Но есть Один, который Сам ищет нуждающихся в помощи. Сам ходит по свету и зовет, почти молит: «Ко Мне». Один-единственный, который может помочь и помочь в том, что «одно только нужно», спасти от единственной, в истинном смысле смертельной болезни. С. Кьеркегор. Введение в христианство   «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, – говорит Христос, – войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3:20 ). «Кто любит Меня, – продолжает Он, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Иоанн Богослов, евангелист и автор книги Откровение, использует напоминающие о Евхаристии образы обители и дверей, которые отворяются навстречу входящим, приглашая к общей трапезе. Господь бесконечно терпелив и милосерден – Он неотлучно стоит у дверей нашего сердца и стучит, ожидая, что мы услышим Его голос и, отворив эти двери, примем Его к себе. Тогда Он будет вечерять с нами, а мы с Ним – возникнет согласное движение навстречу друг другу. Бог не навязывает ничего насильно, но как бы спрашивает желания человека принять то, что ему приготовлено. Смиренно и кротко Он ожидает нашего согласия открыть двери своей души, когда мы захотим полюбить Его и соблюсти заповеди, которые Он нам дал. Сказать «люблю» и при этом ничего не сделать равносильно тому, как поступил «неосновательный» человек, который строил свой дом на песке (см.: Мф. 7:24–27 ). Напротив, не только говоря о любви, а делая подобающие дела, мы будем больше напоминать «основательного» человека, который построил дом свой на камне. Когда возникли испытания, дом на камне устоял, а на песке разрушился. Дела укрепляют слова, которые мы произносим, когда они возникают где-то в сердце и разуме. Действительно, произнося слова, может быть, мы и хотим что-то сделать, но если не подкрепить делом свое слово, то оно прозвучит «вхолостую». Если говорим, что любим Бога, а Его трапезу не разделяем и не впускаем в свое сердце Того, Кто «стоит и стучит», то наши слова пусты и остаются просто комбинацией букв и звуковыми колебаниями воздуха. Как совершить дело Христа и исполнить Его заповедь? Отложив свои дела и успокоившись на том, что уже есть в нашей жизни, нужно собраться вместе с одной только целью – отворить свое сердце Богу, Который терпеливо ждет всей полноты нашего общения. Есть реальная возможность встретить Его, отворив двери души, чтобы принять Его и вечерять с Ним. Он будет с нами, а мы с Ним. Отметим встречную направленность движения – Христос входит в наш дом и вносит Свою трапезу, чтобы нам на ней пребывать вместе с Ним. Эту трапезу мы принимаем и возвращаем Ему жертвой своего сердца. Так совершается евхаристический круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Но не дай Бог, чтобы кто-нибудь имел столь жестокую и бесчеловечную душу. Что ж, если нас оскорбляют единоплеменники? Ведь это уже тяжело? Напротив, это-то и легко. Почему так? Потому, что не одинаково переносим мы обиды от тех, кого любим, и от тех, кого не знаем. Поэтому утешая обиженных, мы часто говорим такие слова: тебя обидел брат, – перенеси великодушно; обидел отец, обидел дядя. Если же имя брата и отца имеет такую силу, – что же, если я назову имя еще более родное? Мы не только братья друг другу, но и члены, и одно тело. Если мы ценим имя брата, – тем более имя члена. Не слыхал ли ты мирской пословицы, которая говорит, что в друзьях надобно терпеть и недостатки? Не слышал ли, что и Павел говорит: «носите бремена друг друга» ( Гал.6:2 )? Не видишь ли любовников? Между вами я не могу найти другого примера, и потому принужден обратить речь на этот предмет. Тоже, впрочем, делает и Павел, говоря так: «притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их» ( Евр.12:9 ); особенно же прилично сказать здесь то, что он пишет римлянам: «как, – говорит, – предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так... представьте члены ваши в рабы праведности» ( Рим.6:19 ). Потому и мы смело будем держаться этого примера. Итак, не видишь ли любовников? Сколько они переносят бедствий, пылая страстью к блудным женщинам! Их бьют по щекам, колотят, над ними смеются; они терпят блудницу развратную, которая отвращается от них и наносит им тысячу оскорблений. И при всем том, если хотя однажды они увидят что-нибудь приятное и ласковое, все им кажется благополучным, все прежнее исчезает и все переносится легко, будет ли то бедность, или болезнь, или другое что подобное. Жизнь свою они считают бедственною или блаженною, смотря по тому, как расположена к ним их любовница. Не знают они ни человеческой славы, ни бесчестия; но, хотя бы кто и оскорбил их, – от великого удовольствия и за ее благосклонность они все переносят легко. А она сама хотя бы ругала их, хотя бы плевала им в лицо, – они терпят это и думают, что в них бросают розами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Он их звал не одними только словами, но и делами; звал, по вознесении Своем, через Петра и прочих апостолов. Именно сказано: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» ( Гал. 2:8 ). Так как иудеи, увидев Сына, вознегодовали и убили Его, то Он зовет их опять через рабов. И к чему Он их призывает? К трудам, подвигам, бедствиям? Нет, Он их призывает к веселью. Говорит Он: «тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово». Какой пышный пир, какое великолепие! Но и это их не обратило; напротив, чем Он больше долготерпел им, тем более они ожесточались. Они не пришли на брачный пир по лености, а не потому, что заняты были делами. Но как же одни из них представляют в извинение свое брак, а другие – волов? Разве это занятие? Ни в коем случае. Для духовных дел должно оставлять все другие занятия, даже необходимые. Мне же кажется, что они представляли такие причины только для того, чтобы прикрыть свою беспечность. И не только то одно худо, что они не пришли, но всего безрассуднее и ужаснее то, что они и пришедших приняли весьма дурно, надругались над ними и убили; это гораздо хуже прежнего. Прежде приходили к ним требовать плодов, и приходившие были убиты; теперь приходят от Убиенного ими звать на брачный пир, и также они убивают их. Что может сравниться с такой жестокостью? За это и Павел, укоряя их, сказал: «убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали» ( 1Фес. 2:15 ). Потом, чтобы они не сказали: «Он противник Божий, поэтому мы не пришли», – послушай, что говорят призывающие: Отец делает брачный пир и призывает. Что же после? Так как они не захотели прийти, но убили пришедших к ним, то Он сжег города их и, послав войско, истребил их. Этим Он предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите, и так как иудеи оскорбили и Отца, не поверив Ему, то Он сам принимает на Себя отмщение их. Потому не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет, – после того, как они убили Стефана, умертвили Иакова и надругались над апостолами, – чтобы видно было Его долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил» ( 1Цар.24:10–12 ). Если бы я, говорит, не был вблизи тебя, не стоял около твоего тела, то не отрезал бы края одежды. Действительно, если бы он не отрезал, то ничем другим не в состоянии был бы уверить врага. В самом деле, каким образом тот, кто после стольких благодеяний враждовал против человека, нисколько его не обидевшего, мог поверить, что другой, потерпевший обиду, пощадит своего обидчика, захвативши его в свои руки? Теперь же Давид представил несомненное доказательство своего попечения о нем, и самого врага призывает в судьи и свидетели своей заботливости, говоря: «Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее» ( 1Цар.24:12 ). Так он был чужд высокомерия и свободен от всякого тщеславия, и только на одно взирал – на Суд Божий: «Да рассудит, – говорит, – Господь между мною и тобою» ( 1Цар.24:13 ). Сказал он эти слова, не того желая, чтобы Саул подвергся наказанию или получил казнь от него, а чтобы устрашен был напоминанием о будущем Суде, – потому что он не дерзнул бы призвать Всеведущего Судью и навлечь на себя осуждение, если бы не был совершенно уверен в том, что он был чист и непричастен какому бы то ни было злому умыслу. Кто не изумится, кто не удивится этой благородной и адамантовой душе (когда подумаете), что, имея право высчитать Саулу многочисленные и великие благодеяния, – так, например, он мог, если бы хотел, сказать ему: когда нашествие иноплеменников, как бы какой потоп, готово было сокрушить все государство, когда вы прятались в страхе и ужасе, и каждый день ожидали себе смерти, я пришел; и без всякого принуждения, напротив даже, несмотря на то, что ты препятствовал и удерживал, я не стерпел и прежде всех бросился на врага, принял бой с ним и отсек ему голову и, как бы какой стремящийся поток, отразил нашествие иноплеменников и утвердил колебавшееся государство; благодаря мне, ты владеешь царством и жизнью, а все остальные, вместе с жизнью, владеют городом, жилищами, детьми и женами, – мог вслед затем указать опять другие войны, которые он вел с успехом, не меньшие первой; мог указать на то, что, несмотря на то, что Саул не раз, не два, а многократно замышлял его убить и метал копье в его голову, он не помнил зла; мог указать и на другие многочисленные дела, гораздо более важные, – и однако ничего такого он не сказал, а приводит в свое оправдание только то, что случилось в тот день, говоря: «Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил " (ст. 10 - 12). Если бы я, говорит, не был вблизи тебя, не стоял около твоего тела, то не отрезал бы края одежды. Действительно, если бы он не отрезал, то ничем другим не в состоянии был бы уверить врага. В самом деле, каким образом тот, кто после стольких благодеяний враждовал против человека, нисколько его не обидевшего, мог поверить, что другой, потерпевший обиду, пощадит своего обидчика, захвативши его в свои руки? Теперь же Давид представил несомненное доказательство своего попечения о нем, и самого врага призывает в судьи и свидетели своей заботливости, говоря: " узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее " (ст. 12). Так он был чужд высокомерия и свободен от всякого тщеславия, и только на одно взирал - на суд Божий: " да рассудит " , - говорит, - " Господь между мною и тобою " (ст. 13). Сказал он эти слова, не того желая, чтобы Саул подвергся наказанию или получил казнь от него, а чтобы устрашен был напоминанием о будущем суде, - потому что он не дерзнул бы призвать всеведущего Судию и навлечь на себя осуждение, если бы не был совершенно уверен в том, что он был чист и непричастен какому бы то ни было злому умыслу. Кто не изумится, кто не удивится этой благородной и адамантовой душе (когда подумаете), что, имея право высчитать Саулу многочисленные и великие благодеяния, - так, напр., он мог, если бы хотел, сказать ему: когда нашествие иноплеменников, как бы какой потоп, готово было сокрушить все государство, когда вы прятались в страхе и ужасе, и каждый день ожидали себе смерти, я пришел, и без всякого принуждения, напротив даже, несмотря на то, что ты препятствовал и удерживал, я не стерпел и прежде всех бросился на врага, принял бой с ним и отсек ему голову; и, как бы какой стремящейся поток, отразил нашествие иноплеменников и утвердил колебавшееся государство; благодаря мне, ты владеешь царством и жизнью, а все остальные, вместе с жизнью, владеют городом, жилищами, детьми и женами; мог вслед затем указать опять другие войны, которые он вел с успехом, не меньшие первой; мог указать на то, что, несмотря на то, что Саул не раз, не два, а многократно замышлял его убить и метал копье в его голову, он не помнил зла; мог указать и на другие многочисленные дела гораздо более важные, - и однако ничего такого он не сказал, а приводит в свое оправдание только то, что случилось в тот день, говоря: " узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1570...

По первым словам змея: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?  – в которых был искажён смысл заповеди Божией, Ева могла распознать, что перед ней не просто змей – одно из созданий Божиих, но отец лжи – диавол. Распознав его, она должна была уклониться от беседы с ним. Но этого не происходит. Ева не замечает диавольского искушения, вступает в диалог и, поправляя змея, говорит: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. В этой фразе она уже искажает заповедь Божию словами и не прикасайтесь к ним  – этого Бог не запрещал. Лукавство уже начало действовать в душе жены Адама. Видя, что жена внимает его словам, враг произносит уже откровенное богохульство и ложь: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Кажется, что, услышав это, Ева должна была возмутиться, или броситься прочь, или призвать Бога, или хотя бы своего мужа, от которого она узнала заповедь Божию. Но ничего подобного не происходит. Напротив, жена не возразила ни словом, ни жестом. Она увлекается мечтой стать богом без Бога вопреки воле Божией. Душа Евы захвачена желанием равенства Богу. Ей кажется, что красота, которую она созерцала в Боге, станет её собственным достоянием и славой, что она будет иметь её в себе самой. Созерцание Бога вытесняется воображением, фантазией, мечтой о собственном величии. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «диавол увел жену в плен, увлек её ум и заставил мечтать о себе выше своего достоинства, чтобы она, увлекшись пустыми надеждами, потеряла и то, что уже было ей даровано» 381 . Соблазн стать богиней через простое нарушение заповеди был слишком велик. Мысль о том, что Бог что-то скрывает от людей, приводит её к тяжелым сомнениям и переходит во внутреннее состояние богоборчества. Греховное желание подавляет разум и волю Евы. Перед нею тяжелый выбор: с одной стороны – постепенное бесконечное совершенствование через осуществление воли Божией, с другой – союз с сатаной и, как ей кажется, мгновенное достижение равенства с Богом. Ева выбирает второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Посему и существует такое расстояние между заповедями, истинно божескими, данными свыше, вместе с благодатною силою их исполнить, и заповедями человеческими, которые только с первого взгляда кажутся довольно высокими. Магомет полагает, что он уже весьма многое сказал сими словами: «когда ты мстишь за нанесенные тебе обиды, старайся, чтобы месть твоя была соразмерна с ними; но если ты предпочитаешь перенести их с терпением, это будет полезнее для терпеливых» (Коран. XVI. 127) Но что говорит нам Божественный наш учитель? – «любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, ибо, если вы будете любить только любящих вас, какой вам ожидать награды? – и язычники, не тоже ли творят? Будьте же совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:44–48 ) По причине строгости, превозносит Магомет закон Моисеев: «око за око, зуб за зуб» как лучшее законодательство, хотя велит также руководствоваться и Евангелием (Коран. V. 52). Но он не извлек из него сих божественных слов: «вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб; а я вам говорю: не противьтесь обижающему, и если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую, и хотящему судиться с тобою и взять у тебя ризу, отдай и срачицу» ( Мф.5:38, 40 ). Одну только заповедь, о милостыни, с любовью принял Магомет, и часто упоминает о ней в Коране, внушая ее своим последователям. Если же вникнуть в изгибы человеческого сердца, то необходимо должно сознаться, что гораздо легче сотворить милостыню, от своих избытков и даже недостатков, и принять странного в дом свой, нежели простить врагу, не тому, который идет на нас с оружием, но такому, который оскорбляет нас, в предметах самых чувствительных для нашего сердца. Для сего надобно одержать совершенную победу над самим собою и достигнуть той высоты смирения и любви, которую может внушить только один пострадавший за нас Господь. Кто знает, до какой степени смирил себя Бог , чтобы восстановить падшего человека, тот уже, ради сей небесной любви, все простит брату своему, ибо имеет с ним единого на небесах Отца. Вот почему одно только Евангелие может совершенно пересоздать человека, сделав его членом семейства Христова и чадом Божьим, когда напротив того всякое другое учение, от человеков пришедшее, хотя и дает некоторое нравственное образование, но не перерождает его совершенно, не проникнув его Духом Божьим. И как не совершает оно человека отдельно, так равно и не образует его в семейном быту, по свойству тех же недостаточных законов, которые, по-видимому, как будто имеют некоторое основание в самой природе человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Потому Моисей, напоминая впоследствии еврейскому народу о явлении Господа Бога на Синае, говорит в разъяснение второй заповеди: " вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес и была тьма, и облако, и мрак; и говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образ не видели, а только глас. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего на земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им " (Второзак. 4, 11-19). Это было за полторы тысячи лет до Рождества Христова.Из этого ясно видно, что евреи не должны были делать какого-либо изображения Божества, как делали язычники. Глава 2. Священные изображения и иконы в Ветхом Завете. Изображения херувимов Нарушают ли христиане вторую заповедь Закона Божия, данного евреям, почитая святые иконы? Нет! В православной церкви св. иконы двоякого рода: на одних из икон и на большей части их мы видим лики св. ангелов и св. Божиих человеков, т.е., существ, созданных и ограниченных местом и временем, а на других изображается Триединый Бог или одно из лиц Пресвятыя Троицы: Отец, или Сын, или Дух Святый.Будем говорить сперва об иконах св. ангелов и св. Божиих человеков. Были ли запрещены Богом в Ветхом Завете изображения св. ангелов? Нет, а напротив изображения херувимов, по Божию повелению, сделаны были и поставлены самим Моисеем в скинии, т.е., в походном или переносном храме, созданном Моисеем по указанию Божественному, и сам Господь Бог открывался Моисею среди двух изображений херувимов, поставленных на ковчеге.Главной святыней в скинии был окованный золотом ковчег завета, в котором хранились две скрижали, т.е., две каменные доски с начертанными Богом десятью заповедями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

равноапостольного князя Владимира Еванг. от Иоан. зач. 35-е, гл. X, 1–9. ст. 1. Притча о пастыре добром и наемнике В читанной сегодня притче о пастыре добром Господь изображает любовь Свою к людям. «Я есмь пастырь добрый, говорил Он; пастырь добрый душу свою полагает за овец, а наемник, который не есть пастырь и которому овцы не свои, видит волка приходящего, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает их. А наемник бежит, потому что он наемник и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как знает Меня Отец, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, но и тех надлежит Мне привести, и голос Мой услышат, и будет одно стадо и один Пастырь». В этой притче Иисус Христос пастырем назвал Самого Себя, а всех людей сравнил с овцами. Он так любил всех людей, что принял смерть для спасения их и для дарования им жизни вечной. Этой же притчей Он научает нас тому, что мы должны повиноваться спасительному учению Христа и должны слушать тех пастырей и учителей, которые церковью набираются в сие достоинство, и, напротив, должны избегать таких учителей, которые учат вопреки истинным богопоставленным пастырям церкви. С давних пор наша родная земля называется святою Русью, православною Россией. Однако, было время, когда и наши предки блуждали во тьме языческих суеверий. Языческое нечестие уничтожил равноапостольный князь Владимир, которого народ наименовал впоследствии «красным солнышком». Св. Владимир был сын великого князя Киевского, Святослава. Святослав, был язычник и всю жизнь свою провел в походах. Мать его, княгиня Ольга пыталась отклонить его от военных предприятий; она не раз умоляла его остаться хотя не надолго в Киеве, принять христианство и креститься, но напрасно – Святослав не покинул своих языческих страстей и заблуждений, а умер на войне от меча своих врагов, хищных печенегов. Каков был князь, таковы были и его подданные. Почти все они были язычники. Все непонятные для них явления природы, все предметы, удивительные по своей величине или силе, они обожали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Беспечность — 1) состояние крайней беззаботности и отсутствия беспокойства; легкомысленное отношение к собственным нуждам и нуждам других; 2) черта характера, проявляющаяся в безответственном отношении к жизни. Беспечность и упование на Промысл Божий : одного сукна епанча? В одной из Своих бесед с учениками Господь Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26 ). Во время посещения Спасителем дома Марфы она со всей усердностью хлопотала об угощении Гостя, тогда как её сестра, Мария, сев у Его ног, посвятила время слушанию проповеди . Когда заботливая Марфа вознегодовала на не помогавшую ей сестру, Господь заметил ей с легким укором: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» ( Лк.10:41-42 ). При поверхностном восприятии первого фрагмента может сложиться впечатление, что Христос уча полагаться на Провидение Божье, вместе с тем учит вовсе не думать о завтрашнем дне. Другой фрагмент, как будто подводит к заключению, что при близости к Богу можно не думать даже и о сегодняшнем. Но это не так. Беспечность — нравственный недуг, который нередко соседствует с таким греховным пороком как леность . Очень часто беспечность обусловлена пессимистическим отношением к жизни. Но бывает и по-другому: беспечность порождается неуёмным стремлением к развлечениям и удовольствиям, которое, в свою очередь, ещё больше развивается и усиливается на почве беспечности. Беспечные люди нередко находят для себя всевозможные оправдания: устал, не везёт с работой и пр. Но бывает, что беспечность камуфлируется и под праведность: мол, я выше мирской суеты, целиком вверил свою судьбу в руки Божьи. Здесь-то и вспоминаются вышеприведенные библейские слова. Но легкомысленность и безответственность не свойственна праведному человеку. Господь нигде и никогда не возводил эти качества в ранг добродетелей. Напротив, Он ставил беспечность в единый ряд с глупостью: «Беспечность глупцов погубит их» ( Притч.1:32 ); «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» ( Сир.18:27 ).

http://azbyka.ru/bespechnost

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010