- Господь пришел низвести огонь не только на землю, на которой распространились Его учение и вера, но и на душу каждого, которая (сама по себе) есть терновная и бесплодная земля, но Словом Божиим возжигается как бы огнем и становится способной к принятию Божественных семян и духовноплодоносной. Ибо когда благодать Божия невидимо коснется чьей-нибудь души, то, кажется, она горит такой любовью к Богу, что нельзя и сказать. Так точно и Клеопа с его спутником, воспламеняемые невидимо огнем Божией благодати, говорили: " не горело ли в нас сердце наше " (Лк. 24, 32). Кто испытал такое состояние, тот поймет слова наши. А многие и часто испытывают оное при чтении Божественного Писания или житий святых отцев, то при убеждении и поучении от кого-нибудь, воспламеняясь душами к деланию добра, и одни пылают до конца, а другие тотчас же охладевают. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.  Христос есть мир наш (Еф. 2, 14), однако ж говорит: не пришел дать мир. Значит, слова Его загадочны. Итак, мы говорим, что не всякий мир беспорочен и добр, но часто бывает опасен и удаляет от Божественной любви, например, когда мы заключаем мир и согласие на опровержение истины. Христос не пришел дать такого мира, а, напротив, желает, чтобы мы из-за добра разделились друг против друга, что и случилось во время гонений. Ибо в одном дому отец язычник разделялся против верующего сына, и мать против дочери, и наоборот. - Как Он сказал, что пятеро в одном доме станут разделяться, а при исчислении помянул " шесть " лиц? Отвечаем: одно лицо взято дважды, именно: дочь и невестка одно и тоже лицо. По отношению к матери названа дочерью, а по отношению к свекрови - невесткой. Итак, трое - отец, мать и свекровь - станут разделяться против двоих - сына и дочери.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода не истинная. Потом, чтобы они не сказали, что не имеют греха (а можно было думать, что они и это скажут), смотри, как Он подверг их обвинению в нем. Не обличая всей их жизни, Он выставляет на вид то злодеяние, которое они только еще хотели совершить, и говорит: " знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня " (ст.37). Незаметно и мало-помалу отстраняет их от этого родства, научая не превозноситься им, потому что как свобода и рабство, так и родство зависят от дел. И не сказал Он тотчас: вы не дети Авраама, вы человекоубийцы, а Он праведник; но пока еще соглашается с ними, и говорит: " знаю, что вы семя Авраамово " , но не в этом дело; а потом произносит против них более сильное обличение. И весьма часто можно видеть, что Он, намереваясь совершить что-нибудь великое, после совершения, говорит с большим дерзновением, так как свидетельство от дел заграждало им уста. " Однако ищете убить Меня " . Что ж, скажут, если справедливо? Напротив, совсем несправедливо. Поэтому Он представляет и причину: " потому что слово Мое не вмещается в вас " . Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их. Если вы тщеславитесь родством с ним, то вам надобно выказывать и жизнь его. И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: " слово Мое не вмещается в вас " , показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало. Напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться. Что же, могли сказать, может быть, Ты от Себя это говоришь? Поэтому Он присовокупил: " Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего " (ст.38). Как Я, говорит, и словами и истиною являю Отца, так и вы – своими делами. Я имею не только одно и то же существо с Отцом, но и одну и ту же истину. " Сказали Ему: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня " (ст.39,40). Часто Он говорит здесь об их преступном намерении и упоминает об Аврааме; и это для того, чтобы и отклонить их от этого родства, и уничтожить излишнее их тщеславие, и убедить полагать надежду спасения уже не на Авраама и не на родство по естеству, но на родство по душевному расположению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Если Христос — это Отец, то Отец был помазан, а значит [помазан] кем–то другим. Если же Самим Собой, то докажи это. Но не так учат Деяния Апостолов, когда Церковь воззвала к Богу: Ибо собрались вместе, Ирод и Пилат с язычниками, в городе сем против Сына Твоего Святого, Которого Ты помазал (Деян. 4:27). Итак, они засвидетельствовали, что Иисус это Сын Божий, Который помазан Отцом. Следовательно, Иисус и был Христом, Которого Отец помазал, а не Отцом, Который помазал Сына. Также и апостол Петр [сказал]: Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2:36). Апостол же Иоанн обличает ложь того, кто отрицает, что Иисус есть Христос, и, напротив, [утверждает], что всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1). Ради этого он и нас призывает верить во имя Сына Божиего Иисуса Христа, чтобы мы были в единении с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Точно так же и апостол Павел везде говорит о Боге Отце и Господе нашем Иисусе Христе. Например, когда он пишет к римлянам и благодарит Бога чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 1:7:8). Или когда он пишет галатам, называя себя Апостолом, [избранным] не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. 1:1). Ты имеешь все его Писание  , которое именно так и проповедует и утверждает Двух — Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Отца, а также [говорит], что Иисус есть Сам Христос; [и в том] и в другом имени Он все равно есть Сын Божий. Отсюда ясно, что на том же самом основании, на котором и то, и другое имя принадлежит Одному, то есть Сыну Божию, и одно [имя] без другого также принадлежит Одному и Тому же. И там, где называется имя Иисус, понимается и Христос, ибо именно Иисус был помазан. И там, где [называется имя] Христос, Он же есть и Иисус, ибо Иисус был именно помазан. И из этих имен одно — собственное имя, которое было дано Ангелом, а другое несобственное, случайное, которое происходит от помазания, поэтому Христос [то есть помазанник] есть Сын, а не Отец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Или ты не видишь, как Он сам все с тою целью, чтобы никто не признавал Его нерожденным, и говорит и делает, даже говорит о Себе по–видимому несообразно со Своим достоинством и существом, и нисходит до смирения пророка? Изречение: « Как слышу, так и сужу », также: «… Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить » (Ин. 5:30; 12:49) и тому подобные свойственны только пророкам. Итак, если, желая отстранить такое предположение, Он не обинуясь говорил о Себе столь смиренные слова, то тем более Он говорил бы подобным образом, если бы был создан, чтобы кто–нибудь не признал Его несозданным, — напр.: «не думайте, что Я рожден от Отца; Я сотворен, а не рожден, и — не одного с Ним существа». Но Он делает все напротив. Он употребляет такие выражения, которые невольно, даже не желающих того, заставляют принять противное мнение. Так, Он говорит: — «… что Я в Отце и Отец во Мне » (Ин. 14:10, 11); также: «… столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; …» (ст. 9); или: —  дабы все чтили Сына, как чтут Отца …. (Ин. 5:23); «… как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет » (ст. 21); « Отец Мой доныне делает, и Я делаю » (ст. 17); « Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;… Я и Отец — одно » (Ин. 10:15, 30). Везде употребляя выражение: « как » и: « так и », показывает, что Он едино с Отцем и что имеет нераздельное с Ним существо. А силу власти Своей Он обнаруживает как в этих же изречениях, так и во многих других, — так, напр., когда говорит: « умолкни, перестань; хочу, очистись; повелеваю тебе, дух немой и глухой, выйди из него » также: «… слышали, что сказано древним: не убивай, … А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… » (Мк. 4:39; Мф. 8:3; Мк. 9:25; Мф. 5:21). И все другое подобное, что Он законополагает и чудотворит, достаточно доказывает власть Его; а лучше сказать, и самая малейшая часть того может вразумить и убедить людей, не совсем бесчувственных. 5. Но таков дух тщеславия, что оно ослепляет разум увлекаемых им людей, даже в отношении к самым очевидным предметам, побуждает противоречить даже признанным истинам; а других, и очень хорошо разумеющих истину и уверенных в ней, заставляет лицемерно противостоять ей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4.2. Экклезиологичность церковной молодежной работы заключается в объединении молодых людей вокруг Евхаристической Чаши – зримого воплощения единства с Богом и друг с другом. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). 4.3. Преемственность . Полноценное воцерковление молодых людей за редким исключением возможно только внутри христианской приходской общины. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих. ( 1Кор.12:12–14 ). Перед приходом стоит задача передачи опыта реальной веры молодым христианам, и при этом жизнь молодежи на приходе должна складываться вместе с жизнью всей церковной общины, т.е. не только духовенства, но и мирян, образуя новые формы совместного хозяйствования, досуга и профессиональной деятельности. 4.4. Свидетельство. Молодежная работа в Церкви призвана стать проповедью о Христе Воскресшем, свидетельством о полноте церковной жизни как духовной радостной жизни в Боге, опытом переживания веры. Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ) – говорит Господь. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес. 5:16 ) – пишет апостол Павел. Необходимо так построить церковную работу с молодежью, чтобы, проникаясь пасхальным благовестием, юноши и девушки постигали истинный смысл христианской жизни через исполнение святых заповедей, преодолевали собственные страхи и предубеждения, приобщались к духовной радости и учились разделять ее с ближними. 4.5. Совершенствование. Церковная молодежная работа невозможна без формирования у молодежи понятий о святости, грехе, добре и зле, без внутренней духовной работы над своим сердцем. Научение молодых людей догматическим основам православной веры является залогом формирования православного мировоззрения и правильного развития духовной жизни. Важным контекстом церковной работы с молодежью является возрастание в христианской стойкости к соблазнам греха и искушениям мира, осознанности выбора свободы во Христе, как свободе от греха. В то же время не следует вести работу, основанную на запретах и долженствованиях. Напротив, она должна отвечать на призыв Бога: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ) ...будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Здесь он поражает также Маркиона, - хотя не слишком сильно, однако же поражает. Вообще во всем послании он их опровергает. Он назвал Сына, как я сказал, сиянием славы, - и хорошо. Сам Христос, послушай, что говорить о Себе: " Я свет миру " (Иоан. 8:12). Для того (и апостол) назвал Его сиянием, чтобы показать, что и там сказано то же самое, т.е., что (Сын от Отца) как свет от света. Впрочем не только это здесь показывается, но и то, что Он просветил наши души. Словом: сияние (апостол) выражает равенство по существу и близость к Отцу. Посмотри, какая тонкость в словах: именуя единое существо, названное ипостасью, он доказываете что (Сын и Отец) две ипостаси, подобно как он делает и в отношении к Духу. Как он говорил, что одно ведение у Отца и Духа (1Кор. 12:4,5), которое действительно одно и нисколько не различно само в себе, так и здесь он употребляет одно слово для доказательства двух ипостасей. При этом присовокупляет: " и образ " . Образ - нечто отличное от первообраза, впрочем отличное не совершенно, но в отношении к самостоятельности; так и здесь " образ " означает безразличие от Того, чей образ, сходство с Ним во всем. Если же Он называется подобием и образом, то что скажут на это (еретики)? И человек, скажут, называется образом Божиим (Быт. 1:26). Но так ли, как Сын? Нет, скажут, но (отсюда и видно), что образ не означает сходства. Напротив, когда человек называется образом (ε), то означается сходство (его с Богом), сколько возможно человеку. Что Бог на небе, то человек на земле, т. е. по владычеству; как он обладает всем на земле, так Бог обладает всем на небе и на земле. А с другой стороны, человек не называется таким же образом (), не называется таким же подобием (ο), не называется сиянием, чем означается существо, или сходство по существу. Как " образ раба " (Фил. 2:7) означает не что иное, как совершенного человека, так и образ Бога означает не что иное, как Бога. " Сей, будучи " - говорит, - " сияние славы " . Посмотри, как поступает Павел. Сказав: " Сей, будучи сияние славы " , - он далее присовокупляет: " воссел одесную престола величия " ; из всех употребляемых названий он не находит ни одного, которое выражало бы самое существо (Божие).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1603...

И это не потому, что мы с нею одной природы, но у нас в отношении к жене гораздо более важная причина, именно — что (муж и жена) не два тела, а одно: он — глава, а она — тело. Но как же в другом месте говорит он: « а Христу глава — Бог » (1 Кор. 11:3)? Это говорю и я, то есть, что как мы одно тело, так и Христос и Отец — одно. Оказывается таким образом, что и Отец глава наш. (Апостол) выставляет два сравнения, т. е. с телом и с Христом. Потому и присовокупляет: « Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви » (ст. 32). Что это значит? Называет (брак) великой тайной, потому что на нее указывал, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей, или лучше — Бог. При том, « я говорю », — говорит, — « по отношению ко Христу », так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался « один дух » с ней: « соединяющийся с Господом есть один дух с Господом » (1 Кор. 6:17). Хорошо сказал: тайна велика есть, — как бы указывая на то, что иносказательное доказательство не уничтожает необходимости любви. « Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа » (ст. 33). Подлинно, это — таинство, и великое таинство, потому что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, в болезнях родила, (оставивши) тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, — сочетается с той, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно, это — таинство. И родители не печалятся, когда так делается, но напротив печалятся, когда этого не бывает, и, в знак радости, не жалеют денежных издержек и расходов. Поистине, это — великое таинство, заключающее в себе какую–то сокровенную мудрость. Это показал и древний пророк Моисей; об этом и ныне вопиет Павел, говоря: « По отношению ко Христу и к Церкви ». Впрочем, так сказано не по отношению только к мужу, но и к жене, чтобы он согревал ее, как плоть свою, как и Христос Церковь, а жена чтобы боялась мужа.

http://predanie.ru/book/68223-tolkovaniy...

Он говорит им: «Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так; но кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий, как служащий». В мире существуют различные степени положения и состояния. Здесь большое различие между господами и слугами, между предстоящими и подчиненными, между царями и подданными. Но в Царстве же Божием, напротив, все мы равны, между нами нет никакого различия. Бог наш не лицеприятен. Будь то молодой, богатый или старый, почетный или бедный, образованный или необразованный: все мы одинаково бедные грешники в очах всеведущего и пресвятого Бога, все мы одинаково чада Божии по милости Его во Христе Иисусе. Вот почему Господь и сказал: «Но вы не так». В Царстве Божием имеет силу только одно основное положение, которое выставил и высказал апостол Павел: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). И только тот больший и более почетный, который служит братьям в сердечной и преданной любви. Поэтому и указывает Иисус Христос далее на свой собственный пример, говоря ученикам своим: «Ибо кто больше: возлежащий или служащий, не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». И что Он засвидетельствовал словом Своим, то подтверждает и непосредственно за этим в деле, когда Он, сложив с Себя одежды Свои, опоясывается полотенцем, наливает воду в омывальницу и начинает омывать Своим ученикам ноги. «Я посреди вас, как служащий». В этих словах изображена вся жизнь Спасителя от Его рождения до вознесения Его на небо. Он и Сам в одном месте сказал о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20, 28 ). Да, Он был среди нас, как служащий. В самоотверженной любви Он служил Своим братьям чрез Свое слово, чрез обитание среди людей, чрез чудеса, чрез молитвы и заступления и, наконец, чрез горькие страдания и смерть. Господь господствующих, который по Своему высокому и недоступному величию мог на вопрос Пилата, римского наместника: «Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь» ( Ин. 18, 37 ); Единородный Сын Отца, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его – послужил для нас не только Своим делом и Своими Дарами, но и пролил за нас кровь Свою и жизнь Свою оставил за нас. Потому-то Он и по человеческой природе Своей сделался величайшим и высшим в Царстве Божием. Посему Бог превознес Его и дал Ему имя выше всяко го имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь, во славу Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха; рожденным прежде веков от Отца по Божеству, и Его же – в последние дни, ради нас и ради нашего спасения, [рожденным] от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемым (при этом различие двух естеств никак не уничтожается их соединением, а напротив, сохраняется свойство каждого естества, совокупляемого в единое лицо и в единую ипостась), не на два лица рассекаемым или разделяемым, но одного и того же Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как учили о Нем в древности Пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов наших. Анафематизмы 165-ти святых отцов пятого вселенского собора, константинопольского 553 г. Против «трех глав» 1 . Если кто не исповедует одно естество или существо Отца и Сына и Святого Духа, и одну силу и власть, Троицу единосущную, одно Божество, поклоняемое в трех ипостасях или лицах, тот да будет анафема. Ибо един Бог и Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все. 2 . Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он же сошел с небес, и воплотился от святой славной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нее, тот да будет анафема. 3 . Если кто говорит, что иной есть Бог Слово, творивший чудеса, и иной Христос пострадавший, или говорит, что Бог Слово был со Христом, родившимся от Жены, или был в Нем, как иной в ином, а не (говорит, что) один и тот же есть Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, воплотившийся и вочеловечившийся, и Его же самого суть чудеса и страдания, которые Он претерпел добровольно плотью, тот да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него ( 1Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал:  «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано:  «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2, 19). Ин.10:15 .  Как Отец знает Меня,  так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет  «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения  «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова  «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. Ин.10:16 .  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Мне  «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово  «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. и будет одно стадо, и один Пастырь. «Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника »  ( Гал. 3, 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010