по сему, мы, несомненно, веруем, что Имя Иисус Христово в Боге и Бог в своем Имени присутствует, невидимо и непостижимо, как Бог везде сый и вся исполняй.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Глава 1 2 3 4 Великий законодатель Моисей первый из всех словеса Божии оставил нам в письменах; а богомудрый Малахия после всех написавших пророчества предал письмени божественные провещания. Времени написания, подобно другим Пророкам, не означил он, но тем самым, о чем пророчествовал, дал видеть, что, по создании Божия храма и по умирении иудейскаго народа, сподобился сей благодати. Ибо не обвиняет Иудеев в нерадении о храмоздании, как блаженные Аггей и Захария, но напоминает им Божии благодеяния, обвиняет же, частию иереев, а частию и других, выставляя на позор учиненные ими беззакония. Предрекает он и пришествие во плоти Владыки Христа, и спасение, каким в следствие оного воспользовался род человеческий; предвещает и призвание язычников и неверие Иудеев, а сверх того второе пришествие Бога и Спасителя нашего. Называется же на языке греческом Ангелом, а на еврейском Малахиею, и начинает пророчество так: Толкование на пророка Малахию Глава 1 Мал.1:1. Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его. Ум мой, говорит Пророк, будучи объят Божиею благодатию и став вне всего человеческого, приял в себя предвещание об Израиле не для того, чтобы одному иметь ведение сие, но чтобы и Иудеям возвестить объявленное. Поэтому-то Пророк нарек себя Ангелом, как служащего словесам Божиим. Так указав вещающего устами его Господа, увещавает народ внимать изрекаемому: «Положите убо на сердцах ваших,» то есть, со всею тщательностию внимайте словесам Божиим. Мал.1:2. Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Не потому сказал сие Пророк, что действительно народом предложен был такой вопрос, но обличает сим непризнательность сердца их; потому что, пользуясь такою любовию Бога всяческих, не только пребывали неблагодарными Благодетелю, но даже не познали и того самого, что возлюблены. Посему-то Пророк обличает неблагодарное их сердце, доказывая избыток любви, явленной издревле еще предкам. «Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех.» И вы, непрестанно питающиеся сказаниями Моисеевыми, ясно знаете, говорит Пророк, что Исав и родоначальник ваш Иаков имели одного отца, произошли из одной утробы, вмещались в одном чреве, однакоже ни одинаковость естества, ни время рождения, которое для обоих было одно, не расположили Меня иметь к ним одно и тоже расположение. Напротив того, когда отец, следуя законам естества усиливался право первенства предоставить Исаву, Я устроил, что вместо него получил старейшинство Иаков; потому что возненавидел Исава за лукавство нрава, возлюбил же Иакова, как любителя добродетели. Да и род Исавов, поелику возревновал нравом прародителя, оставлен Мною в небрежении; почему и населял эту пустыню. Ибо сие выразил Пророк в присовокупляемом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2894...

Глава 1 Мал.1:1 . Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его . Ум мой, говорит Пророк, будучи объят Божиею благодатию и став вне всего человеческого, приял в себя предвещание об Израиле не для того, чтобы одному иметь ведение сие, но чтобы и Иудеям возвестить объявленное. Поэтому-то Пророк нарек себя Ангелом, как служащего словесам Божиим. Так указав вещающего устами его Господа, увещавает народ внимать изрекаемому: Положите убо на сердцах ваших. То есть, со всею тщательностию внимайте словесам Божиим. Мал.1:2 . Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Не потому сказал сие Пророк, что действительно народом предложен был такой вопрос, но обличает сим непризнательность сердца их; потому что, пользуясь такою любовию Бога всяческих, не только пребывали неблагодарными Благодетелю, но даже не познали и того самого, что возлюблены. Посему-то Пророк обличает неблагодарное их сердце, доказывая избыток любви, явленной издревле еще предкам. Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех . И вы, непрестанно питающиеся сказаниями Моисеевыми, ясно знаете, говорит Пророк, что Исав и родоначальник ваш Иаков имели одного отца, произошли из одной утробы, вмещались в одном чреве, однакоже ни одинаковость естества, ни время рождения, которое для обоих было одно, не расположили Меня иметь к ним одно и тоже расположение. Напротив того, когда отец, следуя законам естества усиливался право первенства предоставить Исаву, Я устроил, что вместо него получил старейшинство Иаков; потому что возненавидел Исава за лукавство нрава, возлюбил же Иакова, как любителя добродетели. Да и род Исавов, поскольку возревновал нравом прародителя, оставлен Мною в небрежении; почему и населял эту пустыню. Ибо сие выразил Пророк в присовокупляемом: Мал.1:3 . И учиних пределы его во исчезновение и достояние его в нырища пустынна. Мал.1:4 . Зане аще речет: Идумея разорися, и обратимся, и возсозиждем опустевшая ея, еще глаголет Господь Вседержитель: тии созиждут, и Аз разорю, и нарекутся им пределе беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Как грамотно организовать свой time management студенту, чтобы все успевать? Об этом мы поговорили с протоиереем Максимом Козловым, человеком, который не только все время работает с молодыми людьми, но и сам успешно совмещает множество занятий. Протоиерей Максим Козлов как настоятель домового храма св. мч. Татианы – человек занятой: богослужения, прием посетителей, преподавание в школе духовного пения, ответы на вопросы посетителей сайта в рубрике «Вопросы настоятеля» и безусловно масса хозяйственных попечений по храму, потому что, как ни крути, домовый храм при МГУ, как и любой другой большой храм – это еще и большой хозяйство. Кроме того о.Максим – профессор Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской православной Церкви. Кроме того – отец четырех дочерей и дедушка двоих внуков. Частый гость в радио– и телепередачах, автор книг, церковных бестселлеров: «400 вопросов о Вере и Церкви», «Последняя крепость», «Клир и мир». «Сочиняю проповеди в пробках» – Отче, вы действительно успеваете все это совмещать? И без каких-либо утрат? – С одной стороны, утраты, конечно, имеют место. Потому что, скажем, научно-богословской деятельностью в результате в жизни я занимался и занимаюсь меньше, чем просит душа. Где-то храм страдает от преподавания или учебных и административных нагрузок. Где-то, напротив, мои студенты страдают из-за моей занятости по храмовым делам. Но, с другой стороны, скажи мне: «Откажись от чего-то своей волей, выбирай, от чего будешь отказываться, делай что-нибудь одно», то, пожалуй, и ни от чего бы не стал отказываться. Не только по принятии воли Божией – Господь дает, и отказываться грешно, и послушания нужно нести, пока силы есть, – но и потому что есть некоторое внутреннее ощущение некоторой, если угодно, взаимополезности для человека множественных трудов и послушаний. Учебные труды помогают мне не коснеть в приходских буднях. Семейные обязанности – не засыхать по отношению к студентам. Так одно с другим все время бывает связано. Так наиболее вразумительные тексты пишутся на коленке. Теперь уже не на страничке пером, а двумя пальцами на КПК в машине.

http://pravoslavie.ru/37067.html

16. Беседа со старообрядцем о словах апостола Павла «не прославися прославленное в части сей» (2Кор.3:10, зач. 173.) В одно время пришел ко мне старообрядец беспоповского согласия, привел с собой и несколько человек других, с которыми он беседовал у монастырских ворот: ему хотелось пред этими людьми уличить меня, будто я несправедливо проповедую о вечности Церкви и неодоленности ее вратами ада. Он сказал: Вы всегда проповедуете о вечности Церкви и ее неодоленности; но апостол Павел явственно пишет, что Церковь новозаветная во всей полноте своей, то есть со всеми чинами и таинствами, не всегда, не вечно будет существовать. Я спросил: А где это апостол пишет? Благоволите указать, и мы рассмотрим, действительно ли таковые мысли есть у апостола Павла. Старообрядец ответил: Во втором послании к Коринфянам, в зачале 173-м, апостол говорит: «не прославися прославленное в части сей». Я сказал: Поясните нам, как вы разумеете эти апостольские слова. Старообрядец. Под словом прославленное апостол разумеет Церковь Нового Завета; поэтому, говоря: не прославися прославленное в части сей, апостол возвещает, что Церковь Нового Завета не будет иметь вечности, а постигнет ее такое же прекращение, как и ветхозаветную Церковь . Я спросил: Кто из святых отцов и учителей Церкви толковал эти слова апостола Павла так, как вы их толкуете? Старообрядец. На что нам толкование святых отец, когда эти слова ясны сами собою и не требуется на них никакого толкования святых отец! Я ответил: Если вы на приведенные слова апостола Павла никаких толкований святых отцов не хотите представить и слышать их не желаете, аки бы по совершенной ясности словес апостольских, а истолковали их сами по своему разумению, как вам было угодно, то и мы, не приводя отеческих толкований, будем рассматривать только самые слова апостола Павла, и из этого их рассмотрения ясно обнаружится, что вы их понимаете несправедливо. Слова: не прославися прославленное в части сей, апостол Павел сказал совсем не о Новом Завете, как вы утверждаете, а о Ветхом, который называет писанным на камени, престающим в славе, тогда как, напротив, Новый Завет называет пребывающим в славе, проповедуя тем его вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Второй член символа веры (Верую) „и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша». Изречения „Сын – видимое Отца, Отец – невидимое Сына». (Св. Ириней Лионский ). „Неизъясним образ бытия Единородного Сына, Который превышает понятие не только евангелистов, но и ангелов». (Св. Афанасий Великий ). Отец – незримый источник, Сын – родник, Дух Святый – ручей, текущий от родника. Бог – три звука образуют одно Существо. Три тона сливаются в один аккорд. Три способности души: сознание, желание и чувствование образуют одну душу. И при своем различии они не разделимы друг от друга, как три стороны треугольника. Вид, цвет и запах цветка – различное, но объединенное во едином существе. Вода является в трех состояниях. „Сила ума нашего по естеству способна к познанию телесных и безтелесных существ; о святой же Троице ведение приемлет она по единой благодати, веруя только, что Она – есть, но отнюдь не дерзая пытать, что она есть по естеству, как это делает демонский ум». ( Максим Исповедник ). Это сказано о естестве Троицы, но самая „идея триединства Божия, будучи столько же истиною умозрительного разума, как и Откровения, никогда не встречала возражений со стороны наиболее глубокомысленных представителей философии; напротив, они относились к этой идее не только с признанием, но и с энтузиазмом, как к величайшему торжеству умозрительной мысли. Непонятною же или просто нелепою являлась эта идея лишь для внешнего, механического разсудка». (В. С. Соловьев ). Блаж. Августин находил в человеческом духе триединство: бытие, знание и волю, и при том каждый из этих актов заключает в себе два других. („Confessiones»). Лейбниц (философ) указывал триединство в акте самосознания; в этом акте объединены сознающее и сознаваемое; третьим членом этого единства является разум в действии, и ни одного члена из этой триады нельзя изъять, чтобы не распалось единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Закрыть itemscope itemtype="" > Батюшка на крыше, или От цели к воплощению 17.06.2020 580 Время на чтение 5 минут «Саратовский священник залез на крышу для сбора денег»… Увидев с утра в местных новостях такой заголовок, мы, признаться честно, немного испугались. А следом появились еще и еще — подобные. Но оказалось, что пугаться совершенно нечего. А вот удивиться и порадоваться – напротив, есть чему. Настоятеля Крестовоздвиженского храма Хвалынска протоиерея Виталия Колпаченко знает, без преувеличения, весь этот небольшой городок — и знает не в последнюю очередь как незаурядного оптимиста. Он почти двадцать лет служит в этих краях, и все эти два десятилетия что-то восстанавливает, строит, развивает. Будучи человеком с актерской жилкой, он умудряется наполнить творческой энергией даже трудные и нереалистичные, на первый взгляд, дела. Десять лет назад отец Виталий стал основателем и директором Хвалынской православной гимназии во имя святого мученика Александра Медема — в этом году у учебного заведения юбилей. Эти годы в основном прошли для священника не в уютном директорском кабинете, а в заботах прораба, так что прихожане порой не в шутку, а вполне всерьез поздравляют отца Виталия с «профессиональным» праздником — Днем строителя. Сейчас гимназисты учатся в двух небольших разрозненных корпусах. Оба эти здания были переданы епархии в полуразрушенном состоянии — одно в 2010-м, другое в 2015 году. Теперь в них красиво и уютно трудами многих неравнодушных людей: родителей гимназистов, прихожан, благотворителей. Но гимназия растет, в следующем учебном году в ней будет учиться уже одиннадцать классов, тогда как начинали с одного — первого. Местные власти согласились передать Церкви заброшенный корпус бывшей санаторной школы-интерната. Осмотрев руины огромного здания, внутри которого можно было бы делать селфи с подписью «Я был в Чернобыле», многие категорически отказались бы брать на себя такую ношу. Но не отец Виталий… Он увидел в этой ситуации прежде всего возможность, которую давно искал: объединить всю гимназию под одной крышей, под которой у ребят наконец будут просторная трапезная, актовый и спортивный залы, зоны для игр и отдыха и, конечно, место для молитвы.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/17/batyus...

диакон Сергей Исайчев В статье описаны наиболее важные пророчества, которые сбылись на Иисусе Христе, а также комментарии святых Отцов и учителей Церкви недвусмысленно говорящие о том, что имя Божие «Иегова» относится не только к Богу Отцу, но к Его Сыну и Святому Духу. Deacon Sergey Isaychev Penza Theological Seminary Jehovah is not only the name of the father The article describes the most important prophecies that have come true in Jesus Christ, as well as the comments of the Holy Fathers and the Fathers of the Church stating not ambiguously that the name of God “Jehovah” refers not only to God the Father but also to His Son and to the Holy Spirit. Одной из самых любимых и, пожалуй, главных тем, для Свидетелей Иеговы (далее СИ) является, конечно же, имя Бога. Вы встречаете на улицах улыбающихся проповедников, которые никогда не расстаются с журналами под названием «Сторожевая Башня», и которые обязательно покажут Вам цитату из Библии, где Бог именуется именем «Иегова». Но свидетелю вряд ли известно, что весь христианский мир «Иеговой» именует не только Отца, но и Единородного Сына Его – Иисуса Христа. Что же говорит Библия по этому поводу? Прежде всего, нужно оговорится, что мы ни в коей мере не утверждаем, что Иисус и Отец – это одна Личность – напротив, это две разные Личности, однако у них одно на двоих имя. Итак, что же говорит Ветхий Завет об имени Отца и Сына? Любопытно, что этим вопросом интересовался еще праведный Агур в книге «Притчей»: «Кто взошёл на небо, чтобы он мог сойти вниз? кто собрал ветер в пригоршни? Кто завязал воды в накидку? Кто установил все пределы земли? Знаешь ли как зовут его и как зовут его сына ?» ( Притч.30:4 , ПНМ 1 ). Вопросы Агура актуальны и в беседах со СИ, ведь они в свою очередь акцентируют внимание лишь на имени Отца, забывая про Сына. Итак, называет ли Ветхий Завет Иеговой Сына и Отца? Так, к примеру, в Ветхом Завете существует, цитаты, где «Иеговой» именуются две или даже три Божественные Личности. Примеры трёх личностей: Первый стих, который стоит рассмотреть, называется Аароново благословение:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010